Знамения времени
Во-первых, если мы хотим правильно истолковать знамения времени, мы должны иметь то, что можно назвать основными знаниями Православия. Это знание Священного Писания – и Ветхого, и Нового Заветов (и не только самого текста, но и церковных толкований), знание писаний святых Отцов, знание истории Церкви и различных ошибок и ересей, силившихся исказить верное понимание учения Церкви, особенно в последнее время. Если у нас не будет такой основы, то мы окажемся неподготовленными и запутаемся. Это как раз то, к чему призывает нас Господь: готовиться, быть подготовленными. Пока у нас нет этих основных знаний, мы не готовы и не можем правильно истолковать знамения времени. Несколько лет назад вышла книга на английском языке, ставшая религиозным бестселлером. В Америке было продано свыше десяти миллионов экземпляров. Это книга Хэла Линдсея, евангелического протестанта из Техаса, «Последняя великая планета Земля». В ней он дает свое, довольно поверхностное, толкование знамений времени. Он полагает, что живем мы перед концом света. Он верит, что повсюду вокруг нас исполняются сейчас те знамения, о которых говорил Господь наш. Если вы прочитаете эту книгу, то обнаружите, что иногда его понимание более или менее совпадает с правильным, с православным пониманием, иногда он абсолютно не прав, а иногда – в чем-то прав, а в чем-то ошибается. Такое впечатление, что он просто гадает, поскольку читает Писание, сообразуя со своим собственным разумением. У него нет основных знаний Православного Христианина, нет основы в виде истинного знания Писания и святых Отцов. Поэтому если вы будете серьезно читать эту книгу, то обнаружите, что совершенно запутались. Вы больше не знаете, чему верить. Например, он говорит о тысячелетии, которое предположительно пройдет до конца света. Он говорит о восхищении, когда, как предполагает, христиан перед концом света соберут на небесах, откуда они будут наблюдать, как там внизу страдают люди. Он говорит о строительстве храма в Иерусалиме так, как будто это хорошо, как будто это – приготовление к пришествию Христа.
Если вы будете читать такие книги (есть множество иных книг, подобных этой, но именно эта стала бестселлером, потому что автору удалось на определенное время захватить воображение людей) и будете верить им, то окажется, что вместо познания Христа, ради чего мы и должны понимать знамения времени, вы примете антихриста.
Возьмите, например, сам вопрос об иерусалимском храме. Верно, что, согласно православным пророчествам, храм в Иерусалиме будет восстановлен. Люди, подобные Хэлу Линдсею или даже фундаменталисту Карлу Мак-Интайру, тоже говорят о строительстве храма, но они подразумевают, что он строится для Христа, Который должен вернуться и тысячу лет править миром. Но они говорят о приходе антихриста. Тысячелетие, согласно толкованию протестантскому, будучи особым тысячелетним правлением Христа перед концом света, является в действительности правлением антихриста. На самом деле ведь уже были люди, выходившие на общественную арену и провозглашавшие свое тысячелетнее правление, которое должно продлиться до конца времени. Последним из них был Адольф Гитлер. Это основывается на такой же хилиастической идее – на толковании тысячелетия в мирском смысле. Настоящие тысяча лет Апокалипсиса – это жизнь Церкви, которая проходит сейчас, то есть жизнь в Благодати, и все, кто ее ведут, видят, что, в сравнении с людьми внешними, это действительно небо на земле. Но это не конец. Это приготовление к истинному Царствию Божию, которое не имеет конца.
Сейчас доступно множество книг, дающих основные православные знания. Тем, кто всерьез озабочен изучением знамений времени, следует сперва хорошенько ознакомиться с некоторыми из этих книг, надо их читать, серьезно изучать – так, чтобы они стали насущной необходимостью.
Лучшие книги – это основные духовные учебники. Прежде всего, есть православные догматы, различные катехизисы. Одна из лучших книг – это труд преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) «Точное изложение Православной веры», которая включает в себя катехизические разъяснения. Еще более ранний труд – это восемнадцать огласительных поучений к готовящимся ко святому крещению святителя Кирилла Иерусалимского. Он рассматривает подробно все вероучение и учит тому, во что и как верит Церковь. Есть множество катехизических книг и древних времен, и более современных. Относительно недавно появились более короткие и простые катехизисы на русском языке митрополита Платона и митрополита Филарета.
Есть и другие книги – толкования Священного Писания. Из современных очень хороши книги архиепископа Аверкия.
Затем, кроме этих двух видов книг, катехизических и толкований Писания, есть еще множество книг о православной духовной жизни. Назовем «Лавсаик» (рассказывающую о том, как подвизались в духовной брани египетские монахи), «Диалог о жизни италийских Отцов» святителя Григория Двоеслова, папы Римского, жития святых, «Лествицу» преподобного Иоанна, беседы, наставления и послания преподобного Макария Великого, Египетского, книги преподобного Иоанна Кассиана, «Добротолюбие», «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Эти книги рассматривают основные вопросы духовной православной жизни, духовной брани, учат, как распознавать козни бесовские, чтобы не поддаться их лукавству. Все они дают основательную подготовку, получив которую человек становится способным понимать знамения времени.
Есть работы современных авторов, родственные по духу писаниям святых Отцов древности. В качестве главных примеров можно назвать двух великих русских писателей XIX века – святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). Труды этих двух писателей очень важны, поскольку они доносят до современных читателей святоотеческое учение. Они ответили на многие вопросы, касающиеся понимания святых Отцов. Например, мы опубликовали в журнале «The Orthodox Word» («Православное слово») труд святителя Игнатия о мытарствах, предстоящих душе после смерти. Иногда при чтении святых Отцов у людей возникают вопросы, они не знают, как понимать то, что говорили древние Отцы, и эти более современные Отцы объясняют непонятные тексты.
Кроме того, есть история Церкви, рассказывающая об откровении Господа людям, о том, как действия Божии проявляются в жизни людей. Очень поучительно читать о событиях Ветхого Завета, поскольку они прообразуют собой события Нового Завета. Наряду с Новым Заветом следует читать историю новозаветной Церкви. Например, есть книга «История Церкви» Евсевия (IV век), которая прослеживает церковную историю на протяжении первых трех столетий, в ней – взгляд на историю с точки зрения православного христианина. Очень важно помнить, что, по мнению писателей древней Церкви, было важно в ее истории: апостолы, мученики и т.д.
Итак, все эти разнообразные сочинения помогают подготовить нас к основному христианскому знанию: катехизис, толкования Писания, книги о духовной жизни, более поздние святоотеческие творения, написанные в том же духе, и история Церкви. И прежде чем увлечься чтением о том, что именно обозначают знамения времени, следует иметь основательную подготовку во всех этих видах книг. Все они подготавливают к пониманию знамений времени. Если человек начал постигать знания таким образом, то правильно толковать отрывки Библии или что-то иное – это не просто добавление все новых знаний и умение повторять наизусть все новые фразы.
Имея досье на каждого человека, всю экономику в своих руках, при помощи печати нас берут под контроль. Уже сейчас они могут заметить со спутника и тридцатисантиметровую рыбку, в каком месте она находится. Тем более смогут проследить за любым человеком, зная все его данные, зная его экономическое положение. Ты понял, что происходит? На такую диктатуру, которую они собираются основать, мог только дьявол их надоумить. В конце концов: или получай оплеуху, или иди до конца. Три с половиной года будут трудными, три с половиной года будут легкими. Что с воза упало, то пропало…»
Вопрос: «После 1992 года будут эти три с половиной года, Отче?»
Старец: «Нам не дано знать сроков. Но эти три с половиной года будут трудными. Вот в Америке уже сейчас ставят на собак печати, и за ними всегда можно проследить, потому что эти печати служат одновременно и датчиками. Всегда можно определить, где находится каждая собака, когда угодно можно и убить. То же будет и с людьми! А как ты думал? Поставив печать на руку или на лоб, будут знать о каждом, и где ты есть, и все твои данные, и все доходы и расходы. Такой диктатуре мог только дьявол научить.
И эта кодовая система (кредитная карточка). Не сможешь, как говорит Евангелист Иоанн, ни продавать, ни покупать. Отменят и деньги. Работаешь? Вот тебе кнопка, вот счет. Потом откажутся и от карточек. Скажут, что кредитную карточку можно потерять, что ее могут украсть… Куда лучше на голову или на руку!»
Вопрос: «То есть, проще говоря, Отче, вообще все механизмы — это свидетельство пришествия антихриста?»
Старец: «Нет. Видишь ли, это они используют механизмы, чтобы удушить весь мир. Хотят поставить печать антихриста, чтобы всех людей взять на учет. Как во время войны учитывают всех мулов и лошадей, ставят печати раскаленным железом».
Вопрос: «То есть печать облегчает их труд; всегда могут взять на учёт, кого захотят?»
Старец: «Здесь происходит отречение. Принимая печать, человек отрекается от Бога. То же и с паспортами. Если бы не требовалась моя подпись, а, скажем дали бы какую‑нибудь бумагу и сказали: вот твой паспорт — и на этом все, то это другое дело. Но когда паспорт имеет символ дьявола, и я сам расписываюсь, что это мой личный паспорт, — это уже не мелочь. Следовательно я одобряю это отречение.
Но тех, говорит Евангелист Иоанн и Святые Отцы, тех, кто не примет печать, не смогут выследить, не смогут найти.»
Вопрос: «Неужели какое‑то число может иметь такое важное значение для спасения человека?»
Старец: «Эх, дитя мое. Если это символ дьявола, как об этом говорит Евангелист Иоанн; о чем ты тогда можешь говорить! Разве раньше мы всему этому придавали какое‑то значение? Но теперь, когда видим, что происходит… к чему готовятся… Вот, 2–3 года назад, разговаривал я с одним профессором университета из Америки… Кое‑что я ему говорил, что‑то писал. И вот он мне сейчас пишет: «Возвратился я с какого‑то конгресса из Европы, и только прибыл в Торонто, вспомнил, что вы мне говорили 2–3 года назад. Сейчас у нас уже выступают против кредитных карточек, требуют ввести печати на лоб и руку». Вы понимаете, что происходит.
Эх, дитя мое. Это дьявольская печать! Принимая ее, ты отрекаешься от Печати Святого Крещения, ты ставишь другую печать: отрицаешь Христа и принимаешь печать дьявола.»
Выдержка из магнитофонной записи беседы, которая состоялась в 1992 году.
Келья Панагуда. Афон
[37].
«ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЁН 666»[38]
На смену бури демонской придёт Божественный покой
За мирским духом современной «свободы», отсутствия почтения к Церкви Христовой, старшим, родителям и учителям, имеющим страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая мир в погибель, к душевной и телесной катастрофе.
И за совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение антихристу. Откровение Иоанна Богослова, гл. 13, ст. 16, гласит:
вернуться 37
Из книги: Юрий Воробьевский «Путь к Апокалипсису: Стук в Золотые врата». М., 1999. — стр. 363–366.
вернуться 38
Брошюра «Знамения времён 666», раскрывающая опасность принятия электронных паспортов–карточек, была написана Старцем Паисием Святогорцем ещё в 1987 году — 18 лет тому назад!.. В греческом издании (фото обложки которой размещена здесь) дана не перепечатка, а непосредственно сам рукописный текст старца. Вручая его для публикации своему духовному чаду, Старец сказал: «Все, что я писал ранее, я отдавал братии, и они исправляли мои синтаксические и орфографические ошибки. Но поскольку то, что написано здесь, чрезвычайно важно, я не хочу, чтобы после моей смерти кто‑то каким‑либо образом подверг это сомнению. Пусть же останется всё так, как есть, — с моими ошибками и моим почерком, потому что людям известны мои познания в области грамматики и если они увидят текст, лишенный ошибок и безупречный синтаксически, то могут принять искусительный помысел и сказать: «Может быть те, кто исправлял текст, изменили и какие‑то слова и исказили смысл, так что он уже не соответствует мысли старца…» На задней стороне обложки —фотография конверта, в котором один из верующих депутатов греческого парламента прислал афониту образец нового электронного паспорта со штрих–кодом. «Горе!!!» — написано на конверте рукою отца Паисия. И три восклицательных знака говорят сами за себя…
Землетрясения
С 1914 года было больше крупных землетрясений, чем когда бы то ни было в записанной истории. В течение более 1000 лет, от 856 года н. э. до 1914 года, было 24 крупных землетрясения, явившихся причиной смерти 1 973 000 людей. Но за 63 года, от 1915 до 1978 года, в 43 крупных землетрясениях погибло 1 600 000 человек (Ты можешь жить вечно в раю на земле [1989], с. 151).
В 1983 году, прочитав процитированное вышеупомянутое издание Сторожевой Башни, я отослал нескольким специалистам по изучению землетрясений письмо, в котором привел эту цитату и задал четыре вопроса:
- Согласуется ли это утверждение с Вашими данными?
- Можно ли объяснить рост числа зарегистрированных землетрясений в последнее время появлением более совершенных исследовательских центров, таких как Ваш?
- Наблюдалось ли после 1914 года, по Вашим данным, повышение сейсмической активности?
- Может ли рост плотности земного населения быть причиной того, что сегодня от землетрясений погибает больше людей?
Ниже приведены два ответа, которые я получил на свой запрос. Первый пришел из Японии, из Отдела по исследованию землетрясений при Токийском Университете:
- Нет. Почти невозможно дать ответ, основанный на достоверных данных по землетрясениям во всем мире, поскольку таких данных просто нет.
- Да.
- Нет. Увеличилось число зарегистрированных землетрясений, но мы не можем сказать, что возросла сейсмическая активность.
- Ответа не было.
Второй ответ пришел из Международного Сейсмологического центра в Ньюбери, Великобритания:
- В целом, я бы не согласился с этой цитатой… Землетрясение, унесшее больше всего жизней, произошло в Китае в 1556 году, тогда погибло 850 000 человек. Учитывая это, цифра, которую Вы называете для периода до 1914 года, представляется слишком скромной.
- Инструментальные записи начали вестись лишь на грани ХІХ-ХХ веков.
- Нет абсолютно никаких сейсмологических данных, которые убедили бы нас в том, что начиная с 1914 года было высвобождено больше сейсмической энергии, чем за любой сравнимый период в прошлом.
- Учитывая население планеты, этот довод представляется очень серьезным. Я полагаю, что с библейских времен население мира выросло в 100 раз, да и плотность населения стала выше.
Если Вы прибавите к этому обобщение таблиц, приведенных на с. 119-141 работы Seismicity of the Earth Гутенберга и Рихтера, изданной в 1949 году, Вы обнаружите, что за 11 лет после 1914 года сейсмическая активность снизилась на 37% по сравнению с 11 годами, предшествовавшими 1914 году. Даже Свидетели Иеговы, вероятно, об этом знают, поскольку в своем справочнике Aids To Bible Understanding (1971) на с. 478 они писали:
С 1914 г. н.э., а особенно с 1948 г., произошел рост числа землетрясений, в особенности крупных.
И действительно, поскольку точные сейсмологические данные были доступны лишь за период менее 80 лет, я полагаю, что Общество Сторожевой Башни ничем не может подтвердить цифры, на которые оно ссылается.
Голод
Притом, что сельское хозяйство в последние годы добилось больших успехов, правда и то, что с 1914 года человечество стало свидетелем многочисленных случаев нехватки пищи (Сторожевая башня, 15 апреля 1983, с. 4).
Этими словами Общество Сторожевой Башни пытается показать, что голод также является знамением, указывающим на 1914 год. В своей статье они несколько раз ссылаются на книгу Дж. Боргстрема The Hungry Planet
. Но в этой работе нет никаких конкретных указаний на 1914 год, и она отмечает лишь очень небольшой рост случаев голода после 1914 года в сравнении с предыдущим периодом. Но другие специалисты приводят гораздо более точные данные, как можно судить по этой цитате:
До 2-й Мировой войны голодающие сегодня нации были экспортерами зерна. К 1950-м годам они стали импортерами!.. Вплоть до 1957-59 гг. мир в целом был довольно хорошо обеспечен пищей. По сути дела, объем сельскохозяйственной продукции увеличивался несколько быстрее, чем количество ртов, которые требовалось накормить… потом рост начал замедляться. К 1958 году эти страны исчерпали запас сельскохозяйственных угодий» (William and Paul Paddock. Famine 1975! America’s Decision: Who Will Survive? [1968], pp. 41, 44).
В своей книге Famine, изданной в 1981 году, на с. 22-24, Джон Робсон показывает, что в период с 1860 по 1914 год было девять крупных случаев голода, которые унесли жизни 23.850.000 человек, а с 1915 по 1973 год было тринадцать крупных случаев голода, но их жертвами стали лишь 20.037.400 человек. Кроме того, Робсон отмечает, что Первая мировая война не вызвала ни одного случая голода, зато Вторая — сразу два.
Что же из всего этого следует? Лишь то, что факты еще раз со всей очевидностью показывают: 1914 год не был поворотным моментом в истории голода, и никаких признаков, указывающих на тот год, не существует. По сути дела, за 60 лет после 1914 года от голода умерло примерно на 4.000.000 человек меньше, чем в предыдущие годы, а причиной массовой гибели людей голод стал не ранее, чем в конце 1950-х годов.
Проанализировав другие признаки, можно ясно продемонстрировать, что все эти бедствия — несмотря на то, что они продолжаются и сегодня, — не указывают на какую-то особую роль 1914 года.