Давно хотела посетить Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, о котором много слышала и читала, да как-то не получалось. Однако по счастливой случайности поездка все же состоялась — спасибо председателю городского общества инвалидов по зрению Татьяне Бганиной. Активисты общества в один из сентябрьских дней совершали туда однодневный тур, и она пригласила меня присоединиться. Что я с удовольствием и сделала. Хотелось хоть чуть-чуть — как говорится, с краешку — вникнуть в смысл монастырской жизни. Честно говоря, думала не заходить в церковь, а просто встретиться с кем-то из монахов, походить по территории, рассмотреть останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, то есть все то, что еще не отреставрировано. Но в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели. Говорят, что, приложившись к мощам, можно исцелить любой недуг.
Свято-Успенский мужской монастырь в зауральском городе Далматово — уникальный православный памятник архитектуры федерального значения, единственный в своем роде комплекс на всем Среднем и Южном Урале. Основан он был в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697). До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. Но в период советской эпохи монастырь хоть и не был полностью разрушен, однако его тоже постигла участь многих святых мест.
Кое-что из истории
Далматово — небольшой зауральский город. Интересен он тем, что здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматово всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем, раскинувшимся на левом берегу реки Исети.
Монастырь был основан еще в 1644 году потомком одного из казаков дружины легендарного Ермака – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он выбрал себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу назвали селом Николаевским.
Монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель. С 1707 по 1720 год здесь построили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор.
В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. Например, в феврале 1774 года, когда практически весь Урал был охвачен «пугачевщиной», к стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около четырехсот. За стенами монастыря прятались и жители села. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями. Пугачевцы отступили. А уже после подавления смуты, в 1881 году, императрица Екатерина II за мужество в отстаивании монастыря пожаловала селу Николаевскому титул уездного города Далматово.
Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. Однако мы еще вернемся к его богатой и по-своему трагической истории, а пока экскурсионный автобус, проехав по центральной улице города, подвез нас к северным монастырским воротам.
История[править]
Прп. Далмат широко почитается на Урале и в Сибири. Его иконы, частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской и других епархий. С 1871 года в монастыре велись записи чудес по молитвам преподобного, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких свидетельств начала ХIX века.
Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.
Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.
Далматовский Успенский мужской монастырь, снимок в журнале
Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.
В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами — во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями — сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.
В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год — Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.
Далматовский Успенский мужской монастырь, вид сверху
Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли — богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.
Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им «льготы» и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками — конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.
Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию. Но были у монастыря и трудные времена.
После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.
Далматовский Успенский мужской монастырь, так выглядела обитель
После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита — «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.
Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами — двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.
Внутренний двор, вид на юго-западную башню
Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.
В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.
После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан — . Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.
Братия монастыря
В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского — местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т.ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.
В трапезной
Территория монастыря показалась довольно обширной, но странным образом безлюдной. Впрочем, судя по изредка встречающимся и спешащим куда-то людям в монашеской рясе и без таковой, жизнь здесь идет своим чередом. Встретили нас приветливо, в сопровождающие дали симпатичного рослого монаха лет тридцати пяти от роду. Он попросил обращаться к нему брат Никита. Первым делом наш «гид» повел нас… в трапезную — приближалось время обеда.
У двухэтажного здания с высоким крыльцом собрались люди. Монахов среди них я не увидела — по-видимому, либо они были уже внутри, либо в трапезную заходят с другого входа. Наша группа состояла в основном из женщин, а вот население монастыря почти сплошь мужское, что, впрочем, не удивительно — ведь монастырь мужской. Оказалось, кроме монахов и послушников здесь обитают и просто служащие, и так называемые трудники, но о них расскажу чуть позже.
Трапезная, как пояснил брат Никита, и до революции была таковой, только одноэтажной, а второй этаж был маленький — скорее надстройка, где размещался архиерейский покой. Сегодня трапезная занимает второй этаж, а на первом разместился столярный цех: для храма и монастыря все столярные изделия делаются своими руками. Наверху сохранилась деревянная башня, которая исстари выполняла роль смотровой. Ведь вплотную к территории монастыря, метрах в двадцати от забора, протекает река Исеть, по которой раньше и шло все основное движение транспорта. С башни за ним велось наблюдение.
В обеденный зал первыми входят мужчины, потом уже запускают женщин. Все вошедшие в полном молчании стоят за длинными столами в ожидании короткой молитвы, которую перед каждой трапезой читают монахи (и после трапезы — тоже). Кстати, хотя мясного на столе мы не увидели, еда оказалась очень вкусной — грибной суп-пюре, гречневая каша, салаты из овощей и даже десерт в виде кусочков дыни.
После сытного обеда брат Никита провел нас по территории монастыря. Эта экскурсия оказалась весьма интересной и познавательной.
В стадии восстановления
Свято-Успенский Далматовский монастырь представляет собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль сооружений постройки XVIII-XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Общая площадь монастыря в пределах стен составляет 4 гектара. После советских десятилетий забвения монастырь в 1992 году был вновь передан Русской Православной церкви. В настоящее время он является действующим, хотя многие постройки находятся в неудовлетворительном состоянии, ведутся восстановительные и реставрационные работы. К настоящему времени восстановлены Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).
Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор, построенный в честь Успения Божией Матери. Это самый первый на Урале и в Сибири каменный собор. Сооружению триста лет, и, как выразился брат Никита, «если бы его не трогали, он простоял бы еще триста». Теперь же на его восстановление необходимы огромные средства. Есть надежда, что они, средства, найдутся, ведь монастырь признан архитектурным памятником федерального значения. На каждом его здании лежит печать эпохи, печать таланта многих поколений их создателей. В монументальных монастырских постройках воплотилось искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников…
Наш гид показал полуразрушенное здание первого на Урале духовного училища, некогда богатейшей монастырской библиотеки. Очень медленно, но все же идет восстановление братского корпуса. Сегодня же братия обитает в здании рядом с трапезной. Оно сохранилось потому, что в советские годы здесь располагалось заводоуправление. В настоящее время в братии 20 человек: 15 монахов и 5 послушников. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов).
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, свечной цех, сырный цех (а значит, есть и стадо коров), швейная мастерская, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудники. Кто такие трудники, спросили мы у брата Никиты. На что тот ответил:
— Эти люди трудятся во славу Божью, за кров и пищу. Любой человек может приехать в монастырь, попроситься жить и, если благословят, остаться. Это нормально, потому что каждый может запутаться в этой жизни. А здесь есть время разобраться в себе, подумать о Боге и о душе. Уйти от суеты и соблазнов, понять, для чего создан человек. Я сам в свое время был трудником.
Среди трудников разные люди — и отсидевшие, и те, кому жить негде. Конечно, в отличие от монахов, они могут в любое время покинуть стены обители, только большинству из них просто некуда идти, а здесь — и кров, и пища. В том числе духовная, столь необходимая всем нам.
Звонница недалеко от северных ворот
Территория монастыря занимает 4 га
Древние стены монастыря — с бойницами для ружей
Успенский собор в советские годы был разрушен и требует реставрации
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Первоначально в Д. м. были построены деревянные часовня и кельи. В 1651 г. во время набега калмыков постройки были сожжены, вскоре возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Согласно описанию, Успенская ц. «мерою от царских врат до церковных дверей в полтреть в сажень, в ширину три сажени с аршином, в высоту до подволоки полторы сажени. Святой алтарь — полторы сажени в длину и три в ширину» (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-4 об.). Над вост. св. вратами в 1673 г. была построена и в 1683 г. по благословению митр. Сибирского Павла освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Монастырь был укреплен острогом с дозорными башнями. По описанию 1691 г., в ограде располагались также кельи (игуменская, старца Далмата, 4 братские), хлебная, поварня, квасная, солодовая, кожевня, погреб большой, «рублен на двое», погреб теплый, амбары «для пшеничной муки, ржаной, овсяной и для толкна», амбары «для пшеницы, овса, ячменю, семени коноплянаго», «амбарец малой для солоду» и ряд хозяйственных построек, за оградой находились кузница, конский и коровий дворцы (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3243. Л. 177 об.- 179).
Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1707–1719 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1707–1719 гг. Фотография. Кон. XIX в.
Почти все деревянные постройки мон-ря были уничтожены пожарами 1707 и 1708 гг. На месте Успенского храма «в спешном порядке» (1709) была возведена брусчатая часовня над захоронением прп. Далмата: «Мерою внутрь оная часовня в длину четыре сажени, в широту две сажени и два аршина, крыта тесом на два ската» (Там же. Д. 157. Л. а). В часовне находились реликвии, по преданию, принадлежавшие основателю мон-ря,- шлем, кольчуга (в наст. время в Свердловском обл. краеведческом музее) и схимническое облачение. В 1871 г. в связи со строительством каменной Скорбященской ц. часовня была перенесена на монастырскую заимку.
Сохранившийся комплекс построек был сформирован в основном в 1707-1760-х гг. Д. м. являлся первой по времени возведения каменной обителью на Урале и в Сибири и крупнейшим каменным ансамблем после тобольского кремля. В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — ц. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.
Успенский собор (верхний престол — в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний — Рождества Христова) — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике.
Благословение на строительство собора было дано в 1704 г. В дек. 1705 г. был заключен подрядный договор с подмастерьем Иваном Борисовым Сорокой, ярославцем, работавшим в составе московской артели в Верхотурье, затем в Тюмени. Фундаменты каменного собора были заложены летом 1707 г. восточнее сгоревшего в январе того же года деревянного соборного храма. В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней ц. Рождества Христова (освящена 9 дек. 1711) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710). Возведение верхней Успенской ц. началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 авг. 1720). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на гос. средства. Архитектура храма дошла до наст. времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.
Нижний храм Рождества Христова — 4-столпный, 2-светный, с 3-частным алтарем и полуциркульными в плане апсидами. С запада к нему примыкает одностолпная трапезная, расширенная к югу, еще западнее — паперть с колокольней (не сохр.) над ней. С севера к основному объему нижнего храма пристроен придел св. Димитрия Прилуцкого с полуциркульной апсидой и трапезной, узкая зап. паперть придела соединена проходом с сев. стеной трапезной храма Рождества Христова. Придел был перекрыт коробовым сводом, его трапезная — сомкнутым. Впосл. здесь было устроено погребение архим. Исаака.
Верхняя Успенская ц. размещена точно над нижней, ее небольшая 5-гранная апсида — над зап. частью алтаря нижнего храма, с к-рым она соединяется внутристенной лестницей. Успенский храм — бесстолпный, 5-главый, с боковыми главами на световых люкарнах, расположенными по сторонам света. Люкарны включены в своеобразные фронтоны, построенные по принципу разорванного завиткового очелья. Между верхней церковью и колокольней находилась узкая деревянная паперть с кровлей на каменных столбах. Сев. и юж. двери вели из храма и с паперти на гульбище, устроенное на сводах трапезной нижнего храма, а также на сводах придельной паперти и трапезной (с севера) и балконе-галерее (с юга). С сев.-зап. стороны храма находилось каменное крыльцо (перестраивалось, разрушено в 20-х гг. XX в.) с 2-пролетной деревянной лестницей, ведшей на паперть верхнего храма. Шатровая колокольня высилась над каменной палаткой-книгохранилищем, устроенной над зап. папертью.
В декоре наряду с нарышкинскими формами, известными по декору храмов в Верхотурье (3/4-ными колоннами с «коринфскими» капителями (апсиды), карнизами из кронштейнов-кубиков, завитковыми наличниками, имеющими сильно закрученные концы (летний храм) либо соединенными горизонтальной перемычкой (зимний храм)), присутствуют элементы узорочья, характерные для Соликамска: «жучковый» орнамент во фризе, наличники с 3-лопастными очельями, профилированные лопатки с вставками-ширинками («изразец» выполнен в кирпиче). Принцип соединения по вертикали обрамляющих окна нижнего храма колонок, а также формы разделяющих его фасады на «прясла» полуколонок с пальмовидными завершениями напоминают о мотивах архитектуры Левобережной Украины.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в.
Объемно-пространственное построение собора Д. м.- двусветность нижнего храма, его сочетание с бесстолпным верхним — уникально. Объяснить эти особенности можно, если предположить, что он задумывался как традиц. для ХVII в. одноэтажный 4-столпный собор, а решение о возведении верхнего храма было принято в процессе строительства. Единственный пример 2-этажного столпного храма — Спасо-Преображенский собор в Тамбове (верхний храм здесь 6-столпный, как и нижний), и его композиция возникла из-за изменения замысла в процессе строительства. Верхний храм Д. м. в большей степени, чем нижний, ориентирован на новый, нарышкинский стиль: вместо полуциркульных апсид граненые, венчание сделано по образцу собора Cв. Троицы в Верхотурье (1703-1709).
Архитектура собора Д. м. претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти 2-го этажа была возведена крестообразная трапезная. В 70-х гг. XVIII в. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причем по углам четверика были поставлены 4 дополнительные главки. В 1769-1774 гг. была построена 9-главая барочная Покровская ц. в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Зап. Сибири, и, вероятно, именно под ее влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, укр. типа) были заменены девятиглавием.
В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохр.). В 1752-1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766-1768 гг.- его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г.- иконостас придела прп. Димитрия Прилуцкого (худож. Асламов). В 1771-1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме. Менее ответственные художественные, а также столярные работы выполняли местные мастера, из к-рых выделяется иером. Владимир.
В 1812 г. в юж. части трапезной ц. Рождества Христова была освящена придельная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1852 г. пожар вновь уничтожил деревянные элементы собора, также сильно повредил каменные. Восстановление собора было произведено со значительными коррективами: к 1854 г. вместо 9-главого было восстановлено 5-главое венчание храма, в 1856-1859 гг. вместо деревянной на 2-м этаже была возведена каменная трапезная (в ней разместили придел в честь Рождества Пресв. Богородицы) в формах, имитирующих архитектуру собора нач. XVIII в.; была «обстроена» колокольня.
В 1932 г. были уничтожены все венчающие части собора и колокольня, после размещения здесь в 1945 г. собор был надстроен.
Каменные крепостные стены с воротами и бастионами возводили с 1713 г. К 1730 г. была в основном окончена вост. часть монастырских стен, в 1731-1763 гг. проводились работы в западных. В плане монастырские стены образуют неправильный шестиугольник. Входы в мон-рь были ориентированы по сторонам света, причем св. врата (20-е гг. XVIII в.) находились на углу, образованном сев.-вост. и юго-вост. стенами. Юж. стену фланкируют башни типа восьмерик на четверике с каменными шатрами (юго-вост. башня окончена к 1730, юго-зап. строилась с 1731). Сев.-вост. угол в 20-х гг. XVIII в. был оформлен бастионом, на углу, образованном зап. (разобрана в 1951) и сев.-зап. стенами, находился т. н. Красный бастион с невысоким восьмериковым завершением (разрушен в 1951). Некоторые участки стены включали жилые и служебные помещения; к кон. XVIII в. в юж. и зап. стены были встроены настоятельские, братские, т. н. мастеровые, помещения в 1-2 этажа.
Строительством монастырских зданий занималась местная артель, сформировавшаяся еще в период возведения собора. Из-за перебоев в поступлении средств на затянувшееся строительство в Д. м. мастера артели часто отъезжали в разные сибир. города. В 30-60-х гг. XVIII в. упоминается об участии далматовских мастеров в работах в Тобольске, Верхотурье, Н. Тагиле, Екатеринбурге, Кондинском мон-ре на Оби, а также в Енисейске; можно предполагать их участие в строительстве соборных церквей в Красноярске и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Частично сохранилась ц. свт. Николая Чудотворца бывш. подмонастырского с. Николаевского (совр. г. Далматово; заложена в 1753, освящена в 1763, сев. придел — во имя Трех святителей, 1771-1776), декор к-рой точно повторяет выразительные формы нижней части собора (колонки с пальмовидным завершением и др.). Своеобразна и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Широковском (1784-1793) недалеко от Далматова, где, несмотря на позднюю дату постройки, воспроизведены в миниатюре не только декоративные формы, но и венчание Успенского собора Д. м.
Над вост. св. вратами не ранее 1722 г. была заложена ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена в 1778). В 1810-1812 гг. она была разобрана, ее престол перенесен в трапезную нижней соборной церкви. Над сев., главными вратами мон-ря в нач. XIX в. была освящена новая Иоанно-Богословская ц. (1917; к 2007 отреставрирована) — одноглавый кубический храм без ярких стилистических признаков, возникший, по-видимому, при перестройке хозяйственного помещения над сев. вратами.
В 1853 г. в настоятельских кельях была устроена ц. во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1871-1881 гг. на месте деревянной часовни над местом погребения прп. Далмата, западнее Успенского собора и на одной оси с ним, была построена летняя ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящена 8 мая 1881) с сев. приделом во имя свт. Стефана Великопермского, южный — во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. Храм 4-столпный, 3-апсидный, 5-главый, с шатровыми завершениями на барабанах. Вокруг основного храма устроены обходы, к-рые предполагалось использовать как ризницу (восточный), а также как помещение «для бесприютных и страждущих духовных лиц» (южный), для престарелой немощной братии (северный). В целом архитектура храма представляет собой малооригинальный вариант типового 5-шатрового храма русско-визант. (тоновского) стиля. Проект принадлежал екатеринбургскому архит. К. Г. Турскому, подряд на постройку взял И. А. Сараев. Церковь была расписана в 1896-1897 гг. екатеринбургским живописцем П. Г. Никулиным. В 20-х г. XX в. венчающие части храма были разрушены. В наст. время храм восстанавливается.
В мае 1871 г., во время прокладки траншеи под фундамент Скорбященского храма, строители обрели гроб с останками прп. Далмата, который после длительной переписки настоятеля архим. Исаакия с правящим и викарным архиереями решено было оставить на прежнем месте, у юго-зап. угла нового храма. В 1896 г. в честь 250-летия существования Д. м. по благословению еп. Екатеринбургского Симеона (Покровского) над могилой прп. Далмата при Скорбященской ц. была возведена каменная усыпальница. Изнутри ее стены были украшены живописью (сцены из Жития старца Далмата). За гробницей был поставлен большой крест (распятие) с предстоящими, «все лица живописи старинной». На сев. стене усыпальницы находились портреты прп. Далмата и его сына архим. Исаака.
Годы безбожия
После революции Далматовский монастырь был закрыт, с храмов снесены купола. Монахи разбрелись кто куда, многие из них ушли в Верхотурье. Большинство икон и православных книг из библиотеки было сожжено, лишь кое-что удалось спасти набожным прихожанам. В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. Поначалу в церкви еще шли службы, но население боялось ходить на них. А в 1929 году церковь Всех Скорбящих Радосте тоже была закрыта, и ее здание передали под Народный дом. В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр. В 1941 году на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев. В годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.
В 1945 году на территории был организован завод молочного машиностроения — «Молмашстрой». При возведении заводских построек уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности некоего генерал-майора Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Говорят, впоследствии за этот поступок он пострадал в карьере. Но монастырь все же был сохранен. В 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 января 1980 года внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.
Святыни монастыря
6 мая 1992 года решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. Так он обрел новую жизнь, стал активно восстанавливаться и привлекать множество паломников к своим святыням. Снова зазвучал призывный колокольный звон. После длительной реставрации (которая еще и сейчас не полностью завершилась) засияли золоченым светом купола церкви Всех Скорбящих Радосте.
Туда, в церковь, и направилась наша небольшая группа, ведомая нашим весьма эрудированным экскурсоводом братом Никитой. Вообще, на территории монастыря находятся три храма — Собор Успения Пресвятой Богородицы (как я уже упоминала, на его восстановление требуются огромные средства), церковь Иоанна Богослова и церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». И именно в последней находятся мощи преподобного Далмата.
Восстановительные работы в Скорбященской церкви велись долго и упорно. Как рассказал брат Никита, лики святых на стенах были покрыты толстым слоем краски, местами облупившейся, свод отсутствовал, кругом было запустение. До сих пор стены, хоть теперь и гладкие благодаря многотрудной работе старателей, из-за отсутствия росписи выглядят не совсем эстетично. Но в целом в храме царит благолепие.
В правом киоте, чуть в глубину, — большая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», в честь этой иконы и назван храм, строительство которого велось десять лет — с 1871 по 1881 годы. В левом киоте, тоже в углублении, — икона Успенья Божьей Матери. Рассказывают, что с копией этой иконы пришел на эту землю сам Далмат. Впрочем, та копия не сохранилась, пропала перед самой революцией. В храме висит другая копия.
Интересна история иконы Божией Матери, которая называется «Торжество Святой Богородицы». Она расположена в левом киоте над двумя «витринами», в которых находятся более ста частичек мощей святых отцов, схимников и прочих угодников Божиих. По преданиям, в 1904 году, в канун войны с Японией, отставному военному явилась во сне Богородица с архангелами, предупредила о нападении и сказала, что будет оберегать Русь от врага. И для этого должна быть написана икона. Икона была написана в Киево-Печерской лавре и отправлена в путешествие, дошла до Владивостока. Но к тому времени город был сдан японцам, и икону отправили обратно в расположение наших войск. Пока икона там была, с нее было сделано шесть или семь списков (копий). Та, что находится в Скорбященской церкви, — одна из этих копий, то есть написана она примерно в 1906 году.
В Далматовский монастырь ее привезли жители села Частоозерье, что в Курганской области. В Скорбященском храме шла Литургия, службу вел игумен Варнава. Из мирян в церкви присутствовало несколько человек, в том числе пожилая пара со свертком, завернутым в покрывало. После окончания Литургии старики развернули сверток, и показалась чудесной красоты, в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что, когда они стали ломать старый дом, на чердаке обнаружили икону, бережно заключенную в ящик (видимо, она из тех, что спасли прихожане перед самой революцией). Будучи людьми верующими, супруги решили пожертвовать ее в самое благочестивое, по их мнению, место — Далматовский монастырь. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа.
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы
— 28 августа
и памятные дни
28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери,
8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского,
6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского,
Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
— 6 ноября. На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.
Остатки бесценных реликвий
Надо сказать, что помещение музея не поражает своими размерами, что и понятно: его выбрали из имеющихся в монастыре пригодных для этой цели. Как пояснил брат Никита, из-за тесноты нет возможности выставить для обозрения все имеющиеся экспонаты.
В первую очередь нас интересовало, как представлена история самой обители, ведь Далматовский монастырь сам по себе является памятником истории и культуры федерального значения. К сожалению, экспонатов, связанных с историей Далматовского монастыря, сохранилось немного. И я в очередной раз с сожалением подумала, как варварски уничтожались в двадцатых годах прошлого столетия бесценные исторические реликвии. Поистине «весь мир до основанья… разрушим».
Вслед за нашим гидом мы поднялись по лестнице на второй этаж северных келий, где на довольно тесной площадке расположены стенды с панорамным видом монастыря начала ХХ века. Это напечатанная большим форматом фотография с указанием дат основных событий в жизни обители. Рядом, на побеленных стенах, сохранивших фактуру кирпичной кладки старинного здания, прикреплены чугунные доски: одна на основание церкви в Далматовском монастыре, две — напольные из церкви и две — надгробные (благочинного и настоятеля приходской Далматовской Николаевской церкви и диаконской жены).
Перейдя из вестибюля в основной зал, мы смогли познакомиться с экспонатами, связанными непосредственно с историей Далматовского монастыря. Их очень немного, и уместились они в двух ближайших от входа витринах. В одной из них — экспонаты дореволюционного периода: старопечатные книги; книги, принадлежавшие насельникам монастыря; книги и документы, связанные с Далматовским духовным училищем; письмо настоятеля монастыря; дореволюционные издания о старце Далмате и Далматовской обители; литография Далматской иконы Успения Божией Матери. Рядом на стене в раме — коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря дореволюционного периода.
В витрине, расположенной справа от входа, — экспонаты периода возобновления монашеской жизни в обители начиная с 90-х годов ХХ века. Здесь особый интерес лично у меня вызвали документы и материалы, связанные с обретением мощей преподобного Далмата Исетского (эту историю я описывала в предыдущих публикациях). Также рядом на стене в раме — коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря начиная с середины ХХ века и по настоящее время.
Вот, кажется, и все. Впрочем, как поведал брат Никита, в ближайшем будущем предполагается установить под фотографиями еще две небольшие витрины. Там могли бы быть выставлены, в частности, фрагменты фигурных кирпичей и изразцов, найденных на территории монастыря, а также более подробные материалы раскопок в усыпальнице Далмата и другие находки на территории обители. Надеюсь, этот замысел будет осуществлен.
О жизни в царской России
Основную часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой — жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник дома Романовых, монастырь с более чем трехсотшестидесятилетней историей — плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства, впоследствии — Российской Империи. Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца. Кстати, через дорогу от северных келий, где теперь расположен монастырский музей, на площади перед монастырем находится часовня в честь спасения царской семьи Государя Императора Александра III во время крушения поезда на станции Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 году, построенная в 1890 году на средства далматовских жителей.
Как известно, последним Российским императором был Николай II Александрович, возведенный церковью в сан святых мучеников. В главном зале музея мы увидели большую, в человеческий рост, общую фотографию царской семьи, над которой прикреплено их иконописное изображение.
А в глубине зала, на противоположной от входа стене, помещена большая фотокопия портрета Николая II, написанного художником Липгартом. В простенках боковых стен — фотокопии картин русских художников, посвященных также царской теме.
Экспонаты, расположенные на стендах и в витринах, собраны таким образом, что позволяют получить представление, хотя бы беглое, о многих сторонах жизни в царской России. Кроме фотографий, документов, писем, здесь можно увидеть и предметы быта и личного обихода. Странное чувство возникает, когда рассматриваешь посуду, столовые приборы, часы, пенсне, письменные принадлежности, скобяные изделия, футляры и даже этикетки и коробки из-под спичек и папирос. Тех людей, что пользовались всем этим, давно нет, а вещи — вот они, в витринах под стеклом. И это подлинные предметы той эпохи. По-видимому, создатели музея именно в этом видели особый смысл: важно не просто получить информацию о прошлом, но иметь возможность «осязать» его. И действительно: от этих экспонатов на нас будто повеяло стариной.
Как добраться[править]
Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга -180 км, Кургана -190 км, Тюмени — 256 км и Челябинска — 209 км, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит большого труда.
Из г.Челябинска от дворца спорта «Юность» в понедельник, пятницу и воскресенье 15.30ч. отправляется автобус на Далматово. Номер маршрута 538/1. В дороге 4.38ч.
Между городами Курганом и Екатеринбургом осуществляется ежедневное автобусное сообщение От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч. От Кургана 3.20 ч.
Возле автобусной остановки всегда стоят такси. От Екатеринбурга или от Кургана точные маршруты – на сайте обители. По железной дороге до Далматово можно доехать пригородными электропоездами и поездами дальнего следования. Примерное расстояние от вокзала 700 метром в южном направлении можно пройти пешком.
Адрес
Индекс 641730, Курганская обл. г. Далматово, ул. Советская 194,
Чего мы не увидели
На первом этаже здания северных келий, под лестницей вестибюля, имеется небольшое помещение, похожее на монашескую келью или тюремную камеру. Однако туда брат Никита нас не повел, неубедительно объяснив, что там идет ремонт (а скорее всего, мы просто исчерпали свое экскурсионное время). Жаль, конечно, так как известно, что этот зал-келья посвящен периоду богоборчества и репрессий. А для понимания истории существования и возрождения Далматовского монастыря было бы полезно познакомиться и с этими экспонатами.
Известно, что эта зловещая комната хранит подлинные документы, относящиеся к деятельности репрессивных органов Советской власти — фотографии и документы сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции, ВЧК, НКВД, ГУЛАГа, НКГБ. Есть тут и экспонаты, характеризующие деятельность «Союза воинствующих безбожников». А главное — личные вещи новомучеников, открытки и фотографии православных церковных иерархов и рядовых священнослужителей и мирян, церковные календари, нательные крестики, начиная с домонгольского периода до ХIХ века. Поистине уникальные артефакты! Что ж, есть повод посетить монастырь еще раз.
Фото на память: брат Никита с одним из членов нашей группы
Знаменитые воспитанники монастыря — Антонин Капустин, Александр Попов
В ХVIII веке монастырь, пережив многочисленные пожары, набеги кочевников, бунты и осаду войсками Пугачева, становится духовным и просветительским центром Сибири.
При монастыре сначала открывается училище для детей священников с полным пансионом, потом школа и семинария. Многие воспитанники училища оставили заметный след в истории России.
Архимандрит Антонин (Капустин) — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Архимандрит Антонин
Изобретатель радио А.С. Попов
Основатель Императорского Сибирского университета (г. Томск) В.М. Флоринский
Омовение в святом источнике
Уехать из Далматова без того, чтобы не посетить знаменитый святой источник, мы, конечно же, не могли. По преданию несколько веков назад именно из этого водного источника на берегу Исети пил сам преподобный Далмат. И именно благодаря этой воде, гласит легенда, старец Далмат прожил более ста лет.
Живительный родник бьет в непосредственной близости от западной стены монастыря, к нему ведет мощеная дорожка. В настоящее время над источником возвели часовню. Спустившись вниз по довольно крутым ступеням, мы оказались внутри часовни. Здесь обустроен небольшой, говоря современным языком, бассейн. При помощи системы труб сюда беспрерывно поступает и вытекает вода из источника, так что бассейн всегда наполнен.
Считается, что, окунувшись в воду святого источника, ты избавишься от болезней тела и души. Многие из членов нашей группы так и сделали, облачившись во взятые с собой рубашки. Лично я воздержалась, ограничившись тем, что попила воды из источника и ополоснула лицо. Да уж, водичка, надо сказать, почти ледяная — можно было позавидовать мужеству окунувшихся женщин из нашей группы.
Обратная дорога показалась короткой. Потому что каждый из нас мысленно переживал впечатления от увиденного и услышанного. И, хотите верьте, хотите нет, чувствовал душевное просветление.
P.S.
Городское общество инвалидов по зрению благодарит туристическое агентство ООО «Турист» и его директора Ларису Конареву за организацию бесплатной, в рамках социального партнерства, поездки в Далматовский монастырь и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Все туры по Уралу, в которых побывали журналисты «КР» вы найдете в разделе «По родному краю».