Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Смоленск


Значение храма в культуре и истории

Русская неоготика (или пседоготика) — это отдельное архитектурное явление. Оно отличается от европейского видения неоготики и готики в целом, русские архитекторы не перенимают этот стиль целиком. Например, каркасная система готики почти всегда отсутствует, но имеются отдельные элементы, такие как ломаные стрельчатые арки, или дополнительный готический декор.

русская Неоготика — это известная готика на новый лад, смелое смешение нескольких стилей, в частности, придание готике черт Византийской архитектуры.

С эволюцией стиля псевдоготика тоже изменяется, лишается своих характерных русских черт, оставаясь в пределе «интернациональности»: общепринятых и известных готических форм, и архитектурных решений. Во II-й половине XIX в. в стиле псевдоготики строились преимущественно католические костелы.

На территории всей России и современной Украины такие церкви являют собой памятники архитектуры, являясь яркими представителями своего архитектурного направления. Католические церкви являются и культурными памятниками, возникающими для нужд католических общин.

Конфликт с Польшей и постоянные обострения национальных вопросов оказывали давление на Католическую Церковь, и она постепенно монополизировалась и консервировалась, создавая отдельный слой общества. Регулярные конфликты и ответные меры России усугубляли эту ситуацию.

Несколько епархий было расформировано, закрыты академии, на что Папа Римский осудил подобные решения, а Русская империя разорвала дипломатические отношения. Возобновить все на прежнем уровне удалось не сразу. О важности церкви говорит и то, как много своих ресурсов отдавали люди на то, чтобы церковь существовала.

Местные жители сами требовали постройки церкви, сами же вкладывались в строительство и за счет общины закупали все необходимое.


Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск), строительство которого велось с 1884 до 1896 год, в настоящий момент находится в аварийном состоянии
Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск знаменит тем, что в нем сохранились храмы домонгольского периода) служит культурным памятником для России. Здание, дошедшее из XIX в., позволяет ценить традиции, погружаться в историю, своими глазами видеть мастерство архитекторов и вложения людей, для которых это место было едва ли не важнее собственных домов.

Один из символов Смоленска расположен рядом с исторически важным кладбищем.

В храме хранились различные книги, велась перепись, записывались даты венчаний и крещений. Многие люди, стремящиеся узнать историю собственного рода, обращались за подобными данными именно в церкви и восстанавливали свои семейные истории с помощью церковных записей.

Из истории Католической Церкви в Смоленске

Город Смоленск (первое упоминание о нем относится к 863 г.) возник на перекрестке важнейших торговых путей — «из варяг в греки» (с севера на юг, по Днепру в Грецию и Византию) и сухопутного — с запада на восток.
С XII в. Смоленский край для развития торговли и экономики проявляет интерес к своим западным соседям. По ряду причин южное направление теряет для смолян свое первоначальное значение — они входят, как и новгородцы, в свободное общение с европейскими народами, воспринимая все лучшие традиции и элементы западной культуры. Таким образом, установление теснейших торгово-экономических связей с западом способствовало проникновению на Смоленскую землю западной культуры.

Первые торговые предприятия немцев по Западной Двине описаны ливонским священником и миссионером Генрихом Латышем. Весной 1159 г. бременские купцы с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль бурей прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Начались торговые отношения «латинян» с местным населением и, спустя 6-7 лет, они со своими товарами дошли до Полоцка и Смоленска.

Расположение и как добраться

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск подразделяется на 3 внутригородских района) находится на ул. Урицкого, 10 – это Промышленный район. Добраться туда можно общественным транспортом. От автовокзала в нужную сторону едет 127-й автобус, стоимость проезда 60 руб.

от нужной остановки здание костела прекрасно просматривается, и сориентироваться труда не составит.

Можно добраться троллейбусным маршрутом. Троллейбус от автовокзала подается каждые 15 мин., это маршрут троллейбуса 3 на Рославльское кольцо, остановка – ул. Твардовского. Стоимость проезда составляет 16 руб.

Также можно воспользоваться и маршрутными такси: необходимые автобусы 40Н и 13Н ездят с интервалом в 15 мин. Примерная стоимость – 20 руб., остановки – Дом Специалистов или ул. Твардовского соответственно.

При желании, по Смоленску можно пройтись пешком. Путь от автовокзала до храма займет примерно 1 ч, но по пути можно зайти в музей военной истории, уделить внимание памятнику князю Владимиру или же посетить не менее известный Успенский собор.

Пастыри

Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии — настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).

Исторические данные

Выгодное размещение Смоленска служило предпосылкой к его становлению в качестве культурного и религиозного центра. Здесь рано, еще в начале XVII в., обосновался католический монашеский орден иезуитов. Они были заселены здесь польским королем Сигизмундом III после завоевания Смоленска.

Для иезуитов здесь был выстроен приходской дом и церковь небольших размеров, сам король выделял средства на их содержание. Постепенно они устроили здесь колледж, развили приход, взаимодействовали с живущими здесь людьми, не разделяя их на православных и католиков.

Иезуиты во многом оказывали поддержку местному населению: обучали местных жителей читать и писать, оказывали поддержку бедным и болеющим. Во время голода в 1614-1616 гг. именно иезуиты помогали голодающим жителям, устроив в своем доме временные приюты для бедных.

В 1636 г. в Смоленске была сформирована католическая епархия, тогда же было решено построить каменную церковь. В 1654 г. война Польши и России привела к неожиданным последствиям: Смоленск был возвращен обратно под контроль Москвы и жителям было обещано сохранить все их земли и имущество, если они примут православную веру.

Так и произошло: после присоединения Смоленска к России, все униатские и католические храмы были переданы православным, но католические общины никуда не исчезли. Они продолжали совершать богослужения в домашних церквях, им было позволено приглашать католических священников из Польши и самим при необходимости посещать католические храмы за границей.

Это продолжалось до тех пор, пока ситуация не изменилась и не стало возможным построить здание собственной церкви. В 1735 г. новым указом Российской империи всем христианским конфессиям было разрешено свободно совершать богослужения и строить храмы, с оговоркой о запрете привлечения православных христиан.

Первое строение на месте собора

Точная дата постройки первого храма неизвестна, но это период между 1735-1789 гг. В это время правители Российской империи, Екатерина II и Павел I благосклонно относились к католицизму в целом. Екатерина II поддерживала монашеские ордена и позволяла им устраивать пансионы и частные школы, а Павел I даже был протектором Мальтийского ордена, когда предоставил им убежище.

В это время на территории Смоленска широкую деятельность развил орден францисканцев.

Здесь был один из их монастырей, построенный еще в 1626 г., но после присоединения Смоленска они временно покинули город, а после – вернулись. Ими был организован приход, и под их руководством началась постройка церкви Божьей Матери Ангельской.

Во время войны 1812 г. этот храм был разрушен, но вскоре отстроен на том же самом месте и с тем же названием, уже в следующем году. Этот храм был деревянным костелом, рассчитанным как временное строение, но вплоть до 1838 г. это здание было действующим.

В скором времени приход разросся достаточно сильно и уже не вмещал всех желающих, и тогда усилиями прихода был создан проект теперь уже каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была возведена в рекордно быстрые сроки. Она располагалась на кургане, который являлся большой могилой, оставшейся после Отечественной войны.

Захват Смоленска Наполеоном привел к большим жертвам среди французов, и их было решено похоронить в одной общей могиле.

Насыпанный сверху холм и стал основанием для храма. Столь быстрое время постройки и богатое убранство храма изнутри объяснялось любовью прихожан и их приношениями. Многие иконы и храмовые украшения, вещи для богослужения и облачения были принесены храму в дар местными жителями.

Рядом с территорией храма находилось кладбище и сад, они всегда находились в надлежащем порядке, и за ними всегда был должный уход. По сохранившимся письмам путешественников того времени, здание и прилегающая территория описывались самыми лестными словами.

Новое здание костела

В скором времени церковь уже не могла вместить в себя всех желающих прихожан. По данным переписи, в самом Смоленске насчитывалось около 1 тыс. человек, регулярно посещающих храм, а с прибытием армии число увеличилось едва ли не вдвое.

История появления католических религиозных сооружений в Смоленске:

Настоятель храма подал прошение о перестройке храма и получил разрешение. Вскоре состоялось и богослужение, на котором была освящена территория для новой постройки. Отчасти новый костел занимал и территорию уже стоящего храма.

Храм начал строиться довольно быстро. Никакого протеста для католической церкви в Смоленске не было, так что уже в 1894 г. был утвержден проект М. Ф. Мейшнера, известного архитектора, по постройке нового костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Уже через несколько месяцев был заложен фундамент храма.

Мейшнер не дожил до возведения собора. Подряд на строительство каменного храма выиграл известный белорусский архитектор Л. И. Дубейковский. Он принял руководство над строительной бригадой и в 1894 г. основное строительство было завершено, а работы по внутренней отделке велись до 1898 г.

Здание костела было освящено 29 июня 1898 г. в день празднования апостолов Петра и Павла. Теперь храм мог вместить в себя до 3500 прихожан. Общее количество прихожан в приходе составляло более 9000 человек. Обновленному храму были приписаны земли и большое количество строений.

Советский период

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск — это один из древнейших городов России) едва ли не чудом пережил революцию 1917 г. и был на грани разрушения и разграбления. Решением властей из храма забрали метрические книги, а ситуацию с костелом обострил конфликт между Польшей и Россией.

В 1921 г. из храма начали изымать пожертвования прихожан, украшения и предметы из драгоценных металлов, оклады, драгоценные ткани, провели детальную опись всего церковного имущества. По итогам описи отняли здания: расформировали дом настоятеля, отобрали приют, часть храма определили под мастерскую, часть – оформили как жилые помещения.

Храм был определен как часть музея и, все же, несмотря ни на что, в нем вплоть до 1936 г. проходили службы, до момента ареста настоятеля храма, о. И. Жолнеровича. После его ареста богослужения были запрещены с оговоркой «по техническим причинам», а другим священникам в регистрации отказывали.

Все это время продолжал работать церковный совет, но и это не спасло общину: в 1939 г. ее уже не существовало.

Официально костел закрыли 14 января 1940 г., и теперь помещение бывшего храма служило в качестве архива НКВД, а почти через 15 лет, с 1956 г. и до 2012 г. здесь располагался Государственный архив Смоленской области. Храм окончательно превратили в мирское здание.

Постепенно сняли и убрали все отличительные знаки, разобрали алтари, иконостас, с крыши был снят металл. В 1950-х был разобран внутренний орган, многие детали внутренней отделки и церковные атрибуты так же изъяли, и отыскать их больше не удалось. Тогда же сняли и кресты на куполах.

Первый католический храм

Первый католический храм в Смоленске — церковь во имя Святой Девы Марии — был построен во второй половине XII века немецкими купцами в месте, где велась торговля (в бухте реки Чуриловка), и которое быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми.

Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Упоминание о ней есть в письменных источниках. Например, в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом, заключенном в 1229 году, названа «латинская церковь» в Смоленске (в другом варианте договора – «немецкая божница – так называли храм местные жители).

Церковь окормляла проживающее в Смоленске приезжее торговое население — непосредственно к месту торговли примыкала немецкая слобода. В этой церкви принимали крещение и смоляне, родившиеся от смешанных браков.

Краеведческая литература, касающаяся партнерских связей смолян со своими прибалтийскими соседями, свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями — православной и католической. И православное, и католическое духовенство строго следило за «правильностью» торговли, за соблюдением международной системы мер и весов…

Однако начиная с XIV в. мирные торговые отношения смолян с немецкими католиками стали ухудшаться. Не последней причиной тому была и агрессивная политика Тевтонского Ордена по отношению к славянским народам. Не безызвестный факт, что участие Смоленских полков в битве под Грюнвальдом в 1410г. сыграло решающую роль для общего исхода сражения. Немецкое католическое население города покинуло Немецкую слободу в XV веке, а те, кто остался ассимилировали в результате смешанных браков и постепенно перешли в православие.

Период с 1514 по 1611 гг. ознаменован тем, что в силу своего географического положения Смоленск вновь становится участником межгосударственных и межконфессиональных отношений. В этот период отмечаются довольно частые контакты русских государей с Римом. При этом римские послы часто проезжали через Смоленск.

Современное состояние

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск имеет более 20 религиозных построек на своей территории) в данный момент находится в государственной собственности, и, несмотря на многолетнюю переписку прихода с властями, передача его католикам в ближайшее время не планируется.

Периодически создаются петиции с требованиями о возвращении костела или хотя бы о его реставрации, но и на это нет ответов. В данный момент единственная работа по реставрации — это ограждение территории костела сеткой во избежание падающих кирпичей.

Разрушены витражные стекла, оконные проемы везде заложены кирпичами.

Стены оседают, из них высыпаются и выдавливаются кирпичи вдоль каждой стороны, несколько стен собора пересекают сквозные трещины. Многие шпили сломаны или погнуты, на них расходятся стыки металлических листов, водосточные желоба снаружи также отломаны, периодически отваливаются части карнизов или обшивки.

На крыше растут деревья, сама крыша протекает. Храм закрыт для посещения и оказаться внутри удается очень немногим. Аварийное состояние не позволяет допуск туда туристов, любоваться бывшим величием церкви можно только на расстоянии.

Возможно, собор будет перепрофилирован под здание филармонии, об этом с 2021 г. продолжаются переговоры с местными властями.

Время гонений

В декабре 1917 года был основан Смоленский деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. Деканом стал отец Антоний Около-Кулак.

В 1918 году из всех культовых учреждений, включая католические храмы, были изъяты метрические книги. Положение Католической Церкви усугублялось и конфликтом между Советской Россией и Польшей. Летом 1921 года, с началом голода, началось изъятие церковных ценностей. Из храма изымались все золотые и серебряные изделия – пожертвования прихожан. Приходские строения были отобраны еще раньше – отняты здания приютов, выселены из дома настоятель и викарий, а в их доме открыта мастерская по изготовлению щеток. Часть здания была отдана для проживания смолян. В 1926 году храм был взят под охрану губернского музея.

Поначалу власти не чинили католикам каких-либо препятствий. Но в 1936 году был арестован настоятель – о.И.Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 года богослужения были запрещены «по техническим причинам», в регистрации священникам отказывали. Все эти годы продолжал действовать церковный совет, немало прихожан за свое мужество заплатили жизнью. В 1937-38 годах в Смоленске было расстреляно 292 поляка и 40 литовцев, среди которых немало католиков и церковных активистов.

К концу 1939 года католической общины не существовало. 14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.

Описание внутреннего убранства

На момент завершения строительства костел был величайшим проектом в городе. На побывавших внутри прихожан он производил неизгладимое впечатление. Внутренняя отделка была преимущественно из дерева: в храме находилось 5 дубовых алтарей, искусно отделанных резьбой.

Амвон и резные лавки также были сделаны из дерева. Над всеми деревянными элементами трудился Синявский, смоленский резчик по дереву. Над амвоном работала Смоленская мастерская Кириллова. Особой гордостью костела были его витражи. Они были созданы в Варшаве и привезены сюда мастерской графини Лубенской.

На витражах были изображены иконы Иисуса Христа и Богоматери, а также почитаемых всеобщих католических святых: св. Франциска, св. Анны. Другие витражи изображали местночтимых: литовского святого Казимира и польского святого Станислава Костки.

Остальные окна были заполнены цветным витражным стеклом, создавая при преломлении солнечных лучей разноцветный свет внутри костела.

Храм был расписан приглашенным художником Антонием Тончинским. В 1989 г. внутренние стены украсились относительно скромным орнаментом, а в алтарной части храма изображен Иисус, а по две стороны – Моисей и апостол Петр. Первому Иисус вручает скрижали, а второму – ключи от райских врат.

Монашеские ордена

7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.

Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.

С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.

Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.

Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.

Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.

Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.

Деятельность прихода

Здание костела закрыто на ремонт, но церковная община никогда не переставала существовать.

В период с 1991 г., с момента регистрации новой общины, приход непрестанно развивался. Изначально богослужения проходили на домах и квартирах у прихожан, со временем приходу была передана кладбищенская усыпальница, склеп Коморовских, там долгое время располагалась церковь.

В этом же здании поселились несколько монахинь и была комната настоятеля. Постоянного священника здесь не было, службы совершались приезжими священниками из Могилева, и только в 1992 г. община получила настоятеля прихода о. Яцека Кучмика, который и до сих пор возглавляет приход.

Через несколько лет общине передали другое помещение — здание старого приходского дома.

Постепенное развитие общины позволяет небольшому приходу снова и снова запрашивать у властей возвращения собора под управление Римской Католической церкви. Сейчас приход насчитывает около 500 человек из Смоленска и соседних населенных пунктов.

В 1999 г. была освящена часовня. Она может вместить 150-200 верующих, в ней установлен небольшой электронный орган, церковь улучшается с каждым днем, и община никогда не прекращает надеяться на скорое возвращение здания.

Ежедневные богослужения проводятся в храме, расположенном на территории старого костела. Кроме совершения Мессы, в общине на регулярной основе проходят встречи священника с молодежью и отдельные встречи для бесед со священником всех желающих, изучения основ и подготовки к крещению.

Приход регулярно обновляет свой сайт: вывешивает актуальное расписание богослужений, отмечает проведение встреч и приглашенных гостей. В здании приходского дома размещается библиотека, приходские книги, канцелярия и залы для собраний.

В 2021 г. архив НКВД был полностью вывезен из разрушающегося здания храма.

Церковь Божьей Матери Ангельской

Католическая церковь в Смоленске вновь появилась где-то между 1735 и 1748 г.г. Связано это было с возобновлением деятельности монахов-францисканцев. Во второй половине XVIII века они занимались пастырским окормлением в католическом приходе и служили в малом храме, который располагался на том самом месте, где стоит нынешний католический храм. В ходе военных действий 1812 года он был уничтожен и взамен сгоревшего в 1813 году губернский архитектор проектирует новый храм. Он просуществовал до 1838 года, когда с разрешения правительства и митрополита Павловского на добровольные пожертвования прихожан было начато строительство каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Помощь нуждающимся

На территории костела в 1898 г., всего через 2 года после завершения строительства, было расположено Общество пособия бедным. Изначально его основная поддержка была направлена на иудеев, но почти сразу же общество взяло под опеку всех.

Оно оказывало широкий спектр материальной поддержки населения: снабжало едой, медицинской помощью, кровом, одевало, помогало в поиске работы, осуществляло помощь для желающих вернуться на родину. Дополнительно с этим оно распространяло книги и заботилось о духовном окормлении католиков на всей обширной территории Смоленской губернии.

Вместе с этим здесь вскоре открылись несколько мастерских, в них устраивали на работу неимущих.

В 1900 г. здесь открыли школу для девочек, а чуть позже, в 1902 г. – еврейская библиотека. На территории церкви дополнительно были устроены приюты для сирот и богадельни для женщин и мужчин. Общественной деятельностью и работой в богадельнях и детских приютах занимались послушницы и монахини из ордена Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы.

Семья польских дворян Коморовских внесла большой денежный вклад и была регулярным и главным спонсором для храма.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена за год. Холм, на котором она построена, представляет собой большую могилу. В 1812 году, когда армия Наполеона захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Их тела сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на которой и по сей день стоит храм.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось ее точное описание. По свидетельству Польского Иллюстрированного Еженедельника, в 1870 году опубликовавшем фотографию храма и подробное его описание: «Костел богат украшениями, каждая вещь – дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии – все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисевичу… Сад и кладбище поддерживаются стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска… Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске».

Богослужения

В храме регулярно проводятся богослужения.

МероприятиеВремя проведения
Молитва св. РозарияЕжедневно, начало в 17:30
Месса на русском языкеПонедельник, среда – суббота: начало в 18:00
В воскресенье Месса совершается в 9:00, 11:00, 18:00
Месса на польском языкеВторник: начало в 18:00
Еженедельные молебны по завершению МессыВторник: молебен св. Антонию Падуанскому
Четверг: молебен св. Франциску Ассискому
Дополнительные молебныМай: молебен к Пресвятой Богородице Марии
Июнь: молебен к Святейшему Сердцу Иисуса
Октябрь: молебен к Пресвятой Богородице Марии

Помимо этого, приход предоставляет возможности проведения отдельных богослужений для католических паломнических групп со своим священником или же со священником из прихода. Может быть проведена частная экскурсия по территории храма и кладбища.

Дополнительно предлагается экскурсия к мемориальному комплексу «Катынь» и богослужение там. Все это возможно по предварительной договоренности.

Город Смоленск имеет богатую историю, переживающую на своем веку множество перемен. В нем менялась власть и постоянно изменялась религия, склоняясь то к одной, то к другой христианской конфессии. В нем бушевали войны, а расположение на торговых путях регулярно приносило новые веяния.

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии является в какой-то мере символом всего пережитого: историей, запечатленной в камне.

Автор: Волкова Катя

Оформление статьи: Е.Чайкина

Становление католической епархии

1 сентября 1636 года вышел Папский документ о создании в Смоленске кафедры – четверть века потребовалось на организационные вопросы, связанные со становлением католической епархии Смоленска. Столь долгий период объяснялся многим: тяжелым положением Сигизмунда III после завоевания города, необходимостью восстановления крепости и города, длительным формированием монашеских орденов в Смоленске, возведением новых храмов.

Согласно Папскому документу, доходы епархии оценивались в четыре тысячи флоринов в год, что считалось достаточным для проживания около семидесяти человек. Служить в епархии должны были шесть прелатов, двенадцать каноников, двенадцать чинов. На то время число священников во главе приходов сокращалось, с тем, чтобы «все деньги пошли на строительство нового кафедрального костела». Новую каменную церковь должны были возвести за три года, а ризницу — за два.

В 1637 году при огромном стечении народа епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Епархия не была обширной, но верующих было много. Епископ организовал около десяти приходов. Упоминаются приходы в Дорогобуже, Красном, Поповой горе.

В это время в Смоленске помимо католической действовали также кафедры Православной и Греко-католической Церквей.

В 1654 году началось выступление России за возвращение земель, находившихся под властью Польско-Литовского государства. При взятии городов царь Алексей Михайлович предоставлял их защитникам выбор – или уйти в Польшу, или принять подданство Москвы и православную веру с сохранением своих владений и привилегий. Жителям Смоленска также было обещано, что при переходе шляхты «под Москву и принятии ими православной веры» за ними сохраняются их поместья и привилегии. Мещане, казаки и пушкари тоже жаловались землей.

Смоленск стал «городом – ключом», форпостом, защищающим Русь от «нежелательного проникновения католичества». Здесь вновь были освящены православные храмы, занятые униатами.

Нет никаких сведений относительно существования в Смоленске в то время (вторая половина XVII и первая четверть XVIII в.в.) каких-либо католических храмов. Но известно, что в 1678 году царь гарантировал оставшимся в городе католикам проведение богослужений дома и беспрепятственное посещение заграничных храмов. Католическое население земли Смоленской составляли потомки польских переселенцев, приехавших сюда во времена Сигизмунда III, смешавшихся с местным населением и перенявших некоторые русские обычаи, утратив при этом часть своих. Первоначально смоленской шляхте не возбранялось приглашать себе в дома католических священников, приезжавших Польши, а их дети могли свободно учиться в Польше, имея возможность вернуться впоследствии в Россию. Так продолжалось вплоть до Высочайшего Указа 1728 года, когда права шляхты были урезаны – их дети не могли больше учиться за границей, и была ограничена возможность общаться с католическими священниками.

В 1735 году был издан указ российского правительства о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям России, при этом оговаривалось, чтобы «в оные не привлекались русские подданные, какой бы веры они не были, под опасением суда и наказаний».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]