Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?


Архитектура

Каменный одноглавый храм выстроен в традиционном русском стиле, приближающемся к новгородским и суздальским храмам -XVI веков. Церковь увенчана луковичным куполом и достигает высоты 11 метров. Кровля выполнена в бирюзовом цвете под бронзовую патину. Стены снаружи окрашены в белый цвет, а внутри, согласно японскому вкусу, облицованы японским кедром. Деревянные потолки и большое деревянное кольцевое паникадило-хорос в греческом стиле дополняют внутренне убранство. Храм отличается хорошей акустикой. Иконостас с образами работы Иоанна Хирота был перенесён из прежней Благовещенской церкви.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ольга-В

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Венчают церкви купола. Символика куполов в православных храмах

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов.

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. ОДНОГЛАВЫЙ

храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь).

Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

ДВУГЛАВЫЙ
храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).


ТРЕХГЛАВЫЙ

храм три купола символизируют Пресвятую Троицу

ЧЕТЫРЕХГЛАВЫЙ

храм четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

ПЯТИГЛАВЫЙ храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни.

Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар.

Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

СЕМИГЛАВЫЙ
храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.


ДЕВЯТИГЛАВЫЙ храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.


ТРИНАДЦАТИГЛАВЫЙ храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов

24 КУПОЛА — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;


ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма

или

12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;


ТРИДЦАТЬ ТРИ ГЛАВЫ

— число земных лет Спасителя. Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

фото из интернета))

https://ru.wikipedia.org/

Серия сообщений «Эзотерика духовный мир»:
Часть 1 — таро Часть 2 — Фото, которое приносит счастье … Часть 40 — Ангел благого молчания… Часть 41 — Карты судьбы моей семьи. Часть 42 — Венчают церкви купола. Символика куполов в православных храмах

Духовенство

Настоятели

  • Окадзакские настоятели (1879 — 1890)
  • Сидзуокский настоятель (1890 — 1894)
  • Киотский настоятель (1894 — 1898)
  • Петр Сибаяма (24 июля 1898 — 20 октября 1923)
  • Иоанн Кодэра (1923 — август 1935)
  • Тит Каноо (октябрь 1935 — январь 1945)
    • Тоёхасский настоятель (январь 1945 — 1949)
  • Иаков Хиби (октябрь 1949 — июль 1956)
  • Григорий Найтоо (ноябрь 1956 — 29 апреля 1957)
    • Тоёхасский настоятель (июль — ноябрь 1957)
  • Василий Сакаи (ноябрь 1958 — 1 мая 1971)
  • Иуда Нусиро (1 мая 1971 — июль 1973)
    • Киотский настоятель (июль 1973 — октябрь 1974)
  • Иеремия Масумицу (25 октября 1974 — август 1983)
    • Осакский настоятель (1983 — 1986)
  • Павел Оикава (ноябрь 1986 — июль 1993)
  • Георгий Мацусима (август 1993 — 12 июля (10 ноября) 2015)
    • Осакский и Киотский настоятели (12 июля (10 ноября) 2015 — 1 апреля 2016)
  • Григорий Итоо (с 1 апреля 2016)
  • Священники

    • Григорий Итоо (12 октября 2015 — 1 апреля 2016)

    Диаконы

    • Иаков Хиби (3 сентября 1949 — ?)
    • Павел Оикава (1983 — ноябрь 1986)
    • Григорий Итоо (17 июня 2012 — 12 октября 2015)

    Святыни

    • Икона Распятия Господня с частицей древа Животворящего Креста Господня — частица древа Креста Господня принесённая со Святой Горы Афон была дарована Нагойскому приходу о. Христианом Оня, настоятелем Бухарестского храма Чаус-Раду, в июне 2015 года [11], после чего была вставлена в приходской образ Распятия тем же летом
    • Икона вмч. Георгия Победоносца с частицей его мощей — частица мощей святого принесённая со Святой Горы Афон была дарована Нагойскому приходу о. Христианом Оня, настоятелем Бухарестского храма Чаус-Раду, в июне 2015 года [11], после чего была вставлена в икону грузинского письма
    • Икона свт. Николая Японского с частицей его мощей — икона написана в Грузии, мощи принесены и торжественно вложены в икону на праздновании пятилетия нового Богоявленского храма митр. Токийским Даниилом 25 января 2015 года

    Зачем храмам нужны купола?

    Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, — это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, — многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

    Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

    Как и этот храм: тоже Греция

    Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

    Изначально купол — это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях — короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

    Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

    Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас — это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу — как к полноценному своду.

    А вот храм в Барашах, Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

    То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

    Это не древний храм, а современный: в подмосковном поселке Вербилки, но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

    А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

    Или храм в Михаила Архангела в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

    Или главный собор Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

    Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось — речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

    Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

    Документы, литература

    • Дневники свт. Николая Японского.
    • Дневники о. Петра Сибаяма, коллекция Андрея Сибаяма Масао.
    • «Сэйкёо дзихоо» («Православный вестник» — 『正教時報』), № 2-19, 1913.10.05, с. 39.
    • «Панданэ» («Дрожжи» — 『ぱんだね』), № 5-8, 1926.05; № 7-7, 1928.04, с. 11-17; № 7-11, 1928.08, с. 16-21; № 7-12, 1928.09, с. 9-15; № 10-9, 1931.06, с. 11-15; № 10-10, 1931.07, с. 1-14; № 10-11, 1931.08, с. 19-23; № 11-4, 1932.01; № 15-11, 1935.08, с. 1.
    • Бюллетень Нагойского прихода:
    • «Нагоя сэйкёо-кай-хоо» («Бюллетень Нагойской православной церкви» — 『名古屋正教会報』), № 75, 1970.09.
    • «Кохицудзи мурэ» («Овечье стадо» — 『仔羊群』), № 78, 1972.12.
    • «Тэн но фуэ» («Труба небесная» — 『天の笛』), № 23, 1986.10; № 32, 1987.08; № 41, 1988.07.

    Количество, форма и цвет куполов на храмах

    Типы православных храмов

    Существует несколько типов храмовых зданий — по форме фундамента, каждый из которых имеет свое символическое значение.

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью храм в своем основании устраивается в виде креста.

    Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

    Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля

    , это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.

    Иногда храм устраивается в виде круга

    , этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

    Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника

    , как бы
    звезды
    , означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

    При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор

    , 2) собственно
    храм
    , или
    средняя часть храма
    , где стоят молящиеся, 3)
    алтарь
    , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме —
    святой престол
    , на котором совершается таинство Святого Причащения.

    Алтарь

    отделяется от средней части храма
    иконостасом
    , состоящим из нескольких рядов
    икон
    и имеющим трое врат; средние врата называются
    царскими
    , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

    Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением

    Алтарь и богослужебные принадлежности

    Самая главная часть храма есть алтарь

    . В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой
    престол
    , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.


    При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор

    , 2) собственно
    храм
    , или
    средняя часть храма
    , где стоят молящиеся, 3)
    алтарь
    , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме —
    святой престол
    , на котором совершается таинство Святого Причащения.

    1.Апсида.

    Выступ с восточной стороны храма, как бы пристроенный к нему. Чаще всего имеет полукруглую форму. В апсиде размещается алтарь.

    2.Куб

    .
    Основная часть храма.
    3.Закомара

    .
    Особенность русской храмовой архитектуры. Полукруглое или килевидное завершение части наружной стены храма.
    4.Барабан.

    Верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Как правило, барабаны имеют форму цилиндра или многогранника.

    5.Купол.

    Глава с барабаном и крестом, увенчивающая храм. Чаще всего в русской традиции купол имеет форму луковицы. Количество куполов может быть разное, но каждое из них имеет свой смысл: два купола означают два естества в Иисусе Христе — Божественное и человеческое, три — три Лица Святой Троицы, пять -Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Редко, но бывает и большее количество куполов.

    6.Колокольня

    .
    Особая высокая пристройка к храму (как правило, над притвором), наверху которой располагается звонница.
    7.Портал

    .
    Архитектурно оформленный вход в храм.
    8.Крыльцо с папертью

    .
    Открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
    Купола.

    Купол

    (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

    Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

    ФОРМА КУПОЛА

    Шлемовидными

    покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

    Купол-луковица

    имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.

    Купола-зонтики

    разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

    Шатер.

    Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни

    Цвет купола также важен в символике храма

    .

    Золото

    — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

    Синие купола со звездами

    венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

    Троицкие храмы имели зеленые купола

    ,
    потому что зеленый — цвет Святого Духа.
    Храмы, посвященные святым, увенчаны такжезелеными

    или
    серебряными куполами
    В монастырях встречаютсячерные купола

    – это цвет монашества.

    Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом

    , состоящим из нескольких рядов
    икон
    и имеющим трое врат; средние врата называются
    царскими
    , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

    Форма купола

    также имеет символический смысл.

    • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
    • Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».

    · Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг)

    Шлемовидная

    форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

    Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии.

    Количество, форма и цвет куполов на храмах

    Количество куполов на храмах символично:

    Одноглавый храм:

    купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

    • Двуглавый храм:

    два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

    • Трехглавый храм:

    три купола символизируют Пресвятую Троицу.

    • Четырехглавый храм:

    четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

    • Пятиглавый храм:

    пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

    • Семиглавый храм:

    семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

    • Девятиглавый храм:

    девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

    • Тринадцатиглавый храм:

    тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

    • Двадцать пять глав

    могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

    • Тридцать три главы

    — число земных лет Спасителя.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]