«Во славу Божию» и немного логопедии
Главной добродетелью Светлана справедливо считала смирение и очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних – особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.
Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и – еще бесплатнее – упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.
Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.
Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно
Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.
Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады – не пересказать.
Что значит «во славу Божию»?
Признаюсь, я опешил: мне поведали историю, от которой волосы встают дыбом. Она настолько же ужасная, насколько и простая, хоть и есть в ней место грустному юмору.
Накануне визита епископа на приход сюда пришёл ответственный за его организацию молодой протоиерей. Прошёл прямо в алтарь, чтобы с глазу на глаз поговорить с настоятелем о тонкостях пребывания епископа на обрадованном приходе.
Совсем тет-а-тет не получилось: после литургии здесь остались алтарники, но, судя по уверенному поведению известного только по публикациям о назначениях на решительно и бесповоротно обновленном епархиальном сайте протоиерея, присутствие этой мелочи его ничуть не смущало. Зато смутился настоятель. Особенно, когда увидел, как пришедший уселся в кресло и положил ногу на ногу. «Интересная какая у нас комната для переговоров получается!» – сказал, придя в себя, настоятель незваному гостю и предложил перейти из алтаря хотя бы в трапезную. Тот ничуть не смутился: «Ничего, я быстро. Значит так, отец, послезавтра у вас служит владыка – будьте любезны, приготовьте конверты в благодарность: самому, хору, сослужащим гостям, дьяконам. В-общем, сами знаете. Плюс обед, то-сё, итого немного: тысяч сорок. Отца нашего почтить надо».
Не столько названная сумма возмутила священника, – гнев его пробудило упоминание о каких-то конвертах. Вспомнились лихие годы, когда у него было своё дело, как пытались выжить, и время от времени должны были «решать вопросы» с мафией, «крышей» и милицией (не с Глебом Жегловым, конечно). Они вели себя точно так же: спокойно, открыто, внаглую – «это нужно вам и для вашей же безопасности». «Мы работаем вместе». Иногда удавалось отбиться, иногда нет. Но дело отцу настоятелю пришлось прекратить в конце концов.
И вот теперь этот сидящий в алтаре «конверточный протоиерей», требующий «всего-навсего сороковник», ой как освежил в памяти настоятеля то мерзкое прошлое. Не бывало такого, чтобы взятки собирали. А тут так вот просто: «Отца надо почтить. Сороковником».
«”Сами знаете”? Нет, не знаю. Так у нас не принято, – резко заявил настоятель. – Вы кем выставляете епископа? У нас семья большая, многодетная, и если я приду домой и буду требовать от детей денег, меня, скажем мягко, не поймут ни супруга, ни дети. Меня взашей выставят. Или в психушку отправят. И правильно сделают. Это я должен деньги семье давать, а не она меня ублажать, вам не кажется? То же и церковной общины касается. И кроме того, приход у нас в долгах за электричество и ремонт – денег просто нет. Кстати, не хотите помочь рассчитаться?».
Пришелец нервно поинтересовался: «А как же ваши спонсоры? Вы с ними работаете? Разве они вам не помогают?» Ответ священника ему точно не понравился: «Простите, но «спонсоров» у храма нет – у нас есть благотворители. И мы с ними не «работаем», а вместе служим Богу. Да, люди помогают храму, благодаря их помощи мы и живем. В нелёгких, кстати, условиях».
Реакция раскинувшегося в кресле молодого собеседника заставила, по словам настоятеля, вспомнить тот самый евангельский кнут, пожалеть о его отсутствии. «Вот! Так вы этим своим спонсорам и скажите, что нужны деньги на оплату счетов и ремонт, и направьте эти деньги в конверт – в чем проблема-то?»
«Проблема, знаете, в том, что ложь – дело недостойное. Приход аккуратно платит епархиальные взносы, мы прекрасно понимаем, что есть другие храмы и общины, которым нужна наша общая помощь. Но лгать благотворителям, мол, требуется заплатить за «коммуналку», а самим положить деньги в непонятный конвертик – простите, это весьма странное явление. Мы привыкли верить друг другу, а епископа уважать. С радостью увидим владыку, по мере сил устроим трапезу, черной икры, правда, обещать не можем. Но такое поведение, какое вы предлагаете, вряд ли будет способствовать любви и уважению, вам не кажется?»
Тут сидящий в алтаре перешёл на полудоверительное «ты»: «Забываешься, отец. Так и места лишиться можно. Мы тебя на заметочку берем». Думал, напугает. Ага, не в наших краях. Пуганные. Получил спокойный ответ: «Да пожалуйста». Это смутило его, видимо, настолько, что он беспокойно заоглядывался. И даже встал. Понял, угрозы не помогут. Не тот случай.
И вот тут он произнёс фразу, достойную, на мой взгляд, быть занесённой в летопись возрождения духовной жизни на Руси. Она, эта летопись, не всегда радостная. То ли оправдываясь, то ли защищая свое незваное присутствие, он сказал: «Что ж, иногда и мы у себя на юге «во славу Божию» служили». И ушёл.
Священника после визита епископа на приход сняли с настоятельства. Но он ничуть не расстроился. И «во славу Божию» произносит без кавычек. Так что святой Русь назвать всё-таки можно. Прихожане его очень любят.
Петр Давыдов, публицист
Слава Божья – призыв в нашему освящению.
Что есть слава?
«Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!» — как часто мы это произносим!
И сегодня мы поразмышляем о славе.
Три приманки, три соблазна, три змеи берут человека в кольцо и стараются не выпустить из своих объятий всю жизнь – деньги, власть и слава. Не все их достигают.
Большинство ограничивается малым: иметь авторитет, уважение, славу хотя бы в своём доме, в своём дворе, на своей улице.
Но достигшие хотя бы одного (денег, власти или славы), с упорством маньяка рвутся к остальным.
Появились деньги, – дайте власть.
Появилась власть, – дайте славы.
На земле, где мы с вами живём, издревле было трепетное отношение к славе.
О славных людях слагали былины и песни… Давали имена, которые должны были призвать славу на их носителей – Ярослав, Владислав, Мстислав, Ростислав. Называли города – Славгород, Переяславль.
Сторожа в старых славянских городах кричали по ночам не «На улице кузнецов всё спокойно!», а «Славен кузнечный конец!», «Славен плотницкий конец!» (улицы в те времена назывались «концами»)
Мы и славянами названы потому, видимо, что слово «слава» у наших предков было чаще всего на устах.
Существует три значения слова «Слава» –
почётная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения; («славный полководец, прославленная певица»)
слухи, молва; («как его ославили»; «добрая слава лежит, а худая по дорожке бежит»)
общепринятое мнение, репутация. («Он пользуется славой выдающегося оратора»)
Как же прославляется человек?
Узнают, что он есть. Узнают, что он может делать что-либо выдающееся (прекрасно поёт, великий полководец, богат, обладает властью).
При упоминании его имени – вспоминают кто он такой и что он сделал (Александр Македонский, Наполеон, Алла Пугачёва и т.д.) – и вот тогда говорят: «У, это прославленный человек!»
В Библии 8 различных еврейских слов, означающих славу (из них 3 встречаются чаще всего, 5 – всего по одному разу):
Hod – «известность, слава» – что-либо вызывающее восхищение;
Tipharah – великолепие, благость, слава;
Kabot – значение, честь, слава (чаще всего) – Бог славы, Царь славы, «шехина»)
Новый завет (греч.) – doksa – слава Творца и слава творения.
Что такое слава Божья?
Первое, что приходит в голову – «шехина» — столб огненный и облачный, который вёл евреев из Египта, и который стоял над крышкой ковчега завета.
Исход 13/21 «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью».
Второе, что приходит в голову, Слава Божья это – свет.
Сияющее лицо Моисея.
Исход 34/29 «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним».
Деяния – ослепление Павла.
Деяния 22/6 «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба».
Освещение Нового Иерусалима.
Откровения 21/23 «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец».
И наконец, Слава Божья – та слава, которая многократно возносится к небесам библейскими героями, и которую верующее вот уже несколько тысячелетий воздают Богу:
Наш Бог – Всемогущий, Вездесущий, Премудрый, Вечный, Милосердный, Справедливый, Любвеобильный, Добрый, Щедрый, Милостивый, Триединый, Создатель, Спаситель, Утешитель, Целитель, и т.д.
Что означают эти слова? Качества Бога – мы своим слабым человеческим языком пытаемся описать, каков Он, наш Господь. Фактически – это информация о Боге:
Мы получили её из Библии. Мы несём её в мир — благовестствуя. Мы возвращаем её Богу — прославляя Его.
Слава Божья – информация о Боге — как сухо, прозаично, недуховновенно – не правда ли? Как дико звучит: «Я запишу закон Свой на CD-ROM твоего сердца». И насколько духовней и поэтичней: «…на скрижалях твоего сердца».
Но ведь…«Бога не видел никто никогда». От Иоанна 1/18
Как он мог сказать людям о Себе, о Своём совершенстве, привлечь их к Себе? Только показав людям Свою Славу.
Исход 16/10 «И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке».
Итак, Слава Божья – это видимые качества Бога, которые Он решил по великой милости Своей показать людям.
Что может Слава Божья и как действует Слава Божья.
Впервые слава Божья появилась в Пасхальную ночь перед избранным народом, чтобы осветить им путь во мраке к свободе.
Исход 13/22 «Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа».
Не так ли и теперь? Мы в проблеме: с женой поссорился, на работе неприятности, в троллейбусе обругали, поднимался по лестнице – споткнулся и упал, неуклюже повернулся – ещё и пиджак порвал, с ужасом ждёшь – что же дальше, – вокруг тьма кромешная, но Бог прославил себя, рассказав через своё слово о Себе, как о источнике Света, сказав:
Исаия 60/1,2 «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою».
И вот уже мы взбодрились, и смело смотрим вперёд, и не тревога, но радость, что Спаситель наш с нами наполняет наше сердце. Не Слава ли Божья осветила наш путь? То знание о нашем Боге, которое повернуло нас к источнику света!
Слава Божья ночами вела за собой народ Божий. Не так ли и теперь? Мы часто в затруднении и не знаем, куда идти, какое решение принять: устраиваться на эту работу или подождать другой, женится или не жениться. Псалтырь 118/105 «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей».
И единственно верное решение внезапно приходит или через человека, или через откровение в молитве, или через обстоятельства. И первые наши слова после ответа Божьего какие? Слава Богу!
Так не слава ли Божья стоит перед этим решением и за ним, ибо мы за него прославили Бога! А не столб ли облачный, не слава ли Божья, стала между евреями и египетской армией, прикрыв Израиль от неминуемого, казалось бы, уничтожения.
Исход 14/19,20 «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь».
Не так ли и теперь, Господь одной славой Имени Своего прикрывает нас от опасности. Я помню, как в нашей церкви свидетельствовала одна сестра, как ночью она возвращалась домой и на неё напал какой-то человек – она всего лишь сказала ему, что она верит в Бога, и тот смутившись, не тронул её и убежал. Не слава ли Имени Божьего спасла её?
А сколько раз именно слава Божья, как наша память о том, что мы дети Божьи (а проще говоря, та информация о нашем усыновлении Господом, которая есть в разуме каждого из нас) удерживала нас от опрометчивых поступков – от ругани, от желания присвоить чужое, от прелюбодеяния, и даже от убийства? С кем такое бывало?
Слава Божья находилась между херувимами над крышкой Ковчега Завета. Через неё происходило общение Бога со своим народом: Исход 25/21,22 «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».
Через Свою Славу Господь давал Закон и руководил Своим народом. А сегодня Слава Божья даёт ли закон, руководит ли Божьим народом?
Нет скинии, нет ковчега, нет заветной крышки!!! Но Слава Его есть!!! Вспомним прозаический вывод в начале нашего размышления: Слава Божья – информация о Боге: Вот Она!!! (Показать Библию).
Она говорит нам о Боге?! Через неё Бог руководит Своим народом?!
И наконец, Слава Божья явилась перед человечеством во плоти и совершила главное своё дело во вселенной. Исайя предрёк это за 700 лет до исполнения пророчества: Исаия 40/5 «…и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это»
И 2000 лет назад это свершилось: К Евреям 1/3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте…» Он, Иисус Христос, Слава Господня и сейчас спасает – здесь передо мной спасённые Дети Божьи! Кто нас спас?!
А теперь о будущем:
Этого пока нет, но я верю будет. Настанет день, когда мы в полноте увидим славу Божью: Откровения 21/10,11 «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию».
Откровения 21/3 «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».
А теперь, из того что мы сейчас нашли мы выстроим цепочку нашей жизни, и я попрошу сказать аминь, если вы согласны, что путь каждого из нас именно так начался, так продолжается и так закончится:
Мы найдены в этом мире славой Божьей – нам сказали о Боге и о спасении. Мы были спасены славой Божьей от проклятия греха – Иисус, слава Божья во плоти спас нас своей смертью и воскресением. Слава Божья освещает нам путь, ведёт нас за собой, защищает, исцеляет, хранит. Мы встретимся лицом к лицу со славой Божьей в Новом Иерусалиме. Аминь?!
Призвание христианина отражать Славу Божью.
Но тогда кто мы, стоящие перед Богом и глядящие на него через Его славу? (достать из кармана зеркало) Настоящий христианин – это просто зеркало, в котором отражается Бог, вернее та часть Бога, которую Он позволил видеть смертному – Его Слава.
Знаете ли вы, как делаются зеркала?
Берутся осколки стекла (стеклянный бой: старые бутылки, обрезки из стекольных мастерских, битая стеклянная посуда и т.п.) или же окись кремния (обыкновенный песок, пыль) Исходный материал вам никого не напоминает? Бытие 2/7 «И создал Господь Бог человека из праха земного…» Псалтырь 1/4 «Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром».
…и бросается в печь, раскалённую до 1000 градусов…
Наше покаяние. Наше испытание в верности Богу.
От Матфея 3/11 «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»
…затем расплавленную массу выливают на идеально ровную поверхность…
Мы попадаем в церковь Божью и здесь наш кривой, грешный человек начинает выпрямляться…
…как только стекло начинает твердеть, его подают между двумя стальными валиками, где его плоскости становятся ещё более ровными…
Уже находясь в церкви, мы с удивлением видим, что Бог продолжает работать над нами: обличает, изменяет, учит…
…слишком выпирающее в нас понижает – гордыню, злобу, себялюбие…
…слишком пониженное поднимает – любовь, доброту, милосердие…
Но для того, чтобы стекло превратилось в зеркало, прокатить через валки – недостаточно. Стекло полируют.
Если этого не сделать, мы увидим в зеркале из такого стекла не своё лицо, а уродца с разными глазами, перекошенным ртом и квадратной головой…
Вы бывали в комнате смеха – там это смешно, но в реальной жизни это печально.
Бог совершенствует нас постоянно: К Римлянам 8/29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».
…и наконец, последняя операция, на отполированное стекло наносят серебро.
Наносят сплошным слоем, не допуская пропуски и царапины.
Не отражающее ли образ Божий серебро – то Слово, тот Закон, которое мы с помощь Божьей переносим отсюда (Библия) – сюда (сердце).
Посмотрите, (направить зеркало в зал) оно отражает свет, как мы должны отражать славу Божью.
Посмотрим, нет ли на поверхности наших зеркал следов от грязных пальцев этого мира – стяжательства, гордыни, нечистоты – они затеняют славу Божью.
Нет ли на нём царапин постоянных, «маленьких» грешков, от которых мы ещё не избавились, – они рассекают образ Божий в зеркалах наших сердец чёрными линиями и искажают Его.
Под разными углами посмотрим на наши души, не искажены ли они намеренным или невольным преувеличением одних сторон Слова Божьего и преуменьшением других.
Посмотрим, полностью ли серебро закрывает поверхность нашего зеркала, – все ли заповеди Божьи действительно живут в наших сердцах или только те, которые нам нравятся. Ведь если в некоторых местах серебро отсутствует, в зеркале мы видим не отражение, а мир за его поверхностью. И если мы призваны отражать славу Божью, то смотрящий в нас, увидит не славу Бога, а мир!
И если всё в нас наконец совершенно, и человек или Бог смотрящий на нас видит в нас действительно славу Божью, мы с гордостью может быть когда-нибудь сможем сказать как Апостол Павел: К Галатам 2/19,20 «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос».
И наконец последнее – в какую сторону мы отражаем славу Божью?
Во-первых, в мир: И если мы хорошее зеркало, тогда смотрящий на нас скажет: «О, этот человек воистину сын Божий!» Но если мы допускаем в своих поступках отступление от Божьих принципов, а в словах – суетность и нечистоту, мы можем услышать огорчительное: «Да знаю я этих христиан! Они точно такие, как мы! Только прикидываются чистенькими!»
Что?! Приходилось слышать?!
Мир должен видеть в нас отражение Божьей славы при нашем благовествовании и из нашей жизни. И если жизнь наша не отражает славу Божью, – тщетна благая весть о спасении, провозглашаемая нами. Но если мы живём по Божьи и не благовествуем, мы просто утаиваем часть славы Божьей от мира.
А теперь, мы повернём наше зеркало вот так (повернуть зеркало вверх). Тогда мы отражаем славу Божию к небесам. Что это за образ?
Ну конечно! Мы прославляем Бога! Прославление в церкви занимает важное место в жизни христианина: своими слабыми голосами мы воспеваем величие, святость, милосердие, любовь нашего Бога в песнопении и в молитвах.
Но ведь слава Божья возносится к небесам и в том случае, когда мы просто поступаем по Божески – вспомним, с нами в Царство Божие пойдут и наши дела, и осуждает или хвалит нас за них.
Итак, что мы узнали сегодня?
Что есть слава человеческая и слава Божья. Что может слава Божья и как она приходит к нам. Узнали, что блаженней человеку и христианину быть прямым и чистым зеркалом, отражающим славу Божью в мир и в небеса.
Вся ли Слава Божья нам открыта? Скорее всего нет:
Может ли конечный человек постичь всю славу бесконечного Бога?
Но настанет время, когда верные узрят славу Божью в полноте.
Во-первых, меняясь сейчас, отражая славу Божью: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.(2Кор.3:18).
И во-вторых, представ перед ним лицом к лицу:…и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. (Пс.71:19)
И тогда……спасенные народы будут ходить во свете его… (Откр.21:24)
Я обращаюсь к тем, кто не прославляет Бога как своего личного Спасителя: Присоединяйтесь к тем спасённым, которые увидят в полноте славу Божью. Станьте зеркалом, отражающим славу Божью.
Аминь
Проповедник: брат А.
golgofa.kiev.ua
Царский путь ко спасению
Св. Апостол Павел сказал: «непрестанно молитесь», и «вся во славу Божию творите», «сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1Сол.5:17; 1Кор.10:31; 1Тим. 2:3). Непрестанно молиться, – это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше». Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.
Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Св. Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.
Ибо и Св. Писание говорит: «егда вздохнеши, тогда спасешися» (Ис.30:15). И еще: «Св. Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», т.е. чистотою сердечною, а чистота эта – от чистоты мысленной.
Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо «исходище живота и смерти!» т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная!..
Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет – скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, – помысли о том, как Господь Бог наш желчь и оцет вкусил нашего ради спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!
Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и Бог наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.
Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господи помоги!
Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!
Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.
Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: «Слава Страстем Твоим, Господи!»
Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари – прославь Создателя всех!
Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: «Достойно есть…» до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.
Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: «Милосердия двери…» до конца.
Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.
Здесь лишь приведены примеры, кто же с усердием возмется исполнять это, того благодать Св. Духа научит, как надлежит относиться ко всякому (без исключения) предмету и творить все во славу Божию, с соответствующими мыслями и чувствами, т.е. движениями души: либо прославительными, либо благодарными, либо покаянными, или самоуничижительными; подобного рода движения души – уже молитва, как сказал св. Василий Великий.
Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову св. Апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).
Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях – приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.
Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению св. Апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.
А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: «Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!».
После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.
При такой заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов; «чадца, …болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос» (Гал.4:19)!
Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.
Православная Жизнь
Св. Апостол Павел сказал: «непрестанно молитесь», и «вся во славу Божию творите», «сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1Сол.5:17; 1Кор.10:31; 1Тим. 2:3).
Непрестанно молиться, – это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше».
Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.
Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Св. Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.
Ибо и Св. Писание говорит: «егда вздохнеши, тогда спасешися» (Ис.30:15). И еще: «Св. Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», т.е. чистотою сердечною, а чистота эта – от чистоты мысленной.
Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо «исходище живота и смерти!» т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная!..
Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет – скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, – помысли о том, как Господь Бог наш желчь и оцет вкусил нашего ради спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!
Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и Бог наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.
Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господи помоги!
Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!
Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.
Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: «Слава Страстем Твоим, Господи!»
Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари – прославь Создателя всех!
Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: «Достойно есть…» до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.
Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: «Милосердия двери…» до конца.
Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.
Здесь лишь приведены примеры, кто же с усердием возмется исполнять это, того благодать Св. Духа научит, как надлежит относиться ко всякому (без исключения) предмету и творить все во славу Божию, с соответствующими мыслями и чувствами, т.е. движениями души: либо прославительными, либо благодарными, либо покаянными, или самоуничижительными; подобного рода движения души – уже молитва, как сказал св. Василий Великий.
Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову св. Апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).
Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях – приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.
Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению св. Апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.
А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: «Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!».
После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.
При такой заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов; «чадца, …болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос» (Гал.4:19)!
Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.
Схиархимандрит Кирик Афонский
«Царский путь ко спасению»
Ахилла
Просмотры: 2 864
Предавайте друг друга во славу Божию!
Верность — это просто глупость.
Не надо никому и ничему быть верным, кроме себя самого.
Я — наибольшая святыня для меня.
Я — есть Бог.
Речь не о наносном «я», обусловленном тысячами обстоятельств.
Речь о моей глубине. О моем глубинном «я».
Я ответственен, по большому счету, лишь за него.
Несу ответственность за свою жизнь, а не за жизнь другого, даже самого близкого.
Эта ответственность явно наложена на меня самим фактом моего появления в этом мире.
Раз уж я появился здесь каким-то непонятным образом, или меня призвал сюда из небытия Бог, я должен прожить эту жизнь по-настоящему, сполна.
Известный рекламный слоган «бери от жизни все!» имеет большое значение, если понимать его правильно.
Для того чтобы взять от жизни все, нужно научиться слушать свою глубину, свое настоящее сердце.
Если так можно сказать, Сердце сердца.
Если ты будешь заниматься сердечным дайвингом, в определенный момент ты встретишь там То, что тебя превышает.
То, что превышает все.
И в то же время это Превышающее не постороннее для тебя.
Не объект. Это не ты, но и ты.
Наверное, можно сказать, что здесь понятия «я» и «ты» больше не работают. Они теряют свое значение.
Вообще, выразить эту встречу никак не возможно. Здесь будет ложью любое описание, претендующее на точность.
Эта встреча не обязательно мгновенна.
Хотя в ней могут быть очень значимые моменты, она постепенно совершается на протяжении жизни.
Это длящаяся встреча, в процессе которой происходит узнавание и познавание.
Познавая То, ты узнаешь и себя. Оказывается, встреча с Тем была встречей и с самим собой.
С настоящим собой, которого ты знаешь, но не можешь выразить. С тем собой, которого не знает никто, кроме тебя. С тем собой, которым ты всегда был, с рождения. Это неизменный во времени ты.
Во время этой встречи длиною в жизнь ты вечный начинаешь все больше проявляться во вне.
Твой ты постепенно рождается в мир, заполняя тебя сегодняшнего — суетного, глупого, поверхностного, неопределенно верного — вечным тобой.
Новый ты прорастает сквозь старого. Иногда болезненно, иногда очень, невыносимо болезненно, а порой приятно, ласково, радостно.
Но мир, где царствует энтропия, не может этого позволить. Он пытается блокировать любые живые процессы и более всего процессы человеческие.
Оставайся верен — это установка на смерть.
Ключевое слово здесь на самом деле — «оставайся».
«Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь!» Оставайтесь и присоединяйтесь, мы любим вас!
Нет, надо лететь на Луну.
И предавать, предавать, предавать.
Все предавать, чтобы не предать себя.
Не предать То твое, откуда проистекает твоя подлинная, новая, вечно обновляющаяся Жизнь.
Если ты перерос свою семью, она перестала быть твоей. Тогда тебе стоит оставить ее и идти в мир, чтобы создавать там семью новую.
Сначала освобождение от старого принесет радость.
Потом ты испытаешь боль и страх, разочарование и отчаяние.
Зато научишься быть один. Встретишься с тем, вечным собой, на новом уровне. Примешь подлинного себя. Накопишь потенцию для созидания нового. Воплотишь ее в жизнь.
Но это не навсегда. Жизнь — бег за врата смерти. Погоня влюбленных друг за другом, описанная в Песне песней.
Игра в догонялки происходит на дне твоего океана. Или на облаках твоего сердца.
Ты всегда находишь возлюбленного на время. Рано или поздно он все равно сбежит, увлекая тебя за собою. Сбежит во время объятий. Прямо посреди долгого поцелуя ты вдруг обнаружишь, что целуешь пустоту.
И вот тогда бросай все — жену, детей, работу, родину, церковь и Бога этой церкви — и беги за ним к себе.
Если будешь слушать проповеди сатаны этого мира о верности всему перечисленному, истлеешь заживо!
Постепенно возненавидишь все, чему будешь сохранять верность.
Ненамеренно или намеренно ты станешь сам дьявольской энтропией, ее воплощением и начнешь изнутри разрушать все, чему сохранил ложную верность.
Можно разрушить себя так страшно, что ноги станут неспособны к бегу. И тогда будешь лежать и ныть, ностальгировать и ненавидеть.
Потому что единственную вечную любовь к самому себе не забыть никогда.
Эти мягкие ароматные губы, эти самые нежные и самые крепкие в мире руки, эти бездонные, всегда меняющие цвет глаза не забываются.
И в аду твоей верности они жгут тебя, пытаются оживить, воскресить. Когда твое сердце в геенне, из его глубины они смотрят, влекут, соблазняют — беги, я жду самого себя.
Соблазнись! Уши заткни, чтобы не слышать манипулятивных угроз проповедников верности!
Не обращай никакого внимания, когда они сулят тебе небесные и земные награды за ее сохрание и убегай быстрее!
Не можешь бежать — ползи, ползи, ползи из того мира, из того дома, что уже прогнил для тебя.
Постепенно мышцы укрепятся и, когда увидишь на горизонте развевающиеся одежды любимого, встанешь и побежишь за ним по облакам, забывая прежнее и устремляясь вперед, вверх и вперед — к новым мирам, которые нужны, чтобы когда-то оставить их вовремя, благодарно унеся их тепло в своем сердце.
Только такой предатель является личностью.
Только такие предатели способны создавать мир, возводя его к царскому совершенству.
Только от таких предателей сходят с ума мужчины и женщины.
Только о таких предателях слагают легенды и создают религиозные мифы.
У них глаза горят неземным огнем.
Они говорят не так, как другие люди, а с непонятной силой, преображающей сердца.
Они — подлинные цари этого мира, большие его самого.
Прозревающие суть вещей.
Глядящие всегда за окоем и видящие тебя в тебе.
Твердо стоящие на этой земле, но готовые сорваться и бежать, как только почудится, что любимая оставила брачные покои сердца.
Одни их просто очень просят не уходить. Другие угрожают небесными карами за нарушение клятв и обетов. Третьи сулят почести и награды, только останься с нами. Чем больше нас останется верных до гробовой доски, тем легче нам всем будет жить, предавая себя.
Но есть и такие, кто зажигаются царской священной любовью. Те, кто в глазах царских видят и своего царицу — совершенно другую и неотличимо ту же.
Они могут сойти с ума, с прежнего ума, и, не обращая внимания на предупредительные или умоляющие крики окружающих, на слезы, стоны, отлучения и проклятия, начать убегать, предавая одного за другим каждого, кто возлагал надежды на их рассудительность и верность и доверился глупости их истлевших обетов.
А сумасшествие новых царей в том, что они наконец-то поняли:
Есть всего одна любовь, предавать которую не рекомендуется;
Есть один, достойный вечной любви;
Есть одна, которую, встретив однажды, невозможно не желать вечно.
Она — это ты.
Он — это ты.
И в мире нет иного имени, кроме своего собственного.
Только твоим неназываемым именем стоит и возможно Жить.
Разводитесь, господа, разводитесь!
Как уже было не раз в последнее время, чувствую, что есть необходимость дать некоторые разъяснения к предыдущему посту «Предавайте друг друга во славу Божию».
Итак, о чем он?
Прежде всего нужно сказать о самом понятии «предательство».
Это слово имеет в нашем восприятии исключительно отрицательные коннотации. Оно предельно стигматизировано не только в церковной среде, где связывается с именем Иуды, но и в светском обществе.
Потому его очень удобно использовать как мощное оружие в сильной манипуляции.
Христиане, на мой взгляд, особенно в лице своих пастырей, делают это при всяком удобном случае. Назначение такой церковной манипуляции — сохранить целостность и массовость собрания.
Перешел человек из одной поместной церкви в другую — совершил предательство.
Перестал посещать православный храм, стал ходить к католикам — предательство.
Ушел из христианства в ислам — вообще страшный преступник, гореть ему в аду, если не вернется с покаянием.
А почему мы забываем, что святой равноапостольный князь Владимир когда-то предал веру отцов?
А можно ли предать свою страну, свой народ так, как, например, предал главный герой фильма «Аватар»?
А не совершил ли предательство герой Ди Каприо в фильме «Отступники» великого М. Скорсезе?
А как мы относимся к тем немцам, которые боролись против Гитлера? Войска союзников разрушали Германию в 44-45 гг. Человеческие жертвы Германии среди мирного населения огромны.
Нет, думаю, мы все воспринимаем такое предательство не как предательство. А почему? Да просто потому, что привыкли: предательство — это всегда очень плохо.
Наш родной шпион — не шпион, а разведчик.
Разведчик враждебного государства — вот настоящий шпион.
Ну, и о предательстве в семье поговорим. Тем более, что подлинная Церковь — это всегда семья по духу. Очень часто, хотя и не всегда, то, что имеет место в семейном взаимодействии, справедливо и тогда, когда мы говорим об отношениях внутри церкви, и наоборот.
Всегда ли является предательством разрыв отношений в семье?
А если никогда не было настоящих, глубоких, доверительных отношений между партнерами?
Если была только их имитация.
Или, может быть, они когда-то и были, но их уже давно нет.
Герой прекрасного советского фильма «Поздняя встреча» предает ли жену, когда проводит ночь с другой женщиной?
Думаю, его предательство совсем в другом.
Нет, я не о том, что при всяком разладе в семье или в церкви нужно убегать на поиски новых отношений.
Ситуации бывают разные. Любой случай заслуживает отдельного внимательного и вдумчивого рассмотрения.
Конечно, нередко можно излечить трещины между людьми. Иногда возможно и во взаимной пустыне посадить сад любви и подлинной близости.
Но — не всегда. Всё — не всегда. Жизнь бесконечно сложнее любых правил, канонов, законов и заповедей.
Самый интересный вариант развода с супругом(-ой) или с церковной общиной — развод как результат движения.
Жизнь есть движение духа и Духа.
Но один из супругов может остановиться, застыть и начать не жить, а существовать.
Что делать тому, кто не может не двигаться? Вместе сидеть на метафорическом диване и смотреть телевизор, пока оба не умрут?
Ну да, какое-то время можно подождать, а если застой только нарастает? Если уже тиной начинает тянуть и слышно кваканье лягушек в умирающей душе.
Если в одном церковном или семейном пространстве живут уже совершенно чужие люди, объединенные только физической реальностью и, может быть, общим прошлым, которого, тем не менее, больше нет.
Но, помимо совместного загнивания, в отказе от движения ради пресловутой верности есть и следующий важный аспект. Энергия движения рано или поздно проявит себя как энергия разрушения.
Это разрушение обрушится не только на твою собственную голову, но и на головы тех, из-за кого ты не ушел.
И потому так важно уметь уйти вовремя, с благодарностью и миром, а не в состоянии разрушенности — с ненавистью и проклятиями.
Вовремя не ушедшие люди превращают некогда живые церковные собрания в тоталитарные секты, пополняют ряды озлобленных богоборцев, становятся революционерами.
В семье они являют себя как диктаторы, насильники и пьяницы. Впадают в тяжелую депрессию и другие тяжелые психические расстройства. (Есть некоторая примерная специфика последствий, зависящая от гендера.)
Такие «верные» люди приносят, вольно или невольно, колоссальные страдания ближним за то, что не смогли уйти, когда это необходимо было сделать. Иногда и сами не хотели бы никого мучить, да не получается.
Остаться с ближними и близкими, когда внутренний Бог призывал оставить землю отечества своего и идти в землю, «которую Я покажу тебе» — вот настоящее, «плохое» предательство близких. Предательство человеческого в них.
Такая верность — не более чем соучастие в их самопредательстве и предательство себя как потенциального чада и друга Божия.
Да, в слушании и в слышании Бога всегда можно ошибиться. Во всем можно ошибиться. Духовная жизнь — это всегда риск. Большой риск. Тем не менее, в своей глубине всякий живой человек слышит призыв: «Ищи лица Моего».
Кто боится рисковать в попытках найти Бога, — причем Бога живого, с голосом, глазами, объятиями, а не мертвый иконно-церковный образ, — тот опускается до полуживотного, биологического существования.
Такая пародия на жизнь ограничивается удовлетворением самых примитивных биологических инстинктов.
И еще об одном моменте.
Мы привыкли к выражению: «Он предал мою любовь».
Нет, любовь невозможно предать.
Мне нравятся многие женщины. Не просто как люди. Ведь я не бесполый, и они не бесполые. Да, нравятся и с сексуальной стороны. Понимаю, что со многими из них я, в принципе, мог бы иметь половые контакты.
Но я не собираюсь этого делать. И вовсе не потому, что хочу сохранить верность жене. И не потому, что Бог запретил. Ничего Он мне не запрещает.
Я не хочу спать с другими, потому что люблю свою жену. Это мой выбор — ее любить. Мне не нужно терпеть, сжав зубы до скрежета, чтобы не соблазниться на секс с другой женщиной.
Не нужно поститься, молиться, исповедоваться, класть поклоны, искать, чем себя отвлечь, лишь бы не изменить.
Если же вдруг и случится так, что я вступлю в сексуальные отношения с другим человеком, это будет всего лишь проявлением настоящего положения дел: значит, мне только казалось, что я люблю.
По крайней мере, в последние дни я ее не любил, раз сегодня проснулся в постели с другой женщиной.
Как не вспомнить тут здесь замечательную фразу из богодухновенного фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»:
«Развод есть одно из высочайших достижений человечества! Да здравствует развод, господа! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу».
Эти слова, по моему мнению, стоит отнести к любому, а не только к семейному, разводу.
Итак, подведем итоги:
- Предательство устаревшего, ставшего неживым для тебя, есть духовное благо.
- Нельзя предать то, чего никогда не было, или того, чего уже нет.
- Любовь в принципе исключает предательство. Предается, что угодно, но не любовь.
Исключение из п.3 — любовь к Тому, Кто есть ты. Любовь к Себе. Но о предательстве этой любви и был предыдущий пост.
Источник: тут и тут
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: