Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом — величественные храмы над озером Неро

История Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря началась в далеком 1389 году, когда ростовский епископ Иаков бежал из города и поселился к югу от Ростова рядом с церковью Архангела Михаила, вокруг которой в последствии и сформировалась община, положившая начало монастырю. Епископ был изгнан из города не просто так — бывшие единомышленники обозлились на него за то, что он помиловал преступницу, которая ожидала казни, и вместо смерти отправил ее на покаяние в монастырь. Изначально монастырь, основанный на берегу озеро Неро, получил название Зачатьевского, в честь деревянной церкви Зачатия Пресвятой Богородицы, которую бывший епископ срубил собственноручно. Спустя три года Иаков умер, его похоронили в церкви Зачатия и стали почитать как святого (официально к лику святых он был причислен только 150 лет спустя – на Макарьевском соборе 1549 года).

Кстати, мощи Иакова Дмитровского сейчас хранятся под спудом церкви Зачатия Святой Анна, именно с нее мы и начнем знакомство с монастырем.

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Фотография П. Н. Рубцова

Его стремительное возвышение напрямую связано с канонизацией и прославлением митрополита Димитрия, избравшего местом своего погребения именно этот монастырь.


Святитель Димитрий Ростовский. Роспись алтаря Димитриевского храма Спасо-Яковлевского монастыря. XIX век

Митрополит Димитрий (1651 — 1709) – глава Ростово-Ярославской епархии, известный проповедник и духовный писатель. Уроженец Киевской земли, завершивший свою жизнь в Ростове. Его жизнь была целиком посвящена служению Церкви — в возрасте 17 лет принял монашество, был проповедником и настоятелем многих монастырей, создал грандиозное церковное произведение — собрание житий святых, управлял древней и знатной Ростовской архиерейской кафедрой. Он был наделен обилием творческих талантов — прославился как духовный писатель, историк, богослов, драматург. Оставил после себя огромное литературное наследие.


Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Издание XIX века

Милосердный, смиренный, чистый сердцем, не протяжении всей своей жизни он служил высоким нравственным образцом. Огромный нравственный посыл, заложенный в его творениях, в первую очередь — в Четьих Минеях, снискал ему славу воспитателя человеческих душ.

Митрополит Димитрий выбрал Яковлевский монастырь местом своего погребения, что было подтверждено в его завещании. 28 октября 1709 года он скончался и был похоронен в избранной им обители.

В сентябре 1752 года состоялось обретение мощей митрополита Димитрия, спустя пять лет, в апреле 1757 года, он был канонизирован. Причисление митрополита Димитрия к лику святых стало первой канонизацией в истории Русской Православной Церкви синодального периода. Ростовский владыка стал первым святым России Нового времени.

Погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, канонизация святителя и широчайшее распространение его почитания явились залогом процветания Яковлевского монастыря. Рядовая, мало чем примечательная провинциальная обитель в одночасье превратилась в один из известнейших монастырей страны, хранивший великую святыню.


Серебряная рака св. Димитрия, изготовленная по указанию императрицы Елизаветы Петровны. Именно в эту раку происходило переложение мощей святителя во время посещения обители Екатериной II

Сюда, к чудотворным мощам святителя Димитрия устремлялось множество паломников. В их числе оказалось немало представителей царствующего рода. Так открылось паломничество в Яковлевский монастырь представителей Царствующего дома Романовых.

Эту традицию заложила императрица Екатерина II, прибывшая в Яковлевский монастырь в 1763 году на торжества переложения мощей святителя в серебряную раку.


Портрет императрицы Екатерины II

После нее в XIX — начале XX столетий на богомолье здесь побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини. К настоящему времени документально подтверждены 20 фактов посещений Спасо-Яковлевского монастыря членами императорской фамилии: 6 раз сюда приезжали правящие государи и государыни, однажды — вдовствующая императрица, 13 раз — великие князья и княгини. В период с 1763 по 1916 годы, то есть за 150 лет, здесь побывали четыре императора, три императрицы и более двадцати представителей великокняжеского рода. Двукратно монастырь посещали императрица Екатерина IIи император Александр II, трижды — великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна.

Особо памятным для монастыря было прибытие императора Николая II, которое произошло 22 мая 1913 года и оказалось последним посещением обители последним российским императором.


Альманах, выпущенный к 300-летию Дома Романовых. 1913 год

В 1913 году Российская империя отмечала 300-летие воцарения дома Романовых. В рамках юбилейных торжеств была организована поездка императорской семьи по Нижегородской, Костромской, Ярославской и Московской губерниям для посещения мест, связанных с избранием на царство первого представителя нового царствующего рода — царя Михаила Федоровича. В маршрут этого путешествия был включен и Ростов — древнейший город Ярославской губернии.


Император Николай II. Около 1907 года

В дневнике, который вел император Николай Александрович, его впечатлениям о посещении Ростовских святынь отведены несколько скупых строк. «22-го мая. Среда. В 10 ч. прибыли в Ростов.Аликс очень устала и, кроме того, у нее сделалась ангина, так что она пролежала весь день. После встречи поехал с детьми в автомобиле в древний город Ростов-Великий. Посетил Успенский собор, слушал знаменитый звон колоколов, прошел по Кремлевской стене в Белую палату и Княжьи терема, осматривая по пути внутренние церкви. Возвращаясь в поезд, остановились у церкви Благовещения, где явилась в 1910 г. чудотворная икона Умиления Божией Матери. После завтрака снова поехал в город и осмотрел Яковлевский монаст. на берегу озера Неро и в 3 вер. старую деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне. Возвратился в поезд с детьми в 4?. Пил чай и занимался. В 6? с дочерьми отправился в Кремль в красивую церковь Воскресения Христова, ко всенощной. Покинули Ростов в 8 час.»


Ростовский Успенский кафедральный собор. 22 мая 1913 года

Однако и для города, и для монастыря этот день был долгожданным и значительным. К нему долго и тщательно готовились. Заблаговременно были отобраны объекты показа. Местами посещения государя должны были стать кафедральный собор, Ростовский кремль и экспозиции Музея церковных древностей, Спасо-Яковлевский монастырь и два храма XVII века — городская церковь Благовещения и сельская церковь Иоанна Богослова в окрестностях Ростова. Заранее был проложен маршрут передвижения и разработан церемониал встречи.


Император Николай II в Спасо-Преображенском монастыре. Ярославль, 21 мая 1913 года

Программа знакомства императора с Ярославлем, к слову, была гораздо более насыщенной, что неудивительно, принимая во внимание разницу в масштабе и значении городов. В Ярославле высоким гостям собирались показать кафедральный собор, архиерейский дом в Спасском монастыре, Казанский монастырь и два храма XVII века — Ильи Порока и Иоанна Предтечи, о которых, кстати, государь отозвался, что они «одна другой краше и лучше». Императора ожидало знакомство с приютом для сирот, основанным в честь 300-летия Царствующего дома и специально организованной выставкой, наглядно демонстрирующей достижения губернии в области сельского хозяйства, ремесла и промышленности, поездка в Толгский монастырь и, наконец, визит на светский раут в дворянское собрание.

В Ростов императорская семья должна была прибыть поездом, направляющимся из Ярославля в сторону Москвы, так что встреча и проводы высоких посетителей проходили на Ростовском вокзале. Последующие передвижения по городу осуществлялись на автомобилях.


Императорская семья в Казанском монастыре. Ярославль, 21 мая 1913 года

Готовясь к прибытию императора, Ростов преобразился, правда, не весь, а лишь та его часть, которую государю собирались показать. Отремонтированы, вычищены и заново выкрашены были фасады тех домом, которые располагались по пути его следования. Аналогичным образом, ремонт коснулся только тех улиц, по которым должен был проехать императорские автомобили, они были выровнены и засыпаны свежим желтым песком. Непосредственно перед приездом дома были украшены флагами и декорированы гирляндами, сплетенными из зеленых веток.


Ростовский кремль.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Итак, качественное улучшение, как наружного облика зданий, так и проезжих мостовых, имело место лишь по маршруту следования императорского кортежа, а именно: от привокзальной площади по Благовещенской улице, далее по бульвару, вдоль здания новой гимназии — в центр города, через Емельяновский ряд и Соборную площадь — к Святым воротам, ведущим к Успенскому собору и бывшему архиерейскому двору. Затем через Каменный мост по бульвару и Покровской улице, до ее пересечения с Рождественской, и по Малой Яковлевской улице — к Спасо-Яковлевскому монастырю, а от него по Московскому шоссе — к деревянной церкви Иоанна Богослова в селе Богослов.


Благовещенская улица в Ростове. 22 мая 1913 года

Спасо-Яковлевский монастырь отнесся к подготовке императорского посещения более серьезно и ответственно. Работы по улучшению внешнего облика обители начались заблаговременно и проводились широким фронтом.

Основное внимание уделялось украшению интерьеров старого Зачатьевского и нового Димитриевского монастырских соборов. В Зачатиевском храме была промыта и отреставрирована настенная роспись, устроены новые рамы и заменены входные двери. В Димитриевской церкви — установлен мраморный помост для новой, второй серебряной раки св. Димитрия и изготовлены мраморные облачения для престолов двух придельных храмов в трапезной.

Завершилась позолота большой главы и замена кровли Зачатиевской церкви. Крыши жилых зданий выкрасили медянкой, а купола храмов покрыли ультрамариновой краской.

Были вычищены и выбелены заново все монастырские здания — храмы, келейные корпуса и ограда, а также все строения, принадлежавшие обители, но располагавшиеся за пределами ее стен — гостиница, школа, несколько флигелей.

Были покрыты асфальтом дорожки центрального монастырского двора. На колокольне появился новый колокол весом в 155 пудов.


Собор Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. Начало XX века

Специально к царскому приезду приобрели новую ризницу, включающую в себя полное архиерейское облачение для настоятеля, 10 священнических одеяний, 1 архидиаконское, 4 диаконских и 4 пономарских. Чтобы подчеркнуть соответствие отмечаемой дате, 300-летию воцарения дома Романовых — новую ризницу намеренно стилизовали под старину. Имеется свидетельство епископа Иосифа, относительно того, что монастырское духовенство встречало государя в новых облачениях, изготовленных в стиле ростовских церковных одежд XVII века.

В целом, к приезду императора Спасо-Яковлевская обитель преобразилась — главы сияли, стены белели, храмы стали краше, а двор — чище. Однако, следует учесть, что и до начала всех выше перечисленных работ состояние монастыря было более чем удовлетворительным, поскольку в 1909 году он существенно обновил свой облик, готовясь к юбилейным торжествам в честь 200-летия кончины святителя Димитрия.


Встреча императора Николая II на Ростовском вокзале

Императорская семья прибыла в Ростов 22 мая, накануне дня празднования святителя Леонтия Ростовского, день памяти которого издавна считался одним из главных церковных праздников в Ростове. По причине нездоровья императрица Александра Федоровна не смогла или не захотела принять участие в знакомстве с Ростовом, прибыв в город, она так и не покинула свой вагон.


Концерт ростовских колокольных звонов


На соборной площади Ростова Великого

В первой половине дня император с детьми и многочисленной свитой посетил Успенский собор и Ростовской кремль. Сопровождал государя глава Ярославской епархии архиепископ Тихон (Беллавин), будущий российский патриарх, причисленный к лику святых. Император осмотрел собор, поклонился его святыням, обозрел древности ризницы. На Соборной площади специально для гостей был дан концерт колокольных звонов соборной звонницы, исполненных на огромных старинных колоколах, самые тяжелые из которых весили 32, 16 и 8 тонн.


Музей церковных древностей.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Затем императору был показан Ростовский кремль — бывшая архиерейская резиденция и расположенный в ее стенах Музей церковных древностей. Государь прошелся по кремлевским переходам, посетил древние храмы, поднялся на смотровую башню, познакомился с музейными экспозициями.

Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем.


Епископ Угличский Иосиф Петровых (1872 — 1937)

Основным источником сведений о том, как происходил императорский визит в эту обитель, являются воспоминания ее настоятеля епископа Иосифа (Петровых; 1909 — 1926), первого викария Ярославской епархии. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к этому ценному документальному свидетельству.

К примеру, вот как яковлевский настоятель описывал ожидание императорского прибытия: «За час до приезда государя зычный колокол монастыря оповестил всех о приближении отрадной минуты. … Богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яраго, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело. Скоро подготовительная суета повсюду улеглась, и воцарилась священная тишина и благоговейный трепет ожидания. Тихо-тихо стало в храме. Только весело потрескивали свечи кругом, да гудел вдали неусыпный страж монастырской звонницы, с каждым ударом оповещая о большей и большей близости царственных богомольцев».


Собор Зачатия св. Анны Спасо-Яковлевского монастыря.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Спасо-Яковлевская обитель встретила царскую семью колокольным звоном. Императорский автомобиль въехал в монастырь и остановился у входа в Зачатиевский собор, на ступенях которого Николая II встретил епископ Иосиф.

У мощей св. Димитрия был отслужен молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись собора. Это неудивительно, учитывая, что незадолго до своего приезда в Ростов, он пожаловал Спасо-Яковлевскому монастырю три тысячи рублей, специально предназначенных на промывку этих фресок. Императора заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия.

На паперти Зачатиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, более 40 лет служившего гробовым иеромонахом при мощах святителя Димитрия.

Из Зачатиевского собора император с детьми в окружении свиты спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Основанная немногим более года назад, эта церковь была устроена как своеобразный храм-реликварий, содержащий копии основных христианских святынь, главным из которых являлось подобие Гроба Господня. Оно и привлекло к себе особое внимание государя. Как писал епископ Иосиф: «Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Спасителя».

Покинув Воскресенский храм, император Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера Неро.


Император Николай II с детьми в Спасо-Яковлевском монастыре. 22 мая 1913 года

Затем высокие гости посетили Димитриевский собор. Его огромные размеры и необычное решение интерьера, иконостас в виде большой триумфальной арки — несомненно, привлекли к себе их внимание.


Интерьер собора св. Димитрия Ростовского.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Здесь находились перенесенные из ризницы и выставленные на обозрение государя реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи св. Димитрия. Наряду с прочими раритетами, государю был показан небольшой 4-х пудовый колокол, называемый «царским», подаренный обители в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Фотография П. Н. Рубцова

В память о посещении монастыря императору были поднесены иконы, финифтяные портреты, фотографии и книги. После осмотра Димитриевского храма царская семья под колокольный звон покинула монастырь.


Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Демонстрация ростовских достопримечательностей завершилась посещением деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне. Храм, построенный в конце XVII столетия, сохранил и интерьер, и атмосферу старинного памятника.


Воскресенский храм Ростовского кремля.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

После небольшого отдыха в поезде вечером император вернулся в Ростовский кремль для того, чтобы присутствовать на праздничной всенощной накануне праздника Вознесения Господня, которую специально для него отслужили в особенно понравившейся ему Воскресенской церкви. Этот храм, украшенный первоклассными фресковыми росписями, действительно, необычайно красив, в его уникальном убранстве воплощен дух старины.

В восемь часов царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве.


Императорская семья. 1913 год

Подведем некоторые итоги. Как известно, путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии и совершенное в память 300-летия этого события имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых. Неслучайно и в Ростове, и в Ярославле государю показывали храмы XVII века.

Что же касается Спасо-Яковлевского монастыря, в полной мере соответствовать этой историчности ему было затруднительно, поскольку его расцвет, его святыни и достопримечательности относились к новой эпохе. Однако и здесь он не остался в стороне — государя встретила братия, облаченная в новые одежды, изготовленные в старинном стиле, императору были показаны древние росписи старого собора, специально для этого промытые и подновленные. Можно сказать, что демонстрируя себя, монастырь сделал опору на свои главные святыни, а также царские и императорские вклады, такие как серебряная рака, царский колокол и другое.


Памятка в честь 300-летия Дома Романовых. 1913 год

Спасо-Яковлевский стал единственной ростовской обителью, выбранной для посещения императором Николаем II. К этому событию монастырь был тщательным образом подготовлен. Обновление всех фасадов, позолота главы, ремонт и окраска кровель, промывка стенописи в старом соборе, укладка дорожек потребовали немалого времени и значительных средств. Все подготовительные работы организовал епископ Иосиф, он же встречал высоких гостей и сопровождал их при осмотре монастырских достопримечательностей, которые, судя по свидетельству настоятеля, произвели на императора должное впечатление, особенно новый Воскресенский храм и копия Гроба Господня — гордость епископа Иосифа.

Важно подчеркнуть, что со второй половины XVIII века Спасо-Яковлевский монастырь посещался членами императорской фамилии чаще, чем Успенский собор и другие старинные монастыри города. В целом, это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в Ростове и, шире, — в Ярославской епархии стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, принявший на себя функции нового духовного центра и Ростова, и всей епархии.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Фотография П. Н. Рубцова

В завершении приведем одно любопытное хронологическое совпадение. Как уже упоминалось, первым императорским посещением Яковлевского монастыря явилось прибытие сюда императрицы Екатерины II, последним стал приезд императора Николая II. Между этими событиями прошло ровно 150 лет, практически день в день…

*

Сегодня, как и в прошлые времена, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь является главным центром почитания святителя Димитрия Ростовского. Подтверждением этому является проект «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского»[1],который в 2021 году осуществляет Спасо-Яковлевский монастырь с целью привлечения внимания наших современников к личности и наследию святителя Димитрия — «нового и великого чудотворца», как поется в посвященном ему акафисте.


Афиша сайта «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха»

Составными частями этого большого проекта являются яркая интересная выставка, которая с успехом демонстрировалась в течении мая — ноября этого года в разных городах Ярославской области, а также новый красивый информативный сайт о свт. Димитрии (www.dimitryrostovsky.ru), на котором впервые обобщен обширнейший материал о ростовском святителе ( на сайте более 500 публикаций) — небесном покровителе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 93-рп.

Автор

ВИДЕНЕЕВА АЛЛА

Поделиться

Комментировать

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году.

Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня.

Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Церковь Иакова Ростовского

В 1725 году к Троицкому собору Зачатьевского монастыря был пристроен придел, который спустя сто лет разобрали и на его месте возвели самостоятельный храм, который получил название Церковь Иакова Ростовского. Церковь строилась с благословения и под чутким руководством архимандрита Иннокентия и была завершена в 1836 году. Деньги на строительство храма пожертвовала графиня Орлова, близкая знакомая императрицы Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская после смерти отца стала обладательницей многомиллионного состояния и как-то так получилось, что одновременно с этим почувствовала тягу к духовной жизни, много общалась со своим духовным отцом архимандритом Фотием и жертвовала немалые деньги монастырям. Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда богатая графиня направила свои средства, а позднее очень много денег было направлено в Юрьев монастырь Новгородской области.

Церковь Иакова Ростовского

Церковь Иакова Ростовского вплотную пристроена к Зачатьевскому собору и многим даже кажется, что это один храм, но это не так. Яковлевская церковь считалась теплой и, в отличие от других монастырских храмов, отапливалась круглый год.

Яковлевская церковь

Слева церковь Святого Иакова, справа храм Зачатия святой Анны

Мы немного забежали вперед и из 1725 года сразу оказались в середине XIX века, когда закончилось строительство Яковлевского храма, что было довольно легкомысленно, потому что за эти сто лет произошло много знаменательного в жизни монастыря. В 1752 году во время ремонта пола в Троицком соборе были обретены мощи Дмитрия Ростовского, а в 1757 году он был канонизирован.

Практически сразу же число паломников в монастырь увеличилось, была заведена книга, в которую люди записывали исцеления, происходившие с ними после поклонов мощам святого. За 11 лет (1753-1764 года) в ней появилось 288 записей, и эту книгу можно увидеть и сейчас, если отправиться в архив Ростовского музея. В 1764 году приказом Екатерины Второй Спасо-Яковлевский монастырь получил высшее звание ставропигиального и стал подчиняться непосредственно Святейшему Синоду.

Вид на церкви Яковлевской обители с монастырской стены

Тогда же к монастырю были приписаны здания, относящиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, в том числе и сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор, а сам монастырь Спаса-на-Песках упразднен. Предположительно каменный храм Спаса Преображения был построен в 1600 году, а сам монастырь начал свою историю еще в XIII веке.

Стена Яковлевского монастыря и церковь Спаса Преображения

Спасо-Преображенский собор

В XVIII веке монастырь продолжал строится и развиваться: деревянные стены были заменены каменными, над восточными воротами появилась колокольня, а образ крепости дополнили башни, которые были размещены в углах.

Каменная ограда Спасо-Яковлевского монастыря

Ажурные башни ограды

Башня на стене Яковлевского монастыря

Колокольня над восточным входом

Колокольня монастыря

Башни монастыря

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым.

Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Церковь Зачатия св. Анны в Ростове Великом

До середины XVII века все здания Спасо-Яковлевского монастыря (тогда Зачатьевского) были деревянными, и до наших дней ни одно из них не сохранилось. Первой каменной постройкой стал Зачатьевский собор (до 1754 года именовался Троицким), построенный в 1686 году. Он был построен на месте той самой деревянной церкви, которую своими руками возвел основатель монастыря, епископ Иаков Ростовский.

Церковь Зачатия Святой Анны (под золотым и голубыми куполами)

В церкви сохранились древние фрески, выполненные ярославскими мастерами. Историки и исследователи имеют документальные подтверждения, что они были сделаны в 1689 году.

Купола Зачатьевского собора

Расцвет Яковлевского монастыря пришелся на начало XVIII века, когда он попал под покровительство Дмитрия Ростовского. Согласно сказаниям, в первый же день (1 марта 1702 года) он отслужил в Зачатевском монастыре молебен, а после указал на место в юго-западной части храма и сообщил, чтобы его похоронили именно здесь.

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии.

Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

Часовня Иакова Ростовского над Святым источником

Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.

Дмитровский собор монастыря

В конце XVIII — начале XIX века в монастыре строится еще один храм — Дмитровский. Средства на его возведение дал известный меценат и любитель искусства Николай Петрович Шереметьев — тот самый, что основал Странноприимный дом (Шереметьевскую больницу), в наши дни известный как Институт неотложной помощи имени Склифосовского. Дмитровская церковь получилось самой красивой и богатой на территории монастыря, ведь Шереметьев стремился построить храм, который был бы достоин того, чтобы в него перенесли мощи Дмитрия Ростовского.

Дмитровский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Но церковные власти учли желание самого Дмитрия Ростовского, который задолго до смерти указал на место своего погребения, и оставили мощи в Зачатьевском храме. В память о меценате Дмитровский собор довольно часто именуют Шереметьевским.

Шереметьевский собор

Все три церкви Спасо-Яковлевского монастыря образуют прекрасный ансамбль, который лучше всего смотрится со стены — все три храма лежат как на ладони.

Ансамбль церквей Спасо-Яковлевского монастыря

Мы уже упоминали, что свое современное название монастырь получил не сразу: до 1836 года он именовался Зачатьевским, и лишь после присвоения ему статуса ставропигиального, стал называться Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. В разное время в монастыре побывало много известных российских деятелей. Помимо всевозможных князей и графов, здесь были и особы царской крови: Екатерина Вторая, Петр Первый, Николай Первый и Николай Второй, Александр Второй.

Высокий статус монастыря не помешал советской власти упразднить обитель, в 1923 году монастырь окончательно закрыли, а в его зданиях расположились квартиры. Лишь после распада Советского Союза монастырь был возвращен верующим: решением Святейшего 7 мая 1991 года обитель была возрождена. С тех пор монастырь постепенно набирает свою силу, число паломников растет из года в год, любят Спасо-Яковлевский монастырь и туристы — где еще найдешь такие фотогеничные строения, которые не закрывают современные постройки.

Территория Спасо-Яковлевского монастыря

Озеро Неро у стен монастыря

Лично нам Спасо-Яковлевский монастырь нравится гораздо больше Ростовского кремля, поэтому каждый раз, когда мы оказываемся в этом небольшом городке, входящим в знаменитый маршрут Золотого кольца, обязательно приезжаем к его стенам.

Эта статья была украдена с сайта …

Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, выехать к Ростовскому кремлю. А от кремля — двигаться по ул. Ленина до перекрестка с ул. Московской, где повернуть влево к озеру Неро. Вскоре открывается панорама монастырских стен.

Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.14 [7 Голоса (ов)]

Настоятели, наместники

  • Павел (1623 — 1624)
  • Иоаким (1686)
  • Никодим (март 1703)
  • Иаков (1720 — 1734)
  • Иосиф (1734)
  • Рафаил (1735)
  • Боголеп (1736)
  • Пармен (1737 — 1740)
  • Савватий (1740 — 1750)
  • Серапион (1750 — 1753)
  • Гавриил (1753)
  • Киприан (1754 — 1757)
  • Иларион (Завалевич) (1757 — 1761) 14 мая 1758 — в Спасский Ярославский. Он же управлял и Яковлевским монастырем.
  • Лука (1761 — 30 сентября 1763)
  • Павел (30 сентября 1763 — март 1764)
  • Иероним (1764 — 1765)
  • Павел (26 марта 1765 — 1-17 марта 1769)
  • Ириней (Братановский) (4 августа 1770 — 26 апреля 1775)
  • Феоктист (Мочульский) (16 июля 1775 — 1775)
  • Амфилохий (Леонтович) (1776 — 1787)
  • Авраамий (Флоринский) (9 февраля 1786 — 30 апреля 1797)
  • Мелхиседек (Короткий) (14 июня 1797 — апрель 1806)
  • Аполлинарий (Пуляшкин) (9 апреля 1806 — 1818)
  • Досифей (Немчинов) (1818 — 1819) и/о [2]
  • Иннокентий (Порецкий) (11 августа 1818 — 27 февраля 1847)
  • Поликарп (Соснин) (14 марта 1847 — 4 ноября 1867)
  • Иларион (4 ноября 1867 — ?)
  • Иаков (1898 — 1906) архим.
  • Анатолий (Юнгер) (23 июня 1906 — 27 февраля 1909)
  • Иосиф (Петровых) (27 февраля 1909 — 1923)
  • С 1923 по 1991 год монастырь был закрыт

    • Евстафий (Евдокимов) (16 мая 1991 — 27 января 2000)
    • Димитрий (Буров) (2000 — 2003)
    • Серафим (Симонов) (7 мая 2003 — (8 октября) 10 октября 2009)
    • Савва (Михеев) (8 — 10 октября 2009) и.о.
  • Савва (Михеев) (10 октября 2009 — 22 марта 2011)
    • Августин (Неводничек) (23 марта — 30 мая 2011) и.о.
  • Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011)
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]