Именины у Надежды по православному календарю на 2021 год

Главная › Именины

Надежда – имя, которое имеет славянское происхождение. Оно пошло от древнегреческой мученицы Элпис – Надежды, которая вместе с ее сестрами, Верой и Любовью, была замучена за то, что подчинялась заповедям Иисуса. Раньше популярным было имя Надежа и только в девятом веке была оформлена современная форма этого имени, которое переводится как «надеяться». Надежда является очень терпеливым и целеустремленным человеком, который обладает такими качествами, как справедливость, упорство и сдержанность. В мужчинах ценит верность и открытость.

Полное имя:Надежда
Церковное имя:Надежда
Значение имени:от древнегреческого имени Элпис — «надежда»

Даты именин Надежды в 2021 году по православному календарю

Март‎
14 мартаНадежда Аббакумова, мученица
20 мартаНадежда Круглова, преподобномученица
Сентябрь‎
30 сентябряНадежда Римская, мученица, отроковица
Октябрь‎
21 октябряНадежда Ажгеревич, мученица

Святые покровители

До начала XXI в. святой покровительницей девочек по имени Надежда являлась святая отроковица, жившая во II в. Но современная Русская Православная Церковь в начале текущего столетия канонизировала нескольких праведных женщин, пострадавших за Веру во время советских гонений на религию.

Надежда Римская

В начале II столетия после рождения Иисуса Христа в Риме жила благочестивая вдова София, которая воспитывала трёх дочерей: Веру, Надежду и Любовь. Мать воспитывала в девочках любовь к Господу, учила их смело заявлять о своих убеждениях и не бояться потерять земные блага. О семье, открыто исповедующую христианство, стало известно императору Адриану, который был убежденным противником новой Веры.

Поздравления Надежды с именинами

С именинами тебя, Надя! Пусть будет все у тебя в шоколаде. Желаю тебе женского счастья, Не знать ни горя, ни ненастья. Пусть друзья будут рядом с тобой, Жизнь насыщенной будет, цветной. Желаю мир увидеть тебе, Благодарной за все быть судьбе!

В Вашем имени, Надежда, Много веры, много сердца! С именинами поздравлю, И веселье в срок доставлю! Пусть хранит Господь от бед, Будет пусть на все ответ! Счастья, радости желаю, Очень Вас я уважаю!

Ты всегда — в предвкушенье хорошего. Ты — Надежда, и этим все сказано. Пусть в судьбе твоей все будет сложено Так, как хочешь лишь ты, моя ясная. Ведь сегодня — День доброго Ангела У тебя, дорогая Надюша, Пусть обнимет тебя он ласково, Песню счастья споет, а ты послушай.

Сегодня ангелы трубят: У Нади именины! Поздравить нужно от души Такую даму милую. Надюшка, Наденька, Надежда Желаем счастья Вам как прежде Улыбок море и любви Чтобы несчастья прочь ушли! Сердечно Надю поздравляем И в именины ей желаем Чтобы душа ее цвела Чтоб ангел рядом был всегда И неудачи отгонял На добрый путь благословлял. На тебя, красотку, глядя Говорим мы: «С днем ангела, Надя».

Дорогая Надежда! Поздравляем тебя с Днем Ангела! Пусть исполняются заветные желания. Наслаждайся каждым днем своей жизни. Пусть только положительные эмоции кружат тебе голову. Любви тебе, наша красавица, и счастья!

Значение и характеристика имени

Надеждой называли девочек издавна. Это старославянское имя берёт начало в Греции. По смыслу оно одинаково с греческим Эллис и значит «надёжная».

Носительница имени обладает такими качествами, как скрытность и актёрские данные, что помогает ей достигать намеченных целей и заводить выгодные знакомства. Она всегда скрупулёзно обдумывает, что и когда сказать, как поступить. Внешне она кажется беззаботным, беспечным человеком, но внутри расчётлива, с жёстким характером.

Маленькие Нади — упрямые девочки, не идущие на уступки, капризны. Подростками обожают разные вечеринки, не пропуская ни одной. Всегда общительны и веселы. Хорошо учатся.

Юной девушкой Надежда мечтает о настоящей любви с признаниями, подарками и сюрпризами. Но повзрослев, оставляет грёзы позади. В отношениях с противоположным полом может быть эмоциональной, но признания и ласковые слова не высказывает. Ухоженная, всегда выглядит эффектно, обладает безупречным вкусом.

Замуж Надя выходит по любви, которая не выдерживает бытовых проблем. Поэтому обычно первый брак не является единственным. Но если женщина чувствует ответные чувства и тёплое отношение супруга, то становится отличной матерью для своих детей и посвящает всю себя семье и дому. Женщина с мужским характером, Надя руководит мужем, да так умело, что он этого и не замечает.

У Нади много друзей и знакомых, но настоящих среди них нет. Ведь она скрытная и не делится ни с кем своими тайнами. Может проявить себя как авантюристка, а иногда и как мошенница. Отрицательные качества Надежд:

  • болтливость, при которой она может выболтать секреты знакомых, сама того не желая;
  • излишнее самомнение;
  • склонность к интригам в коллективе.

Но также женщина обладает и положительными качествами, такими как надёжность и работоспособность. Нади обладают твёрдым характером, всегда идут к намеченным целям и стремятся занять лидирующие позиции среди сверстников.

Всю жизнь Надежда старается уделить как можно больше времени образованию. Записывается на множество тренингов и кружков одновременно, но не дослушивает их до конца по причине обычной лени.

Что подарить на именины Надежды?

Поскольку она любит обустраивать дом, то можно преподнести ей подарок, который станет оберегом, а именно икону, вышитую своими руками или восковые свечи, или лампадка для домашней молитвы. Коралл – это камень-талисман для Надежды, поэтому ей можно подарить коралловые украшения. Животным покровителем имени является собака. Девушка будет очень рада получить в дар щенка или статуэтку в виде этого животного. Также можно преподнести подарок для здоровья в виде крема или мыла с календулой – заветным растением Надежды.

Здоровье и врожденные способности

Тайна имени предполагает неспокойного ребенка, который рано отказывается от груди матери. Ее необходимо прикармливать, но с осторожностью, чтобы не испортить желудок. Наденька имеет предрасположенность к респираторным болезням и заболеваниям дыхательных путей. Не рекомендуется называть девочку в честь родственницы.


фото: pixabay.com

Надя весьма стремительно развивается. Она не боится общения с чужими людьми. Девушка, родившаяся летом, обладает ослабленным иммунитетом. Болеет Надюша чаще всего в летнее время.

  1. В школе часто переносит грипп.
  2. Существует предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  3. Может переболеть ветрянкой в достаточно взрослом возрасте.
  4. Весеннего рождения девушка подвержена кожным недугам.

Надежда — чувственная натура и все воспринимает близко к сердцу. Ей постоянно требуется внимание со стороны родителей. Она часто ощущает одиночество и замыкается в себе. Не стоит позволять Наденьке часто оставаться одной, потому как это испортит ее характер. Болезни ног и по гинекологической линии начинают мучить Надежду в зрелом возрасте.

Знаменитые Надежды и их день ангела

Яркими носительницами этого имени являются знаменитая оперная певица Надежда Ивановна Завела-Врубель и Надежда Дурова, актриса Румянцева и певицы Бабкина и Кадышева. А в советские времена самой знаменитой и уважаемой была Надежда Крупская.

Каждая конкретная Надежда именины (день ангела) имеет право отмечать один раз в году – в самый близкий к ее крещению день памяти святого, носителя этого имени. Но все-таки самый знаменитый, часто считающийся единственным, — день памяти четырех римских мучениц, 30 сентября. Все носительницы этих прекрасных святых имен в чудесную пору золотой осени принимают поздравление с днем ангела. Надежда, Любовь, Вера – это «три добродетели, как ангелы святые».

Зависимость имени от времени года

Девушка, родившаяся зимой, является немногословной и стеснительной особой. Надежда, справляющая день рождения весной, – это немного корыстная и эмоциональная девушка. «Летняя» Надя отличается уравновешенностью и целеустремлённостью. Прекрасная представительница женского пола, появившаяся на свет осенью, – это трудолюбивая и упорная личность.

Мученица Надежда Ажгеревич

Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн Хренов, преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (в ми­ру Иван Ива­но­вич Доб­ро­сер­дов) ро­дил­ся 22 ян­ва­ря 1864 го­да в се­ле Па­хот­ный Угол Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1885 го­ду Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем зем­ской шко­лы в Мор­шан­ском уез­де, где ра­бо­тал до 1889 го­да. За это вре­мя он неод­но­крат­но по­лу­чал бла­го­дар­ность от Мор­шан­ско­го зем­ско­го со­бра­ния и Там­бов­ско­го гу­берн­ско­го учи­лищ­но­го со­ве­та за усерд­ные и успеш­ные тру­ды на по­при­ще на­род­но­го про­све­ще­ния. Же­нил­ся. 6 мая 1889 го­да Иван Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ма­мон­то­во Там­бов­ской гу­бер­нии, в ко­то­ром про­жи­ва­ло то­гда око­ло двух ты­сяч че­ло­век, и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ма­мон­тов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. Вско­ре у от­ца Иоан­на умер­ли же­на и де­ти. Остав­шись один, он уехал из Там­бов­ской гу­бер­нии и в 1894 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. По окон­ча­нии ее в 1898 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем 4-й Мос­ков­ской гим­на­зии и свя­щен­ни­ком гим­на­зи­че­ской церк­ви. 10 ап­ре­ля 1899 го­да мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) по­ста­вил иерея Иоан­на на­сто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ской церк­ви при гим­на­зии. В том же го­ду Пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ство при Им­пе­ра­тор­ском Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те из­бра­ло его сво­им дей­стви­тель­ным чле­ном, а от­де­ле­ние Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ства по во­про­сам ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния из­бра­ло его сво­им сек­ре­та­рем. 6 мая 1908 го­да за за­слу­ги по ду­хов­но­му ве­дом­ству он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. В это вре­мя мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир при­гла­сил от­ца Иоан­на к се­бе и ска­зал: «Отец Иоанн, у нас в ос­нов­ном два пу­ти: се­мей­ный путь и мо­на­ше­ский. Се­мей­ный путь для вас за­крыт. Я вам со­ве­тую при­нять мо­на­ше­ство». Отец Иоанн со­гла­сил­ся и в де­каб­ре 1908 го­да в Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Мос­ков­ской епар­хии был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Ди­мит­рий, воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен си­но­даль­ным риз­ни­чим и на­сто­я­те­лем церк­ви Две­на­дца­ти апо­сто­лов в Крем­ле. В 1909 го­ду ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был на­зна­чен на­блю­да­те­лем по­слуш­ни­че­ских школ став­ро­пи­ги­аль­ных мо­на­сты­рей. В 1910 го­ду его из­бра­ли в дей­стви­тель­ные чле­ны цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го от­де­ла при Об­ще­стве лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния. В это вре­мя он был так­же дей­стви­тель­ным чле­ном По­пе­чи­тель­ства над уча­щи­ми­ся в Москве сла­вя­на­ми Санкт-Пе­тер­бург­ско­го сла­вян­ско­го бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства. 18 мая 1914 го­да в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Са­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря. С то­го же го­да он стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­ще­го бо­го­слов­ски­ми пе­да­го­ги­че­ски­ми кур­са­ми в Москве. То­гда же на него бы­ло воз­ло­же­но глав­ное ру­ко­вод­ство и на­блю­де­ние за из­да­ни­ем на­уч­но­го ху­до­же­ствен­но-ил­лю­стри­ро­ван­но­го опи­са­ния Пат­ри­ар­шей риз­ни­цы. В 1921 го­ду прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Став­ро­поль­ским. Об­нов­лен­цы в Став­ро­поль­ской епар­хии одер­жа­ли по­чти пол­ную по­бе­ду над пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые ли­ши­лись боль­шин­ства при­хо­дов. Од­ной из при­чин это­го бы­ло мас­со­вое уни­что­же­ние ду­хо­вен­ства в эпо­ху граж­дан­ской вой­ны в 1918-1921 го­дах. Под на­тис­ком об­нов­лен­цев епи­скоп Ди­мит­рий был вы­нуж­ден по­ки­нуть епар­хию и пе­ре­ехать в Моск­ву. В 1922 го­ду пра­во­слав­ные Там­бов­ской епар­хии ве­ли упор­ную борь­бу с об­нов­лен­ца­ми. На пер­вых по­рах об­нов­лен­цам в неко­то­рых го­ро­дах уда­лось за­хва­тить боль­шин­ство хра­мов. В го­ро­де Коз­ло­ве к об­нов­лен­цам ото­шло че­тыр­на­дцать хра­мов, толь­ко два хра­ма оста­лись пра­во­слав­ны­ми. Пра­во­слав­ный на­род, од­на­ко, об­нов­лен­че­ские хра­мы не по­се­щал, а хо­дил в муж­ской Тро­иц­кий мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в трех ки­ло­мет­рах от го­ро­да. По­сле осво­бож­де­ния в 1923 го­ду Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из за­клю­че­ния епар­хи­аль­ный со­вет го­ро­да Коз­ло­ва на­пра­вил в Моск­ву сво­их пред­ста­ви­те­лей с прось­бой на­зна­чить к ним пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея. 26 сен­тяб­ря 1923 го­да прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Коз­лов­ским, ви­ка­ри­ем Там­бов­ской епар­хии и вре­мен­но управ­ля­ю­щим Там­бов­ской епар­хи­ей. По­сле при­ез­да прео­свя­щен­но­го Ди­мит­рия в го­род об­нов­лен­цы при­нес­ли по­ка­я­ние и все хра­мы за ис­клю­че­ни­ем од­но­го пе­ре­шли к пра­во­слав­ным. Прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий слу­жил во всех хра­мах го­ро­да; он был пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком. С те­че­ни­ем вре­ме­ни его по­пуляр­ность сре­ди пра­во­слав­ных все бо­лее воз­рас­та­ла. Об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию в епар­хии гро­зи­ло пол­ное по­ра­же­ние. Упол­но­мо­чен­ный Там­бов­ско­го от­де­ла ОГПУ по Коз­лов­ско­му уез­ду пи­сал: «Во гла­ве ти­хо­нов­ско­го дви­же­ния в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де, а так­же всей Там­бов­ской гу­бер­нии сто­ит епи­скоп Ди­мит­рий, очень хит­рый и осто­рож­ный че­ло­век, поль­зу­ю­щий­ся гро­мад­ней­шим ав­то­ри­те­том сре­ди ве­ру­ю­щих, а в осо­бен­но­сти у ку­ла­ков и тем­но­го эле­мен­та. Епи­скоп Ди­мит­рий очень хит­ро про­во­дит по­ли­ти­ку на­зна­че­ния сво­их по­пов на ме­ста, за­ня­тые по­па­ми-об­нов­лен­ца­ми, то есть по­пу, об­ра­ща­ю­ще­му­ся к нему за на­зна­че­ни­ем, он пред­ла­га­ет ид­ти в се­ло и до­стать от груп­пы ве­ру­ю­щих про­то­коль­ное по­ста­нов­ле­ние о же­ла­нии иметь по­слан­но­го епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем по­па в при­хо­де; ко­неч­но, при та­ком под­хо­де к де­лу по­слан­но­му по­пу ни­че­го не оста­ет­ся де­лать, как ве­сти аги­та­цию про­тив на­хо­дя­ще­го­ся в при­хо­де по­па, об­ви­няя его в ере­ти­че­стве, ком­му­низ­ме и то­му по­доб­ном. Со вре­ме­ни упразд­не­ния Епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния вся пол­но­та вла­сти пе­ре­шла в ру­ки епи­ско­па Ди­мит­рия… ко­то­ро­му… под­чи­ня­ют­ся по­пы, так как ина­че непод­чи­ня­ю­щий­ся при по­мо­щи аги­та­ции по­слан­ных Ди­мит­ри­ем по­пов рис­ку­ет по­те­рять ме­сто и пре­вра­тить­ся в ере­ти­ка. Бла­го­да­ря ав­то­ри­тет­но­сти и по­ли­ти­ке Ди­мит­рия, ти­хо­нов­ское дви­же­ние в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де рас­тет не по дням, а по ча­сам. Гро­мад­ней­шим злом для об­нов­лен­че­ско­го дви­же­ния яв­ля­ют­ся так­же мо­на­хи, на­зна­че­ние ко­то­рых Ди­мит­рий от­ри­ца­ет, ссы­ла­ясь на то, что и здесь он ни при чем, так как мо­на­хи опять-та­ки яв­ля­ют­ся из­бран­ни­ка­ми на­ро­да. Воз­вра­ще­ние Пят­ниц­кой го­ро­да Коз­ло­ва церк­ви по рас­по­ря­же­нию ВЦИКа ти­хо­нов­цам от об­нов­лен­цев да­ло воз­мож­ность еще бо­лее под­нять го­ло­вы ти­хо­нов­цам и еще бо­лее укре­пить свой ав­то­ри­тет, в част­но­сти ав­то­ри­тет епи­ско­па Ди­мит­рия… А все­го ду­хо­вен­ства, по­сле­до­ва­те­лей быв­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, в го­ро­де Коз­ло­ве и уез­де име­ет­ся до 90%. В об­ла­сти ра­бо­ты сре­ди ду­хо­вен­ства на­ми при­ня­ты сле­ду­ю­щие ме­ры: про­из­во­дит­ся… сроч­ный учет все­го ду­хо­вен­ства, при­ни­ма­ют­ся ме­ры к рас­тор­же­нию до­го­во­ров групп ти­хо­нов­ско­го тол­ка в поль­зу об­нов­лен­цев… Пред­по­ла­га­ет­ся со­зда­ние Епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния с рав­ным про­цен­том ти­хо­нов­цев и об­нов­лен­цев…» Ве­ли­ким по­стом 1925 го­да епи­ско­па Ди­мит­рия ста­ли ча­сто вы­зы­вать на до­про­сы в ОГПУ. Ино­гда по­сле до­про­сов он сра­зу шел в храм, где его жда­ли, чтобы на­чать бо­го­слу­же­ние. Вла­сти на­ста­и­ва­ли, чтобы вла­ды­ка по­ки­нул Коз­лов, но он от­ка­зы­вал­ся. Ему ста­ли угро­жать за­клю­че­ни­ем. В кон­це кон­цов он, ссы­ла­ясь на бо­лезнь серд­ца, по­про­сил вла­сти от­пу­стить его в Еги­пет для ле­че­ния. Ему был вы­пи­сан за­гра­нич­ный пас­порт, и он от­пра­вил­ся в ан­глий­ское по­соль­ство в Москве, чтобы по­лу­чить раз­ре­ше­ние на въезд в то­гдаш­нюю ан­глий­скую ко­ло­нию. Бла­го­по­луч­но офор­мив все до­ку­мен­ты, прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий на сле­ду­ю­щий день от­пра­вил­ся в Сер­ги­ев По­сад, чтобы по­про­щать­ся с Алек­сан­дром Дмит­ри­е­ви­чем Са­ма­ри­ным, быв­шим ко­гда-то обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го Си­но­да, с ко­то­рым вла­ды­ка был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях. На пу­ти к до­му Са­ма­ри­на его оста­но­вил вер­хо­вой, и епи­скоп был аре­сто­ван. Из тюрь­мы в Сер­ги­е­вом По­са­де он был от­прав­лен в тюрь­му на Лу­бян­ку в Москве, где про­был неде­лю, а за­тем с при­ка­за­ни­ем ехать в Коз­лов был осво­бож­ден. В Коз­ло­ве его аре­сто­ва­ли и пре­про­во­ди­ли в Там­бов. В Там­бо­ве епи­скоп Ди­мит­рий был осво­бож­ден из тюрь­мы и уехал в Моск­ву, где ему до­ве­лось на все­нощ­ной на­ка­нуне празд­но­ва­ния па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны со­слу­жить Ме­сто­блю­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла мит­ро­по­ли­ту Пет­ру. Для Ме­сто­блю­сти­те­ля это бы­ла по­след­няя служ­ба, через три дня он был аре­сто­ван. В 1926 го­ду епи­скоп Ди­мит­рий слу­жил в мос­ков­ских хра­мах и в Под­мос­ко­вье. В июле 1926 го­да вла­ды­ку вы­звал к се­бе упол­но­мо­чен­ный ОГПУ Туч­ков и по­тре­бо­вал, чтобы он по­ки­нул сто­ли­цу. Со­слав­шись на боль­ное серд­це, вла­ды­ка ска­зал, что уедет в Кис­ло­водск. Пе­ред отъ­ез­дом епи­скоп Ди­мит­рий по­шел к за­ме­сти­те­лю Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му), ко­то­рый, вви­ду чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств по управ­ле­нию Цер­ко­вью в усло­ви­ях бес­пре­стан­ных го­не­ний, раз­де­лил Став­ро­поль­скую епар­хию на две и по­ру­чил епи­ско­пу Ди­мит­рию управ­ле­ние но­во­со­здан­ной Пя­ти­гор­ской епар­хи­ей. Вла­ды­ка по­се­лил­ся в Кис­ло­вод­ске, где сни­мал ком­на­ту в рай­оне, ко­то­рый на­зы­вал­ся Ря­бо­ва Бал­ка, на окра­ине го­ро­да за же­лез­но­до­рож­ным вок­за­лом, непо­да­ле­ку от Пан­те­ле­и­мо­нов­ской церк­ви, в ко­то­рой он ча­сто слу­жил. 14 ап­ре­ля 1932 го­да епи­скоп Ди­мит­рий был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па. 23 мар­та 1934 го­да на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Мо­жай­ским, ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии. В Москве вла­ды­ка по­се­лил­ся в сто­рож­ке при Ильин­ской церк­ви на Боль­шой Чер­ки­зов­ской ули­це, где и жил до аре­ста. Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий был аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые 9 ок­тяб­ря бы­ли оформ­ле­ны в ви­де про­то­ко­ла и под­пи­са­ны ар­хи­епи­ско­пом. Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий не при­знал се­бя ви­нов­ным и не со­гла­сил­ся ко­го‑ли­бо ого­во­рить. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих за­яв­ля­ли о том, что в СССР су­ще­ству­ют го­не­ния на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство. Вы это под­твер­жда­е­те? – спро­сил сле­до­ва­тель. – Я это не под­твер­ждаю, и об этом я ни­ко­му не за­яв­лял, – от­ве­тил ар­хи­епи­скоп. – След­ствию из­вест­но о том, что вы рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, что яко­бы мит­ро­по­лит Петр рас­стре­лян со­вет­ской вла­стью. От­ку­да вам это из­вест­но? – Мне из­вест­но от мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) о том, что мит­ро­по­лит Петр в де­каб­ре 1936 го­да умер в ссыл­ке, а о рас­стре­ле его я ни от ко­го не слы­шал и та­ких слу­хов не рас­про­стра­нял. Вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем бы­ли аре­сто­ва­ны ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, мо­нах Вар­ла­ам (Ефи­мов), ино­ки­ня Та­тья­на (Бес­фа­миль­ная), ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ам­вро­сий (в ми­ру Алек­сей Ани­ке­е­вич Аста­хов) ро­дил­ся в 1860 го­ду в се­ле Бо­ри­сов­ка Ле­бе­дян­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. До 1925 го­да он жил в мо­на­сты­ре, а по­сле его за­кры­тия – в раз­ных се­лах Мос­ков­ской об­ла­сти, в част­но­сти в се­ле Ак­си­ньи­но Крас­но­гор­ско­го рай­о­на, и ду­хов­но окорм­лял мо­на­хинь и по­слуш­ниц Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря. – Кто и в ка­ких це­лях вас по­се­щал на квар­ти­ре? – спро­сил сле­до­ва­тель. – Ме­ня по­се­ща­ли мои по­чи­та­те­ли, ко­то­рые об­ра­ща­лись ко мне за раз­лич­ны­ми со­ве­та­ми, – от­ве­тил ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий. – Ка­кие со­ве­ты вы да­ва­ли сво­им по­чи­та­те­лям? – Я да­вал со­ве­ты толь­ко по во­про­сам се­мей­ной жиз­ни. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сво­их по­чи­та­те­лей об­ра­ба­ты­ва­ли в ан­ти­со­вет­ском ду­хе. Вы это под­твер­жда­е­те? – Да, я дей­стви­тель­но го­во­рил, что со­вет­ская власть на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство устра­и­ва­ет го­не­ния, го­во­рил, что со­вет­ская власть есть власть ан­ти­хри­ста, по­слан­ная в на­ка­за­ние на­ро­ду за гре­хи. – Из­ло­жи­те ва­ши взгля­ды на со­вет­скую власть. – К со­вет­ской вла­сти я от­но­шусь враж­деб­но, счи­таю, что со­вет­ская власть раз­ру­ша­ет хра­мы, ссы­ла­ет со­вер­шен­но без­вин­ное ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих. По сво­им убеж­де­ни­ям я яв­ля­юсь мо­нар­хи­стом, а со­вет­скую власть я рас­смат­ри­ваю как вре­мен­ное яв­ле­ние… Лю­ди в Рос­сии, ко­то­рые по сво­ей глу­по­сти сверг­ли ца­ря, сей­час в этом рас­ка­и­ва­ют­ся, по­то­му что ви­дят очень мно­го неспра­вед­ли­во­сти от со­вет­ской вла­сти, че­го не бы­ло при ца­ре.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Па­хо­мий (в ми­ру Па­вел Аки­мо­вич Тур­ке­вич) ро­дил­ся в 1864 го­ду в ме­стеч­ке Ми­ля­но­ви­чи Ко­вель­ско­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье куз­не­ца. Под­ви­зал­ся в Зла­то­устов­ском мо­на­сты­ре до его за­кры­тия в 1923 го­ду. В кон­це два­дца­тых – на­ча­ле трид­ца­тых го­дов, бу­дучи в пре­клон­ных ле­тах, жил в Москве у сво­их ду­хов­ных де­тей. – Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти, – спро­сил сле­до­ва­тель игу­ме­на Па­хо­мия во вре­мя до­про­са. – Я со­вет­скую власть счи­таю вла­стью ан­ти­хри­ста, ко­то­рая по­сла­на Бо­гом на­ро­ду в на­ка­за­ние.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 3 сен­тяб­ря 1888 го­да в го­ро­де Москве в се­мье слу­жа­ще­го Та­ган­ской тюрь­мы Се­ме­на Хре­но­ва. Се­мья бы­ла очень ре­ли­ги­оз­ная и бла­го­че­сти­вая. Иван с ран­не­го дет­ства хо­дил мо­лить­ся в Но­воспас­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный непо­да­ле­ку от до­ма, где они жи­ли. Со вре­ме­нем он стал петь на кли­ро­се вме­сте с мо­на­ха­ми и на неко­то­рых бо­го­слу­же­ни­ях был чте­цом. В 1907 го­ду Иван Се­ме­но­вич окон­чил пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут, но учи­те­лем не стал; он не по­чув­ство­вал в се­бе при­зва­ния к этой про­фес­сии и уви­дел, что стал­ки­ва­ет­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми в объ­яс­не­нии де­тям учеб­но­го ма­те­ри­а­ла. Он сна­ча­ла устро­ил­ся бух­гал­те­ром в Та­ган­скую тюрь­му, а за­тем иерос­хи­мо­нах Ари­сто­клий, с ко­то­рым Иван Се­ме­но­вич был хо­ро­шо зна­ком, по­мог ему устро­ить­ся бух­гал­те­ром в Мос­ков­ский ку­пе­че­ский банк. В 1911 го­ду Иван Се­ме­но­вич же­нил­ся на де­ви­це Ев­до­кии. Она бы­ла из бла­го­че­сти­вой се­мьи и при­хо­жан­кой Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря, где они по­зна­ко­ми­лись. По­сле на­цио­на­ли­за­ции в 1917 го­ду бан­ков Иван Се­ме­но­вич стал ра­бо­тать бух­гал­те­ром в го­судар­ствен­ных учре­жде­ни­ях го­ро­да Моск­вы. По­сле за­кры­тия Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря он, как и все при­хо­жане мо­на­сты­ря, на­чал хо­дить в рас­по­ло­жен­ный ря­дом с оби­те­лью храм Со­ро­ка му­че­ни­ков; там ему пред­ло­жи­ли при­нять сан диа­ко­на. Вы­бор был очень се­рьез­ным, и Иван Се­ме­но­вич от­пра­вил­ся в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ма­ро­сей­ке к про­то­и­е­рею Алек­сию Ме­че­ву, чтобы по­со­ве­то­вать­ся с ним и взять бла­го­сло­ве­ние. Отец Алек­сий бла­го­сло­вил, и в 1921 го­ду епи­скоп Ве­рей­ский Ила­ри­он (Тро­иц­кий) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на ко хра­му Со­ро­ка му­че­ни­ков. При хра­ме то­гда еще су­ще­ство­ва­ла вос­крес­ная шко­ла, ко­то­рой диа­кон Иоанн стал ру­ко­во­дить. Про­слу­жил он здесь око­ло го­да; в хра­ме в это вре­мя на­ча­лись рас­при, и он ушел из него. За­тем слу­жил неко­то­рое вре­мя в Тро­иц­ком хра­ме в Ко­тель­ни­ках. Во вре­мя слу­же­ния в хра­ме Со­ро­ка му­че­ни­ков и в Тро­иц­ком хра­ме диа­кон Иоанн про­дол­жал ра­бо­тать бух­гал­те­ром. Се­мья от­ца Иоан­на, со­сто­яв­шая из су­пру­ги и до­че­ри, бы­ла друж­ной; все сво­бод­ное вре­мя в буд­ни они по­свя­ща­ли чте­нию ду­хов­ных книг, и в осо­бен­но­сти жи­тий свя­тых, чи­тая жи­тия на каж­дый день. В вос­крес­ные дни и в празд­ни­ки и при лю­бой воз­мож­но­сти они шли в храм. В на­ча­ле 1930 го­дов от­ца Иоан­на вы­зва­ли в ОГПУ и ска­за­ли ему: – Вы хо­ро­ший ра­бот­ник, мы про­ве­ри­ли вас, мы пред­ла­га­ем вам ра­бо­тать у нас аген­том, со­об­щать нам обо всех, кто с ва­ми ра­бо­та­ет. Отец Иоанн от­ве­тил на это: – Я не мо­гу это­го де­лать, по­то­му что на мне сан диа­ко­на. – А вы сни­ми­те с се­бя сан диа­ко­на. – Бог дал, Бог с ме­ня сни­мет, – от­ве­тил отец Иоанн. Со­труд­ни­ки ОГПУ не ста­ли бо­лее на­ста­и­вать, и один из них ска­зал: – Нам бы по­боль­ше та­ких стой­ких лю­дей. В 1937 го­ду на диа­ко­на Иоан­на до­нес­ли, что его квар­ти­ру по­се­ща­ет мно­го ду­хо­вен­ства, и к нему при­шли сде­лать обыск и аре­сто­вать. Во вре­мя обыс­ка у него на­шли справ­ку, что он ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. «Ну, вот еще од­но де­ло», – удо­вле­тво­рен­но ска­зал один из обыс­ки­вав­ших. На до­про­сах отец Иоанн под­твер­дил, что он до се­го вре­ме­ни но­сит сан диа­ко­на и не же­ла­ет с се­бя сни­мать сан. А что ка­са­ет­ся об­ви­не­ний в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, то в этом он ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­ла­ам (в ми­ру Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич Ефи­мов) ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1903 го­да в се­мье бла­го­че­сти­вых мос­ков­ских жи­те­лей Се­ва­стья­на и Мав­ры Ефи­мо­вых. Ра­бо­тал ку­рье­ром в 33-м от­де­ле­нии ми­ли­ции. В 1935 го­ду он тай­но при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Вар­ла­ам. Он был аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да. Его об­ви­ни­ли в том, что он, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти, сре­ди окру­жа­ю­щих про­во­дил си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Свою квар­ти­ру он предо­ста­вил для со­вер­ше­ния тай­ных бо­го­слу­же­ний и ноч­ле­га воз­вра­тив­ше­му­ся из ссыл­ки ду­хо­вен­ству. В 1935 го­ду он при­нял по­стри­же­ние в тай­ное мо­на­ше­ство, к че­му скло­нял и дру­гих сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков». Сле­до­ва­тель спро­сил его, как в его квар­ти­ру по­па­ло свя­щен­ни­че­ское об­ла­че­ние. Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич от­ве­тил, что оно остав­ле­но иерос­хи­мо­на­хом Ари­сто­кли­ем, ко­то­ро­го глу­бо­ко по­чи­та­ла вся его се­мья и ко­то­рый несколь­ко раз со­вер­шал мо­леб­ны в их квар­ти­ре. Но «в дан­ное вре­мя его нет в жи­вых, так как он умер лет пять то­му на­зад», – по­яс­нил Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич. Ви­нов­ным он се­бя ни в чем не при­знал. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­ха Вар­ла­а­ма (Ефи­мо­ва) к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в Лок­чим­лаг в Ко­ми об­ласть, где вско­ре скон­чал­ся.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ти­а­на (Та­тья­на Ни­ко­ла­ев­на Бес­фа­миль­ная) ро­ди­лась 10 ян­ва­ря 1866 го­да в Москве. В воз­расте пя­ти лет она бы­ла от­да­на ма­те­рью в при­ют Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря, где про­жи­ла до са­мо­го его за­кры­тия в 1923 го­ду, не вы­хо­дя все это вре­мя за пре­де­лы оби­те­ли. Под­ви­за­ясь на раз­лич­ных по­слу­ша­ни­ях, она окон­чи­ла в мо­на­сты­ре цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1920 го­ду Та­тья­на при­ня­ла ино­че­ский по­стриг. По­сле за­кры­тия оби­те­ли и до са­мо­го сво­е­го аре­ста она жи­ла в квар­ти­ре непо­да­ле­ку от мо­на­сты­ря, про­дол­жая со­вер­шать свой ино­че­ский по­двиг, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ру­ко­де­ли­ем и ши­тьем. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла.

Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 ян­ва­ря 1892 го­да в се­ле Сос­нов­ка Мор­шан­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на Алек­сандра Рей­на. По рож­де­нию Алек­сандр Рейн был прус­ским под­дан­ным, при­е­хав­шим в Рос­сию в ка­че­стве управ­ля­ю­ще­го име­ни­ем, но в 1903 го­ду он при­нял рус­ское под­дан­ство. В 1911 го­ду Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич окон­чил гим­на­зию Крей­ма­на, а в 1918 го­ду – сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­сти­тут. С 1920 по 1930 год он ра­бо­тал на­уч­ным со­труд­ни­ком Ти­ми­ря­зев­ской ака­де­мии в Москве, а за­тем, по день сво­е­го аре­ста, – в ин­сти­ту­те овощ­но­го хо­зяй­ства. Во вре­мя го­не­ний на Цер­ковь от без­бож­ной вла­сти он при­ютил в сво­ем до­ме афон­ско­го иеро­мо­на­ха Ила­ри­о­на (Гро­мо­ва) и ока­зы­вал ему ма­те­ри­аль­ную по­мощь. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию. Вы это под­твер­жда­е­те? – Я не от­ри­цаю, что го­во­рить о су­ще­ству­ю­щем го­не­нии на ре­ли­гию мог, но про­во­ка­ци­он­ных слу­хов сре­ди ве­ру­ю­щих не рас­про­стра­нял, – от­ве­тил Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что на квар­ти­ре у вас и зна­ко­мых вам при­хо­жан про­из­во­ди­лось тай­ное бо­го­слу­же­ние. Под­твер­жда­е­те ли это? – Тай­но­го бо­го­слу­же­ния ни у ме­ня, ни у близ­ких свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на не бы­ло. Я не от­ри­цаю, что бо­го­слу­же­ния на квар­ти­ре у ме­ня и зна­ко­мых про­во­ди­лись, но это бы­ло свя­за­но с вы­пол­не­ни­ем ря­да ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов (по­хо­рон, празд­нич­ных мо­леб­нов и про­че­го). – Ва­ши убеж­де­ния и взгля­ды на со­вет­скую власть. – Со­вет­скую власть я счи­таю за­кон­ной вла­стью, но она не счи­та­ет­ся с ми­ро­воз­зре­ни­ем ве­ру­ю­щих, она бо­рет­ся с ре­ли­ги­ей и Цер­ко­вью как с контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми…

Му­че­ни­ца Ма­рия (Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на Вол­ну­хи­на) ро­ди­лась 3 мар­та 1876 го­да в Москве в се­мье тор­гов­ца. Она вы­шла за­муж за фаб­ри­кан­та Ива­на Ге­ра­си­мо­ви­ча Вол­ну­хи­на. Оба бы­ли глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми людь­ми, для ко­то­рых ве­ра бы­ла глав­ной цен­но­стью и со­дер­жа­ни­ем жиз­ни. Вско­ре по­сле ре­во­лю­ции Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на по­те­ря­ла му­жа. В 1927 го­ду все ее иму­ще­ство бы­ло на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но. В 1932 го­ду Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на бы­ла при­го­во­ре­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, в го­род Кот­лас, но вско­ре от­ту­да уеха­ла и с это­го вре­ме­ни на­ча­ла стран­ство­вать, не имея опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства. Сре­ди ве­ру­ю­щих по­чи­та­лась за по­движ­ни­че­скую жизнь и про­зор­ли­вость. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, она не при­зна­ла се­бя ви­нов­ной. – На ка­кие же сред­ства вы су­ще­ство­ва­ли? – спро­сил ее сле­до­ва­тель. – Я су­ще­ство­ва­ла на сред­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ла от ни­щен­ства. – Где вы про­жи­ва­ли по­сле ва­ше­го воз­вра­ще­ния из ссыл­ки? – Опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства я не име­ла, про­жи­ва­ла у сво­их зна­ко­мых, на­звать ко­то­рых я от­ка­зы­ва­юсь.

Му­че­ни­ца На­деж­да ро­ди­лась в 1877 го­ду в де­ревне Го­ло­вен­щи­цы Свер­жен­ской во­ло­сти Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гри­го­рия Аж­ге­ре­ви­ча. Она бы­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, име­ла бла­го­сло­ве­ние на при­ня­тие мо­на­ше­ства, но при­нять по­стриг не успе­ла. До­ма сво­е­го не име­ла и жи­ла у мо­на­хинь за­кры­тых мо­на­сты­рей в Москве и Мос­ков­ской об­ла­сти. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла. – Чем вы за­ни­ма­лись и на ка­кие сред­ства су­ще­ство­ва­ли? – спро­сил сле­до­ва­тель. – Я на­хо­жусь без опре­де­лен­ных за­ня­тий, бро­дяж­ни­чаю и за­ни­ма­юсь ни­щен­ством. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих про­из­во­ди­ли де­неж­ные сбо­ры для ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи вы­слан­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Вы это под­твер­жда­е­те? – Я не от­ри­цаю то­го, что ока­зы­ва­ла ма­те­ри­аль­ную по­мощь аре­сто­ван­ным из тех средств, кои мне уда­ва­лось со­брать. – Вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­ло­де? – Я это­го не го­во­ри­ла, без ме­ня все ви­де­ли, как у церк­вей си­де­ли го­лод­ные, при­е­хав­шие с Укра­и­ны, ко­то­рые про­си­ли се­бе на про­пи­та­ние. – Вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство? – Да, я го­во­ри­ла, что со­вет­ская власть аре­сто­вы­ва­ет без­вин­ных лю­дей, бес­чин­ству­ет и рас­стре­ли­ва­ет без­вин­ный на­род. – На­зо­ви­те сво­их по­чи­та­те­лей, ко­то­рые вам предо­став­ля­ли ноч­лег. – Ноч­лег я по­лу­ча­ла от сво­их по­чи­та­те­лей, но их фа­ми­лии и адре­са мне неиз­вест­ны. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных к рас­стре­лу. 21 ок­тяб­ря ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, ино­ки­ня Та­ти­а­на (Бес­фа­миль­ная) и ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич бы­ли рас­стре­ля­ны на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 129-149.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. 20816. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 320. ГАТО. Ф. Р518, оп. 1, д. 230. Спра­воч­ная и па­мят­ная книж­ка по Там­бов­ской епар­хии на 1893 год. Коз­лов, 1893. Со­став Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Все­рос­сий­ско­го Си­но­да и Рос­сий­ской Цер­ков­ной иерар­хии на 1917 год. Пет­ро­град, 1917. Мос­ков­ский жур­нал. 1991, № 12. За Хри­ста по­стра­дав­шие. Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 1917-1956. Кн. 1. М., 1997. Ар­та­мо­нов В.Б. Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов, 1864-1937): ма­те­ри­а­лы к жиз­не­опи­са­нию. Ру­ко­пись. 1998. Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игу­мен. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Кн. 5. Тверь, 2001.

Ис­точ­ник: https://www.fond.ru/

Обычаи праздника

В этот праздник необходимо посетить церковь и прослушать соответствующую литургию. Помолиться святым мученицам и поставить две свечи возле иконы, третью отнести домой. Просят у мученицы Надежды защиты, здоровья и благополучия.

В народе считалось, что в этот день любая девушка должна была начать утро с плача. Этим и объясняется второе название праздника – «плач всех баб». Грустя и плача, каждая девушка отдавала дань мученицам: святым Вере, Надежде, Любови и Софии.

В праздник нужно было испечь каравай, по центру которого поставить свечу. А во время принятия пищи, желательно за ужином, поставить приготовленное изделие в середине стола. Считалось, что так София с дочерьми сможет уберечь семью от нечистой силы и зла.

Какого числа именины у Надежды? Надежда Аббакумова (14 марта)

По церковному календарю Надежда празднует свой день ангела 4 раза в год: 14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября. Святыми покровителями имени являются четыре мученицы, которые жили в разное время и которых церковь вспоминает именно в эти дни.

В марте, 14 числа, именины отмечает женщина, названная в честь Надежды Аббакумовой. Она была простой крестьянкой, на долю которой пришлись суровые испытания. Но женщина не потеряла веру в Бога, а пронесла ее через всю свою жизнь, приняв в конце своего земного пути мученическую смерть.

Надежда Аббакумова родилась в крестьянской семье в одном из сел Московской губернии в 1880 году. В 19 лет вышла замуж, родила четверых детей. Во время революции Надежда овдовела. Ей пришлось в одиночку ставить на ноги детей. В это же время начались гонения на церковь, но Надежда Аббакумова оставалась истинной христианкой. В 1928 году она была выбрана церковной старостой, собирала деньги и продукты питания для священника и уплаты налогов.

Надежда Аббакумова была арестована 2 марта 1938 года, поскольку, по мнению следствия, проводила антисоветскую агитацию, а 14 марта расстреляна. Как раз в этот день и отмечаются именины Надежды по церковному календарю. А в 2000 году женщина была причислена к лику российских новомучеников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]