Прийти к Богу и увидеть Его, или Пророчица Анна и баба Зина

  1. Жизненный путь праведницы Анны
  2. Почитание подвижницы
  3. Святая Анна Пророчица – в чём помогает

В Новом Завете воспеты многие добродетельные, бесстрашные и угодные Богу подвижники. Некоторые из них сопровождали Господа и распространяли Его слово по всей земле, другие же приуготовляли Спасителю путь, возвещая о Его грядущей миссии. К последним относится и святая Анна, о которой пойдёт речь в этой статье – а ещё здесь описано, в каких случаях понадобится янтарная икона, где запечатлена проповедница!

Жизненный путь праведницы Анны

Анна (в переводе с иврита её имя, «Ἄννα», значит «милостивая») происходила из колена Асирова – потомков 8 сына патриарха Иакова. Им принадлежали плодородные земли на запад от Евфрата, а также местность от Иордана до берегов Средиземного моря. Данная территория почти не страдала от стихийных бедствий и давала щедрые урожаи, поэтому представители этого племени не стремились завоевать другие государства, отличались искренностью и миролюбивостью.

Такие черты характера были присущи и девочке, родившейся в семье богатого, но в то же время кроткого и богобоязненного купца Фануила. Малышка всегда внимала наставлениям родителей, была спокойной, рачительной и доброй – об этом напоминает хвалебная молитва святой Анне Пророчице. Девушка рано вышла замуж, но прожила с супругом всего 7 лет – тот скончался от внезапной болезни. После смерти любимого женщина посвятила себя истовому служению Творцу, а вскоре и вовсе поселилась при Иерусалимском храме. Там подвижница пребывала до 84 лет, по мере сил пособляя всем нищим, немощным и страждущим.

Согласно Евангелию от Луки (Лк. 2:36-38), праведница находилась в соборе и в тот чудесный день, когда Иосиф Обручник с Богородицей принесли туда Иисуса, собираясь воздать Господу жертвоприношение за родившегося первенца. Также там был Симеон Богоприимец – учёный иудей, который переводил книгу пророка Исайи, и, прочитав там фразу: «Дева во чреве приимет и родит Сына», решил их подправить, посчитав ошибкой. Но, прежде чем он изменил слово «Дева» на «Жена», перед мудрецом возник сияющий ангел, изрёкший, что всё написанное – истинно; а ещё он пообещал, что мужчина не умрёт, пока не станет свидетелем исполнившегося предсказания.

Так и случилось – взяв на руки младенца-Христа, Симеон поклонился ему, произнеся: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко», и назвал «спасением, уготованным перед лицом всех народов» и «славой Израиля». То же сделала и подвижница – данный эпизод часто изображает икона святой Анны и религиозные картины на подобную тему. Удостоившись великой чести увидеть Творца, праведница начала рассказывать о Нём по всему городу – за это её и именуют «пророчицей», единственную среди всех женщин, о которых говорится в Новом Завете.

АННА

Анна Пророчица с младенцем Самуилом. Инициал из Цареградской Псалтири. XI в. (РНБ)

Анна Пророчица с младенцем Самуилом. Инициал из Цареградской Псалтири. XI в. (РНБ)

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены — Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» — образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) — пророчески указывают на царя Давида, (1877-1937) прообразовательно — на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστός). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы; Magnificat) — нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

Лит.: Библейские женщины // ПО. 1889. № 11/12. С. 770-789; Иоанн Златоуст, свт. Пять слов об Анне // Полн. собр. творений. СПб., 1898. М., 1995р. Т. 4. Кн. 2. С. 801; Elbogen I. Der Jüdische Gottesdienst in seiner geschichtlichen Entwicklung. Lpz., 1913; Hamp V. Der alttestamentliche Hintergrund der Magnificat // Bibel und Kirche. 1952. T. 32. S. 17-23; Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Κῆπος Χαρίτων, ἥτοι ἑρμηνεία γλαφύρα εἰς τὰς Θ´ ᾤδας τῆς στιχολογίας. Βόλος, 1958; Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 118; Youngblood R. Hannah // ABD.

Свящ . Афанасий Гумеров

Гимнография

Память А. редко встречается в месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 380), последование неизвестно. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 124). А. упоминается в гимнографических текстах службы прор. Самуила (20 авг.), в ирмосах нек-рых канонов. 5 сент., в день памяти Захарии и Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи, в качестве 3-й паремии вечерни читается отрывок из 1 Цар 1. 9-20 — молитва А. о даровании ей сына.

Песнь А. в богослужении.

Песнь А. (1 Цар 2. 1-10; греч. текст: Rahlfs A. Septuaginta. T. 2. P. 169-170; богослужебный церковнослав. текст: Ирмологий. Кн. 1. С. 132-133, 140, 149-150) присутствует среди др. библейских песен в Александрийском кодексе (V в.), где она помещена между 2-й Песнью прор. Моисея (Втор 32) и одной из Песен прор. Исаии (Ис 26. 1-19),- следов., она употреблялась в александрийском богослужении. В иерусалимском богослужении Песнь А. пелась на утрене: первоначально — по средам (сир. Псалтирь VIII в., отражающая богослужебную практику VI в.- РНБ. сир. нов. сер. 19; по мнению Р. Тафта — по вторникам (R. F. Taft)), позднее (по данным груз. Иерусалимского Иадгари) заняла 3-е место в структуре гимнографического канона (между 2-й Песнью прор. Моисея и Песнью прор. Аввакума); это место сохранилось за ней и в визант. обряде. По действующему в наст. время Типикону Песнь А. должна петься ежедневно на утрене, чаще в сокращенном виде, полностью 16 стихов (богослужебная разбивка на стихи не совпадает с библейской) стихословятся только по средам Великого поста. В греч. и слав. Следованных Псалтирях Песнь А. озаглавлена « », припев: « » (Псалтирь Следованная. Т. 2. С. 71), по-видимому, использовался прежде повсеместного распространения трипеснцев и канонов.

В системе служб суточного круга бенедиктинского обряда и в др. зап. системах служб суточного круга, основанных на ней, в последовании служб суточного круга со времен прп. Венедикта (VI в.) Песнь А. пелась по вторникам на Laudes. В эфиоп. Псалтири (Mezmure Dawit we celotat ze nabijat. Addis Abeba, 1962. P. 309-312; см. Эфиопская Церковь) она находится между «третьей» Песнью прор. Моисея из Второзакония (Втор 32. 22-43) и молитвой Езекии, царя Иудейского (Ис 38). Песнь А. используется в зап.-сир. богослужении: в Маронитской Церкви — на утрене, в Сиро-яковитской Церкви — в чине Тикрита (ночном богослужении) (Mateos. Les matines.).

Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 3-й песни канонов: « » (Великий канон прп. Андрея Критского), « » (канон прп. Космы Маиумского из службы свт. Григория Богослова, 25 янв.), « » (воскресный канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа прп. Иоанна Дамаскина). Наиболее часто используемые строки из Песни А.: « », « ».

Лит.: Cкабалланович. Толковый Типикон. Ч. 2. С. 259-260; Fortesque A. Canon dans le rite byzantine // DACL. Vol. 3. Col. 134-150; Τομαδάκης Ν. ῾Η ἐκκλησιαστικὴ ἡμῶν ποίησις καὶ ἡ συμφωνία αὐτῆς πρὸς τὸ δόγμα καὶ τὰ κείμενα τῶν Γραφῶν. ̓Αθῆναι, 1949; Lods A. Histoire de la littérature hebraique et juive depuis les origines jusqu’ à la ruine de l’État juif. P., 1950; Mateos J. Les matines chaldéenes, maronites et syrienes // OCP. 1960. Vol. 26. P. 70-71; idem. Quelques problemes de l’Orthros byzantin // Proche Orient Chrétien. 1961. Vol. 11. P. 31-32; Grelot P. Sens chrétien de l’Ancien Testament. Tournai, 1962; Пигулевская Н. В. Сирийские рукописи Ленинграда // ППС. 1965. № 6. C. 12; Древний Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980; Taft R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite // DOP. 1988. Vol. 42. P. 188-190.

В . В . Василик

Иконография

Изображения А. в основном известны в визант. иллюстрированных рукописях — Минологиях (на дек.) и Псалтирях (перед Песнью А.), где представлено моление святой: в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129; IX в.) — с младенцем Самуилом на руках; в Царьградской Псалтири (РНБ. Греч. 214. Л. 306 об.; XI в.) — фигура А., протягивающей руки к Самуилу, вписана в инициал «Е»; НЗ с Псалтирью (ГИМ. Гр. 407; XIV в.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 89 об., XV в.) — с поднятыми в молении руками и др. Иногда А. представлена коленопреклоненной, с воздетыми в молении руками (Laur. Cod. B 26. Fol. 264a; XII-XIII вв.; Vatop. Cod. 851. Fol. 186а; ХII-ХIII вв.). В ряде рукописей (Вашингтон. Dumbarton Oaks. Cod. 3. Fol. 75 г.; ок. 1084 г.; Paris. Сod. 610; XI в.) святая изображена дважды: в молении и на троне с младенцем Самуилом на коленях.

Иконогр.: Buchtal H. The Miniatures of the Paris Psalter: A Study in Middle Byzantine Painting. L., 1938; Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. М., 1977; Cutler A. The Aristocratic Baltersin Byzantium. P., 1981; Евсеева. Афонская книга. С. 257.

С. П. Заиграйкина

Почитание подвижницы

На первых иконах мудрую старицу рисовали как седовласую женщину с измождённым худощавым лицом, наряженную в хитон, фелонь (верхнее облачение православного священника) и головное покрывало, которое носили вдовы. Как правило, она (анфас либо в профиль) располагалась за спиной Богородицы, правой рукой указывая на Иисуса Христа.

Позже мастера начали создавать отдельные реликвии. На них праведница держит свиток, где на церковнославянском либо греческом языке начертаны слова об избавлении всех, живущих в Иерусалиме или строка из христианского требника: «Сотворивший небо и землю». Также Вы имеете возможность купить икону святой Анны с ещё одним её атрибутом – свечой.

Память подвижницы отмечают 10 сентября (по старому стилю – 28 августа). Кроме того, главу из Евангелия, в которой описаны деяния праведницы, читают на Сретенье (15 февраля), а её саму вместе с Симеоном Богоприимцем поминают в попразднество, 16 февраля.

3.1. Книги Царств и Паралипоменон

Следующие книги – это четыре книги Царств и две Паралипоменон. Первые две книги царств в еврейской традиции называются книгой Самуила, а третья и четвертая книги Царств называются книгой царей. Такое разделение принято и во многих современных западных изданиях Библии, поэтому если вы будете работать с западными изданиями, знайте, что их первая и вторая книги Царств соответствуют третьей и четвертой в нашей традиции.

Повествование книг Царств охватывает период от служения пророка Самуила и установления монархии среди израильтян до падения царства, которое разделилось на Северное и Южное. Падение Северного царства, потом падение Южного и увод большей части израильтян в плен, разгром Иерусалима, прекращение самостоятельного политического существования Израильского и Иудейского царств, и некоторые указания о судьбе пленников в Вавилоне — вот содержание этих книг. Этот период занял 500 лет, начиная с конца 11 века по начало 6-го века до рождества Христова.

Святая праведная Анна Пророчица

Имя Анна было весьма популярно в русской княжеской среде. Достаточно вспомнить дочь князя Ярослава Мудрого Анну Ярославну, вышедшую замуж за французского короля Генриха I, которого поразили красота и ум его невесты. Анна принимала активное участие в государственных делах. Это с восхищением отмечал римский папа Николай II, писавший ей:

«Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете свои королевские обязанности с замечательным умом».

3.2. Первосвященник Илий

Повествование Первой книги Царств начинается с описания служения Самуила. В это время служение первосвященника и служение судьи сочетаются в одном лице, а именно, в лице первосвященника Илия, который служит при скинии, расположенной в Силоме. К нему является некая бесплодная женщина, которая молится Богу о даровании ей чада. Эта женщина получает ответ на свою молитву, рождается младенец Самуил, которого мать обещала посвятить Богу. С такого чуда начинается история пророка Самуила.

Описание служения при скинии в этот момент далеко отстоит от того идеала, который изображен в Пятикнижии. Все просто, нет даже особого упоминания о левитах, есть Илий – первосвященник, и два его сына. Просто во время богослужения, во время молитвы эта женщина общается с ним, он сам к ней подходит и пытается ее остановить, подозревая, что она в пьяном виде явилась для принесения молитв. Возможно, это произошло из-за необычности ее молитвы. Насколько сейчас это восстановимо, евреи традиционно молились вслух и достаточно громко. Если посмотрим на то, как изображается молитва, скажем, в Псалтири, то увидим, что там постоянно используется такое слово, как «воскликнем», которое указывает на достаточно громкое произнесение молитв. Образ скорбной молитвы женщины отличался от традиционного, что и позволило предположить первосвященнику, что она пьяна. А может быть, это был не единственный инцидент подобного рода, что вполне характеризует эту эпоху.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]