О терпении
Шиманский Г. И. О терпении. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 64 с. — (Серия «Христианский взгляд») |
Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире.
В брошюре рассказывается о важности и необходимости терпения, этой важнейшей христианской добродетели, и о путях к ее стяжанию. Публикуется в сокращении.
Понятие о добродетели терпения
Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость»[1] при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий[2] и перенесения их[3]. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить»[4].
Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения[5].
Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению[6].
По блаженному Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу[7]. Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу[8], посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.
Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения»[9]. Преподобные Нил Синайский, Иоанн Кассиан, подвижник Евагрий Понтийский, блаженный Антиох (начало VII в.), святитель Тихон Задонский и другие святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов.
Согласно этому свойству терпения, оно близко соприкасается с кротостью, имея в себе такие свойства души, как великодушие и самоотвержение. Святитель Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости — признак малодушия»[10].
По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия… Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ»[11].
Наиболее полное определение терпения дает епископ Феофан: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ковне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей»[12].
Согласно святым отцам, можно сделать следующее определение терпения: оно есть постоянство в добре, твердость и мужество души, проявляющиеся в безропотном, охотном и великодушном перенесении жизненных трудностей, скорбей и искушений, попускаемых Богом для научения христианина смирению, любви и преданности воле Божией и Его святому Промыслу.
Терпение происходит от перенесения скорбей (см.: Рим 5, 3). Святые отцы указывают, что терпеливое перенесение скорбей не означает полного равнодушия, безучастного отношения или совершенной нечувствительности к ним христианина. Напротив, чувствуя всю тяжесть постигающих его страданий, лишений, огорчений и других скорбей, христианин, однако, без ропота, смущения и гнева, стойко и бодро переносит их ради Бога, во всем предавая себя воле Божией[13].
Терпения нет в том, кто, по причине всяких внешних жизненных неудобств и скорбей, «малодушествует до изнеможения»[14].
Скорби приключаются как благочестивым, так и нечестивым людям. Но одни только благочестивые христиане терпеливо и великодушно их переносят.
Когда у нас все получается, терпение проявить несложно. Истинное испытание терпения приходит, когда нарушаются наши права – когда другая машина «подрезает» нас на дороге, когда с нами поступают нечестно, когда наши коллеги в очередной раз высмеивают нашу веру. Некоторые люди считают, что имеют право расстраиваться перед лицом раздражений или испытаний. Нетерпеливость выглядит как праведный гнев. Тем не менее, Библия прославляет терпение как плод Духа (Галатам 5:22), который должен проявляться в жизни каждого последователя Христа (1 Фессалоникийцам 5:14). Терпение демонстрирует нашу веру в Божественный выбор времени, Его всемогущество и любовь.
Хотя большинство людей рассматривают терпение как пассивное ожидание или мягкую толерантность, большинство греческих слов в Новом Завете, переводимых как «терпение», являются активными, энергичными словами. Обратите внимание, например, на текст в Евреям 12:1: «И раз вокруг нас такое множество свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко». Участвуют ли в гонке, пассивно ожидая медлительных людей или мягко реагируя на жуликов? Естественно, нет! Слово, переведенное как «терпеливо» в этом тексте, означает «выносливость». Христианин участвует в гонке терпеливо, преодолевая трудности. В Библии терпение является упорным стремлением к цели, перенесением испытаний или ожиданием исполнения обетований.
Терпение не развивается мгновенно. Божья сила и доброта критически важны для развития терпения. Послание к Колоссянам 1:11 говорит нам, что Он укрепляет нас, чтоб мы имели «великое терпение и стойкость», в то время как Послание Иакова 1:3–4 говорит нам, что испытания являются Его способом усовершенствовать наше терпение. Оно еще более развивается и укрепляется, если мы доверяем Божьей безупречной воле и выбору времени, даже перед лицом злых людей, «погрязших во лжи» (Псалом 36:7). Наше терпение будет вознаграждено в конце, «потому что день возвращения Господа уже близок» (Иакова 5:7–8). «Благ Господь к тому, кто на Него уповает, кто к Нему стремится!» (Плач Иеремии 3:25).
В Библии мы встречаем множество примеров тех людей, чье терпение характеризовало их жизнь с Богом. Иаков указывает нам на пророков, являющихся «примером терпения и стойкости перед лицом страданий» (Иакова 5:10). Он также упоминает Иова, чья непоколебимость была вознаграждена тем, «какой конец жизни дал ему Господь» (Иакова 5:11). Авраам также терпеливо ожидал и «достиг обещанного» (Евреям 6:15). Иисус является нашим примером всего, и Он продемонстрировал терпеливую выносливость: «Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего» (Евреям 12:2).
Как проявляется терпение, являющееся характеристикой Христа? Во-первых, мы благодарим Бога. Первой реакцией человека обычно является «Почему я?», но Библия говорит радоваться Божьей воле (Филиппийцам 4:4; 1 Петра 1:6). Во-вторых, мы должны усматривать Его цели. Иногда Бог ставит нас в сложные ситуации, чтобы мы могли стать Его свидетелями. С другой стороны, Он может допустить испытание для освящения нашего характера. Напоминание, что Его цели предназначены для нашего развития и Его славы, поможет нам в испытании. В-третьих, мы помним Его обетования, такие как в Послании к Римлянам 8:28, говорящие нам, что «для тех, кто любит Бога, кто был призван согласно Его замыслам, Он все обращает во благо». «Все» включает и наши испытания.
В следующий раз, когда вы окажетесь в дорожной пробке, когда ваш друг предаст вас или кто-то начнет высмеивать ваше свидетельство, как вы отреагируете? Естественной реакцией является нетерпимость, которая ведет к стрессу, гневу и разочарованию. Слава Богу, что мы как христиане больше не находимся в узах «естественной реакции», потому что мы – новые творения в самом Христе (2 Коринфянам 5:17). Вместо этого, мы имеем Господнюю силу, чтобы реагировать с терпением и с полным доверием силе и целям Небесного Отца. «Тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, – вечную жизнь» (Римлянам 2:7).
Молитва 2я, ко Господу
Молитвы о даровании терпения и смирения можно приносить Богу дома или в храме. Главное — искреннее желание принять всё, что дал нам Господь. Ведь терпеть все испытания – значит приближаться по своему смирению к образу Иисуса Христа, терпевшего во имя нашего спасения смертельные муки. И это будет шаг к тому, чтобы достичь хотя бы малого подобия Богу.
Отче милосердия и Боже всякаго утешения! К тебе взываю я во имя Иисуса Христа о даровании мне истиннаго христианскаго терпения. Вооружи меня им против всякой скорби, дабы я в ней был терпелив, ибо это весьма драгоценно. Соделай меня готовым к поднятию на себя креста Христова, терпеливому несению его и твердому пребыванию под ним до конца. Отжени от меня всякий ропот и всякую досаду плоти на тяжесть креста и продолжительность времени его. Предстань, о возлюбленный Иисусе, с Твоим терпением под крестом и на кресте, предстань очам моим и сердцу моему, дабы созерцанием Тебя я ободрялся и укреплялся к постоянному перенесению всего. Соделай, о терпеливый Спаситель, да не утомляюсь в духе моем, но в терпении да вниду чрез страдание и скорбь в Царствие Божие. Мне нужно иметь терпение, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Я прошу его у Тебя, благоволи исполнить прошение мое!
Молитва 1я, ко Господу
Понимание необходимости терпеливо сносить все лишения, что посланы в испытание, приходит через изучение Священного Писания. Прозреть можно через знание того, как Господь добр и милостив к нам, смиряя нашу гордыню и возвращая к истинным ценностям.
Хвала Тебе, Отче милосердия и Боже всякаго утешения, что Ты никогда не оставляешь страдальцев Твоих без посещения и утешения. Наказывать – наказываешь Ты их, но смерти не предаешь их; хотя Ты часто бываешь для них Богом сокровенным, но Ты – всех их Спаситель. Это утешение запечатлей, о Господи, в сердце моем и яви его истинным надо мною, когда бедствие близко, а помощника нет. Будь светом моим, когда я сижу во тьме; соделай, чтобы познание грехов моих и того, чего они заслуживают, производило во мне истинное смирение и терпение. Укрепи, когда наступит беда, веру во мне, как в Иакове, чтобы я боролся и не отпускал Тебя, пока Ты не благословишь меня. Соделай, чтобы я в страдании не бежал от Тебя, о Пастырь мой, но чтобы бодрость моя увеличивалась и я делался ревностнее к молитве и хвале Твоей. Отверзи мне ум, чтобы я разумел Писание, научился из него путям Твоим, и в истинном безмолвии сердца вполне и совершенно предавался Тебе, чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего! Аминь.
Забытая добродетель
Наше общество делает ставку на индивидуализм и материализм и потому превыше всего ценит амбиции и действия — ну или хотя бы деятельность. А терпение подразумевает лишения и даже некий отказ от себя.
Технологические достижения только усугубляют ситуацию. Исследователи обнаружили, что около 50% пользователей интернета не смотрят видео, если оно не начало воспроизводиться в течение 10 секунд. Более того, пользователи с более быстрым подключением мгновенно покидают страницу, если она сразу не загрузилась целиком. Это говорит о том, что технический прогресс на самом деле подрывает наше терпение.
Молитва 3я, ко Пресвятой Богородице
Богородица, заступница перед Богом, всегда слышит искренние молитвы о даровании терпения. Она способна облегчить ношу, которую возложил на нас Господь. Поэтому просить у нее помощи в испытаниях — самый верный выход для получения смирения. Пресвятая Дева никому не отказывает в помощи, если молиться искренне и непрестанно. Ведь молитва – не разовая акция, не мантра, которую прочел – и все прошло. Молиться нужно много, достигая понимания и чистосердечия в беседе с Богородицей.
Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, Утоли́вшая вся́кую слезу́ от лица́ земли́: Ты бо челове́ков боле́зни отгоня́еши и гре́шных ско́рби разреша́еши, Тебе́ бо вси стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние, Пресвята́я Ма́ти Де́во! Всем предста́тельствуеши, Блага́я, прибега́ющим с ве́рою в держа́вный Твой покро́в: ина́го бо не и́мамы, гре́шнии, к Бо́гу в беда́х и ско́рбех пр́исно избавле́ния, обремене́ни грехи́ мно́гими, Ма́ти Бо́га Вы́шняго! Те́мже Ти припа́даем: изба́ви от вся́каго обстоя́ния рабы́ Твоя́! Никто́же притека́яй к Тебе́ посрамле́н от Тебе́ исхо́дит, Пречи́стая Богоро́дице Де́во: но про́сит благода́ти и прие́млет дарова́ние к поле́зному проше́нию. Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия Ро́ждшая Вино́внаго! Ра́дости мое́ се́рдце испо́лни, Де́во, и́же ра́дости прие́мшая исполне́ние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи!