В Кормчей 1620 года содержится следующий крайне любопытный раздел. Привожу его в том самом виде, как он присутствует в Кормчей, без перевода на современный русский язык. Необходимые пояснения добавлены в скобках. «О книгах Ветхаго Закона и Новаго. Суть бо Ветхаго Завета книг 22. Толико бо слышахом воображено от ЖИДОВ (выделено автором).
Бытие, Исход, Аевгитски, Числа, Вторый Закон, Исус На-вин, Судии, Руфь, Четыре Царства, посем же Останцы (то есть книги Паралипоменон — Авт)› посем Ездры двои, Псалтырь, Притчи, Церковник (Екклезиаст — Atfra.), Песенник (Песнь Песней — Авт)у Иов, Пророческих 12: первый — Иосия, 2 — Амос, 3 Михея, 4 — Иоиль, 5 — Иона, 6 Авдий, 7 — Наум, 8 — Аввакум, 9 — Софонии, 10 — Аггей, 11 — Захария, 12 — Малахии; посем Исайя, Иеремия, Варух, Плачеве, Послания, Езекииль, Даниил. Се Ветхого завета.
Новаго же паки не ленюся реши (то есть состав Нового Завета не поленюсь перечислить — Авт).
Четыри Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяние Апостольское, Посланий Соборных семь и Апостол: Иаковле едино, Петровы два, Иоаннова три, Июдино едино, Павловых посланий 14: первое Римлянам, два — к Коринфом, к Галатом, Ефесеом, Филипписиом, Коласаем, к Солуняном, два Евреом, Тимофею, два к Титу, к Филимону; конечное Иоанново Откровение (АПОКАЛИПСИС — Авт), Иоанна Златоуста, Иоанн Дамаскин, Иоанн Богослов, Григорий Декаполит, Кирил Александрский, Дионисий Ареопагиитский, Симеон Богоприимец, Исайя Великий (Новозаветный Исайя! А в Библии помещен в Ветхий Завет — Авт), Иеремия (Новозаветный Иеремия! А в Библии он в Ветхом Завете — Авт), ДАНИИЛ(Новозаветный Даниил! И снова отнесен в Библии к Ветхому завету- Авт), Паралипомена (Новозаветные книги Паралипоменон! Переставленніе в Ветхий Завет по Библейскому тексту — Авт), Дефвторономия, Апокалипсий (то есть некий ДРУГОЙ АПОКАЛИПСИС, поскольку Откровение Иоанна уже было перечислено выше — Авт),Варлам, Ефрем, Пан-док, Лимонис, Патерик, Нил, Асаф, Максим, Павел Мона-касийский, Василий Новый, Гранограф (следовательно, некий ХРОНОГРАФ был частью Нового завета; где сегодня этот новозаветный Хронограф? — Авт), Палея, Еклисиаст (Новозаветный Еклисиаст! И снова перетащен в Ветхий Завет. — Авт), Шестодневец, Родословие, Струй, Глубина, Бисер, Криница, Иосиф Матафиин, Косма Индикоплов, Анастасий Синайский, Афанасий Великий, Апостольские, Исус Наввин (Новозаветный Исус Навин оказывается! Уж не пушки ли средневековые его иерехонские трубы от которых стены пали? — Авт), Исус Семерамин, Исус Сирахов (Новозаветный Исус! Устал повторяться про Библию — Авт), три Опрошения, Фисилог двенадцать, Ияковлич, Иов (Новозаветный Иов! Да это уже не в какие ворота не лезет! — Авт), Нифонт, Пчела, Приточник, Стослов, Страннник».
Большинство этих книг уничтожены попами, часть попала в апокрифы. Однако староверы сумели сохранить наследие предков и древние книги
постепенно снова видят мир. Автор миниатюры имеет возможность читать их, будучи старовером семейского родового христианства катаров Лангедока и кулугуров чашечников Волги. Нас еще называют Добрыми Людьми Святого Грааля (Чаши).
Увиденное поражает тем, куда завели человечество хитроумные жрецы и обслуживаемые ими государственные проходимцы. В том, что сегодня представляется восточной и западной христианскими церквями, нет ничего христианского, кроме названия. Это религия Сатанаила, даже не вера, а просто способ управления людьми. Иудо-христианство в самой извращенной форме мракобесия.
Я не вправе навязывать читателям свое мнение, моя Вера дело добровольное, но опубликованный перечень книг Святого Писания, должен заставить тебя задуматься, почему из такого огромного объема знаний, ты получаешь только эрзац-выдержку библейской истории, основанной на учение Торы.
А ведь Тора отвергает даже иудо-христианство, где символом определена сцена мучений и орудие казни, носимое на шее. Ярмо ты носишь, человек, позорное ярмо раба. Посмотри на древние памятники с крестом. Где ты видишь на них распятие?
Былина Христа реальные события 12 века имеющие грандиозный смысл и поучительный вывод, в виде учения, как вернуться в дом Всевышнего. Сегодня ты не знаешь учения Христа, а то, что дают тебе это учение о Христе, с точки зрения Торы, Талмуда и прочих мудей. Ты слеп человек. Пусть тебе эта короткая работа раскроет глаза на то, как тебя обманывают жрецы макавы.
Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.
Людям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву
, «
Отче наш
», «
Достойно есть
», «
Трисвятое
». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге
Молитвенник,
изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.
Староверы — кто они такие
Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.
Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.
Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.
Обычаи и традиции староверов
Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.
С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.
Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».
Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.
Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.
Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.
Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.
Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.
В оригинале Острожской библии нет Израиля
ИСКАЖЕНИЕ ОСТРОЖСКОЙ БИБЛИИ.
При чтении рукописной Острожской библии 1581 г. обращают на себя внимание явные несоответствия ключевых названий в рукописной ОСТРОЖСКОЙ БИБЛИИ и её перевода на современный русский язык. Если следовать рукописному изданию, то выяснится, что НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ИЗРАИЛЯ. ВМЕСТО ИЗРАИЛЯ СТРАНА НАЗЫВАЛАСЬ ИИЛИЯ. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО «ИУДЕЙСКОЙ» ВЕРЫ, ИАКОВЫМ БЫЛА ВОЗРОЖДЕНА СТАРАЯ РЕЛИГИЯ «ИИЛЬСКАЯ» В ЧЕСТЬ БОГА ИЛИЯ.
Острожская библия это старинное рукописное произведение 1581 года, изложенное на церковнославянском языке. В библии изложен Ветхий Завет, который состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Его дословный перевод на современный русский язык можно прочесть на сайте «патриархия.ру».
В книге «Числа» Острожской библии 1581г. вы не встретите такого термина «Израиль», вместо него есть термин «Ииль». Вы не встретите термин «сыны Израиля», вместо него присутствует термин «сыны Иилевы«, что значит -принадлежащие богу ИЛЮ. Иаков сказал «бросте чужих богов и серьги в ушах» (гл. 32, 35 Бытие) и призвал ВОЗВРАТИТЬСЯ К ВЕРЕ В ИЛИЮ. Как то ночью Иакову пришлось бороться с самим богом ИЛИЕЙ. Бог ему сказал: отныне имя тебе будет не Иаков «мо Илем будешь», ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. А более точное имя ИИЛЯ («Iиль» в Острожской библии) –ИеИЛЬ, что следует из списка 5000 слов, заменённых в библии, опубликованных архимандритом Никифоровым. ИеИль имеет смысл только в русском языке, очевидно это «Сие Иль».
Сейчас, открывая в интернете запрос о книгах Библии, получаешь ответ, что это библейское предание о евреях и в скобках — «израильтян», подразумевая современный Израиль и современных евреев. Но в «Числах» термин «евреи» отсутствует вообще.
В » Числах»выясняется, что среди участников исхода нет рода с названием «Евреи». Там перечислены следующие 12 родоначальников племён, «избранных мужей» : Рувим, Симеон, Иуда, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин, Дан, Ассир, Гад, Неффалим, Левия. Их правнуки стали участниками военного завоевательского похода-«исхода» и возглавили каждый свой стан. Но и в списке имён сыновей тоже нет имени рода «Евр». Есть «Евер», но он раньше писался «Авер»-«Авед» и однозначно означал, живущий не по Ведам, не по вере, то есть неверующий (см. 5000 слов, заменённых в библии, Никифора).
В книге Бытие Острожской библии (гл.42) только один раз встречается термин»евръ» как прозвище «овечий». В «Бытие» Египтяне побрезговали сесть с «евре-и» (братьями Иосифа) есть пищу, так как те пастухи овец. «Евррэнос» по- древнегречески «хорошие овцы». Значит сыны Илиевы были овцеводами и не более того.
Почему никто не замечает такой кардинальной подмены слова в печатном издании Бытия гл. 14 «Ветхого завета», где написано » Авраам еврей», а в «Острожской библии » Аврам пришелец».
В книге Исход очевидно применяется термин «евръ» («евръанын», евръом») в виде прозвища сынов Иилев (сынов Израилевых) -«овцеводы»-«овечьи» 10 раз только в 1, 2, 5 главах из имеющихся 40 глав. Для непонятливых в 4 главе появляется уточнение в скобках «Господь (Бог Еврейский)». Если сыны Иилиевы овцеводы, то естественно, что овцы-овны знаковые персонажи иильской ( «иудейской»), христианской и греческой религий. Золотое руно овна добывали греки -аргонавты. Христа называют агнцем божьим (ягнёнком), «овча».
Название «евреи» с большой доли вероятности предки современных евреев позаимствовали именно от прозвища иилиев-«евръ-ане». «Евръ-ане» иилиев называли только Египтяне (не совр. Египет, современный Египет называется Миср), имея ввиду только их ремесло или прозвище, а не наименование рода. Египтяне, как родственники, дали приют «иилиям» на 400 лет, которым из-за голода пришлось покинуть родные места и поселиться в Египте.
В книге Левит ни разу не встречается термин «евреи», а присутствует только выражение «сыны Иилевы» в Острожской библии.
В книге Второзаконие термин «евръ» встречается только один раз. Много раз повторяющийся по тексту «брат» вдруг получает уточнение -«брат твой, евръанин, или евреаньина…» в гл. 15 Острожской библии. В современном Ветхом Завете эти термины уже появляются с большой буквы «Еврей или Евреянка». Прозвище при переиздании библии превращают в наименование рода.
В дополнительных 5 книгах Ветхого Завета : Иисус Навин, Книга Судей, Руфь, Вторая Книга Царств, Третья книга Царств термин «евреи» отсутствует совсем. В Первой книге Царств «Евреи» встречается 4 раза. Так их называли Филимстяне (филимстян считают палестинцами, эллинами), прозвищем. Если филимстяне эллины, то это ещё раз доказывает «евреи» (овцы) греческое слово.
Из всего вышесказанного следует, что наименование ветхозаветного народа- «СЫНЫ ИИЛЕВЫ». Причём так они САМИ СЕБЯ НАЗЫВАЛИ. И Господь тоже называет их только сынами Иилиевыми и никак по- другому. А «евреи»-всего лишь профессия «овцеводы»от древнегреческого «евррэнос». То есть пастухи овец. Их так назвали Египтяне и Филимстяне, значит, эти египтяне и филимстяне говорили на древнегреческом.
Аналогичная кардинальная подмена произошла с термином «жидовствующие» в Острожской библии (Бытие). В современной редакции Библии все «жидовствующие» заменены на «евреи». «Жиди» на колымском жаргоне просто означает «лесной чёрт», «чёрт», дед-дид (интернет). Есть фраза — » объявился некий жидовин, волхв, чародей и прелестник», то есть «жид»-чёртов волхв. При Иване Грозном главными «жидами» были только русские Иван Максимов, Волк Курицин, Дмитрий Коноплёв (они все были казнены). Даже борец с ересью жидовствующих Иосиф Волоцкий, оказывается Иваном Саниным, а сам почитает за честь называться ветхозаветным вторым именем Иосифом. Жидовствующие выступили в защиту своей веры и не признавали Христа, как сына бога. Неясно, как они сами называли свою веру, нигде не встречается конкретного наименования их веры, сами верующие никогда не называли себя «иудеями», но есть конкретное название «жидовствующих»- волхвы и чародеи (колдуны). Они были против внедрения молодой христианской религии, которая в сущности тоже есть вера иильская- иллирийская, но с обожествлением Христа. Христианство начало борьбу со старой религией и её проповедниками-волхвами, магами, чародеями, прорицателями, ведьмами, «жидовствующими» и достигло больших успехов. Помните как в рассказе Куприна «Олеся» прихожанки церкви забивают камнями девушку Олесю за то, что она не христианка, а чародейка-колдунья.
Примечательно, что в Ветхом Завете в книге Бытие только в одной главе Иосиф вдруг начинает называться жидовином. Его вдруг назвали жидовином, когда понадобилось истолковать сон фараона и предсказать его будущее-поволховать. Помимо Иосифа были приглашены ВОЛХВЫ. Иосиф здесь тоже выступил в качестве Волхва. Волхвы, живущие в лесу, в Сибири назывались «жиди»-«лесные черти». Терновник в словаре Даля называется «жидовником» и так назывался ещё до Христа. Видимо он имел какую-то обрядовую роль у волхвов. Почему-то именно из терновника был венок на голове Христа. Зачем вообще надо было придумывать при казни надевать венок. И это не просто импровизация, а смысловой знак, придуманный заранее. Насмешка над ним как над прорицателем, волхвом? Колючий терновник проигравшего вместо лаврового венка победителя? Или просто усугубить страдание. Сам обычай надевания венка привнесён в Средиземноморье пришлыми греками. Распространён этот обычай у славян, особенно у западных.
Иильская вера возможно и дожила бы до наших дней в почитании, если бы не сменилась власть. Святослав, отобрав власть у хазар и став сам вместо»кагана» во главе Хазарии, не захотел, чтобы в новой элите была вера побеждённых и само наименование Хазарии. И вина старой «илирийской»-«иилийской» религии была лишь в том, что её проповедовала старая «элита». К тому же эта религия ВОИНСТВЕННАЯ, необходимая в условиях завоеваний с жестокими военными правилами, изложенными в Ветхом Завете. Для единения требовалась новая вера смирения-компромис-христианская, которую активно стала внедрять мать Святослава княгиня Ольга. Свою долю в дискридитации «илирийства» («иудаизма») сыграло появление в христианстве такого отрицательного персонажа как предателя Иуды, так удачно и случайно совпавшего именем с основателем страны Иудеи. Иуда скоропостижно ушёл из жизни (такой ценный свидетель повесился). Это говорит о далеко не спонтанных, а хорошо продуманных постановочных событиях, связанных с внедрением христианства. Например, приход волхвов к Марии с объявлением всем о рождении божьего сына, что выглядит как подготовка общественного мнения.
Все 12 родов вместе называли себя единым наименованием «сыны Иилиевы»и никак по другому, ни иудеями, ни евреями. Как они сами называли свою веру? Если они «сыны Иилиевы», тогда она должна называться «Иилийской» или «Илирийской», или «Иильской», «Иеильской», по аналогии с христианством по имени Христа. «Иудейской» же её стали называть западные историки в печатных изданиях, сделав его общепринятым.
Как формировался культ Илии. Судя по тексту Ветхого Завета-тяжело. Дело в том, что весь народ Исхода вышел из «Египта», где прожил 430 лет, с полным «комплектом» всех египетских богов Ваалом, Астартом, Астарофом, Дагоном, верой в тельца, с Волхвами, прорицателями и гадателями. Никакого Иля ещё не было. Моисеем и Аароном в процессе формирования военной организации был предложен культ Господа. С Господом они общались единолично в скинии с ковчегом и сообщали от своего имени волю Господа. Но видимо этого было недостаточно. От имени Господа во время Исхода был обожествлён предок Иаков (Некий?) с именем Иль, как родоначальник правящей военной «элиты» от 12 его сыновей в народе Исхода. Так постепенно народ стал себя называть «сынами Иилевыми», что позже превратилось в веру и почитание Илия, как божества. Так сплочённый общими тягостями исхода и общей для всех историей Исхода, и далее победами, народ объединился под именем Илия.
Как произошла » подмена» героев библии и героев истории хазар на историю «древних евреев»? Видимо всё началось с присвоением предками современных евреев наименования, взятое от прозвища «иилиев»- «евръ-анин»-«овечий» ( взъерошенный, косматый) именно в 900 годы расцвета могущества хазар и, наоборот, как раз в это время, крайне униженного положения гонимых из Армении палестинских «праевреев». Автор Галеви в «Кузари», описывая их истинное положение в обществе в 900 г., называет их как «немногочисленный», «униженный», «жалкий», «со всеобщей к ним нелюбовью» народ (строки 4, 12). Кузари сказал: «…достаточно того, что всем бросается в глаза их униженное положение, немногочисленность и всеобщая к ним нелюбовь» (п.4). В п. 12 Кузари говорит: « Я не собирался спрашивать евреев ибо знал, что из жалкого своего положения они забыли о своём прошлом, а унижение и нищета не позволяют им возвыситься нравственно». Позаимствовав у хазар «иллирийскую» религию для своего национального самоутверждения, они дали ей новое название -«иудейство». Также они стали называть себя ветхозаветными именами.
Религия хазар согласно Ветхому Завету называется «иилийской», логично названая так по имени божества Иля, что доказывается наличием КУЛЬТА ИЛИЯ. КУЛЬТ ИЛИИ и у греков, славян, русов. Имя Илии есть в названии греческой «Илиады», в названии столицы хазар Итиль, в названии земли Иллирии на Балканском полуострове, в названии Израиля, предсмертные слова Исуса Христа тоже были обращены к Илию («Или, Или, лама савахфани») и княгиня Ольга, мать Святослава, построила первый храм в честь Илии. На Руси популярен культ Ильи-пророка, день его почитания неслучайно совпадает с 19 июлем по старому юлианскому календарю. Само название месяца июль совпадает с именем Иеиль и фамилией римской династии Юлиев. Обратите внимание, что Иисус перед казнью взывает к Илию, не к Иакову, не к Яхве, не к Израилю. Значит всё-таки истинное название бога ИЛЬ, как в Острожской библии, а не в её перепечатках.
Но предки современных евреев, когда её переняли, почему-то назвали её «иудейской» по имени страны Иудеи. Иудея-это завоёванные земли, которые достались при дележе между «сынами Иилевыми» конкретно роду Иуды. Там в Иудее временно скрывался Давид (ДЪВД), когда его преследовал царь Иилии Саоул.Согласитесь, странное название религии по имени то ли страны Иудеи, то ли имени Иуды, который к тому же проповедывает веру в бога Илию. Причина переименования религии при заимствовании непонятна. Скорей всего они столкнулись с выходцами из Иудеи. Иудея временно отделилась от Иилии. Во Второй Книге Царств Давид в 30 лет объединяет Иудею и Иилию.
Позаимствовав всё от хазар, предки современных евреев стали претендентами на участие в библейских событиях, а потом уже стали ассоциироваться только с ними. А после замены «илирийства» на христианство и канувших в небытие хазар, вообще превратились из «фантомов-дублёров» в настоящих участников библейских событий, никогда не принимая в них участия, а лишь свято в это веря.
А всего-то при переиздании рукописной ОСТРОЖСКОЙ библии на печатный вариант произошла небольшая замена «сынов Иилиев» на «сынов Израилевых», а в текст дополнительно почаще были вставлены уточняющие термины «евреи» (даже сохранилась одна такая пометка на вставку этого слова на поле страницы), а в скобочках введено уточнение «Господь (Бог еврейский)», «жидовствующие» и «пришельцы» заменены на «евреи». И ВСЁ КАРДИНАЛЬНО ПОМЕНЯЛОСЬ. И вот огромный воинственный народ «Ииль» пропадает в небытие, а малочисленный неизвестный народ, назвавший себя когда-то термином «евреи» в 900г. по древнегреческому названию профессии иилийцев «евррэнос»(овцеводы), а своё государство «Израилем» в 1948г., вдруг превращается в пропавших иллирийцев. И вот вся ветхозаветная история уже невольно принадлежит им, все герои, все подвиги и все завоевания (!) и даже Бог. Хотя Иисус Навин перед смертью наказывал: «Служите господу Богу Иилеву» (гл. 14 Исус Навин). А по поводу завоеваний известно, что предки современных евреев были безземельными скитальцами, пока им после второй мировой войны не была выделена мировым сообществом часть Палестины в 1948 г., названая Израилем.
А теперь попробуйте в древней исторической хронике заменить «иудеев» на «Иилиев».
2016 февраль. ИСТОЧНИКИ: «Кузари» Галеви, «Турки и хазары» Артамонов М.И., «Ветхий завет»сайт «патриархия.ру.», Острожская библия 1581г. в подлиннике.
Какой крест у староверов
В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.
Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.
Как крестятся староверы
В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.
Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».
На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.
Где находятся поселения староверов
Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.
Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.
В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.
Немного о домашнем молитвенном уставе
Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.
В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.
По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.
Почему староверов называли беспоповцами
Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.
Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.
Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия
Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней
содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.
Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие
и
Библия
(Острожского издания Ивана Федорова).
Евангелие напрестольное и Библия Острожская
Чем отличаются староверы от православных христиан
Главная разница заключается в следующем:
- Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
- Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
- Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
- Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
- В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
- В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
- Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.
Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев
Практическим минимумом для домашней молитвы является книга . Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:
Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.
Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.
Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов
. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.
Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь
. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.
Книга — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.
Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.
Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев
. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.