Он первым в СССР выиграл олимпийскую медаль в биатлоне. Ушел из жизни легендарный тренер Александр Привалов

Представьте картинку: пишет школьник сочинение. Задана серьёзная тема, например, про любовь или про цель жизни. Но в результате — ничего: пустые шаблонные фразы, бессмыслица, а то и явный абсурд.

«Жить надо, чтобы заработать много денег», «любовь — это желание иметь семью» — и тому подобные, унылые мысли. И хорошо, если ребёнок просто не захотел излить личное на бумагу. Но ведь так не всегда? Сколько детей действительно не способны рассуждать о самом главном в жизни человека!

Причин этого несколько. Тут и воспитание, и влияние СМИ, и много ещё чего можно найти. Но остановимся на образовании. Ведь кто, как не учитель, должен раскрыть ребёнку всю многогранность нашего мира?

Во все времена образованию уделялось много времени.

В античности, в эпоху Возрождения, в советское прошлое образованию уделялось много внимания. Образованию — в смысле формирования полноценной, рассудительной личности.

А что сегодня? Чаще — формальный подход к учёбе. Ситуация с ЕГЭ возвела его в абсолют. И если в точных науках это более-менее приемлемо, то с литературой, которая, по идее, должна научить ребёнка мыслить и выражать, что на душе, возникают проблемы.

Но есть борцы со сложившийся ситуацией. Один из них — Привалов Александр Николаевич, генеральный директор и научный редактор журнала «Эксперт». Давайте познакомимся с ним и его идеями.


Александр Привалов — журналист, научный редактор, телеведущий

Привалов считает, что образование в России безвозвратно погибло из-за реформ «верхушки»

В своих статьях и выступлениях Александр Привалов говорит, что в системе образования России всё поставлено с ног на голову. В школе есть тот, кого надо учить, и тот, кто учит, — всего два значимых лица. Именно они понимают, что и как протекает в учебном процессе. И только их нужно спрашивать о плюсах и минусах современных школ.

Однако в России решают не одни, а люди верхушки, которые и в школу-то, возможно, не заходили лет 10. Но слово таких людей весомее. Затраты на образование утекают в ненужное русло, проводится масса реформ, как оказывается, бесполезно. Чиновникам бы прислушаться к учителям, знающим систему изнутри. Но нет.

Привалов настроен довольно пессимистично:

«В случае с образованием — мы можем констатировать, что оно погибло.

Образование как единая система, на мой взгляд, находится за точкой невозврата.

И восстановить его, пожалуй, уже нельзя.

Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки,

образование придется делать заново».

Александр Привалов

журналист

Эхо войны

Эхо войны ещё долго преследовало нас. Мы лазили по полям боёв, искали мины и снаряды, и поиски часто заканчивались трагедией. Однажды мои друзья нашли мину и пошли глушить ею рыбу. Взрыв был такой, что их разнесло в клочья вместе с рыбой.

Однажды мои друзья нашли мину и пошли глушить ею рыбу. Взрыв был такой, что их разнесло в клочья вместе с рыбой

Другой снаряд, от гранатомёта, мы решили взорвать в заброшенном колодце. Я установил его на дне, ребята нашли обыкновенную водопроводную трубу, туда вставили острую пику от ограды. Я направил её на капсюль и кричу: «Бейте!» Не успел я выйти и сделать шаг от колодца, как прогремел сильнейший взрыв. Со страха я пробежал несколько метров и упал. Кому-то из ребят ранило руку, кто-то лишился глаза, но, на наше счастье, все остались живы. Такие случаи после войны были почти в каждой деревне. Мы победили, но орудия убийства продолжали нести кошмар в каждую семью и долгие годы после победы».

По мнению Привалова, государство экономит на образовании, и это привело к его краху

Наблюдая за изменениями, которые происходят в школьном образовании, Привалов пришёл к выводу, что оно рушится. Он с грустным юмором комментирует, что был бы рад, обнаружить в этом заговор врагов.

Но, увы, оказывается, мы своими руками рушим школу. Единственная цель реформ, с точки зрения Привалова, — экономия правительства на образовании. Слишком оно выходит затратным.

При этом он отмечает, что сами авторы реформ смогли на их продвижении заработать.

Но самое печальное — что это не разовое, и даже не двухразовое событие. Ежегодно финансов на образование отводится всё меньше.

Используя свой богатый аналитический опыт, Привалов пришёл к выводу, что ситуация эта характерна не только для образования.

Власти привели экономику в упадочное состояние. Губернаторам теперь приходится решать первостепенную задачу — на чём сэкономить.

В современной России не за чем учиться, ведь образованные нигде не нужны

Александр Привалов считает, что крах системы образования — это естественное следствие всех производственных, научных и экономических бед, произошедших в России за последние годы.

Повсюду закрываются заводы и институты. Целые производственные сферы уходят туда же, куда ушла советская школа, — в прошлое. В такой ситуации обучать высококвалифицированных специалистов просто не нужно: им негде работать.

«И вот эти люди спросили себя: кого же мы будем обманывать, продолжая из последних сил поддерживать систему, которая обучает основам ядерной физики каждую шпану? Мы зачем это делаем, мы кого надуваем?

Тогда ещё не было «арабской весны», но и до всякого Туниса нетрудно было догадаться, что если готовить прорву излишне хорошо образованных молодых людей, то эти молодые люди, выйдя из учебных заведений, поймут, что заниматься им в своей стране абсолютно нечем.

И тогда они устроят какую-нибудь революцию. «Хотим ли мы этого?», — спросили себя.

«Наверное, не хотим». А что надо делать? Раз уплощение страны остановить мы не можем и не умеем, значит, систему образования надо привести в соответствие с реальностью».

Александр Привалов

журналист

Самым неприятным в этой ситуации Привалов находит то, что мы даже не оставили лазеек для возрождения образования. Оно буквально похоронено. А ведь всегда есть шанс подумать лучше и найти не столь разрушительное решение.

Привалов с сожалением цитирует прошлого министра образования Фурсенко:

«Советская система образования пыталась готовить творцов; нам же надо готовить грамотных потребителей».

Андрей Фурсенко

бывший министр образования РФ

При этом Привалов критикует «сомнительные» нововведения в образовательные программы. Например, вот его высказывание о киберобразовании:

Работы

Александр Привалов — автор более 1000 книг, научных трудов и статей. Некоторые произведения:

  • Любитель Отечества. — ISBN 5-367-00182-3 ISBN 978-5-367-00182-2
  • Скелет наступающего. Источник и две составные части бюрократического капитализма в России. — Издательство: Питер, 2008. — ISBN 978-5-91180-749-8
  • Андрей Колесников, Александр Привалов
    . Новая русская идеология. Хроника политических мифов. 1999—2000. — М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2001. — 364 с. — ISBN 5-7598-0098-1

Учителя стали жертвами увольнения, бюрократии и перегрузки

Александр Привалов сочувствует нынешним учителям. Сам сын учительницы, он знает, какие трудности и несправедливости ей приходилось испытывать в советское время.

Но с современным положением вещей это не идёт ни в какое сравнение. Даже директора школ находятся под постоянным давлением властных структур.

Чего уж говорить о простых учителях! Проблем у них достаточно:

Лишение рабочих мест. Президентские реформы идут только вредят. Привалов приводит в пример требование увеличить оплату труда учителям. Решили её самым простым способом — увольнением людей.

Бюрократия. За всю работу полагается отчитаться. Это — заполнение множества бумаг, подчас бесполезных, но обязательных. В итоге человек тратит силы не на свои прямые обязанности — учить, а на никому не нужные документы.

Перегрузка. Ставка учителя с 18-ти повышается до 36-ти часов. В таком режиме невозможно долго сохранять себя в состоянии работоспособности. Это приводит к переутомлению.

Учителя просто неспособны исполнять свою работу качественно. Они отрабатывают часы из последних сил. Пусть не физических, но эмоциональных.


Александр Привалов: «Школа — это то место, где дети мешают учителям заполнять бумажки для департамента образования»

Биография

В 1971 году окончил Московский государственный университет, механико-математический факультет.

В советское время являлся сотрудником НИИ при Госплане СССР, избрав тематику проблем прогнозирования. Занимался преподавательской деятельностью на Высших экономических курсах Госплана СССР. Завершил деятельность в НИИ уже в должности заведующего сектором моделирования управленческих процессов.

С 1993 по 1995 годы — редактор отдела проблем собственности и приватизации еженедельника «Коммерсантъ-Weekly», выпускавшегося издательским домом «Коммерсантъ».

В 1995 году вместе со значительной частью коллектива, выпускавшей «Коммерсантъ-Weekly», покинул издательский дом «Коммерсантъ» и принял участие в создании журнала «Эксперт»[1].

В 1998—2000 годах — первый заместитель главного редактора газеты «Известия».

С 2002 года — декан Высшей школы журналистики (ГУ ВШЭ)[2].

В 2004—2006 годах — генеральный директор ЗАО «Журнал „Эксперт“».

В 2000—2003 годах был одним из ведущих программы «Однако» на «Первом канале». С 2003 до 2007 год вёл еженедельный часовой эфир на радио «Маяк». С 2007 по 2013 год был ведущим информационно-аналитической программы «Угол зрения» на телеканале «Эксперт-ТВ». С 2012 года работает обозревателем на телеканале «Россия-24»[3].

Качества обучения нет, все усилия направляются на хорошую статистику

Увы, качество образования, как отмечает Александр Привалов, всё хуже. Но это не очень заметно. Всё решает магия цифр. Главное — это правильно преподнести статистку по учёбным заведениям, провести тексты в выгодном ключе.

И тогда по бумагам выходит, будто учащиеся демонстрируют успехи. Но это напускное. В лучшем случае в учебных заведениях есть лишь немножко людей, которые обеспечивают симпатичную статистику:

«Если в школе есть более-менее толковая группа учителей и более-менее состоятельные родители, они суммарно дают результат, который позволяет школе казаться хорошей.

Но это напускное. Если завтра на эту школу повесят замок, то результаты детей, которые туда ходили, могут оказаться даже лучше. Потому что они не будут терять время у педагогов не такого высокого качества, как ведущие.

А ведущие педагоги перестанут терять время на написание бумажек для Минобра и будут заниматься детьми круглые сутки, как это делают хорошие репетиторы».

Александр Привалов

журналист

А как ещё узнать, хорошая ли школа в соседнем квартале? Спросить простого человека? Он никто. Школьника? Учителя? Тоже не авторитет.

А куча бумажек — другое дело. Вот и все педагогические измерения. И никого не волнует, что в таком подходе нет никакой объективности.

Образование детей зависит от энтузиазма родителей, нужно самим объединяться

Всё больше учителей разочаровываются в работе в традиционной сфере школьного образования. Им намного спокойнее и прибыльнее работать на себя — заниматься репетиторством.

Да и ученикам, если родители умудряются найти денег, лучше на частных занятиях. Там хотя бы объясняют и бдительно следят за тем, чтобы ученик усвоил материал. И всё по делу: никакой волокиты с бумагами, никто не перегружен.

Рассуждая о том, как можно исправить ситуацию, Привалов говорит, что менять руководителей поздно. Всё слишком далеко дошло. В упадке не только верхушка, но и все звенья образования. Для успеха необходимо каждому из нас проявить инициативу.

Хотим хорошее образование для своих детей — значит, нужно объединиться.

Как минимум, попытаться.

Пусть ценность образования в России сегодня не велика. Знания химии или хитросплетений русского языка не сильно способствуют карьере и заработку. Но всё же это не правильно — ходить в школу, чтобы просто досидеть до аттестата. Если образование достаточно слабо сегодня, то родителям нужно объединяться и стараться объединять усилия вокруг школ.

Нельзя допустить, чтобы всё образование ушло исключительно в зону репетиторства. Сегодня школы остро нуждаются в меценатах. Да и инструменты старой образовательной системы устарели. Необходимы новаторские подходы, которые помогут учащимся адаптироваться в новых условиях.

Не стоит ждать инициативы от правительства:

«Покуда школой не озаботится общество —

родители, учителя, дети,

чтобы защитить свое право получать не ошметки,

а образование,

школа так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов».

Александр Привалов

журналист


Александр Привалов: «Живые люди сами по себе, без государства, не могут спасти единую систему образования. Но они могут и должны спасать отдельные школы, в которые ходят их дети»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Персона РФ

Ведущий российский экономический публицист, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт»

«Новости»

Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»: «Время тушить невидимый пожар»

Поводом к беседе с Александром Приваловым стала его статья «Война с последним союзником» («Эксперт» № 2 (736), 2011), посвященная проблемам семьи, детства и ювенальной юстиции. Эта публикация прозвучала громко и вызвала широкое обсуждение. Редакция «Фомы» восприняла эту публикацию как приглашение к разговору и задала ее автору несколько вопросов. ссылка: https://www.pravoslavie.ru/smi/45040.htm

Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»: Путина неправильно поняли

Я сильно удивился, когда в газетах прошла информация, что на встрече с политологами на Валдае президент вдруг заявил: «Россия должна отказаться от звания ядерной супердержавы». Полагаю, что такого он вообще не говорил. Если учесть, что в тот же самый день министр Иванов отчитался перед президентом об успешном запуске межконтинентальных ракет — внезапное отречение от ядерного статуса страны выглядело бы странно. ссылка: https://www.kp.ru/daily/23771/57248/

Экономист, научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов — о госкорпорациях: «Вместо того чтобы отдать деньги людям, которые умеют что-то делать, насоздавали бессмысленных контор»

Генпрокуратура начала проверки госкорпораций. Сделать это поручил президент Дмитрий Медведев. Госкорпорации обходятся казне слишком накладно, а польза от их работы видна далеко не всегда. К 10 ноября прокуроры подведут итог: какие из госкорпораций не зря едят свой хлеб с маслом, а какие — слишком жирно намазали его икрой. Об эффективности госкорпораций мы поговорили с Александром Приваловым. ссылка: https://www.kp.ru/daily/24353/540498/

Как Путин реализовал план Андропова

«Проект Россия», впрочем, ярок словами, но не фактами. Однако косвенные свидетельства, которые при желании можно было интерпретировать как подтверждение версии, появились в том же 2005 году. Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов, анализируя приговор по первому делу ЮКОСа, обратил внимание на то, что обе стороны — и обвинение, и защита — фактически проигнорировали то, что главным выгодоприобретателем от деятельности нефтяной компании должна была быть некая офшорная . Самое интересное, что зарегистрирована она была… 8 ноября 1984 года. ссылка: https://www.business-gazeta.ru/article/69445/

Дно знаний

Петербургская театральная академия, старейшая, знаменитейшая, с 230-летней историей, не прошла по уровню ЕГЭ своих студентов. Да, они плохо знают химию с физикой, что, впрочем, не мешает им быть актерами. «Это вполне в духе Минобра, это стандартная его политика. Содержательные вопросы они сводят к сугубо формальным показателям, их абсолютно не интересует образование, их не интересует качество образования. Их интересует экономика образования и управление образованием, интересуют, по возможности, большие полномочия бесчисленным чинушам. И абсолютно ноль внимания тем людям, которые спасают в условиях проводимой ими, прости Господи, реформы, остатки образования в стране», — уверен обозреватель журнала «Эксперт», публицист Александр Привалов. ссылка: https://www.vesti.ru/doc.html?id=956877

Реплика Александра Привалова. Российская экономика: возврат в темное прошлое

Есть показатель, по которому российская экономика оказалась лидером мира. Больше четверти валового внутреннего продукта России, а если точнее, то 27% обеспечивает внутренняя торговля. Для сравнения: в США эта доля почти вдвое меньше, 17%, в Китае – втрое меньше, 9%. ссылка: https://www.vesti.ru/doc.html?id=968773&cid=6

Премии «Власть номер 4» получили Александр Привалов и Дмитрий Киселев

Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, экономический публицист Александр Привалов и заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев вошли в число лауреатов всероссийской премии в области общественно-политической журналистики «Власть номер 4», передает корреспондент РИА Новости с церемонии награждения победителей. ссылка: https://ria.ru/media/20110414/364634889.html

Александр Привалов: «Самые почетные гости Зальцбургского фестиваля получают именное кресло с бронзовой табличкой…»

Ольга Сирота продолжает начатый в прошлой программе разговор с известным телеведущим, научным редактором журнала «Эксперт» Александром Приваловым. В фокусе программы – индустрия классической музыки: западный и российский опыт… ссылка: https://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3190/

«Горячее сердце» политической журналистики

Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов и главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин стали победителями Всероссийской премии в области общественно-политической журналистики «Власть №4» в номинациях «Лучший политический обозреватель» и «Лучший проект в области политических медиа». ссылка: https://expert.ru/2011/04/15/goryachee-serdtse-politicheskoj-zhurnalistiki/

«О теории и практике», Александр Привалов, «Эксперт»

На педагогическом совещании в Майкопе президент Медведев сказал: «Я общаюсь с педагогами в разных школах и на разных территориях. Я пока не слышал ни от одного учителя, что ЕГЭ не нужен». Рефлекторная реакция на эти слова у всякого, кто занимался проблемой ЕГЭ: странно — я почему-то слышал это от весьма многих учителей. Нечасто бывает, чтобы оба противоположных утверждения можно было назвать справедливыми, но тут именно такой случай. Президент прав — при условии, что он говорит об идее единого государственного экзамена.

Едва ли на свете много учителей, не видящих проку в независимой оценке знаний школьника. Но правы и мы — если с платоновской идеи ЕГЭ, нерождённой, негибнущей и единственно в мыслях ощущаемой, перевести разговор на её воплощение здесь и сейчас. Учителей, кому по душе тот нарастающий скандал, которым третий год подряд оборачивается российский ЕГЭ, тоже немного. Самое же поразительное, что в таком далёком расхождении феномена с ноуменом не считают себя виновными даже те, кто изготовил его своими руками. ссылка: https://www.radonezh.ru/monitoring/14916.html

Дизайнер обвинил холдинг «Эксперт» в невыплате долга

Дизайнер Александр Коротич обвинил руководителей медиахолдинга «Эксперт» Александра Привалова, Татьяну Гурову и Валерия Фадеева в уклонении от выплаты долга и жульничестве. Открытое письмо руководителям холдинга Коротич опубликовал 25 июля на своей странице в Facebook. ссылка: https://www.lenta.ru/news/2012/07/26/expert/

Глава Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов вошел в Попечительский совет Премии имени Никиты Кириченко

На сегодняшний день сформирован Попечительский Совет, который возглавил депутат Государственной Думы РФ, финансовый омбудсмен Павел Медведев. В состав Совета входят также первый заместитель Председателя Банка России Геннадий Меликьян, заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Саватюгин, исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, Президент АРБ Гарегин Тосунян, Президент Финансового университета при Правительстве РФ Алла Грязнова, а также руководители крупнейших российских финансовых компаний. Председателем Жюри, состоящего из наиболее авторитетных и заслуженных представителей деловой журналистики, как и прежде, стал научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов. ссылка: https://www.asv.org.ru/arc/show/?id=233387

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]