Поделитесь с родными и друзьями:
Тема эта не простая, тем более что не все понимают глубинный смысл ухода в монастырь. В современной реальности существует еще и так называемая «православная романтика», которой часто, сами того не желая, люди окутывают эту тему. Попробуем по мере сил ответить на часто задаваемые вопросы, связанные с уходом в монастырь.
Формирование традиции
Кого мы называем монахами? Если рассмотреть толкование этого слова, то оно означает одиноко живущего человека. Однако подобное определение не указывает на истинный смысл данного понятия. Ведь одиноких людей достаточно много, а монахов — нет. В этом слове заключено нечто большее, чем человеческое одиночество.
Монах, по разъяснениям православной церкви, – тот, кто призван постоянно творить добрые дела, хранить себя от греховных впечатлений и мыслей, неуклонно идя по пути служения Богу. Это воин Царя Небесного, находящийся на передовой, которому нельзя отступать или уходить с поля боя. Ведь позади – Бог.
Нередко случается так, что люди, приходящие в монастырь, бывают шокированы разницей, которая существует между реальностью и их представлениями об этом месте.
В монастыре своим чередом идет жизнь. Конечно, она сильно отличается от светской, но при этом не настолько скучная и однообразная, как это можно было бы предположить. Здесь каждый человек, помимо молитв, занимается каким-либо делом и не обделен общением.
Считается, что монастыри возникли вместе с приходом христианства. На Руси первым из них являлась Киево-Печерская лавра. Сюда приходили люди, считавшие, что всякие удовольствия, которые существуют в их жизни, отвлекают их от Бога. Печерским этот монастырь назвали из-за того, что все его помещения, в том числе и кельи, находились в естественных пещерах скал.
На начальных этапах своего становления монашеская традиция означала полный аскетизм. Другими словами, люди полностью ущемляли свои желания, а также телесные потребности. Именно поэтому монахи и монахини жили в пустынях и пещерах, спали на досках или прямо на земле. Часто они по несколько дней в течение недели не принимали пищу, не пили вина, а также не позволяли себе никакого комфорта в любых его проявлениях. Благодаря подобному отрешению, а также пребыванию в постоянных молитвах, Бог открывал для них тайны и через них творил чудеса.
Самым известным монастырем в России является Троице-Сергиева Лавра. В этой обители чудеса, по велению Бога, творили Сергей Радонежский и его ученики. Одно из них – спасение Руси от уничтожения татаро-монгольскими войсками, которое, как считается, стало возможным благодаря молитве Господу.
Как уехать трудником в монастырь
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!
Кстати, на трудничество можно приезжать всем, а не только решившимся на монашество. Это вообще богоудгодное дело. И многие святые говорили, что Бог благословляет людей, и те семьи, в которых трудятся на благо монастыря. Батюшка Серафим, говоря о Дивеево, заметил, что даже те, кто пыль здесь протрет, получают большую благодать.
Подробнее о трудничестве в Дивеево с проживанием и питанием можно узнать из статьи Паломнический центр Серафимо-Дивеевской обители
Суть жизни монахинь
Объяснить ее можно на основании веками сложившейся традиции. Суть монашества выражается в четырех положениях:
- Жизнь в Боге, которая не предусматривает каких-либо отношений и личных связей вне Его.
- Апостольская жизнь. В этом положении монахиня рассматривается в качестве невесты Христа. Она — деятель Божий. У нее нет личных стремлений и детей. Она всегда открыта для того, чтобы осуществлять волю Божью.
- Соборная жизнь. Это жизнь в Церкви, ею же движимая, в ней заканчивающаяся и ей принадлежащая.
- Духовная жизнь. Исходит она от Святого Духа. Начинается такая жизнь благодаря покаянию и вере. После Духом она совершенствуется. Эту жизнь можно назвать хождением за Сыном, а также за Христом в Духе, которая направляется к Отцу.
На основе описанных выше положений и организовано монашеское общежитие. Находящиеся в нем женщины стараются всеми силами исполнить волю Божию. При этом одним из главных условий для истинной внутренней жизни монахинь в монастыре является стремление к тому, чтобы их делу было положено доброе начало.
Служение Богу
На протяжении всей истории православной церкви выбор монашеского пути был делом осознанным и серьезным. И во все времена его уважали. Однако после революции в России традиция монашеской жизни поддерживалась с трудом. Новая жизнь, в которой не было места вере, исключала саму возможность ухода от светского бытия.
По сути, первопроходцами можно назвать тех людей, которые начали активно пополнять ряды монахов и монахинь в конце прошлого века. Они знали о вере, как правило, только из книг, но пришли к ней ради возрождения духовной жизни.
Решение об уходе в монастырь женщина должна принимать сама. Однако сделать ей это помогает духовный наставник и его Божье благословение. При этом стоит понимать, что жизнь в женском монастыре должна быть начата не ради исцеления тех душевных ран, которые были получены в миру по причине, например, смерти близких или несчастной любви. Приходят в обитель для очищения грешной души, воссоединения с Господом и вечного служения Христу.
Жизнь в женском монастыре должен начинать только тот, кто не оставит в своей душе ничего того, что связывало бы его с внешним миром. Все проблемы должны остаться в прошлом, ведь спасти от них стены монастыря не в состоянии. Если у женщины сильна готовность служения Богу, то новая жизнь пойдет ей на пользу. Она непременно обретет умиротворение и покой, если будет находиться в ежедневных трудах и молитвах, ощущая, что Господь рядом.
Главная обязанность иноков — молитва
Несмотря на обязательность послушания, оно не главное для монаха. Главное для него молитва. В монастыре молитва присутствует в трёх видах:
- Богослужение.
- Молитва в келье.
- Молитва во время послушания и в свободное время.
Татьяна Юмашева. «Тишина». 2005 год. Все монахи в монастыре должны молиться. Это можно делать как на богослужение, так в келье и других местах
Согласно монастырским уставам, принятым в большинстве монастырей, к началу богослужения должно быть окончено любое послушание.
Если это невозможно сделать, его необходимо остановить. Все монахи должны присутствовать на службе, исключение составляют только больные.
Насчитывается 3 формы молитвы монаха.
В тех монастырях, где устав не строг, настоятель может благословить монаха пропустить отдельную службу. Это допускается, например, когда монастырь небольшой и работы на братию налагается слишком много.
В любом случае иноку придётся помолиться в другой форме: за работой или же келейно.
Келия Валламского монастыря. У каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем монастыря или его духовником.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально. Исполняется она в кельи монаха, иногда в уединении. Остальное же время монах также не должен бездельничать.
Он должен за работой или в свободное время читать про себя одну из молитв. Обычно монахи читают молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Монастырский путь
Тому, кто приходит в обитель, принимать постриг сразу не дают. Женщине понадобится пройти испытательный срок, который составляет от 3 до 5 лет.
Этого времени, как правило, достаточно для того, чтобы присмотреться к жизни в женском монастыре и понять, насколько правильным является выбранный путь. Перед принятием пострига понадобится пройти несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.
Трудница
На первом своем этапе жизнь в женском монастыре предполагает проверку намерений принять постриг и навсегда остаться в святой обители. Для этого необходимо стать трудницей. Так называют женщин, работающих в монастыре. Делают они это добровольно и бесплатно.
Судя по отзывам, жизнь в женском монастыре позволяет не беспокоиться о крыше над головой и пропитании. Здесь по отношению к трудницам слово «работать» не употребляют, так как оно, исходя из библейских канонов, означает «добывать хлеб свой в поте лица». Трудница же этого не делает. Она служит Богу.
Судя по отзывам, на жизнь в женском монастыре, просто придя с улицы, рассчитывать не стоит. Желающие стать трудницами должны пройти предварительное собеседование и получить благословение самого игумена, а для некоторых обителей, принимающих людей только воцерковленных, — еще и благословение батюшки.
В трудницы не берут наркоманок, алкоголичек и курильщиц, а также тех, у кого нет паспорта, несовершеннолетних и женщин, имеющих неподобающий для христианки внешний вид. Помимо этого, в каждом монастыре, согласно собственному уставу, имеются еще и возрастные ограничения. Например, трудницами могут стать женщины от 18 до 60 лет.
Пришедшим в обитель необходимо соблюдать внутренний распорядок, обычаи и правила.
Труднице следует помнить о том, что в церковной иерархии она стоит на самой первой ступеньке. Именно поэтому в своей жизни в женском монастыре (фото можно увидеть ниже) она должна подчиняться настоятелю и слушаться старших. И если игуменом будет сказано, чтобы она покинула монастырь, то сделать это понадобится в кратчайшие сроки.
Трудницам необходимо посещать все богослужения и участвовать в обрядах. Распорядок дня при жизни в женском монастыре у них таков, что молитвам отдается не меньше времени, чем трудовой деятельности.
Существуют у трудниц и определенные ограничения. Несмотря на то что они пока еще не монахини, им не дано право выходить за пределы обители тогда, когда они пожелают. Для этого понадобится получить от игумена благословение.
Также трудницам предписано вести аскетичный образ жизни. В отличие от монахинь, они могут иметь мобильный телефон, однако частое его использование не приветствуется. Звонки должны быть лишь по делу и в уединении, чтобы не ввергнуть всех остальных в грех зависти.
Вся правда о жизни в женском монастыре может шокировать современного человека. Ведь здесь нет громкой музыки и шашлыков на природе, телевизора, радио, а уж тем более и Интернета. Каждый день начинается с подъема в 5-6 ч утра и заканчивается отбоем в 22-23 ч. Тихий час в монастырях не предусмотрен, ведь праздность считается грехом.
Какую работу выполняют трудницы в монастырях? Эти женщины, как правило, — прачки и уборщицы, повара или их помощники, в обязанности которых входит чистить овощи и рыбу, мыть посуду, размешивать кашу в котле, перебирать сухофрукты и крупы. Также трудницы работают в саду и в огороде. Они ухаживают за скотом, цветниками, парками и т.д. Работать эти женщины могут в разных направлениях. Например, сегодня полоть картошку, а завтра – помогать в пекарне. Споры и возражения от них не принимаются, в противном случае им придется покинуть монастырь.
Должностные лица монастыря
Настоятельница
1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом. 2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями. 3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем. 4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности. 5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея. 6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании, и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках. 7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря. 8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения. 9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, а та и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре всё происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой – чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний. 10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора монастыря. 11. Все должностные лица монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по монастырю.
Казначея
1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы. 2. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею. 3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря. 4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых. 5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь. 6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер. 7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу. 8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.
Благочинная
1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой. 2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний. 3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом. 4. Благочинная имеет право на вход в келий сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них. 5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица — даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях. 6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку. 7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари. 8. Благочинная может иметь помощницу, которая в его отсутствие выполняет те же функции. 9. 0 всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. 10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.
Ризничая
1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочиной. На обязанности ризничей лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению. 2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать. Периодически представлять их для знакомства Настоятельнице монастыря. 3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя. 4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки; своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась. 5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы. 6. Ризничая, с благословения Настоятельницы, может приобретать необходимую утварь, с последующим отчетом перед казначеей.
Эконом
1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря, снабжение нужными материалами. 2. Особо печется о храмах и часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения. 3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Контролирует использование монастырского транспорта. 4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали. 5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения. 6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов. 7. На экономе лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы. 8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу. 9. Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами. 10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному — молитвой.
Келарша
1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдения за их сохранностью. 2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность. 3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу. 4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келий. 5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период. 6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар, и все кухонные работницы. 7. В случае отсутствия келарши его во всем замещает его помощница трапезница.
Рухлядная
1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего. 2. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду. 3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Уставщица
1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями. 2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно. 3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению. 4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту. 5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы. 6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.
Регентша
1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. 2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся. 3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума. 4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами. 5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие. 6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения. 7. Перечень песнопений представляет Настоятельнице на утверждение.
Экклесиарша
1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов). 2. Экклесиарша подчиняется ризничей. Экклесиарше подчиняются Алтарницы.
Алтарница
1. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием ее в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Алтарница должна заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить все необходимое для службы. 2. На алтарнице лежит обязанность прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению. 3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь. Она следит за освещением алтарей и храмов. 4. На обязанности алтарницы лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминаний. 5. По окончании богослужения алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сама алтарница.
Свечница
1. На обязанности свечницы лежит прием пожертвований, поминовений, а также и других поступлений, каковые она должен сдавать казначее.
Звонарша
1. Звонарша в положенное время производит благовест к богослужению. 2. Благовест или трезвон производится в соответствии с уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям. 3. Звонарша не должна допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности. 4. Звонарша следит за состоянием всей звонницы.
Письмоводительница
1. На обязанности письмоводительницы лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. 2. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы. 3. Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться. 4. Письмоводительница принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее Настоятельнице. Она же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом. 5. Письмоводительница может иметь помощницу, которая сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию. 6. Письмоводительница подчиняется Настоятельнице или казначее и руководствуется их указаниями.
Библиотекарша
1. На обязанности библиотекарши лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки. 2. Библиотекарша выдает книги насельницам обители, ведя учет, кому и что выдано. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарша обязана требовать возвращения взятых книг. 3. Должность библиотекарши требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу. 4. Библиотекарша поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию. Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и особенно за пожарной безопасностью.
Просфорница
1. Просфорница находится в непосредственном ведении благочинной. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных. 2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта. 3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для Таинства Божественной Евхаристии. 4. Просфорница получает муку и все необходимое у келарши. 5. Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О необходимости ремонтных работ в просфорне докладывает эконому.
Трапезница
1. Трапезница находится в непосредственном ведении эконома. Трапезница наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для сестер в поварской и смотрит за порядком во время трапезы. 2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезница обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее. 3. Трапезница каждый день (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу. 4. По окончании общей трапезы, во вторую очередь, вкушает трапезница, чтец и те из сестер, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй трапезы трапезница никому пищу не отпускает, разве по особому указанию” Настоятельницы. 5. Трапезница наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды. 6. Накрывает столы к установленным часам питания сестер и затем убирает посуду.
Больничная
1. Обязанности больничной состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря. 2. Больничная должна быть мягкой, терпеливой, сострадательной и заботливой к больным. 3. Больничная обеспечивает больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.
Гостиничная
1. Гостиничная подчиняется благочинной. Обслуживает приезжающих в монастырь с обязательным ведением гостевого журнала по заведенному образцу, согласно установленному порядку. 2. Знакомит всех временно проживающих под расписку в гостевом журнале со следующими требованиями: а/ подчиняться требованиям распорядка дня монастыря; б/ выполнять послушания, полученные через гостиничного; в/ не посещать келий сестер монастыря; г/ в случае нарушения дисциплины покинуть монастырь по первому требованию. 3. Не принимать для проживания без благословения Настоятельницы или благочинной.
Зав. мастерскими
1. На обязанности заведующей какой-либо мастерской лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за сестрами и порядком в мастерской. 2. О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать Настоятельнице.
Послушница
Если женщина успешно прошла первый период, и возникшие трудности ее не испугали, она должна подать прошение на имя игуменьи. После этого ее могут перевести в послушницы. Это второй этап жизни монахинь в монастыре (фото можно увидеть ниже), когда женщина становится на шаг ближе к постригу.
Вместо обычной одежды она начинает носить черный подрясник. Послушницы, как и трудницы, направляются на выполнение различных работ при монастыре и продолжают привыкать к новой для них жизни. Длительность этого этапа зависит от поведения женщины. Будучи послушницей, она еще может покинуть монастырь, если осознает, что ею был сделан неверный выбор. Готовность отказаться от мирской суеты навсегда она должна подтверждать своим постоянным трудом, а также смирением.
Что такое монашество?
Под монашеством подразумевается целый образ жизни, посвященный Богу. У священнослужителей постриг в монахи считается своеобразным крещением, которое помогает человеку переродится заново и обновить свою душу. При совершении пострига человек должен отказаться от своего земного мира и перейти в свой святой ангельский образ. Сама процедура проведения этого священного действия очень символична. Человек должен дать Богу пожизненные обеты. А Бог должен помочь ему справиться со своими душевными переживаниями.
Монахиня
После прохождения женщиной первых двух стадий настоятельница, убедившись в подлинности желания послушницы служить Богу, подает прошение на имя архиерея. После этого совершается постриг. Женщина при этом принимает несколько обетов и полностью отказывается от мирской жизни. Ей дается новое имя.
Жизнь монахинь в женском монастыре невозможна без соблюдения следующих аскетических обетов:
- Послушание. У монахини нет собственной воли. Она находится в полном подчинении у настоятельницы, духовника, а также у других монахинь. Женщина, решившая отдать свою жизнь во имя служения Богу, не должна иметь собственного мнения, желания и воли.
- Безбрачие (девство). У монахинь не должно быть интимной жизни. Именно поэтому они никогда не заводят ни детей, ни семью.
- Нестяжание. Монахини лишены частной собственности.
- Молитвы. Монахиням необходимо молиться беспрерывно. Произнесение божественного текста может быть осуществлено не только вслух, но и мысленно.
Малая схима или мантия
Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Правила обители
Монашеская жизнь в женском монастыре отличается довольно строгим распорядком дня. Для каждой обители он свой, но в целом расписание дел каждого дня выглядит так:
- ранний подъем;
- личная молитва;
- произнесение совместной молитвы;
- завтрак;
- выполнение работы в обители;
- обеденная молитва;
- трапеза;
- выполнение работы;
- молитва и служение в храме;
- трапеза;
- личное время;
- отбой.
Как видим, жизнь монашек в монастырях довольно напряженная. В течение всего дня они молятся и работают. Далеко не каждый человек способен выдержать такие насыщенные дни, в которых нет места лени и развлечениям.
Распорядок Введенской обители
Какова она, жизнь монахинь в женском монастыре? В каждой обители существует свое ежедневное расписание дел. Ознакомимся, как проходит жизнь монашек (фото представлено ниже) во Введенском монастыре города Иваново.
Режим в этой обители можно назвать щадящим. Монахини здесь встают довольно поздно. Подъем в этой обители в 6 ч. утра, тогда как в других он может быть и в 4, и 5 ч. Будят женщин колокольчиком. Делает это ночная дежурная, которая может быть как монахиней, так и послушницей. Дежурная ходит по всем корпусам и по всем этажам и при этом не перестает звонить.
В 6 ч. 30 мин. начинаются утренние молитвы. Это каноны, полунощница, а также акафисты. Спустя полтора часа начинается литургия. В 11.00 все женщины идут на обед. Завтрака в этом монастыре нет, ведь принимать пищу до окончания литургии нельзя.
Во время трапезы, так же как и во всех монастырях, происходит чтение. Оно меняется или на поучение святых отцов, или на рассказ о святом празднике. После трапезы иногда проводит свою беседу духовник или игуменья. Помимо этого сестры рассказывают женщинам о паломничестве.
В 11.30, сразу после обеда, все отправляются на работу. В летнее время это, как правило, обработка огорода. Тому, кто желает узнать что-нибудь интересное про жизнь монахинь в женских монастырях, стоит знать, что во время такого послушания женщинам разрешается брать с собой плеер с наушниками. Однако слушают они вовсе не музыку, а толкование Священного писания, поучения и рассказы святых отцов.
В 16 ч. все собираются на ужин. Он во Введенской обители довольно ранний. Однако перенести его на это время с 20.30 попросили сами женщины. Ведь вечером они практически не едят, а тому, кто испытывает чувство голода, после проведения вечерней службы не запрещается приходить на паломническую трапезу. Разрешено также пить чай прямо в келье.
В 17 ч. начинается Вечерня или Утреня. В случае Всенощного бдения на молитвы собираются все монахини. Во время обычной службы на нее приходят только те женщины, которые свободны от послушания. Отбой в обители предусмотрен в 23 ч. Однако если женщины не успевают что-либо сделать, то спать они ложатся позже.
Условия проживания
Жизнь монашек в келье проходит только в свободное от послушаний время. Здесь они читают книги, занимаются рукоделием, а те женщины, которые получают высшее духовное или светское образование, готовятся к экзаменам.
Кельи рассчитаны на одного-двух человек. И такие условия являются достаточно комфортными, ведь в прошлом в них размещалось по пять и более женщин. Спали они на полу, разложив матрасы, несмотря на то что помещение рассчитано на одного человека. Но ранее на всех просто не хватало мест. В келье имеется все необходимое для нормальной жизни. Это кровать и шкаф, стол, а также большое количество икон.
Находясь в своих кельях, монахини могут общаться между собой, ходить друг к другу в гости. Однако по каким-либо делам ведение разговоров не приветствуется.
Келья — место жительство монаха
Комната монаха в монастыре — келья. В русских монастырях она обычно выглядит как небольшое помещение на одного или двух монахов.
В ней стоит стол, стул, кровать или жёсткий топчан. Часто можно встретить индивидуальный иконостас или полку для книг. В кельи монах проводит свободное время в молитве или за чтением духовных книг.
Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха
Посторонним вход в келью запрещён. Особенно это касается представителей противоположного пола. В случае нарушения такого запрета и хозяин келии может подвергнуться наказанию согласно монастырского Устава.
Жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря
Эта обитель относится к Нижегородской епархии и имеет свой распорядок дня и быт. Жизнь монашек в Дивеевском монастыре не менее напряженная, чем во Введенской обители. Женщины здесь встают очень рано. Уже в 5.30 они отправляются в храм на молитвы. В 8.00 начинается их день. Позавтракав, монахини идут на послушание. Среди работ – приготовление еды, наведение порядка в храме и многое другое. Все послушания распределяются исходя из возможностей и здоровья женщин. При этом в монастыре не придерживаются привычного в стране 8-часового трудового дня. Весь день для женщин – это работа и молитва. Причем постоянная, и не только внешняя, но и внутренняя.
Ужин в обители – примерно в 20 ч., сразу после вечернего богослужения. Готовят еду в этом монастыре с молитвой. Пища здесь довольно простая, но в то же время очень вкусная.
В свое свободное время женщины могут читать художественную и духовную литературу, а вот телевизор находится под категорическим запретом. В 23 ч. согласно уставу в монастыре все должны идти спать.
Благословение духовника
Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.
Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.
Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.
Об одном таком эпизоде можно прочитать в житие святого преподобного Серафима Саровского и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.
И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.
Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.
Просто лично для себя они выбрали монашеский путь, и выбрали его исходя из своих духовных потребностей, где отказ от брака рассматривается не как самоцель – для этого вообще-то уходить из мира не обязательно, – но как средство и возможность всего себя посвятить Богу и духовной жизни.
Мастерские в Дивеево
Во все времена жизнь ставила обители в такие условия, что своим обеспечением они должны были заниматься сами. Именно поэтому практически во всех монастырях имелись мастерские, которые прославились своими изделиями. Не являлось исключением и Дивеево.
На протяжении многих лет здесь работала и продолжает функционировать сегодня собственная свечная мастерская и типография. Но особого внимания заслуживают золотошвейные изделия из Дивеево. Работы монахинь этого монастыря не могут не потрясти своим мастерством, аккуратностью и красотой. Женщины вышивают церковные облачения и иконы. Они прекрасно владеют вышиванием, используя для создаваемых изделий серебряные и золотые нити, камни и бисер. Работа эта довольно кропотливая и требует большой усидчивости. Именно поэтому женщины, принявшие в этом монастыре послушание, учатся не только вышивке, но и великой духовной науке терпения.
Еще в дореволюционные времена монастырь был известен и благодаря своей живописной мастерской. Существует она и сегодня. На территории обители располагается собственная иконописная мастерская, а также открыта детская художественная школа, которую могут посещать все желающие.
Забота о монахинях
На сегодняшний день в Дивеево имеется собственная поликлиника, в которой открыт и работает зубоврачебный кабинет. Кстати, здесь принимают не только монахинь, но и рабочих обители. В Дивеево круглосуточно дежурит фельдшер и есть собственная машина скорой помощи. Для сестер монастыря открыт медицинский центр, оснащенный самым современным оборудованием.
Имеется в Дивеево и своя богадельня. Это заведение можно назвать аналогом современных домов престарелых. Сюда помещают пожилых и больных монахинь, которым уже не под силу нести послушания. Уход за ними осуществляют молодые женщины, выполняющие функцию нянечек. При необходимости монахинь осматривают врачи и назначают им различные процедуры, которые выполняют медсестры. В богадельню приходит священник. Каждый четверг на втором этаже в этом здании, где расположена домовая церковь «Всех скорбящих радосте», служат литургию.
Пожилые монахини, насколько это им позволяет здоровье, продолжают читать духовные книги и псалтырь, а также молиться. Еще они готовятся к смерти. Их отношение к переходу в загробный мир совершенно спокойное. И это свойственно всем духовным людям. Готовясь к смерти, монахини стремятся исповедаться и причаститься.
Буддийские обители в Корее
Тому, кто желает узнать интересное про жизнь монахинь в женских монастырях, стоит познакомиться с распорядком дня тех из них, которые не относятся к православной церкви. Весьма любопытно, каково ежедневное расписание приверженцев буддийской веры? День в таком монастыре начинается в 3 ч. утра. В обязанности одной из монахинь входит еще более ранний подъем. Она должна облачиться в церемониальные одежды и затем начать негромко бить в колокообразный инструмент моктхан, выполненный из дерева, и при этом петь сутры. С таким буддийским песнопением она должна пройти по всей монастырской территории. Монахини, услышав эти звуки, встают и начинают подготовку к утренней церемонии. К Главному залу для совершения песнопения они направляются после ударов в монастырский колокол, гонг, барабан и деревянную рыбу.
По окончании утренней церемонии каждая женщина начинает заниматься своим делом. Студентки отправляются в ученический зал, старшие монахини – в зал размышлений, а рабочие – готовить завтрак.
Трапеза в корейском буддийском храме начинается в 6 ч. утра. На завтрак здесь подают овсяную кашу и квашеные овощи. После этого начинается самая важная часть дня. Это время, когда монахини занимаются своими делами или медитируют.
В 10.30 монахини собираются для песнопений в Главном зале. После этого они обедают. Поют женщины до еды и во время ее употребления. Закончив трапезу, до 17.00 монахини вновь занимаются своими делами. Далее следует ужин. Примерно через час после него наступает время для песнопений. В 21 ч. в монастыре все ложатся спать.