Роль Русской Православной Церкви в современной России

С незапамятных времен религия играла огромную роль в жизни человека. Люди сбивались в группы, создавали целые племена. Уже на этой стадии развития общества человек стал задумываться об объяснении всех природных процессов. Так и появились первые религии, а именно язычество, которое позже уступает место другим конфессиям.

Сейчас наиболее популярным направлением является христианство. В себя оно включает много ответвлений, но самые многочисленные это католики, протестанты и православные. Разрывы по численности верующих довольно большие. Так, к православию относятся более 220 млн человек. К католичеству более чем 1 млрд последователей. 800 млн. человек относятся к протестантам. Сегодня речь пойдет о религии, которая является самой распространенной именно в Российском государстве — о православии.

История

История православия своими корнями уходит еще во времена Римской империи. Тогда не было понятия католик или православный, был христианин. После раскола империи на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе, стали формироваться два независимых направления.


Слово «православие» означает «правильное славление»

Произошли изменения в правилах проведения обрядов и богослужений, в архитектуре храма и так далее. Даже простая одежда священника уже вызывала противостояние католиков и православных, не говоря уже о сути самого учения, ведь оно тоже претерпело существенные изменения. Так появились различия в толковании некоторых моментов Библии.

Православие в современном мире

Если говорить о православии и его позициях в современном мире, то нельзя не отметить недавний упадок. Из основных ветвей христианства восточная церковь является самой малочисленной. Однако в последнее время все больше усиливается ее роль на мировой арене.


Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства

Так, с чужбины возвращаются древние реликвии, вывезенные и украденные из России. Налаживаются и отношение глав церквей католической и православной. С каждым днем во всем мире увеличивается количество последователей. Практически в каждой стране мира есть организации, которые несут православие всем людям.

Суть православия

Основой или фундаментов каждой религии является вера. Без нее не может существовать ни одна церковь. Православие — это ветвь христианства, суть которой заключается в Символе Веры.Символ Веры — закон, который не может быть изменен. Он был утвержден на четвертом Вселенском соборе. Это особая система самых главных двенадцати догматов, которые и являются основой всего учения.

Догматы

  • 1-ый догмат говорит о Боге, как об Отце. Это тот, кто создал все, что нам дано видеть. Его же называют Творцом всего сущего.
  • 2-ой догмат говорится об Иисусе, как о сыне Божьем, который равен Отцу по сущности.
  • 3-ий догмат повествует о том, что сын Божий сошел с Небес на землю и принял человеческое тело, чтобы спасти людей.
  • 4-ый догмат говорит о жертве Иисуса и его смерти за все человечество.
  • 5-ый догмат повествует о воскрешении сына Божьего на третий день.
  • 6-ой догмат говорит о восшествии Иисуса на Небеса на сороковой день.
  • 7-ой догмат рассказывает о Втором Пришествии.
  • 8-ой догмат говорит о Святом Духе, что равен Отцу и Сыну.
  • 9-ый догмат повествует о святой единой Церкви.
  • 10-ый догмат рассказывает о Таинстве Крещения.
  • 11-ый догмат говорит о воскрешении и бессмертии человеческой души.
  • 12-ый догмат рассказывает о вечной жизни праведников и муках грешников.

Кроме догматов, в основе православия лежат заповеди.

Это важно! Заповеди — религиозные нормы или предписания, говорящие о нравственном и правильном поведении. Они были даны людям Богом через Моисея, а позже и названы Иисусом.

Православие и XXI век — в чем на самом деле особенность нашего времени?

Некоторое время в тексте про доказательства существования Бога мы подробно описывали развитие мысли у человека на протяжении веков. Пересказывать этот текст здесь смысла нет, но итоговые тезисы таковы:

  • Развитие масс-медиа создало целую империю надсознания, в котором отрицается, если не Бог, то само христианство.
  • Основными ценностями в обществе становятся человеческая справедливость — то есть, справедливость, понятная человеческой логикой.
  • Справедливостью становится сама идея комфорта и благополучной жизни — именно такая жизнь справедлива. Идея абсолютизации прав человека — одна из сторон всего этого.
  • На первое место в оценке всех вещей поставлен человек и человеческая логика.
  • Истина по условиям масс-сознания должна либо быть понятной человеческой логикой, либо давать человеку комфорт.
  • Все, что не вписывается в эти рамки — это названо устаревшим и неправильным.

Последний тезис — краеугольный камень. Религия по мнению нынешнего масс-сознания должна быть понятной логически, или давать объективное удовлетворение.

Христианство в этот кодекс правильности не вписывается.

Но что пародоксально — одновременно с этим в обществе увеличился интерес к религиям из других культур. Например, из Китая или Индии. Еще в начале XX века английский писатель Гилберт Честертон в своей книге «Вечный человек» писал: если бы христианство было индийским и оставалось точно таким же, как оно есть, его бы приняли с радостью — только лишь потому, что оно — из Индии.

Само по себе, что религии пришли из других культур рождает в людях иллюзорное впечатление о них. Приходя к нам, как некий сувенир, они в оказываются в адаптированном, «облегченном» виде — без всех сложностей аскезы и лишений, каковые есть в них на самом деле. Как красивая скульптура из мрамора, которая возникла сама собой, а не после многих лет трудов над ней скульптора.

Адаптация — это лучший вариант. Чаще всего, речь идет о компилирований религий или просто о самых поверхностных понятиях. Религия становится хобби, а не трудом или образом жизни.

Но правда в том, что христианство именно что является такой же аскетической религией с Востока. Религией, которая пролегает вне времени и находится над временем. Адаптируясь под каждую эпоху каким-то своими внешними сторонами, по сути оно остается сокровищницей мистический знаний, которые пришли нам от апостолов и святых отцов — из пустынь Палестины и Сирии.

Возможно, сейчас это не так легко почувствовать — слишком много внешних культурных наслоений несет в себе нынешнее христианство. Это и влияния непосредственно русской культуры и менталитета, которые сделали нашу религию излишне драматичной там, где без этого можно было бы обойтись. Это и безусловно влияние латинского (католического) взгляда на христианство, которое стало особенно сильным во времена Петра — в тот момент христианская риторика, словно, потеряла часть своего восточного мистицизма и все больше стала напоминать этическое учение: мудрое, законченное, но все такие этическое.

Это и влияние современной цифровой эпохи, когда по-сути всё и все стали на виду. И зачастую слова священников и пастырей, произнесенные для конкретно своей аудитории, становятся достоянием общественности и от того в лучшем случае бывают неправильно поняты, а в худшем — исковерканы.

Роль православия

Роль этой веры невозможно переоценить. Появившись на Руси, эта конфессия достаточно быстро стала близкой для простого народа. Конечно, не обошлось без крови и бунта, но в скором времени русскую землю стали украшать первые белокаменные храмы. Народ настолько сильно проникся духом православия, что позже оно становится и основой национальной культуры.


В настоящее время православие представляет собой сообщество автокефальных или поместных церквей

Кроме того, теперь догматы и заповеди веры определяли мировоззрение людей, их моральные и ценностные нормы.

Вместе с собой православие принесло и первые книги, что пусть и медленно, но способствовало развитию и распространению грамоты. Неслучайным является и то, что до эпохи Петра I образование в России было исключительно духовным.

Православие сыграло свою роль и в политике. Именно его принятие открыло Российскому государству дорогу на мировую арену, а именно позволяло налаживать более тесные связи с другими странами. Если говорить о России как о царстве, то царем мог стать только тот, кого благословил сам Бог. Народ верил, что истинный правитель идет «от Бога». Это сильно влияло и на политический курс, особенно во времена Смутного времени.

Важно! Православие стало не только механизмом управления, но и надеждой простого народа.

В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом. Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь.

Чтобы рассмотреть роль Русской православной церкви в кремлевской пропаганде и информационных войнах, необходимо обратиться к истории Советского Союза, в котором пропаганда была одним из ключевых направлений деятельности режима. Агитационно-пропагандистский отдел был создан в ЦК Коммунистической партии еще в ранний большевистский период. В годы Новой экономической политики (1921-1928 гг.) Отдел агитации и пропаганды вырос в огромную бюрократическую структуру с более чем 30 подотделами, занимавшимися прессой, образованием, наукой, театром, радио, кинематографом, подготовкой кадров и издательской деятельностью. Этот аппарат был так хорошо организован, что послужил образцом для Йозефа Геббельса, когда Гитлер сделал его министром пропаганды. Нацистская пропаганда даже использовала советские плакаты, меняя на них только текст.

Почему Русская православная церковь так важна для Путина

Но в чем же заключаются задачи пропаганды? Они носят двоякий характер. Во-первых, она рекламирует достижения и преимущества режима. Во-вторых, атакует его противников, критикуя их системы и их политику. Пропаганда, таким образом, несет как позитивное, так и негативное содержание, и оба эти элемента крайне важны. В Советском Союзе позитивный элемент был прост: СССР — это единственная страна в мире, в которой успешно прошла пролетарская революция. Это делало страну образцом для мира, авангардом всемирного движения за освобождение пролетариата и наделяло ее глобальной миссией. Негативное содержание советской пропаганды заключалось в противостоянии «врагам рабочего класса», то есть капиталистическим странам, эксплуатирующим как своих рабочих, так и народы колонизированных стран. В этом советском пропагандистском нарративе религии места не было. Говоря словами Маркса, религия была «опиумом народа», а говоря словами Ленина — «опиумом для народа». Религия воспринималась как ложное сознание, с которым необходимо бороться. Обещая рай после смерти, она отвлекала рабочих от дела революции. Когда в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, он сказал, что Бога он на небе не видел.


Carnegie Moscow Center 21.10.2018 Observador 23.09.2018 Le Monde diplomatique 04.03.2018 Распад Советского Союза все изменил. Новая Россия больше не находилась в авангарде мировой революции. Коммунизм утратил свою привлекательность. Дело было не только в том, что СССР оказался далеко не тем царством справедливости и равенства, каким себя изображал, но и в том, что его экономическая модель наглядно продемонстрировала проигрышность идеи государственного коммунизма. В результате и позитивный, и негативный компонент советской пропаганды утратили свое содержание. Как новая Россия могла критиковать капиталистические страны, если сама строила капиталистическую экономику? И как она могла защищать жертвы колониализма, если Советский Союз оказался последней европейской страной, отпустившей на свободу свои колонии?

В новой России Бориса Ельцина царила идеологическая пустота. Старые идеалы и ценности исчезли, а новые не успели выработаться. И вот, среди этой идеологической сумятицы к власти пришел Владимир Путин. В сущности, начал он именно с идеологических вопросов. В 1998 году Ельцин назначил его главой ФСБ, организации — наследницы КГБ. В этом качестве Путин заодно стал секретарем российского Совета национальной безопасности. При нем СНБ подготовил новую концепцию национальной безопасности, которую 17 декабря 1999 года одним из последних своих указов одобрил Ельцин. Через две недели после этого он отрекся в пользу Путина. Эта концепция была основана на абсолютно новых идеях. Например, в ней утверждалось, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации должно включать в себя «духовное обновление» и что государство должно способствовать «духовному и нравственному развитию общества». Ранее такие документы не делали акцент на духовных ценностях.

Как секретарь Совета безопасности Путин, безусловно, повлиял на формирование новой концепции. В своей автобиографии «От первого лица», опубликованной несколькими месяцами позднее, он утверждал, что «мы будем сражаться, чтобы сохранить свое географическое и духовное положение» (так в тексте, в действительности он сказал: «Мы будем стремиться оставаться там, где мы географически и духовно находимся», — прим. перев.), и признался, что носит свой крестильный крестик. Путин четко понимал, как можно заполнить идеологическую пустоту, обеспечив Русской православной церкви центральное место в новой российской идентичности. Это был блестящий ход. Одним выстрелом Путин убивал сразу несколько зайцев. Превращение РПЦ в центральную идеологическую опору новой России имело целый ряд преимуществ. В каком-то смысле церковь напоминала швейцарский армейский нож, у которого, как известно, имеется множество функций. Помимо обычных лезвий в него встроены и другие инструменты — небольшая пилка, пилочка для ногтей, ножницы, отвертка и открывалка и так далее. То же самое можно было сказать и о РПЦ. У нее имелось минимум шесть полезных для властей свойств. Перечислим их:

  • Хотя воцерковленных верующих среди российского населения было не так уж много, большинство россиян с симпатией относились к церкви как к общественной силе. Соответственно, хорошие отношения с РПЦ Кремль мог использовать к своей выгоде.
  • Реабилитация ключевого института дореволюционной, царской России означала, что Кремлю не нужно будет изобретать государственную идеологию с нуля.
  • Далее, Русская православная церковь отстаивала так называемые традиционные ценности, такие как «семейные ценности», «религиозные ценности» и «культурные ценности». Кремль мог использовать это в своей идеологической борьбе с растленным Западом, признающим и защищающим права лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Вдобавок и церковь, и Кремль не любили западную демократию, сексуальные меньшинства и идею универсальности прав человека. Всему этому они предпочитали авторитарные политические решения.
  • Кремль мог использовать тесную идеологическую связь между Русской православной церковью и русским национализмом. В отличие от Римской католической церкви, РПЦ — это именно русская церковь. Московский патриархат считает Москву «Третьим Римом»: духовным центром для всех православных верующих.
  • Русская православная церковь всегда поддерживала панславизм-движение, основанное на идее о том, что все носители славянских языков должны жить в одной стране и страна эта — Россия. Эта идея отлично сочеталась с неоимпериалистической политикой Кремля по отношению к новым постсоветским государствам и особенно по отношению к Белоруссии и Украины, легитимность которых как независимых государств он отрицал.

Церковь сыграла важную роль в милитаризации российского общества, став опорой армии и особенно Ракетных войск стратегического назначения, то есть российских сил ядерного сдерживания, с которыми РПЦ вступила едва ли не в симбиоз.

Российская пропаганда

Как же на практике сработало это сотрудничество между Кремлем и РПЦ? Говоря одним словом — превосходно. В 2007 году министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что церковь и его министерство «действуют рука об руку» и делают «одно большое, очень нужное для страны дело». В ходе конфликта с Украиной церковь сыграла важную роль в той психологической войне, которую Москва вела с Киевом до начала боевых действий. Например, летом 2009 года патриарх Кирилл в ходе десятидневной поездки по Украине много говорил об «общем наследии» и «общей судьбе» двух стран. Во время визита в Донецк патриарха сопровождал Виктор Янукович, в тот период бывший лидером оппозиционной Партии регионов.


Carnegie Moscow Center 24.09.2019 The Independent 11.07.2019 Observador 23.09.2018 При этом отношения между Кремлем и церковью не были однонаправленными. Уже в сентябре 2003 года Путин связался с митрополитом Нью-Йоркским Лавром, главой РПЦЗ, Русской православной церкви заграницей, основанной эмигрантами, которые бежали из России после Октябрьской революции. Путинское предложение о примирении между церквями было принято, и в мае 2007 года был подписан Акт о каноническом общении. Слияние церквей поставило под контроль Москвы миллион верующих в 30 странах. Только в США речь шла о сети из 323 приходов и 20 монастырей. Вскоре после этого Кремль стал бороться за церковные здания в западных странах, что привело ко множеству судебных дел — в частности, в Нью-Джерси, в Калифорнии, в Биаррице, в Ницце и в Лондоне.

Заявление Лаврова о том, что РПЦ и российский МИД «действуют рука об руку» было на удивление точным. Это очевидно по той роли, которую церковь стала играть на международных форумах. Например, министерство иностранных дел организовало в марте 2008 года выступление Кирилла, бывшего в то время главой Отдела внешних церковных связей, на заседании Совета ООН по правам человека. В своей речи Кирилл выступил против абортов, эвтаназии, «крайних феминистских взглядов и гомосексуальных воззрений». Он также предложил создать при ООН «Консультативный совет по религиям». Создание такого совета подчинило бы реализацию прав человека так называемым традиционным ценностям. Речь Кирилла была частью наступления Кремля на права человека.

Годом раньше Лавров уже предлагал создать аналогичный «Совет по религиям», который должен был бы отстаивать «религиозные и традиционные ценности». Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй (Navi Pillay) отвергла эти попытки поставить права человека в зависимость от так называемых религиозных, традиционных или культурных ценностей. «Ни в одной стране, — сказала она, — ни одна женщина, ни один мужчина и ни один ребенок не требовали права подвергаться пыткам, бессудным казням, голоду или лишению медицинской помощи во имя своей культуры». Во всем этом поражает неожиданная идеологическая преемственность между Советским Союзом и постсоветской Россией, которая точно так же, как СССР, организует идеологические атаки на либеральную демократию, свободу личности, права меньшинств и универсальность прав человека. Разница только в том, что сейчас эти атаки осуществляются не во имя коммунизма, а во имя истинного традиционного православного христианства.

Церковь не только поддержала идеологическое наступление Кремля за рубежом, но и сыграла важную роль в нарастающей милитаризации российского общества. Особенно тесные отношения она установила с силами ядерного сдерживания. В августе 2009 года Кирилл посетил судостроительный центр Северодвинск и взошел на борт атомной подводной лодки. Подарив экипажу икону Божьей Матери, Кирилл заявил, что оборонный потенциал России должен быть подкреплен православными христианскими ценностями. «Тогда, — подчеркнул он, — нам будет, что защищать своими ракетоносцами». Особые отношения Кирилла со стражами российской ядерной мощи граничат с глубокой личной симпатией. В декабре 2009 года, в ходе визита в московскую Академию Ракетных войск стратегического назначения, он вручил командующему РВСН генерал-лейтенанту Андрею Швайченко вымпел с изображением святой великомученицы Варвары, считающейся небесной покровительницей ракетных войск. «Столь грозное оружие должно быть только в чистых руках людей со светлым разумом, с горячей любовью к Отечеству, сознающих ответственность за свои деяния перед Богом и перед народом», — сказал патриарх. Кирилл не только симпатизирует ракетчикам, но и явно любит сами ракеты. При Путине обычным делом стали такие вещи, как благословение президентского «ядерного чемоданчика» или транслируемое по национальному телевидению кропление святой водой ЗРС С-400. На военных базах по всей России стали возникать церкви и часовни.

Наиболее амбициозным проектом в этом смысле выглядит «храм Победы», который министерство обороны строит в парке «Патриот». Этот собор высотой в 95 метров должен быть закончен к 9 мая 2020 года, 75-й годовщине победы в Великой отечественной войне. Это будет третья по высоте православная церковь в мире. По официальным данным, стоимость ее строительства составляет три миллиарда рублей, что превышает 45 миллионов долларов. Однако, по сведениям «Новой газеты», реальная цифра, вероятно, дорастет до 120 миллионов долларов или 8 миллиардов рублей — огромная сумма для страны, в которой четверть детей живут за чертой бедности. На этой достойной египетских фараонов стройке постоянно работает тысяча человек. Проект поддерживается такими оборонными компаниями, как концерн Калашников, который пожертвовал ему более 1,1 миллиона кирпичей. Новый главный армейский храм будет украшен фресками с батальными сценами, в том числе советского периода. На входе в храм будет выставлено оружие («Новая газета» пишет, что трофейное оружие будет инкрустировано в ступени главного входа, — прим перев.). «Новая газета» называет этот «культ войны» в церкви «шокирующим» и говорит о «каком-то храме Марса, а не Христа» (это мнение принадлежит не автору статьи, а одному из цитируемых в ней экспертов, — прим. перев.). Это лишь один из примеров сближения церкви и вооруженных сил. Можно также обратить внимание на роль, которую играют православные священники, приписанные к армейским подразделениям и обеспечивающие «духовную безопасность страны». Заметим, что если Путин сравнивает религию с ядерным щитом, то Кирилл называет ядерное оружие средством защиты российских «традиционных ценностей». В этих вопросах взгляды кремлевского лидера и церковного лидера, судя по всему, полностью совпадают.

На Западе церкви выступают за мир и обычно поддерживают ядерное разоружение. Однако Русская православная церковь занимает в этом вопросе совсем другую позицию. РПЦ не критикует новую гонку ядерных вооружений. Напротив, она поддерживает разработку нового стратегического оружия. Девиз российских Ракетных войск стратегического назначения «После нас тишина», намекающий на конец света, хорошо сочетается с апокалиптическим мировоззрением РПЦ, с точки зрения которой для защиты Святой Руси и ее традиционных ценностей дозволены любые средства.

Как же на это должны реагировать западные страны? Имея дело с Русской православной церковью, всегда следует помнить, что это «гибридная церковь». С одной стороны, это такая же церковь, как и большинство христианских деноминаций — с искренне верующими мирянами, священниками и монахами. Скажем, в сентябре 2021 года 182 православных священника и церковных деятеля подписали опубликованное на сайте «Православие и мир» открытое письмо с требованиями пересмотреть приговоры участникам митингов за демократию, осужденным на длительное лишение свободы. Их выступление стало неожиданностью, однако это лишь одна сторона медали. При всем при том РПЦ остается инструментом в руках российского правительства. С ее помощью Кремль расширяет свое влияние за рубежом, атакует демократию, подрывает универсальную идею прав человека и притесняет соседей. Наглядным примером может служить агрессивная позиция, которую Русская православная церковь занимает в отношении Украинской православной церкви Киевского патриархата. Когда в январе 2021 года попытки украинцев создать автокефальную церковь увенчались успехом и Украинская православная церковь была признана Вселенским патриархом Константинополя, московская церковь разорвала контакты с Константинополем. Для украинцев это была не только религиозная победа, но и — в первую очередь — геополитическая.

Глобальная РПЦ?

Соответственно, западным странам не следует проявлять наивность и вести себя с Русской православной церковью как с нормальными церквями. Скажем, экс-президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) повел себя крайне наивно, когда позволил Москве купить здание Французского метеорологического института на набережной Бранли близ Эйфелевой башни. На этом участке земли площадью в 8 тысяч 400 квадратных метров Москва хотела построить религиозный центр и православную церковь. Кроме нее на здание претендовал также ряд других кандидатов, в том числе Канада. Далее последовало агрессивное лоббирование со стороны российского посла Александра Орлова, которому помогал бывший сотрудник КГБ Владимир Кожин, в то время руководивший Управлением делами президента России. Эта структура с 50 тысяч сотрудников, которую возглавлял Путин, до того как стать директором ФСБ, управляет не только государственным имуществом в России, но и имуществом Русской православной церкви за рубежом. Для операции «Парижский собор» русские наняли французскую лоббистскую компанию ESL & Network, обладавшую доступом в высочайшие эшелоны французского правительства. В итоге Москва выиграла открытый тендер, предложив 70 миллионов евро. Французский журнал Le nouvel Observateur предположил, что русские воспользовались инсайдерской информацией. Новое здание находится недалеко от дворца Альма, в котором расположены почтовая служба французского президента и 16 служебных квартир сотрудников его администрации. Французская контрразведка не рекомендовала допускать в такое место религиозную организацию, которая, как известно, тесно связана с ФСБ. Однако, несмотря на эти предупреждения, центр и собор были построены.

Этот проект хорошо вписывается в планы Кремля по превращению РПЦ в «глобальную» церковь. Коммунизм был глобальной идеологии, и именно это давало Советскому Союзу как лидеру коммунистического движения непропорционально большое влияние в Третьем мире и в тех западных странах, где — как, например, во Франции и в Италии — существовали сильные коммунистические партии. Слияние Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей было только первым шагом в деле придания деятельности РПЦ глобального характера. В этом процессе важную роль — как в России, так и за рубежом — играют российские олигархи, финансирующие строительство новых церквей и реставрацию существующих церковных зданий. Конечно, трудно сказать, сработает ли такая стратегия. Для современного индустриального мира коммунистическая утопия выглядела более привлекательно, чем так называемые традиционные ценности. Однако кремлевские планы не стоит недооценивать. Недаром «традиционные ценности» стали знаменем ультраправых популистских партий, которые Москва поддерживает, стремясь подорвать западную либеральную демократию и идею универсальных прав человека.

Марсель Ван Херпен — специалист по проблемам безопасности, автор книг «Пропагандистская машина Путина — мягкая сила и внешняя политика»(«Putin’s Propaganda Machine-Soft Power and Russian Foreign Policy») (Lanham and London: Rowman & Littlefield, 2015), «Войны Путина — восхождение нового российского империализма» («Putin’s Wars-The Rise of Russia’s New Imperialism») (Lanham and London: Rowman & Littlefield, 2014) и «Путинизм — медленное восхождение праворадикального режима в России» («Putinism — The Slow Rise of a Radical Right Regime in Russia») (London: Palgrave Macmillan, 2013).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]