Соответствует ли наказание составу преступления?
Всевышний посылает ангелов с тем, чтобы разрушить Содом. А перед этим они должны спасти племянника Авраама — Лота — и его семью. Выводя их из очага поражения, ангел велит им убегать, не оборачиваясь и не останавливаясь на месте. Далее Тора сообщает: «Жена Лота обернулась и за это была превращена в соляной столб».
Мы задались вопросом: за что конкретно она наказана? Соответствует ли наказание жены Лота составу ее преступления?
Отвечает комментатор РАШИ: «Ты поступала не лучше, чем люди Содома, и тебя спасают только в заслугу Авраама. Тебе не стоит видеть их гибель и самоутверждаться за их счет, считая себя лучше их!» То есть, по мнению РАШИ, она не была наказана только за то, что обернулась, а за причастность к тому же самому греху, что и содомиты.
Но, в таком случае, мы все еще не понимаем, почему ее превратили именно в соляной столб?
Что говорит наука?
Реально ли превращение человека в соляной столб? Тридцать лет назад, в 1988 году, американский ученый доказал, что это реально. Жену Лота убил парниковый эффект. Причем произошло это мгновенно.
Как все происходило? От огня, уничтожающего Содом, шел очень сильный поток горячего воздуха. И содержание углекислого газа в нем просто зашкаливало. Произошло соединение кальция с углекислым газом. И супруга Лота превратилась в соляной столб. Фактически он представляет собой результат мгновенной кристаллизации кальцитов.
Из Библии нам известно, что на город сошел огонь и сера. И тут тоже слегка непонятно. Как так? С неба огонь сошел… В наше время, учитывая определенные виды оружия, это еще реально. Но мы-то говорим о древних людях.
Наука дает объяснение данному факту. Дело в том, что Содом и Гоморра находились на стыке тектонических плит. Произошло мощное землетрясение, плиты разошлись. А под ними находились «запасы» метана. Он обладал способностью вырываться столбами из-под земли. Соответственно, при разломе коры метан просто «взлетел» вверх. И получился смертоносный фейерверк. Кстати, серные шары — последствия его — и по сей день можно обнаружить на территории, где когда-то находились погибшие города.
Слепящая соль Содома
Хлебосольство — хороший обычай, но жена Лота ненавидела его, как и все содомиты. Когда Лот просит ее принести немного соли для трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: «Свои порядки заводишь?» и идет по соседям, громко прося соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, — навлечь на них беду. Поскольку грех ее заключался именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в соляной столб.
Содомская соль действительно вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы у евреев принято омывать кончики пальцев. Это больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказаться ослепленным содомской солью — а именно, перестать видеть нужды других людей. РАШИ приводит нас к этим выводам.
То, что жена Лота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом — эгоизмом). Она не видела нужды других людей, а когда люди гибли, — наоборот, хотела это видеть! Нужно было порвать всякую связь с прошлым. Она этого не сделала и была наказана.
Тайны Библии. Жена Лота.
Поделиться
Над безжизненным пространством вдоль юго-западного побережья Мертвого моря на несколько километров простирается гора Содом. Ее название напоминает о том, что, по всей вероятности, именно здесь четыре тысячи лет назад произошла описанная в Библии катастрофа: огненный дождь стер с лица земли города Содом и Гоморру, погрязшие в разврате и жестокости.
Из всех жителей возможность спасти себя и свою семью получил лишь единственный праведник – племянник ветхозаветного патриарха Авраама, Лот. Два ангела предупредили его о неминуемом бедствии, наказав уходить с домочадцами в горы и ни в коем случае не оглядываться. Однако жена Лота ослушалась. Женщина на несколько секунд прервала спасительный путь – она остановилась, чтобы бросить прощальный взгляд на полыхающий город, и… Застыла, превратившись в соляной столб!
На горе Содом сегодня можно увидеть множество соляных скал. Одна из них, своими очертаниями напоминающая фигуру женщины, так и называется – «жена Лота». Эта скала не может в буквальном смысле быть той самой, что описана в Библии, уже потому, что ее высота достигает двенадцати метров. Однако этот природный памятник побуждает задуматься — возможно ли в принципе мгновенное превращение человека в соляную глыбу? В 1988 году американский химик доктор Клотц из Северо-Западного университета штата Иллинойс предложил научное объяснение этому явлению. Он утверждает, что жену Лота убил парниковый эффект, вызванный огнем, пожиравшим Содом.
Жену Лота накрыл мощный поток раскаленного воздуха с очень высоким содержанием углекислого газа. Это спровоцировало ряд смертоносных химических реакций в организме, соединение кальция с углекислым газом, и в результате — мгновенную кристаллизацию кальцитов. Женщина превратилась в неподвижный блок кальцитов,
Высказывания о том, что превращение жены Лота в соляной столб могло произойти в действительности, впервые прозвучали еще в девятнадцатом веке, после раскопок древнего итальянского города Помпеи, погибшего в результате извержения вулкана Везувий. Выяснилось, что вулканический пепел, в одночасье накрывший город в первом столетии от Рождества Христова, сохранил очертания тел погибших жителей. Он обволакивал людей, запечатлевая малейшие подробности. Покров затвердел, и даже когда сами трупы истлели, их формы остались неизменными. Сейчас эти скорбные скульптуры свидетельствуют о том, что жители Помпеи были уничтожены стихией внезапно, в один момент — люди застыли в веках в тех позах, в каких их настигла катастрофа. Современный антрополог Дженет Монж из Пенсильванского университета США, проводя аналогию между трагедиями в Помпеях и Содоме, настаивает на том, что соляные фигуры на берегах Мертвого моря также могут таить в себе человеческие останки.
Но если причиной гибели Помпеи однозначно называют извержение вулкана, то что же уничтожило Содом и Гоморру? Член-корреспондент Британской национальной академии наук Уильям Олбрайт утверждал, что эти города погибли в результате землетрясения, повлекшего за собой воспламенение содержащихся в этом районе месторождений нефти и серы, которые и могли стать средством для наказания Богом растлённых городов.
Поздние геологические исследования Мертвого моря и его окрестностей проанализировал доктор Клайв Эймери из Океанографической лаборатории Вудсхол американского штата Массачусетс. Он также выразил уверенность в том, что именно землетрясение стало отправной точкой гибели Содома и Гоморры. Это утверждение созвучно и библейскому тексту, в котором говорится не только об огне и сере, но также о том, что все города на равнине были «ниспровергнуты».
Содом и Гоморра находились в сейсмически нестабильном районе на стыке тектонических плит земли. Под землей имелись так называемые карманы с горючим газом – метаном, который мог воспламениться и вырываться столбами огня, по библейскому определению «как дым из печи». Большой геологический разлом содрогнулся, в земле открылись гигантские трещины. Жидкая сера из земных недр взметнулась в воздух на высоту тысячи футов и огненным дождем обрушилась на города Содом и Гоморру. Серные шары, оставшиеся от этого чудовищного фейерверка, до сих пор находят на территории региона. Лабораторные анализы показали, что эти шары заключены в капсулы из материала, сожженного при очень высокой температуре. Природного аналога этого феномена не существует, зато по своим физическим параметрам он вписывается в картину катастрофы, описанной в Библии.
В свете этих изысканий вполне логичным выглядит и предположение американского химика, доктора Клотца, что жена праведника Лота погибла, настигнутая смертоносным раскаленным облаком. Огонь не дотянулся до нее, чтобы уничтожить вместе с другими жителями Содома. Но продукты горения заставили женщину замереть на тысячи лет, превратив ее в соляной столб. Как знать, может быть, он и сегодня возвышается над Мертвым морем среди других соляных изваяний.
Не зацикливаться на прошлом
Если у человека в жизни были травматические ситуации, то они, как понятно, оставляют глубокие шрамы в его психике. Тем не менее, мучить себя сверх того, что уже было, как говорится, положено по судьбе, не стоит! Иначе станешь жертвой обстоятельств.
Согласно еврейскому закону, по близким родственникам траур не превышает 12 месяцев. Память о горестном событии — тоже само по себе горе, будь то беда одного человека или целого народа, и она может стать источником постоянных страданий, если ее не контролировать в своем сознании. Она может парализовать ваши действия в реальной жизни, заставить течение времени как бы окоченеть от скорби внутри вас.
Но преувеличенное внимание к прошлому — это как раз и есть пример с женой Лота, только рассмотренный с психологической точки зрения. Больше, чем обязывает закон, скорбеть нельзя. После Катастрофы европейского еврейства многие, переехав в Америку, сознательно отказывались от какой-либо еврейской самоидентификации. Им казалось, что они отомстят, перестав быть хорошими евреями.
Но кому же они мстили? Ведь Гитлеру, наоборот, и не снилась такая удача: оторвать от еврейства даже последующие поколения жертв Катастрофы. Люди могли думать, что они теперь демонстративно не будут ходить в синагогу и соблюдать заповеди и этим они что-то кому-то докажут.
Вовсе нет! Это поведение на руку только врагам. Таким образом, Любавичский Ребе, который увидел эту большую опасность, — наоборот, пробудил в сердцах оптимизм и призвал уважать память павших как раз соблюдением заповедей, как раз оживлением всех сфер еврейской полноценной традиции, возрождением ценностей еврейской Торы!
И этот путь привел к колоссальному успеху, к настоящему еврейскому возрождению во всех концах Земли. Причем Ребе утверждает, что грядущего Освобождения удостоятся все, а не лишь избранные (пятая часть народа), как было при выходе из Египта.
Дети Лота: библейский урок
Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.
***
Бегство из Содома
«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».
(Быт. 13: 5–13)
Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.
Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.
Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».
Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев
Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.
Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?
Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.
Пребывание в Содоме не останется без последствий
Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!
Давайте помнить библейские уроки.
Связь с темой Мошиаха
Как ни удивительно, искры Мошиаха оказались затерянными именно в… Содоме.
Сказано в Псалмах: «Нашел Я раба моего Давида!» Где нашел? Ответ — в Содоме. Именно там, среди искр святости, спрятанных в истории с дочерьми Лота, таился зародыш будущего Освобождения.
Живший в 17 веке каббалист р. Шимшон Острополер высказал интересную точку зрения на этот счет. Зная, что в будущем от Лота произойдет душа Мошиаха, его жена полагала себя причастной к этому процессу — кто же, как не она, родит избавителя? Поэтому она и не побоялась оглянуться назад (к корням, к истокам).
Но история распорядилась иначе! Сомнительное поведение дочери Лота, приведшее к рождению Моава, а в дальнейшем — Рут, дочери моавского народа, прабабки Давида, означало «нечто ненормативное», некую параллельную реальность, о которой жена Лота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! Жена Лота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Эта мысль определяла ее поведение, заставляя ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.
Немного реальной истории
На побережье Мертвого моря находится гора. Она простирается на несколько километров над ним. И называется эта гора Содом. Это символ города, уничтоженного Господом несколько тысяч лет назад.
Как мы помним, Содом и Гоморра — два древних города. О них упоминается в Библии. Жители этих городов больше походили на скот, нежели на людей. Разумеется, своим поведением, а не внешним видом. Они погрязли в распутстве и бесстыдстве. В Содоме и Гоморре процветали интимные связи между мужчинами. Степень разврата была настолько велика, что Господь решил стереть эти города с лица земли.
Известно, что сейчас на дне Мертвого моря находятся руины этих городов. А упомянутая гора всего лишь носит название одного из них.
На горе очень много соляных столбов. И один из них напоминает женскую фигуру, облаченную в плащ. Этот столб так и называется — «Жена Лота». Конечно, это не та самая женщина. Хотя бы потому, что столб достигает в высоту 12 метров. Но задуматься кое над чем сей феномен заставляет.
Цепная реакция
Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.
Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова.
То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).
Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено музыкальными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха.
Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. Давайте же услышим то пророчество, с которым обращается к нам Ребе.
Лот и его дочери.
История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.
У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.
История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами, так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.
Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге Левит целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:
Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.
Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.
О том, что племянник Авраама Лот был человеком праведным, мы узнаем из второго послания апостола Петра: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Петра, 2:7) Не много таких свидетельств о праведности мы найдем на страницах Библии
. Однако праведность Лота для нас не так очевидна. Чаще всего его личность упоминается в контексте спора его пастухов с пастухами Авраама, когда Лот выбрал для себя лучшие пастбища, а Авраам был согласен на любые, лишь бы сохранить мир. И в конце концов, Авраам был благословен, а Лот потерял все.
(Так часто случается с теми, кто только в этом уподобляется Лоту и стремится к земному благополучию.)
Однако Библия
не зря называет Лота праведным. Чтобы увидеть причину этого, поразмыслим над нашим текстом. Это эпизод его бегства из Содома, где осталось все его богатство. Приглядимся к этой маленькой группе беглецов. Впереди всех идет Лот. За ним следуют две дочери и жена.
Жена Лота
В Содоме остались ее зятья, остались ее слуги. Остались стада и многочисленные пастухи, домашняя утварь и все вещи. Скольких усилий стоило ей устройство своего дома! Она привыкла к нему, к своей теплой лежанке, к внимательным служанкам, и мечтала о скорой свадьбе дочерей и внуках на свои колени. Не за горами и старость. И вместо этого она идет среди ночи куда-то за своим мужем. Ей тяжелее всех. Она не выспалась. Ей холодно, и в спешке она забыла теплую шаль. Ее ноги запинаются об острые камни, она плохо видит тропу, где и днем можно легко оступиться. Она уже не молода, и, как госпожа в доме, отвыкла много ходить. Да и день пред этим выдался не из легких. Кроме обычных забот — эти странные гости, которых надо было накормить и где-то разместить, эта возбужденная толпа у входа. Она переживала и за дочерей, которых муж решил было вывести к толпе. Она не понимает его. Она смотрит под ноги и осознает, что это бегство — конец, и все придется начинать с начала. Хватит ли у нее сил? Или лучше вернуться? Какое ей дело до того, как живут содомляне? Она все больше думает об этом и в конце концов оглядывается. Нет, не любопытство — этот распространенный женский порок, были причиной ее смерти. Скорее всего, в Содоме осталось ее сердце.
(А о чем думаешь ты, дорогой друг, в минуты лишений?)
Не правда ли, мы хорошо понимаем ее и в чем-то сочувствуем? Друзья, Господь очень милостив и долготерпелив, этим злоупотребляют и наши современники, те, кто живет без Него, по своим законам. Но Господь также и Защитник всех обиженных, а это значит, что терпение Его однажды закончится и Он будет судить мир. Так было во дни Ноя и во дни Лота, так будет и в пришествие Сына Человеческого (Лк.17:28-30). И тогда начнутся суды — воздаяние за многие беззакония и мерзости наших и прошлых дней. Но Бог не губит праведного вместе с нечестивым (Быт.18:23-32), и поэтому решительно повелевает нам отделиться от греха. «Выйди и отделись от нее, народ мой!» (Откр.18:4).
Дочери Лота
За Лотом шли две его дочери. Они были молоды и полны сил. Они решились идти, хоть им тоже было что оставлять за спиной. Они были в расцвете юности и каждая уже готовилась к замужеству. Кому не знакомы переживания жениха и невесты перед свадьбой? И мы не находим в Библии
подтверждения тому, что их выдавали замуж против воли. Нет. Стало быть, была симпатия, было и влечение. И вот приходится оставить все и спасаться самим: их женихи не поверили им, пренебрегли надвигающейся опасностью. В одну ночь лишиться самых близких людей! И для них эта ночь была роковой, это была ночь выбора. Отец, знающий и боящийся Бога, и жених, почти уже одно с нею… За кем пойти? Кому последовать? Нелегкий выбор… И все же они последовали за отцом, пренебрегши душевными чувствами. Какой поразительный пример для современной молодежи!
(А каков был бы ваш выбор, друзья? Кому последуете вы в подобной ситуации?)
Благодарение Богу, они поступили по Духу. И их благоразумие на многие столетия вперед отразилось на судьбе их потомков, которые получили удел в обетованной земле, и Бог запретил Моисею истреблять их. «Тогда сказал мне Господь, говоря: ты проходишь ныне мимо пределов Моава, мимо Ара, и приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» (Вт.2:17-19).
Лот
Впереди беглецов шел Лот. Он знал, куда идти, он говорил с ангелом и указывал путь, как много раз делал это для своих овец. Он слышит за спиной частое дыхание своих дочерей, слышит их торопливые шаги, он также различает тяжелое дыхание и стоны своей верной жены. О, он отличил бы ее шаги среди многих звуков. Но он не может обернуться и помочь ей, а тропа узка. Он немного задерживается, он знает, как тяжело ей. Может быть, он ободряет ее словами, но ангелы торопят его: спасай свою жизнь. И он решительно идет вперед. Кто знает, может из-за ее слабых ног он и упрашивал ангела спасаться не на гору, а в Сигор? Он думает о своем прошлом и о будущем. Видимо, сейчас он раскаивается в своем легкомысленном выборе Содома для жительства. А между тем, он перестал слышать шаги своей жены. Что с ней? Она устала? Она упала и некому поднять ее? Он стоит, он прислушивается. Жена, где ты? О, как хотел бы он, чтобы его очи в это время были на спине! Представим себе глубину выпавшего на его долю испытания. Бог, повелевающий идти вперед, и часть его самого, часть его плоти. «Она отстала. Да, она немного отстала,- утешает он сам себя,- мы подождем ее в Сигоре.»
Но здесь, на улице городка он убеждается, что ее таки нет. Возможно, о соляном столбе поведали ему дочери, которые оказались сзади, возможно, он узнал о ее судьбе днем, когда с Содомом и Гоморрой все уже было кончено. Но он не повернулся к ней сразу и не стал вторым соляным столбом. Он выбрал страх Божий и послушание, и спас свою жизнь. Он возлюбил Бога так, как много веков спустя было сказано в данном через Моисея законе.
* * *
Многому учит нас история праведного Лота.
Лот перенес испытание подобно Аврааму, возложившему на жертвенник своего сына Исаака. Эта история показывает нам пример правильных отношений со своими родственниками.
Иисус сказал «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39). История праведного Лота показывает на примере, как это должно быть. И это единственно возможная форма правильных отношений. На первом месте — Бог.
Библия
говорит и о святости брачных уз, но она не возводит их превыше всего. В Евангелии от Матфея мы читаем слова Христа: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29). Примером сему были и апостолы.
Возможно, это странно слышать современным христианам, вослед харизматическим вождям и под их влиянием склоняющимися к евангелию благополучия, включающему и благоденствие у семейного очага. Возможно, не исследовав Писание как следует, за Богодухновенный они считают не оригинальный текст Нового Завета, а его синодальный перевод и в результате иногда поступают наоборот. Например, известный синодальный текст из 1Кор.7:16: «… к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жену?» на самом деле следует переводить так: «к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, что спасешь мужа? Или ты, муж, почему знаешь, что спасешь жену?» Именно такой акцент согласуется и со словом «к миру», и с историей праведного Лота, и с первой заповедью.
Дорогой друг, мучишься ли ты от соседства людей «неистово развратных»? Или давно уже примирился с их образом жизни ради «тучных пастбищ»? Любишь ли Бога так, как заповедал Иисус? Что значат для тебя родственники?
Да поможет тебе Бог в минуту испытаний сделать правильный выбор!
Аминь
Еврейский Мир
Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.
Анна Ахматова
В авиакассе большая очередь. Подходит еврей.
— Эта касса для Героев Советского Союза?
— Пожалуста, пожалуста, проходите скорее, какой билет Вам нужен?.. Купил. Другой еврей из очереди обращается к нему: «Скгажите, Вы и впгавду Герой?»
— Нет, а что, нельзя спросить?
Почему я вспомнил этот анекдот? В СССР дважды Героям ставили памятник при жизни. В Торе тоже есть однагероиня, которая сама из себя сделала памятник, превратившись в соляной столб.
В одном из лучших своих стихотворений Анна Ахматова, оправдывая жену Лота, пишет, что «её сердце никогда не забудет женщину, отдавшую жизнь за единственный взгляд». Очень красиво, согласитесь. Но я так не напишу.
Что отличает меня от Анны Ахматовой? Прежде всего, она гениальна, а я нет. Кроме того, я сознательно ограничиваю «зону поиска», для меня Б-г всегда прав, и если Тора пишет, что человек наказан – то это истина в последней инстанции. Моя задача — расширить временной интервал и понять, что взгляд был последней каплей в цепи прегрешений этой женщины.Как в известном в психологии случае: у человека лопнули шнурки, он не выдержал и повесился; правда, до этого он потерял работу, ребенка и ему изменила жена.
Что же случилось с женой Лота, Ирит? Как коренной жительнице Сдома, дочери местного вельможи, ей были чужды принципы мужа, унаследованные в доме Авраама,- и гостеприимство она справедливо считала изменой Родине. Такую уж в Сдоме приняли Конституцию. Муж был уважаем, знатен, богат, к тому же мужчина хоть куда, настоящий «мачо», поэтому она творила только мелкие гадости, давала гостям несоленую пищу. Лот долго это терпел, но в ту ночь пришли особо уважаемые гости, или же она его окончательно «достала»,- и Лот потребовал наконец посолить пищу!И тут женщина совершила страшный грех – пошла к соседям злоязычничать на мужа. Он, мол, притащил на её голову среди ночи гостей, и мало того, выгнал несчастную из дому просить у соседей соль. Соседи её пожалели, к месту вспомнили, что за гостеприимство полагается смертная казнь — и вскоре весь город встал на защиту патриотки. Толпа людей вышла на первый в истории Парад Гордости – торжественно изнасиловать гостей Лота. Не то, чтобы сразу всех обуяла похоть, просто они шли выполнять свой гражданский долг. Ну, совсем как мы завтра на выборы.
«Злые языки страшнее пистолета».А особенно страшно, когда это — злоязычие жены на своего мужа. Наказание за такой грех «карет»-истребление души. Ангелы спасают Лота, его жену и праведных дочерей, в которых не угасла искра Авраама. Его спасают благодаря тому, что он племянник Авраама и не всё утратил из выученного в доме дядюшки.Жену — за то лишь, что она мужнина жена, других заслуг нету.
Вы только представьте себе, до каких «высот» дошли люди в Сдоме! Когда Авраам умоляет Создателя не карать сдомитян, он завершает тем, что: «если в Сдоме будет десять (сдомских!) праведников», Б-г пощадит из-за них весь город. Мидраш говорит — нашлось только восемь: Лот, его жена, две незамужние дочери и две замужние дочери с мужьями. Ещё одну дочку Лота прежде умертвили страшной казнью за ужасное преступление — она кормила приезжего нищего. Иначе счёт бы почти сходился и, возможно, Сдом сам красовался бы сегодня на карте Израиля. Не нужно никакой набережной а-Яркон. Так вот, при всём при этом зятья подняли Лота, пытавшегося их спасти, на смех и погибли вместе с семьями под серным дождём.Вероятно, они были и среди «всех жителей Сдома», пришедших с Парадом Гордости наказать и «перевоспитать» лотовых гостей! А Ирит причислена к «праведникам Сдома» за то лишь, что прежде не донесла в местное КГБ на своего мужа.Я даже не уверен, что сегодня мы их перещеголяли…
Их предупреждают не оборачиваться — но женщина нарушает приказ, причём не из любопытства, а просто пожалев своё имущество. Знаете, что её к этому подтолкнуло? Ирит подумала: сейчас Лот умрет и я останусь нищей! Вот до чего довело нас его гостеприимство!..
Когда женщину спасают, одну из миллионов, а она ничего не понимает и ведёт себя так, словно ничего не произошло, чаша терпения Всевышнего переполняется. Жена Лота должна была освятить имя Всевышнего своей жизнью — как чудом спасшаяся из Сдома.Она же выбрала прежнюю дорогу, дорогу злодейки, и теперь людей будет учить соляной столб. Кстати, вы может поехать к горе Сдом и полюбоваться на большой серо-коричневый соляной столб, который так и называют: «Жена Лота». Формой он напоминает женщину в платке.
Расскажу одну современную историю о наследнице жены Лота. Хотя, на первый взгляд, история эта совсем противоположная. Но только на первый взгляд. Пара приехала с Кавказа, так что гостеприимство было у жены в крови не меньше, чем у мужа. Он увлёкся живописью, деньги тратил на это, хотя и минимальные. Семья не нуждались, но жене стало обидно, что не на гостей. Она пожаловалась лучшей подруге и та, искренне еёлюбя, захотела мира в её семье.Подруга ничего лучшего не придумала, как пойти в магазин и договориться, чтобы ему не продавали краски. Естественно, дело узналось, дорога в ад выстлана лучшими намерениями, муж не простил жене измены и в итоге они развелись.
«Мы друзей за ошибки прощали, Но измены простить не смогли».
Оцените пост
(голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)