Если максимально внимательно вникнуть в науку православной церкви, то можно не один раз услышать о том, что все люди, которые осознанно и постоянно грешили при жизни, так и не раскаявшись, будут терпеть вечные мучения в аду. Конечно же, многих людей это сильно пугает и настораживает, но не все на сто процентов уверены, что так будет на самом деле. Да, можно много рассуждать о том, что же будет с душой человека после смерти, но, чтобы дать ответ на вопрос, будут ли мучения души в аду бесконечными, стоит не просто рассуждать на эту тему, но и изучать соответственную христианскую литературу, а также слушать поучения святых отцов.
Состояние грешников после смерти до Страшного Суда
Согласно церковному учению, в входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например, «кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния (Послание восточных патриархов, член 18). В аду они воспринимают воздаяние за грехи.
Адские муки любви. Древнее толкование на одну фразу прп. Исаака Сирина
Хорошо известны слова преподобного Исаака Сирина о том, что мучимые в аду истязуются бичом любви. Эти слова сказаны в 27-м трактате «Первого собрания» преподобного Исаака, в русском переводе это Слово 18. Преподобный Исаак говорит о том, что в будущем веке «острота любви всех» будет устремлена «к Единому», то есть только лишь к Богу (в русском переводе «Слов подвижнических»: «быстрота желания всякого будет стремиться к Единому»). Другими словами, подвижник утверждает, что каждый человек в будущем веке будет испытывать любовь к Богу. При этом он говорит, что это любовь одним людям будет приносить радость, а другим — скорбь: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой»[1].
Эти слова преподобного Исаака Сирина получили широкую известность. В первой половине XIII в., в шестом веке после жизни подвижника, их цитирует митрополит Церкви Востока Соломон Басрский в своей «Книге пчелы», в которой обобщены взгляды различных авторитетных авторов на различные вопросы, связанные со священной историей и с вероучением.
Но в каком смысле любовь может приносить мучения? С таким вопросом обратился один сирийский монах к младшему современнику и последователю преподобного Исаака — Иосифу Хаззайе (то есть «Прозорливцу»). Ответ Иосифа сохранился в его «Книге вопросов и ответов», построенной в виде диалога «инока» и «вопрошающего» ученика. В своем ответе Иосиф Хаззайа показывает, что слова преподобного Исаака были ему хорошо известны, — и объясняет, как же надлежит понимать мучения любви. Этот ответ мы предлагаем вниманию читателей.
Отрывок из «Книги вопросов и ответов» приводится по сирийской рукописи XVI в. под номером 131 из Библиотеки патриархата Халдейской католической церкви в Багдаде (листы 55v–57v).
ИНОК отвечает: «Видение Господа нашего Христа в новом веке будет для праведников услаждением, а для нечестивых — мучением. Ибо праведники будут видеть Его и услаждаться тайнами ведения Его; нечестивые же будут подвергаться мучению ви́дением любви Его. <�…>»[2]
ВОПРОШАЮЩИЙ задает вопрос: «Каково то страдание, которому подвергаются нечестивые в будущем веке? Овладевает ли ими скорбь, как в этом веке, или, может быть, их страдание отделено от сего? Ибо ты говоришь, что они истязуются любовью. Покажи мне, каково мучение любви в будущем веке. Ибо в этом веке всякое страдание при мучении, овладевающее человеком, приводит его к отчаянию и стеснению[3] души».
ИНОК отвечает: «От того века, [исполненного] света, сладости и радости, будет отъята смертность, удобопреклонность, печаль, скорбь, отчаяние и все страдания, которые в этом веке истязуют естество разумных [существ]. Ибо там их естество не будет принимать ни страдания, ни скорби. Но послушай, как нечестивые будут истязаться любовью ви́дения Господа нашего. Когда они будут видеть Господа и Бога нашего Христа и ви́дение любви Его будет истязать их, то не печалью и скорбью, как в этом веке, но любовью и рачением[4]: когда они будут непрестанно вожделевать сладости тайн Его. И подобно тому, как тот, кто кого-либо любит, истязуется любовью при виде его[5] — не так, что скорбь овладевает им, но так, что рачение любви к нему истязует его, потому что он вожделевает постоянно общаться с тем, кого любит, в беседе и услаждении, — так и все разумные [существа], для которых в будущем веке любовь к Господу нашему[6] будет мучением, будут истязаться по той причине, что они будут желать иметь общение с Ним через приобщение тайнам Его. Ибо те, кому любовь к Господу нашему[7] будет во услаждение, постоянно будут иметь с Ним общение в ведении Его святых тайн. Ибо непрестанно на них будет воссиявать небесное милосердие нашего Господа, потому что они сохранили заповеди Его в веке сем. Истязать же Его любовь будет всех тех, кто в веке сем творил волю души своей и не сохранил Его заповедей. Ибо, подобно тому, как в сем веке свет солнца светит разумным [существам], так и в будущем веке свет ви́дения Спасителя нашего будет светить всем разумным [существам]. Ибо, подобно членам тела, они тоже будут соединены с Господом нашим Христом, как сказал блаженный апостол: “Мы — члены Христовы, и мы от плоти Его и от костей Его” (Еф. 5:30)».
***
В дальнейших публикациях на портале «Иисус» будут представлены различные точки зрения на высказывания христианских авторов о воздаянии за грехи.
[1] Цитируется по русскому переводу, выполненному с греческого текста: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. — 4-е изд. — СТСЛ, 2021. С. 112–113.
[2] Ср. в «Главах о ведении» Иосифа Хаззайи: «В том огне, который виден уму во время молитвы, будут мучиться разумные [существа] в новом веке» (Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты / Критическое издание, перевод с сирийского, предисловие и примечания М. Г. Калинина (продолжение) // Библия и христианская древность. 2021. № 3 (3). С. 15–51, здесь: с. 34 (сирийский текст), 35 (русский перевод)).
[3] Букв. «к связыванию».
[4] В оригинале — reḥmṯā, одно из обозначений любви в классическом сирийском языке, подразумевающее особые расположение и привязанность к предмету любви.
[5] Букв.: «истязуется любовью видения его».
[6] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.
[7] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.
В чем же состоят мучения душ грешников в этот период?
Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности.
А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих «Ответах на вопросы латинян» выражает мнение, что грешники «еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что «поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».
Основываясь на святоотеческом учении и видениях загробной участи из церковного предания, можно отметить следующее.
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим.2:9), – говорит апостол Павел. Прп. Паисий Святогорец раскрывает этот духовный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой». Осознание того, что жизнь была прожита и загублена пороками, непрестанные укоры совести за все совершенные грехи, тягостнейшее осознание невозможности что-либо немедленно изменить, – все это будет непрестанно терзать несчастных. Кроме того, невозможность удовлетворить своим греховным пожеланиям и страстям, приобретенным при жизни, и которые никуда не исчезнут, будут жечь этих бедных существ подобно пламени.
Души грешников пребывают «в состоянии мрака, скорби и страдания» (Простр. христ. катехизис). В аду присутствуют мрак, теснота, долетающие отовсюду звуки воплей, души лишены возможности видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском безобразии.
Алексей Ильич Осипов
Вопрос: «Уважаемый Алексей Ильич! Сейчас многие сомнительные неофиты уличают Вас в ереси по поводу бесконечности мук в аду. Скажите что-нибудь в свою защиту».
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– По счастью, мне ничего не надо говорить в свою защиту, потому что о том, что мучения будут не вечными пишут: Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Исаак Сирин, святитель Григорий Нисский, святитель Амфилохий Иконийский, святитель Епифаний Кипрский.
Посмотрите тексты, которые читаются в Великую Субботу перед Пасхой. Христос сходит во ад и что пишет Церковь? «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Послушайте слово Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальном богослужении: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Воскрес Христос – и все освобождены! Это что? Он ложь говорит, что ли? Или упражняется в красноречии?
Так что, мне защищаться не надо. При чем тут я? Я только озвучил, а писали великие святые, которых не осудил ни один Собор! Был Пятый Вселенский Собор, который осудил оригенизм, но этих святых – никто не осудил! Они так и остаются великими святыми нашей православной церкви! Церковь их не отринула! Она не осудила ни тех отцов, которые писали о том, что будут вечные муки, ни тех отцов, которые говорили: будут муки, но не вечные! Не бесконечные. И предупреждают: «Хотя геенна и ограничена (то есть – будет не всегда), но страшен вкус пребывания в ней. И никто не знает, какие страдания придется перенести там». Вот, оказывается, почему и Христос, и другие святые так писали. Писали даже, что будут вечные муки! Но учтите, что слово «вечные» – совсем не означает «бесконечные».
Предупреждали так, как любовь всегда предупреждает своих любимых от того, что может принести им страдания. Вы знаете, какая самая страшная угроза матери по отношению к своему ребенку, который идет купаться? «Если утонешь – домой не приходи!»
Так что, в оправдание мне даже и говорить нечего. Пусть обвиняют святых… Григорий Нисский, кстати, родной брат Василия Великого. Афанасий Великий – столп православия! А уж Исаак Сирин, Ефрем Сирин! Иоанн Златоуст! Это их осуждают?! Напрасны все эти осуждения…
Церковь не определила однозначно своего учения по данному вопросу. Так и остались эти две линии. Церковь не осудила ни тех, ни других. Почему? Я думаю, потому что это – тайна, которую нам трудно понять. Нам трудно понять – что есть вечность. Церковь никого не осудила, тем самым предоставив нам возможность выбирать.
Знаете, чем ценна точка зрения Афанасия Великого и других, которые говорят о том, что мучения будут, но не бесконечными? Мы говорим, что Бог – это Любовь. Как же Он мог, будучи Любовью, дать жизнь тому, о ком Он точно знает, что он изберет зло и пойдет в муку вечную? Разве может Бог–Любовь такое сделать? Нет! И святые пишут: нет-нет, Он дает благо, дает жизнь всем! Правда, кто-то спасается, как царь, взлетающий на Небо, а кто-то проходит через горнило огня и страданий. Вот и всё.
Состояние грешников после всеобщего воскресения и Страшного Суда
В отличие от описания состояния души, разлученной с телом, Священное Писание гораздо подробнее сообщает об участи грешников после Последнего Суда. Основное отличие от посмертной участи будет состоять в том, что люди получат совершенное воздаяние, где каждый получит соответственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Приговор Судии на этот раз будет окончательным и неизменным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30). Многие грешники, и, конечно, умершие в покаянии (однако не принесшие достойных плодов покаяния) и вере, будут оправданы и освобождены еще до всеобщего воскресения и суда (см.: Послание восточных патриархов, член 18). Многие «будут наказаны нескончаемыми мучениями, одни более, другие менее» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горящем огнем и серой» (Откр.21:8).
Слово Божие изображает различные формы мучения грешников после Страшного Суда:
1) Удаление грешников от Бога и их проклятие. «Идите от меня проклятии» (Мф. 25:41), «не знаю вас.. отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27), – эти слова будут сказаны Праведным Судией нераскаявшимся грешникам. И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, «нестерпима геенна и мучение в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от него: не видя вас, и обвинение, что мы, видя его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око его, не могущее взирать на нас».
2) Грешники будут лишены благ Царствия Небесного, которых удостоятся праведники. Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что, тогда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф.8:11–12). «Многие безрассудные желают только избавиться геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим; наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание», – предостерегает свт. Иоанн Златоуст.
3) Грешники будут отправлены в место скорби и безнадежности, туда, где они будут обитать вместе со злыми демонами. Это место называется «бездной», которого боятся даже демоны (Лк.8:31), «адом» (Лк.16:23), или «страной мрака» (Иов.10:22), «геенной огненной» (Мф.5:22), «пещию огненною» (Мф.13:50) «озером огненным» (Откр. 19:20). И в таком месте грешники, целую вечность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погубивших их (Мф.25:41). «Кто на земле грешил, – говорит прп. Ефрем Сирин, – и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того скроет страшная глубина, полная огня и жупела; кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, далее до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам».
4) Внутренние мучения грешников. То, что касается мучений души без тела, отчасти справедливо и по отношению к участи людей с воскресшими телами.
5) Внешние (положительные) мучения грешников. То, что грешники страдают, будучи отлучены от Источника жизни и радости, лишены славы праведников, терзаются муками совести и раскаяния, испытывают ужас неудовлетворенности греховных страстей и пожеланий это действительно так, но это только половина правды. Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский, не означают «только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь геенский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол (Так Откр.20:15; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30. Мк.9:44; Ис.66:24; Евр.10:21). Учители Церкви никогда не ограничивали казней вечности одними естественными страданиями грешника, и, хотя принимали многие изображения состояния осужденных за несобственные, во огне гееннском видели положительное наказание правды вечной». Комментируя слова апостола Павла о том, что «праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:6–9), свт. Феофан Затворник пишет, что «будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений». Свт. Василий Великий предостерегая от совершения грехов, рекомендует представлять себе «страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное — по жестокости их воли, и лица подобны ночи — по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд». Таким образом, неправильно говорить, что муки ада есть лишь естественное следствие удаления грешников от Бога и их внутреннего терзания. Священное Писание и святые отцы вполне четко утверждают положительное наказание грешников со стороны Судьи.
Виды адских мук
Поджаривание кожи
Адское пламя будет сжигать кожу обитателей преисподней, а ведь кожа — это орган, при помощи которого человек ощущает боль. Аллах будет заменять поджаренную кожу на новую, чтобы та горела заново, и так будет продолжаться всегда: «Поистине, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжём в огне. Всякий раз, когда их кожа зажарится, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 4 «Женщины», аят 56)
.
Расплавление внутренних органов
Ещё один вид наказания в аду — пролитие на головы неверующих кипящей воды, нагретой до максимальной температуры. От её жара будут плавиться внутренности обитателей ада и всё, что есть у них в животах: «Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа» (сура 22 «Хадж», аяты 19-20)
.
Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, им на головы прольют кипящую воду, которая пронзит их и достигнет внутренностей, разрывая всё, что у них внутри, а потом вырвется наружу из их стоп. Так они будут плавиться, а потом станут такими, какими были прежде». Он же назвал хадис достоверным, но малоизвестным.
Обжигание лица
Лицо — самая нежная и благородная часть тела, и поэтому посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил бить по лицу. Обитатели ада в день воскресения будут унижены: они будут лежать лицом вниз, слепые, глухие и немые: «В день воскресения Мы соберём их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 97)
. А потом они будут брошены в ад лицом вниз: «А те, которые предстанут с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь ничком: “Разве вы не получаете воздаяние только за то, что совершали?”»
(сура 27 «Муравьи», аят 90)
.
Огонь будет обжигать их лица. Он покроет их навсегда, и они не сумеют ничем защитить свои лица от него: «Если бы только неверующие знали о том времени, когда они не смогут отвратить огонь от своих лиц и своих спин, и им никто не поможет!» (сура 21 «Пророки», аят 39)
;
«Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (сура 23 «Верующие», аят 104)
;
«Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты огнём» (сура 14 «Ибрахим», аят 50)
;
«Разве тот, кто в день воскресения будет лицом защищаться от ужасных мучений [, равен верующему]?» (сура 39 «Толпы», аят 24)
.
Взгляни на эту картину, от которой содрогаются тела: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в огне, и они скажут: “Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!”» (сура 33 «Полчища», аят 66)
.
Видел ли ты, как поворачивают мясо, поджаривающееся на углях, или рыбу, жарящуюся на сковороде? Так же будут поворачивать лица тех, кто попадёт в ад. Упаси нас Аллах от мук обитателей преисподней!
Волочение лицом вниз
Ещё один вид мучительного наказания — волочение неверующих по аду лицом вниз: «Поистине, грешники сбились с пути и страдают (или отдалились от истины). В тот день их ничком поволокут в огонь:“Вкусите прикосновение преисподней!”» (сура 54 «Луна», аяты 47-48)
. Их боли будут усиливаться от того, что в это время они будут закованы в цепи, путы и оковы: «Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в огне»
(сура 40 «Прощающий», аяты 70-72)
. Катада сказал: «Раз за разом их будут сжигать то в огне, то в кипятке».
Потемнение лиц
В последней жизни лица обитателей ада станут чёрными: «В тот день одни лица побелеют, а другие — почернеют. Тем, чьи лица почернеют [, будет сказано]: “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 106)
. Их лица будут совершенно чёрными, будто на них накинуто покрывало тёмной ночи: «А воздаянием тех, кто приобрёл зло, будет равноценное зло. Их постигнет унижение, и никто не защитит их от Аллаха. Их лица словно покроются клочьями ночного мрака. Они — обитатели огня, в котором они пребудут вечно»
(сура 10 «Йунус», аят 27)
.
Окружение огнём со всех сторон
Обитателями ада будут неверующие, которые окружены грехами и прегрешениями настолько, что за их душой не сохранилось ни одного доброго поступками. Опровергая заявления иудеев, считавших, что огонь коснётся их лишь на считанные дни, Всевышний Аллах сказал: «О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 81)
. В таком положении окажутся только те, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.
Сиддик Хасан-хан пишет: «Под грехом здесь подразумевается конкретная группа деяний. Речь может идти о грехе, который окружает человека со всех сторон, не оставляя за ним ни одного доброго поступка, закрывая перед ним все пути к спасению. Вечное пребывание в аду — удел неверующих и многобожников. Поэтому под грехом в данном аяте непременно следует понимать неверие и приобщение сотоварищей к Аллаху. Это выявляет несостоятельность упорного отрицания мутазилитами и хариджитами содержащихся в сунне многочисленных преданий о том, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут из ада» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 67).
Таким образом, грехи и проступки окружают неверующего подобно тому, как браслет окружает запястье, и, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершённых деяний, неверующие будут окружены огнём со всех сторон. Всевышний сказал: «Их ложа будут из геенны, а над ними будут покрывала» (сура 7 «Ограды», аят 41)
. Ложа будут под ними, а покрывала накроют их сверху. Иными словами, пламя будет окутывать их со всех сторон. Всевышний сказал: «В тот день мучения покроют их сверху и из-под ног»
(сура 29 «Паук», аят 55)
;
«Над ними будут навесы из огня, и под ними будут навесы» (сура 39 «Толпы», аят 16)
. О том, что огонь окутает неверующих, недвусмысленно говорится в аяте: «Поистине, геенна объемлет неверующих»
(сура 9 «Покаяние», аят 49)
.
По мнению некоторых комментаторов, под ложами имеются в виду постели неверующих, а под покрывалами — их одеяла (Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 168).
С другой стороны, неверующие будут окружены огнём и в том смысле, что их будут окружать огненные стены, за которые они не смогут пройти. Всевышний сказал: «Мы приготовили для несправедливых огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 29)
. Стены ада — это ограждения, окружающие его со всех сторон.
Вздымание огня над сердцами
Как мы уже упомянули, размеры обитателей ада будут очень большими, и, несмотря на это, пламя будет проникать в самые глубокие участки их тел: «Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 26-29)
. Комментируя слова «Она не щадит и не оставляет», один из ранних мусульман сказал: «Она пожирает его кости, мясо и мозг, не оставляя ничего» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).
Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое огонь сокрушающий? Это — разожжённый огонь Аллаха, который вздымается над сердцами» (сура 104 «Хулитель», аяты 4-7)
. Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази сказал: «Огонь пожирает человека, достигая сердца, после чего его воссоздают». Передают, что Сабит ал-Бунани, прочтя данный аят, сказал: «Огонь будет сжигать их до сердец, и они ещё будут живы, а их муки достигнут наивысшего предела», — а потом заплакал (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).
Выпадение кишок
В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приведён рассказ Усамы ибн Зайда о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будет человек, которого в день воскресения приведут и бросят в огонь. Его кишки вывалятся туда, и он будет крутиться, подобно ослу, вращающему [жернова] мельницы. Обитатели огня соберутся вокруг него и скажут: “Что с тобой, такой-то? Разве ты не побуждал нас к одобряемому и не удерживал от предосудительного?!” Он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам не делал этого, и я удерживал вас от предосудительного, а сам совершал его”». Он будет крутиться вокруг своих кишок подобно тому, как осёл ходит кругом, вращая жернова мельницы.
Одним из тех, кто будет волочить свои кишки по аду, будет ‘Амр ибн Лухайй — тот, кто первым исказил религию арабов. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, видел, как он будет волочить свои кишки в огне. В «Сахихе» Муслима приводится хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел, как ‘Амр ибн ‘Амир ал-Хуза‘и волочит свои кишки в огне. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу». Почитание саибы — один из обычаев, введенных ‘Амром. Вопреки ниспосланным Аллахом законам он отменил некоторые из Божьих запретов и объявил священными отдельные виды скота. Он запрещал закалывать этих животных, доить их и ездить на них верхом.
Оковы, путы, цепи и палицы в аду
Аллах приготовил для обитателей ада оковы, путы, цепи и палицы: «Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя» (сура 76 «Человек», аят 4)
;
«Поистине, есть у Нас оковы и ад, еда, которой давятся, и мучительные страдания» (сура 73 «Закутавшийся», аяты 12-13)
.
Оковы будут надеты на шеи грешников: «Мы наложим оковы на шеи неверующих. Разве им не воздаётся только за то, что они совершали?» (сура 34 «Саба», аят 33)
;
«…когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут» (сура 40 «Прощающий», аят 71)
. Слово анкал означает «оковы». Оно получило такое значение, потому что ими Аллах наказывает (йанкулу) грешников: «Поистине, есть у Нас оковы»
(сура 73 «Закутавшийся», аят 12)
.
Цепи — ещё один вид мучений: грешники будут закованы в них подобно тому, как преступников заключают в оковы в этом мире. Посмотри же, как описаны эти муки в священной книге: «Схватите его и закуйте, потом бросьте его в ад и нанизывайте на цепь длиной в семьдесят локтей!» (сура 69 «День истины», аяты 30-32)
.
Аллах приготовил для обитателей ада палицы — огромные железные дубинки, которыми будут побивать грешников, когда те попытаются выбраться оттуда. Получив удар, они будут снова ввергнуты в самую пучину ада: «Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите мучения от обжигающего огня!» (сура 22 «Хадж», аяты 21-22)
.
Что является источником страданий грешников в аду?
Как было сказано выше, мучения грешников можно разделить на внутренние и внешние, душевные и физические. На основании Священного Писания и учения святых отцов можно выделить два источника мучений обитателей ада – действие правосудия Божия и их внутреннее субъективное состояние. При этом, строго говоря, оба источника являются различными формами одного и того же Божественного воздаяния. Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом… Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. ред.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания».
Ад
Ад – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых, Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы — лукавые духи.
Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.
Рай и ад – это действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, а как здравие и болезнь человеческой души.
Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения.
Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол.2:10).
В Библии слово «ад» встречается 17 раз.
Пс.9:18 …Да обратятся нечестивые в ад, –.. Пс.54:16 …да сойдут они живыми в ад,.. Ис.14:9 …Ад преисподний пришел в движение ради тебя,.. Ис.14:15 …Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней… Ос.13:14 …ад! где твоя победа?.. Авв.2:5 …так что расширяет душу свою как ад,.. 1 Кор.15:55 …ад! где твоя победа?.. Откр.6:8 …и ад следовал за ним;.. Откр.20:13 …и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;.. Откр.20:14 …И смерть и ад повержены в озеро огненное… 3 Мак.4:7 …ибо под ногами у себя видели открытый ад… 3 Мак.5:28 …и определил немедленно послать их в ад,.. 3 Мак.6:28 …или лучше нисходившие в ад,.. Вар.3:19 …Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие… 3 Ездр.4:8 …и в ад также, и на небо никогда не восходил… 3 Ездр.8:53 …и растление бежит в ад в забвение… Сир.28:24 …смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его…
Будут ли муки грешников вечными?
В настоящее время учение о конечности мук нераскаянных грешников, имеющих быть осужденными на грядущем Страшном Суде, имеет немало последователей.
В отличие от учения Церкви о вечности адовых мучений оно строится не на прямых библейских свидетельствах (Мф.25:46), а на интерпретации косвенных фактов.
В своё время воззрение об ограниченности «вечных» адских мучений отстаивал Ориген. Затем сочувствие этой идее выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии названное учение нашло себе отклик в умах большого количества «верующих». В наше время отдельные авторы артикулирует его как одно из допустимых направлений христианской мысли .
В первую очередь концепция об ограниченности адских мучений строилась на своеобразно истолкованном учении о Божественных свойствах. Считалось, что Вседержитель, желая спасения всем без исключения людям, как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдёт надлежащее средство и избавит всех беззаконников от греховности, после чего введёт их в Небесное Царство, присоединив к сонму святых.
На совершенно чёткое Божественное заверение о вечности будущих мук они ответили доводом, что прилагательное «вечные» (муки) должно интерпретироваться не в смысле «бесконечные», а в значении «продолжительные», но всё же ограниченные рамками времени.
V Вселенский Собор, оценив оригенизм как учение ложное, не соответствующее духу Писания, осудил вместе с тем и гипотезу Оригена об ограниченности «вечных» мучений. Святитель же Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не подвергся осуждению ни на этом, ни на последующих Соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской Церковью как один из наиболее выдающихся церковных писателей. В свою очередь некоторым это дало повод думать, что и импонировавшая ему идея о конечности мук соответствует истине.
Между тем, при всём уважении к авторитету Нисского святителя, его частное богословское мнение об ограниченности будущих мучений было раскритиковано целым рядом великих отцов.
В отношении сопряжения учения о всемогуществе и премудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осуществляет свою земную жизнь), отцы Церкви объяснили, что не Бог, а сам грешник, отклоняющий себя от пути в Царство Небесное, станет виновником своих будущих бед. И это не войдёт в противоречие с совершенствами Божества.
Что касается интерпретации «вечности» будущего века в значении не бесконечного, но ограниченного периода, отцы противопоставили этому соображению своё: если признать будущий век за ограниченный, то ограниченным необходимо будет признать и блаженство святых, но это суждение прямо противоречит свидетельству Откровения о том, что радости праведников не будет конца.
Один из двенадцати анафематизмов (восьмой) из чина торжества Православия, признанного Церковью, ясно указывает, что те, кто дерзают отвергать вечность мучений посмертного воздаяния, подлежат анафеме.
В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?
В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI — XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.
В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30).
В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.
Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем — проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней — богооставленность, а под скрежетом зубами — ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.
При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет.
«Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1:6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4)». Святитель Филарет (Дроздов),
Пространный Православный Катeхизис
Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Валерий Духанин
…Что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф.25:31, 33).
Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: пойдут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25, 46), и праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43). Преподобный Ефрем Сирин
Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Святитель Феофан Затворник
Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. Святитель Василий Великий
Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Преподобный Силуан Афонский
Будут ли сковородки в аду?
Несмотря на наличие в Священном Писании и Предании, и в частности в иконографии, символических изображений мучений нечестивцев в аду под образом телесных истязаний, мнение о том, что в аду человек будет жариться бесами на сковородках и вертелах, истязаться цепями и змеями, диавольскими колотушками, пилами, огненными колесами, обязано не столько ортодоксальным источникам, сколько воображению и народному фольклору (см.: Рай и ад: два места или два состояния?).
Состояние грешников в аду, как до Страшного Суда, так и после, конечно же, нельзя характеризовать иначе чем как мучительное. Только муки эти, представленные в Священном Предании в символах, не следует сводить к грубо физическому истязанию грешников демонами, которым, будто бы, определена вечная роль находиться в аду на привилегированном положении мучителей-палачей.
Что касается диавола и его ангелов, все они будут брошены в озеро огненное, где и будут мучиться и гореть (Откр.20:10–15). Какова будет степень их вечных мучений, знает Господь. Вероятно, что эти мучения будут превосходить те мучения, которые станут следствием праведного воздаяния грешникам (людям), каковые, понятно, грешили не без подстрекательства лукавых демонических сил.
Может ли наказывать вечными мучениями людей Бог, который есть любовь?
Фото: Flickr.com
Часто люди думают о том, что если Бог есть любовь и учит всех любви, то он не может подвергать вечным мучениям даже нераскаянного грешника, который совершал при своей жизни страшное зло. На самом деле, адские муки не стоит воспринимать, как Божий гнев или его наказание, поскольку они являются последствием деяний конкретной личности, которая, имея свободную волю, выбрала жизнь в грехе, а не вечную благодать.
Если внимательно прочитать толкования, поданные христианам Симеоном Богословом, то можно понять тот факт, что основания ада лежит в глубине греховного человеческого сердца и вечные муки для грешников готовит не любящий Бог, а они сами, не выполняя Его заповеди. Грешники – это духовно слепые люди, которые не могут видеть Бога во всей Его славе, не могут ощутить его любовь, тем самым создавая для себя ад.