Воскресное Евангелие: Исцеление 10 прокаженных, или «вера твоя спасла тебя»

В это воскресенье Церковь вспоминает притчу об исцелении прокаженных, чтобы понять значение благодарения.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Самые сильные молитвы: как читать и правильно ставить свечи в церкви

«Жизнь прожить – не поле перейти. На поле и то бывают всякого рода повреждения, плохо вспахана земля, плохо положена борозна, не так собрана трава и т.п. А жизнь человека наполнена горестями и печалями. Почему? Потому что грех все исказил. Господь не принуждает человека к каким-то действиям, а дает свободу выбора – идти путем, который человек сам себе избрал. И мы с вами, дорогие братья и сестры, во время Таинства Крещения в Святой Апостольской Канонической Православной Церкви, Церкви, признанной всем миром и установленной Господом, вписываем наше имя в Книгу Вечной Жизни. А все остальное – это плевелы, это касается священнослужителей в какой-то мере, а также людей, проявивших упрямство во грехе, которые хотят легкого пути, чтобы достичь Царства Небесного. Легкого пути нет. Есть путь страданий, путь переживаний, путь смерти, воскресения – и тогда, как Господь определит, то человека и ждет», – напомнил митрополит.

И оВовек не пойду в храм, там все такие-претакие…» Запомните, что не Церковь нуждается в нас, а мы нуждаемся в Церкви. Не Царство Божие нуждается в нас, а мы нуждаемся в Царстве Божьем. Или мы заслужим его, или мы пойдем с врагом рода человеческого – дьяволом. Мы с вами имеем искаженную человеческую природу. Господь создал нас красивыми, здоровыми, но когда вошел грех, наши тело и душа получили изменения. И после этого греха пришли болезни, страдания и вошла смерть. Поэтому сегодня как раз идет речь о десяти прокаженных и о значении благодарения».

Где можно молиться и почему все именно так

Притча об исцелении 10 прокаженных

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Лк, 85 зач., 17, 12-19

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Неделя 29 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Трудно нам принять упрёк в неблагодарности Богу, упрёк, который прозвучал в сегодняшнем Евангелии. Разве не мы с вами ходим в храм Божий, разве не нашими руками ставятся свечи, разве не наши уста произносят величественные слова молитвенных песнопений и гимнов? И разве, наконец, самые храмы на земле нашей не потому ли стоят, что на наши пожертвования, на наши трудом и потом заработанные деньги их строят и содержат?

Если всё это правда, тогда зачем Господь сегодня напоминает нам о неблагодарности? Ибо этот рассказ о десяти прокаженных – прежде всего рассказ о неблагодарности близких, своих Богу людей. Десять страждущих страшной болезнью очистились от неё, но лишь один из них, язычник, то есть враг истинной веры, возвратился ко Христу, чтобы воздать славу Богу. А девятеро верных детей Божиих ушли, забыв от радости всё на свете…

Какое же отношение к нам, современным православным, имеет этот рассказ евангельский? Мы ведь регулярно ходим в церковь не для того, чтобы постоять там, погреться, поглазеть на людей, показать себя. Мы ходим в храм Божий молиться. И однако, при всём нашем молитвенном настрое, при всей нашей церковности, это именно к нам, православным церковным христианам, адресован упрёк в неблагодарности. Это именно нас, молящихся за литургией, а не только присутствующих на ней, нас, регулярно исповедующихся и причащающихся, Господь укоряет в этом страшном грехе.

Дело в том, что человека нецерковного, чужого Церкви, нельзя и назвать-то грешником, потому что грех – понятие, относящееся только к людям верующим, воцерковлённым, принимающим христианский закон. Именно таковыми были девятеро исцелённых от проказы и забывших поблагодарить своего Исцелителя.

Наше отношение к Богу и Церкви иногда поражает своим поразительным корыстолюбием. Ведь мы на самом деле молимся только о том, чтобы Бог устроил нашу жизнь здесь, на земле в самом лучшем виде. Сами себе мы почти не отдаём отчёта в том, что больше всего на свете нам хочется покоя, богатства и вечных земных наслаждений. Когда же всего этого по каким-то причинам нет, мы убеждены, что настали несчастные дни, что мы обделены Богом самым необходимым. Если мы здоровы, то – бедны, если богаты – то все нас ненавидят. Лето на дворе – отчего так коротко? Зима ли за окном – опять нехорошо, очень уж холодна. Так и протекает наша жизнь в потоке жалоб, недоумений и бесконечных мелочных просьб к Богу.

Неужели мы не помним, что главная наша жизнь — впереди, потом, там, за порогом смерти, в Царстве Небесном? Нет, нам не Небо нужно, а усовершенствованная, со всеми удобствами земля. Не Вечная Жизнь нам важна с ангелами и всеми святыми, а добрая и тёплая компания старых знакомцев, к которым мы привыкли опять-таки на земле. Вся наша теперешняя жизнь является подготовкой, преддверием будущей Вечной Жизни, но нам дела нет до будущей, нам в этой здоровье подавай. Здесь и сейчас. А когда мы думаем о Небе, пытаясь своим приземлённым умом представить себе, как всё там будет, то ничего кроме абсолютного здоровья и абсолютного безделья мы и представить себе не можем.

По сравнению с вечностью длительность нашего земного существования – величина ничтожная, а мы воспринимаем её как самое важное, самое главное время. Ну, какая, спрашивается, разница, процветаем мы или скорбим в этот малый отрезок времени, когда впереди – вечное блаженство? В конце концов и “женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир”. (Ин.16.21) Так и мы в этом скорбном мире терпим скорбь, и в этой скорби рождается Царство Небесное, которое, по слову Спасителя, “внутри нас”.

Так с момента рождения и до самого смертного часа мы только и делаем, что устраиваемся поудобнее, как будто в этой жизни нам жить вечно. А когда обстоятельства житейские складываются не столь благоприятно, когда обступают нас скорби, тут-то мы и ропщем на Бога, тут-то мы и вопим: “За что? Почему мне? Чем я хуже других?”

Может ли человек, ищущий копейки в придорожной пыли, увидеть, какое дивное небо у него над головой? Придёт ли ему в голову поблагодарить Создателя за это прекрасное небо? Нет, он, подобно девяти прокаженным, найдёт свои монетки и убежит, не помня себя от счастья! Мы не благодарим Бога за всё в нашей жизни, и за дурное, и за доброе, – только потому, что не видим дальше собственного носа. Мы все грешим неблагодарностью, потому что чрезвычайно привязаны телом своим, страстями своими к земле. Если бы мы только поставили себе задачу всю свою земную жизнь посвятить подготовке к жизни небесной, если бы не привязывались так, всей душой, всем сердцем, к тому, чему надлежит исчезнуть, пропасть, раствориться в небытии, тогда, конечно, не забывали бы мы благодарить Господа нашего за всё, тогда, конечно, припадали бы мы к милосердному Богу нашему с радостным чувством полноты жизни и тогда непременно услышали бы голос Спасителя нашего: “Встань, иди; вера твоя спасла тебя!” Аминь.

20 декабря 1998 г.

Исцеление 10 прокаженных: толкование

«Мы не знаем, кто согрешил (они или родители), и не наша это – участь судить чужие судьбы. Мы только можем быть помощниками в их горе и несчастии, потому что мы не знаем, что нас с вами ждет», – отметил настоятель лавры.

Итак, навстречу Христу вышло 10 прокаженных и просили Христа: «Иисус Наставник! Помилуй нас».

И они назвали Господа по имени – Иисус. «О чем это говорит? Это говорит о том, что в этих людях жил дух злобы и ненависти, но он тоже знает Господа. Потому что видел, слышал и общался с Богом в какой-то мере, когда Слово еще не было Плотью. Когда оно еще было тем Словом, которое мы ждали, и сегодня оно стало Плотью в образе Иисуса Христа. Они назвали Его Наставником. А это выше чем учитель, это тот, кто заботится о душе и ведет человека по пути спасения», – подчеркнул Владыка Павел.

«Но давайте еще рассмотрим, что такое проказа. Если рассматривать с медицинской точки зрения, то это было неизлечимое заболевание. Это страшная болезнь, когда тело отпадает от кости и вместе с тем разлагается кость. Это страшная боль и это заразная болезнь. Тот, кто имел такую болезнь, ему нельзя было жить в селениях и находиться среди людей. А для лечения не было, не существовало таких лекарств и препаратов, которые могли бы исцелить человека. В законе так и было прописано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев. 13:45). Разодранная одежда должна быть, чтобы было видно проказу. До уст закрыт – это чтобы проходящие мимо знали, что он болен. Голова не покрыта – чтобы была видна болезнь, поскольку от проказы волосы белели и вылезали. А также, крича «Нечист!», он предупреждал окружающих о своем приближении. Человеку ничего не оставалось, как уйти из дома, его изгоняли из общества. И они скитались в пустыне, жили в гробах», – поведал митрополит.

Недуг косит детей. «Скоро мы увидим корь со смертностью 1 к 20»

И добавил: «Представьте себе, когда на улице невыносимая жара, а еще невыносимая боль или какие-то другие проявления этой болезни – и человек один на один с собой должен страдать, пока умрет.

И помимо страшной, неизлечимой болезни человек оказывался в полной изоляции, оставлен всеми людьми, некому сказать просто слова поддержки, да и не к кому обратиться за утешением.

Эти люди были отвержены и презираемы всеми. Их удел был страшнее смерти. И как раз 10 таких больных вышли навстречу Господу».

Как же до таких изгоев общества мог дойти слух о Христе? «Мы можем предположить, что о чудодейственной силе Христа говорили везде и всюду и, вероятно, тот, кто бросил им хлеб из жалости, как-то обмолвился о великом Чудотворце», – предположил Владыка Павел.

Здесь не сказано, что Господь исцелил их. Он сказал: «Пойдите, покажитесь священникам». Согласно закону, именно священники провозглашали прокаженных нечистыми и изгоняли из общества, а исцеленных признавали здоровыми и возвращали в общество.

«Господь указывает, что вся сила благодати находится в храме, в общении с Богом. Он не сказал, что вы исцелитесь в этот миг. Но идя по дороге, можно так размышлять, получите то исцеление, о котором просите. И здесь поражает покорность прокаженных Слову Господнему и их вера», – отметил митрополит Павел.

Когда они шли по дороге, то увидели, что проказа отошла от них – и они стали здоровы. Один самарянин, ощутив себя исцеленным, начал искать Того Спасителя, Который его исцелил. Этот момент также говорит нам о том, что хоть иудеи и презирали самарян, но самаряне иногда оказывались выше их.

И когда он нашел, то упал Ему в ноги и поблагодарил. Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять?»

«Они должны были поблагодарить Господа. Мы можем размышлять, что они показались священнику, принесли какую-то очистительную жертву, обязательно. Но к Христу пришел поблагодарить иноплеменник, и Господь сказал ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя». Эти слова имеют глубокое значение для нас с вами. Слово » Встань» означает, что болезнь закончилась, ты уже видишь, что ты не болеешь, твое тело чисто. Тебя Сам Господь Иисус Христос исцелил от проказы. Ты уже получил свидетельство перед Апостолами и вместе с тем перед Отцом Небесным», – пояснил настоятель лавры.

Что делать родителю, если ребенок заболел и ничего не помогает

Евангелие об исцелении десяти прокаженных


Исцеление прокаженных

Лк., 85 зач., 17:12-20

Будем учиться на примере малых вещей, если не можем сразу понять великие.

Если мы не можем понять, как Бог видит всех людей, посмотрим, как солнце освещает все предметы на земле.

Если мы не можем понять, как душа человеческая не может ни единой минуты жить без Бога, посмотрим на то, как тело человеческое не может ни единой минуты прожить без воздуха.

Если мы не знаем, зачем Бог требует от людей послушания, разберем, зачем глава семьи требует послушания от своих домочадцев, царь — от своих подданных, полководец — от воинов, архитектор — от строителей.

Если мы не знаем, почему Бог требует от людей благодарности, подумаем и уразумеем, почему родитель требует благодарности от своих чад. Но остановимся на некоторое время именно на этом вопросе: почему родители требуют от своих чад благодарности?

Почему отец требует от своего сына, чтобы тот кланялся ему, снимая шапку, и благодарил за всякую большую и малую вещь, от родителей полученную? На что это отцу? Разве сыновняя благодарность делает его богаче, сильнее, уважаемее, влиятельнее в обществе? Нет, нисколько. Но если он лично ничего не имеет от сыновней благодарности, не смешно ли, что он непрестанно учит ей свое дитя и приучает его быть благодарным, и не только родитель набожный, но даже и ненабожный?

Нет, это нисколько не смешно; это благородно. Ибо в сем проявляется самая бескорыстная любовь родительская, которая и заставляет родителей учить свое чадо благодарности. Зачем? Чтобы чаду было хорошо. Чтобы чадо выросло, как садовый плод, а не как дикое терние. Чтобы ему было хорошо в этой временной жизни среди людей, среди друзей и врагов, в селе и в городе, во власти и в торговле. Ибо повсюду благодарного человека ценят, любят, приглашают, помогают ему и привечают. Кто научит быть благодарным, научит быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этой земле.

А теперь спросим себя, почему Бог требует благодарности от людей? Почему Он требовал от Ноя, Моисея, Авраама и других праотцев, чтобы они приносили Ему благодарственные жертвы (Быт.8:20; 12:7-8; 35:1; Лев.3:1)? Почему Господь наш Иисус Христос ежедневно являл людям пример того, как следует воздавать хвалу Богу (Мф.11:25; 14:19; 26:26-27)? Почему и святые апостолы делали то же самое (Деян.2:47; 27:35), заповедуя всем верным всегда за все благодарить Бога (Еф.5:20; Кол.3:17)? Не разумно ли то, что восклицает великий Исаия: Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих

(Ис.63:7)? Или то, что умилительный псалмопевец советует своей душе:
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его
(Пс.102:2)? Так почему же Бог требует от людей благодарности? И почему люди платят ему благодарностью? Из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего. Лично Богу не нужна наша благодарность, как не нужна Ему и наша молитва. Но все-таки Господь, сказавший:
знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него
(Мф.6:8), в то же время учит нас,
что должно всегда молиться и не унывать
(Лк.18:1). Итак, хотя Бог не имеет потребности в нашей молитве, Он все же повелевает нам молиться. И хотя Он не имеет потребности в нашей благодарности, он все же требует от нас благодарности, которая по сути является не чем иным, как молитвой, молитвой благодарственной. Ибо благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной. Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель. Впрочем, смертный язык не может даже отдаленно живописать красоту благодарности и уродство неблагодарности так ясно, как они представлены в сегодняшнем Евангельском чтении.

Во время оно, когда входил Христос в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Десять прокаженных! Страшно увидеть и одного, а тем паче толпу из десяти человек. Тело, покрытое с головы до пят белыми язвами, а затем белыми гноящимися струпьями, которые сначала свербят, а потом жгут как огонь! Тело, гниющее и распадающееся! Тело, в котором гной сильнее крови! Тело, которое есть сплошной смрад и изнутри, и снаружи! Таков человек, больной проказой. И когда проказа охватит и нос, и рот, и глаза, можете себе представить: каков воздух, которым дышат через гной? Какова пища, которую вкушают вместе с гноем? И как вообще выглядит мир, когда на него смотрят сквозь гной?

По закону Моисея прокаженным было запрещено каким бы то ни было образом входить в соприкосновение с остальными людьми. Впрочем, это и теперь так в тех местах, где есть проказа. Чтобы кто-нибудь не подошел близко к прокаженному, тот обязан был издалека кричать: «Нечист, нечист!» Буквально так и написано в законе: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист

(Лев.13:45)! Должна быть разодрана одежда — чтобы была видна проказа. Голова должна быть не покрыта — опять же для того, чтобы видно было, что он прокаженный, поскольку от проказы волосы изменялись в белые и вылезали. До уст он должен быть закрыт — снова опознавательный знак для проходящих мимо. И кроме всего этого, прокаженные были обязаны еще и кричать: «Нечист! Нечист!» Их выгоняли из города или села, и они жили хуже, чем скоты, — отверженные, презираемые, забытые.
Нечист он
, говорит закон,
он должен жить отдельно, вне стана жилище его
(Лев.13:46). Их считали мертвыми, хотя их удел был страшнее смерти.

Мимо таких оборванных и смердящих обломков жизни проходил в тот день Иисус, Источник здравия, красоты и силы. А когда прокаженные узнали, что это Он, то остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас

. Откуда сии несчастные могли узнать об Иисусе, что Он в силах им помочь, если они не входили в общение с людьми? Вероятно, кто-нибудь, бросая хлеб с дороги, сообщил им эту новость. Конечно, издалека дошел до их слуха глас о той единственной на свете новости, которая могла их интересовать. Все остальное, что происходило в мире: смена царей и битвы народов, строительство и разрушение городов, развлечения, пожары и землетрясения, — все для них было безразлично. Облеченные в гной, они могли думать только об этой своей злосчастной одежде и, может быть, еще о том, кто мог бы с них эту одежду снять и облечь в одеяние здравия. Услышав о Господе нашем Иисусе Христе как о всемогущем Целителе, они, безусловно, слышали и об особых случаях исцеления Христом подобных им прокаженных (Лк.5:12-13). Потому они и должны были желать счастливого случая встретиться с Господом. Где-то на краю равнины Галилейской, где дорога начинает подниматься на Самаринские холмы, поджидали они Его. Там Он проходил, направляясь в Иерусалим. И вот счастливый случай, не случайный, но Богом устроенный! Они видят Христа, идущего со Своими учениками. И видя Его, они закричали в один голос:
Иисус Наставник! помилуй нас.
Почему они называют Его Наставником? Потому что это слово более значительно и указывает на большее достоинство, чем наименование учителя. Ибо «наставник» означает не просто учитель, но и душепопечитель, словом, примером и заботой руководящий людей на пути спасения. Почему же тогда они не называют Его Господом, словом, содержащим в себе еще более достоинства и значения, чем слово «наставник»? Конечно, потому, что еще не узнали о сем достоинстве Христовом.

Помилуй нас

, — кричали они громким голосом.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
В одном из предыдущих случаев исцеления прокаженных Господь прикоснулся рукой к больному и сказал ему:
очистись. И тотчас проказа сошла с него
(Лк.5:13). А в этом случае Он не только не прикасался к прокаженным, но даже не подходил к ним близко. Ибо они
остановились вдали
и вопияли к Нему. Таким образом, и Он вынужден был крикнуть им издалека. Почему Господь посылает их к священникам? Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество (Лев.13:34,44). Господь не хочет нарушать закон, тем более что закон не мешал, а, напротив, помогал в данном случае Его делу, поскольку сами священники получили бы возможность убедиться, что десять прокаженных исцелились, и сами это подтвердили бы и засвидетельствовали. Итак, услышав, что Господь им сказал и куда их послал, они направились в свое село, чтобы так и поступить. Но вот, по дороге они взглянули на себя, и проказы на них не оказалось.
И когда они шли, очистились.
И они посмотрели на свои тела — и тела их были здоровы и чисты, и они посмотрели друг на друга и убедились, — то все они были здоровы и чисты. И короста, и гной, и смрад — все исчезло, так что ни следа на них не осталось от ужасной проказы. Кто мог бы сказать, что сие чудо Христово не больше, чем воскрешение мертвых? Вдумайтесь немного в тот факт, что одним могущественным словом десять прокаженных человеческих тел, изъеденных недугом, внезапно стали здоровыми и чистыми! И когда вы вдумаетесь, то сами легко признаете: воистину, слово сие не могло исходить от смертного человека! Слово сие должен был изречь Бог через телесный орган человеческий. Действительно, человеческий язык его произнес, но оно происходило из той же глубины, из которой вышло и повелительное слово, повлекшее за собой создание мира. Есть слова и слова. Есть слова чистые и безгрешные, которые потому и обладают силой. Эти слова проистекают из первоисточника вечной любви. Пред ними распахиваются врата всех вещей; им покоряются вещи, и люди, и болезни, и духи. А бывают слова, разбавленные водой, притупившиеся, умерщвленные грехом, которые производят действия не больше, чем свист ветра в полом тростнике; и сколько бы таких мертвых слов не произносили, они остаются бессильными, как воздействие дыма на железную дверь. И еще представьте себе, какое для нас ни с чем не сравнимое утешение — знать, в какого всемогущего и человеколюбивого Господа мы веруем!
Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори.
Он есть Начальник жизни, Он — Повелитель болезней, Он — Властитель природы, Он — Победитель смерти. Мы сотворены не бездумной и бессловесной природой, но Им, премудрым. Мы являемся не рабами природных условий, но слугами Бога Живаго и человеколюбивого. Мы не игра случая, но создания Того, кто сотворил и наших старших братий, ангелов и архангелов, и все бессмертное воинство небесное. Хоть мы в этом мире и страдаем, Ему известны смысл и цель наших страданий; хоть мы и прокажены грехом, Его слово сильнее проказы — как телесной, так и душевной; хоть мы и тонем, Его спасительная рука близ нас; хоть мы и умираем, Он ждет нас по ту сторону могилы.

Но возвратимся к Евангельскому рассказу об исцелении прокаженных и посмотрим теперь на ясную картину благодарности и неблагодарности. Что же сделали эти прокаженные, заметив, что исцелились от своего недуга? Вот что: только один из них возвратился поблагодарить Христа, а другие девять продолжили свой путь, забыв о своем Благодетеле и Спасителе.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Этот единственный благодарный человек, увидев, что тяжкая болезнь его оставила, облегченно вздохнул, словно его перестали душить лютые змеи, и первой его мыслью было поблагодарить Того, Кто спас его от неописуемого несчастья. И как он только что возвышал свой хриплый голос и гнойными устами взывал:
Иисус Наставник! помилуй нас
— так теперь он возвышает звонкий голос из здоровой груди и здоровыми и чистыми устами громко прославляет Бога. Но этого ему было не достаточно, и он побежал назад к своему Благодетелю, чтобы выразить ему благодарность. И, возвратившись ко Христу, он пал пред Ним ниц, уже не на изъязвленные и больные, но на здоровые колени, и принялся благодарить Его. Тело исполнено здравия, сердце — радости, очи — слез! Вот истинный человек. Только что он был скоплением гноя, а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь — снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: «Нечист, нечист», а теперь он — радостная труба хвалы и славы Божией!

И сей единственный благодарный человек был не иудей, но самарянин. Самаряне же были не иудеи, но или чистокровные ассирийцы, или потомки ассирийцев и иудеев. Это те самые ассирийцы, которых некогда царь Ассирийский Салманассар поселил в покоренной Самарии, предварительно переселив оттуда в Ассирию израильтян (4Цар.17:3-6, 24). Что и сей благодарный человек был чистокровный ассириец, видно из того, что Сам Господь называет его иноплеменником:

Слышите ли, как мягко Господь укоряет неблагодарных? Он только расспрашивает о них — разве и они не исцелились? И почему и они не возвратились поблагодарить? Он спрашивает, не потому что не знает, что все они очистились. Нет, он знал, что они исцелятся, прежде чем встретил их и увидел. Но, задавая сей вопрос, Он упрекает. И какой же это мягкий упрек, не правда ли? Как любой из нас, когда подарит монету какому-нибудь бедняге, кричит и бушует, если тот его не поблагодарит! А представьте себе, как бы каждый из нас самым грозным образом изобличил девять больных людей, если бы он, предположим, сумел возвратить им здоровье, а они бы даже не выразили благодарности за такую неоплатную услугу! Как же все дни наполнены человеческими криками на неблагодарных! Как тяжел воздух от злобы и проклятий, каждый день с утра до вечера сыплющихся из людских уст на неблагодарных! Между тем, как ничтожно все, сделанное человеку человеком по сравнению с теми благодеяниями, что творит людям Бог, творит без устали и непрестанно, от колыбели человека до могилы! Но все-таки Бог не кричит, не бранит, не проклинает неблагодарных, но лишь мягко укоряет их, спрашивая тех, кто молится Ему келейно или в храме: где же прочие Мои чада? Не даровал ли Я тысячам из них здравие, но се, только сотни вас, благодарящих? Не украсил ли Я урожаем нивы, и не у всех ли Я наполнил загоны для скота, но се, лишь немногие из вас преклоняют предо Мною колени и воздают хвалу? Где прочие Мои чада? Где могущественные и сильные, владеющие народами Моей силой и с Моей помощью? Где богатые и преуспевшие, обогатившиеся Моим богатством и преуспевшие по Моей милости? Где здоровые и веселые, исполнившиеся здравия и веселия из Моего источника? Где родители, детям которых Я помогаю расти и крепнуть? Где учителя, которым Я прибавляю мудрости и знаний? Где многочисленные больные, исцеленные Мною? Где многие и многие грешники и грешницы, души которых Я очистил от греха, как от проказы?

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Он единственный вернулся, чтобы поблагодарить. Но разве для Христа существуют иноплеменники? Разве Он пришел спасти не всех людей, а только иудеев? Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что своим богопознанием превосходили все остальные народы земли. Но вот пример, показывающий тупость их ума и окаменение сердца! Ассириец, язычник, оказался обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем хвастливые иудеи. Но, к сожалению, эта история и до сего дня повторяется с избранными и неизбранными. И сегодня некоторые из язычников обладают более открытым к Богу умом и благодарным Ему сердцем, чем многие и многие христиане. Многие мусульмане или, скажем, буддисты своим усердием в молитве и теплою благодарностью Творцу могут пристыдить иных христиан.

Наконец, сей рассказ завершается словами Спасителя, обращенными к этому благодарному самарянину:

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Видите, сколь велик Господь в смирении, также как и в благости! Для Него является радостью назвать людей соработниками в Своих великих и благих делах. Этим Он хочет возвысить достоинство униженного и уничиженного рода человеческого. Будучи превыше человеческого тщеславия и гордости, Он желает разделить Свои заслуги с другими, Свое богатство — с бедными, Свою славу — с несчастными и жалкими.
Вера твоя спасла тебя.
Действительно, этот Самарянин веровал, как веровали и остальные девять прокаженных; ибо если бы они не веровали в могущество Господа, то не кричали бы:
Иисус Наставник! помилуй нас.
Но чего стоила эта их вера? Они могли с тою же верой кричать к тысячам самых прославленных врачей на земле: «Помилуйте нас и исцелите нас!» Но все было бы напрасно. Предположим даже, что кто-нибудь из этих тысяч земных смертных врачей вылечил бы их: как вы думаете, стал бы он — любой из них — приписывать сие исцеление вере больного, а не себе, исключительно себе и своим способностям? Не в обычае ли у земных смертных врачей намеренно замалчивать роль больных в выздоровлении, чтобы таким образом как можно ярче выделить исключительно себя самого и свои заслуги? Так относятся люди к людям. А Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе. Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного — его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные: «Мой воз пшеницы напитал тебя», но: «Твое зерно тебя напитало!» Он не говорит: «Я спас тебя!», но:
Вера твоя спасла тебя.
О, сколько великодушия в сих словах! И какой урок всем нам! И какой укор самолюбию и гордости людской!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа праведного все, скрывающие зерно чужой заслуги и выпячивающие свой воз. Они являются похитителями и ворами не меньше, чем богач, присоединяющий маленькое поле бедняка к своему большому!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа справедливого все генералы, скрывающие вклад своих солдат в победу, но громко трубящие повсюду о своих исключительных заслугах!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа смиренного все торговцы и промышленники, замалчивающие роль своих работников и помощников в своем успехе и приписывающие его лишь собственному трудолюбию, мудрости и удачливости!

Пусть, наконец, придет и со стыдом научится от Христа человеколюбивого и весь человеческий род, в гордой слепоте своей приписывающий все благо, все умение, все успехи исключительно себе, но замалчивающий львиную долю Божию во всем этом или забывающий о ней! Пусть придет и научится, видя, как справедливый Бог не замалчивает ни одного зерна заслуги человеческой в целом возе Своих заслуг, но, напротив, Свои заслуги скрывает и молчит о них, а подчеркивает заслуги людей!

Можно ли представить себе более сильный удар и более страшный упрек людям за их воровство, хищения, грубость, отсутствие человеколюбия и боголюбия? Воистину, имеющий стыд устыдится при виде такого смирения Христова. Имеющий в себе одну непогашенную искру совести покается в своем грубом и глупом самохвальстве и выставлении себя напоказ и станет благодарным по отношению к Богу и людям. А благодарность научит его справедливости, праведности и смирению.

О, если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и благодарили бы Его от сего часа до часа смертного — до часа смертного, который не далеко от каждого из нас! Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

***

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.

Зачем благодарить Бога

Иисус Христос – Господь Вседержитель. Икона

«К сожалению, пришел возблагодарить Бога только один, а девять не вернулось. Это говорит о том, что иудеи, которые знали Христа, всю жизнь знали Бога – но они не приняли, отвергли Его. И они не возблагодарили Бога за то благодатное время, которое пришло к ним для того, чтобы прозреть и исцелиться от своих недугов. А для нас, язычников, которым имел счастье быть самарянин, наступило просвещение Божественным Светом и Благодатью. И мы, подобно самарянину, пришли к Богу, поклонились за то, что Господь исцелил нас от проказы незнания, от проказы грубости нашего нрава, от проказы невежества. И свет Христового учения воссиял в наших сердцах», – отметил митрополит Павел.

Но, к сожалению, у нас есть духовная проказа – неблагодарность к Богу и людям, добавил он. «И эта болезнь может стать причиной всех нестроений и бедствий в жизни каждого человека. Господь всех радует солнечным светом, теплом, дождем, кого-то богатством, кого-то друзьями…

Но ведь из всех, на кого Господь посылает милости, в храм приходит несколько десятков. Где же остальные? Разве каждому не за что благодарить Бога?

Если бы все в едином порыве пошли в храмы, преодолевая неверие, отчаяние, то уже по дороге случилось бы чудо. Все бы изменилось в нашей жизни! Многие идут в храм, но просить помощи в собственной беде, уповая на чудо – но не пытаясь даже найти Самое великое Чудо в жизни человечества – Христа!» – поведал Владыка Павел.

Многие задаются вопросом, а зачем благодарить Бога? «Хотел бы вспомнить слова святителя Николая (Велимировича): «Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым. Но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего».

«В молитве и благодарении Бога человек освобождает себя от земных привязанностей, жизненных забот, освобождается из смертного тления и прилепляется к Господу Иисусу Христу. Благодарность дает крылья милосердию и сподвигает человека творить дела милосердия, и Божественная благодать укрепляет его на всех жизненных путях. Поэтому будем стараться после каждого нашего исцеления духовного и телесного спешить в храм, поблагодарить Бога за Его величайшие милости. А вместе с тем и показать те дары Божественной любви, которые совершены над нами. Господь еще никому не отказал. Даже к иноплеменникам и иноверцам Господь проявляет Свою милость для того, чтобы они уразумели и пришли, и поклонились Господу и прославили Его и величие Его», – подчеркнул в завершение настоятель лавры.

Как простить обиду и отпустить

Исцеление прокаженного

Когда Иисус спустился с горы, за Ним последовало множество людей. Тут к Нему подошел человек, больной проказой, поклонился Ему и сказал:
– Господи, если Ты захочешь, Ты можешь меня очистить.

Иисус протянул руку и прикоснулся к нему, сказав:

– Хочу, очистись!

В тот же миг человек исцелился от проказы. Иисус тогда сказал ему:

– Смотри, никому не говори об этом, но пойди, покажись священнику и принеси в жертву дар, как это повелел Моисей. Так твое исцеление будет удостоверено перед людьми.

Вера офицера

Когда Иисус пришел в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил о помощи.

– Господин, – сказал он, – мой слуга лежит дома парализованный и ужасно мучается.

Иисус ответил ему:

– Хорошо, Я приду и исцелю его.

Сотник возразил Иисусу:

– Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома. Скажи лишь слово, и мой слуга выздоровеет. Ведь и сам я подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: «Ступай!» – и он идет, другому: «Ко мне!» – и тот приходит. Слуге моему говорю: «Сделай это!» – и он делает.

Иисус, услышав это, удивился и сказал тем, кто шел за Ним:

– Говорю вам истину, что даже в Израиле Я не встречал такой сильной веры. Говорю вам, что многие из других народов придут с востока и запада и возлягут на пиру с Авраамом, Исааком и Иаковом в Небесном Царстве. Сыны же Царства будут выброшены вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов.

И Иисус сказал сотнику:

– Иди! По твоей вере будет тебе.

И в тот же час слуга выздоровел.

Исцеления больных

Придя в дом Петра, Иисус увидел, что его теща лежит в горячке. Он прикоснулся к ее руке, и жар оставил ее, она встала и начала накрывать для Него на стол. С наступлением вечера к Иисусу привели много людей, одержимых демонами. Он изгнал духов словом и исцелил всех больных. Это было исполнением слов пророка Исаии: «Он взял наши немощи и понес наши болезни».

Будущие последователи Иисуса

Когда Иисус увидел, что вокруг Него собралась большая толпа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону озера. Тут к Нему подошел один из учителей Закона и сказал:

– Учитель, я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел.

Иисус ответил:

– У лисиц есть норы, и у птиц небесных – гнезда, а Сыну Человеческому негде и голову приклонить.

А другой человек, из Его учеников, сказал:

– Господи, разреши мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус ответил ему:

– Следуй за Мной, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.

Иисус усмиряет шторм

Иисус вошел в лодку, и ученики сели вместе с Ним. Внезапно на озере поднялся такой сильный шторм, что лодку захлестывало волнами. А Иисус в это время спал. Ученики разбудили Его, говоря:

– Господи, спаси нас! Мы гибнем!

Иисус ответил:

– Маловеры, ну что вы испугались?

Он встал, запретил ветру и волнам, и наступил полный штиль. Ученики удивленно спрашивали:

– Кто же Он, что даже ветер и волны повинуются Ему?

Иисус изгоняет демонов в стадо свиней

Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из гробниц вышли два человека, одержимых демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.

– Что Ты от нас хочешь, Сын Божий? – закричали они. – Ты пришел мучить нас еще до назначенного срока?

Неподалеку от них паслось большое стадо свиней. Демоны попросили Иисуса:

– Если Ты нас выгонишь, то пошли нас в это стадо свиней.

Иисус сказал им:

– Идите!

Выйдя из людей, демоны вошли в свиней. Все стадо бросилось с обрыва в озеро и погибло в воде. А свинопасы побежали в город и все рассказали, включая и то, что произошло с одержимыми. Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, увидев Его, попросили покинуть их края.

a) 8:4 См. Лев. 14:1-32.

b) 8:17 Ис. 53:4.

c) 8:20 Сыну Человеческому – букв.: «Сыну Человека» – это один из титулов Христа, данный пророком Даниилом (см. Дан. 7:13-14). Иисус всегда употреблял этот титул применительно к Себе. Он делал это, чтобы намекнуть на то, что Он и есть Тот Самый, о Ком говорится у Даниила – Царь над всеми народами, Чье Царство будет вечным.

d) 8:21 В первом веке существовал погребальный обычай, по которому тело усопшего на год помещали в пещеру. После этого времени, когда от тела ничего кроме костей не оставалось, их убирали и хоронили в урне. Этот стих может также быть переведен как: Господи, разреши остаться со своим отцом, чтобы, когда он умрет, я смог похоронить его.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]