Храм Алексия Мечёва в Вешняках, Москва. Расписание богослужений


Расписание богослужений

22/9 июня – День памяти св. прав. Алексия Московского (30 марта 1859–22 июня 1923)

После кончины протоиерея Алексия Мечёва, последовавшей 9/22 июня 1923 года, его честные останки были погребены на московском Лазаревском кладбище. Но 15/28 сентября 1933 года, поскольку городскими властями было принято решение об упразднении этого кладбища, останки отца Алексия и его близких были перенесены на другой московский погост – «Введенские горы» (или Немецкое кладбище, как его чаще называют). Святые мощи св. прав. Алексия были обретены 16 июня 2001 года специальной комиссией во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). До момента их перенесения в маросейский храм святые мощи находились в Новоспасском монастыре. 29 сентября 2001 года с особой торжественностью: с преднесением икон храма и хоругвей многих московских церквей, при благовесте колоколов и молитвенном пении, многотысячное праздничное шествие, возглавляемое сонмом духовенства в золотых ризах, сопровождало честные мощи святого праведного Алексия в его родной храм, где он столько лет служил Богу и ближним. Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город» (https://www.klenniki.ru/mochi-aleks). Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня. Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Святый праведный Алексий Мечёв

  • Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению
  • Краткое правило для благочестивой жизни
  • Отрывки из общих наставлений
  • Письма
  • Проповеди
  • Советы девушке христианке
  • Старческие советы

Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям. Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу. В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе.

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – Св. Николая на Маросейке. Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы. Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Приходил батюшка в храм почти с пяти часов утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и другим образам, он, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литургия. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно.

В 1902 году скончалась жена о. Алексия.


Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна — слева от него

О. Алексий очень горевал и был безутешен. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. Но однажды произошла у о. Алексия встреча с ныне прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским. О. Иоанн посоветовал: «будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». О. Алексий вступил на стезю старчества. Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовию и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая Батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовию. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». Он не налагал на своих чад бремени тяжёлого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчёркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. Проповеди Батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания). Истинными духовными друзьями отца Алексия были оптинские старцы иеросхимонах Анатолий (Потапов – также канонизированный ныне как преподобный), игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни».

В последних числах мая 1923 года о. Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал. Скончался о. Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм Свт. Николая в Клённиках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды.

Причтен к лику святых Архиейреским Собором 2000 г. В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святаго праведного Алексия Московского.

Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву), глас 3 Яко чудо Божие явился еси, / в граде Московстем, отче Алексие, / не в пустыни бо, но посреде молвы процвел еси, / в годину люту богоотступления, / обаче древним уподобился еси, / провидец сый, молитвенник и старец, / и страждущим утешитель и врач, / сего ради о Российстей пастве, / ходатай ныне буди непреложен, // молитвенниче о душах наших.

Тропарь Святому праведному Алексию Московскому (Мечеву). На перенесение мощей, глас 4 Наста день новаго торжества, / град Москва радуется, / и вся Российская страна ликовствует / новыми пеньми духовными, / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / праведника и чудотворца Алексия, / яко бо светило пресветлое, / воссия нам благодатными лучами, / потребляя тьму недуг и страстей / от поющих прилежно, / спасай нас молитвами твоими // праведне Алексие отче наш.

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Иоанна III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. В метрике 1886-87 гг. о.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля».

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. На втором этаже был устроен главный Казанский престол.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. В конце 1920-х в храме был устроен придел Алексия, человека Божия.

В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

Храм святителя Николая в Кленниках, 1970-е годы

С колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений — в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

Храм Алексия Мечёва в Вешняках сегодня

Храм в честь святого праведного Алексея (Мечёва) Московского расположен в муниципальном округе г. Москвы – Вешняки. Своим появлением он как бы завершает схематичный крест, составленный районными храмами и хорошо заметный на карте: сверху церковь Введения, внизу Успенский собор, слева монастырь Всемилостивого Спаса, справа – храм вправедного Алексия.

Церковь одна из первой в России получила покровительство праведного старца Алексия, причисленного к лику святых 20 лет назад.

Храм Алексия Мечёва в Вешняках находится в ведении Восточного викариата Рождественского благочиния Московской епархии РПЦ. На территории прихода регулярно совершаются богослужения, действует приходская школа, служба паломников, активно развивается миссионерская деятельность.

Алексей Мечёв появился на свет в Москве в марте 1859 г. Его отец исполнял обязанности регента кафедрального хора Чудова монастыря. Детство мальчика проходило в атмосфере любви, добросердечности и живой искренней веры. Окончив Заиконоспасское училище и Московскую духовную семинарию, он увлёкся медициной и всерьёз задумывался о врачебной карьере. Но прислушавшись к родительскому совету, изменил решение и избрал для себя путь проповедника.

Восхождение к святости началось с должности псаломщика Знаменской церкви. В 1884 г. юноша становится диаконом Георгиевской церкви на Лубянке. В диаконском чине он пробыл почти 10 лет, и в марте 1893 г. епископ Нестор рукоположил Алексея Алексеевича в священнический сан. Ему достался один из самых малых столичных приходов – Никольская церковь на Маросейке.

Долгое время священник служил практически без прихожан. В последующие годы, приложив много усилий, ему удалось сплотить вокруг себя многочисленную и дружную общину. Не оставляя молитвенного подвига и духовного бодрствования священнослужитель, как мог, обустраивал быт вверенной ему общины. Он ввел в храме ежедневное богослужение. Его стараниями был открыт сиротский приют для малоимущих.

На нижнем этаже церкви была организована церковно-приходская школа. В течение 13 лет протоиерей А. Мечёв служил преподавателем в женской гимназии Е. В. Винклер, проповедовал и разъяснял Закон Божий. В 1902 г. произошло его знакомство с праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн, видя скромность и прозорливость священника, благословил его принять на себя подвиг старчества (быть наставником).

Прихожане отца Алексия вспоминали, что его советы всегда были деликатны и человеколюбивы. Проповедовал он без нотаций, очень искренне и сердечно. Наставления старца проникали глубоко в души верующих и всегда находили там живой отклик. Одним из духовных сыновей пастыря был философ Н. Бердяев.

В первую половину XX в., во времена гонений на монашество, А. Мечёв избежал ареста, поскольку был тяжело болен. Он умер в мае 1923 г. и был похоронен первоначально на Лазаревском, а позже его останки перенесены были на территорию Введенского кладбища. Сегодня опубликованы многие его поучения, записанные по памяти преданными учениками.

Святой праведный Алексей Московский был канонизирован Синоидальной комиссией на Архиерейским соборе в 2000 г. Сын священника, протоиерей Сергий Мечёв, также прославлен в лике святых, но уже как новомученик и исповедник российский. Святые мощи протоиерея Алексея Мечева хранятся в Московском Никольском храме в Кленниках, на Маросейке, где он провел последние годы в качестве настоятеля.

LiveInternetLiveInternet


улица Маросейка, 5 Церковь Святителя Николая в Клённиках является памятником архитектуры 17-18 веков. Построена в 1657 вплотную к деревянной церкви Симеона Дивногорца, сооружённой в 1468 по обету Ивана III в ознаменование спасения Кремля от пожара. От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701.

Храм Святителя Николая в Клённиках XVII-XVIII вв.

Впервые храм построен предположительно в 1468 г. царем Иоанном III. Каменный храм свт. Николая выстроен в 1657 г., в 1690 г. был надстроен верхний этаж, а в 1701 г. построен придел Казанской иконы Божией Матери. Колокольня построена в 1749 г. В 1893-1923 гг. настоятелем храма был прот. Алексий Мечев, знаменитый московский духовник и старец, а после кончины старца — его сын, прот. Сергий Мечев. Оба пастыря прославлены в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В 1932 г. храм был закрыт, купола разобраны. Богослужение возобновлено в 1990 г. В храме установлены четыре иконостаса работы местных мастеров: три тябловых и тонкого изготовления белокаменный. Престолы: главный — свт. Николая; приделы — Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых в земле Российской просиявших, прав. Алексия, старца Московского, и сщмч. Сергия. Святыни: чтимая Феодоровская икона Божией Матери, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, икона прп. Феодосия Тотемского с частицей мощей, икона Всех Святых в земле Российской просиявших, икона прав. Алексия старца Московского с житием.

Батюшка возвращается в Свой Храм!

Перенесение мощей Святого Праведного Алексия (Мечёва) из Новоспасского монастыря в храм Святителя Николая в Кленниках (29 сентября 2001 года)

Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним…

Святые мощи Святого Праведного Алексия Мечева.

В небольшом приделе, рядом с Храмом, где он молился, его мощи. На стенах написаны тропари.

Там тихо и спокойно. Батюшка и сейчас усмиряет наши сердца!!!


В левом приделе справа Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери.

У этой иконы молился батюшка Алексий Мечев.


Вот так сейчас обновляют Храм.

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери

История Феодоровской иконы начинается в далеком 1239 году. Как говорится в летописи, обретена она была костромским князем Василием Георгиевичем на охоте, образ находился на дереве. В 1613 году, после воцарения дома Романовых, икона стала покровительницей царствующей фамилии. Ею благословлялись все представители династии. В 1869 году в московский храм святителя Николая в Клённиках, некой Анной Васильевной Левиной был пожертвован список с иконы, что находилась в Костроме. В 1932 году храм был закрыт. Феодоровская икона была спасена общиной храма и передана на хранение духовной дочери отца Алексия – Марии Николаевне Соколовой. Образ находился у женщины на протяжении сорока лет, и лишь перед самой своей кончиной она передала его в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии. Когда храм был открыт, в 1990 году, в первую очередь в него вернули иконы.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен. Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в браке.

Св. Николай Чудотворец с храмом в Кленниках. XX в., икона. Храм св. Николая в Кленниках, Москва. Работа мон. Иулиании

Ангел хранитель Москвы

Клеймо иконы «Святый праведный Алексий (Мечев) с житием», написанной к прославлению святаго в храме святителя Николая в Кленниках, ул. Маросейка, Москва

Священномученик иерей Сергий Мечёв

сын Алексия Мечёва

Серия сообщений «храмы»:
Часть 1 — Древние храмы Торговой стороны в Новгороде. Часть 2 — Святыни континента коротких теней … Часть 6 — Храм Иоанна Воина(видео) Часть 7 — Художник Андрей Рыбкин. Золотые купола России. Часть 8 — Храм Святителя Николая в Кленниках.Москва. Часть 9 — Часовня Всех Святых в Саласпилсе Часть 10 — Святыни Москвы.(видео) … Часть 25 — Святыни Москвы.Храм у м.Парк Победы Часть 26 — По Святым местам. Ныробка Часть 27 — Оптина Пустынь (д/ф 07.01.2016)

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Проектной разработкой храма во имя святого Алексия занималась инженерная организация «Моспроект-3» под руководством известного советского и российского архитектора И. Г. Бирюкова. В творческом активе архитектора Бирюкова имеется много значимых проектов. Он спроектировал Центральный московский архив, санаторий Министерства обороны в Марфино, торговые и жилые комплексы.

На его счету реставрация Марфо-Мариинской обители и создание собора святой княгини Евфросинии в районе Нахимовского проспекта. Проектирование храмового ансамбля имени святого Алексия стало одной из последних работ орденоносного мастера. Храм в Вешняках привлекает взор архитектурно-художественной выразительностью. Компактная, но в то же время величественная церковь Алексея Мечёва, хорошо вписалась в окружающий её микрорайон.

Храм выполнен по строгим канонам и традициям русского зодчества. Несмотря на небольшую внутреннюю площадь,1250 м², церковь одновременно может принимать до 300 прихожан. По форме здание представляет собой классический четверик – четырехгранный объём, применяемый в русской каменной и деревянной архитектуре. Четырёхугольное здание церкви символизирует полноту мира, сконцентрированного в христианстве.

Фасады окрашены в песочный цвет с белой окантовкой по краю полукруглых закомар. На световом барабане покоится чёрный византийский купол. Его шлемовидные очертания означают вечное духовное противоборство между добром и тёмными силами. Единственная маковка воспринимается верующими как символ Божественного единства. Высота строения от фундамента до креста 31,5 м.

К паперти у дубовых западных дверей ведёт лестница из 7 ступеней. В качестве надвратной иконы выбран образ Спасителя, окружённый виноградными лозами. Дом причта представляет собой двухэтажное здание с пристроенной к нему колокольней. Здесь располагается трапезная, классы воскресной школы и зал для конференций. Есть небольшая иконная лавка.

О храме

Главная

О храме

Храм Свт. Николая в Подкопаях, в Подкопаеве, или просто Николай Подкопай – один из многочисленных храмов Первопрестольной, посвященных Николаю Угоднику. Каких только нет среди них: и Николы в Пыжах, и в Звонарях, и на Болвановке. Когда-то был даже Никола на Курьих ножках. Однако наш Подкопаевский нам особенно близок и дорог. Расположенный поблизости от современной станции метро «Китай-город», он невелик, но уютен. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать.:?— Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру…?И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?— Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?— Как же,— говорит, — могу это сделать? Первое — это святотатство, а второе— как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?— А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?— Не могу,— отвечает купец, — в ворах я никогда не был.?— Воровства тут, — говорит Святитель, — никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель… А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?— Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите… Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?— Ну, к чему ж такую же точно??— Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу… Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое — понять не могут… Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?— Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?— Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?— Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет… Что тогда в храме было?!..?С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

?Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век…

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях : в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год… Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и … страшные рвы Бутовского полигона.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ, ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ. НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО. ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК…

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

История строительства

Алексеевский храм – одно из первых сооружений, возведённое в рамках строительного проекта «Программа-200». В основе концепции лежит план обустройства 200 новых православных приходов во всех столичных округах. Главная цель программы – обеспечить жителей спальных районов города церквями, расположенными в шаговой доступности. На сегодняшний день в эксплуатацию запущено уже более 60 объектов.

Стройка осуществляется за счёт внебюджетных средств, собранных из денежных пожертвований крупных предприятий, меценатов и рядовых жителей. Закладка храма состоялась в феврале 2012 г. Большая часть строительных работ была завершена к концу 2015 г. А уже вначале 2016 г. состоялось малое освящение. После этого значимого события в церкви стали проводиться регулярные службы.

Вплоть до июля 2021 г., когда храм был освящен великим чином, патриархом Московским Кириллом, продолжалось украшение святыни. На земельном участке площадью 0,4 га разбивались клумбы, высаживались деревья и кустарники.

История появления храма

Храм Святителя Николая в Кленниках, а точнее его история, насчитывает далеко не одно столетие. Еще в середине пятнадцатого века по обету Ивана III на этом месте была возведена небольшая «обыденная» деревянная церковь. Построили ее в честь спасения московского Кремля от крупного пожара. Каменный храм Николая Чудотворца в Кленниках был возведен гораздо позже, в начале 1657 года, вплотную к этой деревянной церкви. И изначально он именовался как «Никола в Блинниках». Историки напрямую связывают это с большим числом пекарей, которые в то время проживали в этой местности и торговали блинами. Спустя почти сорок лет у храма появился новый престол. И практически в это же самое время «блинники» трансформировалось в «кленники». Последнее означает местоположение церкви в кленовой роще. С 1771 года во всех официальных документах данное религиозное сооружение именуется, как храм Святителя Николая в Кленниках.

Внутреннее убранство

Храм Алексия Мечёва в Вешняках достаточно скромный внутри, аскетичный по меркам христианской церкви. Пройдя небольшой притвор, человек попадает в единственный церковный предел. На стенах нет фресок, только простая побелка. Слева от аналоя установлен канунный стол. Над неширокой солеёй возвышается резной четырёхрядный иконостас. Помещение освещается за счёт узких удлинённых оконных проёмов.

В вечернее время служители зажигают круглое центральное паникадило и несколько малых боковых светильников. Через открытые Царские врата можно увидеть золочёный жертвенник с витиеватым семисвечником и большую икону Господа Вседержителя. Окна в алтаре выполнены в традиции витражной техники. Узор из цветного стекла, изготовленный в стиле православной традиции, несет в себе глубокую символику.

Образ Христа, сияющий от падающих на него солнечных лучей, напоминает прихожанам, что Господь является «Восток востоков» (немеркнущий). А также стекло по христианской традиции несет в себе символ чистоты и непорочности. По периметру средней части храма вторым ярусом надстроены клиросные хоры, где размещаются певчие во время служб.

Святыни и мощи храма

Как и во всяком другом храме, в вешняковской церкви есть свои, особо почитаемые реликвии:

  • Мозаичная икона «Снятие с креста».
  • Образ святого Давида Гареджийского.
  • Частица мощей Преподобного Амфилохия Почаевского.
  • Поясной образ святого Алексия с житийными клеймами (клеймы, или обрамление иконы по периметру, воспроизводящие эпизоды жития).

В 2021 г. Святейший патриарх преподнёс в дар храму икону святых апостолов Петра и Павла.

Престолы храма

Основные святыни церкви в Кленниках — это образ Божией Матери «Феодоровская» и ковчег с мощами праведного Алексия. Главный престол, который расположен в верхнем храме Николая Чудотворца, освящен в честь широко почитаемой иконы Божией Матери. Боковая пристройка — во имя Николая Мирликийского. Что касается нижнего храма, то один его престол освящен в честь Всех Святых, которые в земле Российской просияли, а другой — в честь священномученика Сергия и праведного Алексия, являющихся пресвитерами Московскими.

Духовенство, наставники

Настоятелем храма служит священник Виктор Мальшаков. Иерей родился в 1974 г. Окончил Государственную Консерваторию им. А. Неждановой по специальности «Хоровое дирижирование» и Одесскую Духовную семинарию. Параллельно с обучением трудился регентом и чтецом в храмах родного города.

В 2001 г. поступил на очное отделение Московской Духовной Академии. В июле 2005-го после её окончания был рукоположен в сан диакона, а уже через месяц в сан иерея. До того как стать клириком в Вешняках, отец Виктор служил в таких приходах, как Ильинский храм в Черкизове и храм Святого великомученика Димитрия Солунского в посёлке Восточный. За отличные заслуги награждён набедренником и наперсным золотым крестом.

Приход и хор храма

Храм Алексия Мечёва в Вешняках ведёт традиционную приходскую жизнь. Люди ходят на службы, заказывают требы, вносят пожертвования, помогают с уборкой и благоустройством прилегающей территории, несут послушание в трапезной.

Для взрослых организуются лекции-встречи с клириками г. Москвы, где слушатели могут задать интересующие вопросы. Многие прихожане совершают паломничество. Собираются группы для посещения храмов Москвы, ближайшего Подмосковья. Некоторые прихожане отправляются на богослужения в церкви Санкт-Петербурга, Пскова. В стенах храма создан коллектив любителей хорового пения.

Социальная работа, повседневная жизнь

Силами прихожан и настоятеля осуществляется посильная социальная деятельность. Активно развивается просветительское, миссионерское служение. Прихожане осуществляют духовную помощь, заботятся о больных, расположенной по соседству Клинической городской больницы №15 им. О. Филатова. Священники не отказывают в исповеди, причащении, соборовании пациентов больницы.

Батюшки посещают не только простые больничные палаты, но и тех, кто находится в паллиативном отделении. Прихожанка храма, художница М. Мышковская, безвозмездно создаёт мозаичные иконы для российских церквей. На её счету уже более 30 подобных работ. Несколько её икон находится в стенах храма. Юные прихожане выступают с концертами, спектаклями в домах престарелых.

Воскресная школа

При храме функционирует Воскресная школа. Сюда приходят не только ученики среднего возраста, но и малыши, с которыми занимаются по отдельной программе. Для дошкольников в игровой форме преподают введение в Закон Божий. Кроме учёбы, они с удовольствием рисуют, занимаются лепкой.

Средневозрастные дети знакомятся на уроках с библейскими сюжетами, им объясняют устройство храма, значение православных праздников. Преподаватели рассказывают истории из Ветхого Завета.

Дети с удовольствием посещают кружки по интересам:

  • рисование;
  • художественная лепка;
  • хоровое пение.

Помимо уроков совместно с педагогами школы, обучающиеся готовят тематические театрализованные представления и концерты для прихожан. Для ребят подросткового возраста и студентов создано Молодёжное объединение. Участники движения помогают преподавателям в работе с малышами, пробуют свои силы в качестве волонтёров, принимают участие в турнирах московского православного Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?».

Директор воскресной школы и преподаватели принимают активное участие в подготовке представлений, концертов, посвященных православным праздникам, церковным мероприятиям.

Каждое воскресенье в храме проводятся чтения, беседы в Евангельском кружке. Любой желающий может подойти, послушать, пообщаться с батюшкой. Работа кружка начинается в 15:30.

Продолжу серию дневников о нашем паломничестве в Москву и сразу же скажу, как сожалею о том, что невозможно объять необъятное. Мало, очень мало мы увидели в столице, торопились. Тут про наш Питер пиши — не напишешься, а ещё о Москве хочется…

Напоминаю о предыдущих дневниках:

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Церковь Николы в Пыжах

Всескорбященская церковь в Москве на Ордынке

Климентовская церковь в Москве

————

Пробежавшись по парку Зарядье, перекусив (недорого, но великолепно) на Варварке в Знаменском монастыре, пошли мы пешком по Старой Площади в сторону станции Китай-город. Ульяна нас туда чуть ли не бегом вела: «Сейчас, вот сейчас там будет Никольская церковь, где служил Алексей Московский».

Как же, как же… Знаю, знаю… Тот самый праведник батюшка Алексей Мечёв, материалы которого я с удовольствием перечитываю у нас на Азбуке. Кому интересно, вот ссылка.

Запомнился мне он словами о том, что разговаривать с каждым человеком нужно, как с Богом. Я недавно на эту тему даже отдельный дневник выделил: ссылка.

А ещё… ещё я вспомнил, что вот только что видел в Климентовской церкви икону, на которой Алексей Московский рядом с преподобным Сергием Радонежским и преподобным Даниилом Московским. Вот такая взаимосвязь имён. Впрочем, даст Бог, о Данииле Московском тоже запланирован мною отдельный дневник.

А ещё… ещё я ошибся… На этой иконе митрополит Алексий Московский, а я думал, что Алексий Мечёв. Но… так иногда бывает. На то и обретаются познания.

И вот мы подходим к храму, не с первого раза видного среди окружающих его домов. Это когда-то, наверно, был он здесь первым и главным, но время безжалостно лишило его первенства в архитектуре. Этот район в квартале от Кремля, в Белом городе, тоже немало претерпел: был он и Клённиками (якобы тут была кленовая роща, но не факт), был он и Клинниками (оружие делали), и Блинниками (блины тут пекли), и по сей день историки спорят, какое название было раньше другого. Мне всё равно, что тут было из названий первым, но важно, что сегодня Храм Николая Чудотворца именуется с уточнением «в Клённиках». И становится понятно, почему уточняется, ведь я недавно рассказывал о храме Николая «в Пыжах».

История храма в Википедии: ссылка

Кстати, можно сравнить с дореволюционным фото:

Может быть, кто-то скажет, что я сейчас случай из моей жизни приведу не к месту, но очень уж вспомнилось…

Месяца так за три до нашего бракосочетания с Настей сидим мы на берегу моря, и я говорю: «А давай-ка из камней замок сделаем?» Она посмотрела на меня, всем видом показывая, что не хочет. «Давай, — говорю, — ведь это же ВМЕСТЕ!» Улыбается: «Ну начинай». Я первый камень положил, она свой не кладёт. Я второй, третий… Она не помогает. «Ну что ж ты так? — возмущаюсь, — Надо же вместе!» Настя не участвует. Седьмой, восьмой… И только тогда, когда первые камушки обрели очертание фундамента, рука моей будущей жены потянулась и положила о-о-очень маленький камушек в кладку. Я беру камни ещё больше, идёт второй ряд. Настя кладёт второй маленький камушек. «Давай активнее! — требую я. — Не сачкуй!» Третий ряд укладываю, и только тогда Настя стала класть камни наравне со мной, и вскоре мы вывели стены. «Вот, Володя, — говорит Настя, — я тебе хотела примером показать, что не надо ждать, что женщина пойдёт за тобой сразу же, как ты позвал, даже если ты позвал её на хорошее. Главное, запомни, ты должен начать первым. Как в Писании сказано: спасись сам, и рядом с тобой спасутся тысячи!»

Так и Алексей Мечёв, получив бедный храм без прихожан, без доходов, установил главное правило — есть ли люди, нет ли их, а службы надо проводить всегда, поскольку церковные службы — это не концерт с продажей билетов. Вот на его примере и начинаешь понимать, что молитва — это не только тогда, когда ты в храм пришёл.

Помимо Петра и Февронии есть великое множество прекраснейших примеров любви. Смело скажу, что брак святого Алексея Московского в этом числе. Жену свою Анну Петровну (в девичестве Молчанову) батюшка пережил на 20 лет.

Как пишут в книге воспоминаний (купил я её там же), она отличалась особенной красотой. В моём представлении почему-то, когда читал книгу, рисовался образ попадьи из фильма «Поп». Так кажется и сейчас, когда нашёл в сети её фото. К ней сватались видные женихи, а она их отшивала. Мечёв даже не верил, что она согласится, когда надумал сделать ей предложение. Сам он был маленького роста, не имел высокой должности, сбережений не было никаких. Однако именно ему, а не другому — видному, знатному или красивому — она отдала предпочтение.

Значит, женщина видела в потенциальных женихах не внешнее, а внутреннее. Искала невеста крепкий «стержень», а он может быть только в верующем человеке. В ГЛУБОКОверующем! В том, кто без Бога по жизни никак!

Пример величайшей любви, согласия, верности — это брак Алексея и Анны. Испытанием на прочность были и бедность, и быт. Роды и нужда вызвали в Анне Петровне тяжкие болезни. Убивался, молился, старался изо всех сил батюшка, чтобы помочь жене. Но при этом, конечно, не мог предать Бога, чтобы сделать жене лучше. И она бы такой жертвы не приняла, если бы он службу в храме сменил на то, от чего жене стало бы лучше. То есть, хочу сказать, любовь здесь была обоюдной. Муж — для жены, жена — для мужа, оба — для Господа!

Но Господу было так угодно, чтоб не стало рядом с батюшкой Алексеем его жены. Ах, как он рыдал после смерти Анны Петровны! Приговаривал: «Да куда ж я теперь без неё! Как мне поднять теперь моих детей!» Горе вгоняло его, как теперь говорят, в депрессию.

Но тут друзья семьи (купцы с Маросейки) специально пригласили из столицы (из Петербурга) Иоанна Кронштадского. Несколькими фразами святой поставил в жизни Мечёва всё на свои места. Мол, горе твоё не напрасно, а с целью. Стало быть, путь твой — в старчестве, людям помогать, служа тем самым Господу и исполняя Его волю.

Подрабатывал Мечёв учителем в женской гимназии. Надо сказать, что заведение то было протестантским. По воспоминаниям, на уроках творился бедлам, потому что девушки эпохи нигистистов и революционеров ну никак не воспринимали православного препода. В ту эпоху процветало утверждение, что Бог должен быть в душе у человека, а не в храме. Кстати, когда я слышу (читаю) здесь подобные откровения некоторых азбуковчан, внутри меня — бунт. Как так отрицать Церковь? Неспроста же говорят, что кому Церковь не мать, тому Бог не отец.

Так вот, отец Алексей особенно не заботился о дисциплине на уроках. По его мнению, не надо насильно тянуть к вере тех, кому это не надо. Достаточно ему было и того, что единицы к нему тянулись, и в работе с ними он видел своё предназначение. Именно эти единицы были рядом с ним в его храме, когда грянула революция. Сами голодали, а батюшку с семьёй поддерживали. После его смерти аж до 1932 года крепко возле храма держались, не давали большевикам его разрушить. Из их числа произошло духовное объединение «Монастырь в миру».

————

Канонизирован и сын отца Алексия — Сергей. Два святых православных из одной семьи! Представляете? В годы гонений на церковь, повального обновленчества, человек с образованием медика, историка и филолога мог бы избрать себе после революции другое занятие, но он возглавил храм отца, продолжил его дело. Благословение на это он получил в Оптиной пустыни, а ещё от патриарха Тихона.

Что поразительного в этих двух судьбах — верность церкви. На сделку с большевистским режимом в 1927 году пошёл патриарх Сергий, а сын Алексея Мечёва остался верен арестованному местоблюстителю митрополиту Петру, примкнул к «непоминающим». Никаких обновленчеств! Никакого отклонения от канонов церкви! Никаких сделок с совестью, как это сегодня происходит в некоторых храмах соседнего государства! Потому и назван святым, что был верным. Мечущиеся в эти списки не попадают.

Вот три фото отца Сергия. Ставлю их рядом, чтобы можно было посмотреть на взгляд человека светского, верующего и измученного в неволе. Видна метаморфоза?

В одном дневнике, конечно, всего не расскажешь. Но надеюсь, что в ком-то проснётся желание почитать о биографиях святых Алексия и Сергия Мечёвых. Особенно их труды — бессмертное сокровище, открытое для каждого:

Нравственно-аскетические труды Алексия Мечева

  • Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению
  • Краткое правило для благочестивой жизни
  • Отрывки из общих наставлений
  • Проповеди
  • Советы девушке христианке
  • Старческие советы
  • Письма

Очень много от Сергия Мечёва: ссылка

  • Внутренняя клеть
  • О богослужении
  • О вере
  • О гордости
  • О мире
  • О молитве
  • О мощах святых угодников
  • О православном богослужении
  • О святых апостолах
  • О совести
  • О страхе Божием
  • О Церкви
  • Об иконах
  • О жизни в богослужении и о приобщении к вечности
  • О чтении и разумении Священного Писания

————-

Хотелось бы подробнее рассказать о самом храме. Но что рассказывать? Он восстановлен. Усилия приложены немалые. У раки с мощами святого Алексия постоянно дежурит кто-нибудь из прихожан. Когда мы были, я всё это видел своими глазами.

Необычный храм. Очень необычный. Как многокомнатная квартира, каждая из комнат которой для чего-то предназначена. Потому-то в нём как-то по-домашнему уютно. Можно найти уголочек, в котором затаиться и помолиться о своём, о сокровенном.

Страсти-мордасти от меня про советское время, наверно, вам уже надоели. Ну, забрали храм у верующих… Ну сделали из него общежитие, в котором людей напихали, как селёдок в банку… Ну откапывали мальчишки во дворе черепа и играли ими в футбол… Ещё здесь была бухгалтерия ЦК ВЛКСМ, которая считала в том числе и мои 2 копейки, когда я был в школе комсомольцем. Что ещё могу рассказать? Лучше об этом всё же почитать здесь: ссылка на сайт храма

Или посмотреть фильм:

Полезные ссылки:

Журнал «Фома»

Алексей Алексеевич Мечёв (Википедия)

Сергей Алексеевич Мечёв (Википедия)

Расписание служб, режим работы

Храм Алексия Мечёва в Вешняках открыт ежедневно:


Храм Алексия в Вешняках, контакты и информация.

День неделиВремя
Будни09:00 — 19:00
Дни богослужений, праздничные дни08:00 — 20:00
В воскресные дни начало Божественной литургии08:30
Великие праздники, начало Божественной литургии09:00
Накануне служится Всенощное бдение, совершается таинство исповеди17:00

Точную информацию о времени служб в праздничные дни, проведения заказных молебнов и панихид можно получить на официальном сайте в разделе «Расписание богослужений», на странице сайта Вконтакте, Фейсбук.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Храмовому комплексу нередко отводится роль действующей культурной площадки. Здесь проводятся разнообразные мероприятия, которые посещают не только местные жители, но и москвичи из других районов города. Так, на Пасхальные, Рождественские концерты воскресной школы приходят не только прихожане храма, но и жители близлежащих домов. Совместно с жителями отмечается Масленица, Рождество.

В праздничных гуляниях участвуют дети разных возрастов, члены Молодежного церковного объединения, прихожане, жители района. Непосредственно к храмовой территории примыкает пространство городского парка «Радуга», где помимо аллей и скамеек оборудована большая спортплощадка и детская игровая зона.

Через дорогу располагаются Перинатальный центр, две общеобразовательные школы и здание Детской футбольной академии. Если пройти пешком от церкви по Жемчуговой аллее, то можно попасть в музей-усадьбу «Кусково».

Достопримечательности рядом:

  • Парк «Радуга». На его территории находится каскад прудов, Большой и Малый графские пруды, Мост влюбленных.
  • Памятный камень, заложенный в честь 60-летия Победы Великой Отечественной войны.
  • Памятный камень «Ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы».
  • Детские площадки.
  • Футбольное поле.

Основные этапы в жизни храма


В восемнадцатом веке церковь дважды пострадала от больших пожаров, вследствие чего не раз подвергалась различным перестройкам. Так, например, в 1701 году одновременно с восстановлением разрушенной южной стороны храма занялись надстройкой второго этажа и возвели новый Казанский придел. После пожара, произошедшего в 1749 году, у церкви были частично изменены фасады и появилась трехъярусная колокольня барочного типа. На протяжении девятнадцатого века храм Св. Николая в Кленниках обновлялся еще трижды, и последний раз это было в 1894 году. Спустя тридцать восемь лет церковь была закрыта, обезглавлена и даже частично разобрана. Ее основное здание власти отдали под складское помещение. Впоследствии здесь находились учреждения, относящиеся к ЦК ВЛКСМ. В начале 1990 года храм Николая Чудотворца в Кленниках был возвращен Православной Церкви и освящен. В нем снова возобновились богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, и при нем работают приходская библиотека и иконописная школа.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится в Районе Восточного административного округа г. Москвы по адресу: ул. Вешняковская, строение №16. От остановочного комплекса около станции метро «Выхино» в сторону храма отправляются автобусы №232 и №247, а также троллейбусы №30 и №64. Транспорт доезжает до остановки «15 городская больница» примерно за 6 мин.

Путешественникам храм Алексея Мечёва в Вешняках интересен в первую очередь как образец современного зодчества и религиозной отечественной культуры. Знакомство с ним входит в экскурсионную программу большинства паломнических туров столицы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]