Валаамский монастырь на Валааме: где расположен, история, описание

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии, на северной окраине России, неподалеку от границы с Финляндией. Валаамский архипелаг состоит из 50 отдельных островов, расположенных в Ладожском озере, в 22 км от материка. Святая обитель занимает крупнейший остров – Валаам длиной 9,6 км и шириной 7,8 км. Валаамский монастырь – ставропигиальный – подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, но фактически обителью управляет игумен.

Где находится Валаамский монастырь

Святая обитель расположена в Карелии, на огромном острове в северной части Ладожского озера, а точнее — на целом архипелаге из более чем 50 отдельных островов. Самым крупным из них является остров Валаам, но и другие участки суши также относятся к территории монастыря.

Валаам и берег разделяют около 22 км. Ближайшим населенным пунктом рядом с Валаамом является город Сортавала, он находится в 42 км от обители. Несмотря на то, что по карте кажется, будто Валаамский монастырь расположен недалеко от Петербурга, на деле от северной столицы до святой обители более 200 км пути.

Описание Валаамского монастыря

Валаамский монастырь в Карелии относится к категории ставропигиальных, это означает, что обитель подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси, хотя фактическое управление монастырем по старинному уставу осуществляет игумен.

Древняя святая обитель занимает огромный остров Валаам площадью около 30 кв. км, скиты монастыря разбросаны по полусотне маленьких островов в непосредственной близости. Монастырь расположен в очень живописном уголке природы — скалистый остров высоко поднимается над уровнем моря, территорию Валаама покрывают преимущественно сосновые леса. Остров обладает несколькими внутренними озерами и сетью каналов, искусственно созданных в XIX столетии.

На видео Валаамского монастыря можно увидеть, что комплекс обители очень велик, и его трудно осмотреть в течение одного дня. В состав монастыря входят множество церквей, часовен и памятных крестов, среди самых знаменитых построек можно перечислить Спасо-Преображенский собор и Белый и Красный скиты, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, старинные дома Валаамского монастыря.

На территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря расположено много хозяйственных построек — гостиница, основанная в старинном здании Конюшенного дома, Водопроводный дом, пекарня и молочная ферма, собственный автопарк и современная амбулатория. Монастырю принадлежат пахотные угодья и фруктовые сады, на острове функционирует ферма Валаамского монастыря. На протяжении года монахи трудятся на Валааме точно так же, как и в старые времена, поскольку жизнь острова состоит не только из молитв, но и из постоянной работы.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Скиты Валаамского архипелага

Скиты Валаамского монастыря заслуживают отдельного рассмотрения. Небольшие храмы и жилые постройки на малых островах архипелага обладают огромным религиозным значением и богатой историей.

Белый скит

Белый скит, или Скит Всех Святых, располагается на одноименном Скитском острове. Основан скит был в конце XVII Iвека, изначально обладал несколькими братскими корпусами и каменным храмом. В Белом скиту действуют особенно строгие правила — для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи

Скит на Предтеченском острове был построен в 1855 году и в то время представлял собой простую деревянную часовню. В 1858 году на ее месте была возведена деревянная церковь с колоколом, отлитым специально для Валаамского монастыря еще при Борисе Годунове. По состоянию на начало ХХ века в скиту хранились древние кресты XVII и XVIII векоы, а также прах схимонаха Иона, почитаемого на Валааме.

В настоящее время в ските по-прежнему живут монахи. Однако попасть на экскурсию в обитель нельзя — Предтеченский скит полностью закрыт для посещений.

Красный скит

Красный скит, который называют еще Воскресенским или Новоиерусалимским, расположен в южной области острова Валаам. По легенде, именно на этом месте был изначально установлен крест самим апостолом Андреем Первозванным. В 1846 году на месте креста была возведена деревянная часовня, а в начале ХХ века ее сменил двухэтажный храм. Свое неофициальное название, Красный, скит получил за то, что постройки его выполнены из красного кирпича.

Скит Николая Чудотворца

Небольшая обитель на Крестовом острове была построена в середине XIXвека и изначально состояла из церкви Николая Чудотворца и церкви Иоанна Дамаскина. Через несколько лет после постройки были дополнены каменным корпусом с кельями для братьев, также в XIX веке в часовне Николая Чудотворца располагался маяк, в окнах зажигали свет фонаря в особенно темные ночи.

Коневский скит

Коневский скит располагается на острове Коневец на берегу Игуменского озера. Освящение обители состоялось в 1870 году, но в середине XX века при советской власти скит был разобран. В 2004 году его восстановили и освятили заново. Скит известен тем, что неподалеку от него в прежние времена находилась келья игумена Дамаскина — настоятеля монастыря в период с 1839 по 1881 год, внесшего большой вклад в развитие и процветание Валаама.

Гефсиманский скит

Гефсиманский, или Желтый, скит располагается неподалеку от горы Елеон и включает в себя Вознесенскую часовню, часовню «Моление о чаше» и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Основан скит был в начале ХХ века, в годы советской власти довольно сильно пострадал, на территории обители до сих пор ведутся реставрационные работы. Заново освящен скит был в 1998 году.

«Главное — быть с Богом»

– Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников? Какое количество трудников постоянно работает в обители?

– Общее количество насельников обители – 217 человек, включая скиты и подворья монастыря. Из них:

• иеромонахов – 37 • иеродиаконов – 12 • монахов – 89 • рясофорных послушников 19 • послушников – 60

Постоянно на острове работает от 30 до 40 трудников.

– Как обычно попадают в монастырь?

– Обычно мы просим рекомендацию или благословение старца, священника, епископа. Но бывает, что приезжает человек, только начинающий воцерковляться, но испытывающий тягу к монастырской жизни, желание потрудиться, испытать себя. Такому мы тоже не отказываем. Он в обители воцерковляется, и тогда становится понятно и ему, и нам – может ли он быть кандидатом в братию или нет.

Это дело живое и совершенно не формализованное. Одни сами приезжают, другие через Интернет обращаются или же пишут обычные письма, просят благословения приехать. По-разному бывает, главное – желание монашеской жизни. Но не потому, что податься больше некуда – это наихудший вариант. Главное – призвание Божие, когда жизнь в миру не интересует, не важны ни карьера, ни деньги, ни даже семья, ни самые невинные удовольствия; когда главное в жизни – быть с Богом. Поэтому, собственно, человек и приходит в монастырь.


– Есть ли сегодня на Валааме отшельники, закрытые скиты?

– По традиции самый большой скит во имя Всех святых достаточно закрытый: женщины туда допускаются один раз в год на престольный праздник. Есть Предтеченский скит, где присутствие женщин вообще запрещено. Так что о Монашеском острове, где этот скит находится, с полным правом можно сказать, что это северный Афон. Здесь действует тот же принцип, что и на Святой Горе. Отчасти – это дань традиции, которая издревле была заведена в этих скитах.

Но в то же время уединенные места, где братия может в спокойных условиях идти по монашескому пути, действительно необходимы. Обычно в скитах и келейное правило, и богослужебное более продолжительные, чем непосредственно в монастыре. На трудовое послушание остается меньше времени. Очень многие братья стремятся попасть в скит, но мы стараемся направлять туда тех, кто уже подготовлен. Ведь уединенная жизнь (еще не отшельническая) – совершенно особый случай.

– На Валааме много таких подвижников?

– У нас есть братья, которые ведут такую жизнь, но я бы не хотел рассказывать, где и как – это дело сокровенное. Они не для того уединялись, чтобы об этом всему миру возвещать, чтобы их посещали паломники, поклонники, духовные чада и так далее.

Кто основал Валаамский монастырь

Личность основателя Валаамского монастыря и точный год его основания до сих пор остаются под вопросом. Монастырь является настолько древним, что достоверных свидетельств о начале его существования попросту не сохранилось.

  • На основания жития преподобного Авраамия Ростовского высказывается предположение, что обитель была основана в начале Xвека иноками Германом и Сергием, которые пришли на Валаам из Средиземноморья и основали на острове монашеское братство. При этом письменных источников, которые рассказывали бы о жизни непосредственно иноков, не сохранилось, однако в ряде летописей упоминается о переносе их мощей в 1163 году с Валаама в Новгород.
  • Согласно текстам жития Савватия Соловецкого, годом основания монастыря на Валааме считается 1407 год.
  • По легенде, первооснователем Валаамской обители является сам апостол Андрей Первозванный, донесший благую весть о Христе до самых северных земель и воздвигший каменный крест на скалах Валаама.

Внимание! Фактически отследить историю и развитие Валаамской обители можно только с XVI века, именно в этот период упоминания о монастыре начинают часто встречаться в письменных источниках.

Чем знаменит Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь не просто так относится к самым известным монашеским обителям России и всего мира. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников, которых привлекает древняя история обители, потрясающе красивая природа Валаама и особая атмосфера, царящая на удаленном от цивилизации острове.

  • Валаам — один из самых древних монастырей христианского мира. Легенда напрямую связывает его основание с учеником Христа Андреем Первозванным, и даже согласно достоверным письменным источникам возраст обители насчитывает не меньше 500 лет.
  • Валаам расположен в удивительно красивом и чистом природном уголке и находится в значительном отдалении от «мира», благодаря чему во время путешествия на Валаам можно по-настоящему отдохнуть душой от обычных забот.
  • На огромной территории Валаамского монастыря расположено много исторических построек и старинных храмов, часть из них сохранились со старых времен, другие были восстановлены в современности. Валаам представляет интерес не только для паломников, но и для историков и культурологов всего мира.
  • В стенах монастыря хранится много важных православных святынь — ежегодно паломники приезжают сюда, чтобы поклониться образам и мощам, попросить об исцелении или ниспослании просветления.

Одна из важнейших особенностей Валаамского монастыря на Ладожском озере, его особенно строгий внутренний устав. Обитель недаром называют «северным Афоном» — монахи Валаама избегают любых мирских соблазнов, проповедуют строгий аскетизм, упорно трудятся и по-настоящему отдают свою жизнь служению Богу.

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

Святыни Валаамского монастыря

На территории Валаамской обители расположено немало важных святынь православного мира. Среди них можно перечислить:

  • мощи преподобных иноков Сергия и Германа, они содержатся в Спасо-Преображенскомсоборе Валаамского монастыря и являются объектом поклонения для паломников со всего мира;
  • Валаамскую икону Божьей матери, чудотворный образ, написанный в 1878 году иноком Алипием;
  • икону святой Анны, этот образ является точной копией подлинника, хранящегося на Афоне, и по легендам, избавляет женщин от бесплодия.

Также на Валааме есть частица Гроба Господня из Святой земли — реликвия хранится в Воскресенском ските монастыря.

Монахи Валаамского монастыря

Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:

  • в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
  • в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
  • в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
  • после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
  • в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.

Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.

Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.

Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.

Молитва и труд

– Владыка Панкратий, Валаамский монастырь знаменит своим строгим уставом. Не могли бы рассказать о жизни валаамской братии при существующем уставе.
– Валаам – это северный Афон, и устав в обители строгий. Но строгость должна быть обоснованной. Господь в Евангелии сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк: 2, 27). Все церковные установления, богослужения, таинства направляют человека на путь спасения, преодоления греха, зла, предопределяют духовный рост и укрепление в добродетелях. Когда же внутренней стороной пренебрегают, то внешняя мало помогает, даже вредит.

В человеке может расти фарисей, который совершенно не следит за своим внутренним миром, позволяя себе и помыслы, и дела предосудительные. Поэтому в любой обители все должно быть гармонично и уравновешено. Ведь монастырь – это, прежде всего, место, где лучше всего можно исполнить евангельские заповеди, реализовать в своей жизни христианский идеалы.

Молитва и труд – это два весла, которыми нужно грести одновременно. Для того, чтобы двигаться прямо, требуется и работать, и молиться. Если же на какое-то из весел будешь налегать больше, значит, либо уйдешь в сторону, либо станешь кружиться. И церковная молитва, и келейная, и труды братии должны быть гармоничными, уравновешенными таким образом, чтобы оставались время и силы для внимательной келейной молитвы, но при этом была бы возможность вместе помолиться в храме, потрудиться на послушаниях.

Поэтому мы не стремимся к абсолютной точности в исполнении некоторых уставных указаний того же Типикона. Хотя, безусловно, дух Типикона, строй самого богослужения, его структуру и особенности мы сохраняем. В них содержится множество духовных сокровищ – и догматических, и вероучительных, которые помогают, назидают, вдохновляют, трогают душу и сердце. Так что ежедневное участие в службе, в общей церковной молитве, безусловно, необходимо: как минимум 2-3 часа утром и такое же время вечером.

Как доехать до Валаамского монастыря

До святой обители, расположенной на северной окраине страны, можно добраться как из столицы, так и из Санкт-Петербурга. Удобнее всего использовать автомобиль, но существуют и маршруты общественного транспорта, хотя в этом случае ехать придется с пересадками.

Как добраться до Валаамского монастыря из Москвы

Самый простой способ доехать до святой обители из столицы — это совершить путешествие на машине. Из Москвы необходимо выехать по Ленинградскому шоссе, затем по трассе М10 достичь Санкт-Петербурга, обогнуть его и выехать на трассу А121, по которой проследовать до Приозерска. От Приозерска до острова можно добраться водным путем, к причалу Валаамского монастыря ежедневно ходят пассажирский теплоход и катер-метеор.

Еще один способ доехать до места назначения из столицы — это воспользоваться самолетом или поездом, чтобы сначала добраться до Петербурга, а затем сесть на рейсовый автобус на Северном автовокзале и доехать до Приозерска. Также с Ладожского вокзала можно добраться до города Сортавалы и сесть на теплоход или катер.

Как добраться до Валаамского монастыря из Санкт-Петербурга

Из северной столицы доехать до Валаама можно также на автомобиле, для этого нужно двигаться на Приозерск по трассе А121, после чего пересесть на теплоход или катер на городской пристани.

Есть и другие способы добраться до Валаамского монастыря:

  • на электричке до Приозерска — садиться на поезд нужно на Финском вокзале, дорога занимает около 3 часов, а доехать до пристани от железнодорожной станции можно на такси или на автобусе;
  • на рейсовом автобусе — транспорт от Северного автовокзала Петербурга ходит на Приозерск ежедневно, дорога также занимает около 3 часов;
  • на поезде до Сортавалы — на поезд необходимо садиться на Ладожском вокзале, железнодорожная станция Сортавалы находится всего в 1,5 км от пристани.

Важно! В летнее время экскурсии к Валаамскому монастырю из Санкт-Петербурга отправляются от Петровской набережной, до острова ходят прямые катера-метеоры и теплоходы. Такой маршрут позволяет отказаться от пересадок, однако и времени на дорогу уходит около 10 часов.

Главный собор

Главное здание собора с голубыми куполами восстанавливали с 1987 по 1996 гг.

Это один из самых грандиозных соборов в России. Живопись практически вся выполнена монахами. У него свой неповторимый символизм. Название в честь Преображения Господня и тот факт, что он расположен на самой высокой точке острова, говорит нам о том, что пороки человека уходят также постепенно, как он поднимается на гору к Богу.

Монахи издревле лелеяли идею создать на острове аналог Иерусалима – гора, на которой стоит монастырь, символизирует гору Фавор. Многие постройки здесь имеют в основании эту идею: Воскресенский скит на горе Сион, Гефсиманский скит под горой Елеон и так далее.

Для внутренней росписи стен собора бралась за основу роспись Храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, Казанского и Исакиевского соборов Санкт-Петербурге. А еще монахи, которые расписывали стены, за основу брали картины величайших художников А. Иванова, Ф. Бруни, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Доре.

Но, разумеется, они не просто копировали эти работы, а создавали свои, взяв за основу композиции художников.

Экскурсии в Валаамский монастырь

Поскольку Валаам является не только местом паломничества, но и важным культурным объектом мирового значения, на остров можно попасть в составе экскурсии по Валаамскому монастырю из Москвы или другого российского города.

  • Существуют туры по усадьбе Валаамского монастыря и по скитам обители, групповые и частные экскурсии с индивидуальным гидом.
  • В среднем туры могут занимать от 1 до 4 суток, учитывая размеры монастыря, лучше всего отправляться на Валаам в продолжительный тур, это позволит осмотреть больше достопримечательностей.
  • Некоторые туры на Валаам предполагают активное изучение острова, другие предлагаются в формате свободного отдыха, в этом случае организаторы бронируют проживание для туристов и осуществляют доставку до места назначения, а через несколько дней забирают путешественников обратно.
  • Экскурсии по острову и обители организует и сам Валаамский монастырь, приобрести билеты можно через Паломническую службу обители.

Остановиться на территории острова туристы и паломники могут в монастырских гостиницах — «Зимней», «Игуменской», «Мансарде» и «Славянской». Места лучше бронировать заранее, поскольку наплыв туристов на Валаам всегда очень велик.

Совет! Поездку в Валаамский монастырь лучше планировать летом-зимой доступ на территорию острова ограничен, к тому же большая часть построек не отапливается и потому закрыта для посещения.

Два путешествия на Афон


– Владыка, расскажите о том, как вы оказались на Валааме?

– На Валааме я оказался совершенно неожиданно… В 1992 году с группой паломников мы побывали на Святой Горе Афон, находились там лишь сутки. Впервые с 1914 года мы везли в Россию Благодатный огонь. И вот вместе с группой, участвовавшей в этой миссии, я попал на Святую Гору и был совершенно покорен Афоном – это было как рай земной, действительно сад Божией Матери. Причем, в тот период еще можно было увидеть старый Афон.

Сейчас там совершаются масштабные восстановительные работы, и слава Богу. Но все-таки что-то теряется. Повсюду обновленные здания, прекрасная отделка, очень хорошие дороги, благоустроенные гостиницы. Но знаете, бывают вещи антикварные, подлинные, настоящие, со своим очарованием, мы понимаем, что им уже много лет, иногда даже веков, и эта вещь несет какой-то дух. Если ее заменить таким же точно изделием, но современной работы, то этот дух теряется. Форма вроде та же, а содержание – иное. И отношение в душе.

Так вот, я застал тот старый Афон, когда еще был жив старец Паисий и другие отцы. Затем я много раз ездил на Святую Гору, но первая встреча с ней была особенно пронзительной, преображающей, потрясающей в духовном смысле этого слова. Чувствовалась совершенно особая атмосфера молитвы. Хотя, конечно, условия жизни были намного хуже, чем сейчас, и передвигаться по Афону было гораздо сложнее. Но такое впечатление на меня произвела Святая Гора, что я решил сделать все от меня зависящее, чтобы попасть в наш Пантелеймонов монастырь и там подвизаться. Я в то время был экономом в Троице-Сергиевой лавре, но подал прошение, и совершенно неожиданно для меня священноначалие отнеслось к нему благожелательно.

Видимо, когда оформлялись документы, Святейший каким-то образом узнал обо мне, вызвал, мы побеседовали, познакомились. Судя по всему, его интересовала моя недавняя поездка на Афон. Совершенно неожиданно для меня через несколько месяцев – в конце 1992 года – Святейший Патриарх Алексий меня снова пригласил и сказал: «Вы планировали попасть на Афон, а я хочу вас направить на Афон северный – Валаам». Ну что мне оставалось? Я сразу почувствовал, что это воля Божья, и ответил Святейшему, что я его послушник, как он скажет, так и поступлю. Так, на Крещение Господне 1993 года был подписан указ о моем назначении, и через некоторое время я приехал на Валаам.

– Как вас встретил Святой остров?

– Первое впечатление было шокирующим. Я не ожидал, что найду эту древнюю обитель в столь плачевном состоянии. Реставрация, конечно, проводилась, но очень незначительная, причем, ко времени моего прибытия была заморожена и она. Миряне – около 500 человек – жили даже во внутреннем каре монастыря, вперемешку с кельями монахов. Но постепенно, с Божьей помощью удалось многое преодолеть. Самое главное – водворить в обители мир, согласие между братией. А дальше – продолжать реставрацию, восстанавливать святыни.

– Гроза монахов – это уныние, печаль. Насколько трудно в зимнее время, когда кругом суровая Ладога, снега, безлюдность…

– Это самое драгоценное и самое прекрасное время на Валааме! И скучно нам не бывает, потому что утешение монаха – это молитва и духовное веселие. Скучно и грустно как раз тогда, когда нас окружают толпы паломников и туристов. Толпы! Это и есть настоящая гроза монахов, и, если говорить серьезно, очень важная проблема. Необходимо каким-либо образом приходить к регулированию числа посетителей – и природа уже не выдерживает стотысячного за 3 месяца натиска, и монахам тяжело.

Но, к сожалению, правовые механизмы на этот счет пока не созданы – в отличие, например, от Афона. Там четко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдается особое письменное благословение. Обители знают, сколько человек приедет, какое количество мест необходимо приготовить в тех небольших гостиницах, которые имеются. А к нам в разгар сезона ежедневно на один день приходят от трех до пяти больших круизных пароходов, на каждом в среднем по 300 человек.

То есть всего до полутора тысяч туристов посещают Центральную усадьбу монастыря, некоторые скиты. В монастырских гостиницах мы можем разместить до 200 паломников, прибывающих на нашем малом флоте – небольших кораблях. – Каковы условия в этих гостиницах?

– Гостиницы на острове разные. Есть комфортабельные, с удобствами в каждом номере, но таких, к сожалению, немного. Есть помещения достаточно простые. Но и люди к нам приезжают разные – бывают небогатые паломники, готовые в любых условиях остаться, лишь бы только помолиться, посетить наши святыни, побывать в скитах, на островах. Они рады тому, что есть. Мы же порой вынуждены размещать кровати даже в классах школы из-за того, что, к сожалению, нет возможности принять всех желающих. Хотя постепенно условия приема паломников у нас все-таки улучшаются.

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

Как стать трудником

Путешественников на Валааме делят на категории: трудник, волонтер, турист, паломник. Задержаться в монастыре могут паломники, трудники и волонтеры. На длительный срок волонтеры и трудники.

Во многие скиты и места доступ разрешен только паломникам и часто только с благословения игумена.

Жить на Валааме не рекомендуют оставаться никому. Здесь очень суровый климат, провизию доставляют с материка, зимой остров отрезан от большой земли. Работы нет. Снять жилье в частном секторе очень трудно, здесь мало местных жителей. Кроме того в монастыре суровый устав – не все монахи выдерживают, не говоря уже о романтически настроенных людях.

Трудник – это самый серьезный и ответственный вид послушания, соответственно, и самый тяжелый. Трудники мужчины посещают богослужения вместе с братией и могут даже кушать в общей трапезной – это говорит о том, что они практически разделяют устав, а это очень сложно. В трудники берут не всех. В не сезон женщин не принимают на Валаам в качестве трудниц. Это самый тяжелый вид послушания, поэтому не каждый может этим заниматься.

Чтобы стать трудником нужно:

  • Быть православным христианином.
  • Воцерковленным (посещать богослужения, исповедоваться, соблюдать пост).
  • Жить по расписанию: выполнять поручения монастыря (большую часть своего времени), ходить на богослужения (обязательно) и не покидать стен обители без предупреждения.
  • В трудники принимают на срок не менее двух недель.
  • Возраст не менее 18 и не более пенсионного.
  • Должна быть регистрация на территории РФ, мед полис, паспорт, виза (для иностранных граждан).
  • Справки о прививках, анализах крови на вич, гепатит и тд.
  • Трудником может быть только физически сильный человек.

Трудникам не платят. Еще есть много разных пунктов, о которых можно почитать на сайте монастыря. Но многие люди ездят, так что не подумайте, что это недостижимо или сложно.

Стать трудником можно, предварительно заполнив анкету на сайте монастыря и отправив ее на их эл. почту.

Стать волонтером можно так же, но к этой должности меньше требований и легче устав. Можно узнать на сайте, как стать экскурсоводом на Валааме.

Существует программа «Паломничество с послушанием» (1 или 2 недели), принять участие могут все – и люди пенсионного возраста, и паломники с маленькими детьми.

Интересные факты о Валаамском монастыре

Монашеская обитель на острове Валаам обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, известны следующие факты:

  • у обители есть собственная эмблема, она была создана в 2015 году;
  • ежегодно монастырь посещает около 100000 человек, преимущественно туристы, а монастырские гостиницы способны вместить до 200 человек одновременно;
  • из-за большого наплыва туристов и паломников игумен Панкратий вносил предложение установить особую процедуру посещения Валаама для гостей острова, определить четкое максимальное число паломников за сезон, чтобы сократить нагрузку для природы острова и для монастырских гостиниц.

Интересно, что принять постриг в Валаамской обители достаточно сложно — из 20 трудников в среднем только 1 остается для того, чтобы начать здесь иноческую жизнь. Связано это со строгостью устава, не каждый находит в себе силы для его соблюдения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]