Хариджиты (ибадиты, азракиты, надждиты и т.д.)
Адепты и распространение.
Сегодня хариджиты распространены главным образом на юге аравийского полуострова . В султанате Оман ибадиты, одно из хариджитских течений, является преобладающим среди местных мусульман.
Название.
По арабски «хариджит» (خوارج) переводится как «покинувший, вышедший». Связано это с тем, что именно хариджиты стали первой религиозной группой, открыто отмежевавшейся от традиционного ислама.
История возникновения.
Своё происхождение все хариджиты ведут от воинов халифа Али, которые взбунтовались после заключения им перемирия с Омейядскими халифами. В результате халиф Али ибн-Талиб был убит, а восставшие создали на юге современного Ирака собственное государство. В дальнейшем хариджиты разделились на несколько течений – ибадиты, мухаккимиты, азракиты, надждиты и т.д.
Идеология и обычаи.
В целом религиозная идеология хариджитов не противоречит суннитской. Разница заключается в том, что они признают праведными лишь двух первых халифов. Двоюродного брата пророка Али ибн-Талиба, почитаемого и суннитами и шиитами, они вообще считают вероотступником. Наиболее воинственные направления хариджизма (азракиты и надждиты) практикуют методы убийств политических и духовных противников, что по их мнению восходит к убийству первыми хариджитами халифа Али.
Салафиты
Является одним из наиболее радикальных течений в суннизме. Последователи его активно выступают за «чистый ислам» и борьбу с «неверными», к которым они традиционно причисляют и своих оппонентов и внутри мусульманского сообщества. Понятие салафизм весьма расплывчато: в наиболее широком смысле, это обобщённое название для всех фундаменталистских направлений суннизма.
Адепты и распространение.
Салафизм в чистом виде более всего распространён на Ближнем Востоке – в Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии, Секторе Газа и Сирии. В России пик активизации салафитского движения пришёлся на годы конфликта в Чечне (1994 – 2009 гг.). Число его сторонников в мире значительно возросло в начале третьего тысячелетия, что проявляется в активизации ряда радикальных религиозно-политических организаций, идеологически тесно связанных с салафизмом: «Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусра», «Братья мусульмане», «Боко Харам», «Хамас», и т.п.
Название.
Салафия (سلفية) переводится с арабского как «предки», что связано с их борьбой за возврат к «вере праведных предков».
История возникновения.
Идеи салафизма, как призывов к возвращению «чистого ислама» можно усмотреть ещё в конце 7 века, во времена большого раскола мусульманской уммы (сообщества). В 18 — 19 веках идеи салафизма были взяты на вооружение борцами за национальное освобождение арабов от европейской и турецкой экспансии. Первоначальная, «не испорченная» вера предков пропагандировалась салафитами как основа побед армий «праведных халифов» над своими врагами.
Но в целом салафиты достаточно снисходительно относились к религиозным особенностям различных течений ислама. В ходе преследования властей, многие салафитские проповедники вынуждены были бежать на родину пророка — в Саудовскую Аравию. В итоге салафия тесно переплелась с господствующим там ваххабизмом, вобрав в себя многие его радикальные положения, превратившись в довольно экстремистское и непримиримое течение.
Идеология и обычаи.
Главное положение, на котором основана салафия, это тахиуд – вера в единого Бога. Кратко тахиуд выражается изречением «Нет Бога кроме Аллаха». Главной сферой деятельности салафитов является борьба за очищение веры от различных нововведений. Истинный ислам для них – это вера, бытовавшая во времена Мухаммеда и четырёх «праведных халифов». Все же остальные наслоения и традиции салафиты называют «бида» — ересь.
Так, салафия запрещает совершать паломничество к могилам мусульманских святых, в том числе и к мавзолею Мухаммеда, обосновывая это как возрождение культа усопших. В салафии запрещено обращаться с молитвами или просьбами о заступничестве к пророку или иным святым, поскольку «на всё на земле есть воля Аллаха», и только ему дано управлять судьбой человека. Салафиты отрицательно относятся к любым мусульманским философским или правовым школам, считая их попытками переосмысления, искажения положений Корана.
К примеру, салафиты крайне отрицательно относятся к попыткам суфиев философского постижения Корана и сунны. Между тем, салафия не является однородным течением. Внутри неё имеются как фундаменталистские организации, действующие методами террора, так и миролюбивые направления, отрицающие всякое насилие. К числу последователей мирной борьбы за чистоту ислама, с помощью проповеди и убеждения, относятся салафиты-пуристы.
Шииты
Адепты и распространение.
Шиизм является вторым по значимости и численности направлением ислама. Число последователей шиизма составляет около 150 миллионов человек (10% от всех мусульман). Данному течению следуют большинство верующих в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Исповедуют шиизм треть жителей Ливана и Кувейта, Йемена и 1/5 часть жителей Афганистана и Саудовской Аравии. Среди шиитских организаций наибольшую известность в мире имеет «Хезбалла» — ливанская вооружённая группировка, активно участвующая в конфликтах на Ближнем Востоке (Арабо-Израильские конфликты, гражданская война в Ливане и в Сирии).
Название.
В переводе с арабского «ший-а» ( ) означает «последователь, приверженец». Под этим подразумевается убеждённость шиитов в том, что их путь следования веры — единственно правильный. Другая версия гласит, что такое наименование шииты получили за поддержку, оказанную ими двоюродному брату пророка – халифу Али в его войне с халифами Омейядами (сторонниками суннизма).
История появления.
Появление шиизма относят к периоду «великого раскола» единой мусульманской уммы (общины) в конце 7 века. Как результат, ислам распался на несколько течений, одним из которых и стал шиизм. В ходе внутренней междоусобицы часть уммы, будущие шииты, выступили на стороне Али, последнего из «праведных халифов».
Идеология и обычаи.
В отличие от суннитов, шииты признают единственным праведным халифом Али абу-Талиба, двоюродного брата и сподвижника пророка. Его потомки, имамы, считаются его единственно законными духовными наследниками. В этом состоит ещё одно отличие шиитов от суннитов: сунниты полагают должность халифа выборной из наиболее праведных последователей веры, в то время как в шиизме сан имама может наследовать только мужчина из рода Али.
Имамы в данной традиции считаются посредниками между Аллахом и верующими. Идеология шиизма базируется на пяти основных догматах веры: таухид (монотеизм), адль (вера в божественную справедливость), набувват (вера в исламских пророков), имамат (вера в праведность 12 имамов) и маад (вера в загробный мир).
Особенностью шиизма является вера в двенадцатого имама из рода Али – пророка Махди, который ушёл из нашего мира в пятилетнем возрасте и должен явиться вновь перед концом мира в виде мессии. В остальном же они, как сунниты почитают коран и общемусульманские святыни в Мекке и Медине. Но наряду с этим, в качестве святынь почитаются места, связанные с 12 праведными имамами (Кербела, Наджаф, Мешхед и т.п.). От времён гонений на шиизм сохранился принцип «сокрытия веры», согласно которому верующий для спасения своей жизни может внешне отказаться от своих убеждений, в душе оставаясь шиитом.
Шиизм, в свою очередь распадается на несколько течений, основное из которых – иснаашариты (двунадесятники). Среди других, более мелких общин можно назвать алавитов, друзов, исмаилитов, зейдитов.