Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


В разные моменты времени для Московской области было изготовлено несколько видов гербов, но самыми известными из них стали всего два. Автором первого герба в 1781 году выступил герольдмейстер Волков. Затем в 1884 году гербы Московской губернии были изменены и сделаны по новым стандартам, которые разработал герольдмейстер Кене по указу Николая I. И именно с этого исторического момента, все новые гербы должны были изготавливаться только согласно новым правилам. Нововведения коснулись также и старых гербов, которые были исправлены, однако лишь в Московской губернии были видоизменены все имеющиеся гербы. Кене сумел добиться того, что по стандартам, которые он создал, все гербы Российской империи стали соответствовать западноевропейской геральдике.

Описание герба

Всего существовало три допустимые версии создания герба, которые можно было использовать в разных композициях (в одном цвете или нескольких):

  • Гербовый щит — на гербе Московской области отсутствует корона и ленты.
  • Гербовый щит с короной — на гербе отсутствуют красно-желтые ленты трех орденов.
  • Полный гербовый щит — на гербе Московской области есть золотая корона и ленты.

Геральдическое описание герба: в червленом поле Георгий Победоносец в серебряном вооружении (латах и шлеме) и лазоревом плаще, сидящий в красном седле с золотой бахромой на серебристом скачущем коне, поражающий позолоченным копьем, увенчанным золотым восьмиконечным крестом, золотого крылатого змия (дракона о четырех лапах) с зелеными крыльями. Гербовый щит увенчан золотой императорской короной и дополнен лентами трех орденов Ленина.

Как возник герб?

Ни для кого не секрет, что основой областного герба послужил герб столицы, вы уже могли ознакомиться с фото герба Московской области выше. Областной символ зародился еще в Средневековье. Давайте ближе познакомимся с историей герба Московской области.

Георгий Победоносец был духовным символом правителей и жителей русских земель. Еще до появления на Руси Георгий Победоносец был защитником византийских императоров. Как же он оказался на гербе Московской области?

В конце XIV века московский князь Иван III был обручен с Софьей Палеолог, которая происходила из древней византийской династии императоров. Конечно, правитель Руси перенял многие черты византийской геральдики и атрибутики, одной из них и был двуглавый орел с копьем, который убивал змея.

Окончательная версия была согласована лишь в 1883 году и изображала на гербовом щите великомученика Георгия. Герб был обрамлен короной, которая была символом власти императора, а также дубовыми ветвями как символом доблести и мужества.

«Откровение Мефодия Патарского»

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворением мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаилтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаилтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников.

Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы стали говорить о богоизбранности Русской Земли, об особой роли великого князя, как последнего православного государя.

Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Отковении» развязка была описана следующим образом: «Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <�година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Черное море, которое омывала берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь А. Юрганов дал интерную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это — символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте.

Поражение змея скипетром-копьем — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности”.

Надо признать, что вера в конец времен была на Русская Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привелу к голоду. Но светопредставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя 5 лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопредставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты. Правда, в этом видели еще и влияние на государя секты жидовствующих. Не будем рассказывать о всех тонкостях этой ереси, но отметим, что в этот момент на Руси появилось много книг оккультного, прежде всего астрологического содержания.

Например, знаменитый Шестокрыл, авторство которого приписывалось киевскому рабби-каббалисту. Основание ереси приписывалось некоему Схарию, еврею приехавшему в Новгород из Литовских земель. Фигура Схарии до сих пор вызывает споры у историков. Одни утверждают, что Схарию придумали противники жидовствующих, другие видят в нем одного из крупнейшего каббалиста того времени в Европе, киевского рабби Захария Бен Аарон га-Коген, а третьи называют Схарией генуэзского князя Тамани Заккарию Гизольфи, которого Иоанн III несколько раз приглашал в Москву.

С фигурой последнего связывают появление на Руси Георгия Победоносца в виде всадника. Дело в том, что Тамань финансировалась генуэским банком Сан-Джорджо (Банк Святого Георгия), и по одним источникам Гизольфи являлся проводником интересов этой финансовой структуры в Московии. Эмблемой же банка являлся именно св. Георгий, копьем пронзающий змия. Этот факт заставил говорить некоторых исследователей о том, что появление Победоносца на царской печати может иллюстрировать какое-то важное соглашении банка Сан-Джорджо и Великого Московского княжества.

Символика

Что изображено на гербе Московской области, мы можем увидеть на фото. Разберем подробнее, что означает каждый из негласных символов.

  • Георгий Победоносец — это основа гербового щита. Святой стал покровителем всего русского населения. Георгий Победоносец олицетворяет вечную тему противостояния добра и зла, в которой добро побеждает. Змей, пораженный копьем, погибает от руки хранитель русских земель.
  • Золото — как и во все времена, это символ богатства, а в христианстве этот благородный металл является еще и верой и милосердием.
  • Серебро — чистота и невинность, справедливость и откровение.
  • Червлень как символ отваги, мужества и силы русского народа. Красный цвет — цвет красоты и празднеств.
  • Голубой (лазурь) — это образ честности и добродетели, безупречность во всем.
  • Пурпур символизирует достоинство и власть.
  • Корона — символ статуса Московской области.
  • Ленты 3 орденов Ленина — это награды области, которых она была удостоена трижды в XX веке.

Сходства и различия

Как уже было сказано, гербовый щит Московской области очень похож на герб Москвы. Следует разобраться, какие же сходства есть, а чем отличаются эти гербы.

Первое, что бросается в глаза, это одинаковые главные фигуры на гербах, но здесь и всплывает первое существенное отличие — на гербе Москвы Георгий Победоносец повернут в другую сторону и цветовая гамма более яркая и красочная.

Следующее отличие коснулось изображения змея — на гербе Москвы он выполнен в черном цвете, а вот на гербе Московской области змей золотой с зеленоватыми крыльями.

Сходства в цвете щитов: оба герба выполнены в богатом, привлекающем внимание, алом цвете, помимо этого, всадники тоже похожи, оба в серебряном цвете.

Георгий Победоносец: жизнеописание

Главным достоинством и символом гербового щита является Георгий Победоносец, и поэтому хотелось бы более детально рассмотреть его не как символический образ, а как реально существовавшего человека.

Великомученик Георгий родился в богатой и богобоязненной семье, был воспитан в соответствии с христианскими устоями. Георгий рос сильным и смелым юношей и поступил на военную службу. Очень быстро он добился успехов на этом поприще и получил звание тысяченачальника. В то время правил Диоклетиан, который славился жестокостью к христианам и фанатичной пропагандой римских богов. Георгий не мог стерпеть мучительные казни и гонения христиан и однажды явился к Диоклетиану и объявил себя христианином. Правитель пытался уговорить Георгия отречься от христианской веры, но ничего не вышло, и святой Георгий был заключен в тюрьму, где подвергался изощренным пыткам, но никакие лишения и физические тяготы не сломили Георгия. Тогда император решил, что заключенный прибег к магии, и приказал отрубить ему голову. Так ушел из жизни заступник всех христиан.

Мощи Георгия Победоносца оставили в городе Лидда (ныне Лод), что находится в Израиле, голова же хранилась в римском храме, который был посвящен ему.

На иконах Георгий сидит верхом на белом коне и поражает копьем змея. Этот образ основан на легенде, по которой недалеко от места проживания семьи Георгия было озеро, в котором обитал змей. Жители регулярно по жребию отдавали змею на съедение человека. И вот однажды жребий пал на дочку императора тех мест, ее привязали к дереву и стали ожидать появления чудовища. Когда змей открыл свою пасть, чтобы поглотить несчастную, на берегу появился Георгий и убил змея, тем самым спас девушку.

Где можно поклониться иконе великомученика

Икона святого Георгия Победоносца присутствует во многих православных храмах. Как и прежде, эта великая святыня продолжает защищать верующих людей от различных опасностей, дарить чудеса исцеления, помогать в тяжелых жизненных ситуациях.

Наиболее знаменитые списки, помолиться у которых стремится огромное количество христиан, расположены в следующих местах:

  • в стенах собора, названного в честь Святого Великомученика (Старые Лучники);
  • в Георгиевском храме Одинцовского благочиния (Московская епархия);
  • в поселке Монино в церкви, носящей имя Георгия Победоносца.

Жители Москвы или приезжие люди могут поклониться как иконам, так и мощам богоугодника. Частичка этой величайшей святыни хранится в столичном храме, расположенном на Поклонной горе.

Историческая преемственность

Областной герб положил начало для создания гербов для каждого из городов Московской области.

Так, в 1989 году, а именно 21 сентября по решению Дзержинского Совета депутатов был создан и утвержден герб города Дзержинска.

Конечно, Георгий Победоносец не включен в символику каждого герба, ведь тогда они не были бы уникальными. Но именно герб Московской области олицетворяет всю мощь и величие городов области, которые всегда способны сплотиться перед лицом опасности и победить любого врага.

Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Краткое описание и значение символов герба России

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Иконография образа святого

Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:

  • самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
  • другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
  • знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.

Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Сегодня геральдика является вспомогательной отраслью исторической науки. Эмблемы стран наравне с летописями и хрониками представляют собой важнейшие исторические свидетельства.

В западной Европе во времена рыцарства, каждая знатная семья имела символ, наследуемый из поколения в поколение. Он присутствовал на знаменах и был знаком отличия, по которому представителя рода узнала как на поле боя, так и на пиру. В нашей стране эта традиция не получила развития. В битву русские войны несли с собой вышитые изображения великомучеников, Христа или Богородицы. Российский геральдический знак берёт свое начало от княжеских печатей.

Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец

На княжеских печатях были святые покровители правящих и надпись, указывающая на то, кому принадлежит символ власти. Позже на них и на монетах стало появляться символическое изображение главы. Обычно это был всадник, держащий в руке какое-то оружие. Это мог быть лук, меч или копье.

Изначально «ездец» (так назывался этот образ) не был знаком только лишь Московского княжества, но после объединения земель вокруг новой столицы в ХV веке стал официальным атрибутом московских государей. Он сменил льва, который побеждает змею.

Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел

Следует отметить, что это популярный символ, который используется в качестве основного не только РФ, но и Албанией, Сербией, Черногорией. История появления одного из главных элементов нашей эмблемы уходит корнями во времена шумеров. Там этом древнем царстве он олицетворял бога.

Со времен античности орёл считался солярным символом, связанным с духовным началом, освобождением от уз. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. В Средние века он был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении.

В Древнем Риме использовалось изображение чёрного орла, у которого была одна голова. Такую птицу и привезла в качестве родового изображения Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, на которой женился дед Ивана Грозного, Иван III, известный как Калита. В России история знаменитого двуглавого орла берет начало в периоде его правления. Вместе с женитьбой он получил право на этот символ как на государственную эмблему. Она подтверждала, что наша страна стала наследником Византии, начала претендовать на право быть мировой православной державой. Иван III получил титул царя всея Руси, правителя всего православного Востока.

Но во времена Ивана III официальной эмблемы в традиционном понимании по-прежнему не существовало. Птица красовалась на царской печати. Она сильно отличалась от современной и напоминала скорее птенца. Это символично, поскольку Русь в то время была молодой, неоперившейся страной. Крылья и клюв орла были закрыты, перья приглажены.

После победы над татаро-монгольским игом и освобождением страны из-под многовекового гнета крылья распахиваются, подчеркивая могущество и мощь русского государства. При Василии Иоановиче раскрывается и клюв, подчеркивая укрепление позиций страны. В это же время у орла появились языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. Именно в этот момент монах Филофей выдвигает теорию о Москве, как третьем Риме. Распущенные крылья появились гораздо позже, в первые годы правления династии Романовых. Они показывали соседним враждебным государствам, что Россия встрепенулась и воспряла ото сна.

Двуглавый орёл фигурировал и на государственной печати Ивана Грозного. Их было две, малая и большая. Первая прикреплялась к указу. С одной стороны на ней был всадник, а с другой птица. Царь заменил абстрактного всадника на определённого святого. Георгий Победоносец считался святым покровителем Москвы. Окончательно эта трактовка закрепится при Петре I. Вторая печать прикладывалась и вызывала необходимость совместить два государственных символа в один.

Так появился двуглавый орёл с изображенным на груди воином на коне. Иногда всадника заменялся единорогом, как личным знаком царя. Он также был православным символом, взятым из Псалтыри, как и любой геральдический знак. Как и герой, побеждающий змея, единорог означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу государства. Кроме того, это образ монашеской жизни, стремления к иночеству и уединению. Вероятно, поэтому Иван Грозный, высоко ценил этот символ и использовал его наравне с традиционным «ездоком».

Что означают элементы изображений на гербе России: три короны

Одна из них также появляется при Иване IV. Она находилась сверху и была украшена восьмиконечным крестом, как символом веры. Крест появлялся и раньше, между головами птицы.

Во времена Фёдора Иоановича, сына Ивана Грозного, который был очень религиозным правителем, это был символ страстей Христовых. Традиционно изображение креста на гербе России символизирует обретение страной церковной независимости, что совпало с правлением этого царя и утверждением патриаршества на Руси в 1589 году. В разные времена количество корон менялось.

При царе Алексее Михайловиче их стало три, правитель объяснил это тем, что тогда государство вобрало в себя три царства: Сибирское, Казанское и Астраханское. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы.

В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Ещё одна версия выдвигает предположение, что три короны означают братство Украины, Белоруссии и России. Лентой короны были скреплены уже в 2000 году.

Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава

Они были добавлены в это же время, что и корона. В более ранних версиях птица могла держать факел, лавровый венок и даже молнию.

В настоящее время орёл, который держит меч и венок, есть на знамени. Появившиеся на изображении атрибуты олицетворяли самодержавие, абсолютную монархию, но и указывали на независимость государства. После революции 1917 эти элементы, как и короны, были удалены. Временное правительство посчитало их пережитком прошлого.

Семнадцать лет назад они были возвращены и теперь украшают современный государственный знак отличия. Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

«Московский герб: герой пронзает гада»

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.

Кем возвысилась Москва

Московский герб 1730 г.

На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия.
Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.

Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.

Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы.

Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.

Однако нимб у этого всадника отсутствует.

Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.

При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.

Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.

Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо

традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).

Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.

Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.

Святой Егорий на коне

Московский герб 1883 г.

Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.
В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.

Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.

После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л.

) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.

Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.

При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.

Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.

Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.

Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».

Победоносец

Московский герб 1993 г.

После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, – Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда – победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, – символ твердости Советской власти. (Этот обелиск – памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот – эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина – эмблема электрификации.
К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.

23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.

При написании статьи частично использованы материалы сайта https://www.excurs.ru/rus/Heraldry_rus.htm

Что означал герб Российской Империи при Петре I

После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.

На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.

На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.

Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной.

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.

Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Легитимизация святого Георгия

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец. Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году при утверждении 88 гербов русских городов безымянный змееборец получил имя святого Георгия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]