Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших |
Собор всех святых, в земле Русской просиявших
, празднование Русской Православной Церкви, посвященное памяти всех русских святых Празднуется во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях [1], но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII века она издавалась старообрядческими типографиями [2]. После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: «Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии», кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»: «Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели», канон 8-го гласа, ирмос: «Песнь возслем, людие», нач.: «Вси песньми духовными, иже постом просиявшая». По певческим рукописям с XVII века известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).
Около 1643 года иером. Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам Киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. украинский аналог службы в честь всех русских святых. В конце 1640-х годов по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной рукописи XVII века — РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь всех преподобных отцов в Сыропустную субботу [3]. Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.
Помимо гимнографических произведений, для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев [4], иером. Сергий (Шелонин) — «Похвальное слово русским преподобным» [5].
Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7/20 августа был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских [6]. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13/26 августа [7]. Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову).
Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 году; издание отличалось большим количеством опечаток. Иером. Афанасий (Сахаров) редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 годах [8]. Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием иером. Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной иером. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение трех величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.
Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния» и 4-го гласа: «Иерусалима вышняго гражданы»; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: «Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших»; канон утрени 8-го гласа (ирмос: «В чермнем фараона с колесницами погрузил еси», нач.: «Вси в песнех духовных воспоим согласно»); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Многими содержими напастьми, к вам прибегаем»); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис. 49:8-15, Сир. 44:1-14, Прем. 3:1-9; Евангелие утрени: Мф. 4:25-5:12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол. 3:20-4:3 (или Евр. 11:33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк. 12:32-40 (или Мф. 4:25-5:12), причастен Пс. 149:4; помимо прочего, в состав службы входят особые тропари на блаженнах.
Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые ее части — молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
Тропарь, глас 1
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Ин тропарь, глас 4
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.
Служба Всем святым в Земле Русской просиявшим
В мае 1935 года, сразу после открытия метро, в сталинской Москве случился необычный крестный ход. Епископ Афанасий (Сахаров) с иконой всех русских святых проехал первую и единственную тогда ветку от «Сокольников» до «Парка Культуры», читая при этом молитвы на освящение нового столичного вида транспорта. А ведь тогда, этот безобидный по нынешним временам поступок, мог стоить ему жизни…
Выбор иконы был не случаен. Владыка Афанасий имел прямое отношение к ее написанию. Он также почти тридцать пять лет составлял службу Всем святым в Земле Русской просиявшим, и именно ему мы во многом обязаны возрождением в нашей стране этого древнего православного праздника.
Всех прпп. отцев, во Св. Горе Афонской просиявших. Вторая неделя по Пятидесятнице
Обсуждение: 33 комментария
- р.Б. Нiколай:
28.06.2011 в 00:00Может с позиции 1948 года всё так и выглядело, но теперь многое видится по-другому. «Великий» — всё больше похож на «волчий», созванный на радостях свержения Богопомазанника. Смута и воцарение антихристовой власти — следствие не «расплывчатых» грехов русского народа, а конкретного греха царе-(а следовательно) и богоотступничества. В нём не покаялись не февралисты, не октябрята, не их потомки. Многие «новомученники ХХ века» «замученные в безчисленных концлагерях» может и не поняли ЗА ЧТО, так «круто» с ними обошлись, соответственно НЕ покаялись в грехе цареборчества и соответственно не становится Россия Святой Русью (что пока очевидно). А в иконе Всех Русских Святых — действительно «дивная гармония Соборной Целостности» т.к. Государь расположен христоцентрично под жертвенником и вокруг него ВСЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ за него молившиеся и ему верные пребывающие (даже до смерти). А нас нераскаянных цареборцев и долее ждёт продолжение ИГА христоборческого до тех пор, пока в Разум Христов не придём и Царю, и о Царе молится не будем за каждой литургией (как было в старь, когда была Святая Русь). И не надо плакать о ИНН, ювенальной юстиции, карточках и чипах — всё заслужили. Нужно покаяться и жить по православному — славить Бога во Святой Троице и Царей наших Богоданных от Св.Иоанна до Св.Николая!
- р.Б.Александр:
01.07.2011 в 00:00
И по сей час попы трепещут от одного только упоминания Имени Царя, клевещут на Русских Царей (а стало быть и на Святую Русь)и славят свою поповскую демократию — лже-патриаршество. Пораженные латинской ересью папизма, забывшие Русский Завет (1613г.) попы самочинно и самовольно (путем предательства Царя) присвоили себе власть. Через лже-патриаршество, т.е. патриаршество вместо и против Царя, возмечтали господствовать над наследием Божием. Но у Господа самовольно никто и ничто взять не может. Присвоив себе Царские права попы не смогли (и не смогут)исполнить ни одной Царской обязанности: стоять на страже чистоты Православной Веры; быть щитом и ограждением Святой Православной Церкви, Богоизбранного Русского Народа и Отечества нашего — Святой Руси. Предали Царя и потеряли Святую Русь. А теперь сидим у разбитого корыта и тупо смотрим,но понять ничего не хотим (и не можем): имели Святую Православную Веру, которая твердо стояла и стоит на камне догмата о Царской Власти Помазаника Божия, а теперь ересь, которая вобрала в себя все ереси — экуменизм; имели Помазаника Божия, Христа Господня — Царя , а теперь лже-патриарха, который самовольно хочет быть вместо Царя (на это его желание указывает украденный им Царский Титул — Великий Господин и Отец); имели Христолюбивое, Православное Царское Воинство, а теперь бешеных псов — ментов. Про «власти» и вовсе сказать нечего, т.е. имеем анти-власть и анти-государство со всеми вытекающими от сюда последствиями. Но попов и эта власть, и «воинство ея» вполне устраивает и они за них усиленно «молятся». Вот только мы себя никак найти не можем. Слепые и глухие, немые и прокаженные, расслабленные и забывшие своих Отца-Царя и Мать-Церковь, обезумевшие до нео-язычества…Вот результаты твоей свободы от Царя Самодержавного, бедная моя Русь, и что мы, малое стадо, можем сказать: тяжела десница Твоя Господи, но да будет Святая Воля Твоя. Жезл Твой и палица Твоя, Господи, та нас утешит. Мужайся Русь и да крепится Сердце твое Православное и потерпи Господа! И твердо помни, Русь Святая, Господь пасет нас и ничтоже нас лишит…Господи, собери нас на нашей земле и даруй нам прежде конца покаяние! Царь грядет! За Веру, Царя и Отечество!
- Олег (Малороссия, Екатеринослав):
19.06.2012 в 00:00
«между концом Святой Руси и ….» А ведь святой Руси никогда и не было. Её строили,за неё воевали,она в чаяниях Русского народа.Она будет в будущем,когда будет царство антихристово и Русское Царство.
- р.Б.Анатолий:
08.07.2013 в 00:00
Очень точно сказал р.Б.Николай: как это важно понять, ЗА ЧТО наказывает Господь. Увы, многие понимают это уже за гранью земного бытия. А многофигурная икона Всех Святых удивительна по исполнению.
- Российский православный монархист:
22.06.2014 в 00:00
Я то же согласен с р.Б.Николаем, с февраля 17-го все напоминает, что хозяина холопы убили, его потомков выгнали и кто понаглей из холопов, тот и захватил: один сарай, другой хозяйскую усадьбу с домом (на участке усадьбы и нефти и газа) и вот дерутся меж собой. А во время их драк попадает и овцам и курам и другим холопам поменьше (кого и зашибают до смерти). Рядом же находятся «добрые» соседи, которые не забывают «подливать масла в огонь» войны между холопами, что бы меньше их осталось и потом самим забрать и сараи, и амбары, и поля, и дома, и скотину, и нефть, и газ, и других холопов, которые будут на них работать. И «добрейшие» соседи будут помогать им участвуя в их драках на противоположных сторонах одновременно (где оружием, где провокациями, а где и лично убивая холопов). И в мозги будут закладывать об защите Отечества, березки, купала золочёные, и вождь великий и погоны офицерам золотые, как раньше и про полководцев вспомнят древних (при этом не упомянув, что могилы родственников и полководцев разграблены холопами и уничтожены ими же). И о величие их Отечества и т. д.
- Уныним:
03.07.2016 в 00:00
Ну и ну. А с чего это вы взяли, что конец Святой Руси — рубеж 1917г. Эт длительный процесс, начало которому положил патриарх Никон своей церковной реформой и началом раскола. Я бы даже, наверное, определил, что начало этого процесса связано с угасанием династии Грозного (Рюриковичей). Потом была смута и начало династии Романовых, многие представители которой оказались, мягко скажем, не на высоте. Начало всему процессу положила ересь жидовствующих. Однако великие князья Иван III и Василий III сумели с ней справится, хотя попервости и становились на сторону ее апологетов. Иван IV Грозный завершил ее разгром, но, к сожалению, не полное уничтожение. За это многие тогдашние и нынешние историки, включая МВН, его жутко не любят, прикрывая эту свою нелюбовь якобы сотворенными им ужасами. А вот новые цари из рода Романовых на высоте положения оказаться не сумели, и довершили то, за что и ратовала ересь жидовствующих — совершили таки раскол Русской церкви. 1917г. — это логичное завершение процесса распада Святой Руси.
- МВН:
03.07.2016 в 00:00
Уныним-аноним. Ну чего Вам неймется? Вы, конечно, имеете право на обвинения. Но у православных положено их высказывать от своего полного имени и доказывать фактами. Имя свое Вы назвать струсите, но хотя бы прошу доказать, что я отрицаю святость Грозного именно за разгром ереси жидовствующих. А заодно и — в чем состоял этот его разгром? Кто из тысяч его жертв (преимущественно знатных родов) был жидовствующим? М.б., по-Вашему, тогдашний сосланный первоиерарх, обличавший его безсудные расправы над целыми семьями с малыми детьми?
- Уныним:
03.07.2016 в 00:00
Да не передергивайте, МВ. Я вас не обвинял, что вы не любите Грозного за ересь жидовствующих. Я слушал ваши выступления по этому поводу и знаю, что вы не любите его именно за сотворенные им смертоубийства. Но, например, убийство Грозным своего сына, как минимум, не доказано. Также не доказаны, а то и приписаны ему и многие смертоубийства. Летописи могли писаться или позже правится ненавистниками Грозного. Полного доверия им нет. По делам их судите их. А делом было то, что мы имели когда-то самодержавное православное царство в симфонии с Церковью, или как позже уже назвали это явление православие-самодержавие-народность — целиком и полностью его заслуга. Грозный был первым Удерживающим в длинной череде последующих государей, успешных и не очень. А по поводу разгрома ереси и ее апологетов почитайте академические труды по этому поводу. Там и имена приводятся. И даты. И факты. Естественно, с долей предположительности, все таки давно это было. Ну так и по убийствам тысяч семей тоже все предположительно. К тому же не меряйте по нынешним меркам тогдашние нравы. Тогдашнее убийство и теперешнее — суть разные. Да и теперь стремятся более духовно убить, чем физически, что и не так страшно кажется и возмущения такого нет. Помните — И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. Факт же один — существование Святой Руси. И заслуга Грозного в ее становлении.
- МВН — Уныниму-анониму:
03.07.2016 в 00:00
Милостивый государь. Я не передергиваю, а в точном соответствии с Вашими словами попросил об ответе и о соблюдении православных правил. Вы этого сделать не желаете. В таком случае советую на этом сайте не выступать в роли православного учителя. Тем более если Вы считаете, что убийство детей во времена Грозного простительно для «удерживающего». Вы, историк-идеолог Вы наш несравненный, хотя бы в синодик Грозного заглядывали, кого и сколько его опричники «отделывали»?
- Уныним:
04.07.2016 в 00:00
Да куды мне убогому вас православию то учить. Тут впору учить вменяемости. Синодик то Грозного кто написал ? Неужто, прости Господи меня грешного, сам Господь и написал? Нет, люди, а оные имеют пристрастия. Ну, например, как вы. Детские убийства — грех страшный, не спорю. Однако вот читаю сейчас некий академический труд, а там Грозный папу убил, а жену с детьми — нет (факт!). Еще раз, синодики могли быть подделаны, ибо давно это было и время имелось, да и злобствующие. Пустил же кто-то когда-то слух об убийстве Грозным своего сына, а Репин даже картину нарисовал на сей счет. Но убийство-то не доказано ничем. А вот Васнецов написал совсем другого Грозного, сходите гляньте в натуре, вам там ближее. Вот есть Репин и иже с ним, и есть Васнецов со своими. Вы с кем ?
З.Ы. Я не апологет святости Грозного, пусть его Господь судит и нам являет. Но становление Святого Русского Царства — его заслуга.
- МВН — анониму:
04.07.2016 в 00:00
«становление Святого Русского Царства — его заслуга»… А я то думал, что это заслуга Русской Церкви и сонма ее святых, которые не убивали детей и тысячи своих соотечественников и не венчались пять-семь раз.
- Константин:
05.07.2016 в 00:00
А мне больше всего интересно другое, хотя и напрямую связанное с темой. Всегда за отступление Россия получала кару Божию, и за Иоанна Грозного, и за предательство Государя… В 90-е годы были совершены чудовищные преступления, разграбление государства, уничтожение промышленности, гибель как минимум сотен тысяч людей. Неужели эта система останется безнаказанной? Неужели миллиардеры будут вечно править бал, и история России — настоящей России — кончена? Неужели их никогда не постигнет кара Божия, и зачем тогда вообще была вся эта величественная, трагическая наша История? Вопрос вопросов.
- Петр Иванов:
16.06.2017 в 00:00
Животворящие слова их данной статьи: «…во вторую Неделю отдельным праздником вспоминает всех Святых России, наших Святых, которые нам ближе всех. Это один из примеров того, что национальный патриотизм в Православии не отменяется более высокой ценностью, как любят нам твердить либералы, а остается несомненной и важной ступенькой в иерархии ценностей, которая нуждается в уважении и защите.»! Низкий поклон за такие строки..!
- Петр Иванов:
16.06.2017 в 00:00
Константину (от 016-07-05): Ваш (риторический?) «Вопрос вопросов» может у многих и не возникать в силу УБЕЖДЁННОСТИ души, что на Суде Божьем всяк ответит сполна за свои земные дела — вЕдомые и невЕдомые. Вот эта УБЕЖДЁННОСТЬ и позволяет продолжать жить в самых невыносимых условиях и нести свой Крест жизненный.
- Иустина — МВН:
17.06.2017 в 00:00
При всём уважении к вам несколько коробит отношение к святому местночтимому Царю Иоанну Васильевичу (чьи образы присутствуют в росписи Успенского Собора в Кремле). Не было бы Царя, не было бы и становления Русского Царства. И ничего Церковь бы сама не сделала. Как в настоящее время — при наличии Церкви и отсутствии Царя мы видим в каком бедственном положении находится государство. А как радовался Святейший Синод началу «свободной жизни» без оков тиранического царизма. До сих пор пожинаем плоды этой «свободы». Неужели не очевидно, что русские Монархи, Помазанники Божии, все свои решения, действия в управлении Богом вверенной страны соотносили с Законом Божиим и являлись оградой церковной. Неблагодарное дело протипоставлять священство и царство. Как противопоставлять две природы Спасителя — Божественную и человеческую.
- МВН:
17.06.2017 в 00:00
Многоуважаемая сестра Иустина. Я уважаю все полезное для Русского государства, что сделал Царь Иоанн: https://rusidea.org/25033101 . Но почему Вам обязательно нужно провозглашать его святым? Этому есть много церковных препятствий, и Церковь никогда его святым не считала. См: https://rusidea.org/32034
- Альба — МВН:
17.06.2017 в 00:00
Жидовствующие иерархи Церкви может и не считали Его святым, а вот народ православный с Небесным Главою Церкви Христом прославили первого русского Царя Иоанна Грозного на века. См: https://3rm.info/publications/59847-falsifikatory-i-falsifikacii-istorii-car-ioann-groznyy-i-mason-karamzin.html
- МВН — Альбе:
17.06.2017 в 00:00
Уважаемая Альба, огульно оскорбляя всех иерархов Русской Церкви XVI-XX вв. за несогласие с вами Вы вместе с вашим безгрешным провидческим сайтом (если ему верить, то конец света уже должен был наступить многократно) хулите нашу Церковь и тех святых мучеников (митр. Филипп, прп. Корнилий и др.), которые были действительно прославлены. И если у Вас отсутствует элементарное нравственное чутье — то хотя бы не приписывайте свою ревность не по разуму всему православному народу и тем более Христу.
- Надежда — Альбе и Иустине:
18.06.2017 в 00:00
В указанной статье на 3rm.info приводятся мнения историков о заслугах Грозного как правителя — так с этим МВН и не спорит. Но для признания святым этого еще недостаточно и указанные историки таковым его не объявляли, тем более что это было не в их компетенции. Причислить кого-либо к лику святых вправе только Церковь, а таковых документов в данном случае никто из ревнителей привести не может, ибо их нет. Фрески кремлевского Собора — не доказательство, т.к. на Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей, в т.ч. не святых (см. рекомендованную обстоятельную статью священника Михаила Немнонова: https://rusidea.org/32034)
- МВН -Иустина:
18.06.2017 в 00:00
Многоуважаемый Михаил Викторович, по поводу митр.Филиппа и преп.Корнилия — грязная ложь и клевета. Исторические исследования, в том числе и митр. Иоанна (Сычева) доказали полную несостоятельность масонских версий причастности к их смерти Иоанна Васильевича. По поводу сайта есть пословица о том, чтобы с водой не вылили и ребёнка. Огульно никто иерархов не оскорбляет, а только жидовствующих. Не затруднитесь ли привести в пример имена иерархов Святейшего Синода, которые не предали Государя и не присягнули на верность масонскому Временному Правительству? Заранее благодарна.
- Альба — МВН:
18.06.2017 в 00:00
Ни когда бы ранее не мог бы себе представить! Что, читая Ваши опубликованные научные труды по Истории России, благодаря которым для меня впервые по новому открылся божественный смысл таких понятий, как Православная Монархия и Самодержавие, особенности Симфонии Властей Царской и Духовной, особенности Престолонаследия на Руси, скачусь до «огульного оскорбителя всех иерархов Русской Церкви…» с «отсутствием элементарного нравственного чутья…». Однако утешает лишь одно, что ещё до этого «падения» успел в своё время, подписать «Письмо 5000», затем в молитвенной защите на Басманной пребывать. А в 2007 г. выступить в защиту К.Душенова от преследований прокуратуры Санкт-Петербурга и получить от них «ласковую» беСсрочную «чёрную метку». Но уж простите меня грешного неразумного. А разве не с жидовствующими священнослужителями боролись игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский? Разве не православный народ русский молитвенно призывал вернуться на Царский Трон Государя Иоанна Васильевича? И не митрополит Иоанн (Снычев) сказал, что «решающее влияние на становление русоненавистических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев». «Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости» (Штаден, Поссевин и др.). И итог — сейчас во главе РПЦ МП не жидовствующие ли?! А ваш «притихший» глава РПЦЗ, кто он есть?
- МВН почитателям несвятого «святого»:
18.06.2017 в 00:00
Уважаемые оппоненты. Вы, конечно, большие специалисты в истории, ведь это только в кулинарии или огородничестве нужно иметь специальные знания, а в истории и в Церкви (особенно в вопросах ересей и святости) достаточно ревнительских выкриков про «карамзятину» — которую вы находите задолго до Карамзина даже в монастырских летописях: мол, всё «грязная ложь и клевета». Их что, Карамзин писал? Царский синодик с именами истребленных семей вместе с детьми – тоже Карамзин Грозному написал? Церковную епитимью за многоженство на Царя Карамзин накладывал? Вы оперируете именем прп. Иосифа Волоцкого, но его знаменитое наставление об отношении к Царю, служащему своим похотям, вам не указ — в таком случае вы и св. Иосифа должны записать в «жидовствующие»…
Если бы вы только сами лично исповедывали эту свою веру в святость, не навязывая ее в оскорбительном тоне всем другим и не втаптывая несогласных в «мерзость и грязь» — к вам с моей стороны не было бы претензий. Но вы, непогрешимые анонимные судьи всем и вся, атакуете Церковь и российскую историографию, опрокидывая грехи архиереев-февралистов в далекое прошлое, а оттуда натягивая ересь жидовствующих даже на РПЦЗ – в стиле: «слава Тебе, Боже, что мы не такие, как они!», при этом из благочестивой скромности утаивая свои славные полные имена и ученые богословские звания, дающие вам право судить.
К сожалению, переубедить вас в такой позе невозможно, т.к. вместо того, чтобы отвечать по сути делаемых вам возражений и хотя бы краем глаза заглянуть по предложенным вам ссылкам в материалы, содержащие неоспоримые факты, вы способны лишь на однообразные кликушеские вопли.
О чем спорить, если вы не можете назвать ни одного дореволюционного историка, который считал бы Грозного Царя святым, не можете привести ни одного церковного решения о его прославлении. (Ваш излюбленный авторитет м. Иоанн Снычев не был ни исследователем, ни историком, а писавший ему книги Константин Юрьевич теперь дошел до хулы на настоящего святого Государя Мученика, ставя его ниже Сталина и Путина.)
В таком стиле продолжать дискуссию нет смысла, тем более что вы ничего нового не добавляете к тому, что уже многократно сказано и разжевано, в т.ч. в полемике со всеми вашими авторитетами на форуме:
- Надежда:
19.06.2017 в 00:00
У Душенова уже и Сталин святой и Путин тоже скоро станет. Интересно, Иустина и Альбина, как вы относитесь к Сталину?
- Уныним:
19.06.2017 в 00:00
После выпадов МВН по Грозному, засел и прочитал кучу литературы о нем. И за и против. Снычева, кстати не читал, ибо сергиевец. Мой вывод — если бы я голосовал за святость Грозного, я голосовал бы ЗА. А позиция МВН мне кажется очень странной. И во многом напоминает позицию «православного» батюшки Александра Меня, которого митрополит Антоний (Мельников) назвал постовым сионизма в православии. Вот таким же постовым мне видится и роль МВН. Конечно, не сионизма, здесь все более туманно. И, может быть, не столь осознанно. Но не менее разрушительно, увы. Дай Вам Христос силы еще поменять свое мнение, МВ. Вернее самомнение. Время у вас есть.
- Надежда -Уныниму.:
19.06.2017 в 00:00
Вы все вновь и вновь демонстрируете, что ответить на конкретные аргументы и факты МВН (а также о. Михаила Немнонова, летописей и всех русских историков) вы не в состоянии. Судя по сравнению с «постовым сионизма», вы вообще не очень умны. Истина определяется не «кучами литературы», а ее качеством. И к тому же в «голосовании» у православных анонимы не приемлемы.
- Иустина — Надежде. :
19.06.2017 в 00:00
Не путайте Божий дар с яичницей, сравнивая Помазанника Божия Иоанна Васильевича с главой богоборческого СССР.
- Надежда — Иустине:
19.06.2017 в 00:00
Почему это ваше назидание обращено ко мне, а не к вашим почитателям одновременно Грозного и Сталина (как Душенов, Ерчак и многие подобные ревнители)? И в связи с этим интересно, почему таких людей, как Вы, невозможно приучить к элементарной логике в дискуссии?
- МВН — Надежде:
19.06.2017 в 00:00
Поэтому, по причине разного отношения к логике, прошу закончить тут безплодные прения по вопросу святости. Каждый получит по своей вере.
- Надежда :
19.06.2017 в 00:00
От Альбы для Надежды!!! По поводу «анонимности» выступающих здесь на сайте, показываю Вам, причину почему лично мне пришлось своё настоящее имя сменить на псевдоним «Альба». Вы наверное обратили внимание на своё имя «Надежда». Так вот сайт уважаемого Михаила Владимировича находится под предстательным вниманием соответствующих спецслужб. И когда «смотрящему» от «конторы» становится «скучно», он под именем любого выступающего здесь комментатора может высказывать совсем диаметрально противоположные ему мнения, тем самым дискредитируя выбранную «жертву». Такой жертвой в своё время я и оказался. Почему зарегистрировавшись на сайте под своим именем, потом можно выступать под любым другим — непонятно! Да, конечно, модератор проверяет содержание комментов, но грамотно сделанную «подставу», как показала практика пропускает.
- Уныним — Надежде:
19.06.2017 в 00:00
Вопрос не в аргументах и фактах. Вопрос в изначальной позиции. А была бы позиция и аргументы найдутся, ибо несть им числа. А вот зерна от плевел не все умеют отличать. Вот у МВН позиция — обвинить Грозного и он синодик видит с этой стороны. А у меня позиция иная и я тот же синодик вижу со стороны обратной. Итог — факты то-те же, отношение разное. Упоминаемый Вами о. Михаил Немнонов — сергиевец, ну о чем можно тут говорить. Вот как покается в своей ереси, так послушаем и про Грозного. Грозный, как к нему ни подходи, все же еретиком не был, а канон Михаилу Архангелу Грозному воеводе, сочиненный Иваном Грозным и доныне даже в сергиевских храмах читается. Чего же они так облапошились?
- МВН оппонентам с нарушениями логики.:
19.06.2017 в 00:00
Обращаюсь тут к вам в последний раз. Альбе. Вы пишете неправду, авторы комментариев у нас не регистрируются, доступ свободный — и Вы это прекрасно видите. «Диаметрально противоположные мнения» не удаляются, если они сделаны без грязной ругани и заведомой клеветы. Любой может написать от любого имени, но только честные православные согласно православным правилам пишут от своего, тем более обличения других людей, ибо готовы перед ними отвечать за свои слова
. Кто не готов или боится спецслужб — лучше не писать, чтобы не выглядеть безответственным анонимным трусом. Уныниму. Моя позиция изначально заявлена и в этих комментариях, и во всех материалах о Государе Иоанне Грозном:
я призываю отделить его заслуги от его грехов, вместо их огульного замазывания самодельной «святостью»
. Если у Вас «иное» отношение к фактам нарушений церковных заповедей (в т.ч. убийств целых семей с детьми, что обозначено в синодике) — значит у нас
разное понимание Православия
и
разная совесть
. Она у Вас отличается и от совести св. митрополита Филиппа, обличавшего Грозного за эти массовые убийства. Дискуссию о Грозном Царе можете продолжить на указанном форуме, но прежде — следует его полностью прочесть, чтобы не выглядеть невменяемым и не ломиться в открытую дверь. - Оппонентам:
20.06.2017 в 00:00
Вам ведь было сказано, что дискуссия о святости Царя Иоанна IV под статьей об этом празднике больше продолжаться не будет, т.к. это не по теме. — Адм .
- Петр Павлович Иванов Мюнхен:
10.06.2018 в 16:50
Такое впечатление, что за комментариями — «УНЫНИМ», «ИУСТИНА», «АЛЬБА» — скрываются работнички Московской Патриархии: лишь бы отвлечь от материала статьи и оболгать сайт «Русская Идея». Эти неистовые поборники Иоанна Грозного бояться раскрыть свои имена, но что их серые мнения, по сравнению тех смелых публикаций самого сайта «Русская Идея»?! Многие здоровые и честные читатели заметили, что на всех официальных сайтах Московской Патриархии (далее МП) или зависимых от МП — в какой-то момент исчезла напрочь возможность писать комментарии — читай и молчи даже если видишь перед глазами ложь и обман. Лично я счастлив, что существует Сайт «Русская Идея» — Бог в помощь самоотверженным сотрудникам и авторам этого Богоугодного сайта!
День всех святых в Земле Российской просиявших
Этот праздник Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. Так, например, в 2021 году память всех святых в Земле Русской просиявших отмечается 4 июля.
Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда с подачи знаменитого митрополита Макария состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась — Смутное время и реформы Патриарха Никона (о Патриархе Никоне в «Фоме» писал Дмитрий Володихин) привели к разрыву в русской церковной традиции, и праздник так и не закрепился в календаре.
Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.
Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений. В значительной степени служба писалась владыкой Афанасием фактически с нуля.
Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам: «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца…» Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его.
Впервые отредактированная и дополненная епископом Афанасием служба была напечатана в майской минее (сборнике служб святым) в 1987 году. Позднее она также дорабатывалась, но уже незначительно: например, в текст службы вносились новые имена. А в 2000 году ее автор стал ее «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших.
Служба всем святым в Земле Русской просиявшим
Полный текст службы всем святым в Земле Русской просиявшим доступен здесь
Текст, составленный епископом Афанасием, — это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. В стихирах на Литии преследуемая земная Церковь просит русских святых помолиться Богу за страдающую Родину и православных христиан, которые живут сейчас как гонимые и нагие пленники на чужой земле:
Глас 5. Подо́бен: Ра́дуйся: Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,/ подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.
В конце Великой вечерни можно услышать потрясающие по красоте и смыслу стихиры, написанные митрополитом Сергием (Страгородским) и автором службы XVI века русским святым инока Григория.
В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов, в чем можно убедиться, открыв синодик русских святых (текст синодика по версии 2006 года сайта pravoslavie. ru), который читается в этот день в некоторых православных храмах.
Икона всех Русских святых монахини Иулиании (Соколовой)
«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)
Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в Земле Русской просиявших» в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова). О каждом святом, который попал на образ, иконописец искала информацию по житиям и другим источникам, чтобы найти точное подобие иконописного изображения.
Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город — как основание русского Православия, а второй — как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых.
Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.
Список святых
Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но также и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.
Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например, таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.
Полный список всех святых можно посмотреть по этой ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_великих_христианских_святых