Как стать священником? Как стать священником без семинарии


Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: «Как стать священником?» Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

Краткая история


Православие – третье по количеству сторонников направлением христианства (после католицизма и протестантизма), его исповедует свыше 225 миллионов человек во всем мире. С апостольских времен была единая церковь, но в 1054 году произошел Великий раскол, и верующие разделились на католиков и православных.

Впоследствии христианство знавало разные времена, например, в СССР агрессивно пропагандировался атеизм и служителям культа зачастую приходилось проводить обряды тайно, чтобы об этом не узнали власти.

Так, в 30-е годы XX века все семинарии были закрыты, послабления произошли только во время Второй мировой войны, когда руководство страны было вынуждено признать необходимость веры человека в Бога.

Описание профессии

По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:

  • Епископ. Это высшая ступень, к которой относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Они назначаются решениями Священного синода, возглавляют епархии и ведут работу, направленную на активизацию церковной деятельности. Лишь епископам доступно таинство священства*, они могут рукополагать пресвитеров.
  • Священник (пресвитер). Вторая степень в иерархии, эти служители могут совершать шесть таинств (за исключением рукоположения в сан). Они обязаны пройти обучение в семинарии или духовной академии, достичь возраста Христа (т. е. тридцатилетия) и не иметь изъянов, препятствующих выполнению своих обязанностей. В русской традиции к пресвитеру обычно обращаются «батюшка».
  • Диакон (дьякон). Низшая ступень в христианстве, представители которой не имеют права совершать богослужения и таинства, но могут оказывать помощь епископам и пресвитерам. Их присутствие необязательно, поэтому они есть далеко не во всех церквях.

*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • евхаристия (причащение);
  • исповедь (покаяние);
  • венчание (брак);
  • соборование (елеосвящение);
  • священство.

Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

На каких специальностях лучше учиться

Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:

  • внешкольное (семья, литература, церковные детские сады, радио и телевидение, посещение храмов);
  • начальное (воскресные школы, кружки, общественные богослужения, паломничества, крестные ходы);
  • среднее (духовные училища, гимназии, колледжи, лицеи, пастырские или богословские курсы при вузах).

Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:

  • подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания;
  • теология.

Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.

К стандартному набору документов (заявление, паспорт, аттестат или диплом, военный билет, страховой полис) добавляются заверенные архиереями рекомендации местных священников. Абитуриенты могут предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию или написать изложение и пройти тестирование по этим предметам непосредственно в учебном заведении. Кроме того, придется сдать тест по Закону Божьему и пройти устное собеседование. Иногда проводится экзамен по церковнославянскому языку и церковному пению. На заочное обучение принимают без экзаменов и без ограничения по возрасту по рекомендации епархиального архиерея.

Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.

Я был кенийским мальчишкой

Иерей Филипп Гатари (Philip Gathari), г. Ньери, Кения

Слова «православный» и «православие» пришли в мою жизнь еще в детстве. Мы были знакомы со всеми действовавшими в Кении христианскими конфессиями, основной из которых был католицизм. Но меня он не привлекал.

Потом появилась Независимая церковь, которую поддерживали борцы за политические свободы Кении. Православие пришло вместе с ними. Белые миссионеры из Греции привлекли к православной вере нас, детей.

Мы стали стекаться на богослужения в местный храм. Больше всего нас поражал стиль чтения псалмов и другое богослужебное чтение. Нас завораживало Причастие. И еще нам нравились хлебные просфоры, которые выносили из алтаря. Хлеб был редкостью, а хождение в церковь было верным способом его отведать. Детьми мы не понимали значения всех этих обрядов. Но не любили пропускать богослужения. Каждый раз, когда священник куда-нибудь отлучался, мы чувствовали себя очень плохо.

Я стал петь в молодежном хоре, а позже сделался алтарником. Это считалось честью, потому что, когда священник бывал в отлучке, алтарники наделялись привилегией помогать служить заутреню. Большинство престарелых прихожан не умели читать, поэтому мы, молодежь, были их глазами и их устами.

Свое начальное образование я получил, когда уже полноценно жил церковной жизнью. Помню, однажды молился: «Господь, когда я вырасту, сделай меня священником, таким, как наш местный батюшка». В детстве мне очень нравились облачения священников. Они меня завораживали. Меня привлекало и то, что священники играют центральную роль в жизни нашей христианской общины.

К моменту, как я поступил в среднюю школу в Найроби, я уже был крещен с именем Филипп — так звали одного независимого проповедника, благодаря которому в Кению пришло православие.

После окончания школы, когда я уже работал секретарем в приемной Министерства внутренних дел, священник местной сельской церкви послал меня учиться за границу, в университет в Сибиу (Румыния). У меня не было намерения изучать именно богословие, но так сложилось.

В 1983 году я вернулся в свою страну. Начались мои скитания: 15 лет я работал учителем в разных школах, преподавал в семинарии. Когда потерял последнее место, то со своим богословским дипломом не мог найти работу. Чтобы прокормиться, я два года занимался частным бизнесом.

А потом меня призвал к служению владыка Серафим, архиепископ Найроби. Он почувствовал, что я могу стать священником: как мирянин-богослов, я внес большой вклад в подготовку священников в семинарии; большинство наших прихожан и священников очень полагались на меня и доверяли мне. Мне всегда очень хотелось помочь моему народу узнать и понять православие. Ведь большинство наших местных батюшек не имеют высшего образования, а некоторые литургические книги были переведены некорректно. Этих ошибок наша паства просто не видела… Поскольку я выучился на богослова, то чувствовал, что мой долг — послужить Православной Церкви…

В 1999 году, сразу после рукоположения, владыка отправил меня в местность, где не было православной общины. Там я основал церковь во имя Святого Филиппа в Карунду.

А в 2005 году новый архиепископ, владыка Макарий (Андреа Тиридес), с которым мы вместе преподавали в семинарии, послал меня в церковь Святого Антония в Ичамаре. Где я и служу сегодня. Трудностей очень много, приходится жертвовать своим личным комфортом, своими ресурсами, чтобы поддерживать на плаву миссионерскую школу, которую мы создали при храме. Это чрезвычайно трудная задача. Но мы всё преодолеваем.


Иерей Фома ДИЦ

Лучшие вузы для обучения

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Я был студентом-физиком

Протоиерей Максим Первозванский, г. Москва

Обучаясь на пятом курсе факультета экспериментальной физики МИФИ, я всерьез, по-настоящему уверовал в Бога. Я стал искать возможности служить Ему в церковной ограде — все равно кем, но в церковной ограде. После вуза пошел работать в один из закрытых проектных институтов и одновременно начал ходить в Новоспасский монастырь. Архимандрит Алексий (Фролов) предложил мне создать и возглавить церковноприходскую школу при монастыре.

А параллельно с этим я попросился читать на службе, стал алтарником и чтецом. Поскольку в то время в Новоспасском было всего три монаха, один протодиакон и несколько послушников, моя помощь оказалась востребованной. Я ходил на службу каждый день, утром и вечером, читал…

И через несколько лет, видимо, наблюдая за моей работой и сделав какие-то выводы для себя, владыка предложил рукоположить меня.

Я любил физику. Но решение уйти с работы принял достаточно легко. Страна переживала не лучшие времена. Я не видел возможности приложения усилий в занимавшей меня области — военной физике. Произошла потеря смысла. И она совпала с серьезным внутренним обращением к Богу, с поиском служения.

В 1994 году я стал диаконом, а потом и священником. Я сам никогда к этому не стремился. Мне казалось, что священники — это какой-то особый сорт людей, что они неземные, ангелы. Особенно высокий пример монастырских священников меня в этом убеждал — такой идеал казался недосягаемым. Но есть в Библии слова: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал — я всегда помнил эти строки и воспринимал их как обращенные к себе лично.

Священство стало для меня точкой сборки всей жизни. От него и через него строится моя семейная, профессиональная жизнь, труд главного редактора журнала, работа с молодежью. Священническое служение придает смысл всему, что я делаю.


Иерей Филипп ГАТАРИ

Обязанности на работе


Основной задачей священника является проведение религиозных обрядов, которые могут быть:

  • общими, проводимыми в храме для всех желающих. Сейчас ограничиваются двумя-тремя службами в день (утреня, вечерня, литургия), хотя в суточный круг может входить до 9 служб. Иногда батюшка служит молебны и панихиды;
  • частными. В таком случае прихожанин обращается к пресвитеру, чтобы тот провел требу по заказу. Обычно это крещение, причащение, освящение жилья или автомобиля. Также нередко заказываются обряды погребения, молитвы или венчания.

Кроме основных, священнослужитель выполняет еще ряд функций. Он исповедует желающих, причащает их, разъясняет церковные учения во время огласительных бесед. Для повышения авторитета веры и привлечения новых прихожан он проводит большую просветительскую работу в виде встреч с людьми, организации деятельности церковного хора, воскресной школы, поддержки паломничеств и крестных ходов.

Чтобы привлекать молодежь и соответствовать современным тенденциям, многие издают христианские газеты и ведут веб-сайты или блоги соответствующей тематики. Также организовываются массовые мероприятия (выставки, встречи, походы, соревнования) и ведется активная социальная работа, направленная на помощь нуждающимся людям. Не следует забывать и о хозяйственных функциях батюшки: ремонт, строительство и наведение порядка на территории храма.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Кому подходит

Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:

  • открытость и доброжелательность;
  • принципиальность и честность;
  • умение выслушать любого человека;
  • способность выступать на публике убедительно и аргументировано;
  • эрудиция и эмоциональный интеллект;
  • терпимость и вера.

Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:

  • не могут быть священнослужителями женщины;
  • ставленник должен быть совершеннолетним, но не старше 75 лет;
  • наличествует перечень недопустимых недугов: серьезные проблемы со слухом, зрением или речью, отсутствие ноги, руки или пальцев на правой руке, пьянство или наркозависимость, психические болезни.

Перечень ограничений социального характера:

  • пребывание во втором браке или женитьба на разведенной женщине, вдове или блуднице;
  • супружеская измена жены или личная;
  • незаконченная армейская служба или занятие государственной должности;
  • незавершенное тюремное заключение;
  • наличие кредитов или долгов;
  • если на момент таинства хиротонии (рукоположения) священник не женат, то он остается холостым на все время служения.

Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Сколько получают

Священничество не относится к профессиям в традиционном их понимании, поэтому и фиксированной зарплаты как таковой у культовых служителей нет. Однако, несмотря на то что в Библии сказано, что работа пастыря должна быть безвозмездной, все-таки финансовое вознаграждение батюшки получают. Церковь в России живет на пожертвования благотворителей, средства от оплаты прихожанами проведенных треб и доход от продажи церковного инвентаря (икон, свеч, крестиков). Часть собранных денег идет на нужды храма (ремонты, коммунальные услуги, епархиальный налог, содержание автотранспорта, оплата обслуживающего персонала), а из оставшихся выплачивается вознаграждение пресвитеру.

В небольших приходах сборы невелики, поэтому батюшки часто получают 15–25 тысяч рублей в месяц и вынуждены держать подсобное хозяйство, чтобы прокормиться. В больших храмах столицы и крупных городов, а также в туристических центрах в высокий сезон заработок служителей гораздо выше и может достигать 150–200 тысяч рублей. Правда, и получить место там очень непросто, зачастую требуются связи и деньги.

Я был советским школьником

Протоиерей Александр Авдюгин, г. Луганск, Украина

Наверное, большинство из нас, в священном сане находящихся, на вопрос: «Как ты стал священником?» ответят неопределенным «Господь привел». Вот только неопределенность эта лишь у вопрошающего, а для нас это абсолютная уверенность. Ведь случайностей априори не бывает, и когда начинаешь составлять лесенку событий, по ступенькам которых взбирался к удивительным и непередаваемым минутам рукоположения, становится абсолютно понятным, что тебя вели к нынешнему служению…

Поэтому и ответ такой: «Господь привел».

Ступеньки эти вспомнить можно, но не все. Были такие, которые, казалось бы, без твоей воли преодолевались и не очень обязательны были, но сегодня, с опытом прожитых лет, ясно становится, что все в единстве и четкой последовательности происходило.

Первый религиозный опыт, вернее, апологетический спор, у меня с бабушкой был, матерью отца.

— Ба, — допытывался я, — почему у тебя на кухне Бог злой, в зале добрый?

— Нельзя так говорить! — сердилась бабушка. — Ишь чего надумал!

— Сама посмотри! — указывал я на иконы.

В кухне образ Спасителя был старым, темным, одни глаза и лоб видны. Ночью проснешься, и если лампадка не затухла, то глаза на тебя смотрят из темноты. Страшно.

В зале же, в самом светлом углу, между маленькими окнами, Бог, обрамленный рушником, добрый и радостный. В блестящей одежде с цветами. Да и не один Он там находился, с Богородицей вместе и еще с какими-то святыми.

Второй яркий «религиозный опыт» с Пасхой связан. Вернее, с милицейской дубинкой. В девятом классе, после урока литературы, на котором наша учительница на свой страх и риск нам о Церкви и вере рассказала, решили мы в ночь Пасхальную в собор Ростовский сходить.

Вокруг входа в собор подковой, в полуметре друг от друга, стояли курсанты речного училища, а за ними, по тротуарам и трамвайным рельсам, группы молодых милиционеров. Курсанты пропускали только старушек. Все остальные должны были объясняться с милицией, которая, как правило, отправляла обратно, за оцепление.

Ростовский кафедральный собор находится на рыночной площади города. Центр с парками и развлечениями — рядом. Ясно, что у оцепления собралась внушительная толпа молодежи, оживленно обсуждающая не столь часто встречающееся действо.

Нет, о Пасхе и Воскресении Христовом не говорили, просто тихонько (громко в те года было не принято, да и боязно) обсуждали сам факт: почему не пускают. И, естественно, тут же вырабатывали планы, как «прорваться» в церковь. Зачем «прорываться», было не так уж важно…

Придумали грандиозный план и мы. Недалеко от собора есть остановка, от которой отправляются трамваи, проходящие сквозь оцепление как раз мимо ворот храма. Открыть двери движущегося трамвая в те годы было элементарно, поэтому мы и решили выскочить из вагона как раз напротив церковной калитки и… бегом в храм.

Так и сделали. Но не рассчитали. Милиционеры оказались проворней. Тут-то мне дубинкой по шее и спине досталось…

Наверное, именно эта дубинка и стала причиной того, что начал я искать книги, с Православием связанные. Не просто это в советские годы было, но Ростов-на-Дону город особенный, в нем всегда можно было найти даже то, что запрещено и не поощрялось. Да и любовь к книгам, с детства мне родителями привитая, помогла. Даже в официальных изданиях, особенно у отечественных классиков, можно было отыскать повествования о Христе и вере.

В годы студенческие появилась возможность читать христианские издания «из-за бугра», моряками нашими привозимые, да и православные передачи Би-би-си и «Голоса Америки» свою роль сыграли.

Уже в зрелые годы встретился мне в небольшом белгородском поселке священник. Мой ровесник. Обладатель удивительно разнообразной и богатой библиотеки, для которого вера, служение и увлечение литературой были естественной повседневностью. Он иначе и жизнь свою не представлял.

Наша дружба имела логическое завершение. Повез меня батюшка в возрождающуюся Оптину пустынь, где я и «задержался» на целый год.

О последних ступеньках до рукоположения нужно уже не у меня, а у отца Мелхиседека (Артюхина) спрашивать, нынешнего настоятеля подворья Оптинского, что в Ясеневе. Он учил, он благословил и рекомендацию на рукоположение написал. На мой вопрос, почему это он меня в Оптиной под свое, тогда благочинническое, крыло взял и на послушание в издательский отдел определил, отец Мелхиседек шуткой ответил: «Оттого, батюшка, взял, что ты Авдюгин, а я Артюхин».

Шутка шуткой, но именно так Господь и управил.

Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ

Как построить карьеру

Учитывая то, что работа священника – это служение, большинство о карьере не особо задумывается. Многим важно, что их уважают люди, прислушиваются к их слову и совету. Но все-таки, зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно получить перевод в более перспективный приход или на преподавательскую работу в духовную семинарию. Если же пресвитер, кроме обычной работы, монашенствует, продолжает обучение, занимается наукой, то он может со временем быть рукоположенным в епископы и стать частью церковной элиты, но дело это непростое.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии — это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества — это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Перспективы профессии

Если человек не мыслит себя без веры и служения богу, то эта профессия сама его выберет. В современной России после распада СССР продолжается рост интереса к православию, открываются новые храмы, возрождена сеть духовных семинарий и академий. Для них требуются грамотные молодые люди с твердой верой, которые смогут нести слово Божье в массы.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия священник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Про раскол, единоверие и отношения с РПЦ

Насколько я понял, ты старообрядец-единоверец. Расскажи, что это значит?

В XVII веке после церковного раскола те, кто захотел сохранить богослужебный и бытовой уклад, стали раскольниками, или старообрядцами, староверами, древлеправославными. Именований множество.

В среде старообрядцев тоже есть разные течения. Есть беспоповство, есть и те, кто приемлет священство. Есть мы — единоверцы.

Единоверие — это такое течение, адепты которого искали компромисс: как остаться старообрядцем и в то же время сохранить контакты с РПЦ. При отсутствии каких-то прямых выгод, люди не хотели отлучения от официальной церковной ветви. А их за то, что они бороды не брили, крестились двуперстно, приписывали к раскольникам. При Павле I единоверцев узаконили. Но вплоть до 50-х годов XIX века единоверцы оставались ущемляемыми в правах.

Новообрядчество, кстати говоря, тоже не едино, в нём также множество толков. На территории Российской Федерации и СНГ превалирует РПЦ МП. Но есть также катакомбники, непоминающие, осколки иных зарубежных церквей, не соединившихся с патриархией.

Православие не монолитное, что старо-, что новообрядчество. И у всех свои особенности.

Есть у вас своя внутренняя иерархия, как в РПЦ?

Это очень больной вопрос. После 1905 года и «Манифеста о веротерпимости», в первую очередь касавшегося старообрядцев, запретили именовать старообрядцев раскольниками, разрешили строительство храмов. В результате произошёл рассвет старообрядчества, увенчавшийся на Соборах 1917 — 1918 годов постановлением: единоверцы должны управляться своими епископами. И положили первого епископа — Симона Охтинского.


Первый единоверческий епископ священномученник Симон; Источник: pravoslavie.ru

До 40-х годов у единоверцев были свои епископы. Некоторые сейчас канонизированы в РПЦ, как новомученники. Но после того, как владыка Иов вернулся из ссылки с Севера и скончался от болезни, Синод постановил: теперь единоверческие храмы подчиняются местным архиереям. С тех пор нет у нас своей иерархии и подчиняемся мы РПЦ.

На момент развала СССР в России было только 2 единоверческих храма. Сейчас у нас примерно 40 приходов. Подача по организации нового храма идёт от самих мирян.

Как я смогу понять, что оказался в храме единоверцев, а не в храме РПЦ?

Пение у нас бесстрастное, звучит это более строго. Некоторые жалуются: «Что у вас так всё заунывно?» Наши песни не передают никаких чувств.

В новообрядческом храме пение радостное или грустное. Это своего рода манипуляция человеческими эмоциями. У нас запрещено насильно подталкивать человека.

Наверняка видели когда-нибудь таких экзальтированных женщин: «Ой, мы такого батюшку видели!». Это не благодать Божия. Это просто впечатление батюшкой.

Нет у нас и сильных ароматов. Я вот в лес схожу, обдеру ёлочку, этим и кадим.

А в каких отношениях вы с РПЦ сейчас?

Единоверие сегодня полностью интегрировано. Мы всячески изыскиваем себе автономность, но налоги внутренние, например, также платим.

Есть приходы, которые налоги не платят потому, что они просто бедные.

А чем тебя привлекло единоверие? Ведь в РПЦ можно построить карьеру.

Если человек хочет строить карьеру или деньги зарабатывать, он сделает это где угодно — в РПЦ, в Сбербанке, в Газпроме. И на чём угодно, даже на навозе.

В нашем движении людей немного и все они идейные. Мы вкладываем сюда все силы и средства, а материальной отдачи нет и быть не может.

А вообще раскол ведь произошёл не из-за внешних обрядовых особенностей. Корень кроется в самом подходе к жизни, к богослужению, к подчинению.

Меня, например, мои прихожане пожурить могут за что-то, если накосячу. А в РПЦ такого нет. У нас отношения человеческие, не раболепные.

Нет здесь какой-то искусственности. Старообрядчество свои убеждения выстрадало, пережило и гонения. На суде, например, свидетельство одного новообрядца равноценно было свидетельству нескольких старообрядцев.

Понравилось интервью? Читайте другие: вот алфавитный указатель — выбирайте на свой вкус. И подпишитесь на Рабдно в телеграме, инстаграме и ВКонтакте. Вы не пропустите новые интервью, а нам будет приятно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]