Преподобный Мартиниан Кесарийский
Мартиниан Кесарийский, Палестинский (+ ок. 422), преподобный. Память 26 февраля (13 февраля).
В Палестине, близ города Кесарии, находится гора, называемая «Ковчежное место». Много пустынников подвизалось на ней, и между ними блаженный и достохвальный инок, исполненный Божественной благодати — святой Мартиниан. С юного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою, Мартиниан, восемнадцати лет от роду, оставил город, своих сродников, отрекся от мирской суеты и пришел на эту гору для безмолвного и пустынного жития. Проводя жизнь, подобно бестелесным ангелам, он пробыл здесь 25 лет. За свою добродетельную жизнь он удостоился получить от Бога дар — исцелять недуги и болезни. Многие по его святым молитвам исцелялись от различных недугов; многие, одержимые злым духом, приходя к нему на гору, освобождались от козней лукавого. Много других чудес Бог творил по молитвам Своего угодника. День ото дня все более и более преуспевал Мартиниан в своих подвигах; слава о его добродетельной жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть такой добродетельной жизни юного подвижника, столь украсившего себя духовными подвигами.
Сначала он стал всячески искушать блаженного Мартиниана и старался различно устрашить его. Потом древний завистник рода человеческого употребил то оружие, коим некогда изгнал Адама из рая, желая и сего подвижника изгнать из его безмолвной пустыни и лишить вечного блаженства. Однажды, когда блаженный Мартиниан воспевал псалмы Давидовы, диавол принял на себя образ великого змея и, приблизившись к стене кельи святого, начал сильно копать землю. Он хотел подкопать землю и обрушить келью на блаженного. Но Мартиниан без страха и смущения, окончив пение, выглянул в оконце келии и сказал тому змею: «Воистину, тебе подобает ползать по земле; зачем напрасно ты трудишься? Не устрашат меня твои козни. Ибо Господь мой Иисус Христос помогает мне: Он победит твои козни и посрамит твою силу». Услышав это, диавол, изменившись в мрачный вихрь, побежал со стыдом, говоря: «Погоди, погоди; знаю, как тебя победить. Сделаю я тебя своим рабом, развею все твои надежды. Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей кельи, брошу тебя, как лист, гонимый ветром. Тогда посмотрю, кто поможет тебе?» Сказав это, диавол исчез. Мартиниан же был столь крепок в вере, что пребывал без всякой боязни и страха, как будто он не видал никакого привидения. Он только восхвалял Господа, упражняясь в Богомыслии и в чтении и разумении Божественного Писания. После сего случилось следующее. Некоторые жители Кесарии однажды беседовали между собой о добродетельном житии Мартиниана. Они много дивились его мужеству и терпению. Некая жена блудница случайно услышала эту беседу. По диавольскому наущению она приступила к этим мужам с такими словами: — Почему вы так дивитесь житию этого подвижника? Разве уже он столь тверд в добродетели? Если только захочу, я могу поколебать его, как ветер колеблет лист на дереве. И что достойное хвалы нашли вы в нем? Уж не то ли, что он, подобно дикому зверю, удалился в пустыню, не будучи в состоянии бороться в городе с похотью плоти и мирскими соблазнами? И что удивительного, если он бесстрастным остается, не видя никогда ни одной женщины. Вы сами хорошо знаете, что без огня сено не горит; но то было бы весьма удивительно, если бы не загорелось сено, положенное близ огня. Так следует рассуждать и о сем человеке. Если я пойду к нему, и он останется столь же бесстрастным, и не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик не только пред людьми, но и пред Богом и Ангелами Его. После этих слов она поспорила на деньги с теми мужами и отправилась к себе в дом. Здесь она сняла свои богатые одеяния, облеклась в худые и разодранные одежды, покрыла себе голову рубищем и опоясалась веревкой. А всю свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и все, что прельщает ум и глаза юношей, — она вложила в мешок и взяла его с собою. Вечером она вышла из Кесарии и ночью пришла на ту гору в пустыне, где жил преподобный. Ночь была дождливая и бурная. Приблизившись к келье Мартиниана, та жена притворно со стоном стала просить святого: — Помилуй меня, раб Божий! Не оставь меня, окаянную, на съедение зверям. Я заблудилась в пустыне и не знаю, куда идти. Умилосердись, сжалься надо мною в такой беде, и не возгнушайся меня, грешницы, ибо и я — создание Божие. Молю тебя, святый отче, не оставь меня без помощи. Это и многое подобное она говорила с плачем и воплем, блаженный Мартиниан открыл свое оконце, поглядел, и, увидев ее в таком плохом одеянии, стоящую под сильным дождем, помыслил в себе: «О, горе мне, окаянному грешнику. Се ныне предстоит мне искушение: или я должен исполнить заповедь Божию, повелевающую быть милосердным, или должен нарушить свой иноческий обет. Если я не приму в келью сию жену, находящуюся в таком бедственном состоянии, ее пожрут звери или она умрет от великой стужи. Тогда я оскверню свою душу, и буду подобен убийце. Если же я введу ее в свою келью, то боюсь, как бы не постигло меня искушение. Тогда я оскверню и свое тело и свою душу, и буду нечистым блудником пред моим Господом. Не знаю, как поступить мне». И, воздев руки к небу, блаженный Мартиниан воззвал: «Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои» (Пс 24,2): не попусти мне впасть в искушение и сделаться рабом льстивого диавола. Но сохрани меня в час сей и покрой от навета врага, ибо Ты благословен во веки». Помолившись, он открыл двери, ввел в келью ту женщину и, разведя огонь, предложил ей обогреться, затем принес финиковых плодов, которые сорвал с дерева, стоящего недалеко от его кельи, дал ей их и сказал: — Женщина! ешь и грейся здесь у огня, утром же с миром оставь мою келью. После этого он оставил ее во внешней половине кельи, а сам ушел во внутреннюю и запер за собой двери. В третьем часу ночи он, по заведенному им обычаю, стал воспевать псалмы и молитвы. После этого он лег на землю и уснул. Но сатана смутил его в ту ночь похотью плотской. В полночь жена, встав, вынула из мешка все свои украшения и надела их на прельщение святого. Убрав в мешок свое бедное одеяние, она ждала, пока Мартиниан не выйдет к ней. Утром святой вышел из своей половины, желая отпустить женщину из своей кельи. Увидав ее в богатой одежде и украшенную, он не узнал ее. В ужасе он остановился и долгое время молчал. Наконец, сказал ей: — Кто ты и откуда пришла, и откуда на тебе такие бесовские одеяния? Она отвечала ему, что она та самая женщина, которую он сам впустил в свою келью. — Зачем же ты переменила свои одежды? — спросил ее Мартиниан. — Вечером ты была в бедном рубище, теперь же в богатой одежде. Тогда она сказала: — Я из Кесарии Палестинской; я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе. Я совершила такой далекий путь ради тебя. К чему твое воздержание, к чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни жениться. Разве не сказал Апостол Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно»(Евр 13,4). Кто из пророков лишился Царствия Небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня (Быт 5,24; Евр 11,5). Праотец Авраам имел трех жен — и был наречен даже другом Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех Лицах (Быт 18). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа (Быт 24,67). У Иакова были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть Божию славу (Быт 32). Великий Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве не был женат (Исх 2)? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ еврейский от тяжкого рабства иноплеменников и сподобился Небесного Царства. Также Давид, прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад — и все они водворяются в Небесном Царствии. Говоря так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за руки и начала увлекать святого к погибели. — Но если я сделаю тебя своей женой, — сказал Мартиниан, — как мне быть с тобою? Чем мне содержать тебя, когда у меня ничего нет? Ты видишь мою жизнь, с юности я ничего из тленных благ не старался приобрести. На это та жена отвечала: — Господин, ты только пребудь со мной и позволь мне насладиться твоей красотой, а о прочем не заботься. У меня есть дом, много имения: и золота, и серебра, и рабов, и рабынь. Всему этому ты будешь господином. Слыша слова, какие говорила эта жена или, лучше сказать, сам диавол, древний человекоубийца ее устами, Мартиниан начал колебаться, помышляя о совершении греха. Наконец, он сказал жене: — Пережди немного; некоторые обыкновенно приходят ко мне ради благословения. Я пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей, чтобы нас не хулили и не поносили. Сказав это, он вышел из кельи, и, став на находившемся там камне, начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог никому не хочет погибели. Он не пренебрег и трудами святого Мартиниана, подъятыми им с юности, напомнил о молитвах его, оказал ему Свою помощь и злой помысл его пременил на добрый. Сходя с камня, Мартиниан нашел иссохший хворост, взял его и внес в свою келью. Положив его посредине кельи, он зажег его. Когда огонь сильно разгорелся, святой, сняв свои сандалии и вступив в огонь, стоял там до тех пор, пока огонь не начал опалять все его тело. После сего он вышел из пламени и сказал, как бы укоряя самого себя: «Что, Мартиниан, хорош ли сей временный огонь? Приятно ли сие мучение? Если можешь ты его вытерпеть, то тогда и приступи к сей жене. Она, или диавол чрез нее, приуготовит для тебя вечный огонь. Нет, виновна не она, а диавол, внушивший ей сию мысль, — сие делает он потому, что хочет вовлечь тебя в погибельную пропасть. Помысли, недостойный Мартиниан, о предстоящей тебе муке, вспомни о вечном огне; сей временный огонь можно угасить водой. В нем есть и свет. Адский же огонь не имеет никакой светлости, не могут угасить его все моря и реки, сколько их ни существует под небом. Если ты можешь терпеть сей неугасимый огонь, то приступай к жене и соверши свое желание». Так он говорил сам с собою. Когда же боль его начала немного утихать, он снова стал в огонь и стоял там долго, до тех пор, пока возможно было это. Выйдя из костра, он пал на землю и с сердечным сокрушением, вздыхая и плача, он воззвал к Господу: «Господи, Боже мой, милостив будь ко мне грешному, прости омрачение ума моего и мое поползновение ко греху. Ты, испытующий сердца и внутренние помышления, знаешь и мое сердце, Ты ведаешь, что я возлюбил Тебя с ранней юности и ради Тебя опалил огнем мое тело. Прости меня, Владыко мой Господи, ибо Един Ты благ и милостив, яко благословен еси во веки». Так молился святой, лежа лицом к земле: от сильных ожогов он не мог стоять. После этого он начал воспевать: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс 72,1—2). Видя это, жена удивилась, как святой ради спасения своего сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное рубище, упала к ногам святого Мартиниана и со слезами начала говорить ему: — Прости меня, окаянную и грешную, раб Божий; тебе, господин, известно, как сильны и многообразны козни и прелести диавола. Он и мне внушил мысль искусить тебя. Помолись за меня, святый отче, чтобы по твоим молитвам могла получить спасение и я — великая грешница. Знай же, отче, что я уже не возвращусь более в город, не войду в дом мой, не увижу моих родных и знакомых. Нет, я твердо решила оставить мои скверные дела, я буду лишь заботиться о спасении моей окаянной души. Знай и то, господин мой: во имя Господа нашего Иисуса Христа я буду вести с диаволом борьбу тем же самым способом, каким он внушил мне восстать на тебя. И надеюсь посрамить его: сей древний льстец, восставляя меня на тебя, восставил меня на себя самого. Он хотел через меня одолеть тебя, но с помощью Владыки нашего, Который призывает к покаянию и блудниц, он сам побежден будет мною. Это сказала она, проливая слезы. Блаженный же отвечал ей: — Господь мой и Бог да простит тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься, как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу со страстями, налагая на себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого. В ответ на это, она сказала блаженному: — Прошу и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить спасение? Он же отвечал: — Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву по имени Павла, которая построила там святую церковь. Придя к ней, расскажи ей все случившееся и спасайся у нее. Жена, встав, поклонилась ему и сказала: — Молись, отче, за меня грешницу! Святой, удручаемый сильной болью, с большим трудом мог подняться с земли. Он дал на дорогу женщине немного фиников, вывел ее из кельи и, указав ей дорогу к Иерусалиму, сказал: — Иди с миром и спаси свою душу и подвизайся в покаянии. Смотри, не возвращайся назад: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9,62). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганной врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся. Слыша это, жена еще сильнее заплакала и сказала: — И я уповаю на Того, на Кого уповали народы и не посрамились. Я твердо верю и надеюсь, что отныне диавол не найдет слуги во мне. Блаженный Мартиниан, ознаменовав ее крестным знамением, сказал: — Господь Бог мой да сохранит душу твою и соблюдет тебя до конца. Эта женщина, поклонившись святому, ушла, а святой возвратился в келью, где со слезами стал молиться Господу. Между тем та женщина шла, со слезами молясь Богу, чтобы Он наставил ее на путь спасения. Уже наступила ночь, а она все еще шла в пустыне. Здесь же она остановилась на ночлег. Встав утром, она снова продолжала свой путь, молясь и проливая слезы. Лишь только поздно вечером на другой день она пришла в Вифлеем. Войдя в монастырь, построенный блаженной Павлой, она поклонилась ей и рассказала обо всем бывшем. Услышав ее рассказ, блаженная Павла прославила человеколюбца Бога, с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день поучала ее и наставляла на путь спасения. Эта жена стала столь подвизаться и поститься, что много раз блаженная Павла говорила ей: «Щади, чадо, плоть свою, чтобы она не изнемогла, старайся, чтобы тебе возможно было до конца подвизаться в постничестве». Но она не ослабляла своих подвигов. Незадолго до кончины блаженная Зоя — такое имя носила та женщина — просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние. Во извещение Своей милости человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления. Одна женщина, сильно страдавшая глазами, пришла в тот монастырь, надеясь получить исцеление. Блаженная Павла, желая узнать покаяние Зои, сказала ей: «Помолись, чадо, за сию жену: быть может, по твоей молитве Господь подаст ей исцеление». Спустя немного времени, когда Зоя молилась о болящей, та получила исцеление. В благодарность за свое исцеление та женщина постриглась в том монастыре и стала с большим рвением подвизаться в иноческих подвигах. Двенадцать лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во все время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля. Такова была подвижническая жизнь святой, такова была ее кончина. Но обратимся снова к повествованию о блаженном Мартиниане. Преподобный Мартиниан только через семь месяцев исцелился от ожогов. После того он начал так размышлять: «Если я не уйду отсюда в какое-либо другое место, лукавый враг не оставит меня и не даст мне покоя. Да и мне следует жить в таком месте, куда бы вовсе не было доступу женщинам». Помыслив так, он встал и помолился Богу: «Владыко неба и земли, и творец моря! Сотвори то, что будет мне на пользу, не оставь меня, не попусти погибнуть мне до конца, будь мне помощник и покровитель. Господи сил! укажи мне путь спасения». Ознаменовав себя крестным знамением, блаженный вышел из своей кельи и направился к морю. Увидев, что подвижник покинул это место, диавол возопил: — Да будет славно имя мое, ибо я изгнал тебя, Мартиниан, из кельи, опалил твое тело, сделал тебя беглецом и своим пленником. Что же, Мартиниан, ты бежишь отсюда? Но знай, что куда бы ты ни пошел, я всюду последую за тобой; как изгнал тебя из сего места, так изгоню тебя отовсюду, где бы ты ни поселился; не оставлю тебя прежде, чем в конец не одолею тебя и сделаю тебя своим рабом. Блаженный же отвечал: — Немощный и окаянный! Неужели ты, сам не имея никакой силы, думаешь, что изгнал меня из сей келии или думаешь, что я покинул ее в отчаянии? Нет, я вышел отсюда затем, чтобы лучше бороться с тобою и победить тебя. Если с тебя мало тех двух искушений, кои ты навел на меня, то и еще старайся искусить меня. С помощью Бога моего я уничтожил твое лукавое коварство и пострадал не для тебя, а ради имени Господа Бога моего. Ведь даже та самая жена, коей ты внушил мысль искусить меня, — и та знает ныне твое ничтожество и сравнивает тебя с дымом: она попрала твои нечестивые и злые козни, так что ты не смеешь долее приблизиться даже к ее тени. Слыша эти слова святого, диавол исчез. Блаженный же начал воспевать псалом: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» (Пс 67,1). С пением этого псалма, он направился к морю. Дойдя до одной пристани, он нашел здесь некоего богобоязненного корабельщика и сказал ему: — Брат! Не знаешь ли ты на море какого-нибудь малого и необитаемого острова? Владелец корабля отвечал ему: — Зачем ты спрашиваешь об этом? Зачем тебе это надобно? — Я хочу удалиться от сего суетного мира и наложить на себя подвиг безмолвия, — отвечал Мартиниан, — но я не знаю места, удобного для сего. Тот муж сказал: — Есть одно такое место, но оно страшно: среди моря находится высокая каменная скала, откуда нельзя даже видеть земли. — Такое место для меня удобно, — отвечал блаженный, — я желаю там поселиться, ибо туда не может быть доступа для жен. — Но кто же тебе будет доставлять пропитание? — спросил его корабельщик. Мартиниан сказал: — Я хочу о сем просить тебя. Ты будешь доставлять мне пищу, а я буду молиться за тебя. Если же ты будешь привозить пальмовых ветвей, то я буду заниматься плетением; приезжая, ты будешь брать мое рукоделие и продавать его, а на сии деньги будешь покупать мне хлеб; привози мне также и воду в сосуде. Приезжать ко мне с хлебом и водою я прошу тебя два или три раза в год. Слыша это, корабельщик уразумел, что пред ним стоит святой муж; он обещался исполнить все, о чем будет просить блаженный. Войдя в корабль, они отплыли на то пустынное место. При благоприятном попутном ветре они к вечеру достигли той каменной скалы. Увидев ее, блаженный возрадовался духом и восхвалил Бога. Благословив корабельщика, он вошел на скалу и стал воспевать: «Твердо уповал я на Господа, и он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои» (Пс 39,1—2). Окончив псалом, он помолился и сказал корабельщику: — Иди с миром, брат, и привези мне хлеб, воду и ветвей, чтобы я мог делать корзины». — Если ты желаешь, — отвечал корабельщик, — я привезу и деревьев. Здесь мы построим для тебя небольшую хижину. Но блаженный не пожелал этого: он остался жить на этом камне под открытым небом, терпеливо перенося и дневной жар и ночной холод. Ежегодно два или три раза корабельщик привозил ему хлеб и воду, как просил его святой. Живя на скале, блаженный Мартиниан был весьма рад, что он бежал мирской суеты. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в богомыслии. Но лукавый диавол и здесь не хотел оставить святого и старался ему всячески досадить. Однажды ночью он поднял на море великую бурю и воздвиг громадную волну над главой блаженного. Она возвышалась над скалой на пятнадцать локтей. При сем диавол взывал: — Теперь потоплю тебя, Мартиниан! Блаженный же без смущения ответствовал: — Напрасно ты, немощный и окаянный, трудишься: не устрашат меня твои козни, не смутят меня твои ковы. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и именем Его посрамлю тебя. Сказав это, блаженный начал воспевать: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс 68,2—3). Окончив этот псалом, Мартиниан стал молиться: «Господи, Иисусе Христе, — взывал он, — Единородный Сын невидимого Отца, Ты сошел на землю ради нашего спасения, Ты властвуешь и над морем, повелеваешь ветрами. Все со страхом слушает тебя. Услыши меня, Владыко, в час сей и прекрати сию бурю, посрами диавола, который хочет погубить меня; все возможно Тебе, Господи; все находится в Твоей власти». При этих словах святого диавол скрылся. Буря прекратилась, не причинив святому никакого вреда. После этого святой пребывал на той скале еще шесть лет, претерпевая ради своего спасения и дождь, и холод, и жар. Но диавол не прекращал своих козней. Он ввел святого в другое, еще тягчайшее искушение и подверг его еще большей напасти. Однажды диавол увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер, пригнав корабль к одному камню, разбил его. Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица успела ухватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил Мартиниан. Схватившись за камень, отроковица начала взывать: — Помилуй меня, раб Божий, подай мне руку, спаси меня и не оставь меня на погибель. Увидев, что отроковицу никто, кроме него, не может спасти, блаженный сказал: — И сие — козни бесовские, но ныне, диавол, не можешь победить меня. Размышляя об этом, блаженный говорил: «Увы мне, грешному, ибо опять предстоит мне искушение: как мне поступить? если не подам отроковице руки и не извлеку ее из воды, то она утонет, и на душе моей будет лежать тогда тяжелый грех, ибо я буду тогда ее убийцей. Если же я извлеку ее, то мне нельзя оставаться здесь с нею. Тогда будет для меня беда, большая первой. Прежде я, находясь на земле, мог бежать, но теперь — куда мне бежать? Ведь только и есть здесь одна малая скала, вокруг коей повсюду море». Простерши затем свои руки к небу, блаженный начал молиться: «Господи, не дай мне погибнуть, но устрой все на пользу души моей». Сказав это, он подал отроковице руку и вывел ее из моря на скалу. Увидев, что она весьма красива, Мартиниан сказал: — Воистину, не может быть вместе сено и огонь; невозможно, чтобы ты и я жили здесь вместе. Оставайся здесь и не бойся ничего; тут есть хлеб и вода: их доставляет сюда некий корабельщик. Вот через два месяца он приедет сюда. Расскажи ему обо всем случившемся, и он перевезет тебя через море». После этого святой ознаменовал море крестным знамением и сказал: — Господи Иисусе Христе! Ты запретил ветрам, кои слушают Тебя с трепетом, призри и помилуй меня и не дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесной страстью к женщине. Обратившись затем к отроковице, Мартиниан сказал: — Спасайся, девица; Бог соблюдет твою душу от всех вражеских наветов и сохранит тебя до конца! С этими словами он бросился в море и поплыл. По смотрению Божиему два дельфина подняли его на свои хребты и понесли. Увидев это, девица смотрела на него до тех пор, пока он не скрылся из виду. Дельфины вынесли блаженного на твердую землю. Выйдя на сушу, Мартиниан стал благодарить Господа: «Восхваляю Тебя, Господи Боже мой, ибо Ты дивно проявил Свою милость на мне грешном и недостойном рабе Твоем. Не остави меня и до конца». После того он так начал размышлять: «Не знаю, что мне делать? Враг не оставляет меня ни в горах, ни в пустынях. Не оставил он меня и на море. Но я должен всегда носить в сердце слова евангельские: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой, ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых» (Мф 10,23). Сказав это, блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так: «Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть». Так, постоянно странствуя, он проводил свою жизнь. При этом он не носил с собой ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег — словом, ничего, что необходимо для нашей жизни. Когда он входил в город или какое-либо село, он спрашивал, кто из жителей отличается своим благочестием, и у того обитал и принимал пищу. Ночевал он там, где застигала его ночь: в пустыне или в поле; при этом он ложился отдохнуть лишь на самое краткое время. Странствуя так, он в два года посетил сто шестьдесят четыре города и, наконец, пришел в Афины. Епископу того города Бог благоволил открыть все о блаженном Мартиниане. Здесь, чувствуя приближение своей кончины, святой, уже будучи болен, вошел в церковь, возлег на землю и сказал окружающим: — Призовите сюда скорее епископа! Окружающие подумали, что он безумный. Когда же Мартиниан стал снова просить их, они повиновались ему, пошли к епископу и сказали ему: — Некий человек лежит в церкви; мы не знаем, безумный ли он или что другое. Он просил нас призвать тебя к нему. Епископ же отвечал им: — Напрасно вы называете безумным сего человека: он гораздо лучше и выше меня! Восстав, епископ отправился в церковь. Блаженный, увидев епископа, не мог подняться. Простирая к нему свои руки, он хотел сим воздать должную честь Божию архиерею. Епископ же также старался оказать ему честь и сказал: — Некогда Бог обещал мне показать Своего раба. Вот ныне исполнилось Его обещание. Когда же ты удостоишься Небесного Царства, то помяни и меня. Блаженный отвечал: — Благослови меня, отче, и молись за меня Господу, чтобы мне не осужденным предстать пред Его праведным судом. Сказав это, святой возвел очи свои к небу и сказал: — Господи Иисусе Христе! В руце Твои предаю дух мой! — И, перекрестившись, сказал епископу: — Предай погребению меня, отче, Господа ради! При этом лицо блаженного озарилось улыбкой, и так он предал Господу свою душу. Так святой Мартиниан окончил с честью свое земное поприще, сохранил веру и удостоился получить венец, приуготованный ему в Царстве Небесном. Епископ с великой честью предал погребению его святое тело в той церкви. Кто не удивится этому подвижнику, кто не ублажит его память! Он до конца дней своих подвизался, чтобы спасти душу свою. И даже сам добровольно подверг себя мучениям. Тогда не было еще воздвигнуто на христиан гонений, но святой сам себе устроил мученичество. Он победил диавола и расторг все его козни. Он сам был для себя гонителем и добровольно налагал на себя страдания. Истинно, его следует назвать мучеником и добрым страдальцем; огнем временным он преодолел огонь вечный. Диавол воздвиг его на жену, а этот блаженный обратил ее на правый и добрый путь. Но обратимся к той девице, оставленной Мартинианом на скале, и увидим, что ей много способствовала молитва блаженного. Оставшись на скале, Фотиния — таково было имя этой девицы — питалась хлебом и водой, как указал ей блаженный. По обычаю, через два месяца корабельщик направился к скале, везя для преподобного хлеб и воду. Приближаясь к скале, он увидел девицу вместо инока и подумал, что это привидение. В ужасе он стал отплывать от скалы. Фотиния же стала кричать ему: — Не бойся ничего, я действительно женщина и христианка; не уезжай от меня, но приди и выслушай, что я расскажу тебе. Но корабельщик не поверил ей. Тогда она, заклиная его, стала говорить: — Клянусь тебе Христом, что я — христианка; без боязни подойди сюда и выслушай мой рассказ. Тогда корабельщик, пристав к скале, сказал ей: — Где находится бывший тут черноризец? Как и куда он мог уйти отсюда? Кто привез тебя и оставил на сем камне? Перекрестившись, Фотиния начала рассказывать обо всем, случившемся с нею. Услышав ее рассказ, тот человек весьма изумился и сказал ей: — Иди, я перевезу тебя отсюда на землю, чтобы ты могла идти в свой город. — Нет, брат, — отвечала она ему, — прошу тебя, не увози меня отсюда, но окажи мне милость: сходи в селение, принеси мне мужскую одежду из власяницы; приноси мне хлеба и воды, как ты делал сие для блаженного мужа, и ты получишь обещанное им Божие благословение. Ибо нет разницы между мужским полом и женским, как сказал апостол: «ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3,28). Не гнушайся мной, грешницей, ибо и я хочу получить спасение. Быть может, Бог, желая спасти меня, Своим мудрым смотрением благоизволил поселить меня на сей скале. Не оставляй меня только потому, что я — женщина; вспомни, что Бог сотворил Адама и Еву, и что Сам Он благоизволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Послужи и мне, как служил ты тому праведнику, и принеси мне все, о чем я просила тебя. Принеси также и шерсти, чтобы я могла заниматься рукоделием. Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечет меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет. Господь и Бог мой да пребудет с тобою во всю твою жизнь, и даст тебе и в сей и в будущей жизни благодать, милость и отпущение грехов. Корабельщик же отвечал ей: — Я сделаю все, о чем ты просишь меня, только крепись и мужайся, и Бог исполнит твое желание. С этими словами он отплыл домой; спустя два дня он приехал опять сюда вместе с женою, взяв все, что просила девица. Выйдя из корабля, жена его поднялась на скалу к блаженной Фотинии. Она поцеловала ее и поклонилась до земли. Посем она принесла ей из корабля одежду и хлеб. Попросив корабельщика немного отойти, блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с этим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой. При этом она молилась, взывая: «Господи Боже! Ты от века внимал молитвам всех Твоих святых, послушай и меня грешную, помоги мне на сем месте в мужеском одеянии пожить тихо и благочестно; сохрани мою душу, утверди мое сердце, укрепи мое тело и наставь меня на путь спасения; воздай достойную мзду и сим людям, кои мне послужат. Ибо Ты благословен и препрославлен во веки. Аминь». После чего она сказала жене: — Госпожа моя, прошу тебя доставляйте мне и шерсть вместе с хлебом и водою, чтобы мне не есть без вознаграждения вашего хлеба, а сии одежды мои возьми себе в воспоминание моего смирения. После этого она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе со своей женой снова приехали к Фотинии и привезли ей с собою хлеба. Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла это благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни. Когда она поселилась на этой скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась шесть лет; посему с миром предала Господу чистую и святую душу свою. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лицо ее было светло: она имела вид как бы спящей. Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему все о добродетельной жизни святой Фотинии. Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавая честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы преподобному Мартиниану
Молитва первая
Преподобие отче Мартиниане! Воззри на нас милостив но, и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не то-лико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомо-ществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаяний скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Мартиниане, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя ду-ховныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь. Мартиниану Палестинскому
глас 8
Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне, / и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.
Кондак
глас 2
Яко подвижника благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.
Ранние годы и монастырская жизнь
Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма[2] близ Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками[3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.
Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской[4]дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».
Способный и образованный юноша, исполненный монашеских добродетелей, ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.
Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже.
«Мартемьянов» монастырь
Ферапонтов монастырь, носивший название «Мартемьяновского»
Отшельничество Мартиниана на Вожеозере длилось недолго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь[5], получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского[6].
Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно, в Ферапонтовом монастыре не нашлось подготовленного инока, который продолжил бы дело прежнего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартиниана стать их игуменом. Мартиниан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также, прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».
Примечания
- Следует отличать от ныне существующего (с 1520 года) Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря в Карелии.
- В житии написано: «Не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма». Встречается утверждение, что отрок происходил из другого близкого к Кириллову села Березник.
- В литературе встречается утверждение, что Михаил родительский дом покинул тайно.
- По некоторым спискам, «монастырский».
- Основанный преподобным Мартинианом Вожеозерский Чарондский Спасо-Преображенский монастырь упразднён в XVIII веке.
- Посвящение, характерное для монастырей, ориентированных на безмолвие (исихию).
- Осенью 1446 года захвативший Москву Дмитрий Шемяка пытался получить поддержку Церкви, собрав нечто вроде церковного собора, но собор высказался за освобождение ослеплённого и заключённого в Угличе Василия. В результате Василий был освобождён и получил в удел Вологду. Однако Шемяка так и не получил поддержки у большинства боярства и в декабре 1446 года был изгнан из Москвы сторонниками великого князя Василия.
- Послание Российского духовенства Углицкому князю Дмитрию Юрьевичу. 29 декабря 1447 года // Акты исторические. — Т. 1, № 40.
- Его внук великий князь Василий III в сходных обстоятельствах за отказ дать «опасную» (охранную) грамоту свёл митрополита Варлаама с митрополии и сослал его в Спасо-Каменный монастырь.
- Борисов так же предполагает, что история с беглым боярином произошла в 1454 году и имела иной исход, чем это описано в житии. Н. С. Борисов. Иван III. стр 138—139.
- Сайт Вологодской епархии.
- Архиерейские богослужения на 500-летие прп. Мартиниана Белоезерского.
- Ферапонтовские чтения в двенадцатый раз прошли в музее фресок Дионисия.
Прославление и почитание
Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году. В это же время было написано известное житие преподобного.
В 1641 году над могилой святого был возведён храм во имя преподобного Мартиниана[11].
19-20 октября 2013 года в Вологодской епархии праздновалось 500-летие обретения мощей преподобного Мартиниана Белоезерского. Богослужение проходило в храме преподобного Мартиниана Феропонтова монастыря. Богослужение возглавил правивший в то время архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (ныне архиепископ Песоченский и Юхновский). Несмотря на сильный и холодный ветер, состоялся многолюдный крестный ход[12]. К празднованию были приурочены двенадцатые Ферапонтовские чтения[13].
Литература
Преподобные Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский Святители Феодор Симоновский • Дионисий Суздальский • Феогност Киевский • Стефан Пермский • Вассиан Ростовский • Серапион Новгородский • Михаил Смоленский • митрополит Иоасаф • Иоасаф (Горленко) • Иннокентий (Вениаминов) прочие Дмитрий Донской • Александр Пересвет • Андрей Ослябя