Деталь луковичных куполов Храма Василия Блаженного в Москве (Россия), один из самых ярких образцов русской архитектуры
Тадж — Махал в Агре (Индия), пример могольской архитектуры
Лук купол
( русский : луковичная глава ,
lúkovichnaya Glava
, сравните русскими : лук ,
Luk
, «лук») представляет собой купол , форма которого напоминает лук и, как правило , ассоциируется с русским архитектурным стилем. [1] Такие купола часто больше в диаметре, чем толобат, на котором они сидят, а их высота обычно превышает их ширину. Эти выпуклые структуры плавно переходят в острие.
Это типичная особенность церквей , принадлежащих к Русской православной церкви . Есть аналогичные здания в других восточноевропейских странах, а иногда и в некоторых западноевропейских странах, как в Германии Баварии ( немецкий : Zwiebelturm
(буквально «лук башня») Австрия , северо — восточная , Италия . Здания с куполами также находятся в восточном регионы Центральной и Южной Азии и Ближнего Востока. Однако старые дома за пределами России обычно не имеют характерной типичной конструкции русского лукового дизайна. Вероятно, происхождение кроется в исконном архитектурном стиле древнерусских племен.
Другие типы восточно-православных куполов включают шлемовые купола
(например, Успенского собора во Владимире ), украинские
грушевые купола
( Софийский собор в Киеве ) и
купола из бутонов в
стиле барокко ( Андреевская церковь в Киеве ) или луковичный шлем. смесью как Софийский собор в Новгороде .
История [ править ]
Луковые купола в церкви Воскресения Христова , Кострома (1652 г.)
Не совсем понятно, когда и почему луковичные купола стали характерной чертой русской архитектуры . Изогнутый луковый стиль появился за пределами России, как в западном мире, так и на Востоке в более позднее время. [2] Но все же существует несколько теорий, согласно которым на форму русского лука повлияли страны Востока, такие как Индия и Персия , с которыми русское население и культура на протяжении истории всегда находились в культурном обмене. Византийские церкви и архитектура Киевской Русихарактеризовались более широкими плоскими куполами без специального каркаса, возведенного над барабаном. В отличие от этой древней формы, каждый барабан русского храма увенчан особой конструкцией из металла или дерева, облицованной листовым железом или плиткой, в то время как луковая архитектура в основном очень изогнута. В русской архитектуре купольная форма использовалась не только для церквей, но и для других построек. [ необходима цитата
]
К концу девятнадцатого века большинство русских церквей до петровского периода имели луковичные купола. Самые большие луковичные купола были возведены в XVII веке в окрестностях Ярославля , кстати, знаменитого своими большими луковицами. У многих были более сложные купола в форме бутонов, форма которых была заимствована из моделей в стиле барокко конца семнадцатого века. Купола грушевидной формы обычно ассоциируются с украинским барокко , а конические — для православных церквей Закавказья . [ необходима цитата
]
Теория отечественная
В работах русских исследователей указывается версия постепенного превращения византийского купола в русскую луковицу. Причинами эволюции называют климатические условия и традиции деревянного зодчества.
Эти же факторы повлияли и на развитие каменного зодчества Древней Руси так, что к 13 веку от византийского влияния сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма.
А. П. Новицкий отмечает, что восточные купола (Персия, Индия, Византия) имеют форму, которая даёт полную устойчивость. » Форма же луковицы как раз обратна этому требованию и никакой устойчивости иметь не может. Она может быть исключительно декоративной формой и быть построена или в виде глухой главки, или же при помощи стропил
«. (Новицкий А.П. Луковичная форма русских церковных глав. Ея происхождение и развитие // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. – М., 1909. – Т. III. стр. 856)
Традиционный взгляд [ править ]
Луковые купола Храма Василия Блаженного
Якобы [ оригинальное исследование?
] На русских иконах, написанных до монгольского нашествия на Русь 1237–1242 годов, нет церквей с луковичными куполами. Две высокочтимые домонгольские церкви, которые были перестроены, — Успенский собор и собор Святого Димитрия во Владимире — украшены золотыми шлемами. Реставрационные работы в нескольких других древних церквях выявили фрагменты бывших шлемовидных куполов под новыми луковичными куполами. [
необходима цитата
] Это было установлено [
кем?
], что луковые купола впервые появились на Руси во время правленияИван Грозный ( т . 1533-1584 ). Купола собора Василия Блаженного не были изменены со времени правления сына Ивана Федора I ( т . 1584-1598 ), что указывает на наличие куполами в шестнадцатом веке Россия. [
необходима цитата
]
Некоторые ученые предполагают, что русские позаимствовали луковые купола у мусульманских стран , возможно, у Казанского ханства , завоевание которого в 1552 году Иван Грозный ознаменовал возведением храма Василия Блаженного. [3] Восемь из девяти куполов Храма Василия Блаженного представляют каждое нападение на Казань. Девятый купол был построен через 36 лет после осады Казани как гробница Ивана. Богато украшенная отделка этих куполов яркая по цвету и смелая по форме, поскольку они украшены пирамидами и полосами, а также многими другими узорами, которые можно увидеть на других соборах, кроме соборов Василия Блаженного. [4] Некоторые ученые считают, что луковые купола впервые появились в русском деревянном зодчестве над шатровыми церквями.. Согласно этой теории, луковые купола были строго утилитарными, поскольку они предотвращали скопление снега на крыше . [5]
Современный вид [ править ]
Деревянные церкви на Кижах и Вытегре имеют целых двадцать пять луковичных куполов.
В 1946 году историк Борис Рыбаков , анализируя миниатюры древнерусских летописей, отмечал, что в большинстве из них, начиная с XIII века, церкви изображены с луковичными куполами, а не с шлемовыми. [6] Николай Воронин , крупнейший авторитет в области домонгольской русской архитектуры, поддержал его мнение о том, что луковые купола существовали в России еще в XIII веке, хотя, по-видимому, они не могли иметь широкого распространения. [7] Эти находки показали, что русские луковые купола не могли быть импортированы с Востока, где луковые купола не заменяли сферические купола до пятнадцатого века. [ необходима цитата
]
Сергей Заграевский , историк современного искусства, исследовал сотни русских икон и миниатюр, начиная с XI века. Он пришел к выводу, что на большинстве икон, написанных после монгольского нашествия на Русь, изображены только луковичные купола. Первые луковичные купола изображены на некоторых изображениях XII века (две миниатюры из Добрылова Евангелия). [8]Он нашел только одну икону конца пятнадцатого века с куполом, напоминающим шлем, а не луковицей. Его находки побудили его отклонить фрагменты куполов шлемов, обнаруженные реставраторами под современными луковичными куполами, как постпетровскую стилизацию, предназначенную для воспроизведения знакомых форм византийских куполов. Заграевский также указал, что самые старые изображения двух Владимирских соборов представляют их как имеющие луковичные купола до того, как они были заменены классическими шлемовыми куполами. Он объясняет повсеместное появление луковичных куполов в конце XIII века общим упором на вертикальность, характерную для русской церковной архитектуры конца XII — начала XV веков. [9]В то время притворы, пилястры, своды и барабаны были устроены так, чтобы создать вертикальную опору, чтобы церковь казалась выше, чем она была на самом деле. [10] Кажется логичным, что удлиненные или луковичные купола были частью той же протоготической тенденции, направленной на достижение пирамидального, вертикального акцента. [ необходима цитата
] [11]
Отрывок, характеризующий Луковичные главы
– Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет. – Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный. – Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время. Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки. «Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки. Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним. Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке. – И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке. Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем. – Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок! – Батюшки светы, ножик то… – Вишь татарка! – Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Символизм [ править ]
Основная статья: Символика куполов
Группа из трех синих куполов в церкви Святого Симеона Чудной горы в Дрездене, Германия
До восемнадцатого века Русская Православная Церковь не придавала особого символизма внешнему виду церкви. [12] Тем не менее, считается, что луковые купола символизируют горящие свечи. В 1917 году известный религиозный философ князь Евгений Трубецкой утверждал, что луковичную форму куполов русских церквей нельзя объяснить рационально. По словам Трубецкого, барабаны, увенчанные сужающимися куполами, были намеренно надрезаны так, чтобы они напоминали свечи, что выражало определенное эстетическое и религиозное отношение. [13] Другое объяснение гласит, что луковичный купол изначально рассматривался как форма, напоминающая aedicula ( кубикулум ) в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.. [14]
Луковые купола часто появляются группами по три, представляя Святую Троицу, или пять, представляя Иисуса Христа и четырех евангелистов . Отдельно стоящие купола представляют Иисуса. Василий Татищев , первым зафиксировавший такую интерпретацию, категорически не одобрил ее. Он считал, что пятиглавый дизайн храмов пропагандировал патриарх Никон , любивший сравнивать центральный и самый высокий купол с собой, а четыре боковых купола — с четырьмя другими патриархами православного мира. Нет никаких других доказательств того, что Nikon когда-либо придерживался такой точки зрения. [ необходима цитата
]
Купола часто ярко раскрашены: их цвета могут неформально символизировать различные аспекты религии. Зеленые, синие и золотые купола иногда считаются символами Святой Троицы , Святого Духа и Иисуса соответственно. Черные шарообразные купола когда-то были популярны на заснеженном севере России. [ необходима цитата
]
Мнение зарубежных историков
Появление луковичных куполов на Руси западные историки архитектуры связывали с восточным влиянием. Наиболее популярными были идеи индийского или татарского происхождения луковичной главы.
Например, шотландец Дж. Фергюсон писал: «Татары принесли с собою луковичную форму купола, русские приняли её и держатся за неё до сих пор, не замечая, что это есть символ порабощения их расою, которую они презирают. За исключением одной этой формы, архитектура их не более, как слабая, негодная копия с византийской». ( Fergusson J.A History of Architecture. Vol. II –London, 1867. –p. 50. )
На международном уровне [ править ]
Азия [ править ]
Луковый купол встречается не только в русской архитектуре : он также широко использовался в архитектуре Великих Моголов , которая позже повлияла на индо-сарацинскую архитектуру . За пределами Индии он также используется в Иране и других странах Ближнего Востока и Центральной Азии . В конце XIX века голландцы построили Большую мечеть Байтуррахман в Ачехе, Индонезия , с куполом в форме луковицы. С тех пор форма купола использовалась во многих мечетях Индонезии. [ необходима цитата
]
- Мечеть Бадшахи в Лахоре ( Пакистан )
- Большая мечеть Байтуррахмана из Ачеха ( Индонезия )
- Мечеть Убудиа в Куала-Кангсар , Перак ( Малайзия )
- Пагода храма Чунцзюэ в Шаньдуне ( Китай )
Европа [ править ]
Западные и Центральные страны [ править ]
Купола в стиле барокко в форме лука (или других овощей или бутонов) были распространены и в Священной Римской империи . Первый был построен в 1576 году архитектором Джоном Холлом (1512–1594) в церкви монастыря сестер-францисканок Марии Штерн в Аугсбурге . Обычно изготавливается из медного листа, Купола появляются на католическое церкви по всей южной Германии , Чехии , Австрии и Сардинии и северо — востоке Италии . Луковые купола также были излюбленными австрийскими архитекторами 20 века.Friedensreich Hundertwasser . [ необходима цитата
]
- Церковь Святого Леонарда в Миттерзилле ( Австрия )
- Церковь Святой Марии в Мюнхене ( Германия )
- Купол колокольни собора Ористано , Сардиния ( Италия )
- Сан-Лазаро-дельи-Армени из Венеции ( Италия )
Южные страны [ править ]
- Купол церкви Святого Афанасия в Селци ( Северная Македония )
Америка [ править ]
Единственный в мире кукурузный дворец , туристическая достопримечательность и баскетбольная арена в Митчелле , Южная Дакота , также имеет луковые купола на крыше здания.
- Единственный в мире кукурузный дворец в Митчелле ( Южная Дакота , США)
- Лонгвуд в Натчезе ( Миссисипи , США)
- Блок Фуллера в Спрингфилде ( Массачусетс , США), купола с тех пор удалены
Примечания и ссылки [ править ]
- Блок, Эрик (2010). Чеснок и другие луковые культуры: знания и наука
. Королевское химическое общество. ISBN 9780854041909 . - Блок, Эрик (2010). Чеснок и другие луковые культуры: знания и наука
. Королевское химическое общество. ISBN 9780854041909 . - Швидковский, DS (2007). Русская архитектура и Запад
. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 . - Мост, Николь (2015). Архитектура 101: Основное руководство по стилям и материалам зданий
. Эйвон, Массачусетс: Адамс Медиа. п. 88. ISBN 978-1-4405-9007-8 . - А.П.Новицкий. Луковичная форма глав русских церквей. В кн .: Московское археологическое общество. Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. III. Москва, 1909 г.
- Б.А.Рыбаков. «Окна в исчезнувший мир (по поводу книги А.В.Арциховского« Древнерусские источники миниатюры как исторический »). В кн .: Доклады и сообщения историч. факультета МГУ. Вып. IV. М., 1946. С. 50.
- Н.Н.Воронин. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса). В кн .: Советская археология. Вып. XIX. М., 1954. С. 73.
- С.В. Заграевский. Формы куполов древнерусских храмов. Опубликовано на русском языке: Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. М .: Алев-В, 2008 .
- Г.К.Вагнер. О своеобразии стиляобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн .: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 25.
- См., Например, авторитетнейший обзор ранней русской архитектуры: П.А.Раппопорт. Древнерусская архитектура. СПб, 1993.
- Еще одно важное соображение, предложенное Заграевским, связывает луковичную форму русских куполов с весом традиционных русских крестов, которые намного больше и сложнее тех, что использовались в Византии и Киевской Руси. Такие тяжелые кресты упали бы на мель во время шторма, если бы они не были прикреплены к крупным камням, традиционно помещаемым внутри удлиненных куполов русских церквей. Внутри плоского купола византийского типа такой камень разместить невозможно. [ необходима цитата
] - Бусева-Давыдова И.Л. Символ архитектуры по древнерусским письменнымм XI-XVII вв.
// Герменевтика древнерусской литературы. XVI — начало XVIII вв. Москва, 1989. - «Византийский купол над церковью представляет собой небесный свод над землей. С другой стороны, готический шпиль выражает необузданный вертикальный удар, который поднимает огромные массы камня к небу. В отличие от них, наш родной луковый купол может можно уподобить языку огня, увенчанному крестом и сужающемуся к кресту. Когда мы смотрим на колокольню Ивана Великогомы как бы видим горящую гигантскую свечу над Москвой. Кремлевские соборы и церкви с их множественными куполами выглядят как огромные люстры. Форма лука является результатом идеи молитвы как души, горящей к небу, которая соединяет земной мир с сокровищами загробной жизни. Каждая попытка объяснить форму луковицы наших церковных куполов утилитарными соображениями (например, необходимостью предотвратить накопление снега на крыше) не учитывает самый важный момент — эстетическое значение луковичных куполов для нашей религии. В самом деле, есть множество других способов достичь того же утилитарного результата, например, шпили, шпили, конусы. Почему из всех этих форм древнерусская архитектура остановилась на луковичном куполе? Потому что эстетическое впечатление, производимое луковичным куполом, соответствовало определенному религиозному отношению.Смысл этого религиозно-эстетического чувства тонко выражает народная поговорка — «пылающие пылом — когда говорят о церковных куполах». — См. Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. 1917. Новосибирск, 1991. С. 10.
- Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав. // Иконография архитектуры. Москва, 1990.
LiveInternetLiveInternet
Луковичные главы – наиболее характерная отличительная особенность русских храмов всех времён.
Все, кто впервые знакомится с русской архитектурой, внимание обращают именно на эту необычность. Разнородные суждения об их происхождении в начале ХХ века систематизировал историк искусства А. П. Новицкий. Он выделил 2 основные теории, вокруг которых группировались практически все высказанные мнения.
Появление луковичных куполов на Руси западные историки архитектуры связывали с восточным влиянием. Наиболее популярными были идеи индийского или татарского происхождения луковичной главы. Например, шотландец Дж. Фергюсон писал: «Татары принесли с собою луковичную форму купола, русские приняли её и держатся за неё до сих пор, не замечая, что это есть символ порабощения их расою, которую они презирают. За исключением одной этой формы, архитектура их не более, как слабая, негодная копия с византийской». ( Fergusson J.A History of Architecture. Vol. II –London, 1867. –p. 50. )
В работах русских исследователей указывается версия постепенного превращения византийского купола в русскую луковицу. Причинами эволюции называют климатические условия и традиции деревянного зодчества. Эти же факторы повлияли и на развитие каменного зодчества Древней Руси так, что к 13 веку от византийского влияния сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма.
А. П. Новицкий отмечает, что восточные купола (Персия, Индия, Византия) имеют форму, которая даёт полную устойчивость. «Форма же луковицы как раз обратна этому требованию и никакой устойчивости иметь не может. Она может быть исключительно декоративной формой и быть построена или в виде глухой главки, или же при помощи стропил
«. (Новицкий А.П. Луковичная форма русских церковных глав. Ея происхождение и развитие // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. – М., 1909. – Т. III. стр. 856)
Сегодня историки говорят, что луковичные главы появляются в древнерусском каменном зодчестве на рубеже ХVI–ХVII вв.. Такое мнение распространено потому, что не известно ни одного памятника, в котором луковичная глава могла бы быть точно датирована ранее, чем концом ХVI в.
Восточный фасад Архангельского собора в Кремле на картине Джакомо Кваренги (1797 год). Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Автор: Giacomo Quarenghi — arthermitage.org, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=528441
В ХVII в. луковичные купола становятся практически обязательной чертой каждого православного храма. Объясняют это общей тенденцией к большей декоративности в искусстве этого столетия.
Алексей Михайлович Лидов, российский историк искусства, византолог, предложил свою версию. Он считает, что «луковичная глава является не формально декоративным, а иконографически значимым мотивом, имеющим конкретное символическое содержание.»
(A.М. Лидов. Иерусалимский Кувуклий. О происхождении луковичных глав. Иконография архитектуры, под ред А.Л. Баталова. М., 1990, с.57-68)
По его мнению, «причудливая и в некотором смысле противоестественная архитектурная форма» значительно усложняет задачу строителей. Вряд ли способна простая тяга к декоративности или эволюционирование формы купола быть причиной возведения над сводом специальной конструкции.
Кроме того, как религиовед, А. М. Лидов считает, что средневековый религиозный способ мышления вступает в противоречие с чисто декоративными экспериментами наиболее важной части храма — купола. Однако, вдохновить зодчих и поменять принятую форму могла идея воспроизведения символически значимого образца.
Анализируя иконографический мотив луковичной главы в восточнохристианском искусстве до ХVII в., он находит этот образец. За столетие до утверждения луковичных глав в древнерусском зодчестве, в I486 году форма луковицы была на Большом и Малом сионах Успенского собора Московского Кремля.
Большой и Малый сионы Московского Успенского собора 1486 года
Сион (зион) или «иерусалим» в теории повторяет в миниатюре архитектуру Иерусалимского храма и предназначен для хранения Даров; использовался в Византии и на Руси во время особо торжественных богослужений. С его помощью устанавливалась символическая связь с местом погребения и воскресения Христа.
Сионы, хранящиеся в главном соборе страны, вполне могли служить непосредственным источником нового архитектурного решения, считает Лидов.
В начале IV века над гробницей Иисуса была возведена кувуклия (греч. Κουβούκλιον — навес) храма Гроба Господня. Стоящая ныне является результатом позднейших переделок и кардинальной реконструкции всего комплекса, осуществлённой крестоносцами в середине ХII в.
Храм Гроба Господня. Купол — подобие луковки.
Однако на основании текстов и изображений можно воссоздать облик древнего строения. Кондаков Н.П. — историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников — сопоставил изображения с текстами периода IV–VI веках.
Лидов в своём труде его цитирует: «Легкое шатровое сооружение, своего рода сень, которой верх сведен круглым куполом, поделенным на шесть конических сечений шестью ребрами и по подзору прикрыт шестью арками, нижняя часть или поддерживается колонками или украшается ими по фасаду.
«
Со второй половины XI в. изображения луковичных глав в искусстве православного мира получили широкое распространение. При этом купол-луковка встречается не только в конкретных воспроизведениях иерусалимского храма, но и в любом изображении церкви.
Лидов объясняет это огромным значением, которое придавалось в Византии окончанию восстановления (обновления) храма Гроба Господня императором Константином Мономахом в 1042–1048 гг..
Следует помнить, что в 1054 году христианская церковь раскололась на католическую и православную. После кардинальной переделки кувуклия латинянами-крестоносцами в середине ХII в. луковичная глава становится устойчивым иконографическим мотивом, сохранявшим статус универсального знака внутреннего единства каждой православной церкви с первохрамом Гроба Господня.
Символически ёмкий мотив луковичной главы получает широкое распространение в древнерусском искусстве. Среди наиболее ранних примеров можно отметить и миниатюру из Добрилова евангелия 1164 г., в которой над евангелистом изображена луковичной формы церковная глава с характерной имитацией чешуйчатого покрытия.
«Евангелист Лука» — миниатюра Добрилова Евангелия (1164 г).
По словам исследователя, для осмысливания иконографического мотива луковки существенно важно понимание, что храм Гроба Господня, возникший на месте искупительной жертвы и воскресения Христа, истолковывался богословами как Новый Иерусалим, зримое воплощение Царства небесного.
Быстрое и повсеместное утверждение луковичных глав в каменном зодчестве XVII в. исключительно в русских храмах наводит автора на мысль, что процесс был стимулирован конкретной инициативой центральной власти. Если это так, то идея времён Бориса Годунова (1598 — 1605) «Москва – второй Иерусалим» приобретает совершенно особое звучание.
Принимая иконографическую гипотезу, можно говорить, что луковичные главы православных храмов внутренне объединяют их с главной святыней христианского мира.
+ + +