Что принято делать в День святой Евдокии и как отмечать этот праздник

Каждую весну правоверная церковь отмечает ряд огромных праздничков, которые имеют особенное значение для верующих людей. Первым вешним праздничком является День святой Евдокии, который по новенькому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта.

Историю данной для нас девицы я услышала ещё в детстве от бабушки, которая была глубоко верующим человеком. Она постоянно соблюдала традиции этого денька и веровала его приметам. Не считая того она поведала почему этот праздник важен для дам, и что им непременно необходимо сделать. О этом секрете и особенностях празднования 14 марта в народе, я поведаю в данной статье.

История святой страдалицы

Согласно церковным преданиям, Евдокия жила в Илиополе, и заходила в число самых богатых людей, но выделялась она никак не своим состоянием. Женщина была наделена необыкновенной красотой, от которой теряли голову все юноши и мужчины. В юности она была блудницей, и вела далековато не праведную жизнь, но всё же смогла остепениться, когда познакомилась с Германом – служителем христианского монастыря. Благодаря ему, женщина поняла, что живёт некорректно, и решила предназначить свою жизнь служению Богу.

Опосля покаяния Евдокия отправилась в дамский монастырь, где и проживала до самой погибели. В стенках священного храма она никогда не оступилась и сошла с верного пути, за что и была назначена наставницей для остальных монахинь. Не считая того, женщина лицезрела вещие сны, а молитвы, произнесённые из её уст, обретали невероятную силу. Преподобную Евдокию обожали и почитали, как в монастыре, так и за его пределами, но также у неё были и неприятели, в число которых заходил правитель Викентий, ненавидящий христианство. Конкретно по его приказу была убита монахиня в возрасте 56 лет.

Народные названия и традиции дня

14 марта — важный день в народных приметах. По старому стилю он выпадал на 1-е число и символизировал наступление весны. До XV века в этот день славяне праздновали Новый год, плотно привязанный к сельскохозяйственному календарю. В православии 14 марта покровительствует преподобная мученица Евдокия — почитаемая народом праведница.

Чаще всего приметы называют этот день Авдотьей Плющихой. Обычно в марте устанавливается теплая погода, сугробы начинают таять и лежат на земле уже не сплошным покрывалом, а отдельными островками-«плюшками». Второе название 14 марта в приметах — Евдокия Свистунья, и объясняется оно сильными и порывистыми, свистящими мартовскими ветрами. Кроме того, в старину взрослые и дети специально выходили на улицу и дули в свистелки, чтобы поспособствовать наступлению весны.

Авдотья, или Евдокия — почитаемая в христианстве преподобномученица

Важно! В народной традиции есть также названия Авдотья-весновка и Авдотья-замочи подол. Первое связано с наступлением весны, а второе — с мартовскими оттепелями и обильным таянием снегов.

Кто такая Евдокия Свистунья (Авдотья Плющиха)

По преданию, Евдокия Илиопольская проживала в I веке в финикийском городе Гелиополе и была редкой красавицей. Образ жизни она вела распутный, чем смогла заработать огромное состояние, но впоследствии приняла христианство. Все свои деньги она отдала на нужды церкви, а сама постриглась в монахини и в конечном итоге стала игуменьей.

Легенда рассказывает, что однажды местные власти узнали о сокровищах, якобы спрятанных в монастыре, и захотели их отобрать. Евдокия не пустила их в святую обитель, но вышла навстречу воинам. Те подвесили ее на дереве и начали бичевать. Божья кара настигла обидчиков в тот же день, а Евдокия приобрела большую славу и продолжала жить в монастыре до своей мученической смерти около 170 года. На протяжении жизни преподобномученица помогала странникам и исцеляла больных, поэтому ее память 14 марта верующие чтут до сих пор.

Народные сказания

В народе День святой Евдокии, либо, как её ещё именуют, Явдохи, знаменует приход весны. По старенькому календарю его праздновали 1 марта, а по новенькому – 14 марта. Люди верили, что великомученица получила от Господа особенные ключи от весны, и вправе была сама решать, когда наступит потепление, и природа пробудится от зимней спячки.

Считается, что конкретно в День святой Евдокии 14 марта весна обретает полные права. До данной для нас даты недозволено начинать полевые работы, т.к. это может рассердить великомученицу, и заместо тёплых, солнечных дней наступят заморозки. Люди верили, что предстоящая погода почти во всем будет зависеть от того, как прошёл праздник Явдохи. Они направляли внимание на поведение плиц, наличие ветра и солнца. Не считая того, существует ряд традиций, соблюдение которых, дарило популяции богатые урожаи, благополучие в доме и счастье в семье.

Евдокия 13 марта – народные поговорки

Со многими народными праздниками связаны разные поговорки, в которых кроется мудрость не одного поколения. В большинстве случаев они похожи на приметы на Евдокию 14 марта:

  1. Нанялся с Евдокии по Петров день.
  2. Если Явдоха хвостом крутит – зима еще долго полем блудит.
  3. Как на Явдоху небо погожее – лето будет пригожее, если дождь – лето будет теплое и мокрое, если снег – на урожай и хороший медосбор.
  4. Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.
  5. Авдотья-весновка весну сряжает. Евдокия – замочи подол, под порогом мокро.
  6. Евдокия красна, и весна красна. С Евдокии-плющихи первые оттепели.

Давнешние традиции

Святую Евдокию 14 марта встречали весёлым и праздничным празднованием. В этот денек устраивали гуляния, проводили разные ритуалы, молились о своём здоровье, и начинали сельскохозяйственные работы. Почти все традиции по сей денек соблюдаются в сёлах, и вот некие из их:

  • Чтоб в доме царствовал достаток, хозяйки с самого утра принимались печь печенье в виде жаворонков. Юные девицы и малыши прогуливались с сиим лакомством по дворам, пели призывные веснянки и славили начало весны.
  • Для благополучия в семье, необходимо было бросить горсть земли в сторону пролетающих ласточек, которые в это время ворачивались из тёплых краёв. При всем этом произносили слова: «На для тебя, ласточка, на гнездо». А чтоб семья не бедствовала, эту птицу непременно нужно было покормить хлебом.
  • Чтоб исцелиться от недугов, в праздник святой Евдокии принято было умывать талой водой, которую получали из снега, собранного намедни. Во время обряда люди молились великомученице и просили крепкого здоровья.
  • Дамы верили, что убыстрить приход весны и пришествие тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранешным с утра в День Явдохи.
  • Также в этот праздник дамы избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья. Для этого, ещё до восхода солнца, они брали зеркало и высказывали в него всё нехорошее, что накопилось в их душе, рыдали и сетовали на свою судьбу, опосля чего же, заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далековато от дома.
  • Для обеспеченного урожая в этот денек в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь. Также в горшках сеяли рассаду, ведь числилось, что морозы не повредят её.
  • Огородники обрезали сухие ветки фруктовых деревьев, чтоб те отлично плодоносили в текущем году, и их не смогли победить заболевания либо вредители.
  • Самым огромным грехом на Явдоху являлось повредить гнездо ласточки. Люди верили, что на того, кто осмелится навредить сиим птицам в торжественный денек, обвалятся несчастья.

Обряды на Евдокию 14 марта

С этим праздником связано много традиций и обрядов, например, если человек увидел ласточку, то в нее нужно обязательно бросить горсть земли, произнося при этом: «На тебе, ласточка, на гнездо!». День Евдокии в марте связан с такими традициями:

  1. Днем мужчины скидывали снег, а из леса приносили ветки и протапливали печь, чтобы весна была теплой.
  2. Вечером под порог нужно положить сырую тряпку и если утром она замерзла, значит, весна будет холодной.
  3. С этого дня женщины начинали ткать, занимаясь им до наступления посевных работ. Готовые полотна выбеливали в мартовской воде, и они получали особые качества.
  4. 14 марта считается днем милостыни и рекомендуется подавать не только за себя, но и усопших. Благодаря добрым поступкам покойным прощают грехи. Старайтесь делать добрые дела скромно, чтобы никто не видел.

Народные приметы

Люди верили в приметы Денька святой Евдокии, по которым определяли, какой будет весенняя и летняя погода, урожайность и здоровье домашнего скота. Некие из их дошли и нынешних дней:

  • солнечная погода в праздник Явдохи – к ранешней, тёплой весне, также к горячему лету и отличному урожаю;
  • заморозки и метель предсказывали прохладную погоду прямо до окончания года;
  • густой туман либо дождик 14 марта – к богатому урожаю хлеба и бобовых;
  • маленькой тёплый ветерок – к прохладному, дождливому лету;
  • заморозков можно ждать в том случае, если куры пьют талую воду;
  • половодье предсказывает домашнему скоту крепкое здоровье, также много травки на лугах;
  • услышать звучное карканье ворон – к скорому потеплению;
  • поздно покажется травка, если реки в День Евдокии не разливаются;
  • гулкая капель сулит жаркое лето;
  • если слышен свист сурка, то уже скоро потеплеет.
  • Почти все приметы по сей денек помогают фермерам верно выбирать денек для начала сельскохозяйственных работ, и растить богатые урожаи.

    Источник: tayniymir.com
    Поделиться :

    ЕВДОКИЯ

    [греч. Εὐδοκία] († ок. 160-170), прмц. (пам. 1 марта). По происхождению и вере самарянка, Е. жила в Гелиополе в Финикии (ныне Баальбек, Ливан). В правление имп. Траяна (98-117) она, будучи блудницей, собрала благодаря своей необыкновенной красоте огромное богатство. Е. была обращена в христианство мон. Германом, ее решение принять крещение укрепило явление арх. Михаила, к-рый вырвал ее из рук сатаны. Е. отдала свое состояние Гелиопольскому еп. Феодоту на нужды бедных и приняла постриг в жен. обители близ мон-ря, где подвизался Герман. После смерти игум. Харитины за строгую аскетическую жизнь Е. была избрана ее преемницей. Один из бывш. поклонников Е., по имени Филострат, пришедший в обитель и пытавшийся убедить ее вернуться к прежней жизни, упал замертво, когда святая дунула ему в лицо. По молитве Е. Филострат воскрес, раскаялся и уверовал во Христа.


    Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК) Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК)

    Местному правителю Аврелиану донесли, что Е. хранит в мон-ре несметные сокровища, и тот послал комита с отрядом в 300 воинов для разорения мон-ря. Воины окружили обитель и хотели напасть ночью, но, удерживаемые божественной силой, долго не могли ни на шаг подступить к мон-рю. На 3-й день на них напал огромный змей, из отряда уцелели комит и 3 воина. Тогда Аврелиан отправил своего сына, чтобы взять мон-рь, но по дороге тот упал с лошади и разбился насмерть. Скорбя о сыне, Аврелиан по совету Филострата отправил к Е. трибуна Вавилу с просьбой возвратить его к жизни. По молитве святой юноша воскрес. Аврелиан со всей семьей крестился, его сын впосл. стал епископом Гелиополя, а дочь Геласия приняла постриг в мон-ре, где подвизалась Е. Рим. наместник Диоген, к-рый хотел жениться на Геласии, после смерти Аврелиана послал 50 воинов, приказав схватить Е. В видении Е. было открыто, что она должна проявить стойкость, исповедуя веру во Христа. Она добровольно последовала за воинами, скрыв на груди под одеждой частицы Св. Даров. Когда по приказу Диогена святую повесили на древе и обнажили до пояса, чтобы подвергнуть бичеванию, частицы Св. Даров упали на землю. Слуги, пытавшиеся поднять частицы, были опалены огнем, а сошедшее с неба пламя испепелило наместника. Е. воскресила его и слуг, а также только что скончавшуюся жену комита Диодора, угоревшую в бане. После совершенных святой чудес Диоген, Диодор с женой Фирминой и множество народа уверовали во Христа. Из др. чудес Е. в Житии упоминается воскрешение ужаленного змеем отрока Зинона и умерщвление змея.

    Е. продолжала иноческую жизнь в мон-ре, приходя время от времени в город для утверждения в вере новообращенных христиан. Она была обезглавлена преемником Диогена язычником Викентием, прожив после своего крещения 56 лет. Т. о., ее кончину приблизительно можно отнести к 160-170 гг.

    Греч. пространное Житие Е. является, по мнению исследователей, переводом с сир. языка. Болландисты считают его легендарным из-за обилия чудес и ряда анахронизмов (в нач. II в. еще не существовало мон-рей, а епископская кафедра в Гелиополе была учреждена равноап. Константином Великим) и относят время жизни Е. к V в. Предполагают также, что в дошедшем до нас предании слились сведения о жившей в первые века христианства Е. и персид. мц. Евдокии (пам. 4 авг., 11 сент.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в Житии Е. речь могла идти не о мон-рях в совр. понимании, а об известных с древности обществах девственников и девственниц; кафедра же в Гелиополе могла быть уничтожена в эпоху гонений, а затем восстановлена Константином Великим.

    Сохранились также сокращенное Житие (BHG, N 605b) и Житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (т. н. Царская Минея, или Минея Латышева). Житие Е. было переведено на груз. язык.

    Ист.: BHG, N 604-605e; ActaSS. Mart. T. 1. P. 875-887; PG. 117. Col. 332-333 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 498-499; Латышев В. В. Из агиогр. лит-ры: 1. Сокращенное житие мц. Евдокии; 2. Варианты к жития св. Меркурия Метафрастовской редакции из ркп. РАН // ИАН. 1918. Т. 12. Сер. 6. С. 1583-1585; ЖСв. Март. С. 5-39.

    Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 59; Т. 3. C. 90; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1020; Janin R. Eudocie (2) // DHGE. T. 15. Col. 1336; Lucchesi G. Eudocia // BiblSS. Vol. 5. P. 145-147; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 141-142.

    Э. П. А.

    Гимнография

    Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. P. 242) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем собой древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423), относящемся к малоазийской редакции Студийского устава, под 1 марта упоминаются канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, седален и цикл стихир Е. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 125) афоно-итал. редакции Студийского устава предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия».

    Указания иерусалимских Типиконов разных редакций на 1 марта отличаются краткостью и включают только память Е. или же память и указание петь «Аллилуия». В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) появляется ссылка на общий тропарь преподобной жене во имя Е.: ᾿Εν σο μῆτερ ἀκριβῶς̇ ( ), к-рый поется вне Великого поста; в период поста на утрене предписано петь «Аллилуия». В первопечатных рус. Типиконах помещается развернутое описание службы, указывается пение особенного тропаря Е. ( ) в те дни, когда 1 марта случается вне Четыредесятницы. В исправленном московскими справщиками издании Типикона 1682 г. на время вне Великого поста также назначается пение тропаря, однако это не особый тропарь, а общий — тот же, что и в греч. Типиконе ( ). В следующем издании (М., 1695) помещен традиц. слав. тропарь: .

    Последование Е., согласно совр. богослужебным книгам, включает отпустительный тропарь 4-го гласа (в греч. Минеях — общий тропарь мученице: ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ ( ); в слав. Минеях — тропарь 8-го гласа ); кондак (только в славянских) 4-го гласа (указания рус. старопечатных Типиконов относительно гласа кондака Е. различаются: 1-й и 2-й гласы) с икосом; канон (в слав. Минеях — анонимный канон 2-го гласа, без акростиха, греч. оригинал известен по рукописям (см.: AHG. T. 7. P. 1-14), ирмос: Δεῦτε λαοί̇ ( ), нач.: Τὴν τῆς ψυχῆς νῦν ἀγαθῦναί μου κάκωσιν ( ); в греч. Минеях — анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, акростих: Τῆς Εὐδοκίας τοὺς ἀγῶνας αἰνέσω (Евдокии страдания восхвалю), ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Τὴν ἐξ ἀπροσεξίας (Еже от невнимания); последний канон известен и в слав. переводе, напр. в рукописной слав. Минее ГИМ. Син. № 172, кон. XIV — нач. XV в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89), и, видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона); седален; цикл из 3 стихир-подобнов. В греч. Минеях также помещается самогласен для пения на на «Господи, воззвах», если 1 марта случается в субботу или вне Четыредесятницы.

    В рукописях сохранились и иные песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: кондак 3-го гласа на подобен ῾Η παρθένος σήμερον̇ ( ), нач.: Μαρτυρίου σήμερον (Мучения днесь), с икосом (AHG. T. 7. P. 9); седальны.

    А. А. Лукашевич

    Иконография

    Е., как правило изображаемая в монашеских одеждах (в мантии, в хитоне, в схиме, с куколем на голове), схожа обликом с Евдокией, мц. Персидской. Четко различимое изображение Е. устойчиво встречается в минейных циклах под 1 марта. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е. представлена на миниатюрах в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и в Житии вмч. Димитрия (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 30r, 1327-1340 гг.), в настенном минологии в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343). Единолично (в рост, погрудно или по пояс), с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. рука соответственно в молении — на миниатюрах в Минологии на март-авг. из Патриаршей б-ки в Иерусалиме (Hieros. Patr. 208. Fol. 1r, XII в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов — РНБ. Q.I.58. Л. 102) — в рост, в левой руке свиток; в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- погрудно; в иконописи — на минее на год (т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI — 1-я пол. XII в., К-поль, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) — в рост.

    В росписи храмов изображение Е. сохранилось в ц. Св. Креста (Чарыклы-килисе) в Гёреме, Каппадокия (2-я пол. XII в.), и в алтарной зоне ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), на сев. грани юго-вост. столпа (5-й регистр), погрудный образ в медальоне, в правой руке крест, левая в молении.

    Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102) Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102)

    Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве — образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII — нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери.

    Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ).

    В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота — святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

    Лит.: Ерминия ДФ. С. 208; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 43. С. 106; Кат. 273. С. 328-329; Т. 2. Кат. 388. С. 43; Кат. 404. С. 56; Кат. 855. С. 364-365; Миjовић. Менолог. 1973. С. 277, 294, 309; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 9. С. 54-57; Евсеева. Афонская книга. С. 280; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 147, ил. 116.

    Э. В. Шевченко

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]