Елеонская гора и Гефсиманский сад в Иерусалиме и моё посещение храмов этих мест

После Тайной вечери, в ночь перед самым арестом Иисус общался со своим Богом Отцом в Гефсиманском саду. Он пришел туда со Своими учениками, хотел, чтобы они поддержали Его, и молитва была соборной. Но все 12 апостолов заснули под оливковыми деревьями и проспали до самого утра. Христос разбудил их перед приходом Иуды Искариота со стражниками.

В настоящее время Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. В нем по-прежнему растут оливковые деревья, но они были посажены через 11-12 столетий после Рождества Христова. Свидетелей последней молитвы свободного Иисуса в человеческом теле, не осталось.

История

Гефсиманская молитва описана во многих церковных книгах, и в первую очередь в Евангелии. Во время всего периода проповедования Иисуса, за ним следовали 12 Его учеников. На самом деле явных и тайных сторонников Христа было значительно больше. Об этом свидетельствуют факты. Ведь кто-то дал Ему своего осла, чтобы Спаситель смог совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Хозяин комнаты на верхнем этаже остается неизвестным, но он знал, кому и зачем предоставляет помещение.

Гефсимания в то время была частной территорией. Сады охранялись и просто так гулять по ним никто не разрешал. Уверенность, с которой вошел Христос в Гефсиманский сад, говорит о том, что хозяин этого участка долины был тайным сторонником христианства и предоставил свою Масленичную рощу Спасителю и апостолам сознательно.

Римские правители чувствовали, что популярность Иисуса растет. Идолопоклонники боялись этого и всеми силами старались как можно быстрее уничтожить Христа, доказать, что Мессии не существует.

В четверг накануне Пасхи, Христос со своими учениками отправился в Гефсиманский сад в Иерусалиме. Войдя в него, он предложил своим последователям посидеть и подождать Его, пока он помолится. С собой он позвал только троих: Иоанна, Иакова и Петра. Именно они накануне было свидетелями его Преображения.

Пройдя вглубь масленичной рощи, Христос в Гефсиманском саду начал тосковать и скорбеть. «Моя душа скобит смертельно». Затем он обратился к троице особо доверенных учеников: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Отойдя на расстояние броска камня, Иисус начал моление о чаше. Слова этого текста, обращения Богосына к Богоотцу, известны каждому христианину. «Отче Мой! Пронеси чашу сию мимо меня». Затем, словно вспомнив о своем назначении Спасителя и об искуплении грехов человеческих страданиями, добавил: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Поднявшись и подойдя к тройке верных учеников, Иисус увидел, что они спят. Он обратился с возмущением к Петру, спросив у него, неужели все они не могли бодрствовать всего один час. Затем велел им встать и молиться вместе с Ним.

Но апостолы снова уснули, и Христос читал Свои молитвы в одиночестве. Только Ангел Божий прилетел и поддерживал Его.

Утром Иисус разбудил Своих учеников и сказал им, что пора идти, его час настал, приближается предавший Его.

Иуда Искариот подошел к Иисусу и поцеловал Его. Так он показал воинам и слугам первосвященников, кто здесь Христос, которого они пришли арестовать. С тех пор в народе появилось выражение «поцелуй Иуды», что означает предательство и лживая лесть.

Защищая Спасителя от нападавших, Петр выхватил кинжал и отрезал одному из слуг ухо. Тогда Иисус сказал, что сопротивляться не стоит. Он может попросить у Отца огромное войско в Свою защиту, но не сделает этого. На все, что происходит, воля Божья и ей следует подчиниться. После этого Он поднял ухо, приложил его на место, и прирастил его, исцелив раба первосвященника.

После этого Иисус обратился к тем, кто пришел арестовать Его. Он напомнил, что неоднократно они сидели рядом в храме и слушали проповеди Христа. А теперь накинулись на Него с мечами и кинжалами, как на преступника. После этих слов апостолы выбежали из сада вон. Воины повязали Иисуса, и повели Его к своему правителю в Иерусалим.

ИНТЕРЕСНО: Храм Христа Спасителя в Москве.

Библейское сказание

За высокими стенами шумного Иерусалима у западного склона горы Елеон простиралась живописная Гефсиманская долина, в которой росли древние оливы. В эту тихую рощу любил приходить Христос в сопровождении своих учеников чтобы в уединении и покое предаться молитве. Сюда же Он пришёл после Тайной вечери. Иисус — Сын Бога, воплощенный в человеческом теле, зная о предстоящих страданиях и мучениях, просил своего Отца избавить его от скорбной чаши.


Икона Иисуса Христа «Моление о чаше»

В этой молитве отражена истинная суть боговоплощения Иисуса, как человека, которому свойственны скорбь, страх и отчаяние. Но в то же время Христос, показывая пример истинной добродетели, смиряется со своей участью и уповает на Волю Господа.

Закончив молитву Иисус возвращается к ученикам и, застав их спящими, укоряет за слабость. А в это время к саду уже приближаются стражники, сопровождаемые предателем Иудой, чтобы арестовать Спасителя. С этого момента начинаются страсти Христовы, завершившиеся смертью на кресте.

Читайте о Христе:

  • Страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Как добраться

Туристы, желающие посетить Гефсиманский сад и другие места, дорогие для каждого христианина и расположенные рядом, могут взять путевку на специальный тур. В этом случае им остается только добраться до Москвы. Дальше туристическая компания доставит их в Израиль и проведет по всем святым местам.

Самостоятельные путешественники, прилетев в Тель-Авив, могут выбрать несколько способ перемещения: такси, междугородный автобус, арендованный автомобиль с водителем и без него. Экскурсии можно заказать на месте. Каждый отель обслуживает своих клиентов по культурной и религиозной программе. Только номер следует заказывать заранее. Желающих посетить гору Преображения, Гефсиманский сад и другие места, много.

Яндекс.КартыЯндекс.Карты

Чтобы добраться до сада, необходимо следовать в Кедронскую долину, к подножию Елеонской горы, к Церкви Всех Наций. От Дамасских ворот ходят палестинские автобусы маршруты номер 43 и 44. По этому же маршруту своих пассажиров возит . Следует выбирать автобусы № 1, 2, 38, 99. Выходить следует на остановке Львиные ворота. От нее остается пройти менее 500 м.

Геена Огненная

Говоря о кладбище, вспомнилось, также, прототип святого кладбища — Геена Огненная. Правда, это ужасное место, исчадие ада, находится к югу от Иерусалима в долине Еннома.

Геенна— долина к юго-западу от Иерусалима и символ Судного дня в иудаизме и христианстве, а в исламе является равнозначным слову «Ад».


Геенна огненная
Долина Еннома (греч. „геенна“) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом с городом Иерусалимом. Она была местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём.


Геенна Огненная, Иерусалим

Со слов гида, это место описано много раз в Ветхом и Новом Завете, долина Еннома Божьей кары, проклятия и запустения, место для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки. Здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время человеческие жертвы палящему солнцу), вечно совершались казни — сжигали живьём людей, сбрасывали трупов с мусором. От постоянных казней в долине огня не было свободного места. Здесь вечно стояла вонь от горелого мяса людей и поднималась над городом.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне огненной.» (Мф. 10:28)

Если честно, никогда не думала, что это место существует в природе на физическом уровне, всегда «геенна огненная» представлялось как метафора, описывающая ад и ужас, ан нет! И сегодня это ужасное место выглядит вполне себе даже миловидно.


Кедронская долина

Кедронская долина часто упоминается в Библии, считается по христианской эсхатологии из Ветхого Завета, в долине будет проходить Страшный суд. Она начинается с востока от Иерусалима и делит Храмовую и Елеонскую горы.

Особенности Гефсиманского сада

В семидесятые годы первого столетия, римляне полностью разрушили Иерусалим, вырубили все масленичные деревья. Легенда гласит, что оливы удивительно живучие, они восстановились из оставшихся в земле корней. Ученые проводили анализ ДНК и пришли к выводу, что на Елеонской горе имеются деревья, верхняя часть которых значительно моложе подземной.

Во второй половине 19 века сад перешел в ведение францисканского ордена, относящегося к католической церкви. Монахи возвели по периметру каменный забор, оградив святыню от случайного проникновения животных и нежелательных посетителей.

Тысячелетние оливы

Эту местность называют Гефсиманией, что в переводе с иврита означает «масличный пресс». И это неспроста. Сад славится своими оливковыми деревьями. Итальянские исследователи провели тест и узнали, что возраст восьми из них превышает тысячу лет. И происходят они от одного «предка», который, вероятно, был немым свидетелем библейских событий. Удивительно, но деревья до сих пор приносят плоды.

Скорее всего, сад был гораздо больше, чем он есть сейчас. В 70 году римляне захватили земли и вырубили часть деревьев. Но и та малая часть, которой удалось сохраниться, привлекает достаточное количество туристов. Это идеальное место для медитаций и других духовных практик.

Церкви Гефсимании

После Воскрешения Иисуса Христа и распространения христианства, в долине Кедрон, в оливковых садах начали строить храмы, относящиеся к разным конфесиям.

Церковь всех наций

Первым появился храм, принадлежащий францисканцам, названый Церковью Всех Наций. Внутри нее рядом с алтарями лежит большой камень. По легенде именно на нем молился Иисус в ночь в свою последнюю ночь, перед тем, как его арестовали и повели на пытки.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В церкви Успения Пресвятой богородицы покоятся останки Анны и Иоакима – родителей Девы Марии. Здесь же похоронена сама Богородица. Подтверждение подлинности ее захоронения получили после вскрытия могилы. Из нее достали пояс и погребальные пелена Богоматери.

Церковь Успения находится под управлением Православной церкви Иерусалима и Армянской Апостольской церкви.

Церковь святой Марии Магдалины

Гефсиманский женский монастырь расположен в Русской Православной церкви Марии Магдалены. Здания храма и монастыря являются классическим образцом русской архитектуры. Церковь выстроена в память о матери императрицы. 7 ее куполов имеют форму луковицы

Архитектурное великолепие

Церковь всех наций

Барлуцци был великолепным архитектором, который смог при помощи архитектуры создать и атмосферу, и передать ощущения, и соблюсти все религиозные каноны. Ведь задачей перед ним стояло не только построить красивое и величественное здание, но и подчеркнуть ситуацию, которую в нем величают.

В ночь своей казни, Иисус Христос был напуган, и молился о прощении. И все это, невозможно было показать, используя приемы тех времен. Однако Барлуцци удалось передать боль и страдания великого человека, сотворив поистине здание-шедевр. Зайдя в него, вы окунетесь в полумрак, в конце которого подсвечивается лампадами алтарь. Такой интимной обстановки, архитектор в первую очередь добился аквамариновыми витражами, которые смогли задержать большую часть солнечного света.

Вход в храм находится напротив Золотых ворот, в которые Сын Божий и вошел в начале своего пути. Фасадная часть, которую вы можете наблюдать, в наши дни инкрустирована искусной мозаикой, изображающей молитву Христа. Возле входа, вы также увидите колонны, которые держат на себе фигуры евангелистов.

Интересно! 12 куполов храма символизируют не только стран-меценатов, но и двенадцать апостолов.

Гефсиманский грот

В Гефсимании сохранился грот, где проводил ночью Свое моление Иисус Христос. На полу остались следы кровавого пота, который капал со Спасителя во время его молитвы. Расположена пещера рядом с гробницей Богородицы, справа от нее. Размер ее 17 на 9 метра.

Первоначально Гефсиманский грот использовался для хранения цистерн с водой. Во времена правления Византии, в нем проводили захоронения.

Грот особенно почитаем католиками. Это священное место, где молился Иисус, и одновременно именно здесь он был предан Иудой Искариотом.

В некоторых церковных документах грот фигурирует как место Тайной вечери.

Примерно в 12 веке грот был богато украшен. На потолке и сейчас видны следы фресок. Стены хранят остатки росписи. В 1932 году грот приобрел в свое пользование францисканский орден.

Во время реставрации после наводнения в 1955 году открыли 40 погребений и подробно изучили историю грота. После этого воздвигли три новых алтаря. В настоящее время в гроте размещается Христианская церковь, и проводятся службы.

Исторические факты

Также хотелось бы поговорить о некоторых исторических моментах, связанных с появлением храма, в том виде, к которому мы и привыкли:

  • фундаментом для той церкви, которая на данный момент находится в Иерусалиме, послужила другая базилика, построенная еще во времена Византии (4 век);
  • позже на месте разрушенной церкви Византии, была возведена другая, но уже крестоносцами в 16 веке;

Интересно! План современной постройки поменялся, после того как археологи нашли под фундаментом остатки фресок и колон. После этого было принято решение при проекте ориентироваться именно на эти находки.

  • разрушали храм за всю его историю несколько раз – в 746 году (землетрясение), в 1187 (мусульмане);
  • в 24 году XX века церковь была освящена.

Экскурсии

Экскурсии проводятся регулярно несколькими гидами, на разных языках. Можно заказать экскурсовода, владеющего русским языком или пойти с большой группой, пригласив с собой переводчика. Хорошее владение языком гарантировано, поскольку в Иерусалиме, как и повсюду в Израиле, живет много наших бывших соотечественников.

Заказать экскурсию можно в отеле и непосредственно возле входа в сад.

РЕКОМЕНДУЕМ: Икона Воскресение Христово.

Занимательные факты

Фасад церкви

Решив отправиться в путешествие в Иерусалим, обязательно посетите Церковь всех наций. Незабываемые впечатления и одухотворение вам гарантировано. А для того, чтобы не упустить каких-то деталей, для вас — список фактов, на которые стоит обратить внимание:

  • на потолке храма, под самыми сводами, можно обнаружить гербы стран, тех самых, которые выступали спонсорами при строительстве;
  • перед алтарем вы найдете часть того камня, близ которого и проводил свои молитвы Христос;
  • ниже мозаики над входом в церковь можно увидеть надпись, а точнее послание от апостола Павла к евреям;
  • ну и конечно, посетите сам сад и насладитесь видом прекрасных древних оливковых деревьев.

Посетив данное место, вам обязательно захочется вновь вернуться сюда.

Рекомендуем также:

  • Эйлат на карте: что можно посмотреть в городе с тысячелетней историей
  • Дамасские (Шхемские) ворота
  • Путешествие по Святой Земле: Горница Тайной Вечери

Интересные факты о Гефсиманском саде

У подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, находилось селение Гефсимания. На иврите его название означало «пресс для маслин». Вокруг поселка находились сады масличных деревьев. Плоды с них собирались и привозились на пресса, расположенные в поселке. Здесь с них выдавливали масло.

Во всех четырех Евангелиях можно найти упоминание, что Иисус Христос регулярно посещал со своими учениками Гефсиманский сад у подножия Масленичной горы. Сейчас это место, связанное с библейскими событиями, регулярно посещается паломниками.

Елеонская гора

Елеонскую гору еще называют «Масличной» (когда-то ее склоны буквально утопали в тени олив). Возвышенность отделяет старый город от Иудейской пустыни. И на ее территории расположено много чего интересного, о чем я напишу чуть ниже.

Если честно, больше всего меня на той горе поразило…кладбище, которому больше трех тысяч лет! Сейчас там около 150 000 могил – и выглядит это гигантское захоронение просто бесконечным! Кстати, даже в наше время это кладбище еще действует. Например, именно здесь похоронен бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин. Вроде слышала, что наша Алла Пугачева тоже там себе место прикупила


Елеонская (Масличная) гора


Кладбище на Масличной горе

Говорят, что стоимость места под захоронение сегодня исчисляется семизначными цифрами! А все потому, что евреи верят: с Масличной горы начнется воскресение мертвых, и именно сюда придет Мессия…

Паломничество во Святую Землю

Моление о Чаше. Икона из монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании


Вспомним немного события Страстной Седмицы. Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о вышеестественном чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.
Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9,9).

До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. «Аще сии умолкнут, — камни возопиют!» — ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование.

Дорога через Елеон — древние ступени

А Господь, приближаясь к Иерусалиму, скорбел о духовной слепоте иудеев и о будущей гибели города: «О, если бы ты, хоть в этот день твой уразумел, что служит к миру твоему!» Этим Спаситель еще раз обращал внимание людей на важность происходящего: «в сей день твой»
.

Сионская горница

В Великий Четверток свершилась Тайная Вечеря
, на которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, таинство святого Причащения.

Пришло время иудейской Пасхи. Совершив все ветхозаветные обрядовые установления пасхальной вечери, совершив Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает Новый Завет и преподает ученикам святое Причащение. Благословив хлеб, Он подал его ученикам со словами: «Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов»

. Затем благословив чашу с вином:
«Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов»
.

На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о том, кто из них больше, возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай и умыть другим ноги. Но никто не хотел этого сделать, ученики спорили между собой о первенстве. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги, наставляя их, чтобы они научились смирению.

В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями.

Произошли эти события в Сионской горнице

, расположеной на вершине Сионского холма. Здесь же было Сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Предполагается, что здесь же происходил первый в истории собор Христианской Церкви — Апостольский собор в 51 году по Р.Х.

В четвертом веке на месте Сионской горницы была построена большая базилика. После разрушений, причиненных ей во время мусульманских нашествий, она была отстроена заново при крестоносцах, но затем обращена в мечеть. В настоящее время на первом этаже здания расположена синагога. Мы поднимаемся на второй этаж в Сионскую горницу по наружной лестнице, попадая сразу на второй этаж и минуя синагогу. Второй этаж принадлежит мусульманам, здесь устроен мусульманский михраб. Можно еще выйти на смотровую площадку, расположенную на крыше здания.

В Великий четверг в Иерусалиме на площади перед храмом Воскресения Христова свершается Чин омовения ног

, в котором изображается, как Христос умыл ноги учеников, читается Евангелие, повествующее об этом. Христа изображает Иерусалимский Патриарх, а клирики Иерусалимской Церкви — апостолов. Этот чин принято совершать не только в Иерусалиме, но и во всех кафедральных соборах.

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад

Из Сионской горницы Евангельское повествование ведет нас за Господом в Гефсиманский сад
, расположенный у подножия Елеонской горы. Здесь Господь молился перед Своими Страданиями и был взят под стражу приведенными Иудой стражниками.

Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: «Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!» В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную падением человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным — его душу мучили, давили грехи всего мира, которые Он брал на Себя. В глубокой душевной скорби Иисус хотел побудить учеников к совместной молитве, но они были отягчены сонным расслаблением. Томление Богочеловека было настолько сильным, что выступивший пот, по словами евангелиста Луки, был подобен каплям крови, падающей на землю. Трижды преклонял Христос колена в молитве, оставаясь без ответа Отца Небесного, поскольку Он Сам должен был изречь Себе ответ, через самоотвержение достигнув того единения с Отцом, при котором исчезает всякое сомнение. Но любовь Отца Небесного не оставила Спасителя без помощи — с Небес явился Ангел, укрепляя Его.

Гефсимания. Пещерка, в которой спали ученики

Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам нужен был какой-то знак, указывающий на Того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: «Кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите Его». Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: «Друг мой, зачем ты здесь?» Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. «Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?» — вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. «Иисуса Назорея,» — отвечали стражники. «Это Я,» — отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем.
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!»

(Тропарь Великого Четверга).

Во времена Спасителя Гефсиманский сад был огромным, он рос почти по всему западному склону Елеонской горы. Сейчас от того древнего сада сохранились лишь восемь оливковых деревьев. Почти все остальные деревья были вырублены римлянами или не сохранились по другим причинам. Господь любил останавливаться здесь с учениками для уединенного отдыха и молитвы. Иуда, конечно, знал этот обычай Спасителя и выбрал Гефсиманию, чтобы предать Учителя «не при народе».

Первая базилика на месте Гефсиманской молитвы Господа была возведена в IV веке, в годы правления императора Феодосия Великого. Храм этот был разрушен персами в 614 году. Ныне здесь католический храм в честь Страстей Господних, именуемый церковью Всех Наций, поскольку в его постройке принимали участие несколько западных стран.

Алтарь храма возведен над большим камнем скалы, на котором молился Господь. Часть скалы находится в алтарной части храма, а часть выступает снаружи. Прикладываясь к этому камню, невольно вспоминаешь льстивое лобзание предателя Иуды. Не льстиво ли наше лобзание? А также молишься о том, чтобы обрести ту преданность воле Божией, при которой слова: «Да будет воля Твоя» станут и нашими словами не по внешности только, но по глубокому сердечному расположению.

Неподалеку находится небольшая пешера, в которой, по преданию, спали ученики. Она расположена на территории монастыря Марии Магдалины. И мы уже упоминали о ней в связи с рассказом об этой обители.

Дом первосвященника Каиафы

Из Гефсиманского сада Господа повели в дом первосвященника. Путь этот лежал вдоль Кедронского потока к Сионскому холму.

Древняя лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион

Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника
. Вначале Господа привели к Анне (по-еврейски, Ханан или Анан), который ранее был первосвященником и приходился тестем Каиафе — первосвященнику правящему. Анна произвел первый допрос, на что он не имел никакого юридического права, поскольку уже не был первосвященником. Кроме того, древнееврейское право запрещало производить судебные заседания ночью. Но иудейские начальники, на словах защищавшие закон, многажды нарушили его в стремлении во что бы то ни стало осудить Иисуса Христа. От Анны Христа повели к Каиафе (настоящее имя его было Иосиф, а Каиафа — прозвище). Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра (такой вывод можно сделать, если сопоставить повествования разных евангелистов).

Темница в доме Каиафы

С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей — иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа.
До нашего времени частично сохранился дом первосвященника и его внутренний двор. Находится он на склоне Сиона, ближе к вершине. Участок этот принадлежит сейчас католикам. На месте дома Каиафы построен современный католический храм, именуемый храмом апостола Петра in Gallicantu, т.е., «на месте пения петуха». Спустившись вниз, мы оказываемся в помещениях, оставшихся от древнего дворца первосвященника. Особое внимание паломников привлекает сохранившаяся здесь темница, имеющая форму глубокого колодца, наверху которого имеется отверстие, служившее слуховым окном, через которое можно было наблюдать за узниками. Очень вероятно, что в этой темнице был заключен и Спаситель в перерывах между судами. На стене в темнице почти стертое древнее изображение молящегося человека.

Из дома Каиафы мы выходим в тот самый внутренний двор, о котором говорится в Евангелии. Пройдя через двор, мы оказываемся перед древней лестницей, ведущей от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.

Претория

Дождавшись утра, иудейские старейшины повели Спасителя на суд к Пилату, поскольку для утверждения смертного приговора требовалась резолюция римского прокуратора.
Претория (от латинского «претор» — «наместник, главный судья») — официальная резиденция римского прокуратора в Иерусалиме. Находилась она в крепости Антония, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония. Строения крепости непосредственно примыкали к территории Иерусалимского иудейского храма и начинались за купальней Вифезда.

Сейчас мы проходим от ворот святого Стефана мимо купальни Вифезда и чуть далее видим перед собой арку над улицей. Это одна из трех арок ворот Претории, называемая «Ecce Homo» («Се Человек»), так как туда были перенесены два камня, на которых стояли Христос и Пилат, когда с этими словами игемон вывел измученного Спасителя к народу. Справа — раскопки на месте дворца Пилата.

Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе — правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником.

Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор — Лифостротон — сохранилась и находится в католическом францисканском монастыре «Ecce Homo» («Се Человек»). Лифостротон в переводе с греческого означает «каменный помост». Еврейское название этого места — Гаввафа («мостовая»). Спустившись на место раскопок, мы можем увидеть эти древние камни, на которых видна разметка игр римских воинов, стоки дождевой воды, насечки для лошадей. Сохранилась часть развалин от дворца прокуратора и ступенька от крыльца.

Лифостротон

Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» — начальную от слова «Василевс» — царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в багряницу — одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом.
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие».

(Мф. 27: 27-31).

Лестница, по которой свели измученного Спасителя и ступеней которой касались ноги Божественного Страдальца, была перенесена в Рим. Она и по сей день находится в Риме рядом с Латеранским собором и пользуется благоговейным почитанием. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа.

Темница Спасителя

Темница Спасителя

Пройдя чуть далее по улице, мы оказываемся у входа в темницы Претории. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы. Одно из них — одиночную камеру с каменными колодками — предание связывает с заключением Христа. Заключенный сидел на каменной скамье, просовывались в эти колодки и внизу сковывались.
Другое помещение — более обширное и глубокое — называется «темницей Вараввы». Эта камера представляет собой достаточно большое помещение с каменными скамьями по стенам и приспособлениями в стене, к которым за поднятые руки привязывали заключенных. Вероятно, разбойник Варавва, которого толпа потребовала отпустить на волю вместо Иисуса Христа, содержался в этой общей камере.

Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила — свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина — один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами, 21 — с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца — около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах — следы ран от гвоздей. На теле — овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: «Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его…»

(Ис.52,7),
«Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний»
(Ис.8),
«Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом».
Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он — ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.

Крестный путь на Голгофу

Отпечаток ладони Спасителя

Из Претории начинается Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену на место, где распинали преступников. Из-за перепланировки города сейчас невозможно проследить в точности путь, по которому вели тогда Спасителя. Только начальная часть Крестного пути, от претории до границы крепости Антония, видимо, проходила также (только гораздо ниже, как мы уже упоминали).
Проследуем по современному паломническому пути и обратим внимание на несколько мест. Улица, по которой сейчас следуют паломники, называется Via Dolorosa, что означает по-латински «Путь Скорби». Этот путь разделен католической традицией на 14 остановок. Эти остановки появились в XVI веке в связи с католическими процессиями, совершавшимися в память Крестных страданий Господа. Впоследствии эти остановки меняли свое расположение. Они имеют, скорее, символическое значение, чем историческое.

Наш путь начинается у Претории. Мы идем по улице Via Dolorosa и на первом перекрестке поворачиваем налево. Именно здесь кончалась крепость Антония. В кладке мостовой заметны большие камни — они остались от прежней древней мостовой. Возможно, и евангельских времен. Где-то здесь, по преданию, Спаситель впервые упал под тяжестью Креста и встретился со Своей Матерью. Слева — небольшая католическая часовня, устроенная в память этого. Далее, дорога резко поворачивает направо и начинает подниматься вверх. На этом повороте в стену дома вделан камень, на который при падении оперся Спаситель и при этом на камне отпечаталась Его ладонь. Следующую остановку — чуть выше — западное предание связывает со святой Вероникой, которая отерла платом лицо Господа. На перекрестке мы поворачиваем налево и, примерно через сто метров, направо.

Порог Судных врат. Александровское подворье

Порог Судных врат

Пройдя чуть далее, мы оказываемся перед зданием Александровского подворья. Когда-то на этом месте располагался вход в древнюю базилику Воскресения, построенную святой равноапостольной Еленой. Во времена Спасителя на этом месте была граница Иерусалима. Археологические раскопки, произведенные здесь в XIX веке Русским Императорским Православным Палестинским Обществом, открыли часть городской стены времен Христа и порог. Потертый древний порог с четкими следами выбоин от находившихся здесь ворот. По обе стороны от ворот располагались неровные плиты древнейшей мостовой. Поскольку это ближайшие к Голгофе ворота древнего города, очевидно, что это порог Судных врат.
Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу.

Игольные уши

За порогом, как раз с той стороны, с которой к нему подходили во времена Христа (сейчас мы подходим к нему с другой стороны, с внешней), установлен большой белый камень, на котором возвышается Крест. Это подлинный Голгофский камень, отколовшийся от Голгофского холма во время землетрясения.
С левой стороны от ворот в древней городской стене можно увидеть так называемое «игольное ушко». Все врата города на ночь запирались. Для тех жителей, которые не успеют попасть в город до закрытия ворот, оставлялся такой вот небольшой лаз, который назывался «игольное ушко». Через него мог пролезть запоздалый путник со своим ослом.

Неподалеку от древней стены и порога Судных врат археологи обнаружили арку времен римского императора Адриана — один из пролетов большой арки, ведущей некогда в языческий храм Юпитера.

Порог Судных врат

Александровское подворье было устроено на этом месте в конце XIX века. Участок был выкуплен у Эфиопской Церкви (у коптов) на имя российского правительства и были произведены археологические раскопки. Возглавлял работы начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). После завершения раскопок здесь было построено здание подворья с храмом, освященным в честь святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя Императора Александра III. Государь Император Александр III — создатель и покровитель Православного Палестинского общества — скончался в октябре 1894 года. И храм решили освятить в память почившего Государя. Северную и восточную стены храма возвели на руинах древних стен, обнаруженных во время раскопок.
Также был обретен каменный престол, принадлежавший, вероятно, одному из приделов древнейшей базилики Воскресения, построенной святой императрицей Еленой. Перед ним на восток воздвигли алтарь и иконостас. Так что древний престол оказался посередине нового храма. По другую сторону алтаря — порог Судных врат. По стенам храма висят картины русского художника Н.А.Кошелева, изображающие Крестный путь, Страдания Спасителя и Его Воскресение.

После убиения террористом Каляевым Великого Князя Сергия Александровича, возглавлявшего Императорское Православное Палестинское общество, было решено поместить у порога Судных врат икону преподобного Сергия Радонежского с мраморной скрижалью в память об убиенном Великом князе и с неугасимой лампадой, которую зажгла в Москве Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

После октябрьского переворота и последующих за ним трагических событий, совершившихся в России, Александровское подворье оказалось в ведении Русской Зарубежной Церкви.

Существовала традиция в Великий четверток после богослужения с чтением 12-ти Евангелий из Русского Гефсиманского монастыря проходить по Крестному пути с пением тропаря Великого четвертка «Егда славнии ученицы… «. Шествие заканчивалось у порога Судных врат.

Икона «Не рыдай Мене, Мати» Храм Всех святых

Заканчивается Крестный путь на Голгофе
, которая располагалась совсем недалеко от городских врат. От Александровского подворья мы проходим еще совсем немного вперед по пути нашего следования и оказываемся у входа в храм Воскресения. Где-то здесь, в конце пути, Спаситель совсем изнемог, и крест возложили на Симона Киринейского. Возможно, это произошло перед самым подъемом на Голгофский холм. Божественного Страдальца ожидали еще самые мучительные часы.

Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23). «В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества» (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]).

Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления.

Икона «Спас в терновом венце»

При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли — молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные муки и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. «Отче, прости им! Не ведят бо, что творят», — так молился Христос за Своих врагов и распинателей.
Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте «… вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. …Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. …Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

(Мк.15,34). …Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе» (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]).

Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение — завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.

Существует обычай, согласно которому, паломники проходят по Крестному пути с Иисусовой молитвой или с тихим пением «Кресту Твоему, покланяемся, Владыко…», неся в руках небольшой крест, который затем прикладывают к Голгофе и ко Гробу Господню. Лучше идти ранним утром или поздним вечером, потому что среди дня улицы Иерусалима, по которым проходит Крестный путь, представляют из себя, к сожалению, шумный арабский базар.

В Великую Пятницу по Крестному пути от Претории до Голгофы следует процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Иерусалимское духовенство несет впереди большой Крест. И, как во времена Спасителя, так и сейчас — кому-то из окружающих дела нет до происходящего, они заняты своими повседневными заботами; кто-то смеется и насмехается; кто-то любопытствует; а кто-то идет за Христом по Крестному пути, с любовью и молитвой, неся свой небольшой крест…

Уникальный сорт

Обычно высота оливковых деревьев составляет 6-10 метров. Фермеры регулярно обрезают ветви, сохраняя высоту не более 4-х метров, для удобства сбора оливок. Но на юге Италии, в провинции Кампанья, близ старинного города Пискотта, есть оливковая роща, состоящая из 40 000 двадцатиметровых олив-гигантов сорта Pisciottana, который более нигде не встречается. Эта роща, живописно расположившаяся на холмах побережья Средиземного моря, входит в состав крупнейшего в Италии национального парка, занесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мировой оливковый сад

В 2005 году Всемирная Продовольственная организация ООН опубликовала отчет, в котором количество культивируемых на планете оливковых деревьев оценивалось в 865 миллионов. Площади, занятые под оливковые сады, составляют 10 миллионов гектаров, они вдвое превышают площади, занятые, например, под яблони или манго. Этот рекордный для плодовых садов показатель превышают только плантации кокосовых пальм. При этом 95 % олив растет в 10 странах Средиземноморья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]