Икона «Сказание, каким святым какие благодати исцеления даны от Бога»

Статья по теме

Намоленная столица. В Москве есть свой Пояс Богородицы и другие святыни

«Если говорить просто, то психологическая основа почитания икон лежит в известной поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — уверен психолог Илья Самойлов. Дело в том, что многие из нас 80% всей получаемой информации воспринимают именно через зрение. Столь исключительная важность зрительных впечатлений, видимо, и заставляла людей настойчиво желать лицезреть Бога. В Священном Писании рассказано, как ученик Христа Филипп просил учителя: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). «Икона не столько изображение, сколько священный предмет, через который молящемуся подаётся благодать Божия, сообщается святость, идущая от Бога, — пояснили «АиФ» в РПЦ. — И это происходит вне зависимости от того, кто именно изображён на иконе: Господь, Его Пресвятая Матерь или кто-либо из святых».

Принято считать, что не имеет значения, перед какой иконой молиться — новой или старой, дома или в храме. Главное — делать это с чистым сердцем и добрыми намерениями. В принципе это так. Тем не менее между обычным образом, освящённым в церкви и повешенным в квартире, и намоленной церковной иконой, созданной многие века назад, разница огромная. Неслучайно именно такие — с вековой историей образы — и становятся чудотворными. Признаком чудотворной иконы являются многочисленные исцеления, получившие широкую известность. Как правило, такой славой оказываются наделены образы старого письма, высокого художественного уровня и сравнительно больших размеров. Народное сознание приписывает чудотворения иконе в целом, а не только изображённому на ней лицу. Копиям же (или спискам) — даже точным — исцеления не приписываются. Например, Владимирская икона Божией Матери имеется во многих храмах и частных домах, но чудотворной считается только одна, хранившаяся в советское время в Государственной Третьяковской галерее. В сентябре 1999 г. она переехала в храм-музей святителя Николая в Толмачах при галерее.

Главное, отправляясь в мини-паломничество к выбранному образу, помните — совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего зависит от веры молящегося. «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Однако если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то произнесённая даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной.

В ближайших номерах «АиФ» расскажет о наиболее почитаемых мощах, хранящихся в православных храмах Москвы.

Самые известные чудотворные иконы Москвы

1. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Ул. Церковная горка, 26а, ст. м. «ВДНХ». 2. Икона «Милостивая». Молятся о рождении детей. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 2-й Зачатьевский пер., 2, ст. м. «Парк культуры». 3. Владимирская икона Божией Матери. Авторство приписывают апостолу Луке. Она считается заступницей России. Перед этой иконой принято молиться за благополучие всей страны. Там же находится самая известная икона Рублёва «Троица». Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. М. Толмачевский пер., 9, ст. м. «Третьяковская». 4. Икона «Утоли моя печали» поможет преодолеть жизненные трудности, несчастья и невзгоды. Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе. Вишняковский пер., 15, ст. м. « Павелецкая», «Новокузнецкая». 5. Икона «Нечаянная радость». Молятся о здоровье и счастье детей, просят уладить неприятности. Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Ул. Шереметьевская, 33, ст. м. «Марьина Роща». 6. Икона «Нечаянная радость». Второй список. Возвращает здоровье малышам, помогает найти силы. Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6, ст. м. «Кропоткинская». 7. Икона Божией Матери «Живоносный Источник». Молятся страдающие телесными недугами и душевными немощами. Икона Божией Матери «Иерусалимская». Молятся от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Храм во имя пророка Божия Илии в Черкизове. Ул. Б. Черкизовская, 17, ст. м. «Преображенская площадь». 8. Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» (из разрушенной часовни у Воскресенских ворот). Молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах. Чудотворная икона Божией Матери «Страстная» (из Страстного монастыря). Молятся об исцелении от слепоты, расслабления, от пожара. Храм в честь Воскресения Христова в Сокольниках. Сокольническая пл., 6, ст. м. «Сокольники». 9. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Молятся в поисках утешения все обиженные, страждущие, находящиеся в отчаянии. Скорбященская церковь на Большой Ордынке. Ул. Б. Ордынка, 20, ст. м. «Третьяковская». 10. Икона Божией Матери «Всецарица». Молятся об исцелении при раковых заболеваниях. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Крестьянская пл., 10, ст. м. «Пролетарская». 11. Мироточивая икона Царя-мученика. Молятся о судьбах России, а также о прощении за смерть Николая II и его семьи. Храм святителя Николая в Пыжах. Б. Ордынка, 27а/8, ст. м. «Третьяковская». 12. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Почитаемая преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих даёт исцеления. Казанская икона Божией Матери. Ей молятся вступающие в брак. Икона Божией матери «Млекопитательница». Молятся кормящие матери, беременные — о благополучном разрешении от бремени. Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Ул. Спартаковская, 15, ст. м. «Бауманская».

Икона «Сказание, каким святым какие благодати исцеления даны от Бога»

Более подробно про икону «Сказание, каким святым какие благодати исцеления даны от Бога»

СПИСОК ИЗОБРАЖЕННЫХ НА ИКОНЕ:

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив –о разрешении проблем в браке и примирения мужа и жены Святая мученица Фомаида, преподобный Марон Пустынник, святитель Василий – от трясавичной болезни Святой Иоанн Предтеча – о исцелении головных болезней Образ Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина – от пожара и молнии Священномученик Антипа епископ Пергамский – о исцелении зубных болезней Преподобные Роман и Ипатий — от неплодства и безчадия Святой великомученик Никита – о избавлении младенцев от родимца Преподобный Нифонт мних и святитель Маруф – о прогнании лукавых духов Святые чудотворецы и бессребреницы Козма и Дамиан – о просвящении и научению грамоте Преподобный Онуфрий Великий, святой Садок, святая Варвара, священномученик Харлампий – о сохранении от внезапной безпокаянной Смерти Казанский образ Пресвятой Богородицы – о прозрении ослепших очес Святые мученики Логин Сотник, Мина египтянин и архидиакон Лаврентий – о исцелении болезни очныя Святой апостол Иоанн Богослов – о изучении иконного писания Святой мученик Артемий — от чревной болезни Святой мученик Конон Градарь – о исцелении младенцев от оспы Святой великомученик Пантелеймон – о исцелении недугов человеческих Преподобный Моисей Мурин и святой мученик Внифантий – о избавлении от винного запойства Святой и праведный Симеон Богоприимец – о здравии младенцев Ангел Хранитель дневной Тихвинский образ Пресвятой Богородицы – о сохранении здравия младенцев Ангел Хранитель ночной Преподобный Иоанн Многострадальный, святая мученица Фомаида и преподобный Мартиниан – о избавлении от блудной страсти Святитель Никита епископ Новгородский чудотворец – о сохранении от пожара и молнии Святой славный пророк Илия – о бездождии и ведре Святые мученики Флор и Лавр – от конского падежа Преподобный Паисий Великий – о избавления от муки умерших без покаяния Святые Власий епископ Севастийский и Модест патриарх Иеросалимский — от скотского падежа Святая мученица Екатерина Александрийская – от трудного рождения младенца Феодоровский образ Пресвятой Богородицы – от трудного рождения младенца Святитель Никола Чудотворец – о избавлении от потопления Священномученик Киприан и святая мученица Иустина – о сохранении от злаго очарования Святой великомученик Георгий Победоносец – о сохранении скота от зверей Святые Иоанн Воин и Феодор Тирон – о обретении украденных вещей

Все святые, молите Бога о нас!

Дар исцеления всегда бывает двояким: естественным или чудотворным.

Целители и врачи «естественники» лечат знанием и умением, и к ним обращаться Церковь никогда не возбраняла.

Святая Церковь запрещает своим чадам прибегать к помощи лишь тех «целителей», которые, хотя и могут подчас совершать «чудеса» исцелений, но пользуются при этом источниками тёмной энергии, и потому облегчение физических страданий происходит за счёт духовного падения и пленения. Это известные с древности ворожеи, колдуны, чародеи и современные экстрасенсы, часто сами не подозревающие, какой энергией они пользуются.

Канонизованные святые ещё при своей жизни нередко совершали чудеса исцелений от различных недугов при содействии им благодати Святого Духа, не требуя награды за свой труд, помня наказ: «Даром получили, даром давайте». И после ухода из этого мира они продолжают многим помогать при молитвенном к ним обращении.

«Молитва молитвою, а доктора докторами, — говорит святитель Фелфан Затворник, — и докторов Бог дал, и к ним обращаться — Божия есть воля. Господь с Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно.

…В болезни к доктору обращаться — не грех, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и лекарствам, мы не будем прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры -те не Божии, туда и нечего ходить.

…Не лечиться можно, определяя себя на терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность: пусть лечатся слабые… а мы сильны! За такое о себе думание находит ропотливость. Лучше так: пришла болезнь — полечитесь. Пройдет боль от лекарства — слава Богу. Не пройдет — терпеть надо и Бога благодарить.

…Помоги, Господи, дочери вашей получить пользу от лечения. Пусть молится и просит Господа вразумить лекарей, чтобы и болезнь угадали и лекарства должные придумали. Ибо Господь лечит. Лекаря — Его орудия.

…Спросите у смиренных докторов, они откровенно скажут, что не знают сами, как пишутся рецепты исцеляющие. Итак, если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха. Когда Богом даны сии средства, то к ним и обращаться должно» .

Молитва и акафист иконе «Целительница»

Празднование иконы относится к 1 октября.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим/ и Божию Тя истинную Матерь прославляющим/ и верно поклоняющимтися/ Целительница явися,/ всякое зло и болезни от сих удаляющая,/ яко Всемогущая.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Целительница

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Целительница»

О, Пресвятая Госпоже Царице Богородице, высшая всех небесных сил и святейшая всех святых! Припадаем и поклоняемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего заступницу и помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения, сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов, подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну и сподоби нас на нелицеприятнем судищи Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Икона Божьей матери «Умиление» (Серафимово Умиление или Радость всех радостей)


Икона являлась келейной иконой Святого Праведного серафима Саровского. На ней изображена Богородица в момент Благовещения, когда Архангел Гавриил принес ей весть о рождении ею Спасителя всего мира. «Се, Раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» (Лк. 1; 38) – произнесла Дева Мария после Благовещения.

Перед этой иконой молился святой Серафим Саровский, перед ней и умер, стоя на коленях во время молитвы. До революции икона находилась в Троицком Соборе Серафимо-Дивеевского Монастыря. С 1991 года икона хранится в резиденции Патриарха в Москве. Раз в год, в день Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой седмицы Великого Поста), икону выносят для всеобщего поклонения в Богоявленский Кафедральный Елоховский собор в Москве (https://www.elohovosobor.ru) и читают перед ней акафист.

Все статьи

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»


Название иконы идет от начальной строки богородичных стихир: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…». Богородица изображена стоящей в центре иконы, держащей на руках Богомладенца. Богоматерь окружена скорбящими грешниками, подверженными различным скорбям и недугам, и ангелами, которые от лица Богородицы приносят облегчение людям.

Образ был прославлен в 17 веке, после исцеления сестры Патриарха – Евфимии Петровны Папиной от тяжелейшей болезни. Однажды во время молитвы Евфимия услышала голос, который повелевал ей отслужить молебен перед Образом Богоматери «Всех Скорбящих Радость» в Храме Преображения Господа. После того, как образ был найден и отслужен молебен, женщина полностью исцелилась. Известны многочисленные случаи исцеления по молитвам перед этой иконой, происходящие до настоящего времени. Именно поэтому 6 ноября, в день празднования иконы, перед иконой стоят очереди паломников, желающих приложиться к святыни. Сейчас икона находится в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (https://ordynka.com), в левой части.

Явленные иконы кем написаны? Людьми или это сверху дано нам?

Слушать:

о. Олег: — Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям, в эфире протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Добрый вечер.

В.Носов: — Батюшка, мы начинаем эфир с трагического известия. Неделю назад, в Прощеное воскресенье всех жителей России потрясла чудовищная новость о теракте, о преступлении, которое совершил молодой человек в дагестанском городе Кизляре на территории православного храма. Он вошел на территорию и расстрелял пять женщин, вышедших после богослужения, как раз по окончании чина Прощения. Я хотел бы заострить на этом внимание. Все погибшие — женщины. И среди них оказалась та, которую местные жители и прихожане называли блаженной. Прихожанка по имени Ира. Она повела себя по-настоящему по геройски. Набросилась на этого невменяемого террориста, нелюдя, и стала бить его сумкой, тем самым спасая людей, которые находились в храме. Уэтого негодяя было много патронов. Она всегда сидела возле храма и была убита пулей в грудь. Об этой женщине прихожане трогательно рассказывали. Многие помогали ей питанием и деньгами. Батюшка, я хотел бы как-то отметить этот подвиг. Как Вы посоветуете: у каждого из нас может быть сложная ситуация, в которой нужно будет принять решение быстро, четко и правильно. Как поступать, как себя вести в таких экстремальных ситуациях?

о. Олег: — На самом деле никто не знал, как он себя поведет. И фантазировать на эту тему неправильно и неприлично. Но Ирина показала пример самопожертвования. С одной стороны — вооруженный человек. Мы наблюдали уже, как они там, на Кавказе штурмуют роддома, захватывают школы с детьми. А тут нападение на пожилых женщин — особого мужества и не надо. И когда женщина с сумкой наперевес бросается на вооруженного мужчину, пытается его остановить, получает пулю в грудь — это настоящее мужество и проявление любви к людям. Как сказано: «нет большей любви, как кто душу свою положит за други своя». На самом деле такое решение не может быть обдуманным, потому что происходит в состоянии шока. Но, как говорят психологи, в такие моменты раскрываются подлинные качества человека. Можно увидеть его настоящее лицо, которое в обычной ситуации мы не всегда можем рассмотреть. Просто сидела женщина и собирала подаяние. Но как она себя повела в экстремальной ситуации — это подлинное мужество. В отличие от этого молодого человека, который вооруженный шел на пожилых женщин, стрелял, перезаряжал, опять стрелял. Это характеризует обе стороны, но по — разному.

В.Носов: — Знаете, батюшка, недавно был великий праздник — Торжество Православия. Мне кажется, что это и есть то самое торжество.

о. Олег: — Я думаю, что так можно сказать, потому что когда человек вот так жертвует собой ради других — это и есть христианство. Любовь в христианском понимании. Сейчас в мире под любовью понимается потребительское поведение, любовь является только лишь источником наслаждения. Но подлинная любовь — жертвенная. Она готова поступиться своими интересами ради других людей.

Вопрос: — Скажите, явленные иконы кем написаны? Людьми или это сверху дано нам? Например, иконы Иверской или Владимирской Божией Матери?

о. Олег: — На самом деле любая икона возникает как результат некоего видения, которое получает человек святой жизни. Духовная реальность — это не галлюцинация, а чудесное озарение. И он потом это видение воспроизводит на доске, а последующие иконописцы могут делать только списки. Или человек пережил видение и руководил иконописцем, пересказывая ему что он видел, потому что не каждый может рассмотреть краски того мира. Надо сказать, что, например, в 13-й главе I послания апостола Павла к Коринфянам апостол пишет: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». На земле мало людей, которые действительно созерцают реалии другого мира и хотят ими поделиться. Почему это важно? Чтобы мы не приняли за божественное то, что таковым не является. Почему Херувимы, когда общались с Господом, закрывали свои лики? Чтобы не принять за Бога то, что не есть Бог. Потому что в этом серьезная опасность. И если во время молитвы человек свое субъективное представление об объекте молитвы отождествит с самим объектом молитвы, то это может быть очень опасным. Поэтому для нас икона являет так сказать канонический, безстрастный образ. Есть предание, что Владимирская икона восходит к самому евангелисту Луке. И таких преданий много существует с древних времен по поводу разных образов. Конечно же, христианские общины хотели иметь какое-то свидетельство самих очевидцев, которые реально видели Господа своими глазами, которые осязали Его своими руками. Есть подробное описание внешности Девы Марии. Причем оно записано: цвет волос, лица, манера разговаривать. И все это было дорого для христиан, потому, что укрепляло веру и помогало лучше организовать молитву, чтобы избежать своих субъективных представлений, фантазий, галлюцинаций. Потому что опасно принимать за божественное то, что таковым не является, но какой-то нашей личной фантазией.

В.Носов: — Батюшка, я знаю, что Вам очень нравится знаменный распев, песнопения, а перед какими иконами Вы любите молиться?

о. Олег: — Я люблю молиться перед иконами, которые в каноне, я не переношу современную живопись, так вот — я не понимаю современное церковное песнопение. Вот вся эта итальянщина, все эти композиторы барокко, и так далее….. Я помню, когда был иподьяконом, услышал, как исполняют Херувимскую в одном из московских монастырей, а музыка – Моцарта. «Женитьба Фигаро», гимн любви. У меня есть музыкальный слух. Когда я услышал Херувимскую в монастыре, музыку Моцарта, известное название этого произведения, эти переливы – я изумился: ну, что это такое? Также и в иконе. Икона — это не картина, которую написал Эль Греко, Рафаэль или кто-то еще, непонятно с кого они списывали эти иконы. Настоящая икона — это озарение духовному человеку, а он уже доносит всё через икону и списки до нас.

Вопрос: — В Евангелии много притч, в которых присутствует Господин или Царь. В частности у Луки есть притча о званых и избранных. Почему Господин разгневался? И почему он грозным и жестоким является в притчах. Если это образ Господа, то он же, наверное, должен расстроиться, если званые не пришли, а он разгневался. Почему он такой грозный?

о. Олег: — На самом деле притчи связаны с повседневной жизнью. В то время правитель был очень серьезный человек. У нас, например, был правитель Иван Грозный. Знаете, что в то время слово «грозный» означало не то, что сейчас? Тогда это слово означало «справедливый». То есть понятия «грозный» и «справедливый» были тождественны. Иван III тоже назывался Грозный. И это слово означало строгость ради справедливости. На самом деле притчи разные, а не только о царях, владыках, правителях. Сегодня в храме, где я служу, мы изучали 15ю главу евангелия от Луки. Там была притча о, скажем так, домохозяйке и для домохозяек. У Христа были притчи и для рыбаков, как они бросали сеть в море; для крестьян, как вышел сеятель сеять; и для горожан, у которых было взаимодействие с представителями власти. А притча о домохозяйке: потерянная монета, когда у женщины было 10 монет, и одну из них она потеряла в своем доме. Она зажгла светильник и с веником стала искать эту монету. Ищет, пока не находит. Я не думаю, что здесь что-то строгое. Но в каждом случае Господь понимал тех людей, к которым обращался. А жанр притч — это истории, сказки, которые рассказываются для того, чтобы за этими сюжетами мы распознали духовный смысл. Людям легче и проще понимать, когда образно рассказывается история. В то время это было принято. Если мы возьмем иудейскую литературу того времени: Мишму, Гемару — там огромное количество мидрашей, это и есть короткие притчи. Там и звери разговаривают друг с другом, и события какие-то описываются, ведь Христос даже говорил о несчастных случаях. Вы слышали: упала башня, погибли столько-то человек. Не думайте, что они были хуже вас. Если не покаетесь, с вами будет то же самое. Он использовал разные способы, чтобы заставить людей задуматься. Это был очень распространенный жанр при подаче духовного наставления в форме притчи, короткого рассказа.

Вопрос: — В Евангелии в некоторых местах мы видим такие понятия, как «ближний». Как правило, мы обсуждаем, кто есть этот самый ближний. И есть понятие «друзья». Правильно ли я понимаю, что ближний — это тот, кто рядом и нуждается в помощи? И второй вопрос — друзья — это все, это каждый или нет?

о. Олег: — Давайте сначала вспомним притчу о ближнем. Известная притча о добром самарянине. Христос рассказал эту притчу, отвечая на вопрос: кто есть мой ближний? И в этой притче он показал, что ближним может оказаться человек другой веры, не принадлежащий к вере истинной, но к ложной, однако обладающий нравственными качествами. В этой притче мы видим, что был избит человек, попавший в руки к разбойникам. И правильный священник пробежал мимо, левит — тоже пробежал мимо. А вот еретик — самарянин остановился и позаботился об этом человеке. И Христос, когда рассказал эту притчу, спросил: кто ближний этому избитому? И иудеи ответили, что тот, кто показал ему милость. Христос показал, что даже человек другой веры может стать ближним, если его личные качества соответствуют этому. Потому что если мы сведем понятие ближнего к понятию того, кто рядом с нами – то рядом может оказаться какой-нибудь враг. Да и мы не можем находиться рядом с некоторыми людьми. Сказано: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и на пути грешных не стоит и на собрании развратителей не сидит. Поэтому ближний — это человек, имеющий определенные нравственные качества. Он может от нас отличаться и по религии, и по национальности. Конечно, здорово, если ближний — это наш брат по вере и брат по крови, и вообще человек нашего культурно-религиозного пространства. Нам легче будет общаться с ним, мы будем лучше понимать его, и он лучше поймет нас. А вот если говорить о друзьях, то друзья — это соработники. Собственно говоря, в библейском смысле друг — это не человек для развлечения — пойти в лапту вместе играть. А друг — это, скорее, товарищ. Товарищ на русском языке означает человека, который со мной выполняет одну и ту же работу. Кстати, в Библии встречается такое слово. Не только у Пушкина, не только у социалистов. Оно означает людей, которые занимаются одним делом. То — есть они товарищи, сотоварищи, в принципе друзья. Их что-то объединяет. В противном случае они не были бы друзьями друг для друга. По крайней мере, из библейского контекста я так вижу эти два разных слова. Ближний и друг. Христос однажды сказал своим ученикам, что называет их друзьями. После того, как Он их посвятил в истины веры, Он сказал, что они не рабы, а друзья Его. Потому что Он их поднял на некий уровень истинно человеческой жизни, так как Сам был истинный человек. Он их воспринимал как продолжение своей собственной человеческой жизни, не божественной, а человеческой.

В.Носов: — Господь избивающего Его назвал другом.

о. Олег: — Такое тоже присутствует. В греческом оригинале такое слово стоит. Едва ли там имеется в виду товарищ, который занимается таким же делом — Христос никого не бил не колотил, а этот человек повел себя агрессивно. Возможно, этим словом «друг» Христос хотел успокоить агрессию человека, вразумить, показать ему, что Он не против его, у Него нет злости к нему. Он просто хочет понять, почему так поступают.

Вопрос: — Умирает на чужбине человек. С единственной дочерью связи нет. И нет надежды, что умершую похоронили по православному обычаю, а скорее всего, просто кремировали. Как правильно совершать заочное отпевание? А если дочь отпела все же усопшую, то допустимо ли, чтобы отпевали два раза?

о. Олег: — Если вы точно не знаете, то допустимо. Причем Вы можете заказать, чтобы и землю освятили. Хотя если Вы не знаете место захоронения, не можете туда ничего этого доставить, то идете на ближайшее кладбище, где у вас захоронен кто-то, выкопайте ямку, и туда положите это. Так было принято, когда человек долгое время не появлялся, проходило время, то его объявляли умершим, совершалось отпевание, и когда кто-то из близких умирал — заодно и грамотку и для него отправляли. Но это обычно был длительный процесс, если точно не было известно, умер или не умер, или на войну ушел, куда-то уехал. Тогда же не было телефонов. Но все равно процедура существовала. Если нет уверенности, умер или нет, отпет или нет, предан земле или нет, то лучше это сделать. Объяснить священнику ситуацию, он посоветует, как лучше поступить.

Вопрос: — 18-я Кафизма, в службе что означает? Потому что она после 9-го часа читается и в Каноне. И еще вопрос: Если по состоянию здоровья молитва стала расслабленной, то как вернуться к прошлому состоянию духовного подъема?

о. Олег: — Чтение Псалтири — действие, которое предполагает наличие благословения духовного наставника, потому что в практике Русской Православной Церкви Московского Патриархата обязательны молитвы утренние, которые мы читаем, вечерние и молитвы перед причастием. На всё остальное мы должны испрашивать благословение у священника. Например, вам дают благословение, что вы в течение недели или месяца будете прочитывать Псалтирь. И вы хотите узнать значение той или иной кафизмы. На самом деле легче узнать назначение какого-то псалма, потому что в старинных изданиях делают надписания красным цветом, в каких случаях читается тот или иной псалом. Это очень древняя традиция, она восходит к временам Второго Храма. Я видел иудейское издание с такими надписаниями, для интереса сравнил с православными надписаниями, в каких случая какой псалом читается. И был удивлен, когда увидел, что совпадает. Это значит, что со времен Второго Храма назначение псалма не утерялось во времени. Хотя эти две традиции, иудейская и христианская, разошлись где-то ко второй половине I века н.э. Но все это свидетельствует о том, что, может быть, эти надписания восходят к царю Давиду или его окружению, когда знали, для какого случая Давид написал тот или иной псалом. В случае с кафизмами не всегда присутствуют такие надписания.

Вопрос: — Долгое время я беру у своего духовника благословение на послабление на пост, я старенькая, много болезней, недавно перенесла операцию. В этот раз попросила у другого священника. Он ответил, что поступать надо по совести и по силам, потому что церковь такого разрешения дать не может.

о. Олег: — Наверное, если Вы подошли к священнику, то это мог быть настоятель храма, куда Вы ходите, может быть это Ваш новый духовник. Лучше было с ним выяснить, почему он Вам дал такой ответ. Но если говорить о церковных канонах, то в самых строгих правилах (апостольских, например) говорится, что для больных дается послабление. Больной человек не постится так же строго, как здоровый. Потом, есть целая категория людей, которые совершенно не постятся. Беременные женщины, кормящие грудью матери, военнослужащие, заключенные. Для этих категорий пост отменен, и они ничего не нарушают. Им не надо в этом исповедоваться. Апостол Павел в послании Тимофею писал: «Ради недугов твоего желудка, тебе надо пить не только воду, но и вина немного».

В.Носов: — Этот вопрос перекликается с тем, на который мы не успели ответить. О выполнении молитвенного правила, которое до болезни выполнялось.

о. Олег: — Опять же, можно пересмотреть то правило, которое человек брал на себя раньше. Я уже сказал про обязательные молитвы. Потом обязательно молиться перед едой и после еды. И молитва перед причастием. Все остальное по благословению. К сожалению, у нас такая безотцовщина царит в православном мире, когда люди или не имеют духовного отца или выбирают того, который живет где-то далеко. Это получается одно и то же. Почему они выбирают духовника далеко? Чтобы пасти самих себя. На самом деле нормальный духовный отец должен быть в шаговой доступности. Это скорее всего должен быть священник того храма, который поближе к вашему дому, куда вы ходите молиться. Или по обстоятельствам судьбы Вы привязались к священнику, а его перевели в другой храм. Это, кстати, совдеповская практика переводить священника с прихода на приход. Раньше такого не было: человек рождался и умирал на приходе. Если он становился священником, даже если попадал в запрет, то оставался на приходе, потому что весь приход видел, что он грешил — и весь приход должен был видеть его исправление. Например, запретили священника в служении, и поставили его вместо этого звонарем. Ну, он со смирением звонит. И приход, видя исправление, сам начинал за него хлопотать. Да, целые династии были на приходах. Фамилии давали по названиям приходов. Абсолютно поповские фамилии. Воскресенский, Преображенский. А в совдеповские времена, когда советская власть пришла, то стала гонять священников с прихода на приход. А потом кто-то заметил, что на этом можно зарабатывать. Можно продавать приходы. Хотя совдепии нет, а бизнес остался. Крайне нездоровая ситуация. Священника венчают на приход, когда рукополагают. В старину его и рукополагали на приход, где он до смерти и служил. И песнопения во время венчания и рукоположения совпадают. Человек венчается на приход, и он должен там служить. Конечно, церковь из-за особых вопросов икономии может призвать человека на более высокое служение. Такое допускалось, но крайне редко. Во-первых, на более высокое служение продвигались из более ученого монашества. Приходское священство — люди, которые сами выросли в поповских семьях, знали этот приход с детства, они хоронили своих родителей, которые были священниками этого прихода и продолжали их служение. Даже была такая практика: у настоятеля прихода не было сыновей, только дочки, а приход во имя Воскресения Христова. Их фамилия Воскресенские. И когда настоятель готовился на покой или к смерти — он выдавал дочку замуж за какого-нибудь семинариста, который не принадлежал к династии. Этот семинарист начинал служить на приходе, но когда рождались дети — им давали фамилию Воскресенские. И первый мальчик с фамилией Воскресенский, который появлялся от этого безродного семинариста, уже готовился кандидатом в настоятели. Это были целые династии. Кстати, Оптинские старцы говорили, что разруха в церкви наступит тогда, когда поповские дети не захотят идти по стопам отцов, откажутся поступать в семинарию. Это всё антихристовы времена подползают.

В.Носов: — Это массово должно случиться?

о. Олег: — Не знаю, что они имели в виду, но это дурной признак, если поповские дети не ходят идти этим путем — значит, кризис обнаружился…

Вопрос: — Как правильно прикладываться к иконам? Какова судьба ковчега Давида, куда делся он, скиния?

о. Олег: — К иконе обычно прикладываются так: сначала крестятся один и второй раз, потом целуют икону и прикладывают лбом, поднимаются и третий раз крестятся. Если в храме строгий устав, то по двое подходят креститься к иконе, сначала мужчина, потом женщина, они и друг другу должны кланяться. Это можно наблюдать у старообрядцев или единоверцев. У них сохранился этот обычай. А в целом, конечно, с благоговением. Желательно не спеша. Ковчег завета, в Писании сказано, явится. Он является с небес — это мы находим в Книге Откровения, в Апокалипсисе. Но то ли имеется в виду, что Ковчег дней Моисея являлся во дни Первого и Второго Храма, потом он был спрятан куда-то во время Иудейской войны. Или есть предание, что Ковчег был только при первом храме, тот Ковчег, что был сделан во дни Моисея. А потом Царица Савская его увезла, похитила у Соломона. И Эфиопская православная церковь это предание признает и настаивает на том, что у них этот Ковчег сохраняется, и в последние времена эта величайшая святыня еще будет явлена миру. В общем, есть несколько текстов интересных, и преданий на эту тему. Но эти изыскания могут выглядеть чем-то праздным в некотором смысле. Потому что есть истинное знание, которое необходимо для нашего спасения, а есть истины, которые сами по себе интересны, но ничего не означают для нашего спасения. Собственно говоря, для нас источник спасения — личность Иисуса Христа. Мы можем, конечно, по Библии изучать имен Божии. 10 имен Бога — Яхве, Цабаот, Адонай… Но какое значение это имеет? В Новом Завете сказано: «Нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись человекам». Имеется в виду имя Господа Бога нашего Иисуса Христа. И Павел, когда описывает устроение скинии, говорит: сейчас уже нет необходимости рассказывать это подробно. Потому что теперь устрояется духовная скиния, а это, прежде всего, Церковь Христова. В некотором историческом смысле православный храм по расположению находящихся там важных деталей совпадает с иерусалимским храмом и с походным храмом. Престол по центру, за Престолом семисвечник, слева жертвенник, катапетасма, завесы, и так далее. Совпадений много. Когда Бог давал эти законы об устройстве храма, Он говорил Моисею — всё, что ты делаешь — ты делаешь по образу небесного святилища, что тебе было показано там. А вот еще интересная деталь: несколько раз в Ветхом Завете, в Пятикнижии, когда говорится об устроении храма, повторяется фраза: «постановление вечное», то есть неизменяемое. Но это тайны, в которые мы до конца проникнуть не сможем. А в формате нашей церкви только мы и сохраняем служение храма. У евреев вообще нет храма. На горе Мориа мечеть. А в формате христианства храмы сохраняются. Причем в Библии есть пророчества о том, чтослужение иерусалимского храма распространится по всему миру, но всей земле, представляете? Раньше оно было только на одном месте. А у пророка Малахии (глава 1, стих 1) сказано: ибо от Востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам (то есть совершать каждение), имени Моему чистую жертву (Литургия), велико будет имя Моё между народами. Не одним, а многими — говорил Господь Саваоф. Сам Ветхий Завет предсказывает, что служение иерусалимского храма с каждением, с чистой жертвой распространится от востока солнца и до запада. И это не только в формате христианства. Это действительно произошло в планетарном масштабе.

В.Носов: — А как иудеи объясняют отсутствие храма?

о. Олег: — Они считают, что это наказание от Бога. Объяснение такое: евреи того времени перестали любить друг друга. Вот такое я слышал. Но тогда я обращаю их внимание на разрушение первого храма Соломонова, когда они не просто перестали любить друг друга, а разделились на Израиль и Иудею и стали воевать друг с другом. Однако там галут был 70 лет, а тут он продолжается почти две тысячи. Я если разговариваю с иудеями, то спрашиваю, что же такого они натворили в I веке, что храм до сих пор не восстановлен? Они в галуте, в рассеянии, и алия (восхождение) никак не совершится. Что же такое надо натворить? Они обычно понимают, на что намекает вопрос, но разговор представителей разных религий — дело праздное. У всякого свое понимание. Апостол Павел писал, что когда иудеи читают писание – Закон, как покрывало, лежит на их лице. Сокрыт для них этот смысл, который более открыт нам во Христе, Который истинный Мессия и Сын Божий, Спаситель Израиля. А Израиль ныне — новый, и церковь Божия. Как Павел пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу». Подлинные дети Авраама – это те, которые приняли Христа верой, ибо Авраам верил во Христа. Ему было сказано: «в семени твоем благословятся все народы земли». Закон Божий все народы земли через кого узнали? Через Господа Иисуса Христа и 12 апостолов. Вся вселенная узнала о заповедях Моисея, потому что Христос — Истинный Мессия и Сын Божий.

Вопрос: — В марте будут вводить биометрический паспорт, просачивается информация, что во время фотографирования на лоб лазером подкожно наносится штрихкод с номером 666, начинается чипизация населения.

о. Олег: — Обратите внимание, что никаких трех шестерок в Библии нет. Что такое 666 в теперешнем понимании сегодняшних христиан? Какое числовое значение? Шесть плюс шесть плюс шесть — восемнадцать. В Библии говорится не о таком суммарном числе, а говорится, о шестьсот плюс шестьдесят плюс шесть. Это на порядок разные цифры. Три одинаковые шестерки при написании этого числа получаются только тогда, когда мы пишем арабскими цифрами. Но когда Библия писалась — никаких арабских цифр не было. Были римские, еврейские, греческие. А в еврейском и греческом цифры — они же буквы. Как и в славянском, кстати. Наши предки славяне никакими арабскими цифрами не пользовались. У нас буква Аз означает один. И так далее. Если у Вас есть дома Библия на церковно-славянском, не поленитесь, откройте 666-ую страницу, и увидите три разных знака. Не три шестерки. Эти вещи надо понимать. А если говорить о Книге Откровений Иоанна Богослова, то там тоже нет этой цифры. Там прописью написано в оригинале. А три шестерки откуда взялись? Это американцы в свое время сняли фильм «Омен». Один офицер думает, что один из его воспитанников антихрист. Ночью копается у него в голове и видит три шестерки. К Библии это не имеет никакого отношения. А если говорить о печати антихриста — то это великий страх, если не дай Бог кто примет на чело и на руку, первый признак — он даже не сможет осенить себя крестным знамением. А потом, в таком человеке произойдет такое ожесточение против БОГА! Даже когда антихрист уже будет убит, и они будут знать, что Христос грядет, и им будет дано малое время, чтобы они покаялись. Так вот они настолько ожесточатся, принявши эти очертания, что они не покаются. Они захотят в аду быть с антихристом. Это самое страшное, что с христианином может произойти — принятие на чело (это образ нашей мысли) и десницу (правая рука, это действенное начало) этих начертаний. Все будет тогда под контролем диавола. Это хуже любой бесноватости, то, что готовится для всей вселенной. И мы христиане, должны бодрствовать. Я разделаю Ваши опасения. Правильно, надо опасаться. Но и разбираться надо, как святые отцы учили. А они говорят: число 666 — это число человеческое. Это имя антихриста. Если буквы, они же цифры, то каждое имя имеет цифровое значение. Так вот числовое значение имени антихриста будет 666. Какие имена подходят под это число? Например, Бенедиктус, означает благословенный. Антихрист будет изображать из себя Христа, источник благословения, может, он с таким именем придет. Потом святые отцы говорят, что имя Титанус указывает, что в понимании античных людей мятежные духи заключены в преисподней. А в христианском понимании они тоже заключены в преисподней и только на малое время будут освобождены, когда воцарение антихриста будет. Эпифанус. Таких имен с десяток. Но самое интересное, Андрей Кесарийский в толковании на Апокалипсис пишет: но истинного имени антихриста поганого нет в Библии, потому что он недостоин, чтобы его имя там было. Оно дается как числовое значение, а чтобы в писании поместить такое имя — нет.

В.Носов: —А интересно, не перерасчитывали на современных каких-то мировых деятелей?

о. Олег: — Мне неинтересно заниматься нумерологией, надо просто думать о печатях Божиих. В Апокалипсисе говорится о печатях Божиих. Те, кто имеет печать Божию — к ним ничего не пристанет. Это оберегает Таинство Миропомазания. Оно действует в соответствии с христианскими вероубеждениями. Когда нас священник миропомазует, то говорит «печать Духа Святаго». А смысл жизни христианина — это как раз раскрывать эти печати.

Вопрос: — Когда человек причащается, то должен сначала проглатывать Кровь, а потом Тело. А если не удается за этим проследить, то грех ли это?

о. Олег: — Я в таких деталях не разбираюсь. Дается лжица, в лжице Частичка, Тело, она в Крови, человек причащается, и это всё.

Спаси Господь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]