Адские муки любви. Древнее толкование на одну фразу прп. Исаака Сирина

Если максимально внимательно вникнуть в науку православной церкви, то можно не один раз услышать о том, что все люди, которые осознанно и постоянно грешили при жизни, так и не раскаявшись, будут терпеть вечные мучения в аду. Конечно же, многих людей это сильно пугает и настораживает, но не все на сто процентов уверены, что так будет на самом деле. Да, можно много рассуждать о том, что же будет с душой человека после смерти, но, чтобы дать ответ на вопрос, будут ли мучения души в аду бесконечными, стоит не просто рассуждать на эту тему, но и изучать соответственную христианскую литературу, а также слушать поучения святых отцов.

Состо­я­ние греш­ни­ков после смерти до Страш­ного Суда

Согласно цер­ков­ному учению, в входят души тех греш­ни­ков, кото­рые, по опре­де­ле­нию Част­ного Суда, лиша­ются (как мини­мум вре­мен­ного) упо­ко­е­ния в Цар­стве Славы, тех, напри­мер, «кто уми­рает, про­гне­вав Бога и отча­яв­шись» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех хри­стиан, кто при жизни совер­шал смерт­ные грехи, пока­ялся до смерти, но не принес ника­ких плодов пока­я­ния (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). В аду они вос­при­ни­мают воз­да­я­ние за грехи.

Адские муки любви. Древнее толкование на одну фразу прп. Исаака Сирина

Хорошо известны слова преподобного Исаака Сирина о том, что мучимые в аду истязуются бичом любви. Эти слова сказаны в 27-м трактате «Первого собрания» преподобного Исаака, в русском переводе это Слово 18. Преподобный Исаак говорит о том, что в будущем веке «острота любви всех» будет устремлена «к Единому», то есть только лишь к Богу (в русском переводе «Слов подвижнических»: «быстрота желания всякого будет стремиться к Единому»). Другими словами, подвижник утверждает, что каждый человек в будущем веке будет испытывать любовь к Богу. При этом он говорит, что это любовь одним людям будет приносить радость, а другим — скорбь: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой»[1].

Эти слова преподобного Исаака Сирина получили широкую известность. В первой половине XIII в., в шестом веке после жизни подвижника, их цитирует митрополит Церкви Востока Соломон Басрский в своей «Книге пчелы», в которой обобщены взгляды различных авторитетных авторов на различные вопросы, связанные со священной историей и с вероучением.

Но в каком смысле любовь может приносить мучения? С таким вопросом обратился один сирийский монах к младшему современнику и последователю преподобного Исаака — Иосифу Хаззайе (то есть «Прозорливцу»). Ответ Иосифа сохранился в его «Книге вопросов и ответов», построенной в виде диалога «инока» и «вопрошающего» ученика. В своем ответе Иосиф Хаззайа показывает, что слова преподобного Исаака были ему хорошо известны, — и объясняет, как же надлежит понимать мучения любви. Этот ответ мы предлагаем вниманию читателей.

Отрывок из «Книги вопросов и ответов» приводится по сирийской рукописи XVI в. под номером 131 из Библиотеки патриархата Халдейской католической церкви в Багдаде (листы 55v–57v).

ИНОК отвечает: «Видение Господа нашего Христа в новом веке будет для праведников услаждением, а для нечестивых — мучением. Ибо праведники будут видеть Его и услаждаться тайнами ведения Его; нечестивые же будут подвергаться мучению ви́дением любви Его. <�…>»[2]

ВОПРОШАЮЩИЙ задает вопрос: «Каково то страдание, которому подвергаются нечестивые в будущем веке? Овладевает ли ими скорбь, как в этом веке, или, может быть, их страдание отделено от сего? Ибо ты говоришь, что они истязуются любовью. Покажи мне, каково мучение любви в будущем веке. Ибо в этом веке всякое страдание при мучении, овладевающее человеком, приводит его к отчаянию и стеснению[3] души».

ИНОК отвечает: «От того века, [исполненного] света, сладости и радости, будет отъята смертность, удобопреклонность, печаль, скорбь, отчаяние и все страдания, которые в этом веке истязуют естество разумных [существ]. Ибо там их естество не будет принимать ни страдания, ни скорби. Но послушай, как нечестивые будут истязаться любовью ви́дения Господа нашего. Когда они будут видеть Господа и Бога нашего Христа и ви́дение любви Его будет истязать их, то не печалью и скорбью, как в этом веке, но любовью и рачением[4]: когда они будут непрестанно вожделевать сладости тайн Его. И подобно тому, как тот, кто кого-либо любит, истязуется любовью при виде его[5] — не так, что скорбь овладевает им, но так, что рачение любви к нему истязует его, потому что он вожделевает постоянно общаться с тем, кого любит, в беседе и услаждении, — так и все разумные [существа], для которых в будущем веке любовь к Господу нашему[6] будет мучением, будут истязаться по той причине, что они будут желать иметь общение с Ним через приобщение тайнам Его. Ибо те, кому любовь к Господу нашему[7] будет во услаждение, постоянно будут иметь с Ним общение в ведении Его святых тайн. Ибо непрестанно на них будет воссиявать небесное милосердие нашего Господа, потому что они сохранили заповеди Его в веке сем. Истязать же Его любовь будет всех тех, кто в веке сем творил волю души своей и не сохранил Его заповедей. Ибо, подобно тому, как в сем веке свет солнца светит разумным [существам], так и в будущем веке свет ви́дения Спасителя нашего будет светить всем разумным [существам]. Ибо, подобно членам тела, они тоже будут соединены с Господом нашим Христом, как сказал блаженный апостол: “Мы — члены Христовы, и мы от плоти Его и от костей Его” (Еф. 5:30)».

***

В дальнейших публикациях на портале «Иисус» будут представлены различные точки зрения на высказывания христианских авторов о воздаянии за грехи.

[1] Цитируется по русскому переводу, выполненному с греческого текста: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. — 4-е изд. — СТСЛ, 2021. С. 112–113.

[2] Ср. в «Главах о ведении» Иосифа Хаззайи: «В том огне, который виден уму во время молитвы, будут мучиться разумные [существа] в новом веке» (Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты / Критическое издание, перевод с сирийского, предисловие и примечания М. Г. Калинина (продолжение) // Библия и христианская древность. 2021. № 3 (3). С. 15–51, здесь: с. 34 (сирийский текст), 35 (русский перевод)).

[3] Букв. «к связыванию».

[4] В оригинале — reḥmṯā, одно из обозначений любви в классическом сирийском языке, подразумевающее особые расположение и привязанность к предмету любви.

[5] Букв.: «истязуется любовью видения его».

[6] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.

[7] Букв. «любовь Господа нашего». В соответствующей конструкции в сирийском оригинале «Господь» может быть и субъектом, и объектом любви.

В чем же состоят муче­ния душ греш­ни­ков в этот период?

Ряд пра­во­слав­ных бого­сло­вов свя­зы­вают формы муче­ния греш­ни­ков в аду с опре­де­лен­ной биб­лей­ской сим­во­ли­кой: с сим­во­ли­кой горе­ния в огне – муки сове­сти, с сим­во­ли­кой червя – про­яв­ле­ния не увра­че­ван­ных гре­хов­ных стра­стей, с сим­во­ли­кой тьмы – чув­ство бого­остав­лен­но­сти.

А, напри­мер, свт. Марк Ефес­ский упо­ми­ная испы­ты­ва­е­мые греш­ни­ками страх, угры­зе­ние сове­сти, неиз­вест­ность буду­щего, лише­ние созер­ца­ния Бога, в своих «Отве­тах на вопросы лати­нян» выра­жает мнение, что греш­ники «еще не терпят муче­ния в геенн­ском огне, но как бы пред очами его имеют; по при­чине же виде­ния и ожи­да­ния впасть в него, несо­мненно, горько стра­дают». Отно­си­тельно вопроса о том под­вер­га­ются ли плен­ники ада всем муче­ниям одно­вре­менно, он гово­рит, что «поскольку эти муче­ния раз­личны и рав­ня­ются соот­вет­ственно чело­ве­че­ским грехам, то для неко­то­рых соот­вет­ствуют все тако­выя муче­ния, для иных же – неко­то­рые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».

Осно­вы­ва­ясь на свя­то­оте­че­ском учении и виде­ниях загроб­ной участи из цер­ков­ного пре­да­ния, можно отме­тить сле­ду­ю­щее.

«Скорбь и тес­нота всякой душе чело­века, дела­ю­щего злое» (Рим.2:9), – гово­рит апо­стол Павел. Прп. Паисий Свя­то­го­рец рас­кры­вает этот духов­ный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в неко­то­рой сте­пени вку­шать рай­скую сла­дость и отсюда отпра­вимся в рай, или же будем отча­сти пере­но­сить адские муче­ния и — избави нас от этого, Боже — попа­дем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское муче­ние. Творя добро, чело­век раду­ется, греша — муча­ется. Чем больше добрых дел совер­шает чело­век, тем боль­шую радость он чув­ствует, чем больше творит зла, тем силь­нее томится душой». Осо­зна­ние того, что жизнь была про­жита и загуб­лена поро­ками, непре­стан­ные укоры сове­сти за все совер­шен­ные грехи, тягост­ней­шее осо­зна­ние невоз­мож­но­сти что-либо немед­ленно изме­нить, – все это будет непре­станно тер­зать несчаст­ных. Кроме того, невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить своим гре­хов­ным поже­ла­ниям и стра­стям, при­об­ре­тен­ным при жизни, и кото­рые никуда не исчез­нут, будут жечь этих бедных существ подобно пла­мени.

Души греш­ни­ков пре­бы­вают «в состо­я­нии мрака, скорби и стра­да­ния» (Простр. христ. кате­хи­зис). В аду при­сут­ствуют мрак, тес­нота, доле­та­ю­щие ото­всюду звуки воплей, души лишены воз­мож­но­сти видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском без­об­ра­зии.

Алексей Ильич Осипов

Вопрос: «Уважаемый Алексей Ильич! Сейчас многие сомнительные неофиты уличают Вас в ереси по поводу бесконечности мук в аду. Скажите что-нибудь в свою защиту».

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– По счастью, мне ничего не надо говорить в свою защиту, потому что о том, что мучения будут не вечными пишут: Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Исаак Сирин, святитель Григорий Нисский, святитель Амфилохий Иконийский, святитель Епифаний Кипрский.

Посмотрите тексты, которые читаются в Великую Субботу перед Пасхой. Христос сходит во ад и что пишет Церковь? «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Послушайте слово Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальном богослужении: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Воскрес Христос – и все освобождены! Это что? Он ложь говорит, что ли? Или упражняется в красноречии?

Так что, мне защищаться не надо. При чем тут я? Я только озвучил, а писали великие святые, которых не осудил ни один Собор! Был Пятый Вселенский Собор, который осудил оригенизм, но этих святых – никто не осудил! Они так и остаются великими святыми нашей православной церкви! Церковь их не отринула! Она не осудила ни тех отцов, которые писали о том, что будут вечные муки, ни тех отцов, которые говорили: будут муки, но не вечные! Не бесконечные. И предупреждают: «Хотя геенна и ограничена (то есть – будет не всегда), но страшен вкус пребывания в ней. И никто не знает, какие страдания придется перенести там». Вот, оказывается, почему и Христос, и другие святые так писали. Писали даже, что будут вечные муки! Но учтите, что слово «вечные» – совсем не означает «бесконечные».

Предупреждали так, как любовь всегда предупреждает своих любимых от того, что может принести им страдания. Вы знаете, какая самая страшная угроза матери по отношению к своему ребенку, который идет купаться? «Если утонешь – домой не приходи!»

Так что, в оправдание мне даже и говорить нечего. Пусть обвиняют святых… Григорий Нисский, кстати, родной брат Василия Великого. Афанасий Великий – столп православия! А уж Исаак Сирин, Ефрем Сирин! Иоанн Златоуст! Это их осуждают?! Напрасны все эти осуждения…

Церковь не определила однозначно своего учения по данному вопросу. Так и остались эти две линии. Церковь не осудила ни тех, ни других. Почему? Я думаю, потому что это – тайна, которую нам трудно понять. Нам трудно понять – что есть вечность. Церковь никого не осудила, тем самым предоставив нам возможность выбирать.

Знаете, чем ценна точка зрения Афанасия Великого и других, которые говорят о том, что мучения будут, но не бесконечными? Мы говорим, что Бог – это Любовь. Как же Он мог, будучи Любовью, дать жизнь тому, о ком Он точно знает, что он изберет зло и пойдет в муку вечную? Разве может Бог–Любовь такое сделать? Нет! И святые пишут: нет-нет, Он дает благо, дает жизнь всем! Правда, кто-то спасается, как царь, взлетающий на Небо, а кто-то проходит через горнило огня и страданий. Вот и всё.

Состо­я­ние греш­ни­ков после все­об­щего вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда

В отли­чие от опи­са­ния состо­я­ния души, раз­лу­чен­ной с телом, Свя­щен­ное Писа­ние гораздо подроб­нее сооб­щает об участи греш­ни­ков после Послед­него Суда. Основ­ное отли­чие от посмерт­ной участи будет состо­ять в том, что люди полу­чат совер­шен­ное воз­да­я­ние, где каждый полу­чит соот­вет­ственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). При­го­вор Судии на этот раз будет окон­ча­тель­ным и неиз­мен­ным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30). Многие греш­ники, и, конечно, умер­шие в пока­я­нии (однако не при­нес­шие достой­ных плодов пока­я­ния) и вере, будут оправ­даны и осво­бож­дены еще до все­об­щего вос­кре­се­ния и суда (см.: Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). Многие «будут нака­заны нескон­ча­е­мыми муче­ни­ями, одни более, другие менее» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горя­щем огнем и серой» (Откр.21:8).

Слово Божие изоб­ра­жает раз­лич­ные формы муче­ния греш­ни­ков после Страш­ного Суда:

1) Уда­ле­ние греш­ни­ков от Бога и их про­кля­тие. «Идите от меня про­кля­тии» (Мф. 25:41), «не знаю вас.. отой­дите от Меня все дела­тели неправды» (Лк.13:27), – эти слова будут ска­заны Пра­вед­ным Судией нерас­ка­яв­шимся греш­ни­кам. И это уда­ле­ние от Бога и про­кля­тие будет для несчаст­ных само по себе вели­чай­шим нака­за­нием. Как гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, «нестер­пима геенна и муче­ние в ней, впро­чем, если пред­ста­вить и тысячи геенн, то все это ничего не будет зна­чить в срав­не­нии с несча­стием лишиться оной бла­жен­ной славы, воз­не­на­ви­ден­ным быть от Христа и слы­шать от него: не видя вас, и обви­не­ние, что мы, видя его алчу­щего, не напи­тали! Ибо лучше под­верг­нуться бес­чис­лен­ным ударам молнии, нежели видеть крот­кое лицо Гос­пода, от нас отвра­ща­ю­ще­еся, и ясное око его, не могу­щее взи­рать на нас».

2) Греш­ники будут лишены благ Цар­ствия Небес­ного, кото­рых удо­сто­ятся пра­вед­ники. Гос­подь Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что, тогда «многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном; а сыны цар­ства извер­жены будут во тьму внеш­нюю» (Мф.8:11–12). «Многие без­рас­суд­ные желают только изба­виться геенны, но я считаю гораздо мучи­тель­ней­шим; нака­за­нием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, пла­кать должно не столько о геен­ских муче­ниях, сколько о лише­нии небес­ных благ; ибо это одно есть жесто­чай­шее из всех нака­за­ние», – предо­сте­ре­гает свт. Иоанн Зла­то­уст.

3) Греш­ники будут отправ­лены в место скорби и без­на­деж­но­сти, туда, где они будут оби­тать вместе со злыми демо­нами. Это место назы­ва­ется «без­дной», кото­рого боятся даже демоны (Лк.8:31), «адом» (Лк.16:23), или «стра­ной мрака» (Иов.10:22), «геен­ной огнен­ной» (Мф.5:22), «пещию огнен­ною» (Мф.13:50) «озером огнен­ным» (Откр. 19:20). И в таком месте греш­ники, целую веч­ность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погу­бив­ших их (Мф.25:41). «Кто на земле грешил, – гово­рит прп. Ефрем Сирин, – и оскорб­лял Бога, и скры­вал дела свои, тот будет ввер­жен во тьму кро­меш­ную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукав­ство, и в уме своем зависть, того скроет страш­ная глу­бина, полная огня и жупела; кто пре­да­вался гневу и не допус­кал в сердце свое любви, далее до нена­ви­сти к ближ­нему, тот предан будет на жесто­кое муче­ние анге­лам».

4) Внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ков. То, что каса­ется муче­ний души без тела, отча­сти спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к участи людей с вос­крес­шими телами.

5) Внеш­ние (поло­жи­тель­ные) муче­ния греш­ни­ков. То, что греш­ники стра­дают, будучи отлу­чены от Источ­ника жизни и радо­сти, лишены славы пра­вед­ни­ков, тер­за­ются муками сове­сти и рас­ка­я­ния, испы­ты­вают ужас неудо­вле­тво­рен­но­сти гре­хов­ных стра­стей и поже­ла­ний это дей­стви­тельно так, но это только поло­вина правды. Муки геенн­ского огня, как заме­чает об этом свт. Фила­рет Чер­ни­гов­ский, не озна­чают «только внут­рен­ние муче­ния греш­ника – есте­ствен­ное след­ствие грехов. Поло­жи­тель­ного зна­че­ния казней греш­ни­ков никак нельзя исклю­чить из Св. Писа­ния. Так оно ясно и опре­де­ленно выра­жено там: огонь, огонь геен­ский, озеро огня так часто пред­став­ля­ются отдельно от муче­ний сове­сти, что не допус­кать в Писа­нии поло­жи­тель­ных мук озна­чало бы только пре­ступ­ный про­из­вол (Так Откр.20:15; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30. Мк.9:44; Ис.66:24; Евр.10:21). Учи­тели Церкви нико­гда не огра­ни­чи­вали казней веч­но­сти одними есте­ствен­ными стра­да­ни­ями греш­ника, и, хотя при­ни­мали многие изоб­ра­же­ния состо­я­ния осуж­ден­ных за несоб­ствен­ные, во огне геенн­ском видели поло­жи­тель­ное нака­за­ние правды вечной». Ком­мен­ти­руя слова апо­стола Павла о том, что «пра­ведно пред Богом — оскорб­ля­ю­щим вас воз­дать скор­бью, а вам, оскорб­ля­е­мым, отра­дою вместе с нами, в явле­ние Гос­пода Иисуса с неба, с Анге­лами силы Его, в пла­ме­не­ю­щем огне совер­ша­ю­щего отмще­ние не познав­шим Бога и не поко­ря­ю­щимся бла­го­вест­во­ва­нию Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рые под­верг­нутся нака­за­нию, вечной поги­бели, от лица Гос­пода и от славы могу­ще­ства Его» (2Фес.1:6–9), свт. Феофан Затвор­ник пишет, что «буду­щие нака­за­ния утя­же­лятся тем, что греш­ные уда­лены будут от лица Божия, зре­нием Коего услаж­даться будут пра­вед­ники, но состо­ять будут не в этом одном. И внеш­нее их поло­же­ние будет без­от­радно не по при­чине только отсут­ствия благ, но и по при­чине поло­жи­тель­ных муче­ний». Свт. Васи­лий Вели­кий предо­сте­ре­гая от совер­ше­ния грехов, реко­мен­дует пред­став­лять себе «страш­ное и нестер­пи­мое суди­лище Хри­стово, где на высо­ком и пре­воз­не­сен­ном Пре­столе вос­се­дает Судия, вся же тварь с тре­пе­том пред­стоит при слав­ном Его явле­нии, и каждый из нас при­во­дится на испы­та­ние соде­лан­ного им в жизни; потом к совер­шив­шему в жизни много худых дел при­став­ля­ются страш­ные и угрю­мые ангелы, у кото­рых и взор огнен­ный, и дыха­ние огнен­ное — по жесто­ко­сти их воли, и лица подобны ночи — по уны­ло­сти и чело­ве­ко­не­на­ви­де­нию; потом непро­хо­ди­мая про­пасть, глу­бо­кая тьма, огонь несвет­лый, кото­рый во тьме содер­жит попа­ля­ю­щую силу, но лишен све­то­зар­но­сти; потом какой-то ядо­нос­ный и пло­то­яд­ный червь, пожи­ра­ю­щий с жад­но­стью, нико­гда не насы­ща­е­мый и своим пожи­ра­нием про­из­во­дя­щий невы­но­си­мые болезни; потом жесто­чай­шее из всех муче­ний — вечный позор и вечный стыд». Таким обра­зом, непра­вильно гово­рить, что муки ада есть лишь есте­ствен­ное след­ствие уда­ле­ния греш­ни­ков от Бога и их внут­рен­него тер­за­ния. Свя­щен­ное Писа­ние и святые отцы вполне четко утвер­ждают поло­жи­тель­ное нака­за­ние греш­ни­ков со сто­роны Судьи.

Виды адских мук

Поджаривание кожи

Адское пламя будет сжигать кожу обитателей преисподней, а ведь кожа — это орган, при помощи которого человек ощущает боль. Аллах будет заменять поджаренную кожу на новую, чтобы та горела заново, и так будет продолжаться всегда: «Поистине, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжём в огне. Всякий раз, когда их кожа зажарится, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура 4 «Женщины», аят 56)
.

Расплавление внутренних органов

Ещё один вид наказания в аду — пролитие на головы неверующих кипящей воды, нагретой до максимальной температуры. От её жара будут плавиться внутренности обитателей ада и всё, что есть у них в животах: «Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из огня, а на головы им будут лить кипяток. От него будут плавиться их внутренности и кожа» (сура 22 «Хадж», аяты 19-20)

.

Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, им на головы прольют кипящую воду, которая пронзит их и достигнет внутренностей, разрывая всё, что у них внутри, а потом вырвется наружу из их стоп. Так они будут плавиться, а потом станут такими, какими были прежде». Он же назвал хадис достоверным, но малоизвестным.

Обжигание лица

Лицо — самая нежная и благородная часть тела, и поэтому посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил бить по лицу. Обитатели ада в день воскресения будут унижены: они будут лежать лицом вниз, слепые, глухие и немые: «В день воскресения Мы соберём их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 97)

. А потом они будут брошены в ад лицом вниз: «А те, которые предстанут с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь ничком: “Разве вы не получаете воздаяние только за то, что совершали?”»
(сура 27 «Муравьи», аят 90)
.

Огонь будет обжигать их лица. Он покроет их навсегда, и они не сумеют ничем защитить свои лица от него: «Если бы только неверующие знали о том времени, когда они не смогут отвратить огонь от своих лиц и своих спин, и им никто не поможет!» (сура 21 «Пророки», аят 39)

;

«Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (сура 23 «Верующие», аят 104)

;

«Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты огнём» (сура 14 «Ибрахим», аят 50)

;

«Разве тот, кто в день воскресения будет лицом защищаться от ужасных мучений [, равен верующему]?» (сура 39 «Толпы», аят 24)

.

Взгляни на эту картину, от которой содрогаются тела: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в огне, и они скажут: “Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!”» (сура 33 «Полчища», аят 66)

.

Видел ли ты, как поворачивают мясо, поджаривающееся на углях, или рыбу, жарящуюся на сковороде? Так же будут поворачивать лица тех, кто попадёт в ад. Упаси нас Аллах от мук обитателей преисподней!

Волочение лицом вниз

Ещё один вид мучительного наказания — волочение неверующих по аду лицом вниз: «Поистине, грешники сбились с пути и страдают (или отдалились от истины). В тот день их ничком поволокут в огонь:“Вкусите прикосновение преисподней!”» (сура 54 «Луна», аяты 47-48)

. Их боли будут усиливаться от того, что в это время они будут закованы в цепи, путы и оковы: «Но они узнают, когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в огне»
(сура 40 «Прощающий», аяты 70-72)
. Катада сказал: «Раз за разом их будут сжигать то в огне, то в кипятке».

Потемнение лиц

В последней жизни лица обитателей ада станут чёрными: «В тот день одни лица побелеют, а другие — почернеют. Тем, чьи лица почернеют [, будет сказано]: “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 106)

. Их лица будут совершенно чёрными, будто на них накинуто покрывало тёмной ночи: «А воздаянием тех, кто приобрёл зло, будет равноценное зло. Их постигнет унижение, и никто не защитит их от Аллаха. Их лица словно покроются клочьями ночного мрака. Они — обитатели огня, в котором они пребудут вечно»
(сура 10 «Йунус», аят 27)
.

Окружение огнём со всех сторон

Обитателями ада будут неверующие, которые окружены грехами и прегрешениями настолько, что за их душой не сохранилось ни одного доброго поступками. Опровергая заявления иудеев, считавших, что огонь коснётся их лишь на считанные дни, Всевышний Аллах сказал: «О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 81)

. В таком положении окажутся только те, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.

Сиддик Хасан-хан пишет: «Под грехом здесь подразумевается конкретная группа деяний. Речь может идти о грехе, который окружает человека со всех сторон, не оставляя за ним ни одного доброго поступка, закрывая перед ним все пути к спасению. Вечное пребывание в аду — удел неверующих и многобожников. Поэтому под грехом в данном аяте непременно следует понимать неверие и приобщение сотоварищей к Аллаху. Это выявляет несостоятельность упорного отрицания мутазилитами и хариджитами содержащихся в сунне многочисленных преданий о том, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут из ада» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 67).

Таким образом, грехи и проступки окружают неверующего подобно тому, как браслет окружает запястье, и, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершённых деяний, неверующие будут окружены огнём со всех сторон. Всевышний сказал: «Их ложа будут из геенны, а над ними будут покрывала» (сура 7 «Ограды», аят 41)

. Ложа будут под ними, а покрывала накроют их сверху. Иными словами, пламя будет окутывать их со всех сторон. Всевышний сказал: «В тот день мучения покроют их сверху и из-под ног»
(сура 29 «Паук», аят 55)
;

«Над ними будут навесы из огня, и под ними будут навесы» (сура 39 «Толпы», аят 16)

. О том, что огонь окутает неверующих, недвусмысленно говорится в аяте: «Поистине, геенна объемлет неверующих»
(сура 9 «Покаяние», аят 49)
.

По мнению некоторых комментаторов, под ложами имеются в виду постели неверующих, а под покрывалами — их одеяла (Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 168).

С другой стороны, неверующие будут окружены огнём и в том смысле, что их будут окружать огненные стены, за которые они не смогут пройти. Всевышний сказал: «Мы приготовили для несправедливых огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или о дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 29)

. Стены ада — это ограждения, окружающие его со всех сторон.

Вздымание огня над сердцами

Как мы уже упомянули, размеры обитателей ада будут очень большими, и, несмотря на это, пламя будет проникать в самые глубокие участки их тел: «Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 26-29)

. Комментируя слова «Она не щадит и не оставляет», один из ранних мусульман сказал: «Она пожирает его кости, мясо и мозг, не оставляя ничего» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).

Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое огонь сокрушающий? Это — разожжённый огонь Аллаха, который вздымается над сердцами» (сура 104 «Хулитель», аяты 4-7)

. Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази сказал: «Огонь пожирает человека, достигая сердца, после чего его воссоздают». Передают, что Сабит ал-Бунани, прочтя данный аят, сказал: «Огонь будет сжигать их до сердец, и они ещё будут живы, а их муки достигнут наивысшего предела», — а потом заплакал (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 146).

Выпадение кишок

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приведён рассказ Усамы ибн Зайда о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будет человек, которого в день воскресения приведут и бросят в огонь. Его кишки вывалятся туда, и он будет крутиться, подобно ослу, вращающему [жернова] мельницы. Обитатели огня соберутся вокруг него и скажут: “Что с тобой, такой-то? Разве ты не побуждал нас к одобряемому и не удерживал от предосудительного?!” Он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам не делал этого, и я удерживал вас от предосудительного, а сам совершал его”». Он будет крутиться вокруг своих кишок подобно тому, как осёл ходит кругом, вращая жернова мельницы.

Одним из тех, кто будет волочить свои кишки по аду, будет ‘Амр ибн Лухайй — тот, кто первым исказил религию арабов. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, видел, как он будет волочить свои кишки в огне. В «Сахихе» Муслима приводится хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел, как ‘Амр ибн ‘Амир ал-Хуза‘и волочит свои кишки в огне. Он был первым, кто объявил неприкасаемой саибу». Почитание саибы — один из обычаев, введенных ‘Амром. Вопреки ниспосланным Аллахом законам он отменил некоторые из Божьих запретов и объявил священными отдельные виды скота. Он запрещал закалывать этих животных, доить их и ездить на них верхом.

Оковы, путы, цепи и палицы в аду

Аллах приготовил для обитателей ада оковы, путы, цепи и палицы: «Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя» (сура 76 «Человек», аят 4)

;

«Поистине, есть у Нас оковы и ад, еда, которой давятся, и мучительные страдания» (сура 73 «Закутавшийся», аяты 12-13)

.

Оковы будут надеты на шеи грешников: «Мы наложим оковы на шеи неверующих. Разве им не воздаётся только за то, что они совершали?» (сура 34 «Саба», аят 33)

;

«…когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут» (сура 40 «Прощающий», аят 71)

. Слово анкал означает «оковы». Оно получило такое значение, потому что ими Аллах наказывает (йанкулу) грешников: «Поистине, есть у Нас оковы»
(сура 73 «Закутавшийся», аят 12)
.

Цепи — ещё один вид мучений: грешники будут закованы в них подобно тому, как преступников заключают в оковы в этом мире. Посмотри же, как описаны эти муки в священной книге: «Схватите его и закуйте, потом бросьте его в ад и нанизывайте на цепь длиной в семьдесят локтей!» (сура 69 «День истины», аяты 30-32)

.

Аллах приготовил для обитателей ада палицы — огромные железные дубинки, которыми будут побивать грешников, когда те попытаются выбраться оттуда. Получив удар, они будут снова ввергнуты в самую пучину ада: «Для них уготованы железные палицы. Каждый раз, когда они захотят выбраться оттуда и избавиться от печали, их вернут обратно. Вкусите мучения от обжигающего огня!» (сура 22 «Хадж», аяты 21-22)

.

Что явля­ется источ­ни­ком стра­да­ний греш­ни­ков в аду?

Как было ска­зано выше, муче­ния греш­ни­ков можно раз­де­лить на внут­рен­ние и внеш­ние, душев­ные и физи­че­ские. На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно выде­лить два источ­ника муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, строго говоря, оба источ­ника явля­ются раз­лич­ными фор­мами одного и того же Боже­ствен­ного воз­да­я­ния. Как пояс­няет свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский, Бог совер­шает Свои суды путем есте­ствен­ных (зало­жен­ных в самой при­роде вещей) и поло­жи­тель­ных наград и нака­за­ний. То и другое устро­ено Богом, Кото­рый сделал так, «что доб­ро­де­тель сопро­вож­да­ется благом, а зло – злом… Мы про­ти­во­по­ла­гаем их (поло­жи­тель­ные нака­за­ния и награды — прим. ред.) есте­ствен­ным, между тем как они не про­ти­во­по­ложны им, ибо они должны быть в рас­по­рядке мира, хотя нам они непри­метны, потому что глу­боко в нем сокрыты. Напри­мер, буду­щее небо ново и земля нова – блага поло­жи­тель­ные, про­изой­дут из сей натуры, сле­до­ва­тельно, осно­ва­ние их поло­жено в сотво­ре­нии мира; равным обра­зом и для нака­за­ний осно­ва­ние лежит в при­роде; тот вечный огнь и теперь должен быть в при­роде, хотя мы его и не видим. Таким обра­зом поло­жи­тель­ного – про­из­воль­ного нет ничего, а все есте­ственно. Поло­жи­тель­ное суще­ствует только для нас, не могу­щих обнять всего устрой­ства миро­вого здания».

Ад

Ад – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых, Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы — лукавые духи.

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Рай и ад – это действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, а как здравие и болезнь человеческой души.

Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения.

Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол.2:10).

В Библии слово «ад» встречается 17 раз.

Пс.9:18 …Да обратятся нечестивые в ад, –.. Пс.54:16 …да сойдут они живыми в ад,.. Ис.14:9 …Ад преисподний пришел в движение ради тебя,.. Ис.14:15 …Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней… Ос.13:14 …ад! где твоя победа?.. Авв.2:5 …так что расширяет душу свою как ад,.. 1 Кор.15:55 …ад! где твоя победа?.. Откр.6:8 …и ад следовал за ним;.. Откр.20:13 …и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;.. Откр.20:14 …И смерть и ад повержены в озеро огненное… 3 Мак.4:7 …ибо под ногами у себя видели открытый ад… 3 Мак.5:28 …и определил немедленно послать их в ад,.. 3 Мак.6:28 …или лучше нисходившие в ад,.. Вар.3:19 …Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие… 3 Ездр.4:8 …и в ад также, и на небо никогда не восходил… 3 Ездр.8:53 …и растление бежит в ад в забвение… Сир.28:24 …смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его…

Будут ли муки грешников вечными?

В настоящее время учение о конечности мук нераскаянных грешников, имеющих быть осужденными на грядущем Страшном Суде, имеет немало последователей.

В отличие от учения Церкви о вечности адовых мучений оно строится не на прямых библейских свидетельствах (Мф.25:46), а на интерпретации косвенных фактов.

В своё время воззрение об ограниченности «вечных» адских мучений отстаивал Ориген. Затем сочувствие этой идее выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии названное учение нашло себе отклик в умах большого количества «верующих». В наше время отдельные авторы артикулирует его как одно из допустимых направлений христианской мысли .

В первую очередь концепция об ограниченности адских мучений строилась на своеобразно истолкованном учении о Божественных свойствах. Считалось, что Вседержитель, желая спасения всем без исключения людям, как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдёт надлежащее средство и избавит всех беззаконников от греховности, после чего введёт их в Небесное Царство, присоединив к сонму святых.

На совершенно чёткое Божественное заверение о вечности будущих мук они ответили доводом, что прилагательное «вечные» (муки) должно интерпретироваться не в смысле «бесконечные», а в значении «продолжительные», но всё же ограниченные рамками времени.

V Вселенский Собор, оценив оригенизм как учение ложное, не соответствующее духу Писания, осудил вместе с тем и гипотезу Оригена об ограниченности «вечных» мучений. Святитель же Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не подвергся осуждению ни на этом, ни на последующих Соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской Церковью как один из наиболее выдающихся церковных писателей. В свою очередь некоторым это дало повод думать, что и импонировавшая ему идея о конечности мук соответствует истине.

Между тем, при всём уважении к авторитету Нисского святителя, его частное богословское мнение об ограниченности будущих мучений было раскритиковано целым рядом великих отцов.

В отношении сопряжения учения о всемогуществе и премудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осуществляет свою земную жизнь), отцы Церкви объяснили, что не Бог, а сам грешник, отклоняющий себя от пути в Царство Небесное, станет виновником своих будущих бед. И это не войдёт в противоречие с совершенствами Божества.

Что касается интерпретации «вечности» будущего века в значении не бесконечного, но ограниченного периода, отцы противопоставили этому соображению своё: если признать будущий век за ограниченный, то ограниченным необходимо будет признать и блаженство святых, но это суждение прямо противоречит свидетельству Откровения о том, что радости праведников не будет конца.

Один из двенадцати анафематизмов (восьмой) из чина торжества Православия, признанного Церковью, ясно указывает, что те, кто дерзают отвергать вечность мучений посмертного воздаяния, подлежат анафеме.

В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?

В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI — XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.

В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30).

В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем — проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней — богооставленность, а под скрежетом зубами — ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.

При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет.

«Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1:6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4)». Святитель Филарет (Дроздов),

Пространный Православный Катeхизис

Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Валерий Духанин

…Что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф.25:31, 33).

Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: пойдут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25, 46), и праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43). Преподобный Ефрем Сирин

Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Святитель Феофан Затворник

Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. Святитель Василий Великий

Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Преподобный Силуан Афонский

Будут ли ско­во­родки в аду?

Несмотря на нали­чие в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, и в част­но­сти в ико­но­гра­фии, сим­во­ли­че­ских изоб­ра­же­ний муче­ний нече­стив­цев в аду под обра­зом телес­ных истя­за­ний, мнение о том, что в аду чело­век будет жариться бесами на ско­во­род­ках и вер­те­лах, истя­заться цепями и змеями, диа­воль­скими коло­туш­ками, пилами, огнен­ными коле­сами, обя­зано не столько орто­док­саль­ным источ­ни­кам, сколько вооб­ра­же­нию и народ­ному фольк­лору (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Состо­я­ние греш­ни­ков в аду, как до Страш­ного Суда, так и после, конечно же, нельзя харак­те­ри­зо­вать иначе чем как мучи­тель­ное. Только муки эти, пред­став­лен­ные в Свя­щен­ном Пре­да­нии в сим­во­лах, не сле­дует сво­дить к грубо физи­че­скому истя­за­нию греш­ни­ков демо­нами, кото­рым, будто бы, опре­де­лена вечная роль нахо­диться в аду на при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии мучи­те­лей-пала­чей.

Что каса­ется диа­вола и его анге­лов, все они будут бро­шены в озеро огнен­ное, где и будут мучиться и гореть (Откр.20:10–15). Какова будет сте­пень их вечных муче­ний, знает Гос­подь. Веро­ятно, что эти муче­ния будут пре­вос­хо­дить те муче­ния, кото­рые станут след­ствием пра­вед­ного воз­да­я­ния греш­ни­кам (людям), како­вые, понятно, гре­шили не без под­стре­ка­тель­ства лука­вых демо­ни­че­ских сил.

Может ли наказывать вечными мучениями людей Бог, который есть любовь?


Фото: Flickr.com
Часто люди думают о том, что если Бог есть любовь и учит всех любви, то он не может подвергать вечным мучениям даже нераскаянного грешника, который совершал при своей жизни страшное зло. На самом деле, адские муки не стоит воспринимать, как Божий гнев или его наказание, поскольку они являются последствием деяний конкретной личности, которая, имея свободную волю, выбрала жизнь в грехе, а не вечную благодать.

Если внимательно прочитать толкования, поданные христианам Симеоном Богословом, то можно понять тот факт, что основания ада лежит в глубине греховного человеческого сердца и вечные муки для грешников готовит не любящий Бог, а они сами, не выполняя Его заповеди. Грешники – это духовно слепые люди, которые не могут видеть Бога во всей Его славе, не могут ощутить его любовь, тем самым создавая для себя ад.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]