Достопримечательность | |
Дом причта | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Состояние | Действует |
Дом при́чта
— административное здание Русской православной старообрядческой церкви. Часть историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», памятник истории и культуры XIX века.
История
На плане, датируемом 1821 годом, обозначено здание, габариты которого схожи с частью современного Дома причта[1]. Нынешнее здание построено в 1863—1866 годах[2].
На нижнем этаже помещались: Кладбищенская контора-гостиница, кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского кладбища[3]. Во второй половине XIX века здесь были покои московского старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси, происходили Освященные соборы, Всероссийские съезды мирян и представителей церковных общин[1].
После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием[3].
Осенью 1987 года в результате произошедшего пожара здание пришло в негодность — от здания остались одни стены[3]. Жильцы были расселены[1].
В декабре 1987 года Дом причта в послепожарном состоянии передают в аренду Московской архиепископии (с 1988 года — Московской митрополии). Однако в результате судебного иска договор аренды здания был прерван, и только в 1996 году после многочисленных длительных тяжб здание уже в полностью руинированном состоянии было возвращено в пользование Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Средств восстанавливать здание у РПСЦ на тот момент не оказалось, и год за годом оно все больше разрушалось и приходило в запустение[1].
Лишь митрополиту Андриану (Четвергову) удалось привлечь внимание московских властей к этой проблеме. В марте 2005 года на Рогожское прибыл тогдашний градоначальник Юрий Лужков, который и дал добро на реконструкцию Рогожского историко-архитектурного комплекса[1]. В ходе встречи Юрия Лужкова с митрополитом Андрианом было решено летом того же года приступить к обследованию фундамента Дома причта и его укреплению. Юрий Лужков дал поручение подготовить проекты восстановления зданий Дома причта и храма Рожества Христова. Также мэр обратил внимание, что многочисленные заборы и решетки, разделяющие внутреннюю территорию Рогожской слободы, мешают восприятию её как единого целого, которые необходимо убрать, а взамен оградить историческую зону общей оградой, которая бы «смотрелась достойно, в старорежимном духе»[4]
Работы по реконструкции здания, восстановлению начались лишь в 2010 году. При укреплении фундамента были пробурены скважины по периметру здания, насосы откачивали воду из скважин в процессе отливки нового фундамента, таким образом, понижая уровень грунтовых вод — теперь здание фактически стоит на герметичном железобетонном «стакане». Был отреставрирован фасад здания, причём строителям удалось практически полностью сохранить в первозданном виде северный фасад дома, он в наименьшей степени пострадал за годы запустения[2]. Предполагалось, что Дом причта будет окончательно сдан в эксплуатацию в июле 2012 года[5].
31 октября 2013 года в отреставрированном здании Дома причта открылась постоянно действующая экспозиция музея старообрядческой иконы. На экспозиции представлены иконописные памятники XVI—XX веков из собрания Рогожского иконохранилища[6].
24 апреля 2015 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) 24 апреля митрополит Корнилий совершил молебен с водоосвящением в отреставрированном Доме причта, который стал административным зданием РПСЦ[1].
В октябре 2015 года митрополит Корнилий, выступая с докладом на Освященном Соборе в Москве, сказал: «Буквально заново был воссоздан из небытия Дом Причта, сильно пострадавший и изменивший свой облик в прошлом веке. Теперь в нём проходят наши Освященные Соборы, за небольшой период времени после передачи его нам здесь уже прошли несколько значительных выставок и конференций по старообрядчеству и истории русской культуры. Вчера была открыта выставка старинного шитья и облачений»[7].
Домовые церкви: где они могут располагаться
- В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
- В воинских частях. Для военнослужащих.
- В учебных заведениях. Сейчас — в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах — это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
- В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
- В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
- В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.
Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru
Примечания
- ↑ 123456
[rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/osvyashhenie-doma-prichta-na-rogozhskom/» Освящение нового административного здания митрополии Русская Православная Старообрядческая Церковь] - ↑ 12
[mosday.ru/news/item.php?136775 Москва | Новости | Реставрацию дома причта для старообрядческой церкви завершат до января — MosDay.ru] - ↑ 123
[www.openmoscow.ru/kladbrogozh.php Достопримечательности Москвы: Рогожский старообрядческий посёлок и Рогожское старообрядческое кладбище. Рогожский поселок ул., 29, метро «Марксистская», «Таганская», «Авиамото…] - [rpsc.ru/news/mitropolit-andrian-i-mer-moskvyi-yum-luzhkovproveli-soveschanie-o-buduschem-rogozhskoy-slobodyi/ » Митрополит Андриан и мэр Москвы Ю.М. Лужковпровели совещание о будущем Рогожской слободы Русская Православная Старообрядческая Церковь]
- [rpsc.ru/news/rukovoditel-departamenta-kulturnogo-naslediya-stolici-aleksandr-kibovskij-s-rabochim-vizitom-posetil-rogozhskoe/ » Руководитель департамента культурного наследия столицы Александр Кибовский с рабочим визитом посетил Рогожское Русская Православная Старообрядческая Церковь]
- [rpsc.ru/news/na-rogozhskom-otkrilas-muzejnaya-ekspoziciya-staroobryadcheskoj-ikoni/ » На Рогожском открылась музейная экспозиция старообрядческой иконы Русская Православная Старообрядческая Церковь]
- [rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/doklad-osvyashhennomu-soboru-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-2015-g/ » Доклад Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви (2015 г.) Русская Православная Старообрядческая Церковь]
Домовые церкви: какие бывают?
Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.
Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Отрывок, характеризующий Дом причта
Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее. В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой. Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников. – Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l’etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите? – Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение… Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием. – Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей. – Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко. – La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу. Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей. – Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки. Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную. Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело. Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным. – Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня. – Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь. – Вы не видали моего мужа? – Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати. – Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно. – Очень интересно.. Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу. – Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы. – Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
Сколько зарабатывают причетники
Церковь в России отделена от государства, поэтому люди, входящие в причт, – это работники, не имеющие никаких социальных гарантий и льгот. Обеспечение причта деньгами и необходимыми вещами возлагается на прихожан храма. Прихожанами считаются те, кто исповедует православную веру, а также регулярно посещает храм, исповедуется, причащается, участвует в жизни прихода. Православные, в отличие от католиков, не обязаны жертвовать церкви десятину от своих доходов. Доходы, получаемые церковью, – средства от продажи свечей, утвари, поминальных записок и других треб, а также добровольные пожертвования. Соответственно, зарплату работников церквей, особенно маленьких, трудно назвать высокой.