Новгородский Софийский собор |
Новгородская и Старорусская епархия
Новгородской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, 12
- Тел.; факс: 63-33-42
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: ГО Великий Новгород, Батецкий, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Маловишерский, Марёвский, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский, Чудовский и Шимский районы Новгородской области
- Кафедральные соборы: Софийский в г. Великом Новгороде, Воскресенский в г. Старой Руссе
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Становление епархии
Новгородская кафедра — одна из древнейших на Руси. По некоторым данным она была учреждена в 951 году [1]. Первый известный Новгородский святитель, Иоаким Корсунянин, прибыл в Новгород в конце века, вероятнее всего в 992 году. Владыка начал апостольские труды с простройки школы и храмов, среди которых был вероятно и деревянный Софийский собор. При святителе Луке Жидяте и благоверном князе Владимире Ярославиче, вероятно в 1045 году, был заложен каменный Софийский собор, который затем на века сделался духовным и просветительским центром Новгородской земли, главным её символом.
Новгородская епархия охватила огромную территорию Северной Руси, на которую простиралась светская власть Господина Великого Новгорода. Переход от княжеского единовластия к вечевому строю гражданского управления, который произошёл в Новгородской земле в первой половине XII века, во много обусловил особенности развития местной церковной жизни. Общественно-религиозным центром жизни новгородцев стала церковь, возле которой собиралось уличанское вече, выбирались должностные лица, решались различные вопросы.
Архиепископия Господина Великого Новгорода
Усиление и обособление Новгородской земли от Всероссийского великого князя сопровождалось переустройством Новгородской епархии на автономных началах. Вначале епархия была в полной зависимости от Киевского митрополита, который назначал сюда епископов так же как и в другие епархии Русской земли. Но не поздее середины XII века порядок изменился, и новгородцы сами стали избирать себе архиерея — принято считать, что первым избранным владыкой был святитель Аркадий, в 1156 году. Эту перемену объясняют дарованием Новгородской кафедре особых привилегий от Константинопольского патриарха, в награду за верность каноническому порядку проявленную предыдущим Новгородским святителем Нифонтом. С 1165 года, с взошествием на престол святителя Илии, Новгородская кафедра стала первой на Руси архиепископией. Согласно укладу бытовавшему тогда в Константинопольской Церкви, титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, которые подчинялись не областному митрополиту, а непосредственно патриарху. Святителю Василию Калике в 1346 году было пожаловано ещё и право ношения крещатых риз, каковой привилегией пользовались в то время только самые высокопоставленные иерархи Константинопольской Церкви.
Таким образом Всероссийский митрополит лишь рукополагал выбранных в Новгороде владык. Выбор обычно совершался через жребий, но иногда избрании принимало участие и вече, и предыдущий митрополит. При этом, особенно в первой половине XIII века, новгородцы часто изгоняли неугодных им владык.
Новгородские владыки обладали как канонической и государственной властью. По канонической власти владыка учил, посвящал в сан, правил духовенством и монастырями, ведал богоугодными заведениями, следил за нравственным состоянием не только духовенства, но и мирян. Суду владыки подлежали, например, ссоры в семье или споры по имуществу. Еще одной обязанностью, утвержденной грамотой Всеволода Мстиславича, являлось заведование всеми торговыми мерами и весами. Государственная сторона деятельности владыки выражалась в том, что он принимал участие во всех переговорах с русскими князьями и послами иностранных государств. Часто бывшие в Новгороде волнения и мятежи прекращались после вмешательства владыки. Начиналась война или заключался мир только по благословлению владыки, который имел и свой полк.
Новгородская архиепископия была вероятно богатейшей из русских епархий своего времени. Казна новгородских владык, хранившаяся на хорах Софийского собора, использовалась во время войн, для заключения мирных договоров (контрибуции), для выкупа пленных и т.д. Шли ее средства и на общественные дела (строительство каменных стен кремля, моста и пр.), а также возводились храмы, оказывалась помощь во время бедствий. Основу богатства новгородской кафедры составляли различные пожертвования, главными из них были земельные. В XIV- веках новгородский владыка стал крупнейшим землевладельцем. Вторым по значению церковным лицом в новгородской епархии был архимандрит Юрьева монастыря. Остальные монастыри управлялись игуменами.
В эту эпоху в Новгородской земле идёт деятельное храмоздательство, основываются многочисленные монастыри, ведётся проповедь Евангелия среди карелов и других язычников северных земель. Самобытная новгородская школа возникает в ряде церковных искусств, особенно — в храмоздательстве и иконописи. Усилия Новгородских владык помогают подъёму учености и книжности. Наконец, важнейшим проявлением церковной жизни было появление целого сонма святых просиявших в Новгородской земле. По числу прославленных святых древняя Новгородская архиепископия превосходила прочие русские земли; из 30 владык занимавших кафедру Великого Новгорода до 1478 года 17 причислены к лику святых. Прославились здесь также чудотворные иконы Божьей Матери: Знаменская, Тихвинская, а также икона Софии Премудрости Божией.
В составе Московский иерархии
Усиление Москвы и обособление Русской Православной Церкви от Константинопольской обусловило утрату Новгородской независимости как в гражданских так и церковных делах. После первого удачного похода на Новгород в 1471 году великий князь Московский Иоанн Васильевич принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве.» Последним Новгородским архиепископом, избранным по жребию, стал преподобный Феофил. После окончательного покорения Новгорода Москве, святитель Феофил был сведён с кафедры по повелению великого князя. Епархия лишилась значительной доли своих богатств: в год покорения Великого Новгорода Иоанн Васильевич вывез в Москву казну Софийского дома и отнял значительную часть земельных владений архиепископа и крупных монастырей. В 1492 году, по повелению великого князя, Новгородский архиепископ уступил Вологду Пермской кафедре.
Несмотря на потерю самостоятельности, Новгородская кафедра сохранила особое положение. Новгородский владыка единственный среди руссих иерархов носил белый клобук. Доходы кафедры продолжали превосходить доходы других епископов. Новгородский святитель Геннадий совершил труд великого значения для всей Церкви возглавив собрание первого полного кодекса Библейских книг на церковно-славянском языке. Его наследник, святитель Серапион, храбро защищал неприкосновенность своей церковной области от митрополита и великого князя, за что поплатился смещением с кафедры и заточением. В XVI веке Московские правители продолжали борьбу с влиянием новогородской кафедры. Так, с 1509 по 1526 год на Новгородский престол не ставился архиерей. Поход на Новгород царя Иоанна Грозного в 1569-1570 годах оказался для епархии разрушительным. Однако, позднее царь Иоанн уже пытался отчасти возместить потери: Софийскому собору возвращены две знаменитые иконы, отлит новый колокол на «колоколище во владычном дворе,» делались крупные пожертвования.
В связи с учреждением на Руси патриаршества, значительное церковное переустройство коснулось и Новгородской кафедры. 26 января 1589 года Новгородская архиепископия была возведена в ранг митрополии, но её территория — в то время самая обширная в Русской Церкви — была урезана путём выделения самостоятельной Псковской епархии. Образование патриаршей области также внесло коррективы в границы епархий. Наконец, около того же времени для окормления земель Корельского уезда была учреждена викарная Корельская кафедра в составе Новгородской.
В начале XVII века Новгородская Церковь пережила страшное разорение: шведы «разориша вся святые места, и монастыри и церкви, и вся сосуды златые и серебряные, и кузнь, и раки святых поимаша
.» Однако епархия восстановилась, и в последующие годы оставалась второй по важности кафедрой Великороссии. В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские патриархи Никон, Питирим и Иоаким.
При патриархе Никоне Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский уезды Новгородской епархии были приписаны к вотчинам его «особых» монастырей: Иверского и Воскресенского. 18 марта 1682 года из состава Новгородской епархии была выделена Холмогорская (впоследствии Архангельская).
Синодальный период
Синодальный период ознаменовался подъёмом новой столицы — Санкт-Петербурга — которая выросла на территории Новгородской епархии и затмила древний престольный град. После отвоевания у Швеции Ингерманландии, новоприсоединённые земли с городами Выборг, Ямбург (ныне Кингисепп), Нарва, Копорье и Шлиссельбург вошли в состав Новгородской епархии. Однако, с 1708 года по настоянию царя Петра I этим карем стал заведовать особый «духовный судья» остававшийся в подчинении архиерея лишь номинально. К Санкт-Петербургскому уделу перешли некоторые монастыри Новгородской кафедры. В 1715 году номинальное архипастырское попечение о Санкт-Петербурге и прилежащих землях было передано вдовствующей патриаршей кафедре. Первый Новгородский архиерей поставленный после начала Петровских реформ, Феодосий (Яновский), не получил титула митрополита и предпочёл пребывать в Санкт-Петербурге.
В 1740 году открылась Новгородская духовная семинария. В 1764 году из состава Новгородской епархии была выделена Олонецкая.
С 1775 года, за исключением крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался с наименования «Новгородский». Только в 1892 году, с назначением владыки Феогноста (Лебедева), независимость Новгородской кафедры снова утвердилась и на неё стали назначаться самостоятельные архиереи.
В 1892 году в составе епархии было учреждено Кирилловское викариатство, а в 1907 году — ещё Тихвинское.
Советский период
Революция 1917 года открыла период безбожных гонений в СССР и Новгородская епархия сполна разделила участь Православной Церкви в России. Между началом 1920-х и серединой 1930-х годов в составе епархии некоторое время действовали Боровичская (с 1934 года самостоятельная), Валдайская и Демянская викарные кафедры. После всесоюзных волн антицерковных репрессий и кампаний по закрытию храмов, в конце 1930-х годов было уничтожено почти все духовенство епархии.
К началу Великой Отечественной войны в Великом Новгороде действовал один лишь Михаило-Архангельский собор на Прусской улице. Богослужение в нем продолжалось и во время немецкой оккупации. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм — Никольский собор, после закрытия которого в 1962 году службы стали совершаться в церкви святого Филиппа Апостола.
При этом Новгородская епархия была выделена из состава Ленинградской 22 ноября 1956 года, но 7 октября 1967 года вновь слита с ней. Однако, в последующие годы при служении в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
Новейшее время
Решением Священного Синода от 20 июля 1990 года Новгородская епархия снова стала самостоятельной. Началось возрождение церковной жизни — стали открываться старые храмы и обители, в ряде мест строились новые церкви. Новгородский кафедральный Софийский собор был возвращен Православной Церкви в 1991 году.
До 2011 года епархия охватывала территорию Новгородской области. 28 декабря 2011 года из её состава была выделена Боровичская епархия, вместе с которой Новгородская епархия была включена в новоучрежденную Новгородскую митрополию. В составе Новгородской епархии были оставлены районы в центре и на западе Новгородской области.
Исторические названия
- Новгородская (992 — 1166)
- Великоновгородская и Псковская (1166 — 26 января 1589)
- (Велико)Новгородская и Великолуцкая (26 января 1589 — 1 января 1775)
- Новгородская и Санкт-Петербургская (1 января 1775 — 16 октября 1799)
- Новгородская и Олонецкая (16 октября 1799 — 19 декабря 1800)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская (19 декабря 1800 — 4 декабря 1803)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (4 декабря 1803 — 26 марта 1818)
- Новгородская и Олонецкая (26 марта — 25 июня 1818)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (25 июня 1818 — 4 ноября 1848)
- ? Новгородская и Олонецкая (4 ноября — 20 ноября 1848)
- Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (20 ноября 1848 — 24 июня 1865)
- Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская (24 июня 1865 — 1891/1892)
- Новгородская и Старорусская (1891/1892 — 1943)
- ? Новгородская (26 мая 1944 — 7 сентября 1945)
- ? Новгородская (22 ноября 1956 — 23 августа 1959)
- Новгородская и Старорусская (23 августа 1959 — 7 октября 1967, с 20 июля 1990)
Статистика
- кон. в. — 55 мужских и женских монастырей [2]
- 1702 — 1017 церквей [2]
- ок. 1722 — 1282 церкви [2]
- кон. XIX в. — ок. 1000 церквей (из них 700 приходских), 32 мужских и женских монастыря [2]
- нач. в. — 954 церкви (из них 742 приходских), 41 монастырь (24 муж., 17 жен.) [2]
- 1912 — 986 церквей, 3201 часовен и молитвенных домов; 43 монастыря (из них 15 женских), 1 женская община, 1 монастырское подворье; 1 духовная семинария, 7 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 704 церковные школы; 830 библиотек при церквях; 11 больниц при церквях и монастырях, 30 богаделен [3].
- 1 января 1958 [4] — 41 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
- 1987 — в Новгородской области 24 действующих храма [5]
Архиереи
- Свт. Иоаким Корсунянин (992 — 1030)
- Ефрем (1030 — 1035) в/у, не архиерей
- Свт. Лука Жидята (1036/1037 — 15 октября 1059)
- Стефан I (1060 — 1068/1069)
- Феодор (1069 — 1077/1078)
- Свт. Герман (1078 — 1095/1096)
- Свт. Никита Затворник (1096 — 30 января 1108)
- Иоанн I (Папин) (1108/1110 — 1130)
- Прп. Нифонт (ноябрь-декабрь 1130 — 1156)
- Свт. Аркадий (1156 — 9 сентября 1162)
- Свт. Илия, в схиме Иоанн II (ок. 1162 — 1186) до 28 марта 1165 — избранный
- Свт. Григорий (1186 — 24 мая 1193) до 1187 — избранный
- Свт. Мартирий (19 октября 1193 — 24 августа 1199) до 10 декабря — избранный
- Митрофан (1199 — 3 июля 1223) до 3 июля 1201 — избранный, в 1211-1219 — изгнан с кафедры новгородцами
- Свт. Антоний (1212 — 1219)
- Арсений Чернец (1223 — 1225)
- Свт. Антоний, 2-й раз (1225 — 1228)
- Арсений Чернец, 2-й раз (1228)
- Свт. Антоний, 3-й раз (1228 — 1229)
- Спиридон (1229 — 1249)
- Далмат (1250 — 21 октября 1273/1274)
- Климент (1274 — 22 мая 1299)
- Свт. Феоктист (1300 — 1307)
- Давид (5 июня 1309 — 5 февраля 1325)
- Свт. Моисей (1325 — 1330)
- Свт. Василий Калика (25 августа 1331 — 3 июля 1352)
- Свт. Моисей, 2-й раз (1352 — 1359)
- Алексий (1359 — апрель 1388)
- Иоанн III (7 мая 1388 — 20 января 1415)
- Свт. Симеон (22 марта 1416 — 15 июня 1421)
- Феодосий I (1 сентября 1421 — 30 августа 1423)
- Евфимий I (Брадатый) (1423 — 1 ноября 1429)
- Свт. Евфимий II (Вяжицкий) (13 ноября 1429 — 10 марта 1458)
- Свт. Иона (май 1458 — 5 ноября 1470) до 1459 — избранный
- Прп. Феофил (1470 — июль 1482) до 15 декабря 1472 — избранный, с 19 января 1480 — изгнан и заточен
- Сергий (4 сентября 1483 — 27 июня 1484)
- Свт. Геннадий (Гонзов) (12 декабря 1484 — 26 июня 1504)
- Свт. Серапион I (15 января 1506 — май 1509)
- 1509 — 1526 — междуархиерейство
- 1716 — 1721 — междуархиерейство
- 1736 — 1740 — междуархиерейство
- 1753 — 1757 — междуархиерейство
- 1767 — 1775 — междуархиерейство
- 1 января 1775 — 16 октября 1799 — объединена с Санкт-Петербургской епархией
- 19 декабря 1800 — 26 марта 1818 — объединена с Санкт-Петербургской епархией
- 26 июня 1818 — 4 ноября 1848 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов
- 20 ноября 1848 — 18 октября 1892 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов
- Серафим (Велицкий) (1922 — 1924) в/у, еп. Мало-Вишерский
- Иоанникий (Сперанский) (1923 — 1924) в/у, еп. Старорусский
- Венедикт (Плотников) (1924 — 1925) в/у, еп. Кронштадтский
- Иосиф (Петровых) (1925) в/у, архиеп. Ростовский
- Алексий (Симанский) (1926 — 11 августа 1933) в/у, архиеп. Тихвинский, Хутынский, митр. Старорусский
- Николай (Ярушевич) (1936 — 1940) в/у, архиеп. Петергофский
- не позднее 4 сентября 1943 — 26 мая 1944 — объединена с Ленинградской епархией
- Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945) в/у, архиеп. Псковский
- 7 сентября 1945 — 1956 — объединена с Ленинградской епархией
- Сергий (Голубцов) (22 ноября 1956 — 23 августа 1959) в/у, еп. Старорусский
- 1967 — 1990 — объединена с Ленинградской епархией
Николай Церпицкий проделал долгий путь до становления митрополитом
Лев (Церпицкий) является митрополитом Новгородским и Старорусским
Николай Церпицкий родился 13 апреля 1946 года в Белоруссии, село Залужье. Отец и дед будущего митрополита были священниками, свой путь отрок продолжил по стопам предков. С ранних лет он был погружен в атмосферу храма, часто помогал отцу во время богослужений. Заметив его усердие, мама сшила его первый в жизни маленький стихарь.
Не смотря на тяжелые времена борьбы с церковью, в семье Церпицких всегда царило благоговение и религиозная среда. Родители воспитывали своих чад (всего у них было трое детей) согласно православным канонам, вместе читали молитвы, посещали монастыри и храмы.
В душе Николая посещение древней русской обители, сохранившей старые монашеские традиции, оставило наиболее глубокий след. Окончив среднюю школу, будущий митрополит отдал свой гражданский долг, отслужив три года в советской армии. Служба никоим образом не сказалась на мыслях и мировоззрении.
Свой дальнейший путь Николай решил продолжить в Ленинградской духовной семинарии, где познакомился со своим будущим покровителем и наставником — митрополитом Никодимом (Ротовым).
Никодим (Ротов) повлиял на судьбу будущего митрополита Льва
В течение обучения Николай часто посещал Новгородские земли, где видел полуразрушенные монастыри и храмы, потухшую духовную жизнь. Подобного рода поездки и разговоры с митрополитом Никодимом послужили принятию окончательного решения отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Церкви Христовой.
В 1971 году Николай принял монашеских постриг, выбрав себе имя папы Римского Льва I. В этом же году он получил сан иеродиакона, и через две недели — иеромонаха.
1971
в этом году Николай принял монашество с именем Лев, получил сан иеродиакона, а после — иеромонаха
На протяжении 4 лет Лев (Церпицкий) занимал пост личного секретаря своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Почетную службу иеромонах совмещал с обучением в Ленинградской духовной академии.
Он активно изучал не только православие, но также другие христианские религиозные направления, что претворилось в его выпускной работе «о Ватиканском Соборе» и нашло отражение в будущей деятельности по налаживанию межконфессионных отношений.
В 1975 году Лев (Церпицкий) окончил Ленинградскую духовную академию
Свою службу Богу Лев Церпицкий продолжил в качестве настоятеля в разных церквях: в Петрозаводске, Марокко, Выборге, после чего получил сан епископа.
В 1982 году архимандрит Лев (Церпицкий) работал настоятелем церкви в г. Рабат (Марокко)
Однако служение этого великого человека не заканчивалось в храме, свои просветительские взгляды он направлял на обретение и развитие нравственных и духовных ценностей человека, а также под его руководством было создано несколько воскресных школ.
Серьезный вклад был сделан в возрождение множества приходов и церквей.
С 1990 года, когда была выделена Новгородская епархия, начинается новая страница в духовной жизни Великого Новгорода. Владыка Лев стал главным церковным лицом и деятелем города и области.
1990
в этом году была выделена Новгородская епархия, ее возглавил Владыка Лев
Несмотря на материальные трудности епархии, с момента вступления на ответственную должность, епископ серьезно взялся за церковное образование в Новгороде.
Под его руководством были организованы катехизисные курсы, проводились просветительские чтения, конференции, открылись воскресные школы и приходы.
По инициативе епископа издавалась газета «София», преобразованная позже в одноименный журнал. Помимо огромного вклада в духовную жизнь новгородцев, Лев Церпицкий занимался изучением истории, сохранением и возрождением древнерусского наследия.
Владыка Лев вместе с президентом В.В. Путиным проводит осмотр в одном из новгородских монастырей
Его усилиями были вновь открыты несколько храмов, в числе которых Софийский собор — сердце православного Новгорода.
Также был создан консультационный совет в составе московских, петербургских и новгородских ученых искусствоведов, архитекторов, историков, археологов и реставраторов, который всячески помогал возрождению древнерусского города.
1991 году, спустя 25 лет, был наконец открыт Софийский собор
Огромные усилия были приложены, чтобы возобновить пасторскую деятельность в Новгородских тюрьмах, милиции и армии. 8 января 2012 года Лев Церпицкий удостоился сана митрополита Новгородского и Старорусского. А за свой неоценимый вклад в культурную, православную и духовную жизнь митрополит получил множество орденов и наград.
Патриарх Кирилл возвел архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в сан митрополита
География благочиний
- Новгородское (ГО Великий Новгород, Новгородский, Батецкий, Крестецкий, Чудовский р-ны):
- г. Великий Новгород , п. Батецкий, п. Бронница, с. Васильевское, с. Вороново, с. Городня, с. Грузино, с. Гудалово, с. Захарьино, п. Крестцы, с. Курицко, с. Кшентицы, с. Лесная, с. Мроткино, с. Наволок, с. Новоселицы, с. Оскуй, п. Панковка, с. Рышево, с. Сабле, с. Савино, с. Сельцо, с. Теребони, п. Тесово-Нетыльский, с. Трубичино, с. Успенское, с. Холова, с. Холынья, д. Хутынь, г. Чудово
- г. Старая Русса, с. Аполец, с. Бакочино, с. Белебелка, с. Борисово, с. Взвад, с. Залучье, с. Леохново, с. Марково, п. Парфино, п. Поддорье, с. Пола, с. Селеево, с. Ужин, г. Холм
- г. Сольцы, с. Велебицы, с. Верехново, п. Волот, с. Дерглец, с. Коростынь, с. Любыни, с. Медведь, с. Молочково, с. Мшага, с. Подгощи, с. Порожки, с. Речки, с. Уторгош, с. Учно, п. Шимск
- г. Демянск, с. Ильина Гора, с. Кневицы, с. Лычково, п. Марево, с. Полново
- г. Валдай, с. Большое Городно, с. Быково, с. Загорье, с. Лучки, с. Любница, с. Плав, с. Шуя
- г. Малая Вишера, с. Бор, с. Оксочи
В тяжелые советские годы в Новгороде проводились богослужения
Время войны и революции оставило печальный след в истории Великого Новгорода. Были закрыты монастыри, практически все храмы, а духовные лица подверглись расстрелу. В 30-е годы на территории города действовала одна церковь — Михаила Архангела, в которой проходили богослужения даже в первое время оккупации.
После захвата немцами, Новгород был практически руинирован: под пеплом оказались все деревянные постройки, исторические памятники были поруганы и разрушены, а крест Софийского собора похищен.
Война не щадила церквей, а главному Софийскому собору был нанесен колоссальный ущерб
Война закончилась, и настало время восстановления утраченного достояния; повсеместно проходили реставрационные и строительные работы. Однако советские власти не благоволили русской православной Церкви, и до 1962 года в Новгороде был один действующий собор — Никольский.
В послевоенные годы богослужения проводились только в Николо-Дворищенском соборе
Монастыри
- Аркадиев Успенский (недейств.)
- Валдайский Иверский (мужской)
- Верендовский Никольский (недейств.)
- Варлаамо-Хутынский (женский)
- Деревяницкий Воскресенский (недейств.)
- Клопский (мужской)
- Короцкий Тихонов (недейств.) [6]
- Леохновский Преображенский (недейств.)
- Николо-Вяжищский (женский, ныне ставропигиальный)
- Николо-Косинский (женский)
- Новгородский Антониев (недейств.)
- Новгородский Арсениев Богородице-Рождественский (недейств.)
- Новгородский Юрьев (мужской)
- Перынский скит (женский)
Ранее подчинённые епархии
- Антониев-Дымский (мужской, ныне в пределах Тихвинской епархии)
- Трифоно-Печенгский (мужской, ныне в пределах Североморской епархии)
Учебные заведения
- Новгородская духовная семинария (недейств.)
- Новгородское духовное училище
- Новгородское женское училище (недейств.)
- Старорусское духовное училище (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Белозерское духовное училище (недейств., ныне в пределах Череповецкой епархии)
- Боровичское духовное училище (недейств., ныне в пределах Боровичской епархии [7])
- Кирилловское духовное училище (недейств., ныне в пределах Вологодской епархии)
- Тихвинское духовное училище (недейств., ныне в пределах Тихвинской епархии [8])
- Устюженское духовное училище (недейств., ныне в пределах Череповецкой епархии [9])
Священнослужители боролись за православную веру и церкви
Непомерный вклад в развитие и формирование будущей митрополии внесли служители новгородской епархии. Первые шаги по укреплению и развитию религиозной жизни города сделал митрополит Никодим (Ротов), стоявший тогда во главе новгородской кафедры.
Никодим (Ротов) начал возобновление древнего города и его духовной жизни
Однако началом возрождения Старорусского благочиния можно считать 1990-е годы. После выделения Новгородской епархии из Ленинградской митрополии, правящим архиереем стал Лев (Церпицкий). Именно радением Архипастыря укрепилась епархия.
А в 2012 году, после образования новой митрополии, он заслуженно занял главный пост — митрополита Новгородского и Старорусского.
2012
в этом году Лев Церпицкий заслуженно становится митрополитом Новгородским и Старорусским
Этот харизматичный и самобытный деятель духовенства, вдохнувший новую жизнь в духовную культуру всей новгородской области, заслуживает отдельного внимания.