Цыгане – кто они?
Цыгане – один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш – люди, кале – чёрные, рома (романи) – общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.
Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.
Почему у цыган нет своей страны?
Изначально цыгане не жили долго на одном и том же месте из-за своей способности к обману и воровству. Их попросту выгоняли. Кочевники сейчас заселили множество стран Европейской и восточной платформы. Они живут не только на постсоветском пространстве, а и в Африке, Америке, Бразилии, Австралии. Эти люди считают себя вольными, потому часто мигрируют. Именно они признали, что их нация нетерриториальная.
Почему цыгане кочуют?
Виды цыган
Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.
К западным относятся:
- Рома – одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
- Синти – немецкие и французские цыгане.
- Иберийцы – испанцы и португальцы.
Восточную ветвь образуют:
- Люли – среднеазиатские цыгане.
- Боша – цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
- Дом – арабские народы и проживающие на территории Израиля.
Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.
Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.
Предки цыган произошли из индийских народов
Будет полезно немного обратиться к прошлому цыган. Из-за отсутствия письменности нам мало известно о происхождении предков цыган из первых рук. Но генетические, культурологические и археологические сведения однозначно позволяют определить, что цыгане — это народность, индийского происхождения.
Православные цыгане
Где-то с VI века нашей эры небольшое количество цыган, около 1000 человек, могли мигрировать ближе к Европейским территориям. Лингвисты, которые уделяют большое внимание корням цыганского языка, подтверждают эту временную оценку.
Затем цыгане расселились по всей Европе и даже разделились на несколько внутренних этнических групп. Сегодня им удивительным образом удаётся смешиваться с другими народами, но составлять отдельную, герметичную этническую единицу. Для внешнего наблюдателя цыгане — это некий сказочный народ, чьи загадки неразрешимы.
Какую веру исповедуют цыгане?
Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.
Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.
Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.
Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.
Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.
Честное Слово
В прошлом номере «ЧС» главный редактор газеты в своей колонке затронул тему цыган в России. Непростой это, надо сказать, народ. Да и есть ли «простые» народы на нашей планете? У всех свои особенности, недостатки и достоинства. Свои скелеты в шкафу или, как говорят сегодня – тараканы в голове. У всех есть свои святые и свои иуды. И, совершенно естественно, что и к каждому народу у нас складывается свое отношение. Нередко оно основано на объективной реальности. А иногда и на мифах. Какой образ цыган сегодня сложился в нашем сознании? Гадают, воруют, торгуют наркотиками, попрошайничают, давя на жалость. Все. Еще иногда поют заводные песни по кабакам. «Очи черные, очи жгучие, очи страстные и прекрасные».
Конечно, такой взгляд на цыган у нас сложился не на пустом месте. И, во многом, цыгане сами виноваты, что большинство их воспринимает именно так. Но, кто без греха? Не сделаемся ли и мы сами расистами с такими взглядами на целую нацию? По-христиански ли это? Ведь Бог не народы судит, а личности. Конкретные личности. Есть ли чему цыганам поучиться у нас? Безусловно! А есть ли чему поучиться нам у цыган? Несомненно!
В этой статье мы поговорим о неоднозначной, но богатой цыганской культуре. Об их обычаях и вере. Которая, хоть и достаточно своеобразна, но тоже пронизана вполне христианскими мотивами.
И пошли они по свету
Цыгане – один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Например, болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш – люди, кале – черные, а рома (романи) – общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.
Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Ближнего Востока. Численность цыган в мире составляет до 4 373 000 человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии, «лом» – у цыган Армении. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л».
Все мы знаем, что цыгане вышли из Индии. Однажды автор этой статьи спросил у своей коллеги Ирины, которая несколько лет прожила в Индии: – а там цыгане есть? – Есть! – ответила она. – А чем же они отличаются от самих индийцев? Ведь женщины Индии сами выглядят довольно экстравагантно – яркие одежды, песни, танцы, много украшений… На что Ирина ответила: – А теперь умножь этот образ на два. Там цыгане еще ярче и еще экстравагентней. Тем и выделяются.
Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.
Существуют специфические названия для бога (devla ’дэвла’ от индийского дэва) и дьявола (beng ’бэнг’), совпадающие в разных цыганских диалектах. Встречается вера в различных духов природы. Некоторые исследователи высказывали предположение о влиянии зороастризма с его дуалистическим противопоставлением Ахура-Мазда — Ахриман на верования цыган. Венгерский цыганолог Йожеф Векерди заявлял о строгом монотеизме цыган, считая, что остатки индуизма в их представлениях ограничиваются парой слов. Советский этнограф Лекса Мануш считал, что в цыганском словаре и поверьях можно найти значительно больше признаков, указывающих на связь с индуизмом и особенно шиваизмом. Например, для обозначения креста во многих цыганских диалектах Европы используется слово trusul (trusil, truxul, trixul), которое Мануш считает происходящим от атрибута Шивы тришулы.
Так во что же верят российские цыгане? Сами себя они позиционируют как православных. И, действительно, цыгане остались одним из немногих народов, который устоял перед атеистическим влиянием.
Цыгане-христиане очень набожны, большое внимание уделяют церковным праздникам. Самыми значимыми религиозными праздниками для всех цыган-христиан являются Пасха и Рождество. Как, собственно, и для всех остальных христиан.
Православные цыгане в быту одеваются строго в соответствии с рекомендациями Православной Церкви. В доме православных цыган, так же, как у русских, есть «красный угол», в котором находятся иконы. Венчание считается важнее гражданской регистрации брака. Важнее венчания только «цыганская свадьба», то есть признание брака цыганским обществом. Она обычно играется раньше венчания.
Православные цыгане считают своим покровителем Николая Угодника и Святого Георгия, католики – Блаженного Сеферино (официально утверждённого в этой роли Ватиканом), а также мифический персонаж Сару Кали.
В своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» писатель Рэймонд Бакли приводит два мифа о том, как цыганка Сара стала святой. Эти мифы упоминаются и в других источниках.
Согласно одной версии, Сара была египтянкой (под влиянием европейцев многие цыгане в XIX и XX веках верили в своё египетское происхождение). Она была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) либо же Марии Магдалины и Девы Марии и путешествовала с ними. После жестокого шторма, когда женщины спаслись с корабля на маленькой лодочке, Сара по звёздам нашла верный путь и доставила своих хозяек к берегу.
По другой версии мифа, Сара была кочевой цыганкой и жила в таборе в те времена, когда ещё цыгане были язычниками. Однажды ей было видение о том, что к берегу должны пристать святые свидетели смерти Христовой, которым она должна помочь. Когда она подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и праведники в лодке не знают, как пристать к берегу. Тогда она бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить, а они обратили её в христианскую веру, первой среди цыган.
Интересный обычай есть у российских цыган-влахов на праздник Радоницу. В этот день, независимо от рода занятий и достатка семьи, они приезжают на кладбища, где женщины и дети просят у посетителей кладбища милостыню. Считается, что таким способом они помогают совершить доброе дело людям, и потому этот обычай считается исполнением особого цыганского христианского долга. Свой достаток от подающих милостыню при этом цыгане не скрывают, поскольку не рассчитывают на настоящую милостыню, а исполняют «долг». Что интересно, обычай, похоже, охотно поддерживается русским населением, подающим в этот день цыганам мелочь.
Так же цыган есть легенда о том, что Бог их особенно любит. Любит за веселье и талант и потому не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали – чтобы сполна воспользоваться даром Господа. Теперь цыган можно найти на всех материках, кроме, конечно, Антарктиды.
Как мы уже отметили, в веру цыган намешано немало мифов. Которые, собственно, и дают ответ на вопрос: а как при всей своей набожности, цыгане могут вести такой образ жизни, который не согласуется с поведением настоящего христианина?
Здесь автор хотел бы вспомнить свои студенческие годы. Дело было на первом курсе. Дорога от остановки к университету лежала через небольшой лесок. Идя, уставший после лекций, с рюкзачком на плече, мне путь преградили две цыганки. Ну, как полагается, начали морочить голову. И таки заморочили. Ведь не секрет, что цыганки обладают веками отточенными навыками психологического воздействия, а так же небезызвестной ловкостью рук. В итоге я сам снял с себя небольшую золотую цепочку с крестиком и отдал им. Как по мановению волшебной палочки, она исчезла в зажатой руке «волшебницы». А сам я поверил в ее слова о том, что крестик появится в моем рюкзаке через полчаса. Сила психологического внушения была столь высока, что через полчаса я, как последний, простите, лопух, полез в рюкзак искать крестик. Но… его и след простыл. Как и след тех цыганок.
Неужели же для них нет ничего святого, ведь они такие верующие? Ну, ладно, цепочку, но крестик-то как они могли украсть? – раздосадовано подумал я. Сетуя одновременно и на свою глупость, и на доверчивость и гордыньку, мол, меня-то, такого разумного, никогда не смогут обдурить какие-то там цыгане.
Готовясь к написанию этой статьи, я нашел ответ на свой многолетний вопрос. Что там крестик с шеи подростка? Они целый гвоздь сумели свистнуть на Голгофе у римских легионеров, которые собирались вбить его в тело Иисуса Христа. Именно такая легенда существует среди российских цыган. Когда распинали Христа, проходящие мимо цыгане украли гвоздь. За это, якобы, Бог разрешил цыганам иногда… воровать. По мнению некоторых цыганологов, эта легенда не очень стара и, скорее всего, пришла в цыганское общество извне (предположительно, от балканских славян).
В чем подвиг, за который Господь якобы даровал цыганам право на воровство? Подвиг, вероятно в том, что цыгане избавили Иисуса от дополнительных страданий.
Конечно же, это всего лишь миф. При том, достаточно кощунственный. Все-таки мозг человека очень гибок и чего только не сочинит, лишь бы как-то обойти божьи заповеди. Особенно такую, как «не укради». Вы думаете этим грешат только цыгане? И у нас находятся отговорки. Не украдешь – не проживешь. Грабь награбленное. Все приворовывают, а чем я хуже? Украсть у вора – не грех. Что охраняешь, то и имеешь. И так далее.
Здесь еще хотелось бы вспомнить один остроумный момент из замечательного фильма «Монах и бес». Монах, одержимый бесом, пришел к игумену на исповедь. Игумен спросил у него: – в чем каешься? – Во всем! – А если подумать? В чем, в воровстве? – Да разве это грех в России? Копай глубже! – ответил монах.
Что мы можем на все это сказать? «Тебя посодют, а ты не воруй!».
В цыганском мировоззрении есть и такая философия: они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы –– это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. А когда все общее, то и воровство уже не воровство.
Кстати, с такой же проблемой столкнулись в свое время и психологи, воспитатели в детских домах. Дети, привыкали к тому, что в детском доме все общее. И, когда выходили в «большую жизнь» психологически продолжали так же считать. То, что общество воспринимает как воровство, для них было всего лишь тем, что можно взять из общего. Именно поэтому, сегодня в российских детдомах, воспитанникам стараются прививать чувство личного имущества. Есть – свое, а есть – чужое. Свое брать можно, а чужое – нет.
Мы правильно делаем, что обращаем внимание на такую ужасную сторону жизни цыган, как воровство. Правильно делаем, что замечаем в их глазу эту соринку. Но давайте и с бревнами в наших собственных глазах как-то разбираться.
Есть чему поучиться
Мы уже сказали о том, что цыганам нужно в себе исправлять. И исправлять, как можно скорее. Но есть у цыган и то, чему бы и остальные могли поучиться у них. Для цыган характерны четыре культа – детства, материнства, возраста и верности семье.
Самое страшное наказание для цыгана – лишение права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах, и другим причинам. Изгнание сопровождается «осквернением». Вписаться после изгнания обратно в общество очень сложно.
Отрицательной стороной существования обычая изгнания является то, что если изгои считают, что страшнее уже ничего не будет и ниже падать уже некуда, это сказывается на их поведении и образе жизни.
Принадлежность к цыганскому обществу возможна только по обоюдному желанию цыгана или цыганского метиса (романо рат) и собственно цыганского общества. В общем и целом, внутри цыганского общества принята свобода национальной самоидентификации. При определённых обстоятельствах нецыган также может быть членом цыганского общества.
Называние нецыгана цыганом («ты совсем цыган», «ты настоящий цыган», «Брегович – наш почётный цыган») является, с точки зрения цыганской культуры, комплиментом, проявлением уважения, дружелюбия.
Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из чужой семьи или нецыганский, рассматривается как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении. Система сравнения и поощрения детей баллами считается у цыган очень вредной для детей. Культ детства настолько силён, что у цыган распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей и косвенно объясняет раздутые суеверия о похищениях цыганами детей), а также подбирания или подкармливания беспризорников и сирот. В дом, где есть ребёнок или дети, цыган, по цыганскому этикету, должен взять угощение или небольшие подарки. Если ребёнку в гостях у цыгана очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок (исключение, естественно, делается для дорогих вещей, таких как драгоценности, бытовая техника и т. п.). Если бы существовало цыганское государство, в нем никогда не было детских домов. И это несомненный плюс.
У многих цыган женщина не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребёнка. У всех цыган, материнство называется в одном ряду с достижениями социальными и профессиональными при упоминании достижений какой-либо женщины, статус матери окружён почётом. Чем более женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает своего ребёнка или детей, по мнению цыганского общества), тем весомей её мнение и положение в обществе.
Беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми принято предоставлять особые привилегии в быту. Очень велико внимание к роженице. Если женщина из кочевого табора начинала рожать, табор немедленно останавливался, мужчины (независимо от родства женщине), дружно сооружали укрытие, пожилые женщины оказывали при необходимости акушерскую помощь, приносили воду для омовения матери и ребёнка и перевязь, исполняющую также роль пелёнки. Затем 40 дней отводилось на то, чтобы мать окрепла. На всё это время она была практически освобождена от домашней работы, её обхаживали женщины (родственницы или соседки). Примерно так же всё происходит и у оседлых цыган.
Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное, кроме особых случаев (например, если человек считается недалёким). Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок. Ссылка на мнение пожилого человека – один из самых весомых аргументов любого спора.
Верность семье имеет разные выражения. Самые простые проявления: признание интересов семьи во всём выше личных, верность (обычно женщин мужу), выбор молодыми людьми профессии, являющейся традиционной для этой семьи, либо её современной модификации. В этногруппах, не осуждающих супружескую неверность со стороны мужчин, мужья тем не менее не имеют права оставлять своих жену и детей без обеспечения. Дети, повзрослев, считаются обязанными содержать своих родителей, помогать им в быту и следить, чтобы они не испытывали нужды. В последнем общество устанавливает очень высокую планку – дети должны следить, чтобы уровень жизни родителей был не ниже, чем у них самих. Однако последнее время наблюдается пренебрежение этим обычаем.
Принадлежность к той или иной семье имеет очень большое значение для «стартового рейтинга» цыгана. Цыган из неизвестной семьи или утративший сведения о своей семье считается «безродным», вес в обществе его очень низок, к нему проявляют уважение только в пределах норм вежливости. Чаще всего такие цыгане – родившиеся и выросшие вне цыганского общества метисы или ассимилянты, решившие возвратиться к цыганскому сообществу. Низкий «стартовый рейтинг» не значит, что цыган всегда будет на «дне» общества, «рейтинг» меняется сообразно его поступкам и может стать очень высоким. Обретя «высокий рейтинг», цыган может стать основателем семьи или даже династии.
Члены династий имеют самый высокий «стартовый рейтинг». Династией семья становится, если несколько её членов стали знаменитыми в пределах цыганского сообщества и хотя бы один – за его пределами. Среди цыганских династий можно назвать Бузылёвых (Россия), Рэйес (Испания), Вудов (Великобритания), Рейнхардт (Франция), Лакатош (Венгрия) и многие другие. Основателем династии считается не основатель семьи, а первый представитель, прославивший её. Так, для династии Эрденко это Михаил Гаврилович Эрденко.
Это что касается цыганских плюсов.
Отдельно следует рассказать о профессии в цыганском обществе (здесь уж вы, читатели, сами решайте положительные ли это качества или нет). Профессии придаётся очень большое значение, и поэтому с ней связано много обычаев. Например, принято выбирать профессию в рамках традиционных занятий своей семьи или этногруппы.
Профессии в глазах цыганского общества делятся на «цыганские» и «нецыганские», то есть пристойные для цыган и нежелательные для цыган. К «цыганским» профессиям относят профессии, связанные с музыкой, актёрским ремеслом, шоу-бизнесом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией (только если это не связано с целибатом), работой с животными, педагогикой и психологией (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с кустарным изготовлением предметов быта, таких как корзины, верёвки, кирпичи, посуда и т. п.
Прежде в список «цыганских» профессий вынужденно входила военная служба. В общем же и целом цыгане привержены к пацифизму.
Исторически в число женских занятий входило выпрашивание милостыни.
Несмотря на широкий спектр профессий, считающимися «цыганскими», в странах бывшего СССР и Европы много цыган, занятых «нежелательным» трудом, таким как фабричная работа, уборка улиц и даже журналистика. Цыгане, имеющие подобные профессии, часто скрывают их. Это связано с боязнью выпасть из цыганского общества в глазах окружающих цыган.
Цыгане уделяют большое внимание профессиональной успешности и потому всячески её демонстрируют, на словах и экономически.
«Не должен находиться у тебя… гадатель»
Отдельно следует упомянуть о таком нехристианском, или даже, антихристианском цыганском обычае, как гадание, ворожба, проклятия, суеверия. Все это запрещено Священным Писанием и считается делом недостойным христианина и даже бесовским. Не-цыганам нам бы хотелось сказать следующее: не бойтесь! Не бойтесь, магов, гадалок, экстрасенсов, колдунов и прочих. Если Бог за нас, то кто против нас? К тому же, будущего не существует, как не существует и судьбы. Есть только прошлое и настоящее. Будущее определяется нами самими, складывается из нашей жизни, наших стремлений, усердия, желаний и недостатков, которые мы, порой, сами не желаем исправлять.
А цыганам нам хотелось бы сказать: если вы считаете себя христианами – не ставьте ваши легенды и поверья выше Библии, выше учения Церкви и святых.
В Библии однозначно осуждается всякого рода колдовство и магия. В подтверждение этому, приведем несколько библейских цитат: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси…» (Галатам 5:19-20).
«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26).
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей…» (Второзаконие 18:10).
«А из занимавшихся чародейством (но принявших Христа обратившихся в христианство – прим. «ЧС») довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деяния 19:19).
«Исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя» (Михея 5:12).
«И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?» (4 Царств 9:22).
Все эти библейские цитаты актуальны не только для цыган, но и для всех остальных. Посмотрите, что творится на российском телевидении? «Битвы экстрасенсов», состязания магов, чародеев и т. д. Некоторые газеты переполнены объявлениями о магических услугах. А на приеме у какой-нибудь русской бабушки-гадалки непременно будут стоять и православные иконы.
Да что там частные колдуны и колдуньи? У нас у самих есть неблагочестивая традиция гадать на святки, под Рождество… Мы стучим по дереву и от черной кошки, перебежавшей дорогу, шарахаемся как от огня, сами себя настраиваем на плохое. И действуем по этому ложному сценарию. Важно понять, что, если кошка сидит у дороги, видя приближающегося человека, она всегда будет стремиться ее перебежать. Будь она хоть черная, хоть серо-буро-малиновая в неоновую крапинку.
На самом деле, среди цыган есть и настоящие, всей душой искренне верящие христиане. Которые не забывают и свои цыганские традиции, но, при этом, отсекают все наносное, противоречащее церковному учению. Это те, на которых, в свое время, обратила внимание Церковь, священники, простые миряне. К сожалению, как нам кажется, Церковь внимания цыганам уделяет сегодня, по-прежнему, недостаточно. Как недостаточно внимания уделяют Церкви и сами цыгане.
В любом случае – все мы люди. И все мы – равны перед Богом. Какой бы национальности мы не были. У всех нас есть и достоинства и бревна в глазах. Давайте учиться друг у друга хорошему, а плохое будем в себе истреблять.
Владимир ДМИТРИЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Нажмите, чтобы поддержать «Честное слово»
Почитание святых
Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них – женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.
Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.
Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.
Цыгане относятся к внеисторическим народам и намного ближе к магии, чем к религии
Не только культура цыган существует герметично. Нам известны и другие подобные народы, которые держатся обособленно от внешнего мира. Примеров тому немало среди американских индейцев, ряда племён индусов, некоторых восточных народов, живущих в России.
И хотя палитра этих национальностей очень разнообразна, для их определения есть специальный термин — внеисторические народы (то есть те, которые не ведут историю — письменность). Это ряд признаков, которым обладают многие этнические группы людей, не смотря на их широкое распространение в самых разных регионах нашей планеты.
Цыгане в традиционных нарядах
Вот их признаки:
- Вера в духов. Язычники Якутии, шаманы Мексики, коренное население Австралии, африканские дикари — все они верят в то, что наш мир наполняют сверхъестественные существа. Православие, конечно, тоже не отрицает эту идею, но не превращает её в центральную. Но для внеистрических народов именно общение с духами — важнейшая часть религиозной деятельности человека.
- Представление, что Бог есть, но где-то далеко. Внеисторические люди, например, цыгане, исповедуют верования, согласно которым, Единственный Высший Бог, может, и есть, но Он ни за что на этой планете не отвечает. Это Бог, который космически далёк. Он ушёл, либо умер, либо чем-то занят. В любом случае человек остаётся один в этом мире и должен как-то действовать. А ведь для цыган очень характерна эта идея изгнанничества: вспомним, их постоянные скитания в дорогах, будто больше нет человеку приюта в этом мире.
- Магические практики. Навскидку мало кто скажет, какая религия у цыган, а вот при их гипноз и проклятия знает каждый. Это не случайно. Религия — это взаимодействие человека с Богом, попытка подчиняться Его законам. Если же Бог ушёл, то человеку остаётся уже самому подчинять этот мир оккультными силами. Эта деятельность и называется магией. В научном мире широко применяется термин шаманизм, хотя практикующие магию цыгане являются, скорее, народом ведьм и гадалок, нежели стереотипными шаманами.
- Отказ от письменности. Пока почти все народы мира уделяют уйму времени записям своей истории, внеисторические религии от этого добровольно отказываются. Ведь ни цыгане, ни якуты, ни кто-либо ещё не живёт в полной изоляции. Они живут бок о бок с другими народами, а значит, если бы, например, у цыган возникло желание создать свои алфавит и письменность, это не составило бы для них труда.
Магия
Искусство, сверхъестественный способ управления реальностью
Но в то же время цыгане обладают интересной особенностью: они поверх своей традиции способны исповедовать чужую религию. Об этом чуть позже.
Обычаи цыган
Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.
Святой Георгий – один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.
Под волчьим солнышком
Цыгане! Магия! Мировое господство!
Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера? Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».
А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.
Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви — а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым «новорожденным» на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что «тут христианство и там христианство». Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.
Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?
Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно — есть. И вот они:
1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.
2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это — одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться — к опасности. Мертвец — он и есть мертвец, какие там названия.
3. Особые верования вокруг Бахт — удачи, счастья. Сюда же относятся верования в «чёрную удачу», т.е. неудачу по сути, «цыганскую удачу», которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт — не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему.
4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.
Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много — от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.
Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и — немного — монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему — конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala