Миллионы на Матронушке: как игуменья Феофания на «Мерсе» сделала карьеру в РПЦ


Игумения Феофания (Мискина)

Феофания (Мискина)
(род. 1965), игумения, настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря города Москвы В миру Мискина Ольга Дмитриевна, родилась 2 июля 1965 года в верующей семье. Всего у родителей было девять детей, и все они так или иначе связали свою жизнь со служением Богу и людям.

В 1976 году семья переехала в город Струнино Владимирской области, откуда можно было доехать до Сергиева Посада на электричке всего за полчаса. В самом Струнино храма не было совсем, поэтому каждую субботу вся семья ездила в Троице-Сергиеву лавру.

После окончания школы училась в Лавре на регента, изучала устав, по благословению духовника окончила вечерние курсы кройки и шитья, шила облачения.

В 1987 году поступила в Корецкий женский монастырь, в котором несла общие послушания на огороде, на коровнике, красила крыши и купола, а потом стала помогать шить архиерейские облачения.

В 1988 году её забрали в Москву, помочь в Патриархии во время торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Была экономом, несла послушание по снабжению, шила монашеские одеяния, убиралась.

4 ноября 1990 года пострижена в иночество с оставлением прежнего имени.

Осенью 1992 года, согласно прошению, была направлена во вновь открывшийся Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В Дивеево несла послушания кладовщицы церковной утвари, мебели, шила, читала и пела на клиросе. Жила в игуменском корпусе, с игуменией Сергией ездили по снабжению, закупали все необходимое для восстановления обители.

22 февраля 1995 года назначена настоятельницей Покровского женского монастыря города Москвы.

14 апреля 1995 года пострижена в монашество с наречением именем в честь блаженной царицы Феофании патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Московской Патриархии.

4 апреля 1998 года возведена в сан игумении патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

1 мая 2002 года получила игуменский жезл из рук патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ахилла

Просмотры: 12 092

Дмитрий Горевой, религиовед, директор общественной организации «Центр религиозной безопасности» — для Vot-tak.tv

Настоятельница Покровского монастыря в Москве игуменья Феофания (Мискина) вчера (материал опубликован 14 июля — прим. «Ахиллы») оказалась в центре скандала. Журналисты «Открытых медиа» обнаружили у монахини Mercedes-Benz S-класса стоимостью 9,5 млн рублей. Это не первый такой автомобиль: ранее Феофания уже покупала авто данной марки. Речь идет о женщине, которая отказалась дать денег священнику на лечение сына, впоследствии ребенок умер.

(Не)помоги ближнему

Но в церковных кругах Феофания известна не только как успешная настоятельница крупнейшего московского монастыря. В феврале этого года в обители игуменьи сложилась неприятная ситуация. У молодого священника Алексея Голубева заболел семимесячный сын Костя.

У ребенка выявили патологию печени и сердца. Потребовалось сделать сразу две операции. Российские врачи за малыша браться отказывались и посоветовали провести операцию в Бельгии, там успешно лечат таких детей. Общая сумма затрат — 23 млн рублей ($320 тыс.).

О бедственном положении священника первой сообщила журналист Марина Ахмедова. Священник исповедовал ее мать. 4 февраля 2021 года журналистка запустила кампанию по сбору средств на лечение ребенка. После публикации Ахмедовой началось обсуждение того, почему же священнику собирают деньги в интернете, но не помогает монастырь, в котором он служит.

А служил священник Голубев в то время в одном из самых богатых монастырей Москвы — женском Покровском на Таганке. Это там, где находятся мощи святой Матроны. Культ «Матронушки», удачно распиаренный церковным начальством, приводит в монастырь сотни тысяч верующих. Кроме того, в монастыре есть лавка с самой разнообразной ювелирной атрибутикой, а также дорогостоящая гостиница.

Эксперты утверждают, что монастырь зарабатывает порядка 1 млн рублей в день, то есть сумму в 23 млн рублей можно собрать чуть больше чем за 3 недели. В церковных телеграм-каналах пишут, что священник обращался за помощью к игуменье Феофании, но она отказала и даже не разрешила вести общественный сбор денег на базе монастыря.

На фоне кампании по сбору средств к монастырю возникало все больше вопросов. Главный, конечно, почему богатейшая обитель не поможет своему же священнику в бедственном положении? Через 9 дней — 13 февраля — из-за медийного резонанса священника просто уволили из монастыря. Его вызвали в канцелярию к помощнице Феофании Анастасии и заявили, что у монастыря денег нет, помочь ничем не могут. Причиной увольнения назвали «публикации в интернете».

Это спровоцировало еще больший скандал. В патриархии 19 февраля перевели отца Алексея в другой монастырь — Марфо-Мариинскую обитель милосердия сроком на один год. На монастырь также возложили обязанность «иметь о семье священника и о нем самом, находящихся в трудных и скорбных жизненных обстоятельствах, особое попечение».

Однако уже спустя три дня — 22 февраля — стало известно, что сын священника Костя Голубев умер. В этот же день патриарх Кирилл представил игуменью Феофанию к награде — церковному ордену Евфросинии Московской ІІІ степени за «особые усердие и ответственность» на должности настоятельницы монастыря.

Выходит, что в тот день, когда погиб младенец из-за того, что ему вовремя не оказали нужного лечения, монахиня, которая, судя по всему, имела необходимые средства, но отказала, получает орден от патриарха за особую ответственность.

Церковно-феодальные порядки

Однако каким бы диким и ужасным ни казался этот эпизод, он, увы, является частью реальности для современной РПЦ. Наплевательское отношение к собственным же сотрудникам — одна из фишек настоятелей крупных храмов и монастырей, чего уж говорить о епископах.

Священник Голубев, как и сотни других уязвимых попов, бегал по требам, исповедовал, крестил, венчал, в целом трудился на благо обители, в то время как его полугодовалого малыша обследовали. Вместо того, чтобы быть с женой и ребенком, он работал.

И как ответило на такое самопожертвование его начальство? А никак — пережевало и выплюнуло из обители. И таких историй в церкви много. Долгое время тема эксплуатации рядового духовенства влиятельным начальством находилась под спудом. Но в критический момент она прорвалась наружу. Так возник сайт «Ахилла», который анонимно публикует истории из жизни простых священников.

О монастырских порядках, использовании монахов в качестве дешевой рабочей силы, унижениях, психологическом и физическом насилии недавно написала Мария Кикоть. Книга с говорящим названием «Исповедь бывшей послушницы» описывает современные реалии российских монастырей.

Но ни появление «Ахиллы», ни «Исповедь», ни другие мятежные ресурсы не повлияли на ситуацию. Решение местных проблем руководство отдает на откуп региональным епископам и митрополитам в обмен на стабильные отчисления в центральный церковный бюджет. Именно исправное поступление денег обеспечивает спокойствие иерархам на местах. Церковь в России превратилась в феодальные княжества, где вассалы патриарха имеют абсолютную власть в своих уделах.

Соломинка в чужом глазу

Именно поэтому игуменье Феофании ничего не было за абсолютно бесчеловечный поступок по отношению к своему клирику. Наоборот, она еще и орден получила. Вероятно потому, что исправно отчисляла необходимую сумму в патриархию.

Любовь, милосердие, сострадание, помощь и взаимовыручка — все то, чему должна учить церковь, чтобы быть моральным авторитетом общества. Но, видимо, на практике для людей в рясе это все пустые слова. Бюрократия победила Евангелие. Система поборов вытеснила учение Христа. При этом из уст представителей РПЦ почти не услышишь критики всего этого.

Зато разговоры о «бездуховном Западе» слышны чуть ли с каждого второго амвона. Церковь, осуждающая соломинку в чужом глазу и в упор не замечающая просто-таки склад бревен в собственном. К сожалению, такое уже было в истории Русской церкви и закончилось 1917 годом, когда вчерашние верующие сами срывали колокола и разбирали купола. Похоже на то, что Московский патриархат как церковная институция уверенно идет навстречу собственной же катастрофе.

Фото: pokrov-monastir.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

[править] Биография

В 1976 году семья переехала в г. Струнино Владимирской области, откуда можно было доехать до Сергиева Посада на электричке всего за полчаса. В самом Струнино храма не было совсем, поэтому каждую субботу вся семья ездила в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Там оставались на ночь и утром стояли на службе в храме. Исповедовались у одного из лаврских иеромонахов, о. Поликарпа, который стал духовником всей семьи.

После окончания школы Ольга Мискина училась в Лавре на регента, изучала устав, по благословению духовника окончила вечерние курсы кройки и шитья, шила облачения.

В 1987 году поступила в Корецкий женский монастырь. Здесь послушница Ольга несла общие послушания на огороде, на коровнике, красила крыши и купола, а потом стала помогать шить архиерейские облачения.

В 1988 году послушницу Ольгу забрали в Москву, помочь в Патриархии во время торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Была экономом, несла послушание по снабжению, шила монашеские одеяния, убиралась.

4 ноября 1990 года на праздник Казанской иконы Божией Матери она была пострижена в иночество с оставлением прежнего имени.

24.03.1990 г. в связи с 400-летием установления Патриаршества на Руси награждена медалью Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

Осенью 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, согласно прошению, инокиня Ольга была направлена во вновь открывшийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, так как очень любила преподобного Серафима Саровского. В Дивеево несла послушания кладовщицы церковной утвари, мебели, шила, читала и пела на клиросе. Жила в игуменском корпусе, с игуменией Сергией ездили по снабжению, закупали все необходимое для восстановления обители.

22.02.1995 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначена настоятельницей Покровского женского монастыря г. Москвы.

Именно она в 1990-х годах стала добиваться канонизации блаженной старицы Матроны Московской.[1]

14.04.1995 г. была пострижена в монашество Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Московской Патриархии с именем Феофания в честь блаженной царицы Феофании.

Как пишут «Открытые медиа», Феофания сделала все, чтобы о культе Матроны узнали как можно больше верующих: по заказу Покровского монастыря стали выпускать аудиоматериалы и фильмы о чудесах святой, а также книги о ее жизни, в том числе для детей.

Со временем это привело к тому, что Матрона стала одной из самых почитаемых святых России, в монастырь поклониться ее мощам начали ежедневно приезжать тысячи паломников, и он стал самой богатой обителью РПЦ.[1]

Также

Феофания построила возле обители пятизвездочную гостиницу с бассейном, фитнес-центром и банным комплексом, а также неоднократно пыталась присоединить к монастырю территорию Таганского парка, который был разбит в 1930-е годы на месте бывшего монастырского кладбища.[1]

30.07.2018 г. была назначена исполняющей обязанности генерального директора гостиницы Русской православной церкви «Даниловская».[2]

[править] Награды

13.10.1996 г. награждена наперсным крестом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

04.04.1998 г. возведена в сан игумении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

01.05.2002 г. награждена жезлом монастыря как настоятельница обители Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

22.11.2003 г. награждена правом ношения креста с украшениями Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Алексием II.

В 2005 г. за восстановление Покровского монастыря и возрождение в нем монашеской жизни удостоена национальной премии «Человек года-2005».

24.01.2012 г. Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором награждена орденом святого апостола Марка.

В 2014 году награждена памятным знаком «700-летие прп. Сергия Радонежского» Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В 2015 году во внимание к усердным трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Феофания (Мискина) была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги II степени.

Церковно-феодальные порядки

Однако каким бы диким и ужасным ни казался этот эпизод, он, увы, является частью реальности для современной РПЦ. Наплевательское отношение к собственным же сотрудникам – одна из фишек настоятелей крупных храмов и монастырей, чего уж говорить о епископах.

Священник Голубев, как и сотни других уязвимых попов, бегал по требам, исповедовал, крестил, венчал, в целом трудился на благо обители, в то время как его полугодовалого малыша обследовали. Вместо того, чтобы быть с женой и ребенком, он работал.

И как ответило на такое самопожертвование его начальство? А никак – пережевало и выплюнуло из обители. И таких историй в церкви много. Долгое время тема эксплуатации рядового духовенства влиятельным начальством находилась под спудом. Но в критический момент она прорвалась наружу. Так возник сайт «Ахилла», который анонимно публикует истории из жизни простых священников.

Игуменья Феофания (Мискина) и патриарх Кирилл посещают подсобное хозяйство подворья. Фото: Сергей Власов / mbrsm.ru

О монастырских порядках, использовании монахов в качестве дешевой рабочей силы, унижениях, психологическом и физическом насилии недавно написала Мария Кикоть. Книга с говорящим названием «Исповедь бывшей послушницы» описывает современные реалии российских монастырей.

Но ни появление «Ахиллы», ни «Исповедь», ни другие мятежные ресурсы не повлияли на ситуацию. Решение местных проблем руководство отдает на откуп региональным епископам и митрополитам в обмен на стабильные отчисления в центральный церковный бюджет. Именно исправное поступление денег обеспечивает спокойствие иерархам на местах. Церковь в России превратилась в феодальные княжества, где вассалы патриарха имеют абсолютную власть в своих уделах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]