Где живет Бог? Вопрос часто задают дети, узнавшие о существовании Всевышнего. И слышат простой ответ — Бог живет на небе. Но и взрослые люди задумываются — где обитает создатель и спаситель всего на земле. Библия четко определяет «место жительства» Бога — Небеса. Но как это понимать? Неопределенность порождает сомнения. Человеческая натура жаждет конкретики. Противники православия пользуются неосведомленностью людей. Утверждают, что ни летчики, ни космонавты Бога не видели, дома его не видели. А значит и нет его вовсе. Но если читать Библию не ради чтения, а для получения просветления ума, сердца, мыслей — ответ не заставит себя ждать.
Что мы знаем о Боге
Спаситель оставил мало следов на земле. Странствуя, просвещая, исцеляя людей в бытность пребывания в нашем мире — не имел он собственного дома, куда бы могли прийти страждущие и обозреть его жилище. Не был женат, не оставил потомков, которые поведали бы о его земной жизни. Он оставил добрые дела, сохраненные в памяти людей. Поселил в сердцах веру в возможность вечной жизни. Научил законам, дающим человеческой душе успокоение, радость. Эти истины изложены в книге жизни — Библии. Да и как он может обитать на небе, если сам его и создал? Разве может плотник до начала строительства жить в доме, который он построит? Библия повествует — «Бог есть дух». Потому очевидно, будучи духовной личностью Господь живет за пределами звездного неба, материальной Вселенной. Эта жизненная сфера не поддается человеческой мысли.
Пропавшие люди и заброшенная деревня
Есть еще одна загадка, которая тревожит округу – покинутая деревня. В ней жили люди, работали, воспитывали детей. Но в один из дней они почему-то собрались и покинули насиженное место. Люди никуда не исчезли. Они просто не хотят говорить на эту тему, так же как и возвращаться назад. Попытки выяснить причины и мотивы не увенчались успехом.
Есть еще более странные события. В местности под названием Двери Олимпа часто видны огни в небе, исчезают люди. Некоторым удается вернуться и рассказать про удивительные подземные города.
Есть ли у Бога дом
История создания мира описывает процесс возникновения света, тьмы, неба, земли, морей, суши, человека по воле Бога. Становится понятно, что Творец «живет» как в центре Вселенной, так и за её пределами. Потому Храм Его Святилища окутывает все сущее на земле, во Вселенной. Для упрощения пониманием человеком сущности Бога, в ряде текстов Ветхого Завета Творец называет себя словом «МЫ». Давая понять, что его сила состоит во многих проявлениях. Евангелие объясняет множество Бога триединством — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. При этом Бог Отец сотворил мир, послал исходящий от себя Святой Дух деве Марии, которая родила на земле единородного Отцу Сына. Это многообразие разъясняет Символ Веры — ключевая молитва православных христиан.
Отец, видя как люди на земле живут в плену дьявольских страстей, грехов — послал на землю единородного сына. Его задача — научить людей вере, подарить надежду на спасение, исцелить от греха души, очистить сердце. Не все приняли дар спасения. Казнь Христа, точнее попустительство Богом этого события, символизирует насколько и любит Отец людей, раз пожертвовал земной жизнью сына.
Афина
Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль. По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.
Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.
Первый дом Бога
Когда Иисус покинул землю претерпев страдания за грехи людей, его ученики, ошеломлённые происшедшим, «глядели в небо, как дети, потерявшие покров родительский». Перед уходом Христос сообщил, что отправится на небо к Отцу своему, но вернется, когда придет срок. А им завещал нести веру, надежду, любовь в сердца и души детей Его — нас с вами. Дом Божий — небеса. Это понятно из текстов священного писания. Но как простому человеку осознать эту истину? Разве кто не задавался вопросом: «Если Творец живет на небе, как видит он меня всегда и везде? Как знает мысли, чувства, помыслы мои»? Бог знает все посредством своего Святого Духа, который наполняет Вселенную.
Люди привыкли думать, что небо — это безграничное пространство, которое можно лицезреть в любой момент времени. Книга жизни разъясняет понятие шире. Видимое небо — лишь часть сотворенного пространства. Позволяет лицезреть облака, звезды, планеты. Невидимое небо — олицетворяет вездесущность Бога в его откровении, высоте, недосягаемой для человеческого познания. Под Небом видится духовная сущность, наполняющая объекты — Землю и другие планеты божественным смыслом, гармонией. Все живое развивается по определенным законам. Жизнь человека, жизнь цветка развивается своим порядком. Небесная сущность Бога в Его заботе о существовании мира в гармонии. Его око неустанно следит, чтобы жизнь протекала законным порядком. Евангелие устанавливает правила, позволяющие человеку жить в гармонии со Вселенной. Нарушая устои человек попадает в руки дьявола, который жаждет падения любой души, «яко самый малый грех дает большой повод уничтожить душу».
Небесный дом Бога следует рассматривать как высшую, незримую силу дающую человеку жизнь и возможность распорядиться ею во благо Творца.
Но только ли на небе пребывает Господь? Человек — существо социальное, жаждущее общение. Как общаться с небесами? Всевышний позаботился и об этом.
Войти на сайт
Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:
«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме …
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будутпоклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).
То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссиинаступает время, когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине. В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе, так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:
«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин. 2:19-22).
Теперь храмами Божьими стали тела верующих:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19, см. также 2 Кор. 6:16).
А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже о, соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:
«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
«Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в домекакой-либо христианской семьи:
«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, идомашнюю церковь его» (Кол. 4:15, см. также Рим. 16:4, 1 Кор. 16:19, Филим. 1:2).
Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог. В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях. Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:
«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).
«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою … над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх. 25:22, см. также Исх. 30:6, Числ. 17:4).
Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.
То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени. Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:
«Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).
«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я …избрал себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Яуслышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Нынеочи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16, см. также 3 Цар. 5:5, 3 Цар. 8:17-20,29,43, 3 Цар. 9:7, 2 Пар. 2:4, 2 Пар. 6:5,7,10, 2 Пар. 7:20,Иер. 7:10,11-14,30).
После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:
«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2 Пар. 6:18, см. также 3 Цар. 8:27).
Библия говорит, что истинное место «обитания» Творцана небесах:
«Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4).
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).
«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25, см. также выше 2 Пар. 7:14, а также Втор. 26:15, Пс. 102:19, Пс. 113:11, Пс. 122:1, 2 Пар. 6:27,30,33,35,39, 2 Пар. 30:27, 3 Цар. 8:30).
Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:
«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).
Новый Завет вторит ветхозаветному учению:
«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живети не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»(Деян. 17:24,25).
«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22, см. также Мф. 5:34).
Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.
Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.
Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):
«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов, ни жертвенников?Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца?»
Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):
«Если скифы… не могут выносить вид храмов, алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей, такая же, как у них… Скифы … согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам… Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.
Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые — я собственно не знаю почему — были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».
Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):
«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называтьсвятыми? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».
Христианский апологет Арнобий (ок. 240 — ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):
«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов … и не поклоняемся … изображениям».
Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):
«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.), где, как вы верите, они(небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смыслхрамов и алтарей?».
А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):
«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов, жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».
Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:
1) храмы не являются местом обитания Бога;
2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.
https://www.apologetica.ru/kniga/4-4.html
Второй дом Бога
Для верующих людей не является секретом, что близкое общение с Господом возможно в Храме. Церковь — еще один дом Божий. Люди приходят сюда пообщаться с Ним, поблагодарить, попросить помощи, исцеления, разрешения проблем. Христианские правила предписывают регулярно посещать Храм. Участвовать в службах, исповедоваться, принимать таинства.
Бог — наш Отец. Потому приходить в его дом — добрая обязанность каждого «ребенка». Сам Господь во времена земной жизни повелел построить «Святилище Божие» на земле, чтобы каждый страждущий мог прийти, обратиться с молитвой к Отцу. И тот непременно услышит, поможет, успокоит.
Церковная жизнь подчинена строгому уставу. Есть правила нахождения в Храме. Находясь в гостях у Бога человек испытывает чувство умиротворения, покоя. Словно пришел в отчий дом и наслаждается общением с любящим родителем.
Иные люди не понимают — зачем посещать Храм каждую неделю. Хочется выспаться, отдохнуть от рабочей недели. Велика сила мысли человека, желающего оправдать собственную лень. Одна из заповедей гласит: «Помни день субботний». Вряд ли Всевышний стал бы устанавливать правила для того, чтобы мучить любимых Им чад. Церковный дом Бога — место, где Господь защищает человека, дает силу.
Многие люди сегодня боятся порчи, сглаза, запасаются амулетами. А на самом деле — мощнее церковной молитвы нет защиты. Потому Творец повелел посещать Его дом регулярно, очищать душу свою от грехов, принимать святые таинства. Потому как «в храме Бога все возвещает о Его славе».
Церковь — это небесное посольство Господа на земле, где каждый страждущий, ищущий спасения получает поддержку. В гостях у родителя человек поднимается над суетой привычного быта, молится о бедах, находит поддержку. Но заканчиваются ли на этом божественные «резиденции»? Нет.
Уровень развития античного города
Еще одним излюбленным местом в греческих городах были общественные бани (термы). Дион не стал исключением: здесь прекрасно сохранились столбики для поддержки плит бассейна. Обычно они возводились при школах (гимнасиях) либо при храмах Аполлона – врачевателя. Позднее ими стало пользоваться все население.
Отопление происходило с помощью специальной печи, согревающей воду и воздух, которые затем циркулировали в пустотах под полом. Покрытие пола держалось вот на таких кирпичных столбиках, расположенных в шахматном порядке.
Кроме этого чуда инженерной мысли сохранилось приспособление, которое использовали греки на общественном рынке, делая контрольное взвешивание. Оно представляет собой каменную плиту с выемками различного диаметра. В них помещали бронзовую посуду, совмещая край налитой жидкости с краем посуды. Если они не совпадали – горе торговцу.
Третий дом Бога
Существует еще один дом Всевышнего. Самый близкий, доступный в любой момент времени. Это — человеческое сердце. Через Святого Духа Бог желает жить в сердце каждого человека. И если последний молит Творца войти в его сердце — Он с радостью исполняет просьбу.
Бога трудно познать умом, но легко ощутить сердцем. Иные люди интересуются: «Как мне понять, что Бог находится в сердце»? Ответ на вопрос прост — пребывание Господа в сердце показывает совесть. Именно она объясняет постулат Нового Завета — «блаженны чистые сердцем». Совесть человека пребывает с ним постоянно. Именно она говорит, порой кричит о неправедных делах, мыслях, желаниях. Она лишает покоя, побуждает к исправлению.
Сердечный дом Бога базируется на изначальной установке человека на праведную жизнь. Поддавшись внешним обстоятельствам, искушениям, грехам люди теряют незримую связь со Творцом. Но совесть — всегда проявляется ориентиром правильного пути. Потому находясь «не в ладах» со своей совестью люди мучаются, страдают, злятся. Таким образом Господь помогает человеку осознать ошибки, побудить к поиску путей исправления, исцеления души.
Гермес
Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.
Где искать Бога
Ветхий и Новый Заветы описывают место обитания Бога, как всеобъемлющее Его пребывание — вокруг всего существующего и внутри каждого человека. Так где же живет Бог? Очень далеко, незримо. Вместе с тем — совсем рядом, ежесекундно ощутимо. Каждый человек найдет Его всегда и везде, обратится с молитвой и получит отклик на искренний сердечный посыл.
Найти Бога можно в своем сердце. Надо просто слушать отклик своей совести на совершаемые дела, поступки, мысли.
Автор видео расскажет подробнее где обитает Бог:
Про древние мифы о сотворении мира читайте по ссылке.
Гора Олимп
Издали она напоминает огромный каменный цветок с открытыми лепестками. Этот горный массив имеет четыре знаменитых пика: Митикас, Скольо, Стефани (Трон Зевса), Скала. Самым высоким является Митикас (2918 метров). Эта местность, несмотря на наличие военного радара греческих вооруженных сил, открыта для туристов. Там, где жили боги, теперь обосновались люди, наладившие прекрасную инфраструктуру. Кроме них на горе живут и прекрасно себя чувствуют лисы, муфлоны, ежи.
Могучие хвойные леса, журчащие водопады с кристально чистой водой – это место с его потрясающей энергетикой приковывает туристов. Но кроме великолепной природы, замечательных горнолыжных баз, пансионатов, есть еще одна достопримечательность, которой так гордятся греки – монастырь Святого Дионисия. Он до сих пор действующий. В свое время это был центр греческого православия, просвещения. Сохранилась пещера – обитель святого Дионисия, где он провел несколько лет.
У самих греков существовало негласное правило, запрещающее подниматься на вершины Олимпа из-за боязни прогневать его хозяина.
Список
Традиционно в число олимпийских включаются двенадцать богов в основном из третьего и четвёртого поколения божественных существ «титанов (титанидов)», описанных в греческой мифологии, так называемые «Двенадцатибожие» (Δωδεκάθεον). Вместе с тем, состав «двенадцати» не был каноническим в древнегреческой теологии. В зависимости от местных культов состав двенадцатичленного пантеона менялся. В частности, таких богов в разное время насчитывалось как двенадцать, так и тринадцать, и четырнадцать.
Помимо двенадцати олимпийцев в Древней Греции было много других различных культовых группировок двенадцати богов. Самое раннее свидетельство греческой религиозной практики с участием двенадцати богов появляется не ранее конца VI века до н. э. Согласно Фукидиду (Фукидид
, История Пелопоннесской войны. VI, 54:6-7), был установлен на Афинской агоре архонтом Писистратом Младшим (сыном тирана и архонта Гиппия и внуком тирана Писистрата) ок. 522 г. до н. э. Алтарь стал центральной точкой начала отсчёта расстояния от Афин до культовых мест и прибежищ.
В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды):
- Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог грома и молний.
- Гера — жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
- Посейдон — бог морской стихии и брат Зевса.
- Аид — владыка Царства Мёртвых и брат Зевса.
- Деметра — богиня плодородия и земледелия.
- Гестия — богиня домашнего очага.
А также потомки Зевса:
- Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел, а также военного дела. Покровительница городов и мудрости, дочь Зевса.
- Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых, жена Аида.
- Афродита — богиня любви и красоты.
- Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
- Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства, а также красноречия. Покровитель странствующих.
- Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
- Арес — бог войны.
- Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле, дочь Зевса.
- Дионис — бог виноделия и веселья (в списке 12 олимпийцев вытеснил Гестию).
Гера
Жена Зевса, главная из Богинь Олимпа. Она покровительствует семейным узам, хранит семейные отношения, помогает женщинам во время родоразрешения.
Гера — тоже дочь Кроноса и Реи
Когда она была еще девушкой, Зевс полюбил ее, и чтобы она обратила на него внимание, обратился в кукушку, а Гера поймала ее. Однако в семейной жизни она испытывала мучительную ревность к супругу, который утолял свой сексуальный голод и с богинями, и с земными женщинами
Она постоянно насылала бедствия и несчастья на любовниц своего супруга.
Гера — красавица из красавиц. Каждый год она купалась в волшебных источниках, чтобы стать снова девственницей. Изображали Богиню статной и благородной дамой, с диадемой или короной на голове, с кукушкой или павлином, иногда с головой лошади.
Дионис
Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.
Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан — бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.
Гермес
Даже богам Олимпа было не занимать коварства и лживости. Один очень симпатичный, судя по античным изображениям, бог по имени Гермес слыл известным плутом и воришкой. Он родился у плеяды Майя от Зевса. Будучи совсем крошкой, Гермес совершил свою первую кражу — угнал у Аполлона 50 коров. После хорошей «трепки» у папаши, малыш указал, куда он спрятал скот. Правда, впоследствии Зевс не раз обращался к смышленому дитяти, чтобы тот исполнял его приказания. Однажды он попросил, чтобы Гермес выкрал у Геры корову: в нее обратилась Ио — возлюбленная громовержца.
Гермес весьма изобретателен: он придумал письменность, покровительствует торговым и банковским делам, астрологии, алхимии и магии. Он передает «важные» сообщения людям от богов через сны. Гермес — молод и расторопен. Он проявлял знаки внимания к Афродите, но она отвергла его. Детей у Гермеса много, как и возлюбленных, а жены нет. В изобразительном искусстве и скульптуре его изображали в шляпе с крыльями и в крылатых сандалиях.