Архим. Иоанн (Крестьянкин) |
Иоанн (Крестьянкин)
(1910 — 2006), архимандрит. В миру Крестьянкин Иван Михайлович, родился 29 марта 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника.
В детстве прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.
Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.
После средней школы он окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности.
14 января 1945 года рукоположен в сан диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем) в храме на Ваганькове.
25 октября того же года был рукоположен в сан священника патриархом Алексием I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где и остался служить.
Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось.
В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.
Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына.
10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми.
Архим. Иоанн (Крестьянкин) |
5 марта 1967 года поступил в Псково-Печерский монастырь.
13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена.
7 апреля 1973 года возведен в сан архимандрита.
Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).
Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.
Среди наиболее известных и популярных книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.
Скончался 5 февраля 2006 г., в возрасте 95 лет, в Псково-Печерском монастыре.
Завещание архим. Иоанна (Крестьянкина)
Дорогие мои, родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. В первый раз десять лет тому назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. А вот теперь, 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни, и стою в преддверии Вечности. И как благодарность Богу и святой Матери Церкви, а главное во свидетельство о том, что Промысл Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю эти краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину. Мои разрозненные эпизодические повествования записывали с 1981 года. И это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций для других из моей жизни. Теперь же, когда это «лоскутное одеяло» сложилось, и я перелистал страницы своей жизни, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге Новой Жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание:
Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.
12/25 июня 2005 года Архимандрит Иоанн.
Вера, упование на промысл Божий и современность:
Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью.
Миром правит только Промысл Божий, и в этом — спасение верующему человеку, и в этом — сила, чтобы перенести земные скорби.
Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его.
Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим.
Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели — для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства.
Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.
Надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся.
У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.
Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, — дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки — это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.
…ни на какие пророчества не реагируй. Все, что будет в жизни, примем от Господа.
Я ведь человек-то старый, и во времена моей молодости, когда явно сокрушались устои былой жизни, облагодатствованные люди не дерзали объявить то время концом истории.
Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.
…враг… окрадывает Вас, сбивая с единственно истинного христианского спасительного пути к мятежным политическим страстям…
…нет власти не от Бога. Святитель Нонн в свою бытность на кафедре пережил две смены власти. И правителя язычника, и православного правителя он одинаково встречал с крестом и приветственным словом. Но язычника он приветствовал как бич в руке Божией, а православного как милость и благословение Божие.
Святейший Патриарх Алексий I на мой вопрос, как поступать, когда внешние и внутренние смутьяны требуют хождения во след их, ответил:
— Дорогой батюшка! Что дал я Вам, когда рукополагал?
— Служебник.
— Так вот, все, что там написано, исполняйте, а все, что затем находит, терпите.
Вот Вам и ответ.
Иоанн Крестьянкин читал проповеди, их сегодня можно послушать в аудио
Иоанн Крестьянкин прочёл много проповедей. Часть из них сохранили. Вот отрывок одной из них:
«Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать слово Божие, ибо верно – нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения.
Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей – все восстает, все распадается.
Нет единодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания.
А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего.
Они не поколеблются, но останутся верны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
Все у вас да будет с любовью» (Кор.16,13-14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения.
Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, — первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница зтих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее.
Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.
И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах.
И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь».
Отец Иоанн
священник
Проповеди Иоанна Крестьянкина можно послушать на сайте Православное Аудио.
Православное аудио
Либо посмотреть на видео:
Церковь и мир:
То, что мы оказались в Церкви, не право наше, но дар Божий.
Что же Господь или ошибается, или вовсе не правит миром? А истинные радетели о Церкви лишь те, кого занесло в нее ветром «свободы»?
Можно ли, только переступив порог церкви, становиться в ней учителем и целителем душ человеческих?
Каждый по вере своей спасается на своем поприще. Человеческие ошибки — мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха — пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий… Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце Патр. Тихона, пригвождая его ко Кресту? Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: «Свят!».
…появились и с невероятной быстротой разрослись во всех сферах жизни и, главное, в душе человека, неверие, ненависть и бесовская гордыня, и они привели за собой свои исчадия: ложь, лукавство и фальшь, которые исказили жизнь. И как следствие этих новых норм явились в жизни смятение, смущение и неразбериха. Коснулись они и Церкви в виде ересей и расколов, вторглись и в отношения духовников и паствы, являя доселе неведомые духовные болезни.
В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.
…священство — добровольное мученичество.
Время настало такое, что ради спасения погибающего в невежестве неверия человека надо и из пустынь выходить. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге — свобода и вседозволенность всякому злу.
Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.
Иван всё детство посещал храм, а когда работа в Орле этому помещала, с ней пришлось порвать
В шесть лет Иван стал пономарём в местной церкви. Затем — иподьяконом. Он не просто слепо выполнял обязанности, а действительно духовно развивался, искал новых знаний.
Он общался с протоиереями, которых можно назвать его духовными наставниками. Но наибольшее влияние оказал архиепископ Серафим Остроумов.
Прошло шесть лет, в течение которых желание служить Богу никуда не исчезло, а лишь укрепилось. Ваня решил стать монахом. Священники это одобрили, но для рукоположения было ещё рано.
Юноша ходил в школу и окончил её в 1929 году. Затем избрал для себя работу бухгалтера — отучился на специальных курсах. Нашёл соответствующую образованию должность.
Иван Крестьянкин заявил руководству, что работа мешает ему посещать храм.
Дел оказалось так много, что Иван Михайлович просто не успевал попадать в храм. Жизнь пошла совсем не теми темпами и совсем не в том направлении, в каком он рассчитывал.
Это вызывало досаду. Своё раздражение бухгалтер высказал руководству, за что быстро лишился должности.
Бог и человек:
Все спасение наше — в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.
Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции.
Быть с Господом — это значит исполнять волю Божию.
Воля Божия ясна и для всех дана в Священном Писании, и главное дело христианина — жить по заповедям Божиим.
…понимаются… жизненные истины лишь тогда, когда они исполняются самой жизнью…
С нашей стороны нужно и важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию. И поверьте, искренность наших чувств Господь приимет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведёт по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой.
Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо.
Ведь главное и основное в жизни — хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.
Наша искусительная пустыня длится всю жизнь. И в этой духовной школе на первых этапах нам даются уроки, из которых мы не во мнении, но в реальной практической жизни должны усвоить беспредельную глубину своей немощи, чтобы, уже избегая всяких прелестных вражиих уловок, предаться Богу, Его силе, мудрости. И сами себя Христу Богу предадим.
Наш старец монастырский говорил о себе: «Я не ученый, а толченый». Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.
…нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо, и милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу.
…хотим ли мы, не хотим ли соглашаться со своей участью и положением, все равно будет так, как даст Промысл Божий, предзря нас теперь и в нашем будущем и ведя нас к исполнению взятых добровольно на себя обетов. И все это во благо нам, и во спасение, и в будущую радость. И по опыту скажу, что, чем скорее мы сердцем примем Богом данное, тем легче нам будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от нашего противления внутреннего.
Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.
От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.
Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.
Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаём. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.
Сейчас лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо бояться. Ложь, фальшь, лукавство — это гибель.
На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту.
Вот за чем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием — кому мы в жизни служим, чем живем.
Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом — да еще по неведению своему и недопониманию — разорять.
О нашей правоте в Боге всегда свидетельствует спокойствие духа, которое порождает Святой Дух в душе правой.
…всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать (с умом, конечно).
Да, Закон Божий остается неизменен, но в жизни-то у каждого свой путь и свои ухабы на нем. А Господь каждому стучится в сердце, и когда, и как откликнется человек и откликнется ли, нам знать не дано. У Господа терпения много, а любви и жалости еще больше. Он и ждет, и надеется до конца, и не отступает.
Нет людей на одно лицо, и путей в жизни тьма, и к Богу пути различны. И хорошо, когда человек не действует по стереотипу. Он не сразу определится на свою стезю, но зато верно.
…если цель в жизни определена — спасение души для вечности, — то через все искушения пройдем с благодарением Богу и устоим в Истине.
Отец Иван не смог закончить духовную семинарию из-за ареста
Иван Михайлович серьёзно подошёл к воплощению своего замысла — устроился в Московскую Духовную Семинарию. Попутно активно проповедовал, что привлекло к нему взгляд властей.
Если в годы войны православие могло на время забыть о преследовании, то сразу за ней его позиции снова стали ненадёжны. Первыми под удар попали самые ревностные и непримиримые православные христиане. Отец Иван — в их числе.
Он не успел завершить семинарское образование. Оставалась кандидатская диссертация, но арест нарушил планы. Обвинение, как это часто бывало, — антисоветское содержание проповедей.
Прихожане полагали, что донёс на отца Ивана другой священник, которого тут же бойкотировали. Но арестованному это уже ничем не помогло.
Свобода выбора. Добро и зло:
Бог даровал каждому личную свободу, в рабство не стремись сам, и свободу других учись ценить.
Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он Сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее — этой свободы.
Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.
…выбор жизненного пути непременно делать должен каждый человек сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину.
У Бога нет для человека предопределения, — но человек непременно является со-творцом Господу своей жизни. И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли еще надежда на покаяние? В жизни нет произвола. И состояние нашей души влияет на сроки нашей земной жизни.
Пожалей себя в первую очередь сам. Без твоего участия Господь не сможет тебя спасти.
Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он.
Господь творит только благо, только добро, но воля темной силы и наша человеческая воля, делающая выбор между добром и злом, причина… зла…
Хочется огульной свободы, чтобы как все. Но «как все» — это по стихиям мира сего, а не по Богу. Как все — это страшная болезнь в будущем и горе, которого не избежать.
Ещё никто насилием не достиг ничего доброго. И если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле. А Господь-то есть любовь. И любовь всё живее понимает и чувствует.
Лагерь
А в начале 1950 года измайловского священника арестовали. Несколько месяцев он пробыл в московских тюрьмах, а потом был осужден по статье «антисоветская агитация», получив семь лет лагерей.
Отца Иоанна отправили на разъезд Черная Речка в Архангельской области. До смерти Сталина вместе с другими заключенными он работал на лесоповале. На солагерников батюшка произвел огромное впечатление. Один из них вспоминал:
«Когда он говорил с вами его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».
Весной 1953 года отца Иоанна перевели в Куйбышевскую область, где он смог работать бухгалтером. В феврале 1955 года священника досрочно освободили.
Грех и покаяние:
Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать.
Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: начинается с помрачения ума (чтобы ум был светел, надо ежедневно читать Св. Евангелие и видеть жизнь и оценивать в свете Евангельских истин), за сим следует расслабление воли, и покатился снежный ком греха, растет и растет, пока тебя не раздавит. За расслаблением воли следует искажение совести, когда все видим в искаженном свете, и получаем за все растление тела.
…без покаяния делом сомнительно наше спасение.
Для Господа нет ничего невозможного: Он и прокажённого исцелит, и разбойника-душегубца покаявшегося и уверовавшего в рай введёт. И нас, прокажённых, призывает ко спасению и вводит в Церковь — Святой Спасительный ковчег. А условие одно — живая вера живому и всемогущему Богу и реальное знание своего падения, рождающее покаяние.
…надежды терять не следует, Бог крепок и силен — прокаженное очистит. Но нужен труд и много терпения.
Совесть — дело деликатное, и, если она тревожит, к ней прислушаться надо, ведь она отступит в противном случае, и не будет самого верного контролера в жизни нашей.
Духовная жизнь и молитва:
Духовная жизнь — это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным.
…как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни — игрой в духовную жизнь.
В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.
Душевный покой обретается только после борьбы со своими страстями.
Архим. Иоанн (Крестьянкин) на праздничном Успенском богослужении
…учиться молитве — дело долгое и труд великий, много надо терпения в этой школе. Но зато тому, кто перенесет все тяготы этой науки,- жизнь становится в радость о Господе. Начните сей труд с приобретения внимания к своим помыслам и умения мгновенно обратить покаянный вздох ко Господу. Да не думайте о себе высоко, и поможет Вам Господь. «Если хочешь жить легко и до Бога близко, держи сердце высоко, а головку низко».
Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи! благослови!», «Господи! помоги!» — приучаясь все в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А еще примите к сердцу такую молитву:
«Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь».
Нет у нас цели заморить себя и истощить, а цель молитвы — научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь.
…Не впадайте в уныние, ибо оно отнимает силу у молитвы.
…молитесь о том, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть — реальные, а наши — кажущиеся.
Иван Крестьянкин вырос в многодетной семье с верующей матерью
Иван Михайлович Крестьянкин родился в Орле 11 апреля 1910 года. Сестёр и братьев у него насчитывалось восемь, а сам он был девятым по счёту. Так начинается почти любая биография того времени.
И эта стала бы такой же, но усугубило всё то, что отец, Михаил Дмитриевич, умер рано, так что все заботы о семье упали на мать — Елизавету Илларионовну Крестьянкину.
11 апреля 1910
день рождения Ивана Михайловича Крестьянкина
Она отличалась глубокой и искренней верой, которой делилась с детьми. Именно она и стала тем человеком, который открыл маленькому Ивану путь в духовную жизнь, — рассказал о Боге и Благой Вести.
Любовь к ближним и осуждение:
Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека — научиться жить в мире и любви со всеми.
Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.
…хорошо, что вполне осознаете свою немощь, — отсутствие любви. Вот об этом и попекитесь и не называйте Ваши труды и усилия лицемерием. Нет, не лицемерие это, а искреннее желание иметь то, чего нет, но что крайне необходимо. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 13 — о любви. Выпишите себе эту главу, чтобы иметь её пред глазами. А еще первая ступень к любви — жалость.
Возьми пока для воплощения в жизнь одну единственную заповедь — не делай другому того, чего не желаешь себе, и возлюби ближнего, как самого себя. Вот и трудись.
Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам — там все черты истинной любви. А если «любовь» разоряет жизнь и несет гибель любимым, это — разгул бесовщины и не более.
…и к себе нам часто приходится снисходить, ибо немощи наши оказываются сильнее нас. Вот и учись жить. Со своих близких многого не требуй.
Не судите никого; где — суд, там нет любви.
Разве знаем мы меру других, их возможность к покаянию? Нет, и нет.
День Ангела. 13 июля 2005 г.
А ты попробуй,.. поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать. Два греха самых страшных для спасения в человеке — осуждение и соблазн.
Уходят Божиим велением с поля брани и святые, и грешные. И те, кто созидал, и те, кто разорял. И разве Вы или я изречем суд на то, как они жили? Нет и нет! А вот за себя, это я точно знаю, отвечать придется мне.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
…если уж не можем понести немощи других, прильнем же ко Христу и предадим и себя, и того искусителя воле Божией молитвой о нем и о себе. И это будет Евангельский путь незлобия.
Для меня очень мало значит, как судите обо мне Вы или как судят обо мне другие люди, я и сам не сужу о себе, ибо Господь один может судить нас. Одно ценно — верность своему Господу.
В монастыре отец Иоанн принимал людей более 30 лет, давал советы
В монастыре жизнь стала спокойнее. Монах не столь беспокоил власть, как священник. В 1970 году — он игумен, в 1973 — архимандрит.
Но всё же отец Иоанн не был бы собой, если бы позабыл о недавнем шумном прошлом. Ему нравилось проповедовать и давать наставления. А потому он взял на себя обязанность общаться с людьми, которые искали советов, благословений или просили о молитвах.
Отец Иоанн имел большую библиотеку и подарил её монастырю.
Отец Иоанн всегда легко располагал к себе людей, так что верующие быстро к нему потянулись. Поток желающих пообщаться не иссякал со времени после Божественной литургии и допоздна, иногда за полночь. Монах делал лишь перерыв на трапезу и снова приступал к обязанностям.
Верующие сразу дали понять, что для них он не просто монах, а старец с даром прозорливости. Хотя сам он с такой оценкой не соглашался.
Ему привозили книги со всей страны — кто житие, кто духовную литературу. Со временем накопилась большая библиотека. Её батюшка подарил монастырю.
Широкое распространение получило его высказывание на счёт опасений в связи с присвоением людям номеров при принятии ИНН в 2001 году:
«Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять своё христианское имя, заменив его номером?
Но разве это может случиться в очах Божиих?»
Отец Иоанн
священник
Дружба, влюбленность, семья:
Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.
Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга.
Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон. Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом — будет созидаться семья.
Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием…
…материнская молитва для детей — на всю жизнь помощь.
С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены сами себе. Ведь все можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но все должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начинают обладать душами людей. Вот на какую мишуру улавливает души враг рода человеческого. Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, елико возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.
Их учили всему, кроме того, в Ком кроется сила жизни. Они не знают Бога. И вот попускает Господь молодому поколению реально познать насилие злой темной силы, но и тогда не все начинают обращаться и искать спасения в Боге. Молитесь с надеждой и живой верой, но предавая себя и чад своих воле Божией.
Устроение земной жизни:
Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни.
Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное.
…строя свою жизнь на слезах других, о счастье мечтать не приходится.
…не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело — во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело — во славу свою блеснуть, отличиться.
Фото 25 мая 2003 г. Рядом с батюшкой – иеромонах Прохор (Андрейчук). Автор: Вера Салахова.
Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу. Компьютер — это из той же серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх.
Жизнь в Церкви
В Москве протоиерей Александр Воскресенский стал духовным наставником будущего архимандрита, а круг общения включал Александра Москвитина, Василия Серебряникова, Константина Нечаева и Владимира Родина, которые впоследствии займут важные места в жизни РПЦ.
В то время Церковь переживала сложные времена — необходимо было идти на компромисс с властью, регистрировать храмы или же отправляться под арест. Протоиерей Воскресенский сумел наставить молодых людей, убедил не осуждать сотрудничающих служителей с коммунистами и задать будущим священникам правильное направление.
Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина
Войну Иван провел в Москве, где чудом получил прописку. В армию и на фронт юношу не призвали из-за сильной близорукости, а с работы он ушел в 1944 году, полностью посвятив себя служению в храме. После смерти Воскресенского, игумен Соколов стал наставником Крестьянкина и помог ему понять свой дальнейший путь.