2 июня. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас


Любите врагов ваших

Матф. 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Учение Иисуса Христа было совершенно новое, удивительное! Ведь люди во все времена любили, тех кто не делал им зла, своих друзей. Христос же дает своим ученикам новое повеление: « Любите врагов ваших». Не поступайте с ними так же, не относитесь к ним нейтрально не обращая внимания , но любите их! Но что же означает любить своих врагов, и как практически исполнить это Слово? Мы видим здесь, что Христос указал нам путь как исполнить Его волю

Любить своих врагов значит, благословлять «

благословляйте проклинающих вас». Наверное, каждому из нас приходилось в своей жизни, слышать в свой адрес слова огорчения. Иисус учит нас что проявление любви к тем кто проклинает, и говорит нам плохое будет заключаться в благословении нами таковых. На одном из углов города стоял нищий. Проходящие старались не обращать на него внимания. Кто- то клал мелочь, кто-то спешил быстрее пройти это место. Одна женщина, шедшая с печальным лицом , остановилась, и начала ругать его. « Много сейчас вас таких развелось, шел бы лучше работать» Нищий посмотрел на нее и промолвил в ответ – « счастья вам!» . Люди видевшие все это, спросили его почему он так сказал? — «Знаете, ответил он, эта женщина, если бы была счастлива, если бы у нее все было хорошо то она никогда бы так не сказала, поэтому я и пожелал ей счастья». Действительно , мы живем в мире где царит несчастье. Где поработитель людей — сатана, причиняет им боль, и зло . И поэтому и люди выражают порою свое горе и свой внутренний духовный мир, словами. Но Бог хочет, что бы мы христиане, разрушали твердыни дьявола. Как часто именно доброе слово может коснуться человека и обратить его к Богу. Благословляйте проклинающих, призывает нас Господь. Иисус сам показал нам великий пример для подражания когда умирая на кресте Он будучи злословим, не злословил взаимно. Если в вашей жизни, вы встретитесь с тем что кто то будет злословить вас, скажите ему доброе слово, и вы увидите как Бог через это может помочь человеку и изменить его.

Любить своих врагов значит, благотворить им

«благотворите ненавидящим вас»
.
Следующее что значит любить своих врагов это благотворить им. Делать добрые дела своим врагам, это то к чему призывает нас Господь. На страницах Ветхого Завета мы встречаем историю о том как войско Сирийское пришло воевать с Израилем. Пророк Елисей увидев его, помолился Господу, попросив поразить их слепотою. И Бог сделал это по слову Елисея. Мне думается, что «слепота», которой было поражено сирийское полчище, не была только физической. Мне кажется, что сирийская армия была ослеплена еще и добротой и благодушием Елисея. Он не питал к ним ненависти и вообще говорил на другом языке и имел в виду другое: «Это не та дорога… идите за мной». Куда он их вел? Что задумал? Доверившись ему, множество вооруженных воинов следует в глубокий тыл израильской армии. Только теперь у них открываются глаза — они окружены. «И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. Эта история заканчивается удивительно: «и не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Сердца воинов были покорены и тронуты добротой и любовью проявленною к ним. В нашей жизни мы тоже встречаем людей причиняющих нам зло. Одна сестра находясь в узах за веру в Бога , подвергалась жестокому гонению со стороны начальника тюрьмы. Он сильно издевался над ней. Но Бог сохранил ее и помог выстоять. Освободившись она продолжала служить Ему подвизаясь в деле благовестия . Прошло время и она услышала что тот начальник тюрьмы, который так плохо относился к ней за какие то финансовые махинации был осужден и отправлен в тюрьму. Узнав о месте его заключения , сестра собрала передачку и поехала к нему. Придя на свидание он никак не ожидал увидеть ее, а когда она передала ему гостинцы он со слезами пал на колени и просил у нее прощения. Этот поступок так тронул его что он обратился к Богу, посвятив Ему свою жизнь. Добро великая сила, только оно может победить зло. Будем же поступать как нас учит Господь, благотворя своим врагам.

Любить своих врагов значит, молится за них

«и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Еще оно проявление любви к своим врагам выражается в молитве за них. В отличии от двух предшествующих, это действие может быть не видимо людьми. Но поступая так, мы занимаем правильное положение пред Богом. Этим мы показываем что простили обидчика и не желаем ему зла. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого»- учил Иисус. Как трудно бывает это сделать, какая сильная борьба происходит в этот момент. Но простив мы обретаем покой. Молясь, мы открываем путь для Бога, и предоставляем Ему возможность действовать . Мы читаем в книге Деяния Святых Апостолов о первом мученике Новозаветней церкви – Стефане. Когда его побивали камнями, он молился за своих врагов « Господи не вмени им греха сего». Вы помните, кто еще говорил эти слова? Конечно же наш Господь Иисус Христос умирая на кресте. Стефан показал своей молитвой чьим сыном являлся он , творя дела своего Отца. Но смерть побиваемого камнями этого мужа не прошла бесследно. Его молитва принесла добрый плод . Юноша Савл сторожа одежды побивающих , видел все это. Думаю, что это и стало для него первым семеним павшим в его сердце. Если мы хотим что бы из наших врагов выросли Павлы будем молится за них и Бог своей благодатью будет совершать великие дела.

Заключение

Любить своих врагов не какое-то абстрактное понятие. Христос, сказав эти слова, показал нам их практическое применение. Будем же помня Его заповедь относится к своим врагам так как Он учил: благословлять их, благотворить им, и молится за них.

Православная Жизнь

Христос говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).


Как же сложно в своей жизни воплотить эти слова нашего Спасителя! Головой можно миллион раз все понимать и соглашаться, но как заставить свою душу, свое сердце смириться и научиться реально любить врагов? Где эта «кнопочка», этот «тумблер», нажав на который «включается» любовь?

Современная наша политика, новостная и даже культурно-историческая сфера переполнены риторикой войны и ненависти. Все это отравляет человеческую жизнь, которая, в итоге, сама становится на «рельсы» злобы. Все это еще как-то простительно для людей, не знающих Бога, но непростительно для нас, христиан. Именно поэтому стоит обратиться к трудам и мыслям прп. Силуана Афонского, «красной нитью» через которые и проходит тема любви к врагам.

Для начала определимся, кого мы обычно считаем врагом. Прежде всего, это человек. Безусловно «вражеским» может быть государство, какое-либо социальное объединение или политическая партия, но все они, в конечном счете, также состоят из людей. В контексте разговора о врагах нужно отметить, что объектом ненависти может быть только живое и разумное существо. Бывает, что люди не переносят пауков, змей или еще каких-то тварей, при этом испытывают к ним страх, отвращение, брезгливость, но не ненависть. Ненавидим мы обычно за что-то: действия, мысли, позицию, а их выразителем может быть только человек, пусть и относящий себя к какой-либо социальной, культурной или политической группе. Во врага превращается и отдельно взятая личность нанесшая обиду или совершившая насилие, но это, опять же, всегда будет человек. Именно поэтому когда мы слышим слова Христа о любви к врагам, то, даже специально не задумываясь, относим их к людям.

Из приведенных размышлений возникает и соответствующий вопрос: что можно полюбить в убийце, насильнике или просто подлой и низкой личности не вызывающей никаких положительных чувств кроме омерзения? Любить же, как и ненавидеть, нельзя абстрактно, отвлеченно. О любви к человечеству можно рассказывать до тех пор, пока не столкнешься с конкретными примерами и конкретными людьми. Любить же нужно не какого-то недосягаемого врага, там, где-то за линией фронта, или же абстрактного политика сидящего по правую или левую сторону во французском Национальном собрании, а вполне «осязаемого» ближнего. Но как заставить себя полюбить его, как заставить сердце найти в этом «неприглядном» ближнем что-то не просто хорошее, но даже родное? И вот здесь нужно обратиться к учению прп. Силуана Афонского, как говорил его ученик схиархим. Софроний (Сахаров), о «всем Адаме», без которого невозможно понять, почему старец придает столь важное значение любви к врагам.

Обратимся к словам Священного Писания: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Вслед за апостолом Павлом, прп. Силуан видит в Адаме главу всего человечества со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Адамов плач» – знаменитая поэма старца – начинается с воспоминания об изгнании из рая. Наш праотец, как писал прп. Силуан, тосковал о Боге и взывал: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу… Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Как видим, слова эти применимы не только к Адаму, но и к каждому из нас, и ко всему человечеству. Афонский старец плачет вместе с Адамом, покаяние Адама это и наше личное покаяние. Душа, оторванная от своего любящего Создателя, это не только душа Адама, но и всего человечества и каждой личности в отдельности. Более того, скорбь, пронизывающая Адамов плач, стала не только людской скорбью, но и всего творения, ставшего невольным участником грехопадения: «Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

Старец Силуан очень четко дает понять, что все мы виновны в грехе Адама, но не в каком-то логическом или юридическом смысле, а по причине общности всей человеческой семьи. Каждый из нас ответственен сам за себя, но все мы ответственны и друг за друга. Если кто спасается, то не в одиночестве, ведь спасение отдельной души напрямую связано со спасением всего человечества. Напомним себе слова Христа о том, что если не будем «есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его», то и не будем «иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53), а Таинство Евхаристии совершается на литургии, именование которой и переводится как «общее дело».

Именно в этом и заключается понимание «всего Адама». Старец Софроний уже на этом основании говорит, что когда мы произносим молитву «Отче наш», то обращаемся к Богу не только от себя, но и от лица всего человечества, «испрашиваем полноту благодати для всех, как для самих себя». Мы сопричастны естеству Адама, сопричастны его грехопадению, а потому, когда просим «и остави нам долги наша», то испрашиваем это и от лица самих себя, и от лица «всего Адама».

В свете сказанного начинают преображаться слова Спасителя: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 19). Теперь мы можем «нащупать» в себе ту самую «кнопочку» включающую любовь, теперь есть за что «зацепиться» сердцу. Я должен любить своего ближнего, потому что мы едины во «всем Адаме», потому что мой ближний – это не кто-то, а я сам. Именно поэтому мне необходимо молиться о других, как о самом себе: «Горяча любовь Божия, – пишет прп. Силуан, – ради нее святые терпели все скорби и достигали силы чудотворения. Они исцеляли больных, воскрешали мертвых, они ходили по водам, подымались во время молитвы на воздух; молитвою низводили дождь с неба, а я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя». Каков бы ни был человек, его страдание становится моим страданием, а его исцеление – моим исцелением, и более того, жизнь ближнего, пусть и врага, – это и моя жизнь также.

Отсюда следует, что, так как воплотившийся и вочеловечшивыйся Сын Божий вместил в Себя «всего Адама», пострадал и искупил грех «его», то и в каждом человеке мне нужно видеть «вечного брата своего». Христианское сердце должно переживать историю мира, как свою собственную, а во всем человечестве видеть как бы одного человека. Вот почему нужно любить врагов своих. Враг – это не противостоящий мне человек, не удаленный или оторванный от меня, но я сам. Жизнь моего врага – это и моя жизнь тоже. Прп. Силуан так много внимания уделяет любви к врагам именно потому, что она является естественным следствием учения о «всем Адаме», нашей взаимосвязи в «нем».

Ученик афонского старца, отец Софроний, ко всему изложенному добавляет прекрасную иллюстрацию. Заповедь о любви к ближнему представляет собой вселенское, огромное дерево, корень которого и есть Адам. Все мы – люди – листики на этом дереве, но дерево это не чужое нам, оно наше и все мы, и каждый из нас в отдельности, принадлежим ему. Молиться за все человечество, за весь мир, значит молиться за все это дерево.

Сделаем еще одно уточнение. Прп. Силуан никак не разделяет любовь к ближнему и любовь к врагам. Враг – не просто мой ближний, но полнота исинной любви к ближнему определяется наличием или отсутствием любви к врагам. Более того, любовью к врагам проверяется еще и действительность стяжания благодати, так как «любить врагов без благодати мы не можем». Это достаточно страшный вывод для нас, христиан. Мы ведь постоянно участвуем в таинствах, молимся, соблюдаем посты, но благодати не остается в нас, если есть хоть кто-то, на кого мы злимся, держим обиду, осуждаем, или того хуже, ненавидим. В подтверждение этой мысли достаточно вспомнить слова апостола Павла из его знаменитого гимна любви (1 Кор. 13, 1-8). И здесь не может быть никаких исключений, так как прп. Силуан призывает любить не только своих врагов, но и врагов Бога, т.е. тех, кто Его сознательно отвергает или ненавидит Церковь, веру, Истину.

Все, о чем здесь написано – останется теорией изложенной в тексте до тех пор, пока мы реально не проникнемся словами и мыслями афонского старца, пока то самое «вселенское дерево» не станет для нас реальностью. Любовь к врагам невозможно отделить от любви к Богу, потому вместе с прп. Силуаном и будем просить: «Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них… Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов».

Протоиерей Владимир Долгих

«Благословляйте проклинающих вас…» Молитва. Святитель Николай Сербский

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Враги меня толкают в Твои объятия больше, чем приятели. Приятели привязывали меня к земле, а враги лишали меня земли и разрушали все мои надежды, связанные с землей.

Враги меня сделали странником в царстве земном и лишним среди земных жителей. Как зверь находит лучшее убежище, будучи гоним, чем пребывая в покое, так и я, гонимый врагами, нашёл надёжное убежище под Твоим покровом, где ни враги, ни приятели не смогут погубить души моей. Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю и не проклинаю.

Они исповедали грехи мои перед всем миром.

Они меня били, когда я сам себя малодушно щадил.

Они мучали меня, когда я избегал мучений.

Они ругали меня, когда я сам себя начинал хвалить.

Они плевали мне в лицо, когда я начинал высоко думать о себе.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Когда я пытался казаться мудрым, они называли меня безумцем.

Когда пытался казаться сильным, они высмеивали меня.

Когда хотел возглавить народ, они оттеснили меня назад.

Когда я спешил обогатиться, они наносили мне удар железной рукой.

Когда собирался мирно поспать, они будили меня.

Когда строил дом на долгие безпечные годы, они разрушали его и прогоняли меня.

Действительно, враги отрешили меня от земного мира и протянули руки мои, чтобы ухватиться за край Твоей ризы.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Благослови и умножи их, и еще более ожесточи против меня,

чтобы бегство мое к Тебе было безвозвратным;

чтобы надежда моя на людей расторглась подобно паутине;

чтобы смирение полностью воцарилось в душе моей;

чтобы сердце мое стало гробом для двух зол-близнецов: гордости и гнева;

чтобы все мои сокровища собирались только на Небе;

чтобы разом освободиться от самообмана, который спутал меня сетями лукавой жизни.

Враги научили меня – что мало кому известно — человек не имеет врагов в этом мире, кроме самого себя.

Только тот ненавидит врагов, кто не понял еще, что все враги являются его суровыми приятелями.

Тяжело мне оценить, кто больше сделал мне добра в этом мире: враги или приятели.

Господи, благослови, поэтому и врагов и приятелей моих.

Раб проклинает врагов по неведению своему, а сын их благословляет, потому что пребывает в ведении.

Знает сын, что враги не могут прикоснуться к его жизни. Поэтому свободно шагай среди врагов и молись о них Богу.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

В этой небольшой заметке я хотел бы предложить, уважаемому читателю, поразмышлять над одной известной заповедью. А после ответить честно самому себе, без религиозно-напускного — нет ли тут лукавства? И так…

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (от Мат. 5: 44−48).

Под каждым словом готов подписаться! Звучит благородно и красиво… на первый беглый взгляд… и на бумаге. Но жизнь намного сложней и не всегда то, что написано можно выполнить (те, кто строил социализм-коммунизм в СССР, хорошо это знают). Таких утопических идей человечество знает множество, да и те, кто проповедует эту заповедь, сами почему-то не раз пренебрегали ею. История церкви тому яркое подтверждение! Достаточно вспомнить времена инквизиции — только в средние века, под видом борьбы с ведьмами, было уничтожено 8 000 000 (!) женщин! При чём лучших, знающих и умеющих думать! Можно вспомнить, что все самые кровавые и страшные войны, которые знает человечество, начинали… христианские страны! Такая странная «любовь» к своим врагам утверждалась огнём и мечом. Причём особую неприязнь «несущие любовь» испытывали к тем, кто нёс людям Знания — Коперник, Галилео, Джордано Бруно, список может быть бесконечно долгим… Акцентирую, что это отнюдь не вымыслы! Эти факты истории сегодня широко известны!

Небольшой экскурс. Все приписываемые Христу добродетельные заповеди были известны человечеству задолго до. Многие приходящие пророки говорили о них. Например, Заратустра (Заратуштра). Если принимать во внимание сообщение пехлевийской хроники о том, что Зараустра жил «за 258 лет до Искандара», т. е. Александра Македонского, то время деятельности пророка зороастризма падает на VII — VI вв. до н. э. Заратустра тоже был озарен неземным светом истины (в христианстве Святым Духом) и так же согласно концепции зороастризма, должен явиться в новом воплощении через три тысячи лет после первого своего явления в мир, уже в качестве саошайанта — спасителя мира. И таких спасителей мира сего история знает немало. Но сейчас не об этом!

За многие тысячелетия до Христа Заратустра призывал следовать добру и отвергать зло. И проповедуемая им заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» была понятна и логична — кто хочет жить в гармоничном мире, должен уважать своего соседа, сограждан и всех людей на земле, следующих этой же заповеди. С тех пор была известна и другая заповедь: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И это тоже понятно. Если зло не остановлено, осталось безнаказанным, то оно, как снежный ком будет постепенно увеличиваться. Если не остановить злого человека, хама он может подумать, что всё ему дозволено, а люди, которых он обидел это так… запутавшиеся у него под ногами — сами виноваты. Если зло не остановлено — рождается хаос. Так вот, про «Возлюбить врагов…» Заратустра ничего не говорил. Это уже приписывается Христу, как шаг вперёд человеческому совершенству. И в этом нас убеждают. Звучит опять же, красиво и благородно. Но, по-моему, это одно из лукавств Библии, ибо как уже было сказано выше, противоречит сущности, психике человека. Мать-природу не обманешь — чувство самосохранения одно из сильнейших чувств любого живого существа. Защита себя и своего потомства от опасности, защита своей территории входит в понятие первичные рефлексы. Можно сколько угодно рассуждать, что окончательно порывам рефлекса подвержены только животные, а человек «созданный по образу и подобию» должен быть выше всего этого. Человек должен любить своих врагов, да и ещё при этом подставить врагу (если тот захочет ударить ещё) вторую щёку (может надо ещё и спасибо врагу сказать? Но об этом ничего не написано). И это нам преподносят, как ничем не опровержимую догму. Но давайте попробуем разобраться — может враг врагу рознь?

Пример 1: Из вашего сада человек украл несколько яблок. Можно простить такого человека? Ну, а почему бы нет — запутался человек в своих ошибках, надо ему помочь избавиться от порока и можно даже помолиться за его грешную душу. Ведь, как известно, добропорядочный христианин печётся не только о спасении своей души, но и других душах. Другой разговор, что его об этом… никто не просит!

Пример 2: Вас обманули на ОЧЕНЬ крупную сумму денег, ввергнув вас и ваших детей в страшные долги! Представили? Нет, вы представьте хорошо — обманули на ОЧЕНЬ КРУПНУЮ СУММУ! Или лишили жилья, сделав вас бомжом… Подключите всю мощь своей фантазии! Становится страшно. Не правда ли?

Теперь, с той же мощью своей фантазии представьте себя на месте родственников людей, погибших во всевозможных войнах: ВОВ, Афганистан, Чечня… Представьте себя на месте родственников жертв 11 сентября, «Норд-Оста» (кстати, официальная версия этого происшествия — религиозный фанатизм). Вспомните погибших детей Беслана, атомную бомбардировку Японских городов — японцы, до сих пор (!) хоронят своих сограждан! Спросите у них про любовь к своим врагам. Что они вам ответят? Только спросите без телекамер и обязательно настоящих родственников (!), у которых погибли дети, отцы, матери… Они вам, на кухне, без пафоса ответят, что они хотели бы сделать со своими врагами. Кстати, наши с вами предки тоже не лукавили и, когда пришла беда, чётко выполнили древнейшую заповедь: «Око за око, зуб за зуб» и наклепали в Великой Отечественной Войне немцам, да ТАК, что многие из них бояться ездить в Россию в качестве туристов до сих пор! Возлюбить фашизм, зло у наших отцов не получилось! Красивая, но вымышленная заповедь не сработала — сработал внутренний рефлекс — за своих близких, за себя, за свою Родину!

А возьмём христианскую Америку — несмотря, что «ПОПовской»-индустрией в этой стране охвачено большее количество населения, где президент, принимая присягу клянётся на Библии, хорошо понимают, что любить своих врагов опасно! Они так и говорят честно: «Сунетесь к нам, помешаете нашим планам — получите ПО ЗУБАМ! Ну и что, что это никак не согласуется с заповедью: «Возлюбите врагов ваших». ПО ЗУБАМ и всё! За то, честно. Без лукавства. Поэтому с Америкой, чтобы про неё не говорили, все вынуждены считаться! Не считаются только с лохами, бомжами и Иванами, не помнящего своего родства. Да! Обратите внимание, что о НАЦИОНАЛЬНЫХ (!?) интересах, о НАЦИОНАЛЬНОЙ (!?) безопасности в Америке говорят сегодня больше, чем где-либо. Хотя американцы — не нация (переселенцы, искатели-счастья со всех стран мира), они хорошо осознают Силу единой нации! Это, к сожалению, ещё не все понимают в России. Таким я хочу напомнить русскую сказку про доверчивого зайца-лоха и хитрую лисицу. Напомню, вкратце, сюжет этой сказки: заяц-труженик построил добротную деревянную избу, а лисица вертихвостка поленилась и сделала себе времянку изо льда. Пришла весна и изба у лисицы растаяла. Заяц, сжалившись, пустил лису пожить в свой дом. Лиса пообвыклась, согрелась и… выгнала доверчивого зайку на улицу. Заец-бомж сел под кустик и горько заплакал. Неизвестно, как закончилась его судьба, если бы не петух, который знал мудрый Кон: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И надавал лисице по первое число, плутовка еле-еле унесла ноги. Справедливость восторжествовала, только благодаря действиям петуха. Сказка не ложь, а добрым молодцам — Урок!

Если следовать утопическому совету Библии: возлюбить врагов своих — давайте откроем тюрьмы — в них томятся тысячи убийц, насильников. Представляете, в каком «любвеобильном» обществе мы заживём? Но жизнь не бумага, она наяву показывает нам, без догм и демагогий, что так НЕВОЗМОЖНО и общество, подчиняясь своим первичным рефлексам, защищаясь от насилия, всё-таки вынуждена иметь такие заведения.

Ещё раз вспомним вариант 1 и 2. В первом случае человек не перешёл последнюю черту, во втором, враги оказались зверьми. А разъяренного зверя не возлюбляют — с ним борются и убивают.

Теперь и вы ответьте честно, и прежде всего самим себе, не в пускаясь в религиозную демагогию, типа: «В этом и заключается духовный подвиг человека — суметь возлюбить врага своего так, как возлюбил своих врагов Иисус, будучи на кресте». О чём думал Иисус, будучи на кресте знал только сам Иисус (при условии, что он всё-таки был исторической личностью). Если вы всё-таки соблазнитесь в этом, представьте тогда ЕЩ РАЗ себя на месте человека, летящего в самолёте за 10 секунд до взрыва от руки террориста или находящегося в офисе торгового комплекса в Нью-Йорке за 10 секунд до разрушения башен, который машет белой тряпкой, чтобы его спасли. Или представьте себя на месте того, кто уже спрыгнул от безысходности с 80 этажа и летит к земле (не думаю, что он бы возлюбил своих врагов). Представьте себя ещё раз на месте человека попавшего на спектакль «Норд-Оста» за 10 секунд до захвата террористами. Этих людей уже нет! Так, что лучше представить себя на месте их родственников, которые до сих пор живут с невыносимой болью за своих близких. Всё дело в том, что близких они любят всё-таки больше, чем своих врагов. И это Разумно!

Теперь и вы, уважаемый читатель, оставшись один на один со своею Совестью, поразмыслив над выше сказанным, ответьте честно самому себе: Лукавит ли библия, когда советует возлюбить врагов своих? Нет ли тут подвоха? Только не лукавьте сами перед самим собой. Что говорит вам ваш внутренний голос?

«Кто не борется со злом, тот приумножает его». Древнее изречение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]