Могочинский монастырь — обитель духа посреди снегов

Посёлок Могочино расположен на северных широтах. Зимой здесь стоят морозы до -50 градусов, летом сильная жара, а в конце сентября на землю ложиться первый снег.

Свято-Никольский монастырь в Могочино

СтранаРоссия
ГородМогочино
Год основания1989
Сайтhttps://mogochinovolok.ru
НастоятельИгумен Матфей Черевикин

Именно поэтому строительный сезон здесь длится не более 3-4 месяцев. Стройматериалы при этом доставляют или по реке, или же на грузовике через переправу.

В этих суровых условиях, в поле, на пустом месте иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой) сумели заложить Могочинский Никольский женский монастырь, ставший широк известным во всем православном мире.

Свято-Никольский женский монастырь — достопримечательность села Могочино Томской области

Село Могочино расположено в Томской области на правом берегу реки Обь. Это обычное село в сельской российской глубинке, но необычным его делает находящий здесь Свято-Никольский женский монастырь.

Его адрес: Россия, Томская область, Молчановский р-н, пос. Могочино.

Для того чтобы посетить обитель, необходимо сначала доехать до села Нарга (221 км от Томска), затем сесть на паром и переправиться на другой берег реки Обь. Зимой по льду от Нарги ходит автобус. Других свободно доступных путей в село нет.


Могочинский Свято-Никольский женский монастырь в период строительства. Обитель построена в память ссыльнопоселенцев, живших здесь в сталинские времена. Фото: azbyka.ru

Село основано в 1726 году. Период его активного развития пришелся на 20-е годы 20 века. Именно тогда здесь построили крупное деревообрабатывающее предприятие.

В советское время Могончино — это место проживания ссыльных поселенцев, кулаков, депортированных немцев.

После закрытия в 1990-е годы деревообрабатывающего предприятия, район стал бесперспективным, и его покинула молодежь. В наше время основная часть местных жителей представлена пенсионерами. Численность населения села с трудом достигает 3000 человек.

1 октября 1989

дата основания Могочинского Свято-Никольского женского монатыря

Фактически Могочино не может называться ни селом, ни рабочим поселком, так как на его территории отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Центром, вокруг которого теплится жизнь в селе, в наше время признан православный Свято-Никольский женский монастырь.

Он основан 1 октября 1989 года и строили его исключительно за счет пожертвований. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий.


Село Могочино Томской области во время паводка. Большинство жителей села Могочино из него уехало. Теперь центр жизни в нём — Свято-Никольский женский монастырь. Фото: i.ucrazy.ru

Кроме того, основатели монастыря преследовали цель очищения древних языческих мет, еще не встречавшихся с церковной благодатью. Вокруг монастыря с момента его образования существует что-то, напоминающее православную общину, в которой живут церковники-волонтеры.

В Могочино съезжаются люди со всей страны, монастырь ежегодно собирает сотни паломников. При обители построена гостиница для них.

По благословению настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева была организована паломническая поездка в Свято – Никольский женский монастырь, который находится в селе Могочино Томской области. Поездка состоялась 2-3 сентября 2021 года.

Паломников набралось 13 человек вместе с нашим духовным руководителем отцом Алексием Мещеряковым. Заручившись поддержкой Николая Угодника, двинулись в неблизкий путь. День обещал быть солнечным и теплым. В пути прославили Божью Матерь акафистом. Забегая вперед, отмечу, что долгий наш путь до монастыря и обратно прошел легко и гладко, благодаря опеке небесных заступников.

По дороге в Могочино сделали небольшое отступление от намеченного маршрута, заехав в село Молчаново, дабы посетить местный храм Преображения Господня.

Очень тёплое впечатление произвела эта небольшая поселковая церковка! Белая снаружи и внутри, чистенькая, с разложенными повсюду самодельными половичками, она пришлась по душе всем паломникам. Полюбовавшись ею и сделав общее фото на память, поехали до места назначения.

Взято с сайта https://molchanovo.cerkov.ru

Долго ли, коротко ли, — доехали мы до Оби, по – осеннему серой и неприветливой, встретившей нас сильным порывистым ветром. Переправились на другой берег на стареньком тарахтящем пароме, который вот лично я увидела впервые.

Дальше снова на нашем автобусе едем минут 5-7 и вот — здравствуй, Свято – Никольский монастырь! Мы доехали. Слава Богу!

Монастырская стена и вход на территорию монастыря.

Вход в храм. Взято с сайта https://gorod.tomsk.ru/index-1377379897.php

Взято с сайта https://azbyka.ru/palomnik/index.php?curid=19038

На фоне низкорослых деревенских домишек монастырь выглядит очень внушительно и величественно. Купола храма видны за несколько километров.

Небольшая справка. Работы по строительству монастыря начались в 1989 году под началом монаха Иоанна (Луговских). Нынешняя настоятельница монастыря монахиня Ирина (Селиверстова) говорила, что это был тяжелый период. В те годы поселок Могочино был очень богатым – четыре леспромхоза. Но жители не хотели, чтоб строился монастырь. Дважды пожар уничтожал зачатки монастырских построек. Директор леспромхоза на просьбы пожертвовать брус на строительство монастыря – отказал. И каков исход? Леспромхозы сгинули в 90-е. Поселок еле дышит. А монастырь стоит. Он сейчас в Могочино «градообразующее предприятие». Вот и вся мораль.

Разместили нас в гостинице для паломников. Неожиданно уютными оказались комнаты, светлые, с современной мебелью.

Жилая комната

Трапезная

Порадовались благоустройствам и воде из крана вопреки пугающим стереотипам — раз село, то и удобства «во дворе» вместе с рукомойником. В коридоре вдоль стен стоят диваны. Много. Оказалось, это дополнительные спальные места для паломников. Не хватает и их. Ставят раскладушки в трапезной. Заведует гостиницей и трапезной матушка Даниила, строгая внешне, но предобрейшая на самом деле. Она уже 24 года живет в монастыре, практически с его основания. Сейчас ей лет 60. Разговорчивая, с юмором, микробиолог в прошлой – мирской жизни. Ее послушание – это уборка комнат для паломников и приготовление для них еды. А еще она одна делает ремонт и много чего другого. Монастырь женский, надеяться не на кого. Матушка вскоре позвала нас отобедать. Монастырская еда оказалась очень вкусной – супчик, каша, компот, овощи с монастырского огорода. И еще хлеб – вкуснейший, в дырочку. Он оказался бездрожжевым. Матушка Даниила рассказала, что хлеб пекут тут же, в монастыре, на особой закваске, привезенной давным — давно из монастыря в Иерусалиме. К еде в монастыре относятся бережно – нам было велено доесть все без остатка. Иначе – посадят в темную комнату. Это, конечно, шутка матушки Даниилы, но со смыслом. Дорога нас, как оказалось, вымотала. Было немного времени перед вечерней службой и все с наслаждением попадали на кровати подремать.

В 17 часов начиналось вечернее богослужение, и мы поспешили в храм. Народу было очень много! В основном это, конечно, паломники, местные жители, монахини. Среди монахинь встречаются и совсем молоденькие – почти девочки. И что очень бросалось в глаза — большое количество ребятишек. Для них в храме недалеко от алтаря постелен коврик, чтобы детки могли там сидеть во время службы.

Нам говорили, что в храме очень многочисленный клирос. Действительно, пение хора просто потрясающее! Прекрасные переливчатые, звонкие голоса, от которых мурашки по коже.

Особенно впечатлил выход из Царских врат 14 священников! Величественное и благоговейное зрелище. А голоса монастырских дьяконов – в службе их участвовало четверо, казалось, сотрясают храмовые стены. До того сильные и красивые! Большой театр принял бы их без конкурса. Вообще, общее впечатление от вечерней службы могу передать одним словом: «Мощно!». В храме Благодать Божья просто очень ощутимая! В какой-то краткий миг я физически почувствовала присутствие Христа во время чтения вечернего молитвенного правила. Он стоял перед алтарем лицом к нам. Удивительное ощущение.

К концу службы образовалась огромная очередь из желающих исповедаться. В этот вечер исповеди принимал отец Матфей, известный по все Сибири. Люди говорят, что по его молитвам исцеляются больные и разрешаются трудные ситуации. Нам не удалось попасть на исповедь к этому старцу, слишком уж много желающих было и без нас.

Во время службы я приметила священника – очень пожилого, согнутого в пояс, тяжело опиравшегося на палку. Это, как я позже выяснила, был протоиерей Иоанникий (Аника) Екимович Кирьянов, ему сейчас 84 года! Кроме службы он участвовал в чтении акафиста Божьей Матери, присутствовал на вечернем молитвенном правиле. Что же в нем удивительного?

Лично меня поразила сила его духа, которая и позволяла ему переносить всю тяжесть его земного назначения, учитывая почтенный возраст и болезни. Мне стало стыдно. Как много находится причин не вычитывать молитвенное правило или пропускать службы в храме, оправдывая это усталостью или болячками. Теперь, когда в очередной раз заводится надоевший внутренний диалог – «молиться — не молиться», я вспоминаю этого человека, устыжая себя его подвигом.

В монастыре особый порядок богослужений. После вечернего службы в 22-00 — акафист Божьей Матери, затем – вечернее молитвенное правило, потом общая исповедь. Мой первый опыт такой исповеди. Домой – в гостиницу, возвратились ближе к полуночи физически очень утомленными, перекладывая в голове огромное количество впечатлений. Монастырские ворота еще не были закрыты, потому как отец Матфей принимал исповедь у паломников, которые остановились «за воротами» монастыря.

Рано утром — 6-45, в храме совершалось соборование. Многие женщины из нашей группы решили поучаствовать в этом таинстве. Рассказывали, что желающих собороваться было очень много, но все прошло быстро, потому, как одни священники молитвы читали, а другие помазывали маслом. Таинство проводится ежедневно. Как показывает многолетняя монастырская практика, после соборования болящие нepeдко чувствуют облегчение в душевном или телесном плане.

Воскресная литургия прошла на одном дыхании. Игумен Иоанн сказал небольшую проповедь. С первого взгляда отец Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво, от него исходит удивительная доброта и любовь.

Игумен Иоанн. Фото взято с сайта https://www.liveinternet.ru/users/nataiv/post167404650

Опять было много желающих очиститься от грехов. Но и священников, принимающих исповедь, я насчитала восемь. Даже на улице люди исповедовались. Наша группа создала очередь к «своему» батюшке – отцу Алексию. Почти как дома – в родной Воскресенской церкви. Исповедалась и причастилась вся наша женская команда. И ведь не было формальности в этом никакой! Переживали, вздыхали, перечитывая на листках свои согрешения. А после Причастия светились!

Взято с сайта https://azbyka.ru/palomnik/index.php?curid=19040

После литургии удалось выкроить немного времени походить по храму, сделать несколько фотографий — на это у меня было разрешение отца Матфея. Сразу оговорюсь – часть фото для моего очерка взяты из интернета. Мы были очень ограниченны во времени, чтобы сделать фотографии того, чего хотелось бы. И, кроме того, в храме во время службы фотографии получаются неинформативными – в кадре много людей и ракурс выбрать сложно, поскольку тебя плотно окружают молящиеся.

Расскажу о некоторых иконах. Одна из них – святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, привлекает к себе особое внимание. К иконе прикреплены украшения цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами Ей в благодарность за молитвенное ходатайство перед Господом.

Вот икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка. Мощи святого покоятся в Соборе Святого Спиридона Тримифунтского в Греции на острове Корфу. Много лет мощи остаются нетленными. Через стекло раки можно увидеть зубы, кожу и волосы. Церковнослужители ежегодно меняют обувь и одежду Святого, так как она изнашивается. Существует предание, что иногда он отправляется странствовать по земле и помогает страждущим.

Есть в монастыре Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Взято с сайта

Перед обратной дорогой подкрепились обедом. По случаю воскресенья были сладости – конфеты к чаю и арбуз. Тепло распрощавшись с матушкой Даниилой, наша группа погрузилась в автобус и тронулась в путь – домой. По дороге мы делились впечатлениями, обсуждали увиденное и пережитое. Безусловно, поездка прошла на «ура»!

Путешествие не было бы столь душеполезным и удачным, если бы не отец Алексий. Он очень тепло и трогательно заботился о нас, отвечал на наши многочисленные вопросы, поддерживал своим оптимизмом и шутками. Позволю себе от всей нашей дружной паломнической группы выразить отцу Алексию благодарность и низкий поклон за его труд.

Отзывы некоторых участников поездки.

Екатерина Кун. Я не ожидала увидеть столько много паломников! Их очень много – их Кемерово, из Алтайского края. Хор такой красоты – заслушаешься. Очень красиво! Ради одного хора стоит поехать. В голосах старцев, когда они читают молитвы, чувствуется благочестие. На службах очень много детей, больных людей. Хочется отметить, что в монастырях пища получается очень вкусной, потому что готовят с молитвой.

Галина Цветкова. За время поездки много свершилось – и святой водой обрызгали, и помазание, и исповедь, и причастие. Очень устали в первый день. Но усталость проходит, а вот глубокое впечатление остается навсегда! Все необычно. Иной мир. И не поверишь, что монастырь возводился относительно недавно. И еще хотелось бы отметить, что очень хорошо ездить с отцом Алексием. Такой он замечательный. Спасибо ему за всё!

Ольга Шатских. Приехав домой, я пыталась рассказать о той благодати, с которой встретилась в монастыре, но толком не могла – наворачивались слезы. Было и сладостно, и горько. И сейчас в памяти невольно всплывают лица священников, монахинь Даниилы и Досифеи, и других монахинь. Лица сестер – паломниц и самой юной из них – 8-ми летней Гели. А уж сколько раз отец Алексий называл нас «родные мои» — не счесть! На сердце покой и умиротворение. Слава Богу!

Ангелиночка Кузеванова (8 лет). В монастырь я ездила вместе со своей бабушкой. Батюшка о. Алексий, который с нами ездил, очень добрый и вежливый. В монастырской гостинице нас очень радушно встретила матушка Даниила. Молитва в храме была очень сильной, так как службу вели сразу несколько батюшек. Больше всего мне понравился хор, он очень красиво исполнял молитву. В монастыре работают чудесные люди! Матушка Даниила мне даже подарила иконку Божьей Матери. Чему я очень обрадовалась! Теперь я всегда ношу иконку с собой и молюсь. С удовольствием хотела бы съездить в монастырь еще. Советую всем там побывать. Всем огромное спасибо за незабываемую поездку!

Прихожанка Воскресенской церкви, участница поездки Любовь Демидова.

Социальные кнопки для Joomla

Могочинский монастырь основали иеромонах Иоанн (Луговских) и монахиня Ирина (Селивёрстова)

Могочинский монастырь основан 1 октября 1989 года. Именно тогда в только что открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой).

Они оборудовали под храм деревенский дом, кроме того также приобрели три близлежайших дома. Это стало основой территории будущего монастыря.


Свято-Никольский монастырь в посёлке Могочино. Матушка Ирина Селивёрстова. Матушка Ирина — одна из основательниц Свято-Никольской обители в Могочино. Фото: radiologos.ru

Обитель строилась без централизованного финансирования, исключительно за счёт пожертвований. Основатели монастыря связывают его появление подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий.

Кроме того, они также хотели принести христианскую веру в древнюю языческую местность. Именно поэтому строительство монастыря шло в тяжелейших условиях, так как в селе, которому 270 лет, никогда не было церкви и дорог. Все необходимое сюда завозили по реке.

Иоанн Луговских в 1998 году стал духовником Могочинского Свято-Никольского женского монастыря.

В это местности суровой климат: зимой морозы достигают -50 градусов Цельсия, летом стоит жара, снег выпадает уже в конце сентября. Строительный сезон, поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.


Архимандрит Иоанн (Луговских), наместник Преображенского Большеволоцкого мужского монастыря, духовник Свято-Никольского Могочинского женского монастыря Томской митрополии. Основатель и строитель этих монастырей. Фото: iskitimeparhia.ru

Большую роль в строительстве могочинского Свято-Никольского монастыря сыграл игумен Иоанн (в миpy Василий Михайлович Луговских). В 35 лет был призван на церковное служение услышанными словами Богородицы: «Приходи ко Мне работать». Отец Иоанн построил немало церквей.

В апреле 1993 года указом епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона отец Иоанн утвержден наместником мужского Преображенского монастыря в бывшем поселке Большой Волок в 14 километрах от Могочино, а в мае того же года епископом Тихоном батюшка возведен в сан игумена.

В 1998 году по благословению епископа Томского и Асиновского Аркадия игyмен Иоанн назначен духовником Свято-Николъской обители.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 22 Мая 2011 г. 06:56 + в цитатник Продолжая просматривать информацию о женских монастырях Томска, нашла Свято- Никольский женский монастырь, который удален от Томска примерно на 200 км.


Причем автобусом можно доехать только до поселка Нарга. За Наргой примерно в 3 км на правом берегу Оби находится старинное село Могочино. Ему уже 285 лет.


В этом поселке и находится грандиозное сооружение Свято- Никольского женского монастыря. Монастырь конечно же удивляет своей громадностью, высоченными стенами, величественным храмом и многочисленными сводчатыми окошками корпусов. Все сделано из камня и монолитного бетона. Среди приземистой могочинской застройки это — Кремль. А с учетом бездорожья и царящей вокруг разрухи — чудо

.


Его строит Отец Иоанн с подвижниками с 1989 году. Уже более десяти лет в Могочино руководит клиросом игумения монастыря Ирина (Селиверстова). В течении пяти лет строящийся храм расписывал новосибирский художник Василий Дворцов.


Все делалось и делается до сих пор исключительно «на пожертвования и с божьей помощью». Два раза пожар уничтожал все их труды. Сгорела даже только что возведенная церковь. Построили новую. Еще лучшую.


Постоянно пополняется православная община, в которой уже около семисот человек. Одновременно со строительством корпусов украшался храм внутри.


Один томский благодетель пожертвовал паникадило. Драгоценный груз не вошел в пассажирский вагон, поэтому жертвователю пришлось из Москвы трястись в товарном вагоне, но паникадило было доставлено в полной сохранности. Жители Могочина поначалу вопринимали строительство храма враждебно, но понемногу преображаются их приоритеты меняются. Те, кто хоть раз побывал в монастыре, ощутили благодатную помощь монастырской молитвы.


А сам поселок Могочино в настоящее время еле дышит. Лесозавод, на котором он раньше держался, растащен. Могочинцы вспоминают о нем с ностальгией. Предприятие было одним из самых мощных в стране. В поселке работали целых семь магазинов «Березка», торговавших дефицитными импортными товарами. Но могочинцы сами подпилили сук, на котором «сидели». Вырубили вокруг себя весь ценный лес километров на семьдесят. Новый теперь вырастет только лет через сто.


Единственное развивающееся «предприятие» в поселке – это монастырь. Причем, его население не ограничивается только теми, кто живет в кельях. Есть еще община «за оградой», которая насчитывает около тысячи человек. Едут в обитель отовсюду. В том числе из Израиля, Польши, Молдовы, Киргизии, Украины… Но большинство – сибиряки.


В монастырь принимают всех немощных. То есть людей, которые уже никому не нужны. В миру они погибнут. И те, которые знают жизнь других обителей, удивляются этому. Там таких не берут. А Отец Иоанн всегда говорит: «носите немощи друг друга».


Могочинские иноки не являются затворниками келий. И не могут ими являться, потому что одними молитвами сыт не будешь. Все трудоспособные – чернорабочие с утра до ночи на стройке. На сон остается около пяти часов. Свободного времени – практически нет.


Примечательно, что за предыдущих три века, храма в Могочино так никогда и не было. А комендатура НКВД – была. И были гулаговские зоны вокруг. И в земле здесь лежат без всяких крестов — тысячи невинноубиенных. Издавна говорят об этих местах: «Бог создал рай, а черт – Нарымский край»


Этот монастырь в настоящее время градообразующее предприятие села Могочина. Крупнейший местный землевладелец. Для защиты от паводков есть дамба, возводить которую помогал монастырь.


Отец Иоанн (в миру Василий Луговских) родился на Алтае в семье верующих родителей. Был самым младшим, двенадцатым ребенком. В четырнадцать лет остался без отца. Учился в ПТУ и после армии я в вечернем техникуме и одновременно работал на class=»aligncenter» width=»750″ height=»500″[/img] Дослужился до начальника смены. Несколько лет работал при Новосибирской епархии «с метлой и лопатой». Это был период его постепенного разрыва с мирской суетой. Затем строил храм в Черепаново. В монахи он был пострижен в 1988 году с именем Иоанн. С первого взгляда настоятель Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво. Считает, что обитель это его крест. «А, взяв крест, нужно идти путем веры и добродетели. Куда ведет этот путь? Знаю! На Голгофу.» — говорит он.


Человек уйдя из мира и приходя в монастырь, должен поступатьт по заповеди Христовой: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной». Многие из приехавших туда, не оглядываются назад, с верою и терпением идут по пути послушания: работают, воспитывают детей, ведут невидимую брань со своими страстями. Все вопросы и недоумения на этом пути разрешают со своим Духовником.


В трудных случаях идут к отцу Иоанну или матушке Ирине. Около дверей игуменского корпуса или алтаря часто стоят люди в ожидании беседы с наместником игуменом Иоанном. Матушка Ирина также постоянно выслушивает, утешает, помогает советом, доброй улыбкой, ласковым словом. Но при необходимости оба они могут жестко спросить за непослушание, отсечь ненужный разговор. Не случайно их зовут здесь «наши родители». Они действительно как добрые и строгие родители заботятся о своих духовных детях, помогают духовно и материально.


Игумения Ирина (в миpy Надежда Алексеевна Селивёрстова) родилась 25 сентября 1948 года. Вырола в православной семье, ее мама с детства мечтала стать монахиней. После школы Надежда пошла работать парикмахером, но заболев, начала начала петь на клиросе в Вознесенском соборе Новосибирска. С 1981 по 1986 годы ездила в качестве псаломщицы во вновь открытые приходы Новосибирской епархии. 8 июля 1984 года была пострижена в монашество в честь великомученицы Ирины . С 1986 года была псаломщицей в храме Всех святых города Черепаново, где служил тогда и Василий, (впоследствии иеромонах Иоанн). Одновременно с ним матушка была направлена в Могочино и получила послушание псаломщицы в Свято-Никольском храме. С первого дня в Могочино матушка Ирина руководит монастырским хором. Ее стараниями стало уже два хора — большой и детский. Как говорил отец Иоанн в день ее юбилея: «Игумения Ирина — это красота и благолепие церковного пения в обители».


Информация отсюда: https://sibirica.su/glava-pervaya/zachem-oni-uchodyat-v-monastir/stranitsa-4-3 https://www.diveevo.ru/2/0/1/1127/ https://monashestvo.narod.ru/str_017.1997.htm https://www.proshkolu.ru/user/irinaputilova/blog/75574/ https://dokisom.ru/143/183 Захотелось съездить в это интереснейшее на мой взгляд место, но нужно ехать туда на два дня, что пока для меня нереально.

Рубрики:Впечатления

Метки:
православие путешествия монастырь традиции

Процитировано 1 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Фундамент будущей церкви обители иеромонах разметил уже в первые дни приезда в Могочино

Прибыв в Могочино, а это произошло в начале октября 1989 года, иеромонах Иоанн выполнил разметку фундамента будущей церкви. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин) благословил отца Иоанна привезти в село рабочих, сокращённых в местном РСУ. Они и стали первыми строителями обители.

Митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Митрополит Гедеон дал благословение на строительство в селе Могочино Свято-Никольского женского монастыря. Фото: orthedu.ru

К 14 ноября они залили бетон под фундамент храма. Митрополит Гедеон благословил завхоза завхоз епархиального управления Ивана Андреевича Соснина заниматься доставкой кирпича для строительства церкви будущей обители. Через несколько лет он постригся в монашество.

Первыми строителями Свято-Никольского женского монастыря стали рабочие местного РСУ.

В 1990-1991 годах строители монастыря воздвигли белокаменные стены его церкви, а также колокольню и шлаколитой гараж. Отец Иоанн благословил при строительстве храма использовать только древнюю технологию строительства, не используя современные мерные инструменты.

В результате здание Свято-Никольского храма имеет незначительную ассиметрию, что придает ему живой вид.


Свято-Никольский храм Моногочинского Свято-Никольского женского монастыря. Так как храм строился по древней технологии без использования мерных инструментов, он выглядит живописно. Фото: znaigorod.ru

В 1992 году воздвигли крышу храма и оштукатурили его изнутри. В это же время начались ручные земляные работы, направленные на рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.

В период с 1993 по 1995 год, строители монастыря построили на этом фундаменте южный и восточный корпуса могочинского Свято-Никольского женского монастыря высотой в три этажа.

В двухтысячных годах могочинский Свято-Никольский женский монастырь, в основном, был построен

Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. Они закончились к осени.

Ранней весной следующего года строители монастыря начали масштабное строительство, в которое были вовлечены все местные жители и насельники обители.

За один сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря.


Могочино, строительство Свято-Никольского женского монастыря. В 1998 году построили башни обители. Фото: azbyka.ru

В 1998 году построили белокаменные башни монастыря, а также начали рыть дренажные коммуникации. Через год началась заливка бетоном территории монастыря. Заключительные работы по строительству обители пришлись на двухтысячные годы.

Так в 2001 году началось возведение гостиничного корпуса Свято-Никольского женского монастыря. Кроме того, в этом году также пришлось восстанавливать пострадавший от пожара Свято-Никольский храм.

2001

в этом году началось не только строительство монастыря, но и ремонт храма после пожара

В 2002 году построили корпус с гостиницей и гаражом при монастырском храме. Ещё через год — церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Производились также ремонтные работы. Так были снесены и построены заново третьи этажи южного монастырского корпуса, игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.


Крестный ход в строящемся Свято-Преображенском храме. Материалы для его строительства начали завозить после окончания строительства Свято-Никольской женской обители в Могочино. Фото: volokskit.ru

В 2005 году строительство Свято-Никольского женского монастыря, в основном, было завершено: закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе.

Через год проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов в село Большой Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.

Игумен Матфей (Черевкин) — старейший монах в Могочине

4 ноября 2021 года на 71 году жизни скоропостижно скончался основатель Свято-Никольской обители и многолетний игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря с. Большой Волок архимандрит Иоанн (Луговских).

23 июня 2021 года на его место был назначен насельник обители игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей многие годы прожил в селе Могочино, собственным трудом участвуя в возведении Свято-Никольской обители.


Игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей — настоятель строящегося Спасо-Преображенского монастыря в селе Большой Волок и самый известный старец в Могочино. Фото: svjatoynarym.ru

Родился игумен Матфей (в миру Аркадий Юрьевич Черевикин), 6 сентября 1947 года. Окончил математический факультет Новосибирского Государственного Университета.

22 года отработал в Новосибирском Филиале Института Точной Механики и Вычислительной Техники. Принял Крещение в Вознесенском кафедральном соборе г.Новосибирска в 1989 году.

Отец Матфей (Черевикин) — самый известный старец в Могочино.

В марте 1992 году отец Матфей приехал в село Могочино Томской области. Здесь же в этом году он принял монашеский постриг. Работал он на строительстве вновь возводимого Свято-Никольского женского монастыря.

Также участвовал в строительстве Спасо-Преображенской мужской обители с. Большой Волок. За это время он приобрёл богатый опыт монашеской жизни и потом часто говорил следующее: «мы все учились в Могочино».


Здание Томской духовной семинарии. Отец Матфей окончил Томскую духовную семинарию и долгое время духовно окормлял её воспитанников. Фото: upload.wikimedia.org

4 декабря 1992 года рукоположен во иеродиакона, а 10 декабря 1997 года в иеромонаха. В 2003 году окончил Томскую Духовную Семинарию. В 2004 году возведен в сан игумена. 20 августа 2021 года награжден крестом с украшениями.

Неоднократно принимал участие в паломничестве на Святую Гору Афон. Здесь отец Матфей познакомился с тысячелетней традицией святогорского иночества.

Многичесленные паломники как Свято-Еикольской, так и Спасо-Преображенской обители считают его старцем, и приезжая в монастыри находят у него духовное окормление и поддержку. Всего же игумен Матфей имеет стаж пребывания монастырях более 25 лет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Зачем они уходят в монастырь?

Страница 3 из 4

ДВОЕВЛАСТИЕ

Поход в «сельсовет» был принципиально важным пунктом моей командировки. В России вскоре должно произойти судьбоносное перераспределение собственности. Государство готовится вернуть религиозным организациям то, что было отобрано после революции. Подавляющее большинство храмов и монастырей до сих пор не принадлежит Церкви. Как и земля. Все это сейчас находится в руках власти, выступающей арендодателем. А в Могочино уже почти двадцать лет существует непосредственное взаимодействие государства и Церкви, где каждая из сторон выступает полноправным субъектом.

Правда, могочинская власть обладает слабенькими управленческими ресурсами, а монастырь – «тяжеловес». По советским критериям — градообразующее предприятие. Крупнейший местный землевладелец. Получается необъективное сравнение? Но по оценкам экспертов православная Церковь, после восстановления «исторической справедливости» тоже должна стать самым мощным негосударственным собственником в России.

Сразу вспомнились слова Аллы Детлуковой. Она их сказала, специально подчеркнув, что говорит от имени власти, как глава поселения:

— У нас в Могочино Церковь фактически не отделена от государства… И, если так сложилась судьба, что Бог нам дал монастырь, то и надо жить исходя из такой реальности! Хотя многие этого не понимают. Когда в монастыре наклонилась надвратная башня, то, по жалобе населения, прилетело начальство сверху. И один из руководителей говорит: «Давайте, рушьте все!» Но он совсем жизни нашей не знает, и я ему ответила: «Пока батюшкиного благословения нет — ничего делать не буду!» А он мне: «Вы что здесь не глава?!» Нет, не понимает он ничего… У нас здесь две власти. Мы, возможно, единственный такой поселок в стране. И надо исходить из жизни. Может потому мы мирно и существуем. Не вторгаясь в сферы друг друга. Люди ведь у нас одни. И делаем мы одно дело.

Воцарится длительная пауза, когда я спрошу губернатора Томской области Виктора Кресса:

— Кому в Могочино принадлежит сегодня реальная власть?

— Монастырь там очень приличную роль играет в местной жизни…— начал он говорить, выверено подбирая слова. — Костяк общины, благодаря игумену Иоанну, создан крепкий. А это очень важно, потому что поселок — глубоко депрессивный… Честно говоря, я сам не такой уж сильно и верующий человек. По крайней мере, не крещусь на виду, как это делают некоторые. Но, считаю, что духовный стержень должен быть в каждом из нас. И именно в этом плане Церковь может серьезно помочь в его укреплении.

— На примере Томской области можно говорить о реальной отделенности Церкви от государства?

— Юридически? Да. А по жизни… Ну, какое разделение может быть в Могочино?! Точно также, как и в некоторых других маленьких селах, где есть церковь. Да что говорить, когда я сам обязал всех глав администраций содействовать строительству храмов. Мы будем помогать финансово, как помогали и в предыдущие годы. В рамках закона. И, считаю, что дело это — благое.

Из разговора с матушкой Иоанной, которая полностью рассталась с собственностью в миру, а все личные деньги отдала на нужды монастыря.

— Себя смирять и людей терпеть – самое трудное в монастырской жизни, –- говорит она. — Вначале очень многие приходили к нам не под влиянием сердца, а ради живота. Здесь ведь и угол дают, и кашу. А как послабление в городе пошло, зарплаты начали платить – они назад потянулись. Теперь больше тех, кто пришел душу спасать. В миру ведь не ведают цели жизни человеческой. Но я их за это не осуждаю.

— Матушка Иоанна, мне показалось, что сейчас в монастырь уходят не только за духовностью, но еще и за добротой…

— В основном у нас здесь те, которые жизнью выкинутые. А живем мы по заповедям христовым. Вот если я с кем поссорюсь… У меня молитва затем не идет. У меня покоя в душе нет. И тот человек тоже мучается. Я падаю ему в колени: прости меня, говорю. Мы с ним обнимаемся. И это не наигранно. Это — потребность. Это для того, чтобы мир восстановить в своей душе. Ты же понимаешь, что тебя лукавый за язык дернул…

— Светского человека этот «ритуал» прощения застает врасплох, но, тем не менее, одна из монахинь сказала мне, что «грешницей в монастыре она меньше не стала»…

— Я и о себе точно так же скажу. Просто, чем ближе к свету, тем больше пятен видишь на своей одежде.

НЕ ВСЕМ МИРОМ

Хотя и убеждала меня Алла Детлукова, что могочинцы для нее «все одинаковые», но и она, не замечая этого, тоже «раскладывает» их по разным полочкам. Спрашиваю:

— В поселок, ради спасения, приезжают сюда не только благочестивые христиане, но и пьяницы, наркоманы. Социальная ситуация ухудшилась в селе?

— Так и наших хватает, – спокойно отвечает она. — По началу было как: что-нибудь где-то случается, кричат: церковники проклятые! Начинаешь разбираться – местные. Наркоманы к нам, конечно, приезжают… Но они тоже нормальными людьми становятся. Правда, не все… В общем я отцу Иоанну не завидую. Он поступает, исходя из христианской любви… Трудно… Посмотрю на него и думаю: насколько же мне легче! А у него – тяжелейшая… Непосильная работа! Но ни разу не было случая, чтобы он отказал селу в помощи.

— А как батюшка за детей бьется! – всплескивает руками Алла Владимировна, — У нас ведь случай был … Мы отправили ребенка в приют, в Сарафановку. Семья там такая… Другого выхода не было. Батюшка узнал… В общем, мы вынуждены были привезти назад этого ребенка. Представляете?! И он взял его под свою опеку. Причем, во многих монастырских семьях есть приемные дети. Это у них такая традиция.

Тут надо напомнить, что до революции в России не было ни детских домов, ни домов для престарелых.

Алла Детлукова только одного понять не может: почему у многих монастырских беспорядок в собственных усадьбах? Сами они поясняют: мы о душе больше думаем… А местные не верят такому объяснению. Для них этот факт — притча во языцех. Впрочем, как и другой примечательный случай, но уже имеющий непосредственное отношение к самим могочинцам…

Размашистая в этих местах Обь – лихая и разгульная. Бывало, что паводком смывало целые улицы в близлежащих селениях. В Могочино от этой беды давным-давно защитились дамбой. Но однажды она не выдержала большой воды. Из местной администрации тут же начали «кричать» по радио о срочном сборе. Побежали по поселку созывать людей. Но навстречу беде могочинцы всем миром не вышли. Остались сидеть дома. А монастырские насельники появились на дамбе уже через пятнадцать минут. Они и спасли тогда поселок от затопления А если Могочино – это маленькая модель нынешнего состояния нашего общества?

Я задам этот вопрос во время беседы с игуменом Иоанном. И он ответит: «Так оно все и есть!»

КАК БЕЛАЯ ВОРОНА

Василий Луговских родился на Алтае в семье верующих родителей. Был самым младшим, двенадцатым ребенком. В четырнадцать лет остался без отца. После чего родной дядька забрал его к себе в Новосибирск и отдал на учебу в ПТУ. После армии он учился в вечернем техникуме и одновременно работал на заводе. Дослужился до начальника смены. Затем уволился и уехал в Черепаново «докармливать престарелую мать».

Несколько лет работал при Новосибирской епархии «с метлой и лопатой». Это был период его постепенного разрыва с мирской суетой. Затем строил храм в Черепаново. Митрополит Гедеон сказал: «Сам выстроил – сам и служить будешь!»

В монахи он был пострижен в 1988 году с именем Иоанн.

Сидим с ним в игуменской. По слухам она должна представлять из себя «роскошные апартаменты». Но вокруг длинного стола склад всего и вся. А на его краешке – рабочее место монаха Матфея. Тут же кухня. Возле стеночки – ряд посылок, которые послушницы комплектуют для отправки в тюрьмы.

С первого взгляда настоятель Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво:

— Когда я вступил на этот путь создания духовной обители… Заплакал, – начал рассказывать он. — Я понимал что, чем больше людей, тем больше столкнешься с неблагодарностью, с предательством, с шкурническими интересами… А я должен всех ублажать, кормить, поить… Делать добро. Было — страшно. Весь груз на мне. Ответственность жуткая. Я, может, и хотел бы сейчас все бросить и уйти в уединение. Но обитель — мой крест. А, взяв крест, нужно идти путем веры и добродетели. Куда ведет этот путь? Знаю! На Голгофу.

Я попытаюсь его спросить о радостном, но он меня будто не услышит:

— Наша община всех нервирует. Там не работают — у нас работают. Там не рожают — у нас рожают. Мы — как белая ворона.

— Но может проблема в том, что вы сами не делаете шага навстречу Могочино. Они видят только то, что находится до монастырской стены?

— А какой еще нужно делать шаг? Храм — вот он. Что нам: брать плеть и загонять их сюда?! Какое я имею право делать насилие над их душой. Нельзя закрепощать свободную волю, которая дана свыше. И она нам на то дана, чтобы мы свободно к вере приходили. Невольник – не богомольник. А каждому потом за все воздастся.

И дальше он мне говорит, пронизанные болью слова:

— По большему счету мы, вот такие, какие есть, не нужны ни власти, ни епархии. Никому. Кроме Бога.

Этому категоричному высказыванию, наверное, способствовала сложившейся в тот момент ситуация. Прокурор Молчановского района Геннадий Калюжный предъявил иск «в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц» о запрете эксплуатации всех зданий монастыря. Причина – не оформление соответствующей документации.

По форме все верно. Только в течение восемнадцати лет приезжали сюда представители разных ветвей томской власти. В том числе и вышеназванный прокурор. Никаких претензий не предъявлялось. И вдруг вышло, что государство решилось наконец выставить на улицу старушек-монашек.

С Людмилой Ключаровой знакомлюсь возле монастырской стены. Ее дом напротив. Именно она уже несколько лет не дает спокойной жизни этой обители. Стена ей заслоняет солнце. Но суд не удовлетворил ее требования. Стена осталась на прежнем месте. Она стала доказывать, что вода со стены течет ей прямо в огород. Посредине дороги соорудили гребень. Теперь Людмила возмущается тем, что машины ездят возле ее калитки. А когда наклонилась надвратная башня – новый виток возмущения.

Мы разговаривали с ней, как раз под звуки отбойного молотка. Монастырские насельники разбирали стену, чтобы укрепить ее фундамент. Людмила скажет очень решительно:

— Я борюсь за порядочность. За честность. За правду. И если бы не было этой стены — все было бы нормально. Мне все говорят, что я против церкви… А я может в два-три раза больше их верующая… Ведь когда они приехали — мы жили с ними душа в душу. У них ничего тогда не было. А сейчас посмотрите… Откуда у них это богатство?!

Самое удивительное, что Людмила Ключарова, изредка, но ходит молиться в храм, расположенный, как раз за этой самой стеной.

А перед этим у игумена Иоанна еще одна неприятность случилась. Два монаха и четыре монахини самовольно и, как заявили: «навсегда» покинули монастырь. Что недопустимо по принятым обетам. Причиной этого стало их непринятие «сатанинских российских паспортов и ИНН» Правда, иеродьякон Киприан опомнился и вернулся обратно.

После всего этого монах Матфей подошел к настоятелю Иоанну и сказал: «Батюшка, надо Устав монастырский принимать для поддержания порядка!» Игумен ответил: «Устав примем, когда совесть совсем потеряем»

А во время воскресной службы отец Иоанн встал перед всеми прихожанами на колени и попросил прощения за свои грехи. Приняв всю вину за происходящее на себя. И такое покаяние – в истинно русских традициях православия. Правда, в почти забытых традициях.

— Вы видели глаза их детей? – спросит меня продавщица магазинчика Татьяна Веселкова. – Они у них чистые. Светлые. Непорочные. Удивительные. У наших детей не такие.

Это она так выскажется о ребятне из воцерквленных семей.

Директор сельской школы Валентина Буваева тоже поделиться откровением:

— Мы начинаем перенимать приемы работы монастырской школы. Ведь у них идет подготовка учеников индивидуально. Они учат детей рассуждать и высказывать свои мысли. Учат доказывать свою позицию. Что очень сложно с педагогической точки зрения. И еще они с самого рождения приучают их к труду через игру. Церковные дети – воспитанные. И то, что они уже не в первый раз привозят Гран-При из Москвы, становясь победителями форума «Одаренные дети России» — заслуженный результат.

Правда есть одна проблема. Монастырские школьники продолжают сдавать зачеты и экзамены в государственной сельской школе. И учителя вынуждены им ставить «неправильные» пятерки, например, вот за такой ответ по природоведению: «Бог создал Землю»

Игумен Иоанн скажет по этому поводу: «Вы поймите — мы своих детей не только учим, чтобы они в Бога верили, но и в Россию» И только тогда мне станет понятно, чем он на самом деле занимается. Тем, чем не занимается государство. Создает в муках добросовестный народ для своей страны. И сам при этом пытается стать лучше.

Монахиня Анастасия учила монастырских детей, а сама при этом мучалась вопросом: «Зачем Моисей сорок лет водил свой непокорный народ по пустыне, когда там весь путь можно было пройти менее, чем за год?» И нашла мудрый ответ: «Для того, чтобы в Землю обетованную вошло только новое поколение, родившееся не в Египетском рабстве» И тут же себя спросила: «Сколько же еще лет предстоит водить нас новому Моисею?!»

  • В начало
  • Назад
  • 3
  • Вперед
  • В конец
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]