Легко ли сделать выбор в пятнадцать лет между красивым молодым богатым человеком, почестями, безбедной жизнью и страшными муками, которые могут завершиться только смертью? Что может побудить юную душу сделать выбор в пользу второго? Как бы ни был страшен такой выбор, он был не редок во времена зарождения Церкви.
Святая мученица Агафия (Агата)
История христианской церкви насчитывает чуть больше двадцати веков. Тысячу лет из них Церковь была единой. Не было разделения на православных и католиков. Деление было территориальным: Восточная и Западная Церковь.
Агата
святая для православных и католиков
При этом сохранялось единство веры. Все святые, которые были явлены в те времена, являются общими для обеих церквей. Одной из таких святых является святая Агата, или Агафия.
Имя святой мученицы Агаты в Восточной Церкви произносится как Агафия. Это связано с особенностями произношения его в латинском и греческом языках.
В латинской традиции принято изображать святую Агату с блюдом, на котором лежат её отрезанные груди.
Италия – место рождения святой Агаты
Святая мученица Агафия родилась на территории современной Италии. По одним сведениям в городе Катании на Сицилии, а по другим – в городе Палермо на заре христианства, в начале третьего века.
Это были страшные и славные времена для Церкви Христовой. Один император за другим изощрялись в способах казни христианских мучеников, а множество взрослых и детей показывали невероятные подвиги веры.
Катания расположена у подножия вулкана Этна
Христос стал главным богатством для девушки
Агата родилась в очень богатой семье, но несмотря на это девушка научилась ценить не только богатство, состоящее из драгоценностей и земель. Она смогла оценить то сокровище, которое получила, когда уверовала во Христа.
Этим сокровищем для неё стал Христос. Будучи пятнадцати лет, девушка решила никогда не вступать в брак и жить в чистоте и святости, всё время проводить в молитве и добрых делах.
В то время это был достаточно распространённый подвиг среди христианских девиц, которые иногда собирались и жили вместе, образовав подобие современных монастырей, но чаще, они оставались в домах своих родителей.
Агафья-мученица: нетронутое святое тело
Обычно житийная и святоотеческая литература очень скромна в деле наименования частей человеческого тела. Они называются либо как-то в общем: «сотряслись все члены его», либо разговор уводится в область безопасного «руки-ноги-голова». Интимное и стыдное прикрыто.
И лишь когда совсем нет сил молчать, то ли от ужаса, то ли от восторга, то ли в назидание, вещи — в смысле, части тела — названы своими именами. Как, например, в житии святой мученицы Агафьи.
***
Святая Агафья жила на острове Сицилия в III веке. Она была дочерью благородных и богатых родителей, воспитывалась в христианской вере и хотела посвятить свое девство Христу, не вступая в брак. Особенно ее желание укрепилось, когда она услышала, что игемон Кинтиан объявил, согласно плану правителя Сицилии Декия, новые гонения на христиан: их было велено подвергать жестоким избиениям и казням.
Агафья преисполнилась страстной мечты пострадать за Христа — и буквально тут же Кинтиан, наслышанный о ее красоте, благородство, а заодно и христианском вероисповедании, отправляет за ней своих воинов. Расчет его прост: либо красавица Агафья станет его женой и принесет с собой богатое придание, либо подпадёт под действие нового указа и пострадает как христианка.
Посланные требуют от девушки, чтобы она отправилась с ними к Кинтиану из Палермо в Катану. Агафья просит у них несколько минут на сборы и, затворившись, обращается с молитвой ко Христу: «Господи! Ты знаешь мое сердце и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага. Не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно. Прими как жертву и приношение слезы мои, ибо Ты один Бог и Тебе подобает слава вовеки».
Окончив молитву, Агафья вышла к ожидающим воинам Кинтиана и отправилась в путь. Вместе с ней пошли многочисленные соседи и знакомые их семьи, потому что всем им было интересно происходящее: кому-то отправился из праздного любопытства, а кто-то искренне сочувствовал девушке и переживал за нее.
По дороге Агафья ведет сама с собой мысленную беседу, и крайне интересно ее содержание. В отличие от множества святых дев, которые, решив однажды посвятить своё девство Небесному Жениху, больше будто бы не испытывали по этому поводу никаких борений, святая Агафья говорит так: «Вот сначала я имела брань с дьяволом, стараясь соблюсти в чистоте свое девство и победить свои плотские страсти, которые я победила с помощью благодати Христа моего, и попрала врага. Теперь я иду на вторую брань, в которой я должна положить душу свою за Христа. Но, дьявол, ты не порадуешься через меня, но более посрамишься сам: ибо я надеюсь на Христа Бога моего».
В таких размышлениях прошла часть пути, а потом у Агафьи развязался ремень ее сандалии. Она останавливается, чтобы ее поправить, ставит ногу на камень и заодно оглядывается по сторонам. Что же она видит? И любопытствующие, и сочувствующие соседи давно оставили этот поход и вернулись к себе в город, она осталась с сопровождающими воинами одна посреди пустыни.
— Всемогущий Господи! — взывает Агафья, — ради моих граждан, не поверивших мне, что хочу пострадать за Твое святое имя, покажи какое-либо чудо на этом месте!
Тотчас же из камня, на который святая поставила ногу, выросла дикая и бесплодная маслина (как добавляет автор жития, «изображавшая собой дикие умы граждан Палермо»).
Вскоре воины с Агафьей прибывают в Катану. Девушку отправляют в дом к одной местной богачке и светской львице по имени Афродисия. У этой женщины было пять дочерей, которым Кинтиан велел убедить их гостью отвергнуть христианские ценности, поддаться сладости плотского греха (желательно, к тому же, с ним, с Кинтианом) и принести жертву языческим богам.
И дочери, и мать старались вовсю, то ласками, то угрозами, то задушевными разговорами стараясь склонить Агафью на свою сторону, но та была непоколебима: «Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне и не могут быть отвращены от любви Христовой, ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей есть не более, чем дождь, а угрозы ваши — это реки, которые хоть и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании».
При этом Агафья страшно переживала, что ей не удастся исполнить главную цель своего визита: принять мученичество за Христа.
Отчаявшись исполнить волю Кинтиана, Афродисия отправляется к нему с докладом: «Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу». Теперь уже правитель не ждет, и Агафью приводят к нему. Памятуя о том, что стоящая перед ним девица знатна и богата, Кинтиан удивляется ее внешнему виду, и между героями происходит такая дискуссия:
— Какого ты рода?
— Я благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников.
— Если ты знатного рода, то почему носишь бедную одежду, словно какая-то рабыня?
— Я — Христова раба, посему и ношу образ рабыни.
— Как же ты называешь себя рабой, будучи свободной дочерью благородных родителей?
— Благородство и свобода наша в том, чтобы работать Христу!
— Неужели мы, не работающие вашему Христу и отрицающие Его, не свободны?
— Вы находитесь в таком плену и рабстве, что сделались не только рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.
— Если ты будешь произносить такую хулу, то будешь предана многим мучениям. Но объясни, почему ты отрицаешь наших богов?
— Потому что они не боги, а бесы, вы сами делаете их из меди и мрамора.
— Послушай доброго совета, девица. Принеси жертвы нашим богам, чтобы тебе не пришлось испытать мучений и навлечь бесчестие на свое благородное происхождение.
На этом месте святая Агафья внезапно желает Кинтиану, чтобы его жена была подобна Афродите, а он сам Зевсу (Афродита — богиня любви, в ее честь проводились оргии, Зевс — довольно похотливое верховное божество). Правитель велит ударить девушку по лицу, чтобы она не смела его оскорблять.
— Где разум твой, военачальник? — спрашивает Агафья. — Я желаю тебе, чтобы ты был подобен богу твоему, а ты не желаешь быть ему подобным и стыдишься его.
Кинтиан отдает приказ отправить девицу на различные муки, на что Агафья отвечает, что если отдать ее на съедение зверям, то те укротятся, если бросить в огонь, то ангелы остудят его. Девушку отводят в сырую и смрадную темницу. На следующий день ее снова отводят на суд, и Кинтиан спрашивает, не хочет ли она задуматься о своем здоровье.
— Здоровье мое — Христос.
Правитель повеле подвесить Агафью обнаженной на дереве и бить ее, а потом приказал железными клещами рвать ее соски, а после и вовсе отрезать их.
— Безбожный и бесчеловечный мучитель! — восклицает святая. — Не стыдишься ты у женщины отрезать соски, которыми сам питался у своей матери! Но я имею другие соски в моей душе, которых ты не сможешь коснуться, ибо они посвящены Богу.
Святую, с открытыми ранами на груди, бросают в темницу. В полночь к ней приходит святой апостол Петр, в руках у которого множество лекарских принадлежностей, так что Агафья решает, что это пришел врач. В ответ на слова апостола, что он пришел лечить ее, она отвечала, что никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела, так что не стоит начинать и сейчас.
— Ведь я христианин и пришел исцелить тебя, так что не стыдись меня, — отвечает апостол.
— Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить пред тобою свое тело? Я лучше буду терпеть боль от своих ран, чем пожелаю обнажиться перед глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.
— Почему же ты не хочешь, чтобы я тебя вылечил?
— У меня есть Господь мой Иисус Христос, Который исцеляет все одним словом. Если Он пожелает, то исцелит меня.
Апостол ответил, что Господь-то и послал его исцелить Агафью, после чего сделался невидимым, а святая, «посмотрев на тело свое, увидела сосцы свои целыми и раны исцелившимися, всю ночь необычайный свет наполнял ее темницу, так что все воины разбежались, оставив двери открытыми». Другие узники предлагали Агафье воспользоваться этим, но она объяснила, что не хочет лишиться мученического венца и навлечь вину на стражей.
Через несколько дней Агафью снова ведут к Кинтиану, который спрашивает, сколько еще его узница будет упорствовать. Святая отвечает, что приносит жертвы и хвалы только Тому, Кто исцелил ее. Кинтиан велит обнажить девушку и видит, что ее грудь совершенно здорова.
Пораженный, он спрашивает, кто ее вылечил, на что получает ответ, приводящий его в ярость: Господь Иисус Христос. Кинтиан велит насыпать на землю раскаленные угли, бросить на них обнаженную святую, бить ее и мучить.
Воины приступили к исполнению приказа, но тут случилось страшное землетрясение, и земля поглотила тех, кто придумал это мучение, двух друзей Кинтиана. Местные жители требовали от правителя прекратить мучения Агафьи, раз из-за нее случаются землетрясения, и Кинтиан был вынужден подчиниться народной воле.
Святую снова отвели в темницу, где она, помолившись, спокойно и мирно отошла ко Господу. Народ забрал ее тело, чтобы похоронить с почестями. К торжественной процессии вдруг присоединился прекрасный юноша и с ним сто отроков. Никто в городе не знал, кто они и откуда взялись, а юноша перед самым погребением положил в гроб святой табличку с таким текстом: «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавления». Сразу же после этого он сделался невидимым, так что все поняли, что это был ангел.
Над могилой святой была сразу же построена церковь, а ее одежда была положена поверх гроба. Спустя ровно год после кончины Агафьи случилось извержение вулкана Этны. Все жители города — и христиане, и язычники — бросились к могиле святой, взяли ее одежду и, держа ее как защиту, выстроились стеной перед лавой. Огонь тут же развернулся в обратном направлении, а потом и вовсе погас.
Мощи святой Агафьи в 1040 году были перенесены в Константинополь, но в 1126 году вернулись обратно в Катану.
***
Одна из главных опасностей, которую готовит дьявол человеку, изучающему жития святых, — попытка современного подхода с привлечением психологии и прочих -логий. Не надо разбирать эти истории с таких позиций — уж лучше просто воспринимать их как сказку. В конце концов, в сказки верят даже очень взрослые и серьезные люди. А там уже и до правильного восприятия жития рукой подать.
Агата отказалась вступать в брак с гонителем христиан
В 249 году императором в Риме стал Траян Деций. Гонения на христиан вспыхнули с новой силой. В 251 году юная Агата была схвачена и доставлена для суда префекту Квинтиану. Девушка была не только умна и богата, она была очень красива. Префект решил жениться на ней, но получил отказ.
Тогда он отдал Агату распутной женщине, чтобы та растлила девушку и склонила её к этому браку. Целый месяц Агату пытались переубедить уговорами и соблазнами, но её вера была крепкой, а решение служить Христу в девстве непоколебимым. Когда Квинтиан узнал, что девушка не изменила своего решения, он снова попытался убедить её сам.
Деций, Гай Мессий Квинт Траян — один из самых жестоких гонителей христиан. Хотел жениться на святой Агате
Агата мужественно отвечала судье:
«Всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения.»
В Римской империи всё, что касалось судопроизводства, скрупулёзно записывалось. Именно поэтому до нас и дошли сведения о страданиях святых мучеников и даже их диалоги с мучителями и судьями. Так же произошло с Агатой.
История сохранила беседу между префектом и юной святой. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агата, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой».
Святая отказалась поклониться языческим богам
Девушку принуждали поклониться богам и за это обещали сохранить ей жизнь, но она решительно отвергла идолов. Она сказала: «Единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого.»
Во время мучений святая не переставала в молитве славить Бога:
«Ниспосланные Тобой муки — для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями».
Её подвергли избиениям и истязанием, а потом отрезали ей соски и бросили в темницу.
После истязания святую Агату (Агафию) заключили в темницу
Народные приметы
С 18 февраля связано немало примет:
- Если этот день морозный, то весна будет теплой и ранней, а лето окажется не очень дождливым.
- Нет снега на Агафью — ждите засушливого лета.
- Если в этот день ударил мороз — значит, лето будет знойным.
- Если на «Коровью заступницу» тепло — зима уже закончилась, можно не ждать сильных холодов.
18 февраля православная церковь почитает Агафью Заступницу. Кроме того, этот день связан с необычными обрядами, призванными прогнать «Коровью смерть», народными приметами.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Чудесное исцеление мученицы не вразумило мучителя
Ночью Агате явился апостол Пётр и её Ангел Хранитель. Они уврачевали раны девушки. Когда через несколько дней за ней пришли, не удивился один Квинтиан, потому что гнев затмил его разум.
Он снова приказал истязать святую за отказ принести жертву идолам. Тропарь, посвящённый святой мученице передаёт нам её слова, обращённые ко Христу:
«Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.»
Апостол Пётр и Ангел Хранитель исцелили раны Агаты ночью. (Джованни Лафранко. 1613г)
«Коровья смерть» и «Коровья заступница»
Неудивительно, что день «Коровьей заступницы» отмечается именно на исходе зимы. Летом, осенью буренкам защита особо не нужна — теплые дни, обильные свежие корма. А вот в конце февраля запасы сена были на исходе, порой не хватало даже соломы. Коровки стояли в стойлах обессиленные и исхудавшие.
Нередко в феврале от истощения, пандемий вымирали целые стада сельскохозяйственных животных. Но наши предки объясняли такую трагедию сверхъестественными причинами. Считалось, что коровы умирают не от инфекций, а из-за того, что в село пришла «Коровья смерть».
Но кто это? Некое злобное создание в образе злобной старухи. Считается, что оно разгуливает по деревням аккурат на День Агафьи Заступницы.
Горожане, напуганные землетрясением, заставили прекратить мучения святой
Во время совершения пыток случилось страшное землетрясение. Жители Катании, где проходил этот суд, собрались и потребовали от префекта прекратить мучения. Они угрожали ему смертью и обещали сжечь его вместе с остатками дворца, который разрушило землетрясение.
Пытки прекратили и снова отвели Агату в темницу. Девушка помолилась Христу и предала Ему свой дух.
Над местом заточения мученицы построили собор святой Агаты.
Ангел Хранитель явился горожанам на погребении святой мученицы
Жители города с честью похоронили мученицу. Во время погребения появился сверкающий юноша в сопровождении множества детей в белых одеждах. Этот юноша положил на гробницу мученицы мраморную плиту, на которой были высечены слова:
«Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины».
Житие говорит нам, что это был Ангел Хранитель святой.
Префект Квинтиан отправился в имение мученицы, чтобы забрать его в своё владение. Дорога проходила вдоль реки. Конь сбросил его в воду и префект погиб.
По молитвам святой происходят чудеса и исцеления
В последующие годы, всякий раз, как вулкан Этна начинал извергаться, горожане устремлялись к гробнице святой и заграждали дорогу лаве её покрывалом и извержение прекращалось.
Извержение вулкана Этна много раз останавливалось по молитвам святой
День памяти святой Агаты, или Агафии, приходится на 5 февраля по старому стилю, или на 18 по новому стилю. Память чтится всеми христианами обеих Церквей, как в православии, так и в католицизме.
Есть в церковной жизни одно неписаное правило — чаще всего мы молимся святым о помощи в таких проблемах и скорбях, которые они перенесли сами. Например, святому Антипе, которому мучители вырвали все зубы, часто молятся при зубной боли.
Так и святой Агате часто молятся женщины, страдающие болезнями молочных желез. Но самое главное, о чём следует молиться святой, это об укреплении в вере и о сохранении чистоты помыслов и жизни.
Обряды
Люди старались перехитрить 18 февраля «Коровью смерть». Чтобы отогнать ее от скота, хозяйки в этот день усердно молились святой Агафье. Затем они убирались в сараях с коровами с помощью лаптей, измазанных дегтем. Окуривали их чертополохом, а в дверях выставляли осиновые деревца, вырванные с корнем. Эти растения, как тогда считалось, способны отпугнуть нечистых духов.
Электромобили у компании уже есть, следующие в очереди — водородомобили: КАМАЗ
Летающий автомобиль, который можно будет парковать в гараже, дебютирует в 2022 г
В Антарктиде снег поменял окрас и превратился в зеленый и малиновый
Особенно усердные женщины в ночь на 18 февраля совершали и специальный обряд опахивания. В соху с хомутом впрягали одну из местных вдов. Рядом с ней, притом в одних рубашках, босиком, шли и остальные сельские жительницы. Шествующие что есть мочи колотили в сковороды и печные заслонки, выкрикивали проклятия «Коровьей смерти».
В ночь на Агафью деревенские люди не спали — боялись проглядеть, что бесы проникнут в дом. Чтобы не допустить этого, замазывали глиной все печные трубы, а щели закупоривали чертополохом. Считалось, что его до смерти боятся черти.
А что касается мужчин, 18 февраля им вовсе запрещалось отлучаться из дома. Также люди обязательно привязывали собак, даже самых послушных, крепко-накрепко запирали сараи со скотиной. Это делалось неслучайно.
Дело в том, что если женскому шествию кто-либо попадался на пути, несчастного забивали насмерть теми же сковородами и заслонками. Как животное, так и человека. Люди полагали, что им встретилась коварная «Коровья смерть», сменив свое обличие.
Конечно, со временем этот жестокий обычай канул в Лету. Но в те времена он был оправдан. Гибель коровы оборачивалась тогда для простой деревенской семьи голодом и нищетой.
Однако живы остались народные приметы, связанные с днем «Коровьей заступницы».