Первосвященники Анна и Каиафа: вершители суда над Богом

Ветхозаветная иерархия, установленная Богом, имела три ступени. Высшая ступень среди израильского священства принадлежала первосвященнику.

В книге Левит впервые встречается название коген-гадол, которое в буквальном переводе означает «великий священник».

Первосвященник (ха-коэн, ха-гадол, коген-гадол) — священнослужитель, возглавлявший службу в скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме.

Аарон

первый из первосвященников

К первосвященникам применялся эпитет «помазанник» (машиах), т.к. посвящение в сан сопровождалось помазанием елеем.

Обряд посвящения в первосвященники длился 7 дней

Обряд посвящения в первосвященника и священника состояло из четырех действий:

  • омовение водой. Такое омовение иудейские первосвященники принимали в праздник — день Очищения. Это было не только физическое, но и символическое действие, означающее святость и чистоту будущего служителя;
  • облачение в священные одежды. Символ того служения, в которое вступал посвящаемый;
  • помазание священным елеем. Елей считается символом радости и знамением Божьего благословения, а через помазание подавались им дары Святого духа. По преданию на голову Аарона Моисей излил в большом количестве елей и затем помазал, лицо и одежды. Священникам же помазывались только лицо и одежда;
  • жертвоприношение. Приносили три жертвы: за грех, всесожжение и специальную жертву посвящения.

Обряд посвящения длился семь дней и заканчивался трапезой, символизирующей союз посвященных с Богом.

8 видов

одежды носил первосвященник во время службы

Одежда первосвященника была более величественной, чем простых священников и состояла из восьми видов: четыре вида одежды, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию (т.н. «белые одежды»), и четыре дополнительные, которые надевает только он («золотые одежды»).

Духовные прообразы: 9 фактов


Первосвященник, прообраз Христа. 9 фактов

Первосвященник

  1. Первосвященник не мог иметь никаких физических уродств и недостатков и должен был избегать прикосновения к любому мертвому телу (Лев. 21:9-23)
  2. Первосвященник не принимал участия в мирских делах
  3. Первосвященник проходил посвящение перед своим служением — омывание водой, помазание елеем и принесение жертвы Богу (Исх. 29:4,7,10-14)
  4. Первосвященник совершал ежегодное примирение за народ (Лев. 16:3-16; Евр. 9:7-14)
  5. Первосвященник ходатайствовал за народ (Лев. 16:3-16)
  6. Первосвященник благословлял народ во имя Господа
  7. Первосвященник осуществлял надзор над скинией (Евр. 9:6,7)
  8. Первосвященник выносил приговоры и принимал решения в спорных вопросах (Иоан. 18:13)
  9. У первосвященника появлялся преемник после смерти (Евр. 7:23)

Иисус

  1. Иисус, наш первосвященник, был свят, бесхитростен, непричастен злу, отделен от грешников. В Его характере не было недостатков (Евр. 4:15; 7:26; 1 Пет. 2:22).
  2. Иисус был занят исполнением воли Божией (Иоан. 6:38)
  3. Христос был крещен, помазан Святым Духом и принес Себя в жертву (Мат. 3:13-17; Евр. 9:26)
  4. Христос совершил одно примирение за весь мир (Евр. 9:7-14; 10:9,10)
  5. Христос ходатайствует за нас (Евр. 7:25; 1 Иоан. 2:1-3)
  6. Христос благословил нас в прощении грехов (Деян. 3:26; 2:38)
  7. Христос стоит во главе церкви (Евр. 10:21)
  8. Христос имеет всю силу и власть (Мат. 28:18)
  9. Христос не имеет преемников, ибо Он живет (Евр. 7:24,28)

Священные одежды повелел изготовить сам Моисей


Священные одежды первосвященника
Моисей сам повелел изготовить священное одеяние:

«Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс.

Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне».

(Исх. 28:4)


Наперсник, хошен

Наперсник — четырехугольный нагрудник с 12 оправленными в золото драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых.

«Ефод (эфод) представлял собой два куска материи, сотканной из голубых, пурпурных и червленых нитей, виссона и золота (в виде нитей).

Ефод закрывал спину и грудь священнослужителя и символизировал ответственность, которая ложилась на его плечи.

Ефод стягивался длинным поясом, символическое значение которого так же можно найти в Библии: опояшь чресла твои.»

(4 Цар. 9:1)

Что означало быть готовым к трудам.


Ефод. Одежда первосвященника

Поверх хитона под ефод надевалась риза голубого цвета. Верхняя риза не имела рукавов и была длиной до пят. Подол был украшен гранатовыми яблоками и колокольчиками

«дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть».

(Исх. 28, 35)

Кидар или тюрбан напоминал головные уборы других священников и отличался только тем, что к нему крепилась диадема святости (циц) — золотой полуобруч с надписью «святыня Господня».

«И возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадему святыни, как повелел Господь Моисею».

(Лев.8:9)


Диадема святости

Должность первосвященника была почетной и уважаемой, поэтому к нему предъявлялись строгие требования в отношении личной чистоты и святости: он не мог жениться на вдове, прикасаться к умершим, обнажать голову.

«Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в [священные] одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.

И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем.

Я Господь. В жену он должен брать девицу. вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его».

(Лев. 21)

83 человека

занимало высокий пост за годы существования института первосвященства

Первосвященники назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно несколькими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был, например, ветхозаветный Каиафа.

Точный список первосвященников составить практически невозможно, т.к. дошедшие до нас данные недостаточны и могут быть не точны. Но по Иосифу Флавию оно составляет около 83 человек.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Назначение Первосвященника и процедура его посвящения [↑]

Согласно еврейским законам, первосвященника назначает Верховный суд мудрецов Торы — Санхедрин. Изначально следует выбрать на эту должность наиболее сильного, богатого, красивого и умного коэна. Если он не богат, но по остальным требованиям подходит на этот пост, другие коэны обязаны снабдить его деньгами.

Первосвященник посвящается путем помазания специальным маслом. Если нет масла помазания, его можно посвятить тем, что он наденет восемь специальных первосвященнических одежд. Изначально следует, чтобы процедура помазанья маслом или надевания восьми одежд продолжалась семь дней (когда каждый день его мажут заново или он надевает заново восемь одежд), однако, постфактум, даже если его помазали или он надел восемь одежд только один день, он считается первосвященником.

Практически нет никакой разницы между первосвященником, который был посвящен путем помазания, и тем, которого посвятили путем надевания восьми одежд, за исключением жертвоприношения быка за свой ненамеренный грех — его приносит только тот первосвященник, которого посвятили на этот пост помазанием.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Первосвященники эпохи скинии
  • 3 Первосвященники Первого Храма
  • 4 От возвращения из плена до Александра Македонского
  • 5 При Селевкидах
  • 6 Хасмонеи
  • 7 При Ироде
  • 8 При Архелае
  • 9 При Квиринии
  • 10 При Валерии Грации
  • 11 При Вителии
  • 12 При Агриппе I
  • 13 При Ироде Халкидском
  • 14 При Агриппе II
  • 15 Источники

Самые первые из первосвященников: достойнейшие слуги

Когда в пустыне был построен Мишкан, необходимо было следить за тем, чтобы служба в нем совершалась безукоризненно, для этой цели был назначен Первосвященник. Изначально эту роль должен был взять на себя Моше, но, как считают некоторые комментаторы,(1) он утратил свое право, когда отказался быть посланником Бога, чтобы исполнить миссию и освободить евреев из Египта. И, хотя его намерения были чисты — он хотел избежать унижения своего старшего брата, ведь речь шла о том, чтобы принять на себя более значительную роль, чем могла быть отведена Аарону, такая его реакция продемонстрировала, что честь брата для него важней, чем повеление Всевышнего, а для Первосвященника это было немыслимо, ведь его положение требовало полного подчинения Богу.(2) Так вместо Моше первым в истории Первосвященником стал Аарон.

Первосвященство должно было передаваться от отца к сыну, кроме тех случаев, когда ребенок в силу некоторых своих особенностей не был пригоден для служения.(3) После смерти Аарона эту должность по велению Всевышнего принял на себя его сын Элазар,(4) а затем она перешла к сыну Элазара Пинхасу. Он был первосвященником во время завоевания народом Израиля Земли Обетованной.(5)

Пинхасу первосвященство досталось в награду за проявленную им преданность вере и Всевышнему,(6) и его семья получила право наследовать эту должность. Однако позже привилегия была временно отменена и предоставлена потомкам Итамара, младшего сына Аарона. Это произошло в результате двух вопиющих ошибок, допущенных Пинхасом во время правления Ифтаха (988–982 гг. до н.э.).(7)

Самым первым из известных первосвященников в семье Итамара был Эли, который служил в Мишкане, пока Святилище еще находилось в Шило.(8) После его разрушения Мишкан был восстановлен в Нове на 13 лет(9), а затем 44 года(10) он находился в Гивоне.

В 832 году до н.э. царь Шломо построил Первый Храм (его строили в течение 7 лет) — на горе Мория в Иерусалиме.(11) И первым первосвященником, служившим в Храме, стал Цадок,(12) потомок Пинхаса.(13) С той поры первосвященство передавалось в его семье из поколения в поколение вплоть до строительства Второго Храма.

Какую работу в Храме совершал Первосвященник? [↑]

Все работы в Храме (жертвоприношения, воскурение благовоний, зажигание храмового светильника — Меноры и др.) разыгрывались по жребию между священнослужителями — коэнами (т.к. работ хватало не на всех, а участвовать хотели все). Первосвященник же при этом имел преимущество — он мог выбрать любую из них. Особенно редкой и почетной считалось воскурение благовоний: обычный коэн получал эту работу только раз в жизни, и она приносила ему богатство. Но Коэн Гадоль мог даже ее выбирать себе всегда, когда хотел.

Кроме того, существовали обязательные работы, которые совершал именно Коэн Гадоль. Ежедневно (утром и во второй половине дня) он приносил мучное жертвоприношение «хавитин»

— лепешку из пшеничной муки, смешанной с оливковым маслом и небольшим количеством благовонной смолы. Часть этой лепешки сжигалась на жертвеннике, остальное предназначалось для коэнов.

Если Коэн Гадоль совершал ненамеренно грех, за намеренное совершение которого ему бы полагался карет (отсечение души в Будущем мире и ранняя смерть), он должен был принести в жертву быка, в отличие от остальных евреев, которые должны были в этом случае принести в жертву либо козу, либо барашка. Жертва первосвященника была самой существенной, т.к. он отвечал за весь народ, и его грех был сродни боданию быка (но, как говорилось выше, это касалось только первосвященника, посвященного обрядом помазания).

Но самой важной обязанностью первосвященника была его служба в Йом Кипур — День Искупления, когда он фактически был представителем всего еврейского народа перед Б-гом и должен был сделать все работы один.

Статус Первосвященника: ответственность, запреты, привилегии [↑]

Как известно, нечаянный убийца спасался от кровного мстителя в специальном городе-убежище, где он должен был проживать до смерти первосвященника. Дабы тот человек не молился о том, чтобы Коэн Гадоль поскорее умер, мать первосвященника посылала ему еду и одежду (см. трактат Вавилонского Талмуда «Макот», л.11А

). Но мы знаем, что напрасные проклятия не достигают цели. Значит, первосвященник все-таки был виноват — виноват в том, что недостаточно молился о благе мира и соответственно возникала возможность подобных случаев (нечаянных убийств). В его силах было так повлиять на мир, чтобы тот, кто не хочет никого убивать, не сделал бы этого: одной его халатности было бы недостаточно, чтобы привести к убийству.

Ответственность первосвященника проявлялась и в Йом Кипур. Если его служение было неугодно Б-гу, он, войдя в Святая Святых, погибал. Поэтому к ноге первосвященника привязывали цепь: если он умирал, его можно было за нее вытащить. Такие случаи часто случались в эпоху Второго Храма, когда уровень народа настолько упал, что первосвященство покупалось за деньги.

Статус первосвященника налагал на него определенные запреты — в дополнение к тому, что было запрещено для обычных коэнов. Так, если обычный коэн не мог жениться на разведенной женщине, первосвященнику запрещено было жениться не только на разведенной, но и на вдове. Ему также запрещено было осквернять себя любым мертвым телом, даже если умер его близкий родственник (что обычному коэну разрешено).

Однако, первосвященнику была разрешена (и даже предписана) «мет мицва»

— заповедь хоронить покойного, которого некому больше похоронить.

Привилегии первосвященника состояли в том, что он мог при желании принести любое жертвоприношение и совершить любую работу в Храме — простые коэны должны были ему уступить. Когда делили мясо жертвоприношений, Коэн Гадоль мог взять половину и выбрать себе самую отборную часть.

Простые коэны должны были оказывать почет первосвященнику. Они обращались к нему словами «Иши Коэн Гадоль»

— т.е. «Господин мой Коэн Гадоль». Когда он куда-то шел, коэны сопровождали его; не следовало первосвященнику ходить в окружении простых евреев.

Коэн Гадоль должен был вести себя с достоинством. Его не должны были видеть в бане или в уборной, а также тогда, когда он подстригается.

Судить его мог только Верховный суд из 71 судьи — Санхедрин, заседавший на территории Храма.

Служба Первосвященника в Йом Кипур [↑]

В течении этого святого дня Коэн Гадоль совершал храмовую службу, которая искупала грехи еврейского народа, а в конечном итоге — и всего мира.

Центральным моментом этой службы были вхождения Первосвященника в Святая Святых Храма (это мог делать только один человек — Коэн Гадоль — и только один день в году — в Йом Кипур), когда он совершал воскурения и кропления кровью жертвенных животных в направлении крышки Ковчега Завета, а также произносил непроизносимое Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего.

Другой важнейшей частью служения этого дня было отсылание одного из двух одинаковых козлов в пустынную местность, где его сбрасывали со скалы (второго козла зарезали и приносили в качестве жертвы). По сути дела, то, что происходило с «козлом отпущения» (в оригинале он называется несколько иначе — «козел отсылания»), было материализацией искупления грехов, происходившего по итогам Йом Кипура — в тот момент, когда сбрасывали козла, белела алая ткань, которую привязывали на ворота Храма.

Служба в Йом Кипур засчитывалась только тогда, когда ее совершал первосвященник.

[править] Источники

  1. КЕЭ, том 6, кол. 377–378
  2. Лев., 4:3,5,16 и др.
  3. Исх., 28, 1, 2; 29, 4, 5
  4. Лев., 6, 15; ср. Иосиф Флавий, Древн., XX, 10, § 1
  5. I Цар., 2, 35; I Хрон., 24, 2, 3
  6. Jad, l. с., 16, 17
  7. ср. Числ., 35, 25, 28
  8. Исх., 29; Лев., 8
  9. Числ., 27, 20 и сл.
  10. Лев., ib.
  11. Лев., 6, 14—15
  12. Jad., l. с., V, 7
  13. Иома, I, 2; Jad, l. с., V, 12
  14. Иома, 60а; ср. ib., 68б
  15. Иома, I, 1
  16. Иосиф Флавий, Древн., XII, 5, § 1
  17. II Макк., III, 4; IV, 23 и сл.
  18. Иосиф Флавий, Contra Αр., Ι, § 7
  19. Древн., XIII, 10, § 5; Йеллинек, Bet ha-Mid., I, 33; Кид.; 66а
  20. Лев., 21, 13—14
  21. Иома, 13а, Jad., l. c.,V, 10
  22. Санг., II, 1
  23. Лев., 21, 10 и сл.
  24. Древн., XV, 3, § 1
  25. Jad, l. с.,, 20; Кет., 103б; Сифра, Kedoschim

Урим и тумим [↑]

Эфод и хошен играли важную роль в жизни еврейского народа.

Эфод был похож на фартук, надеваемый сзади, так что впереди оказывались пояс и наплечники (вроде эполет). В золотую лунку на каждом из наплечников был вставлен драгоценный камень оникс. На камнях были выгравированы имена двенадцати сыновей Яакова в порядке их рождения — по шести на каждом.

К наплечникам эфода прикреплялся хошен — нагрудник. Через два золотых кольца на его верхнем крае пропускали золотые цепи, крепившиеся — двумя концами каждая — в золотые ячейки на наплечниках спереди, а через два золотых кольца на его нижнем крае пропускали две нити голубой шерсти, которые крепились к золотым кольцам на нижних концах наплечников, т.е. сзади.

Хошен (нагрудник) представлял собой двойной квадрат со стороной в пол-локтя, внутрь которого был вложен пергамент с непроизносимым Именем Вс-вышнего, состоящим из семидесяти двух букв.

Снаружи в хошен было вставлено 12 золотых лунок, в четыре ряда по три лунки в каждом: три — по числу наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, а четыре — по числу наших праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи.

В каждую лунку помещался драгоценный камень. В первой лунке первого ряда находился рубин (камень красного цвета). На нем было выгравировано имя Реувен (отсюда и название камня — рубин). Во второй лунке — зеленый топаз с именем Шимона, в третьей — изумруд с именем Леви.

Во втором ряду располагались карбункул, сапфир и алмаз с именами Йеуды, Иссахара и Звулуна.

В третьем ряду помещались яхонт, агат и аметист с именами Дана, Нафтали и Гада.

В четвертом ряду на хризолите, ониксе и яшме были выгравированы соответственно имена Ашера, Йосефа и Биньямина.

Требовалось, чтобы на камнях были выгравированы все 22 буквы еврейского алфавита, в именах же двенадцати сыновей Яакова отсутствуют буквы хет, тет, куф, цади. Поэтому на первом камне были дополнительно начертаны имена Авраама, Ицхака и Яакова, а на двенадцатом — слова «шивтей Йешурун»

.

Когда евреям было трудно решить, как поступить: воевать или уклониться от столкновения, покинуть какое-то место или остаться и т.п. — ответ узнавали при помощи букв хошена. Первосвященник становился лицом к Ковчегу Завета, а спрашивающий — позади, и задавал вопрос. Святой дух овладевал первосвященником, и некоторые буквы на камнях хошена начинали особо выделяться в его глазах, и он составлял из них слова. Для этого на хошене присутствовали все буквы алфавита.

Начертание имени Вс-вышнего, которое помещали внутрь хошена, делало ясным (освещало) ответы хошена, поэтому все это вместе называлось урим и тумим

(
«урим»
— дающие свет,
«тумим»
— дающие исчерпывающий ответ, от корня
«там»
, что значит «полный», цельный). А сам хошен назывался
«хошен мишпат»
, поскольку окончательное решение (
мишпат
) в каждом сомнительном случае принималось с помощью урим и тумим.

Во времена Второго Храма уже нельзя было получить ответ через урим и тумим.

Приношение первосвященника: одежда, масло и хлеб

Тора максимально подробно описывает инаугурацию первого в истории первосвященника. Сыны Израиля собрались у Мишкана. Моше, временно исполняющий обязанности Коэна а-Гадоль, совершил жертвоприношения. Затем он облачил Аарона и его сыновей в одежды священников, помазал особым маслом и нанес им на уши, пальцы рук и ног капли крови животных, принесенных в жертву.(52) Аарон и его сыновья принесли инаугурационный мучной дар – его нужно было сварить, запечь и поджарить перед тем, как сжечь на жертвеннике.(53)

В последующих инаугурациях первосвященников из этого повторялось только помазание избранника, облаченного во все 8 особых предметов одежды, с помощью специального масла (шемен а-мишха

), а также инаугурационный мучной дар (
минхат хинух
) вступающего в должность.

Когда Коэн а-Гадоль освобождал должность (получал травму или умирал), Сангедрин (Верховный еврейский суд) определял, есть ли у него сын, равный ему по мудрости и страху перед Небесами. Если страх перед Небесами был достаточным, сына назначали на это место, даже если он уступал отцу в мудрости.(54)

Однако если сын первосвященника не подходил на должность или имел другие амбиции, Сангедрин искал кандидата среди остальных коэнов.

Сам термин Коэн а-Гадоль буквально переводится как «великий священник». Талмуд говорит, что он должен был быть величайшим в благочестии, силе, красоте, мудрости и богатстве. И если бы суд нашел кого-то, кто соответствовал бы всем требованиям, только не был богат, другие коэны за свой счет увеличили бы его богатство.(55)

В течение 7 дней тот, кого выбрали первосвященником, облачался в 8 одежд, его мазали маслом помазания, и он служил в Святом Храме.56 Однако согласно другому мнению, его служба продолжалась в Храме 6 дней — до наступления 7-го дня.(57)

На 7-ой день кандидат сжигал инаугурационный мучной дар, который приносил с ежедневной жертвой первосвященника (минхат хавитин

), и становился полноправным Коэном а-Гадоль.

В период Первого Храма, когда читали пророчество: «Уведет Бог тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собой, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои»,(58 )- царь Йешаяу увидел в этих словах зловещий знак и захоронил масло для помазания, боясь, что оно будет навсегда утеряно.(59) С тех пор инаугурация всех первосвященников происходила только с использованием 8 одежд и мучного дара.(60)

Каббала об Аароне: «помощник невесты»

В духовном союзе между Богом (женихом) и еврейским народом (невестой) Моше и Аарон играли разные роли.

Моше представлял абсолютную истину и должен был помочь людям увидеть реальность с точки зрения Божественного.

Бог не подвержен влиянию времени и пространства. Несмотря на то, что Он создал мир, это творение никак не изменило Его, как сказано: «Каким был Ты до сотворения мира, таким Ты и остался после его сотворения».(68)

С этой трансцендентной точки зрения мир не такой, каким кажется. Глядя в окно, мы видим там не деревья и птиц — мы видим Бога в форме деревьев и птиц. Это миропонимание всеобъемлюще. Наши индивидуальные пути и жизни относятся к более высокой реальности, объединяющей все переживания в одно однородное существование. Такая точка зрения называется ихуда илаа

, «высшее единство», и ее основным приверженцем был Моше, «сопровождающий Жениха (Бога)».

Однако его брату Аарону, первому первосвященнику, был свойствен другой подход.

Зоар(69) называет его «сопровождающий невесты» (еврейского народа). Для него были важны конкретные обстоятельства каждого человека. Аарон хотел, чтобы евреи искали Бога, исходя из своего опыта. Он распространял идею ихуда татаа

, «низшего единства», при котором сокрытие от Бога заставляет нас видеть творение таким, как оно есть. Тем не менее, мы стремимся постепенно подниматься все выше и посвятить свою мирскую жизнь служению Богу.(70)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]