Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей

Подобно тому, как Пасха — главное событие года, к которому народ Божий готовит себя особым, великим постом, Литургия — центральное богослужение, отличающееся от всех иных служб.

Последование божественной литургии для клироса, последования для мирян с объяснениями сегодня напечатаны в большом числе. По ним удобно ориентироваться в службе.


Литургия — центральное и особенное богослужение Церкви, потому что за ним совершается Бескровная Жертва

Что такое Литургия

В переводе слово «Литургия» означает «общественная служба». Здесь происходит величайшее таинство Церкви — Евхаристия (в переводе «благодарение»). Кого и за что благодарит христианская община?

Таинство Плоти и Крови — жертва Бога

Литургия являет реальность Царствия Небесного. В таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственно претворяются в Плоть и Кровь Христову, и каждый верующий, причащаясь этого Небесного Дара, становится причастен Богу, соединяется с Ним.

Он буквально ест и пьет Плоть и Кровь под видом хлеба и вина, как прямо заповедовал Иисус Христос, Бог и Человек. Стоит ли еще рассуждать, за что и Кому христиане приносят благодарение за это величайшее сокровище на Земле.

За Литургией православные прикасаются Царства Небесного, находя в себе силы быть христианами.

Жертва хваления

Но молящиеся собираются за Божественной Трапезой не только для того, чтобы получить. Любящее Бога сердце хочет и отдать. Но что отдать Тому, кто Сам является причиной, Творцом и Подателем всех благ?

Ответим словами молитвы Литургии Иоанна Златоуста: «Милость мира, жертву хваления». По объяснению св. Николая Кавасилы, это означает приносить «милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, a не жертвы».

«Милость мира» значит не «милость со стороны всей вселенной», а «плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостию и жертвою хваления».

Представим себе ребенка и любящего отца. Ребенок ничего не имеет своего, да и разве тронет сердце отца подарок, купленный ребенком за его же средства? Но до слез трогает отцовское сердце карандашный рисунок, старательно исполненный детской ручкой, или просто искреннее детское «спасибо».

Простая сердечная благодарность подвигает любящего отца дать ребенку еще больше, нежели чадо имеет. Из этого простого образа научимся постоянно приносить Богу искреннюю благодарность за всё, что он явно и неявно, осознанно нами и неведомо нам, даровал нам по своей любви.


В Причащении Плоти и Крови Христа божественная благодать озаряет всего человека, и достойно причастившийся явно для себя прикасается счастья единения с Богом в Его Царстве. Фото: azbyka.ru

История возникновения

Первую Литургию на Земле совершил Иисус Христос в окружении 12 апостолов. Это событие вспоминают в Великий Четверг. С апостольских времен чин Литургии видоизменялся, распространяясь по всему христианскому миру. Но суть и главное её содержание остаются теми же.

В IV в. последование современной ему литургии записал святой Василий Великий. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинополя, несколько сократил молитвы. Так сформировались и дошли до наших времен два чина литургии, очень сходные между собою.

Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого – по воскресениям Великим постом и в некоторые праздники.

Богослужения Великого Четверга, 29 апреля

Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Краткое чинопоследование


Иоанн Златоуст

Для удобства понимания литургию делят на 3 части:

  1. Приготовление хлеба и вина.
  2. Молитвенное приготовление верных к участию в таинстве.
  3. Совершение таинства.

По заповеди Господа литургия совершается в воспоминание Христа. Потому действия и молитвы в течение службы соответствуют событиям жизни Спасителя:

  1. Проскомидия. Совершается священником в тишине алтаря, мирянам в храме она не видна. Здесь приготовляются хлеб и вино для Таинства. Священнослужители вспоминают рождение Христа, а вместе и жертву, принесенную им на кресте.Проскомидия — воспоминание жертвы Христа на кресте и Рождества. Агнец (в центре на дискосе) — Христос. Дискос — ясли и вместе гроб Господень. Копие — копье, которым римский сотник пронзил Распятого. Звездица (слева) — вифлеемская звезда. Покровцы — пелены, которыми Божия Матерь спеленала Младенца.


Проскомидия совершается в алтаре, за ней приготовляются хлеб и вино для последующего Таинства. Фото: ashanet.ru

  1. Литургия оглашенных названа так, потому что за ней разрешалось присутствовать готовившимся принять святое крещение, т. е. оглашенным. В древности такая подготовка могла длиться годами. Вспоминается выход Христа на проповедь, последовавшие события истории спасения Богом человека.
  2. Литургия верных. За ней присутствуют только христиане. Они благодарят Бога за величайшее на Земле счастье жизни с Богом, дар веры в Него, несчетные Его благодеяния. Здесь совершается страшное и великое Таинство предложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, и последующее Причащение.


«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи в красках изобразила первую Литургию, совершенную Иисусом Христом в окружении Апостолов.

Чинопоследование

Начальный возглас литургии знаком всем христианам. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа всегда, ныне, и присно, и во веки веков», — возглашает предстоятель. «Аминь» — отвечает ему в лице хора молящаяся община.

Литургия оглашенных

Затем следуют ектении — молитвенные прошения. Их громко произносит священник, например: «Миром Господу помолимся…» Стоя перед Престолом, он просит Бога от лица всей общины, призывая нас молиться «миром» — то есть, в мирном устроении духа, примирившись со всеми и оставив повседневную суету.

Ектении чередуются с антифонами «Благослови, душе моя, Господа» и Хвали, душе моя, Господа. Затем следует гимн «Единородный Сыне».

В переводе с церковно-славянского он звучит так: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертно сущий, изволивший спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившийся, отдавший Себя на распятие, Христе Боже, смертью смерть поправший, один из Лиц Святыя Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас!».

Затем следует малая ектенья, поются так называемые «блаженны» — заповеди блаженств, которыми руководствуются христиане в своей земной жизни на пути в Царство Небесное.

Священник в алтаре приносит Богу молитвы, называемые «тайными».

Никакой тайны в их содержании нет, просто произносятся они тихо или про себя, параллельно с пением хора, и не слышны молящимся.

Принеся Богу просьбы-ектении, во время пения заповедей блаженств, иерей молится «со входом нашим свершиться и входу святых Твоих ангелов, дабы нам вместе сослужить и сославословить Твою Славу. Ибо всем подобает воздавать Тебе славу, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и во век, и на веки веков! Аминь».

Совершается «малый вход». Диакон торжественно несет Евангелие, показывая его всем молящимся. Ему предшествует свещеносец. Последним шествует священник. Процессия выходит из северных и входит в Царские врата.


Малый вход: в Евангелии молящиеся видят как бы Самого Христа, вышедшего на общественную проповедь, свеча — благодать Духа Святаго». Фото: images54.fotki.com

Диакон воздевает Евангелие перед Царскими вратами и делает им в воздухе знак креста. Это значит, что через крестные старадания Спасителя открылся Его последователям вход в Царство Небесное. Процессия духовенства входит в алтарь и переходит в восточную его часть.

Это означает Вознесение Спасителя к Отцу Небесного после Воскресения.

Исполняется «трисвятое» — краткая молитва, по преданию открытая людям ангелами. Священник в молитве призывает присоединиться к ангельским силам для прославления Бога.

Совершается чтение Апостола и Евангелия.

Апостол читают на середине храма, символизируя апостольскую проповедь среди народа.

Христиане стараются слушать Писание предельно сосредоточенно, ведь оно есть богодухновенное слово Божие, которым с нами говорит Господь.

Священник произносит сугубую («усиленную, особую») ектенью, а затем и ектенью об оглашенных. После неё диакон громко объявляет, чтобы оглашенные покинули общество верных: «Елицы (все те, которые) оглашеннии, изыдите. Оглашении изыдите! Да никто из оглашенных, елицы вернии, паки и паки (ещё и ещё) миром Господу помолимся».

Литургия верных

Начинается литургия верных, то есть принявших святое крещение. Хор поет от лица молящихся: «Господи, помилуй». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Священник в алтаре молится, как молился Христос перед крестными страданиями в Гефсиманском саду.

Краткие ектении завершает возглас: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Отверзаются Царские врата, и хор протяжное начинает петь херувимскую песнь, одно из красивейших и высочайших молитвенных песнопений.

Смешанный церковный хор на литургии Иоанна Златоуста

«Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя.

На русском это звучит так: Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь все житейские заботы, чтобы принять Царя всех, Которого невидимо сопровождают ангельские чины. Аллилуия.

Совершается великий вход — шествие Христа на Голгофу. Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Предстоятель с Чашей и дискосом в руках, стоя на солее, совершает поминовение Первоиерарха, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков».

Войдя в алтарь, священник ставит чашу и дискос на Престол, что означает положение Христа во гроб.

Тотчас затворяются Царские врата — это Спаситель сходит во ад к душам людей, умершим прежде Его пришествия.

Задергивается алтарная завеса — это приваливают камень ко гробу Спасителя, как описано в Евангелии.

Священник возглашает ектенью, названную просительной. Её прошения оканчиваются «Господа просим», а хор поет уже не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи».

Это прошение дерзновеннее прежних, ведь Бог стал человеком и распялся за нас, даровав нам возможность просить Его — и получить просимое.

После ектении завеса отдергивается — это означает, что Христос воскрес. Совершилась тайна нашего спасения! Смертью Христа попрана смерть, разрушен ад, людям возвращена жизнь вечная, больше не висит неотвратимый рок мрачного ада над душами даже праведников.

Молящиеся поют Символ веры. Так мы свидетельствуем о том, во что мы верим.

Совершение Таинства

Затем совершается кульминационная часть Литургии. Приготовленные на проскомидии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа Спасителя. Священник воздевает руки в молитве к Богу, дабы совершилось это страшное и величайшее Таинство.

Хор от лица всех молящихся поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся Тебе, Боже наш».


Евхаристический канон. Священник воздевает руки, молясь о ниспослании Духа Святого на молящихся христиан, на предлежащие хлеб и вино. Фото: nikolskij-hrampamyatnik.ru

Во время исполнения «Достойно есть», благодарственной молитвы Божией Матери, можно помянуть усопших и живых христиан.

Совершается просительая ектенья и всенародно исполняется «Отче наш» — молитва, заповеданная Иисусом Христом. Священник громко возглашает: «Святая святым!» Этот возглас обращен к нам, несвятым святым.

Ведь Господь хочет, чтобы мы были святы и дарует нам Своё Вечное Царство. Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь, — отвечают молящиеся.

Причастны на литургии исполняются хором в зависимости от празднуемого события.

В ожидании счастья приобщения Святых Тайн христиане слушают обычно молитвы перед Святым Причащением и поучения святых.

Наконец, уже причастившийся в алтаре предстоятель возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!».

Хор отвечает: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам!» Эти слова выращают радость об осязательном явлении Христа и возможности приобщения человека Божескому естеству.

После причащения христиан

Причастив народ, священник погрузит ранее вынутые им за живых и усопших христиан частицы просфор в Чашу с Кровью Христовой. Это поминовение — высочайшее из возможных. Святые Дары переносятся на жертвенник.


Святые Дары на жертвеннике

«Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», — поёт хор, благодаря Господа за Причащение.

Возглашается благодарственная ектенья. Возвышая Евангелие, священник возглашает: «Яко ты освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Христиане, освященные Небесными Дарами, исходят в мир, дабы теперь являть Христа самими собой, своей жизнью.

Священник читает молитву, стоя перед амвоном, показывая недостоинство грешного и немощного.

Произнеся молитву, он входит в алтарь.

Так и для нас, недостойных и немощных людей, доступно и открыто Царство Божие через крестную жертву Христа.

Завершение службы

После отпуста (напутственной молитвы, обращенной к молящимся), хор исполняет многолетие, состав которого может различаться:

Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего преосвященнейшаго (имярек), епископа (епархия),

богохранимые Отечество наше Российское,/ настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы,

Господи, сохрани их на многая лета!

Текст многолетие в день именин: «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, (и изобилие плодов земных) подаждь, Господи, (имярек) и сохрани его (ея, их) на МНОГАЯ ЛЕТА!

Затем христиане прикладываются ко кресту.

Читают молитвы по святом Причащении.

Вот что пишет сам святитель Иоанн Златоуст о величии Евхаристии:

«Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается сею жертвою! Сколь чище всех лучей солнечных должна быть рука, раздробляющая эту Плоть, уста, наполненные духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию! Помысли, какой чести удостоен ты, какою наслаждаешься Трапезою!

На что с трепетом взирают ангелы, и не смеют воззреть без страха, по причине исходящего отсюда сияния, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одной кровью со Христом. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его?

Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас Своею кровью и чрез сие соединяет нас с Собою».

(Псал. ХV, 2)


Икона святителя Иоанна Златоуста, составившего в IV веке чин Литургии, совершаемой и в наши дни. Фото: ruicon.ru

Задумаемся, ведь по сей день малое стадо Христово причащается высочайшего на Земле Дара Бога человеку.

Для этого не нужно иметь особенного образования или социального статуса, крупной суммы денег или тайного знания. Звучат для кого-то соблазном, а для кого-то великим утешением сквозь века слова Спасителя:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

(Иоанн. 6:54-6:55)

Будут звучать они до конца, по Его же обетованию.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Литурги́я по чи́ну свт. Василия Великого

Тайная молитва свя­щен­ника

Свя­таго Иоанна Про­рока, Пред­течи и Кре­сти­теля, святых и все­х­валь­ных Апо­стол, свя­таго имярек, егоже и память совер­шаем, и всех святых Твоих, ихже молит­вами посети нас, Боже.

И помяни всех прежде усоп­ших о надежди вос­кре­се­ния жизни вечныя. О спа­се­нии, посе­ще­нии, остав­ле­нии грехов рабов Божиих (назы­ва­ются имена). О покои и остав­ле­нии грехов душ раб Твоих (назы­ва­ются имена), на месте светле, ото­ну­дуже отбеже печаль и воз­ды­ха­ние, упокой, Боже наш.

И покой их, идеже при­се­щает свет лица Твоего. Еще молим Ти ся, помяни, Гос­поди, святую Твою собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь, юже от конец даже до конец все­лен­ныя, и умири ю, юже наздал еси чест­ною кровию Христа Твоего, и святый храм сей утверди даже до скон­ча­ния века.

Помяни, Гос­поди, иже дары сия Тебе при­нес­ших, и о нихже, и имиже, и за нихже сия при­не­соша. Помяни, Гос­поди, пло­до­но­ся­щих и доб­ро­тво­ря­щих во святых Твоих церк­вах, и поми­на­ю­щих убогия: воз­даждь им бога­тыми Твоими и небес­ными даро­ва­нии, даруй им вместо земных небес­ная, вместо вре­мен­ных вечная, вместо тлен­ных нетлен­ная. Помяни, Гос­поди, иже в пусты­нях и горах, и вер­те­пех, и про­па­стех земных. Помяни, Гос­поди, иже в дев­стве и бла­го­го­ве­нии, и пост­ни­че­стве, и в чистем житель­стве пре­бы­ва­ю­щих. Помяни, Гос­поди, бого­хра­ни­мую страну нашу Рос­сий­скую и верныя люди ея, даруй нам глу­бо­кий и неотъ­ем­ле­мый мир, воз­гла­голи в серд­цах всех, иже во власти суть, благая о Церкви Твоея и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и без­молв­ное житие пожи­вем во всяком бла­го­че­стии и чистоте. Помяни, Гос­поди, всякое начало и власть, и иже в палате братию нашу и все воин­ство. Благия во бла­го­сти соблюди, лука­выя благи сотвори бла­го­стию Твоею. Помяни, Гос­поди, пред­сто­я­щия люди, и ради бла­го­слов­ных вин остав­ль­шихся, и поми­луй их и нас по мно­же­ству мило­сти Твоея: сокро­вища их исполни вся­каго блага, супру­же­ства их в мире и еди­но­мыс­лии соблюди, мла­денцы вос­пи­тай, юность настави, ста­рость под­держи, мало­душ­ныя утеши, рас­то­чен­ныя собери, пре­льщен­ныя обрати, и сово­купи святей Твоей собор­ней и апо­столь­стей Церкви. Сту­жа­е­мыя от духов нечи­стых сво­боди, пла­ва­ю­щим спла­вай, путе­ше­ству­ю­щим сше­ствуй, вдо­ви­цам пред­стани, сирых защити, пле­нен­ныя избави, неду­гу­ю­щия исцели. На судищи, и в рудах, и в зато­че­ниих, и в горь­ких рабо­тах, и всякой скорби, и нужде, и обсто­я­нии сущих, помяни, Боже. И всех тре­бу­ю­щих вели­каго Твоего бла­го­у­тро­бия и любя­щих нас, и нена­ви­дя­щих, и запо­ве­дав­ших нам, недо­стой­ным, моли­тися о них, и вся люди Твоя помяни, Гос­поди Боже наш, и на вся излей бога­тую Твою милость, всем подая яже ко спа­се­нию про­ше­ния. И ихже мы не помя­ну­хом, неве­де­нием, или забве­нием, или мно­же­ством имен, сам помяни, Боже, ведый кое­го­ждо воз­раст и име­но­ва­ние, ведый кое­го­ждо от утробы матере его. Ты бо еси, Гос­поди, помощь без­по­мощ­ным, надежда без­на­деж­ным, обу­ре­ва­е­мым спа­си­тель, пла­ва­ю­щим при­ста­нище, неду­гу­ю­щим врач. Сам всем вся буди, ведый кое­го­ждо, и про­ше­ние его, дом и потребу его. Избави, Гос­поди, град сей (или весь сию, или святую оби­тель сию), и всякий град и страну от глада, губи­тель­ства, труса, потопа, огня, меча, наше­ствия ино­пле­мен­ных и меж­до­усоб­ныя брани.

В пе́рвых помяни́, Го́споди, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имя), Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, и Господи́на на́шего Преосвяще́ннейшаго митрополи́та (или́: архиепи́скопа, или́: епи́скопа; титул епар­хи­аль­ного архи­ерея), и́хже да́руй Святы́м Твои́м Це́рквам в ми́ре, це́лых, че́стных, здра́вых, долгоде́нствующих, пра́во пра́вящих сло́во Твоея́ и́стины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]