Спасо-Елеазаровский монастырь – белоснежные храмы среди псковских лесов


Спасо-Елеазаровский монастырь. Фото 2000-х гг.

Спасо-Елеазаровский Великопустынский женский монастырь во имя Трех Вселенских святителей в с. Елизарово
Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180523, Псковская обл., Псковский р-н, с. Елизарово
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • Проезд: на пригородном автобусе на Елизарово, или автобусным маршрутом Псков — Середка и Псков — Гдов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли.
Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова. Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский

— в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого. Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться
Трехсвятительским
. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как
Елеазаровская
в его честь.

Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список». В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти

».

При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании. В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской

и
Спасской
. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию.

В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

Статистика

  • ок. нач. 2005 — приняли пострижение 8 монахинь; живут 4 инокини, 6 послушниц, остальные — кандидаты [1].
  • кон. 2007 — 20 насельниц [2]

Как был основан монастырь

Первыми на том месте, где теперь стоит монастырь, поселились сестры псковской Иоанновской обители, которая находилась в Пскове. Однако, женщинам трудно было осваивать лесную пустошь, расположенную неподалеку от Чудского озера, и вскоре община покинула ее.

Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.

Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.

Вид монастыря с автодороги 58К-96

По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы.

Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.

В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.

Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.

Вид монастыря со стороны пруда

Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны.

До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века.

Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства — ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Что можно увидеть в обители в наши дни

Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Главным в нем считается величественный Трехсвятительский собор.

Первый каменный храм появился на этом месте в 1447 году, а затем многократно перестраивался. В наши дни это – трехапсидная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На ней установлено 7 колоколов, отлитых воронежскими мастерами.

В белоснежном игуменском доме существует небольшой храм Архангела Гавриила. Возле автодороги стоит недавно построенная красивая часовня Спаса Нерукотворного Образа. А в здании, которое занимает паломнический центр, создан собственный домовый храм. Кроме того, на окруженной оградой монастырской территории стоят два сестринских корпуса и хозяйственные постройки.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

Как и во многих монастырях России, в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Могила Настоятельницы Игуминьи Елисавета

Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.

Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства.

Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.

В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. В наши дни икона облачена в специальный киот, оснащена сигнализацией и хранится при постоянном температурном режиме и влажности.

Било

Старец Филофий

Пройдя долгий и многотрудный путь, Евфросин отошёл ко Господу в возрасте девяноста пяти лет, приняв перед кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им и существующий доныне Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь. Жизнь и служение подвижника стали добрым зерном, упавшим на благодатную почву и возросшим в будущих поколениях святых отцов, подвизавшихся в стенах обители.

Наиболее известным из них является старец Филофий — первый, указавший на великую миссию русского народа и его роль в судьбе православия. Именно ему уже после захвата турками Константинополя принадлежат слова о том, что за отступничество от истинной веры попустил Господь падение Первого Рима – империи, впавшей в латинскую ересь, и вслед за ней Второму – Византии, заключившей с латинянами нечестивую унию (союз). С этих пор вся ответственность за чистоту православия ложится на Русь. Ей сулил Господь стать Третьим Римом, а Четвёртого уже не будет.

Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих учёных мужей. И вновь на всю страну прозвучал голос старца Филофия, поддержавшего Великого князя Московского своим авторитетом и тем самым вложившего в его руки бразды правления огромным государством.

Как добраться

Обитель находится в деревне Елизарово, в 29 км к северу от Пскова.

На автомобиле к ней можно подъехать по трассе 58К-96, ведущей в Гдов. В пределах городских кварталов Пскова – это улица Леона Поземского. Монастырская территория расположена с запада от дороги, на левом берегу реки Толба.

Церковная лавка

До Елизарово за 30-40 минут доезжают автобусы, идущие из Пскова в Гдов, Верхолино, Самолву, Середку и Знаменку. Отправляются они от городского автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией «Псков-1» («Псков-Пассажирский»). Кроме того, из Пскова до монастыря можно добраться на такси.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.67 [3 Голоса (ов)]

← Россия Псковская область Европа →

Настоятели, игумении

  • Прп. Игнатий (вторая пол. XV в.)
  • Свт. Варлаам (Петров) (1764 — не позднее 1768)
  • Афанасий (Телятев) (26 января 1810 — 30 октября 1819)
  • Мелхиседек (Золотинский) (30 января 1829 — 1841)
  • Антоний (Шокотов) (23 июня 1841 года — 24 января 1845)
  • Сщмч. Иувеналий (Масловский) (ок. 1905 — 16 октября 1906)
  • Анатолий (Юнгер) (23 октября 1910 — 21 декабря 1910)
  • обитель упразднена
  • Елисавета (Беляева) (25 августа 2000 — 4 июня 2010)
    • Рафаила (Скородумова) (2010 — 2012) и/о
    • Евфросиния (Головнева) (19 августа 2012 — 16 апреля 2016) и/о
  • Евфросиния (Головнева) (16 апреля 2021 — 28 декабря 2018)
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]