Рукописная икона святой Иулиании Ольшанской выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, гравировка по левкасу, сусальное золото, темпера, олифа, лак.
Иконописная мастерская Радонежъ. 2021 год. Сергиев Посад.
На иконе изображена ростовая фигура Иулиании Ольшанской. Поверх светло коричневой туники, святая одета в белый мафорий и красный плащ. В правой руке святая держит крест, левая обращена раскрытой ладонью к зрителю. Голову святой Иулиании венчает царский венец, как знак её принадлежности к княжескому роду. Прекрасным дополнением оформления иконы, служит тонкий резной узор (гравировка по левкасу), придающий иконе изысканный, утонченный и праздничный вид.
Святая Иулиания почитается как первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души. Православная традиция приписывает святой Иулиании добродетели, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особенно — дела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божьи заповеди, постигла вершину духовного совершенства.
Святая праведная дева ИУЛИАНИЯ, княжна ОЛЬШАНСКАЯ
(+1550 г.) Память 6(19) июля
После присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских. В середине XVI века у одного из них князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево Печерской Лавры и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.
В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.
В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница.
Здесь кости врачевство против всех страданий… Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений.
Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.
Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.
В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево Печерской лавры.
Жизненный путь святой Иулиании Ольшанской является утверждением праведности, душевного здоровья, душевной цельности, т.е. целомудрия. Она творит правду Божию. Будучи праведной девой имеет благодать помогать живущим хранить девство и чистоту.
На этой ступени восхождения святых жен Руси утверждается также особый дар исцеления различных недугов душевных и телесных. Потому столь многочисленны были случаи исцелений у мощей святой Иулиании. Но более всего помогает она в исцелении душевнобольных.
Столько сейчас больных душой в нашем обществе, столько неустроенных, заблудших душ, потерявших веру в Бога или не ведающих Его. Душа человека скорбит, мучается, мятется, ибо жаждет правды Божией, жаждет пищи духовной, которой лишена. Особенно подвержены душевным болезням женщины на них ведь лежит главная тяжесть неустройств и бед наших дней.
Святая Иулиания первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души.
Она предстательствует за них вместе с другими святыми русской земли пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею пред Престолом Святой Троицы.
Помолимся же святой праведной деве Иулиании, княжне Ольшанской о ее земных сестрах женщинах России, чтобы помогла она исцелению их душ, помогла обрести радость духовную и утешение.
Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа, праведная дево Иулиание, со светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися. Темже моли, Егоже возлюбила еси и Емуже девство твое обручила еси, спасти души наша.
Тропарь, глас 2
Девства добротами преочищена и целомудрия цветы венчавшися, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси миру в нетлением телеси твоем, источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим, и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная, предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго, Того моли, дево чистая, избавити нас от всякаго зла, чтущих память твою верою и любовию.
Кондак, глас 8
Храм Божий одушевленный, девственною чистотою благоукрашенный, вемы тя святая праведная дево, княжно Иулиание, темже с любовию празднующе святых твоих мощей обретение, молим тя, известная желаний наших ходатаице: принеси за ны молитвы твоя ко Господу и от всяких бед свобождай нас предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти: радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.
Величание
Величаем тя, святая праведная дево Иулиание, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
О святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения и исцеления от болезней душ и телес, принеси молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии за вся народы Великия, Малыя и Белыя России.
Умоли Спаса нашего, да обратятся вси людие к вере Православней, да укрепят любовь взаимную и духовное единство.
Ты, мудрая дево, велию силу благодати Божия в себе показавшая и в сомне святых Печерских прославленная, укрепи исповедников веры Православныя, подаждь им твердость и мужество, обрати заблудших к покаянию и исправлению, сохрани всю страну нашу от глада, труса, потопа, огня, междоусобныя брани и от всех врагов видимых и невидимых.
О, святая агнице Божия, яко имеяй дар мнози болезни целити и от козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесный, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей.
Призри на вся предстоящия честным твоим мощем и просящия твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовный: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Ссылки по теме:
Источник: //ksana-k.narod.ru/Book/zheny/11.html
Тропарь, глас 2
Девства добротами преочищена и целомудрия цветы венчавшися, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси миру в нетлением телеси твоем, источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим, и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная, предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго, Того моли, дево чистая, избавити нас от всякаго зла, чтущих память твою верою и любовию.
Кондак, глас 8
Храм Божий одушевленный, девственною чистотою благоукрашенный, вемы тя святая праведная дево, княжно Иулиание, темже с любовию празднующе святых твоих мощей обретение, молим тя, известная желаний наших ходатаице: принеси за ны молитвы твоя ко Господу и от всяких бед свобождай нас предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти: радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.
Величание
Величаем тя, святая праведная дево Иулиание, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
О святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения и исцеления от болезней душ и телес, принеси молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии за вся народы Великия, Малыя и Белыя России.
Умоли Спаса нашего, да обратятся вси людие к вере Православней, да укрепят любовь взаимную и духовное единство.
Ты, мудрая дево, велию силу благодати Божия в себе показавшая и в сомне святых Печерских прославленная, укрепи исповедников веры Православныя, подаждь им твердость и мужество, обрати заблудших к покаянию и исправлению, сохрани всю страну нашу от глада, труса, потопа, огня, междоусобныя брани и от всех врагов видимых и невидимых.
О, святая агнице Божия, яко имеяй дар мнози болезни целити и от козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесный, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей.
Призри на вся предстоящия честным твоим мощем и просящия твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовный: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Ссылки по теме:
Источник: //ksana-k.ru/Book/zheny/11.html
ИУЛИАНИЯ
Прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы «Муромские чудотворцы, с житием святых благоверных кн. Петра и кнг. Февронии». 1699 г. (МИХМ)
Прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы «Муромские чудотворцы, с житием святых благоверных кн. Петра и кнг. Февронии». 1699 г. (МИХМ) Образ И., по-видимому, был написан еще при жизни Каллистрата (Дружины) Осорьина, когда в Муроме началось почитание его праведной матери. Икона упоминается в Житии И. в связи с одним из исцелений у ее гроба: «Села Лазарева… жене (клирика) Агафии десная рука отъяся… и явися ей во сне блаженная Ульянея, глаголя: «Иди в церковь… и приложися ко иконе праведныя Ульянеи… ко образу ея»; она же сотвори тако…» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. 7-9). Образ, очевидно, находился в ц. Собора арх. Михаила, возведенной в сер. 10-х гг. XVII в. над местом упокоения И., рядом с ц. прав. Лазаря в с. Лазареве под Муромом.
В первоначальный текст Жития, вероятно, самим Каллистратом Осорьиным были внесены нек-рые дополнения и изменения, делающие «самый образ прав. Иулиании более иконописным или аскетичным» (Там же. С. 10-11). При описании успения И. автор нарочито создает зримую словесную «икону»: «…и всем мир и прощение даст, возлеже, и прекрестися трижды, обвив чотки около руки своя последнее слово рече: «Слава Богу, всех ради! В руце Твои, Господи, предаю дух мой, аминь!» И предает душу свою в руце Божий, Егоже возлюби, и вси видевши около главы ея круг злат, якоже на иконах около глав святых пишется» (Повесть об Ульянии Муромской. 1860. С. 67).
В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, описана икона, своего рода портрет св. семейства Осорьиных, которая могла быть создана во 2-й пол. XVII в. (судя по замечанию о «старой иконе» и приписке о здравствующем внуке праведницы): «Святыя праведныя Иулиании Муромския на реке Илевне; подобием аки Елисавет, на главе плат зеленой, верхняя риза баканная, исподняя голубая, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ея Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска, киноварная, исподняя зеленая, в шапке; а дщерь ея, инока-схимница Феодосия; на иконе на старой писаны. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Аврамий в Стародубском уезде» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43; см. также: ПЭ. Т. 11. С. 21-22). Подобные описания с некоторыми вариантами встречаются под 2 янв. в подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 69 об.), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 107). В рукописи XVIII в. из собрания С. Т. Большакова И. тоже сравнивается с прав. Елисаветой (Большаков. Подлинник иконописный. С. 62); в подлиннике 20-х гг. XIX в. сказано: «Подобна аки Елисавет, риза киноварь, испод зелен, в правой руке крест, левая молебна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 86 об.). Важной деталью иконографии И. является изображение лестовки в руке, подчеркивающей благочестие и непрестанный молитвенный подвиг праведницы, как описано в Житии: «Она бо безпрестани, в руках имея четки, глаголя Иисусову молитву…» (Повесть об Ульянии Муромской. 1860. С. 65).
Сохранились сведения об иконах И., к-рые могли быть достаточно ранними и свидетельствовали о почитании праведницы во 2-й пол. XVII в. К ним относят «бывшую в иконостасе Лазаревского храма (ц. Собора арх. Михаила.- О. С.) у северных врат икону правед. Иулиании с молитвою ей» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. 15-16). Упоминается также икона И., писанная «на дереве вместе со святыми Петром и Февронией, Муромскими чудотворцами» (Там же. С. 19). В наст. время иконы И. только с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией неизвестны, однако на иконах Собора Муромских святых ее образ традиционно помещался рядом с ними.
На иконе «древней, греческой живописи» из ц. Собора арх. Михаила И. была изображена вместе с 5 Муромскими чудотворцами. Подобная «древняя» икона находилась некогда в Казанском (Николо-Можайском) храме Мурома (Там же. С. 20, 33. Примеч. 2). Еще один образ (25×28,5 см), происходящий из ц. Успения Богородицы в Муроме, был зафиксирован (без датировки) в учетных документах Муромского музея 30-40-х гг. XX в. (не сохр.?). На нем И. вместе с Муромскими чудотворцами предстояла в молении Спасу Нерукотворному по сторонам «небольшого белого храма» на золотом (вверху) и голубом (внизу) фоне.
Икона с клеймами жития И. находилась в храме погоста Муська до нач. 30-х гг. XX в. и почиталась как чудотворная (не сохр., подробно описана в 1909). Служение молебнов И. не прекращалось здесь даже в период запрета на молебны И. и прав. Георгию с 1801 по 1867-1868 гг. Память святой в храме на погосте отмечалась не 2 янв., а в 10-е воскресенье после Пасхи: «До совершения крестного хода в этот же день перед литургией ходят на озеро Свято — место явления чудотворной иконы, где умываются водою сами и умывают детей своих… особенно богомольцы предпочитают молебствовать пред иконой св. Иулиании с грудными своими младенцами» (Там же. С. 25-26, 34). По местному народному преданию, «икона эта в глубокой давности явилась на озере Святе, отстоящем от погоста на 4-5 верст, откуда и принесена была в храм». Она была помещена в особом киоте за правым клиросом, имела «в высоту до 20 вершков, а в ширину до 12 вершков» (88×52,8 см). В 1932-1933 гг., перед закрытием храма в погосте, икона чудесным образом «ушла» в Лазарево (Епанчин. 2002. С. 40-41).
В среднике иконы И. была изображена в рост, в молении («двуперстно») Спасителю. В 6 клеймах («по правую сторону лика» по 2 в ряд) было представлено: «…в 1-м ее бракосочетание: на главах брачующихся возложены венцы и посреди их совершающий таинство священник, во 2-м — домашняя молитва праведной Иулиании пред образом Спасителя, в 3-м — благопочтительное служение ее своему мужу; изображен сидящим в кресле вельможа, пред ним стоит жена, и посреди их стол, на котором стоит сосуд в виде потира; в 4-м — праведная Иулиания подает милостыню 2-3 нищим; в 5-м погребение ее: видны священнослужители, обстоящие гроб, а в 6-м — обретение св. мощей ее с предстоящим духовенством и несколькими лицами. Стиль письма не итальянский и не фряжский, а скорее древнегреческий» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. 25-26. Примеч. 1).
Иконографическая схема образа во многом связана с памятниками муромского круга XVII в. Первая композиция, представляющая венчание И. и прав. Георгия в храме прав. Лазаря в с. Лазареве, могла восходить к клейму с изображением этого таинства на муромской иконе 1618 г. «Благоверные кн. Петр и кнг. Феврония в житии» (МИХМ, опубл.: Иконы Мурома. 2004. С. 150-167. Кат. 19). Сюжет венчания является редким в рус. иконах. Мотив «спасения в миру», в семье звучит в Житии благоверных кн. Петра и кнг. Февронии, в Житии И. он становится основной темой. Принято считать, что в сцене венчания прав. Георгия и И. был изображен свящ. Потапий (Пимен), после пострига поставленный архимандритом Спасо-Преображенского мон-ря Мурома.
Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1925 г. Худож. Д. С. Стеллецкий (ц. прп. Сергия Радонежского, Париж)
Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1925 г. Худож. Д. С. Стеллецкий (ц. прп. Сергия Радонежского, Париж)
Четвертое клеймо, где И. подает милостыню, тоже близко к аналогичной композиции на иконе благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. Их объединяет мотив личного участия в судьбе «сирых и убогих» и раздача милостыни собственными руками, а не через слуг. В 3-м клейме И. была показана как жена в «благопочтительном служении своему мужу». Данная сцена, совсем «мирская», напоминала, вероятно, сюжеты на лубках и предметах декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII вв., где было показано правильное поведение жены в семейном кругу, соответствующее предписаниям «Домостроя» — лит. памятника, повлиявшего на произведение Каллистрата Осорьина (Бусева-Давыдова И. Л. Житие Юлиании Лазаревской: Опыт интерпретации // Уваровские чт.-5: Мат-лы науч. конф., посвящ. 1140-летию г. Мурома, 14-16 мая 2002 г. Муром, 2003. С. 106-110).
О почитании в нач. XVIII в. в с. Лазареве И. как святой свидетельствуют рака, устроенная в 1710 г., и сень над ней (1713), а также серебряный крест-мощевик (МИХМ), вложенный в 1704 г. в ц. в честь Собора арх. Михаила в с. Лазареве к мощам праведницы (см.: Сухова О. А. Кресты-мощевики в собр. Муромского музея // Ставрографический сб. М., 2005. Кн. 3. С. 534-536. Кат. 3).
Во 2-й пол. XVIII в. церковные власти начали препятствовать почитанию праведницы. В 1801 г. было составлено секретное следственное дело о гробе И. Из материалов дела известно, что в храме с. Лазарева сложился своеобразный надгробный комплекс: «…рака помещалась на левом клиросе храма, и у «подножия гробного» «стояла» икона праведной Иулиании с житием ее, написанная красками, а на самом гробе лежали две пелены с ее изображением» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. 19). Вероятно, житийный образ у гробницы по составу клейм был близок к явленной иконе из погоста Муська. Лежащие на гробнице 2 пелены с изображениями святой могли выполнять функцию шитого покрова. По описанию неясно, когда они могли быть созданы, но скорее всего ок. 1710 г. Кроме этих произведений в церкви были еще иконы с образом И., 3 из к-рых упомянуты выше в числе считавшихся «древними», а одна «писана на полотне», по-видимому, во 2-й пол. XVIII в. По окончании следствия из храма изъяли все иконы И. и поместили их в ризницу архиерейского дома (Там же. С. 18-19, II). Епархиальные власти предприняли попытку разрушить надгробный комплекс, а гроб зарыть в землю, но по решению Синода гробницу оставили, однако без икон, «писанных во имя тоя Ульянии» (Там же. С. 19, 24).
Описания утраченных икон И. (вероятно, XVII-XVIII вв.) свидетельствуют, что ее иконография развивалась по неск. направлениям и была столь же разнообразной, как и у др. рус. святых, в т. ч. Муромских. Первой (до 40-х гг. XVII в.), очевидно, была ее надгробная единоличная икона, затем написаны аналогичные произведения в качестве молельных образов. Вскоре создали образ, где И. была представлена вместе с мужем и дочерью. Предположительно в это же время появились иконы праведницы в житии. Вероятно, во 2-й пол. XVII в. святая стала изображаться на иконах вместе с др. Муромскими чудотворцами. Ранние произведения «персонального» и житийного типов не сохранились, т. к. были изъяты из церковного обихода в 1801 г., нек-рые пропали после 1917 г.
Иконы, на к-рых И. была представлена в Соборе Муромских чудотворцев, по-видимому, меньше других подвергались запретам. Сохранилось неск. памятников XVII — нач. XIX в. (МИХМ), где в числе др. Муромских святых изображена И. На них запечатлен образ праведницы, каким представляли его люди, знавшие о ней от своих родителей, но в то же время вписанный в рамки канона.
Наиболее ранней в иконографии И. является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных кн. Петра и кнг. Февронии» 1669 г. (МИХМ, см.: Иконы Мурома. 2004. С. 218-227. Кат. 39) — яркий и своеобразный памятник иконописи 2-й пол. XVII в., свидетельствующий об оригинальной местной традиции, сложившейся к этому времени. Образ был заказан и исполнен в Муроме для посадского храма вмч. Георгия в Кожевниках («7178 г[ода] октябр[я] в… ден[ь] написаны иконы Воскресение Х[ри]стово и муромских чудотворц[ев] и мучеников Х[ри]стовых Еоргия и Никиты и Бориса и Глеба въ стр[ас]тяхъ по обещанию Сидора Матвеева с[ын]а Лопатина»). В дореволюционных источниках И. обозначена как «неизвестное лицо» (Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов, в них находящихся, кон. XIX — нач. XX в.: Ркп // Науч. архив МИХМ. № 29. Л. 50).
Святые кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690? г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ)
Святые кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690? г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ)
В среднике иконы написаны наиболее известные местные чудотворцы: блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, Петр, кнг. Феврония и И. (в наст. время это древнейшее из сохранившихся изображений Собора Муромских святых). Чудотворцы предстоят в молении образу Божией Матери «Знамение» в сегменте киноварного «неба», внизу — темно-зеленый позем с травами и цветами. И. показана крайней справа, в рост, вполоборота к центру, рядом с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией, к-рой она уподобляется ростом и отчасти одеждой. Мирское одеяние И. почти не отличается от монашеских риз св. княгини, только более ярких тонов: на голове плат зеленоватого оттенка, верхняя одежда красно-оранжевого цвета с пунцовой подкладкой, нижнее одеяние светло-зеленое; правая рука поднята в молитвенном жесте (кисть сложена «горсточкой», как и у блгв. кнг. Февронии), в левой — четки из белых бусин, названа Ульянией. Время написания образа совпадает с формированием и распространением «Муромских сборников», куда уже было включено Житие И.
Следующее по времени создания произведение с образом И.- икона Божией Матери «Звезда Пресветлая», с припадающими Муромскими чудотворцами (1690?, МИХМ, см.: Иконы Мурома. 2004. С. 284-287. Кат. 53). Редкий по иконографии образ (см. статьи «Звезда Пресветлая» икона Божией Матери, «Звезда Пресветлая») происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме и приписывается авторству местного изографа А. И. Казанцева. К ногам Богородицы припадают в молении: слева — блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, справа — благоверные кн. Петр и кнг. Феврония, И. (крайняя справа). Последняя изображена иконописцем вполоборота к центру, с чуть преклоненными коленями, у нее красивое лицо с большими глазами, тонким носом и маленьким ртом. Она тоже имеет сходство с блгв. кнг. Февронией — цвет одежд праведницы подобен монашеской мантии, красноватой рясе и темному куколю св. княгини, у обеих одинаковое движение рук. Вместе с тем цвета облачений, жесты и детали иконографии И. в основном соответствуют указанию иконописного подлинника: на ней плат и нижнее одеяние зеленовато-коричневатого тона, верхняя «риза» красноватого («баканного») цвета, правая рука прижата к груди, в левой — четки, по типу близкие к лестовке с нашитыми кожаными или ткаными ступеньками.
На муромских иконах И., как правило, изображается возле благоверных кн. Петра и кнг. Февронии напротив группы блгв. князей Константина, Михаила и Феодора. Один из образцов — небольшая икона-пядница «Собор Муромских святых» кон. XVII в. из собрания И. С. Куликова (МИХМ, см.: Иконы Мурома. 2004. С. 278-279. Кат. 51), созданная в то время, когда окончательно сформировалась в церковной традиции, лит-ре и иконографии композиция «Собор Муромских святых». В центре средника — муромский кремль с собором Рождества Пресв. Богородицы, ставший символом «богоспасаемого града Мурома» (по мнению исследователей, с некоторой долей достоверности запечатлен деревянный кремль), слева и справа — по 3 фигуры Муромских святых, молящихся Спасителю за город. И. занимает обычное, крайнее справа место подле блгв. кнг. Февронии (одежда почти тех же тонов, что и у блгв. княгини), в левой руке — белые четки.
Судя по размеру, икона могла принадлежать к числу паломнических и «раздаточных» образов одного извода. Это подтверждается др. близкой по иконографии, стилю и времени создания иконой «Собор Муромских святых» (ЦМиАР, привезена из Хвалынска, куда поступила из Черемшан; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 29. Ил. 19). Ее особенностью является изображение фигуры И. в коленопреклоненном молении на переднем плане, отделенной от др. Муромских святых кремлевской стеной. Это соответствует сакральной топографии Мурома и его окрестностей, поскольку мощи св. муромских князей находились в городских храмах, а И. была погребена за пределами города, в церкви с. Лазарева.
Предположительно И.- одна из фигур на раме с Муромской иконой Божией Матери и с предстоящими святыми (XVIII в., ГИМ). Сюжет и иконография указывают на муромское происхождение иконы: в среднике 1-й четв. XVIII в. представлены блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, справа от них на раме — благоверные кн. Петр и кнг. Феврония, слева — свт. Петр, митр. Московский (?), и жен. фигура в мирском одеянии, вероятно, И. В верхнем регистре — Муромская икона Божией Матери с предстоящими св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, внизу — «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского».
Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ)
Собор Муромских святых. Икона. Кон. XVII в. (МИХМ)
Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ)
Блгв. князья Константин, Михаил, и Феодор, с Муромской иконой Божией Матери и избранными святыми. 1-я четв., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ)
Прекращение служения молебнов И., изъятие икон и запрет на ее новые изображения повлияли на содержание и композицию «Собора Муромских святых». На иконе такого извода, с избранными святыми, кон. XVIII — нач. XIX в. из собрания М. К. Левина (МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2004. С. 350-351. Кат. 73) вместо И. рядом с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией изображена мц. Параскева Пятница. В среднике маленького 3-створчатого складня с Боголюбской и Муромской иконами Божией Матери и Успением Богородицы, нач. XIX в. (МИХМ; см.: Сухова О. А. Шитый покров Муромских князей // ПКНО, 1990. М., 1992. С. 400. Ил.), среди Муромских чудотворцев на традиц. месте помещена фигура И., но надпись изменена («С Ульянiя мчница»). На нек-рых иконах XIX в. представлено не 6, а 5 Муромских святых (без образа И.).
После возобновления почитания И. еп. Муромский Иаков (Кротков) в 1875 г., «обозревая церковь села Лазарева, открывал гробницу и поручил осмотреть содержимое в гробе, а сам прочитал вслух рукописное житие, плакал и рекомендовал причту села Лазарева совершать молебствие праведн. Иулиании каждый воскресный день». В 1888 г. на средства купца А. М. Никитина была устроена новая рака, и «в 1889 году 15 октября в церкви села Лазарева при великом стечении народа… торжественно совершено было переложение гроба праведн. Иулиании из прежней древней раки в новоустроенную богато украшенную» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. 27. Примеч. 3).
В наст. время в ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в Муроме находится рака И. с житийными сценами, к-рая была изготовлена в 1888 г. из кипарисового дерева и украшена медными позолоченными чеканными пластинами (изображение Господа Саваофа на крышке не сохр.; см.: Сухова. 2004. С. 118-120. Ил. на вкл.). Непосредственно на гробнице помещалась икона (не сохр., заменена новой) с прямоличным ростовым изображением святой (Добронравов В. Г. Историко-статист. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 216-217). Сюжеты из Жития И. отображены в 4 клеймах по сторонам раки в овалах с растительным обрамлением: глас от иконы Божией Матери, услышанный иереем об И.; И. раздает милостыню; явление свт. Николая Чудотворца И. (изображен с книгой в руках, как в рассказе о 1-м явлении); преставление И. Если главная тема житийной иконы из погоста Муська — «спасение в миру», то здесь сделан акцент на «спасении в Церкви». Такую интерпретацию Жития связывают с возобновлением почитания И. (Сазонов, Сазонова. 1995. С. 52). Раку И. можно рассматривать как своеобразную житийную икону, где роль средника исполнял образ святой, лежащий на гробнице.
В церкви с. Лазарева в почитании и иконографии И. сложились определенные традиции. На фотографии интерьера церкви перед ее закрытием в 1931 г. (МИХМ; см.: Сухова. 2004. С. 120-121. Ил. на вкл.) видно, что около раки находится большая икона И. в рост, со сложенными на груди руками — очевидно, это образ (предположительно посл. трети XIX в.), снятый непосредственно с гробницы. И. изображена в очень скромной крестьянской одежде, что соответствовало представлениям сельского населения о ней. В последние годы жизни И. почти не отличалась обликом от «рабов своих». В 1914 г. в память 300-летия прославления И. причт и прихожане Лазаревского храма заказали к ее мощам серебряный крест с эмалевыми украшениями (МИХМ; см.: Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты в собр. Муромского музея (XVII — нач. XX в.) // Худож. металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова, 22-24 апр. 1998 г. М., 2001. С. 90. Кат. 16; Она же. 2004. Прил. С. 135. Кат. 2. Ил. на вкл.).
Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Чеканная пластина. 1888 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, Муром)
Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Чеканная пластина. 1888 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, Муром)
Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Посл. треть XIX в. (собор Благовещенского мон-ря, Муром)
Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Посл. треть XIX в. (собор Благовещенского мон-ря, Муром)
Поясной образ И. (со сложенными на груди руками) посл. трети XIX в., принадлежавший свящ. Лазаревской ц. Михаилу Ивановичу Георгиевскому, до кон. 80-х гг. XX в. хранился у жительницы с. Лазарева Е. Н. Калининой, затем был подарен священнику муромского храма Благовещения Богородицы, который увез икону на Зап. Украину. В Благовещенском соборе в иконостасе теплого храма до нач. 90-х гг. XX в. (в наст. время в алтаре) находился небольшой молельный образ И. посл. трети XIX в. такого же извода: на ее голове синеватый плат, верхняя одежда серого оттенка, нижняя — зеленого, обе руки прижаты к груди (Чернышев В. Я. Муромский Спасский мон-рь: Страницы истории. М., 2006. Ил. на вкл.). На иконе (вероятно, XIX в.) из Троицкой ц. в с. Дуброво (Селивановский р-н Владимирской обл., ранее — Муромский у., рядом оз. Свято) И. написана в рост. В кон. XIX — нач. XX в. в домах жителей Мурома и округи были иконы Муромских святых с образом И. (во 2-й пол. XX в. в собрании краеведа А. А. Епанчина было 2 подобные иконы).
Один из потомков И., гродненский губернатор М. М. Осоргин, писал: «В семье всегда чтилась память праведн. Иулиании, как родоначальницы, хотя почитание ее (до 1893 года) и ограничивалось семейным кругом… и даже не было иконы ее у нас… Родившаяся в 1892 году дочь названа мною в честь праведной Иулиании… За неимением в семье иконы правед. Иулиании я обратился в Троицкую Сергиеву лавру с просьбою приобрести икону, и таковых выслали две: одну для братства, другую нам — в семью. Праведная изображена на золотом фоне во весь рост с молитвенным взором, обращенным к небу» (Евгений (Мерцалов). 1910. С. III, 20, 30-31). Об иконах, написанных в ТСЛ в 1893 г., можно судить по совр. списку (в 1999 привезен в Муром из Парижа потомками И., находится в ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного), см.: Сухова. 2004. С. 124. Ил. на вкл.). Иконография отличается от местных икон И. кон. XIX в.: праведница представлена в древнерус. богатом одеянии красного цвета (подчеркнута ее сословная принадлежность) на золотом фоне.
В рус. эмигрантских кругах известна икона И. с житийными клеймами, написанная худож. Д. С. Стеллецким в 1925 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Париже, см.: Толстая. 1927; Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории рус. святости. Брюссель, 1961; Житие Юлиании Лазаревской. 1996. Ил. на обл.; Сухова. 2004. Ил. на вкл.). По предположению Т. Р. Руди, этот художник «был знаком с описанием «древней» иконы св. прав. Иулиании, некогда находившейся в погосте Муськове» (Письмо Т. Р. Руди от 18.07.1988 // Личн. арх. О. А. Суховой). По иконографической схеме произведение Стеллецкого действительно соответствует древнему явленному образу, а репрезентативный облик И. в богатых узорных одеждах следует традиции икон из ТСЛ. Др. образ И. небольшого размера был написан в 1930 г. кнж. Еленой Львовой для дочери М. М. Осоргина в Париже (в наст. время в Санта-Фе, США); по традиции поясное изображение И. в белом плате и красноватых одеждах на золотом фоне исполнено в древнерус. стиле.
В композиции «Собор русских святых» И. представлена на иконах, выполненных мастерами Выголексинского общежительства (оплечный образ в верхних рядах, крайняя справа, в мирском или монашеском одеянии). Так она изображена на образе кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА и на северодвинской иконе сер.- 2-й пол. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Святая написана со свитком в руке (крайняя слева в нижнем ряду, в зеленом платье и белом плате) на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). В профиль, с посохом и свечой в руках И. предстает в одной из групп подвижников XVII в. в академической по стилю стенописи работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления в 70-х гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.
Мон. Иулиания (Соколова) написала И. в группе Муромских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (ТСЛ; келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; этот извод воспроизводили иконописцы в кон. XX — нач. XXI в.). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Juväskylä], 2000. P. 46) И. представлена под 2 янв. прямолично в рост, в боярской одежде (на голове плат), со скрещенными на груди руками, вместе с прп. Серафимом Саровским. Для издания богослужебных Миней прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина предложили вариант ростового изображения И. вполоборота влево, в молении пред небесным сегментом с благословляющей десницей Бога (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 117).
В 90-х гг. XX в. иконография Муромских святых, в т. ч. И., пополнилась новыми изображениями. Свящ. Н. Н. Абрамов в 1990 г. написал большой ростовой образ И. в местной традиции кон. XIX в., который был положен на раку в качестве надгробного (первоначальный вариант исполнен в древнерус. стиле). Для мон-рей и храмов Мурома худож. И. В. Сухов создал ряд икон местных чудотворцев (см., напр.: ПЭ. Т. 11. С. 22), в частности, неск. вариантов композиции «Собор Муромских святых» с образом И. Так, на иконе 1996 г. (Троицкий жен. мон-рь в Муроме) местные святые предстоят Муромской иконе Божией Матери на фоне 2 соборов, И.- в мирской одежде, близкой по типу к монашеской, крайняя слева во 2-м ряду, над блгв. кнг. Февронией. Образ выполнен по канону и в традициях древнерус. живописи, но не копирует конкретный образец, а является оригинальным произведением. Единоличный образ И. написан Суховым по заказу прихожан муромского Благовещенского собора. В 1997 г., ко дню освящения св. источника во имя И. в с. Дуброве, худож. В. В. Самарова (послушница в муромском Троицком мон-ре) написала копию на картоне с иконы Стеллецкого (хранится в собрании О. Д. Маловой в Муроме, см.: Малова О. Д. Образ милостивой Иулиании в моей судьбе // Милостивая: Прав. Иулиания Муромская (Лазаревская). 2004. С. 228. Ил. на обл.).
Прав. Иулиания Лазаревская. Роспись собора Благовещенского мон-ря в Муроме. 2000–2001 гг. Мастер А. Г. Филиппов
Прав. Иулиания Лазаревская. Роспись собора Благовещенского мон-ря в Муроме. 2000–2001 гг. Мастер А. Г. Филиппов
В 2000-2001 гг. в приделе во имя ап. Иоанна Богослова Благовещенского собора Благовещенского муж. мон-ря владимирским худож. А. Г. Филипповым в стиле академической живописи кон. XIX — нач. XX в. была расписана алтарная преграда. На ней представлены Муромские чудотворцы, И., похожая на крестьянку с лестовкой в руках, помещена особняком, вне алтарной стены, на простенке справа. Облик праведницы в белом плате и темном «кубовом» сарафане, идущей с букетиком полевых цветов по лугу на фоне реки и башен Муромского кремля, восходит к образам на полотнах М. В. Нестерова (Сухова. 2004. С. 128-130. Ил. на вкл.). Поясное изображение И. в медальоне включено в роспись собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. (ок. 2002, худож. С. В. Васютина).
К 400-летию преставления И., в 2004 г., возрожден храм в честь Собора арх. Михаила в с. Лазареве. Зап. фасад церкви украсил барельеф работы скульптора И. А. Черноглазова из Владимира: И. вместе с прав. Георгием и прп. Феодосией (отроковица). Тогда же были написаны 2 иконы И. с супругом и дочерью (худож. Сухов, ц. Собора арх. Михаила в с. Лазареве): небольшой образ с ростовыми прямоличными фигурами и икона на гробницу, устроенную над местом, где под спудом почивают мощи прав. Георгия. Там же находится работа владимирского иконописца И. Дронова: И. в молитвенном предстоянии перед образами Спасителя, свт. Николая Чудотворца и перед Муромской иконой Божией Матери на фоне Мурома (стен и башен кремля). Др. образ того же извода письма Дронова находится в Сретенском мон-ре Гороховца. Владимирский иконописец И. Скурихин — автор храмового образа И. (в мирских одеждах, с четками в руке) для домовой ц. Муромского ин-та (филиала Владимирского гос. ун-та), освященной во имя И. в 2004 г.
В том же году был освящен придел во имя прав. жен Анны, Тавифы и И. в муромском Троицком мон-ре, в иконостасе находятся шитые иконы работы сестер обители. Храмовый образ прав. жен в 2006 г. исполнили монахини Давида (Овчинникова) и Августа (Островная): И. изображена прямолично в рост крайней справа, правая рука прижата к груди, в левой четки. Богатое одеяние И. искусно вышито пряденым золотом различных оттенков (от белого до ярко-желтого), лик святой исполнен шелком телесного цвета традиц. атласным швом. В 2008 г. стены придела были расписаны сюжетами из житий св. жен (худож. А. Топорищев из г. Красноармейска Московской обл.). На сев. стене помещена композиция «Прав. Иулиания раздает милостыню» (хлеб), на юж. стене написаны праведные Анна, Тавифа и И.
Совр. иконы И. создаются и за рубежом, напр. в США, где по инициативе потомков подвижницы открыта ц. во имя И. в Санта-Фе (Там же. С. 130. Ил. на вкл.). Иконы из этого храма — поясные изображения И. в богатом древнерус. наряде (платье синих тонов и узорная шуба красного цвета, на голове — белый плат или поверх него шапочка с меховой опушкой).
Лит.: Повесть об Ульянии Муромской // Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр.Г. Кушелевым-Безбородко / Ред.: Н. Костомаров. СПб., 1860. Вып. 1. С. 63-67; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской. Муром, 1910; Толстая А. В. Прав. Иулиания Лазаревская. П., 1927; Сазонов С. В., Сазонова Е. И. Иконография Ульянии Лазаревской // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. / ЦМиАР. М., 1995. С. 51-53; Житие Юлиании Лазаревской: Повесть об Ульянии Осорьиной / Исслед. и подгот. текста: Т. Р. Руди. СПб., 1996; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 139-140; Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Иконы Мурома. М., 2004; Сухова О. А. Образ Юлиании Лазаревской в искусстве Древней Руси и церк. произведениях XIX — нач. XXI вв. // Милостивая: Прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004. С. 92-135.
О. А. Сухова
Иулиания Ольшанская
иулиания ольшанская, святая иулиания ольшанская
1550(1550)
Волынь
СмертьПочитаетсяПрославленаВ ликесвятыняДень памяти
Иулиания Ольшанская
(светское имя
Юлиания Юрьевна
; 1550—1566) — святая Русской православной церкви, праведная княжна, дева, из рода Гольшанских-Дубровицких, потомков литовских удельных князей. Память совершается 4 (17) июня (Белорус.), 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября).
Святая Иулиания почитается как первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души.
История
Родилась в семье Юрия (Георгия) Ольшанского (Гольшанского) из Дубровицы, одного из щедрых благотворителей Киево-Печерской Лавры, известного военачальника, не раз сражавшегося с татарами.
Юлиания прожила недолгую жизнь и умерла в 16-летнем возрасте. Тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.
Православная традиция приписывает святой Иулиании добродетели, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особенно — дела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божьи заповеди, постигла вершину духовного совершенства.
В начале XVII века (при архимандрите Елисее Плетенецком) в Киеве, вблизи большой соборной Печерской церкви, копали могилу для умершей девушки и натолкнулись на гроб.
К нему была прикреплена серебряная дощечка с надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девою, в лето от рождения 16-ое». Когда гроб вскрыли, то увидели княжну — нетленною.
Гроб с телом княжны тогда же был перенесен в церковь.
Во времена Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы была изготовлена новая рака для мощей святой потому, что она во сне явилась архимандриту и упрекала его за маловерие и небрежение к её мощам.
Именно тогда на её гробнице была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница.
Здесь кости — врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаеш, Юлиания, как цветок прекрасный…».
Сохранилась рассказ о необычном случае, который произошел с мощами святой девы. Однажды к Печерской церкви под видом истинно верующего пришел злоумышленник. Он притворялся, что собирается посетить святые места и поклониться мощам святых угодников Печерских.
В церкви он попросил разрешения поклониться мощам святой Иулиании, то есть открыть раку её мощами, его просьбу удовлетворили, и он припал к её руке. Но когда вышел из храма, вдруг закричал страшным диким голосом и упал мертвым.
Когда осмотрели тело злодея, выяснилось, что он снял кольцо с пальца руки княжны, за что и был наказан. С тех пор православная церковь стала прославлять Иулианию.
У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений.
Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании ещё более увеличилось.
Мощи Иулиании частично сгорели в 1718 во время пожара в Киево-Печерской Лавре. Остатки их были положены в раку и поставлены в Ближних пещерах Лавры.
Православная церковь так прославляет святую деву: «…Привожу к Тебе, Всещедрый, Іулианию, свечу, постоянно светлую, владеющую обилием елея; ея молитвами сохрани нас от всякого зла»…
Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.
Примечания
- ↑
Иулиания (княжна Ольшанская) // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Ссылки
- Энциклопедия “Русская цивилизация”. Иулиания Ольшанская
- Небесна заступниця поліського краю свята Діва Юліанія (князівна Гольшанська) (укр.)
1566(1566)Киев |
в православной церкви |
Русская Православная Церковь |
праведных |
мощи в Антониевых пещерах, Киево-Печерская лавра в Киеве и Свято-Николаевском храме г. Дубровица, Ровенская область, Украина |
6 июля(19) |
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 22 января 2013 . |
иулиания ольшанская, святая иулиания ольшанская
Иулиания Ольшанская Информацию О
Иулиания Ольшанская
Иулиания Ольшанская Иулиания Ольшанская Вы просматриваете субъект Иулиания Ольшанская что, Иулиания Ольшанская кто, Иулиания Ольшанская описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.
Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.
Источник: //www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%98%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-67617.html
Жизнеописание
О Святой Иулиании известно довольно мало, более того — фигура этой женщины одна из самых загадочных в православии. Известно, что умерла она в возрасте 16 лет, будучи незамужней, но сохранившей чистоту. Причина же смерти Иулиании так и остается неизвестной, равно как и то, отчего обнаруженные в начала 17 века неподалеку от Киевской Лавры останки молодой княжны, оставались нетленными. Почему Богом была избрана эта скромная, даже незаметная дева?
Святая праведная Иулиания Ольшанская
Происхождение и рождение
Родом Иулиания происходила из старинного рода Ольшанских (Гольшанских). В те времена Киев был частью Литовского княжества и правили им князья Ольшанские, среди которых был и отец Иулиании — Григорий. О нем известно немногое, к примеру то, что он с большим усердием высказывал покровительство Киево-Печерской лавре и человеком был набожным.
Именно в такой православной семье и родилась девочка, которую по традиции своего рода назвали Иулианией. С раннего детства Иулианию окружали монахи и священники, от которых она по крупицам вбирала в себя понятие о христианских добродетелях и любви к Господу в целом.
Еще о прославленных в православии женщинах:
- Святая Валентина Минская
- Святая мученица Людмила
- Святая Ангелина Сербская
Однако, несмотря на короткую, но праведную жизнь, по мнению некоторых авторов, Иулиании не удалось избежать так называемого «проклятья рода Гольшанских», связанного с тем, что уже к окончанию 16 века не осталось ни одного потомка этого поистине знатного рода.
Интересно! Многие женщины этого рода, если и умирали в старчестве, но, увы, оставались при жизни бездетными. По одному из предположений такая же участь постигла и Иулианию.
В 16 веке большинство девушек выходили замуж довольно рано и в 16 лет были уже взрослыми женщинами, имеющими детей. Историки православия так и не разгадали загадку — почему же молодая красивая княжна Ольшанская, дожив до времени, когда девушка считалась «на выданье» осталась не просватанной?
Иулиания Ольшанская умерла примерно в середине 16 века, но ее тело было обнаружено только лишь в начале 17 века при архимандрите Елисее Плетенецком. К сожалению, случившийся в одной из церквей Киево-Печерской лавры 1718 году пожар уничтожил святые мощи Девы Иулиании, а останки от них служители, переложив в раку, поставили их в пещерах, где некогда жили монахи-отшельники.
Спустя некоторое время архимандрит Киевский Петр стал часто видеть во сне святую, которая упрекала его в отсутствии должного внимания к ее гробу и потому велела выполнить для мощей новую раку, как и было решено сделать.
Святая Иулиания: жизнеописание, интересные факты, молитвы
В истории православной церкви насчитывается немало христианских жен, причисленных к лику святых. Несколько из них носили имя Иулиании. В русском православии наиболее интересен пример святой Иулиании Лазаревской, которая не была монахиней, блаженной или мученицей.
Обычная женщина-мирянка из старинного дворянского рода, рано потерявшая мать и в совсем юном возрасте выданная замуж, она жила в семье супруга, рожала и воспитывала детей, прожила довольно долгую по тем временам жизнь.
В чем же заключалось ее подвижничество, какими добродетелями обладала святая Иулиания, что тело ее после смерти не тронуло тление, а Русская православная церковь прославила ее в лике праведных? Суть христианского подвига Иулиании состояла в нелицемерной любви к ближнему, которую она всю жизнь проповедовала и делом исполняла.
Первоисточники жития
Сохранился единственный список об обретении мощей святой Иулиании Лазаревской. Также остались акты о дворянском роде Осорьиных. Основной источник, свидетельствующий о жизни и деяниях святой, — Житие Иулиании Лазаревской.
Насчитывается около 60 списков жития в трех разных редакциях: первоначальная (краткая), пространная, сводная. Первоначальная редакция после обретения мощей Иулиании (1614–1615) написана ее сыном Осорьиным Дружиной (после крещения Калистрат), который в Муроме служил губным старостой.
Его произведение «Повесть о Иулиании Лазаревской» — классический образец древнерусской литературы, впервые так подробно описывающий жизнь дворянки того периода.
Простое и бесхитростное, с богатым бытовым описанием повествование является краткой и первичной редакцией, которая не была широко распространена, и сегодня известно всего о шести списках, датируемых XVII – началом XVIII века. Считается, что служба святой также составлена ее сыном Дружиной.
Первоначальное жизнеописание святой Иулиании Муромской, изложенное Калистратом Осорьиным, в расширенном варианте и дополненное рассказами о чудотворениях, произошедших у гроба или от мощей святой, составляет пространную и сводную редакции. Описание чудес в них варьируется от 6 до 21, из которых три последних чудотворения относятся к 1649 году.
Родословие
Семья святой Иулиании происходила от древнего боярского рода Недюревых, с конца XV века известных службой при царском дворе. Отец Иустин Васильевич был дворовым ключником.
Мать Стефанида Григорьевна, в девичестве Лукина, родом была из Мурома.
Особо влиятельным человеком считался в семье Недюрев Иван Васильевич, дядя Иулиании, который был приказным деятелем во время правления Иоанна IV Грозного.
Но история святой Иулиании Муромской связана в основном с фамилией ее супруга Георгия (Юрия) Васильевича Осорьина. Его род, так же как Самариных и Осоргиных, не угас до сегодняшних дней. Эти семьи всегда хранили память о святых предках и девочкам часто давали имя Ульяна.
Одного из сыновей Осорьиных, чаще старшего, стало принятым называть Георгием. До 1801 года вместе с именем святой Праведной Иулиании в канун дня ее памяти поминались в молитвах члены семейства Осорьиных (Георгии, Дмитрии, внук Иулиании Авраамий Стародубский).
По свидетельствам начала XX века, все Осорьины отличались глубочайшей религиозностью и непоколебимостью веры.
За годы существования семьи, в том числе и в XX веке, многие представители рода оставили заметный след в истории русского православия как у себя на родине, так и в эмиграции.
Жизнеописание детских лет
Родилась Ульяна Недюрева в 1530 году, при крещении получила имя Иулиания. Родители ее, зажиточные и очень благочестивые дворяне, жили в Москве. Иулиания была младшей среди нескольких сестер и братьев. Очевидно, родителями детям была привита глубокая религиозность, которую девочка проявляла с ранних лет.
Первым умер ее отец, а мать — когда Ульяне исполнилось шесть лет. Осиротевшую внучку взяла на воспитание и увезла к себе в «муромские пределы» бабушка Анастасия Дубенская, также скончавшаяся через шесть лет.
Двенадцатилетнюю Иулианию в свое поместье забрала ее родная тетя Наталия Путилова, у которой была многодетная семья.
В житии святой Иулиании исчерпывающе описаны ее наклонности и характер в ранние годы.
Девушка отличалась кротким и молчаливым нравом, детским забавам предпочитала молитву, свободное время посвящала рукоделию, обшивая вдов и сирот, уходила, чтобы ухаживать за больными, кормила нищенствующих.
Жизнеописания отмечают, что в местности, где находилось поместье тетки, не было церкви, потому девушка не бывала на службе и не имела духовного наставника. Однако жизнь она вела праведную, соблюдая посты и проводя много времени в молитвах.
Аскетизм девочки беспокоил родственников, которые волновались за ее красоту и здоровье, потому принуждали к обильным завтракам. Над Иулианией, из-за ее образа жизни, порой насмехались и домочадцы, и слуги, а упорное стремление помочь обездоленным нередко вызвало даже теткин гнев. Девочка принимала все безропотно и смиренно:
…От тетки много сварима бе, а от дщерей ея посмехаема.
… Она же не вдавалась их воли, но все с благодарением принимала и с молчанием отходила, имея послушание ко всякому человеку.
…Помногу чтяше тетку свою и дщери ея, и имея во всем послушание и смирение, и молитве и посту прилежаше.
Супружество
16-летнюю Иулианию выдали замуж. Супруг ее, Георгий Осорьин, был зажиточным муромским вотчником, владевшим селом Лазаревским, в котором находилась его имение и церковь Святого Лазаря.
Там и состоялось венчание, совершенное священником Потапием (Пимен в монашестве). Молодая супруга Осорьина хорошо поладила со свекром и свекровью, проявив послушание и глубокое почтение по отношению к ним.
Невестка никогда не противоречила старшим Осорьиным, смиренно и безотказно выполняя любые их просьбы.
Также родители мужа заметили, что девушка не только добродетельна, но и умна, на любой вопрос она знала ответ. Отдав должное ее доброте и разумности, отец и мать Осорьины поручили невестке вести хозяйство. В житии сказано, что святая Иулиания была милостива к челяди и порой за их проступки брала вину на себя, никогда не донося мужу:
… Дело по силе налагаше и николи простым имянем не зваше.
Когда супруг ее надолго уезжал в Астрахань по делам царской службы, Иулиания все ночи проводила в молитвах. Свободное время она уделяла рукоделию, которое продавала, а вырученные деньги отдавала на строение церкви и тратила на помощь нищим. Молодая чета жила в добродетели, по законам Божьим.
Ежедневно во время вечерних и утренних молитв супруги совершали не менее сотни поклонов. Несмотря на то что отец Иулиании был человеком грамотным и собирал рукописные книги, сама она грамоты не знала. Потому Георгий вслух читал своей супруге Священное Писание, жития святых, труды Козьмы Пресвитера.
Особо почитаемые Иулианией были Богородица и Святой Николай Чудотворец, образа которых находились в местной церкви св. Лазаря.
Николай Чудотворец словно покровительствовал святой праведной Иулиании, никогда не покидая праведницу и оказывая чудесное вмешательство в трудные моменты ее жизни.
Так, она дважды жаловалась, что ей не дают покоя бесы, угрожающие смертью, если она не прекратит свои благотворения. И оба раза после отчаянных молитв Иулиании являлся к ней Николай Чудотворец, спасая молящуюся своим заступничеством.
Деяния благочестивых супругов
Молодая чета много помогала нуждающимся, раздавая еду в Лазаревском и посылая милостыни в темницы. Добродетель супругов распространялась не только в пределах Муромской вотчины. Осорьиным в Нижегородском уезде принадлежало еще и березопольское поместье, где находилась церковь во имя Георгия Победоносца. При ней супругами было налажено временное пристанище и раздача еды нищим:
… Две кельи нищии, питаются от церкви Божии.
Но многие благодеяния святой Иулиании Лазаревской-Муромской приходилось свершать втайне от свекра со свекровью, особенно когда супруг ее праведный Георгий отлучался по делам службы. Во время страшного голода она еду, полученную от свекрови для своего пропитания, отдавала нищим.
А во время чумы, не страшась заразиться, святая Иулиания тайно от близких врачевала больных, мыла их в семейной бане, молясь о выздоровлении. Умерших она обмывала, оплачивала их погребение, заказывала сорокоуст и молилась об усопших.
В 1550-1560 годах, дожив до глубокой старости, скончались родители Георгия, в то время как сам он находился в Астрахани на службе. По обычаям семьи старшие Осорьины перед смертью приняли иноческий постриг, а Иулиания с честью подобающе похоронила их:
… Многу милостыню и сорокоусты по них разда, и повеле служити по них литоргию, и в дому своем покой мнихом и нищим поставляше во всю 40-цу по вся дни… и в темницы милостыни посылаше.
Мощи и почитание
«Спящая княжна» — именно такое имя дали Иулиании Ольшанской копатели, обнаружившие ее останки, и открывшие гроб корысти ради. Они удивились небывалой красоте девушки и ее весьма странному виду — несмотря на то, что княжеское облачение ее от прикосновений и света вмиг рассыпалось в прах, но сама она выглядела как живая.
Икона святой Иулиании Ольшанской
Святую Деву Иулианию почитают в православии как исцелительницу женских душ и избавительницу от печалей. Считается, что она выступает заступницей всех женщин перед Девой Марией и Господом Богом.
На иконах традиционно Иулианию Ольшанскую изображают среди святых отцов Киево-Печерской лавры. Стоит заметить, что именно эта святая вторая из женщин, кои погребены в пещерах Киево-Печерской обители.
Внимание! Небольшая часть мощей святой имеется в Кафедральном житомирском храме, а также в церкви, находящейся в Гольшанах.