17 июня. Никто не может служить двум господам … Не можете служить Богу и маммоне


«Никто не может служить двум господам…»

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24)

. Как нужно понимать эти слова?

Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который тревожил евреев в те давние времена и заботит многих людей в наши дни. Суть этого вопроса состоит в следующем. Можно ли одновременно собирать сокровища земные и небесные? Можно ли попасть в Царство Небесное, добиться жизни вечной, и одновременно не расставаться со своими излюбленными грехами, не покидая своего пристрастия к роскоши и богатству, к земным удовольствиям и наслаждениям? Иными словами можно ли сочетать совершение добрых дел с греховными?

Для ответа на этот вопрос Иисус Христос использует аллегорию, основанную на противопоставлении, сказав, что «никто не может служить двум господам»

. Иисус Христос этими словами говорит о существовании двух противоположных миров, Добра и зла, Святости и порока, Правды и лжи, Света и тьмы, и о существовании двух господ, царствующих в этих двух противоположных мирах. Бог является воплощением Разума, Света и Правды.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанн.8:12).

«Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс.146:5).

«Правда Его пребывает вовек» (Пс.110:3).

Противостоящий Богу злой дух царствует в мире зла и тьмы, является отцом лжи, греха и порока. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн.8:44).

Поскольку эти два мира по своей сущности, по своей философско-нравственной направленности противоположны друг другу, то и господа каждого из этих миров диаметрально отличаются друг от друга.

Развивая Свою аллегорию дальше, Иисус Христос берет пример из обыденной жизни, ставя человека на место слуги перед двумя господами. Спаситель мира это делает потому, что смысл жизни человека как раз и состоит в том, чтобы сделать правильный выбор в отношении того, какому господину служить, кому всю свою жизнь поклоняться, Богу или отцу греха (добру или злу). От того, какой выбор сделает человек и будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Если человек пойдет по жизни путем добродетели, то он будет находиться с Богом и иметь благоденствие. Так как только Бог является источником всякого добра. «Будет Господь с добрым» (2Пар.19:11).

Если пойдет по жизни путем греха, то будет служить духу зла, за что будет страдать (так как зло приносит всем только зло) и будет наказан.
«Воздаст Господь делающему злое по злобе его!» (2Цар.3:39).
Расположенная наискось планка на православном кресте, находящаяся у ног Иисуса Христа, также иносказательно дает ответ на этот вопрос, символически указывая на два жизненных пути, на два образа жизни, на двух господ. Правый, приподнятый вверх, конец планки указывает путь человека на небо в рай, куда попадает человек за благочестивый образ жизни, за служение Господу Богу. Левый, опущенный вниз, конец планки указывает на путь человека в ад за грешный образ жизни, за служение сатане, господину тьмы и греха.

В Своих словах Иисус Христос с категорической ясностью утверждает, что никто из людей не может служить двум господам. То есть никто из людей не может сразу пребывать в двух противоположных мирах, света и тьмы, святости и греха, в которых повелевают эти господа. Иными словами никто из людей не может одновременно быть добрым и злым, правдивым и лживым, праведником и грешником. Потому что нельзя быть одновременно преданным Богу и сатане. Дальше Иисус Христос, поясняя, почему нельзя служить двум господам, говорит о том, что человек-слуга «или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть»

. То есть в этих словах Иисус Христос говорит о том, что невозможно одновременно любить добро и зло и одновременно служить праведности и греху. Потому что если человек в чем-то согрешил, то он уже не праведник, и если, наряду с добром, в чем-то сотворил зло, то он уже не творящий только добро. А соприкосновение с миром зла отдаляет человека от мира добродетели и затягивает его в трясину греха. Так как, то, что приемлет Бог, не приемлет противостоящий Ему злой дух.

Как Абсолютный Свет лишен тьмы, так и человек чист перед Богом лишь тогда, когда лишен всякого, даже небольшого греха. Так и душа человека, запятнанная даже малым грехом, уже не чиста. А станет чистой лишь после искупления этого греха. В разбираемых словах Иисус Христос, говоря о том, почему нельзя служить двум господам одновременно, убедительно поясняет Свою мысль тем аргументом, что человек «одному станет усердствовать, а о другом не радеть»

. Эти слова нужно понимать в том смысле, что, служа добру или злу, человек постепенно испытывает на себе влияние того мира, которому служит. Мир Добра облагораживающе будет воздействовать на человека, и отдалять его от греха. Мир зла будет развивать в человеке греховные наклонности, и отдалять от добрых дел и Бога. Человек, побежденный грехом, будет заботиться лишь о достижении земных благ (например, будет стремиться к приобретению власти, денег, роскоши, удовольствий), то есть о собирании сокровищ земных и будет не радеть о собирании сокровищ небесных. Постепенно занятие, связанное с накоплением земных благ и удовольствий превратится у такого человека в ненасытную страсть стяжательства и вытеснит из сознания человека мысль о Боге. Такой человек со временем будет ненавидеть всё, что мешает ему копить земные богатства и его душа будет безучастна к добродетелям, так как главной целью его жизни станет служение «маммоне».

В дальнейших своих словах Иисус Христос категорически заявляет «Не можете служить Богу и маммоне»

. Слово «маммона» сирийского или халдейского происхождения (по другому варианту арамейского) и обозначает богатство, приобретенное неправедным путем. У восточных народов маммоной назывался языческий бог богатства (лукавый злой дух), покровительствующий стяжательству и накопительству.

В Своих словах Иисус Христос о маммоне говорит как о злом духе, от служения которому предостерегаются люди. Такое предостережение вызвано тем, что человек, любящий богатство и надеющийся на него, привязывается к богатству и ошибочно считает, что только богатство может помочь ему приобрести счастье в жизни. Иисус Христос разоблачает это ложное убеждение, указывая на то, что помимо земных сокровищ, есть сокровища небесные, которые выше любых земных богатств. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).

Слова Иисуса Христа о том, что нельзя служить Богу и маммоне, нужно понимать в том смысле, что также, как не может раздвоиться сердце человека, так и невозможно одновременно служить Богу (делать добрые богоугодные дела) и маммоне (приобретать богатство неправедное, достигнутое нечестным путем). А служение Богу со стороны такого человека будет неискренним и лицемерным, потому что человек, искренне преданный Богу, отказывается от совершения злых дел и не допускает в своей жизни греха, в данном случае выраженного в виде приобретения богатств неправедных.

На то, что под маммоной понимается богатство неправедное, указывает тот факт, что маммона является языческим божеством, то есть злым духом, понукающим человека к стяжательству любой ценой. А приобретение богатства нечестным путем, то есть служение маммоне и порицается Иисусом Христом, проповедующим честную жизнь и служение добру, что выражается в соблюдении Закона Божьего. И если маммона говорит человеку – грабь и воруй, любой ценой приобретай богатства неправедные. То Бог говорит человеку – не укради, проявляй любовь и сострадание к ближнему своему. Если маммона говорит человеку – береги свои сокровища, люби их и никому их не давай. То Бог говорит человеку – поделись с ближним, подавай милостыню нищим, так как смысл жизни не в накопительстве, а в использовании богатств для добрых дел.

Применяя земные богатства для творения добра, человек собирает себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Поэтому Иисус Христос и предлагает человеку отказаться от соблазнов и грехов окружающего мира (то есть всего мирского) и служить Богу. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15–17).

Итоги анализа разбираемых слов Спасителя

Подводя итог анализу разбираемых слов Иисуса Христа, можно сказать о том, что в этих словах говорится о двух типах людей, о христианине, самоотрекающемся от греха во имя служения Богу, и о человеке, самоудовлетворяющемся ради своих похотей и прихотей, служащему противостоящей Богу злой силе, в том числе и маммоне.

Истинный христианин способен на терпение, самоотречение, самопожертвование и любовь к ближнему, отказывается от греховных желаний во имя служения Богу. Это первый тип человека, самоотрекающегося от греха – истинного христианина. Человек, служащий удовлетворению своих низменных страстей, одержимый стремлением к наживе и богатству, собирающий неправедно земные сокровища, представляет собой второй тип человека, самообрекающего себя на грех.

Согласно словам Иисуса Христа, между этими типами людей нет промежуточной категории, так как ни один из этих двух типов людей не может занимать нейтрального положения. Так как кто любит Бога, тот ненавидит зло и не совершает греха. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс.96:10).

А тот, кто одержим удовлетворением греховных страстей, разрешает свою душу оккупировать сатане, и занимаясь собиранием земных сокровищ, отдаляется от Бога. Потому что служа ложью и неправдой врагу всякой правды, нельзя в то же время самому оставаться правдивым. Нельзя одновременно совершать грех и доброе дело, и при этом оставаться безгрешным.

Самоотрекающийся тип человека представляет собой истинных христиан, которые свою волю подчинили Воле Божьей, которые свое тело предоставили Богу и своими поступками исполняют дело Божье. В таких людях живет Сам Иисус Христос, учение Которого служит для блага мира через последователей Христа. Такие люди, живя в духе и истине Христовой, своими способностями и жизнью служат торжеству идеалов учения Христова.

Люди второго типа, самообрекающие себя на грех, находятся под властью противостоящей Богу злой, разрушительной силы и служат ей. Своими лицемерными поступками они могут быть похожи внешне на людей, служащих Богу – совершать подачу милости, долго молиться в храме и вне его, чтобы их хвалили за это и тешили их гордыню. Но при внимательном рассмотрении выяснится, что эти действия они делают внешне и не искренне, без веры в сердце своем. По своей сути эти люди являются лицемерами. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Матф.23:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф.23:23).

Лицемеры –
«вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:28)
. Поэтому лицемерный человек, внешне похож на христианина, но на самом деле представляет собой все тот же второй тип людей, занимающихся неискренним, лицемерным служением Богу.

Лицемерный тип человека, ставшего на сторону служения злу, выполняет нужную для врага рода человеческого греховную функцию. Суть этой функции состоит в том, что лицемерный, человек, всё ещё делая для видимости добрые дела, продолжает общаться с приверженцами учения Христова, а также с людьми, ищущими свой путь в жизни и стремящимися понять в чем смысл, суть и предназначение жизни человека. Лицемерным совершением добрых дел, двуличный человек отвлекает сердца последователей Христовых от учения Спасителя, искушая их своими лицемерно-добрыми поступками, своим лицемерным служением Богу. Таким не искренним совершением добра, двуличный человек отвращает от истины тех людей, которые ещё не стали в своей жизни на истинный путь, указанный Спасителем, и ещё не стойки в своих жизненных воззрениях. И используя это, лицемер улавливает их в сети греха. Таким образом лицемерного человека, можно охарактеризовать как приманку для соблазнов и греха, и назвать сетями сатаны. Потому что такой человек своим двурушничеством подает дурной пример окружающим, особенно нестойким в вере Христовой людям и толкает ближних своих в пропасть погибели.

Однако тип лицемерного человека и сам постепенно подвергается костенению в грехе и удаляется от совершения даже видимых, внешне добрых поступков и становится закостенелым грешником, не думающим о спасении своей души. И ему со временем становится противной даже мысль о совершении добра.

Поэтому лицемерное служение Богу является опасным делом, так как такое служение из двуличного человека в конечном счете делает приверженца злу, собирателя сокровищ земных, забывшего о спасении своей души. Если же лицемерный человек, попав под благотворное влияние Божьих истин, одумается, станет размышлять о мире с позиций Божественной философии, осудит свой греховный образ жизни и покается в своих заблуждениях, то у него появится возможность вернуться в лоно Божье. Бог, как воплощение Святости, не приемлет даже малейшего греха. Но как Отец наш Небесный, принимает к Себе человека раскаявшегося в своем грехе и на деле искупившего этот грех и исправившего допущение греха дальнейшими праведными поступками.

Именно о выборе правильного пути в жизни и говорит Иисус Христос людям, предостерегая их от служения злу, пытаясь защитить их от заблуждений и целенаправляя на добро, потому что служение маммоне представляет собой шаг ко греху и уход с пути добродетели.

Слово упоминается в Нагорной проповеди

Слово «мамона» имеет арамейское происхождение и с древнееврейского переводится как «богатство». В Библии мы встречаем его в Евангелиях от Луки и от Матфея. По своей сути, построению и тексту эти фразы почти одинаковы, но появляются эти фразы в немного разном контексте.

В Евангелии от Матфея стих с фразой о мамоне включен в Нагорную проповедь ‒ изложенной Христом сути христианского вероучения.


В Нагорной проповеди Иисус предостерегал о служении мамоне

В Евангелии от Луки фраза находится в числе других нравоучительных наставлений Иисуса своим последователям и неверующим.

«Нельзя служить двум господам, Богу и мамоне»,

Учил своих последователей Иисус

В русском языке слово «мамон» стало ироничным названием живота

Мамона отождествлялся с богатством, достатком. Для подавляющего большинства людей вплоть до недавнего времени признаком достатка было регулярное питание.

В русском языке словом «мамон» стало пренебрежительно-ироничным названием утробы. Фразы вроде «набить мамон» в значении «как следует поесть» используются в повседневной речи, хотя мы зачастую даже не обращаем на это внимание.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Русский писатель

Им, ракушкам, жить хочется, а ты, простофиля, ими мамон с утра до вечера набиваешь

В.И. Даль также указывает такие производные, как мамоня ‒ обжора, и глагол мамонить ‒ обжираться, а также есть и пить за чужой счет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Богословы определили Мамону как демона жадности и богатства

Все места в Библии требуют толкования. Не стал исключением и фрагмент о Боге и Мамоне. Вопросом плотно занялись христианские богословы.

Иисус пришел дать иудеям Новый Завет и исполнить пророчества Ветхого. Кроме того, в Палестине проживало множество язычников, которые поклонялись своим богам и которых следовало обратить в новую веру.


Языческие боги вошли в христианскую религию на правах демонов. Гипотетический языческий бог Мамона стал демоном Вельзевулом

Христос призывал служить Богу Истинному. Боги ложные ‒ это языческие боги. Сначала богословы предполагали, что под мамоной подразумевали какого-то языческого бога.

(1Кор. 8:5-6)

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

Григорий Нисский полагал, что под Мамоной Христос имел в виду древнего семитского бога Ваала.


Древним языческим богам часто приносили человеческие жертвы. Ваал ‒ один из претендентов на роль евангельского Мамоны

Киприан Карфагенский, Иероним Стридонский и Иоанн Златоуст, осмысляя тексты Евангелий, отождествили Мамону с жадностью.


Тексты Евангелий скомпилированы очень небрежно. Понять, что именно имелось в виду и к чему относилась какая-либо фраза иногда бывает затруднительно. Поскольку поклонение мамоне идет после рассуждений о богатстве, богословы решили, что мамона относится именно к нему

Средневековые философы, развивая мысли предшественников, ударились в демонологию и определили Мамону как демона алчности и богатства. Петр Ломбардский в «Сентенциях в четырех книгах» писал:

Петр Ломбардский

Французский богослов

Богатство называют именем дьявола, именем Мамоны, а Мамона это имя дьявола и название богатства, которое [название] пришло из сирийского языка

Николай де Лира, францисканский монах и крупнейший богослов и толкователь Библии XIV в. говорил, что Мамона ‒ это имя одного из демонов.


Библия знает эпизоды, похожие на служение мамоне. Но с золотым тельцом Мамону не отождествляют

Инквизитор и демонолог XVI в. Бинсфельд «подарил» каждому смертному греху своего демона. Мамона стал олицетворять алчность.

Алчность ‒ это смертный грех

Американский богослов XIX в. Альберт Барнс в «Замечаниях о Новом Завете» (англ. Notes on the New Testament) утверждал, что Мамоной называли идола, которому поклонялись как богу богатства. Происхождение слова вслед за Павлом Ломбардским он определял как сирийское.

Оккультист Френсис Баррет в XIX в. пытался по-своему переделать демонов и сделал Мамону демона искусителей и соблазнителей. Эта трактовка, совсем противоречащая Библии, не прижилась совсем.

Найти глубинный смысл

Николай нашёл объяснение в передачах с участием Игоря Михайловича Данилова. Оказывается, можно жить обычной жизнью: ходить на работу, жить в квартире или доме, заводить семью, пользоваться техникой и обустраивать быт и при этом развивать духовность в себе. Духовное развитие — это взращивание внутри себя глубинных чувств любви и благодарности к Богу, Духовному миру, Иисусу.

Для того чтобы идти к Богу и любить Его, не нужно жить в пещере, а необходимо вкладывать 90% своего внимания в Божью любовь внутри себя. Теперь Николай уже не мечется, а знает, как идти и в чём заключается путь. Путь к Богу — внутри самого человека!

«…Это совершенно другое понимание. То есть не нужно жить в пещере для этого. Нужно уделять большее количество внимания внутренним чувствам. При этом можно делать всё что угодно: работать, читать, изучать, копать лопатой. Это не мешает. Просто нужно сосредоточиться и большую часть внимания внутреннему отдавать. Сейчас я, конечно, на Пути и мне кажется к 90% мне ещё нужно стремиться. Но это понимание облегчило жизнь, дало толчок, чтобы действовать вовнутрь, к Духовному. Я теперь лучше себя чувствую. Спасибо…»

Следование букве без понимания сути

Николай понимал данные слова буквально, в прямом смысле, и зашёл в тупик. Он начал ограничивать себя в еде, старался не думать о ночлеге, спал на улице. От этого только больше внимания уходило на всё земное, но самое главное — внутри осталось непонимание и вопросы: как жить Богом и как идти к Богу? Николай чувствовал, что есть намного большее. Но как это понять?

«…Я был в паломническом походе и я старался совсем не думать, что буду есть. Почти не ел, питался орехами, финиками, которые были у меня, не смотрел на магазины. Старался не думать, отгонял всякие мысли, где я буду спать. Спал на улице в основном. Тогда это был поход… Но в итоге это привело к тому, что я даже больше зацикливался на том, чтобы об этом всём не думать. А получалось — именно этому уделял больше своего внимания… Что делать по-другому, как делать? Для меня это было совершенно непонятно…»

Бесценный подарок

Передачи, в которых Игорь Михайлович Данилов отвечает на сокровенные вопросы людей, объясняет смысл религий мира, суть, заложенную в Священных Писаниях, — это бесценный подарок для всех людей! Благодаря этим передачам, раскрывается красота христианства и других религий, приходит понимание красоты православия.
На почту allatra.tv люди со всего мира присылают волнующие их вопросы. Ответы Игоря Михайловича дают понять ключевые моменты: как жить Духом, как работает сознание человека и как выйти из тупиков собственного сознания, что делать для соприкосновения с Богом, как идти к Богу, жить Святым Духом и как служить Богу. Самое главное, что заложено в передачах, — это глубинные чувства любви, которые может почувствовать любой человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]