Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше…


Предпосылки проведения реформы

Все началось в 1651 году, когда митрополит Назаревский Гавриил отметил, что Русская церковь сильно отдалилась от Восточной. Его поддержал и патриарх Константинопольский Афанасий. Уже в 1653 году в Москву пришла весть – Афонские старцы объявили русские книги еретическими и сожгли их. Тогда же Суханов сделал отчет о разнице в Московских и Восточных обрядах.

Почему же русская церковь сильно отличалась от греческой? Исследователи выделяют несколько причин появления искажений:

  • На протяжении веков книги переписывались вручную. Допускались опечатки, личное мнение автора.
  • Примесь язычества в христианской религии. Людям было непросто отказаться от древней веры, поэтому некоторые обычаи перекликались с язычеством.

К русской церкви выдвигалось 2 главные требования:

  • Отказаться от многоголосья. Служба одновременно проводилась священников, дьяком, певчими и прихожанами. В результате получался хаос.
  • Заменить двуперстие тремя перстами. До середины XVII века в России крестились двумя пальцами, тогда как в других государствах – тремя.

Русский царь Алексей Михайлович сразу же отреагировал на замечания иностранцев. Для него было важно соответствовать требованиям мировой религии. Делалось это для укрепления Москвы на международной арене. Поэтому уже в 1652 году Романов дал задание патриарху Никону провести реформу.

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше…

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Это интересно

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.


Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Важно

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.


Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.


Милорадович С.Д. Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.


Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Патриарх Никон – кто он?

Патриарх Никон – противоречивая историческая фигура. С одной стороны, этот человек организовал массовую расправу над старообрядцами. С другой стороны, на склоне лет Никон прославился добрыми делами. Его поклонники даже ходатайствовали о причислении патриарха к лику святых. Кем же на самом деле был главный церковный реформатор?

Никита Минов – сын обычного крестьянина. Мальчик из бедной семьи с большим рвением изучал молитвы, обряды, рассказы. Никита получил религиозное образование и уже в 19 лет стал сельским священником. К 30 годам мужчина перешел служить в Новоспасский монастырь. Это событие стало судьбоносным. Именно в монастыре Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Будущий патриарх был очень грамотным, но при этом еще жестоким и властолюбивым. Он делал все, чтобы втереться в доверие царя. Для этого даже в 1650 году участвовал в подавлении восстания. В результате Никон добился безграничной власти над государем. Алексей Михайлович на коленях умолял его принять патриарший сан.

Главная цель священнослужителя – освободить церковь от влияния светской власти. Более того, Никон считал себя выше царя. Постепенно он стал вторым человеком в государстве. Во время отсутствия Алексея Михайловича заменял его патриарх. Он имел право утверждать важные государственные дела, рассылать воеводам грамоты. Романов даже позволил Никону подписывать документы как великий государь.

Церковная реформа патриарха Никона: причины, начало, суть

Большое влияние на духовность русского народа и российской истории оказала церковная реформа патриарха Никона. По сегодняшний день этот вопрос открыт. Историческая литература не полностью раскрыла причины раскола и присутствие старообрядчества в православной церкви на Руси.

Церковные реформы нашли не только сторонников, но и противников. Каждый из них приводит обоснованные доводы своей правоты и имеет свою интерпретацию событий. Странники придерживаются мнения, что реформа привела к исчезновению церковных различий между русской и византийской православными церквями, была устранена путаница в обрядах и книгах. Они так же утверждают о неизбежности реформы, которую провел любой патриарх того времени. Противники считают, что православия на Руси пошло собственным путем развития, и сомневаются в правдивости церковных книг и обрядов православной церкви в Византии, которые были образцом для Никона. Они считают, что греческой церкви стоило быть преемницей русской. Никон для многих стал разрушителем русского православия, которая была в то время на стадии подъема.

Конечно защитников Никона больше, включая современную православную церковь. Большинство исторических книг написано именно ими. Что бы прояснить ситуацию, следует выяснить причины церковной реформы патриарха Никона, познакомиться с личностью реформатора, узнать обстоятельства раскола русской православной церкви.

Причины церковной реформы патриарха Никона

В конце XVII века

в мире утвердилось мнение, что только Русская Православная церковь оказалась духовной наследницей православия.
До XV век Русь была преемницей Византии.
Но позже на нее стали часто нападать турки, а экономика страны ухудшалась. Греческий император обратился к Папе Римскому за содействие в объединении двух церквей со значительными уступками Папе Римскому. В
1439
году состоялось подписание
Флорентийской унии
, в котором участвовал Московский митрополит Исидор. В Москве сочли это за измену православной церкви. Образование Османской империи на месте Византийского государство было расценено как кара божья за измену.

В России происходило укрепление самодержавия, монархия стремилась к подчинению себе церковной власти.

Издавна церковь имела большое влияние на жизнь людей:
она помогла избавиться от монголо-татарского ига, объединила русские земли в единое государство, была ведущей в борьбе со Смутой, утвердила Романовых на престол
. Однако русское православие всегда было подчинено государственной власти в отличие от римско-католической. Русь была крещена князем, а не духовным лицом. Так приоритет властей был предусмотрен с самого начала.

Православные соборы оставляли имеющие земли, но в будущем могли присоединять другие только с одобрения царя. В 1580

году ввели запрет на приобретение любым способом церковью земель.

Русская церковь развилась до патриаршества, которое способствовало дальнейшему расцвету. Москву стали называть Третьим Римом.

К середине XVII века

изменения в обществе и государстве требовали укрепления церковной власти, объединению с другими православными церквями балканских народов и Украины и масштабного реформирования.

Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. На лицо были видны различия в практических вопросах между русской и византийской церквями. С XV века велись споры о «посолонном хождении» и «аллилуйе».

В
XVI
веке обсуждались значительные расхождения в переведенных церковных книгах: мало кто из переводчиков хорошо владел обоими языками, монахи-переписчики были малограмотными и во время переписывания книг допускали много ошибок.

В 1645

году в Восточные земли был отправлен Арсений Суханов для переписи чинов греческой церкви и осмотре святых мест.

Смута стала угрозой для самодержавия.

Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью. Царь Алексей Михайлович нуждался в стороннике реформирования русской церкви, который сможет возглавить их. Приближения русской церкви к византийской было под силу только самостоятельной и сильной патриаршей власти, обладающей политическим авторитетом и способной организовать централизованное управление церковью.

Начало церковной реформы патриарха Никона

Реформа по изменениям церковных обрядов и книг готовилась, но обсуждалась она не у патриарха, а в окружении царя. Противником церковной реформы был протопоп Аввакум Петров

, а сторонником –
архимандритНикон,
будущий реформатор. Так же в обсуждении участвовали протопоп Кремля Стефан Вонифатьев, царь Алексей, постельничий Ф.М. Ртищев с сестрой, дьякон Фелор Иванов, священники Даниил Лазарь, Иван Неронов, Логгин и др.

Присутствующие стремились к исключению чиновных нарушений, многогласия, разночтений; повышению учительских элементов (проповеди, поучений обучающая религиозная литература), нравственного уровня духовных лиц. Многие верили, что постепенно корыстные пастыри будут сменены исправленным духовенством. Все это должно происходить при уверенной поддержке царя.

В 1648

году Никона назначили Псковским и Новгородским митрополитом, многих приверженцев благочестия были переведены в крупные города и назначены на посты протопопов. Однако они не нашли своих последователей в приходском духовенстве. Принудительные меры для повышения благочестия прихожан и священников привели к возмущению среди населения.

В период с 1645 по 1652

год Печатный двор Москвы издал множество церковной литературы, в том числе книги для чтения на религиозные темы.

Провинциальные ревнители благочестия считали, что отличия между русской и византийской церковью появились вследствие потери греками истинной веры из-за присутствия в Византии туркав и сближению с римской церковью. Аналогичная ситуация была и с украинской церковью после реформ Петра Могилы.

Приближенные царя имели противоположное мнение. По политическим соображениям они придерживались отказа от оценки греческой церкви, которая отошла от истинной веры. Эта группа призывала устранить различия в системе богословия и церковных обрядах, взяв за образец греческую церковь. Этого мнения придерживалось меньшинство светской власти и духовенства, но которое оказывала большое влияние на жизнь народа. Не дождавшись унификации, царь со столичными ревнителями благочестия начали самостоятельно закладывать фундамент для будущей реформы. Начало реформы Никона началась с приезда киевских ученых-монахов с отличным знанием греческого языка для введения исправления церковных книг.

Недовольный патриарх Иосиф на церковном собрании решил положить конец вмешательству. Он отверг «единогласия», объяснив тем, что прихожане не могут выстоять столь продолжительную службу и получить «духовную пищу». Царь Алексей остался недоволен решением собора, однако отменить его не мог. Он передал решение вопроса константинопольскому патриарху. Через 2

года был собран новый собор, который отменил решение предыдущего. Патриарх оказался недоволен вмешательством царской власти в церковные дела. Царь нуждался в опоре для разделения власти.

Никон происходил из крестьянской семьи. Природа наделила его хорошей памятью и умом, а сельский священник обучил грамоте. В 20 лет он уже был священником. Своей монолитностью и уверенностью Никон понравился царю. Молодой царь чувствовал себя уверенным рядом с ним. Сам же Никон открыто эксплуатировал мнительного царя.

Новый архимандрит Никон стал активно участвовать в церковных делах. В 1648

году он становиться митрополитом в Новгороде и проявляет свое владычество и энергию. Позже царь помог стать Никону патриархом. Тут проявились его нетерпимость, жесткость и резкость. Непомерное честолюбие развилась со стремительной церковной карьерой.

В далеких планах нового патриарха было избавление церковной власти от царской.

Он стремился к равноправному управлению Россией вместе с царем. Реализация планов началась в
1652
году. Он потребовал переноса мощей Филиппа в Москву и «молебную» царскую грамоту для Алексея. Теперь царь замаливал грехи своего предка Ивана Грозного. Никон значительно поднял авторитет патриарха России.

Светская власть соглашалась с Никоном, что бы провести церковные реформы и решить острые внешнеполитические вопросы. Царь перестал вмешиваться в дела патриарха, допустил его к решению важных внешних и внутренних политических вопросов. Образовался тесный союз царя и церкви.

Никон устранил прежние вмешательства в дела церкви своих коллег и даже перестал с ними общаться. Энергичность и решительность Никона определили характер будущей церковной реформы.

Суть церковных реформ патриарха Никона

В первую очередь Никон занялся исправление книг

. После своего избрания он организовал систематичное исправление не только ошибок, но и обрядов. Основывался он на древних греческих списках и консультаций с Востоком. Изменение обрядов многие восприняли как непростительное посягательство на веру.

В церковных книгах было множество опечаток и описок, небольших разногласий в одинаковых молитвах.

Основные отличие русской церкви то греческой были:

• осуществление проскомидии на 5

просфорах вместо 7;

• сугубая аллилуйя заменила трегубую;

• хождение было по солнцу, а не против него;

• не было отпуска из царских врат;

• для крещения использовали два перста, а не три.

Не везде реформы принимались народом, но возглавить протест пока никто не решался.

Церковная реформа патриарха Никона была необходима. Но ее стоило проводить постепенно, что бы народ смог принять и привыкнуть ко всем изменениям.

Суть церковной реформы

С 1653 по 1656 г. патриарх Никон упорядочивал догматы православья. Реформа была быстрой и жесткой. Поэтому вызвала сопротивление как со стороны прихожан, так и со стороны самих священников. От своих подчиненных Никон требовал знания всех церковных книг. Священнослужители обязаны были разбираться в Священном Писании. К тому же, по мнению патриарха, они должны были стать примером для прихожан, агитируя праведную жизнь.

Никон лично взялся за исправление церковных книг. Письменные источники старой религии сжигались. Всех противников реформы патриарх отстранял от должности. Главные изменения, коснувшиеся церкви:

  • Крещение выполнялось исключительно тремя перстами.
  • Поклоны совершали до пояса, а не до земли.
  • Введен термин «православие» вместо «божья вера» или «непорочная вера».
  • Имя Исус было заменено на Иисус, в соответствии с общемировым написанием.
  • Крест стал четырехконечным.
  • Крестный ход совершался против часовой стрелки, а не по ходу солнца.

Первые христианские рукописи были утеряны. Поэтому никонианцы переписывали церковные книги, взяв за основу современные греческие и римские источники. Это вызвало сильный протест. Получалось, что греческая церковь стоит выше русской. Все, во что свято верили люди, враз стало неправильным. Их иконы уничтожались, во время обрядов заставляли ходить против солнца. Многие это восприняли как происки тьмы.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Рис. 3. Церковный раскол.

Уничтожение древней религии

В свое оправдание Никон заявлял, что делает ортодоксальную церковь просвещенной. Но патриарх попросту играл терминами, осознавая, что подавляющее большинство не знает их значения. «Ортодоксальный» в переводе с греческого – «правильное мнение». В старину так называли человека, несшего древние знания, науку. Ортодоксальное направление готово отстаивать истинную веру и сохранять ее в первоначальном виде.

За общими фразами Никона крылось одно – желание уничтожить древнюю религию. Для этой цели:

  • Все старые тексты заменялись новыми, переписанными с греческих источников. Сжиганием книг занимались и потомки патриарха. Так, известно, что при Петре I после сожжения ортодоксальной литературы было собрано 650 кг медных застежек.
  • Уничтожены старинные иконы. Появились новые изображения, соответствовавшие законам греческой церкви. Отдельные обряды изменялись по чьей-то прихоти, без должного обоснования. Ярким примером служит необходимость выполнять Крестный ход против движения солнца.
  • Заменены привычные для верующих термины.

Ортодоксальная религия была максимально приближенной к первоисточнику. Любые изменения воспринимались как ересь. Поэтому церковная реформа не нашла поддержки у людей. Она силой внедрялась в массы.

История русского раскола старообрядства

Понятие о русском расколе старообрядчества и краткие сведения о его происхождении.

Под именем раскола старообрядчества разумеется часть русского общества, отделившаяся в половине 17-го века от Церкви Православной по поводу исправлений церковно-богослужебных книг и обрядов.

Высшая степень развития исключительно-религиозного уклада русской жизни в 15 и 16 веках сделалась началом его разложения в веке 17-м.

В обществе недоставало образования, которое сообщало бы ему должную сознательность, разумность и внутреннюю силу, и без которого сама религия превращалась в одну слепую приверженность к формам и обрядам. Мало того, дух полуязыческого кудесничества слился с обрядовым благочестием и произвел известный народный взгляд на обряд, не как на выражение внутреннего благочестия, получающее силу только от последнего, а как на нечто самостоятельное, имеющее какую-то собственную силу, спасительное само по себе. Богослужение, по этому взгляду, теряло всю свою силу от малейшей в нем перемены. Такое крайне вредное для православия явление с особенной силой обнаружилось по поводу обрядовых исправлений патриарха Никона.

Как известно, в богослужебные книги Православной Церкви постепенно вкралось много ошибок, что при отсутствии книгопечатания и невежестве переписчиков происходило очень свободно. Неисправности в богослужении стали к 17 веку очень заметны, и их указывали, в особенности, приезжавшие к нам греки. Некоторые из них даже сами трудились над исправлением книг и обрядов Церкви русской, каковы Максим, Арсений.

В особенности известно в истории исправлений книг Православной Церкви 16 века имя Максима. Но этот ученейший монах своего времени не был оценен современниками и, обвиненный в небывалом еретичестве был сослан в заточение. Дело же, начатое им, тихой и незаметной струей пошло далее и при патриархах Иосифе и Иосафе начало принимать большие размеры. Хотя исправления, произведенные при этих патриархах, нельзя назвать удачными, как производившиеся не с греческих подлинников, a с славянских же, не лишенных ошибок, однако они, подготовивши исправление, начатое при Никоне, и доказали его необходимость, как производившегося с подлинников греческих.

Признав необходимым исправление богослужебных книг и обрядов, Никон в 1654 году созвал в Москве собор, который решил начать исправление с подлинников греческих, каковое решение было одобрено и в Греции на соборе Константинопольском. В том же 1654 г. приехал в Москву сербский патриарх Гавриил, а в 1655 году антиохийский – Макарий и приняли участие в исправлениях. Патриарх Макарий вместе с другими восточными иерархами, бывшими в Москве, в Успенском соборе при обряде православия (1656) произнес на двуперстие осуждение и предал его упорных приверженцев анафеме. Между тем, для руководства в книжных исправлениях в Москву свозились отовсюду древние книги. Арсений Суханов привез с востока до 500 древних книг, да около 200 прислали разные восточные иерархи. Начальным человеком по исправлению книг назначен был Киевский ученый монах Епифаний Славеницкий, a помощником его Никон сделал вызванного из заточения Арсения Грека. На печатном дворе закипела самая живая деятельность; 1 года не проходило, чтобы не издавалось по нескольку вновь исправленных и переведенных книг.

Очутившись в обидном положении людей отсталых, старые деятели придирчиво следили за действиями новых и порицали их. К ним примкнули еще разные приезжие в Москву их знакомцы, протопопы Аввакум из Юрьева, Даниил Костромской, Логгин Муромский. Одни из них подавали царю челобитные, умоляя защитить Церковь от ересей, другие ходили на печатный двор бранить справщиков и при всяком удобном случае; они открыто и грубо хулили патриарха, сами напрашиваясь на опасное столкновение с крутым первосвятителем. Начались аресты, истязания и ссылки. Один из архиереев, Павел Коломенский, за противоречие Никону был лишен сана и сослан в новгородские пределы; Иоанн

Неронов был лишен скуфьи и сослан в Каменский монастырь, Даниил и Логгин расстрижены и сосланы, первый в Астрахань, второй в Муром, Аввакум и Лазарь были сосланы в Тобольск. Патриарх много вредил своему делу тем, что вел его слишком круто, без объяснений, одним авторитетом своей власти и возбуждал против себя много раздражения. Даже между коноводами староверов нашелся человек, оказавшийся врагом патриарха из одной личной обиды; это был Неронов. Когда одобрено было на Московском соборе 1556 года дело исправлений и произнесено проклятие на неповинующихся Церкви Божией, Неронов принес покаяние, сознаваясь, что доселе считал исправления личным делом одного патриарха, но что противником церкви быть не желает. Протест против новшеств распространился потом в массе народа и получил опасные размеры. Непривычные для слуха изменения в тексте церковных чтений и новое пение, запрещение двуперстия, четвероконечный крест – все это сильно смущало народ. К тому времени подоспели народные бедствия и, разумеется, приписаны были гневу Божию за отступление от веры. Из Москвы волнение разошлось по областям, где много содействовали ему ссыльные противники патриарха. Новоисправленных книг во многих местах не приняли. Строгости против ослушников только усиливали волнение, развивая в изуверах мысли о мученичестве за веру и о последних временах. Давнишняя мысль о кончине мира нашла теперь самое удобное время для своего развития. Намечен был и год, которого с трепетом нужно ждать православным, год 1666, по числу, еже от антихриста. Во время 8-летнего отсутствия патриарха староверы так усилились, что успели возвратить из ссылки своего вождя Аввакума, который еще с большим фанатизмом начал действовать против исправлений.

Наконец, настал страшный 1666 год, ознаменованный действиями великого Московского собора. Одобрив произведенные доселе церковные исправления, собор произвел суд над их противниками. Некоторые из них принесли раскаяние и были прощены; нераскаянные, – Аввакум, Лазарь, Феодор, – преданы анафеме и сосланы. Потом приехали патриархи восточные, и в 1667 году великий собор в их присутствии снова подтвердил прежние постановления и скрепил их клятвой против тех, которые их не примут и явятся противниками церкви. Собор отменил клятву Стоглава на троеперстие и на трегубую аллилуйю, осудил также житие Евфросина Псковского.

После этих определений упорные староверы явились уже раскольниками, и произошло их решительное отделение от церкви. Так явился раскол, – одно из выразительнейших явлений русской религиозной жизни. Оживленная после продолжительного застоя, церковная жизнь стала исправлять обряды, вносить в них дух и мысль, поставила вопрос о религиозном образовании. Ревнители древляго благочестия восстали против всего этого, выставив на своем знамени безусловное отрицание всяких новшеств. Они отделились от церкви не вследствие движения в какую-нибудь сторону от течения общей исторической жизни церкви, а именно вследствие своей косности, неспособности следовать за жизнью церкви.

После церковного осуждения, раскол немедленно подвергся преследованиям церковного и гражданского правительства. Укрываясь от преследований, он наполнил своими тайными скитами все леса внутренних областей России, костромские, вязниковские, особенно же керженские. Северное поморье сделалось его любимым притоном.

Разделение раскола на поповщину и беспоповщину: характеристика той и другой.

Отвергнув авторитет Церкви, раскол, предоставленный самому себе, стал распадаться на толки. Прежде всего в среде его возник трудный вопрос: откуда брать священников? Одни стали брать их у Православной Церкви, сманивая к себе пьяных и нищих попов и разными способами очищая в них благодать рукоположения от Никоновой скверны, напр., через перекрещивание в священных одеждах. Другие решили, что можно обойтись и без священства, предоставив требоисправления мирянам. Так возникли два основных толка, или две половины в расколе, – поповщина и беспоповщина, которые в свою очередь стали распадаться на множество новых толков, разделенных между собой или обрядовыми разностями, или степенью их отрицательного отношения к церкви.

Толки беспоповщины.

В конце 17 века дьячок Данило Викулов основал в Северном поморье на реке Выге знаменитую беспоповщинскую пустынь, которая потом явилась рассадником беспоповщинского поморского согласия для всей северной окраины России. С поморья раскол переходил в новгородские и псковские края, отсюда перекинулся в Польшу, где некто Феодосий основал из беглых русских раскольников два монастыря – мужской и женский, в которых отправлял священнические обязанности. Федосеевская секта распространилась в Польше и землях новгородских и псковских, а с 1771 г., благодаря деятельности богатого купца Илии Алексеева Ковылина утвердилась в Москве. Некто Филипп, имевший притязание сделаться настоятелем Выговского монастыря, когда в настоятели был выбран Семен Денисов, с несколькими единомышленниками отделился от братии и, построив новый монастырь, основал секту филипповскую. Учение этой секты мало отличается· от учения поморян. Основателем Адамова согласия был пастух Денисов. Нетовщина основана неграмотным мужиком Кузьмой, учившим, что в мире вовсе нет ни благодати, ни таинств, и что остается прибегать только к Спасу, отчего это согласие называется иначе Спасовым. Эта секта распространена в Нижегородской губернии. Основателем секты странников, или бегунов считается беглый солдат Евфимий. Эта секта, кроме общего беспоповщинского учения, требует удаления от мира в леса и пустыни, она не признает никакой власти. Все беспоповщинские толки, разделяясь в частностях, учат, что господствующая великороссийская церковь с 1666 года, т. е. со времени патриарха Никона, отпавши от Христа, сделалась царством антихриста, стала вместо Господа Исуса служить некоему иному «Иисусу», все таинства ее ни что иное, как скверны антихристовы, так как во времена антихриста, по их учению, и не может быть ни истинного священства, ни истинных таинств Христовых. Себя беспоповцы считают теми избранными, которые, по свидетельству слова Божия и св. отцов, спасутся и во времена антихриста.

Толки поповщинские

по своему церковному устройству, разделяются на беглопоповцев и приемлющих Белокриницкое, или Австрийское священство; но по своему происхождению и характеру учения тождественны между собой. Первые совершенно не имеют епископского чина и довольствуются священниками, бежавшими от Православной Церкви, а вторые, после 180-летнего существования без епископа, приняли к себе в 1846 году беглого митрополита Амвросия и, таким образом, привели, как они сами выражаются, свое общество «в полноту церковных уставов».

Краткие сведения о так называемом австрийском священстве. Понятие об окружном послании.

Пользуясь услугами беглых от Православной Церкви попов, общества поповщинские сознавали всю необходимость иметь у себя собственного епископа, который беспрепятственно рукополагал бы им священников. Они ясно донимали, что их общества существуют только в силу убеганий иереев от Православной Церкви: но прекратись эти убегания, и их общества должны будут прекратить свое существование. Поэтому то поповцы не раз обращались к правительству с просьбой дать им, собственного епископа, но всякий раз получали на то отказ. He имея надежды достать себе епископа в России, поповцы отправили для таких поисков несколько человек за границу во главе с Павлом прусским.

Этим последним удалось отыскать в Константинополе запрещенного от патриарха в служении митрополита Босносараевского Амвросия. Амвросий был мало знаком с учением наших старообрядцев, но все-таки долго не соглашался быть их епископом, опасаясь – не будет ли это изменой Церкви Православной. Раскольники же уверяли, что никакого отречения от православия от него не потребуется и соблазняли обещаниями ему денег и материального обеспечения. Наконец, Амвросий согласился быть старообрядческим епископом и был тайно увезен старообрядцами в Белую Криницу, монастырь на австрийской границе. Здесь, вопреки ожиданиям своим, он должен был отречься от православия, причем славянский текст отречения был для него написан греческими буквами. Читая это отречение, он даже не понимал того, что произносил, так как языка славянского не знал. Затем последовал чиноприем Амвросия чрез миропомазание, которое совершил над ним беглый иеромонах Иероним. Поселившись в Белой Кринице, Амвросий стал посвящать священников как для австрийских, так и для русских раскольников; варил для них миро и единолично посвятил себе в преемники Кирилла.

Но не все раскольники беглопоповцы приняли священство Амвросиево, или австрийское; некоторые из них, считая все действия Амвросия и самый чиноприем его неправильными, остались такими же беглопоповцами, какими были и ранее.

Для примирения беглопоповцев и приемлющих священство Австрийское между собой в учении, были не раз созываемы соборы, но все они не достигали цели.

На одном из соборов поповцев австрийского согласия было издано «окружное послание», написанное ранее лицом частным. Сущность этого послания заключается в том, что в нем излагается учение поповцев, в силу которого, если быть последовательными самим себе старообрядцы-поповцы должны прийти к единению с Православной Церковью. Там говорится, что учение господствующей великороссийской церкви, расходясь со старообрядческим в мелочах, не есть учение еретическое, а истинное; что таинства церкви великороссийской есть истинные таинства, как истинны и старообрядческие; что проповедуемый ею Иисус есть одно лицо с проповедуемым старообрядческой церковью Исусом; что почитаемый ею четвероконечный крест так же свят, как свят и почитаемый старообрядцами восьмиконечный и проч… Это окружное послание не всеми было принято и разделило старообрядцев поповцев австрийского священства на окружников и противоокружников, не пришедши к соглашению до сих пор.

Понятие об единоверии.

Отказав раскольникам дать епископа самостоятельного, Св. Синод предложил им иметь таких священников, которые бы рукополагались для них епископами Православной Церкви и, совершая богослужение и требы по старопечатным книгам, в своих действиях всецело зависели бы от поставивших их православных епископов и Св. Синода. Многие из раскольников с радостью согласились иметь у себя законных священников и, таким образом, устроилась церковь единоверческая.

Протестные настроения верующих

По всей стране прокатились народные восстания. Самые смелые открыто высказывали протест никонианцам. Другие же попросту бросали свои дома и уходили в соседние страны или образовывали отдельные поселения в безлюдных местах. Движение старообрядцев ширилось. Вскоре количество раскольников настолько выросло, что власти пришлось вмешаться.

Отказаться от нововведений ни Алексей Михайлович, ни патриарх не могли. Поэтому они применили к раскольникам насильственные методы. Беглецов перехватывали и возвращали домой. Самых активных подвергали пыткам, сжигали на кострах. По стране прокатилась волна инквизиции. Людям навязывали новую религию с помощью страха, силы.

Все же многим старообрядцам удалось вырваться из сетей никонианцев. Они основали общины. Раскольники трепетно хранили древние знания, переписывали тексты. Старообрядцы почитали семейные устои, осуждали курение, пьянство. В качестве протеста противники новой религии проводили массовые самосожжения. Подавить восстание властям удалось лишь через 8 лет.

Никон и великий раскол

7 января 1649 года митрополит Новгородский Афоний по преклонности лет своих удалился на покой: и поселился в Варламиево-Кутынском монастыре. Митрополичья кафедра оказалась вакантной.

Известие об отречении Афония от митрополичьей кафедры сильно взволновало духовные круги Москвы. Митрополит Новгородский – второе лицо после патриарха. Неудивительно, что и для духовенства и боярства было не безразлично, кто будет митрополитом Новгородским. Патриарх Иосиф, посоветовавшись со своими приближёнными, составил список кандидатов и представил его царю: конечно, в нём не было Никона. Алексей Михайлович, просмотрев список, отверг его и пожелал, чтобы Новгородским митрополитом был избран Никон. Патриарх и его сторонники менее всего желали избрания Никона: они естественно боялись увеличения его влияния. Патриарх стал возражать против назначения Никона и, конечно, не думал, что его возражения встретят отпор. Но к удивлению своему, он услышал:

– Я решил, что будет Новгородским митрополитом Никон, я так хочу и так должно быть.

Иосиф был поражён таким неожиданным настойчивым вмешательством в дела церкви со стороны царя и сказал:

– Государь, мне тяжело прогневать тебя, но рукоположить Никона в митрополиты я отказываюсь.

С этими словами патриарх ушёл.

Но царь не отказался от своего желания. Он обратился к гостившему тогда при дворе Иерусалимскому патриарху Паисию с просьбой рукоположить Никона в новгородские митрополиты. Угодливый грек, в чаянии щедрых подарков за свою услугу, дал согласие. 11-го марта 1649 года Никон был возведён в сан Новгородского митрополита.

Беседуя с Никоном, патриарх невольно убедился, что перед ним сильная талантливая личность. Впечатление от бесед с Никоном было настолько сильное, что патриарх Паисий выдал даже за своей печатью грамоту. В этой грамоте он восхваляет достоинства Никона и в знак своего особенного расположения разрешает ему носить мантию с красными «источниками», то есть прошивками.

Но и для Никона беседа с патриархом не прошла бесследно. Паисий решительно осудил употреблявшееся у нас двуперстное сложение креста, заявив, что это еретичество. Никон, сам так ревностно исполнявший обряды церкви и всегда крестившийся двуперстно, был смущён. В волнении он поведал мнение патриарха царю. Алексей Михайлович, видевший весь смысл православия в соблюдении обрядов, был смущён не менее Никона и немедленно распорядился отправить на восток келаря Троице-Сергиевской лавры Арсения Суханова для проверки этого мнения и справок об истине.

Никон отправился в Новгород, но по пути заехал за благословением к бывшему тогда уже почти при смерти митрополиту новгородскому Арсению.

Войдя в его келью, митрополит Никон поклонился старцу в ноги и попросил у него благословения.

– Не мне тебя благословлять, – ответил старец, – а ты меня благослови, патриарше, Никон!

– Нет, отче святый! – возразил Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх.

– Будешь, патриарх, – ответил старец, – благослови!

Тогда Никон благословил старца, а старец благословил Никона.

Долго раздумывал дорóгой Никон над предсказанием старца. И вспомнилось ему другое предсказание, колдуна, к которому он ходил вместе с монахами Макарьевского монастыря.

– Все в руках Божьих, – подумал Никон и истово перекрестился.

Приехав в Новгород, Никон начал заведывать не только духовными делами, но фактически стали во главе светской власти, ибо он должен был обо всём, что делается в Новгороде доносить государю, и Алексей Михайлович находился с ним в деятельной переписке, постоянно советуясь о всяких более или менее важных государственных делах. Зная это, нет ничего удивительного, что гражданские власти Новгородские обо всём советовались с Никоном.

Прежде всего, Никон занялся делами благотворительности. Когда в Новгородской земле начался голод, и голодные толпами хлынули в город, прося хлеба, то Никон отвёл у себя во «владычном» дворе отдельное помещение, где ежедневно кормил голодных. Каждое утро подавали нищим по куску хлеба, а по воскресеньям раздавали деньги. Кроме того, Никон устроил несколько богаделен для призрения убогих.

Вся эта деятельность Никона, однако, не помешала разразиться в Новгороде мятежу, в котором пострадал и сам Никон.

Хотя Новгородская республика пала и покорилась Москве, но свободный дух её граждан остался. Вот почему новгородцы с глубоким недоверием относились ко всякому человеку, назначенному из Москвы. Таким был для них и Никон, несмотря на всю его благотворительную деятельность.

К этому присоединилось враждебное отношение к Никону со стороны новгородского духовенства. Никон был человек крутой и энергичный. Лишь только он приехал, как стал заводить новые порядки, многоголосное пение заменил единогласием, сам он совершал богослужение с большой правильностью и торжественностью. Этого же требовал и от других. Благодаря этим изменениям служба значительно удлинилась, что вызывало неудовольствие как со стороны духовенства, так и прихожан.

Невежественным попам приходилось служить по-новому, а прихожане, хоть и считали себя православными, но желали, чтобы исполнение их религиозных обязанностей не мешало их торговым делам.

Новый патриарх энергично преследовал пьяных и развратных попов, не считаясь ни с летами, ни с их семейным положением. Строгость митрополита вызвала озлобление духовенства. Некоторые нововведения Никона казались еритичеством6 он устроил хор, выписал из Киева регента и опытных певцов. Всё это было таким новшеством, которое должно было вызвать ропот невежественного духовенства. Вот чем объясняется недовольство Никоном в Новгороде.

Но не этим были вызваны волнения. Непосредственные причины их лежали в недовольстве тем покровительством, которое московские цари оказывали иностранным купцам в ущерб русским. Не раз московским царям подавались челобитные с изложением жалоб, но все они оставались без ответа.

Беспорядки начались в Пскове. Непосредственным поводом к ним было следующее. По Столбовскому миру, заключённому Москвой со Швецией, обе стороны обязались выдавать перебежчиков.

В продолжение нескольких десятков лет из русских областей, уступленных шведам, бежало в Московское царство множество русских, не желавших жить под владычеством шведов. Тогда Швеция потребовала выдачи перебежчиков. Перед благочестивым царём встал трудный вопрос: выдать православных русских лютеранам, это значит, как он думал, совершить большой грех, ибо их заставляли перейти в лютеранскую веру, не выдать – значит нарушить договор. Решили выкупить перебежчиков. Часть выкупной суммы в размере 20 000 рублей была уплачена шведскому агенту Нумменсу, и он с ними отправился в Швецию через Псков. Вместе с тем в зачёт выкупной суммы велено было отпустить в Швецию из псковских царских житниц хлеба 11 000 четвертей.

24 февраля на масленице пришла к псковскому воеводе Собакину царская грамота с предписанием выдать шведам хлеба в указанном количестве. Известие о полученной грамоте тотчас облетело весь город. Народ стал волноваться, было непонятно, зачем хотят выдавать русский хлеб шведам?

– Измена! – говорили в народе, – бояре выдали нас немцам!

Человек тридцать выбранных явились к епископу Макарию и стали его просить, чтобы он уговорил воеводу не давать хлеб, пока не получит ответ на их челобитье от государя.

Взволнованный отец Макарий послал ха воеводой Собакиным. Собакин заявил, что не может противиться царскому приказу и хлеб выдаст.

– А вы можете, если хотите, подавать челобитную, – сказал Собакин пришедшим, – Но не в своё вы дело вмешиваетесь, государь сам знает, что делает. А вы ворвались толпой к епископу, сеете смуту, как кликуны1.

Пришедшие заволновались.

– Ты, Никифор Сергеевич, напрасно нас ругаешь, ты сам больше беззаконничаешь, – послышалось из толпы, – Зачем пускаешь немцев в город на пир к Федору Емельянову?2

– Ну что же, пускаю, не отпираюсь, – ответил Собакин, – Фёдор Емельянов болен, у него торговые дела с немцами – вот и пустил!

– Не имеешь права! – кричали пришедшие, – немцам продался!..

Начался спор и взаимные препирательства.

– Я вам покажу, как я немцам продался! – кричал рассердившийся Собакин, – Эй, подьячий, перепиши-ка всех!..

Пришедшие бросились в разные стороны и переписать их не удалось.

28 февраля громадная толпа народа собралась около всегородской избы. Тут были люди всяких чинов: и бедняки и богатые торговцы. Толпа волновалась и шумела.

– Не отпускать хлеб немцам! – кричали в толпе.

– Давно известно, что бояре продались немцам и обманывают молодого царя. А он ничего не понимает и не знает!

– Если будут брать, силой не давать! – кричали горячие головы.

Но посадским людям и стрельцам не хотелось, чтобы дело дошло до самоуправства. Они стали уговаривать покончить дело миром.

– Самоуправством ничего нельзя поделать, – говорили они народу, нельзя царскому указу противиться. Подадим челобитную государю, будем ему бить челом, тогда видно будет.

Их речи оказали влияние, толпа начала успокаиваться. Стали уже расходиться по домам. Вдруг прибежали стрельцы от Петровских ворот.

– Немец идёт, везёт казну из Москвы! – кричали они ещё издали.

– Врёте!..

– Сами видали!

Толпа бросилась по указанному направлению.

По загороди Великой рекою, направляясь к Немецкому гостиному двору, не торопясь, ехал Нумменс с полученными в Москве деньгами. Его сопровождал пристав Тимашев.

Немец не ждал беды и ехал спокойно.

Вдруг его окружила толпа народа.

– Стой – кричали в толпе, – слезай с лошади!

Пристав стал объяснять, что на пропуск немца есть бумага царя.

– Врёшь, какая там бумага царя – всё бояре выдумывают! – кричали в толпе.

– Бей немца!

– В прорубь его!

Нумменс понял, что положение его становится опасным. Он стал объяснять, что за деньги он везёт с собой и просил их отпустить его повидаться с Фёдором Емельяновым.

Имя Емельянова привело толпу в ярость.

– Едет к изменнику Емельянову!

– Пытать немца, пытать Фёдора!

Тотчас казну у немца отобрали, отправили её на подворье Святогорского монастыря, заперли её там и запечатали. Нумменса обыскали, забрали все бумаги, отвели его тоже в Святогорское подворье, и приставили к нему стражу.

Услышав набат и крики, на площадь прискакал воевода Собакин. Узнав в чём дело, он стал уговаривать псковичей отдать казну и отпустить Нумменса.

– Вам до государевой казны дела нет!

Но псковичи не слушали воеводу.

– Откуда ты знаешь, что это воля государева? – спрашивали они его. Если это всё делалось с ведома государя, то немец не въехал бы крадучись задами, а ехал бы городом.

Скоро прибыл и епископ Макарий с духовенством и стал уговаривать прекратить бунт.

– Воля государева, – отвечали псковичи, – а хлеб нам немцу до государева указа не отдавать!

1 марта «гилевщики3» собрались на площади и выбрали из себя правительство для управления городом. Выбрали троих: площадного подьячего Томилку Васильева-Слепого, стрельцов: Прошку Козу и Сорокоума Копыто.

Вести о том, что в Пскове бунт, немедленно дошли до Новгорода. Новгородцы, недовольные московским правительством, стали глухо волноваться. Волнения в Москве и других городах невольно наводили на мысль, что следовало бы и новгородцам попытаться вернуть себе хоть часть прав, которыми они пользовались раньше. Предлог для волнений скоро нашёлся. Из-за границы вернулся некий Никита Петерин и стал рассказывать новгородцам, что немцы ждут казны из Москвы, и как только казна придёт, то они, пользуясь этими деньгами, пойдут на Новгород и возьмут его. А от псковитян они узнали, что немцам приказано отдать и хлебные запасы, которые находились в Пскове.

Новгородцы заволновались.

– Что же будет с Новгородом?

Стали говорить, что если Москва не только не хочет защищать Новгород, но даже ссужает врага деньгами, то новгородцам следует рассчитывать только на себя.

В особенности горячился посадский Волк.

– Раньше мы сами выбирали себе и посадников, и владык, а теперь стали нам назначать чужих людей, не спросясь нас! А что они понимают в наших делах?

15 марта в Новгород приехал датский посланник Граб. Его сопровождал русский толмач Нечай Дрябин.

В Новгороде стали говорить: «Немцы приехали, казну везут!..»

Трофим Волк, разговорившись с Дрябиным, узнал, что, действительно, идёт из Москвы к немцам большая казна.

Волк бросился немедленно к земской избе и стал кричать, что немцы казну везут!

Собралась толпа, и Волк объяснил прибежавшим, что изменники-бояре в Москве передали немцам казну, которую они теперь и везут через Новгород.

– Не дадим вывезти денег! – кричал Волк, пойдём и отнимем их у немца.

Толпа бросилась за посланником Грабом, как раз в это время выезжавшим из Новгорода.

Граба с криком окружили и потребовали, чтобы он слез с лошади и шёл в земскую избу.

– Я датский посол, – заявил Граб, – и пользуюсь неприкосновенностью. Кто меня тронет, тот будет казнён!

Но заявление Граба никакого действия на толпу не оказало.

– Посол ты или нет, нам дела нет до этого, – ответили ему, – а вот слезай с лошади и иди в избу!

Тогда Граб заявил, что будет защищаться и схватился за шпагу. В это время Волк подскочил сзади и сбил его с лошади. Посланник упал, а Волк насел на него и ударил несколько раз по лицу, так что Граб лишился чувств.

После успешного нападения на посла толпа бросилась грабить богатые дома.

Нападение на Граба было только началом беспорядков. На другой день, 16 марта, с утра загудел сплошной колокол. Народ толпами стал сходиться у земской избы.

– Московские бояре продали нас немцам! – кричали в толпе.

– Московские ставленники только притесняют народ! Жеглова с братьями Негодяевыми за что митрополит в тюрьме держит?

– Пойдём освобождать Жеглова! – кричали в толпе.

Толпа двинулась к митрополичьим покоям. Никто пришедшим не сопротивлялся, и Жеглов с братьями Негодяевыми были освобождены. Новгородцы торжествовали. Всей толпой отправились к земской избе, с Жегловым и Негодяевыми во главе.

– Теперь нам не нужно московского правительства, – говорил посадский Елисей Лисица, – выберем своё, из своих людей.

– Правильно, необходимо, чтобы был порядок! – отозвались в толпе.

Немедленно приступили к выборам. Выбрали 8 человек, в том числе и Жеглова с Негодяевыми, которые и встали во главе движения.

Долго в эту ночь не спали в митрополичьих покоях. Там князь Хилков советовался с Никоном, как потушить вспыхнувший мятеж. Часть стрельцов перешла на сторону новгородцев, оставшихся верными, было мало. При таком положении дел Хилков был бессилен. Тогда Никон задумал испробовать духовное оружие: он решил вождей движения проклясть, как бунтовщиков.

17 марта, день Алексия Божьего человека, день ангела царя. Обыкновенно служба в этот день была особенно торжественна. Народу в церкви было много. В конце службы Никон произнёс проповедь о вреде волнений и затем проклял по имени всех руководителей движения. Митрополит думал, это устрашит остальных. Но Никон ошибся: проклятие имело обратные последствия; оно только вооружило против Никона даже тех, кто относился к нему беспристрастно.

– Государь жалует в свой ангел, из тюрьмы виноватых людей выпускает, а митрополит в такой праздник проклинает! – говорили новгородцы, расходясь после обедни по домам.

– Кого он проклинает? – возмущались другие, ведь не Жеглова и Лисицу, а всех нас, новгородцев, ибо ведь у всех у нас одна дума.

Возбуждение против Никона росло.

19 числа на торговой стороне пристав Съезжей избы Гаврила Нестеров по прозвищу «Колча» в разговоре назвал патриарха и князя Хилкова изменниками. Хилков узнал об этом и велел его арестовать. Нестерова привели в софийский митрополичий дом и там били батогами. Об этом узнали отец его и жена. Они бросились к земской избе и начали кричать:

– Миряне, заступитесь! Митрополит и окольничий сына моего пытают, бьют и огнём жгут!

Толпа заволновалась.

– Идти к митрополиту!

– Мало ему, что проклял, ещё пытает! – кричали в толпе.

Бросились на Софийский двор, ворота оказались запертыми. Стали стучать и ломать дверь. Тогда Никон велел отпереть. Толпа направилась к тюрьме и освободила Нестерова.

Когда Нестеров вышел из тюрьмы, то он показал окровавленную спину.

– Вот как они меня мучили!..

Накопившееся раздражение наконец вылилось наружу. Толпа бросилась в митрополичьи хоромы. Навстречу им показался Никон в полном облачении.

– Здесь покои митрополита, – сказал он, – как вы смеете сюда войти?

– Его нам и надо! – кричала толпа, увидев Никона.

– Бейте его, довольно ему насильничать над нами!

Толпа бросилась на митрополита. Несколькими ударами он был сбит с ног. Его били ногами, разбили ему лицо, изорвали одежду.

– Ведите его в земскую избу, пусть он там даст нам ответ! – крикнул кто-то в толпе.

И избитого Никона, едва передвигавшего ноги, повели в земскую избу.

Растерзанный, в изорванной одежде, шел Никон среди толпы. Но когда дошли до Золотых ворот, то силы стали оставлять его, и Никон присел на скамейку.

– Сегодня, – сказал он окружавшим его новгородцам, – я должен служить литургию у Знамения Пресвятой Богородицы. Грех вам будет, если из-за вас я не смогу исполнить этого – отпустите меня.

Окружающие посоветовались между собою и отпустили Никона.

Никон прослужил литургию и в санях больной уехал домой. О своём состоянии он так писал царю: «и ныне лежу на конце живота, харкаю кровью, и живот весь распух: чаю скорой смерти, маслом соборовался». Но богатырское здоровье спасло Никона: он скоро выздоровел.

После избиения Никона движение стало заметно утихать. Более состоятельные классы, дворяне и дети боярские, видя, что движение зашло далеко, стали подумывать о примирении с Москвой.

– Не навести бы нам на себя за нынешнюю смуту такую же беду, какая была при царе Иване! – говорили они между собою.

Предвидя возможность появления московских войск в Новгороде и подавления движения, Жеглов созвал всех «гилевщиков» и стал убеждать их стоять друг за друга и никого не выдавать:

– Если государь пришлёт в Новгород обыскивать и казнить смертью, – говорил он, – то все стойте за одно и никого на казнь не выдавайте. Казнить, так казнить всех!

– Все головой будем стоять друг за друга!

В этом смысле была составлена запись, на которой все присутствующие подписались.

Не было подписей дворян и детей боярских. Понимая, что без их участия трудно рассчитывать на успех, Жеглов решил попытаться и их склонить на свою сторону и подписаться под общей записью. С этой целью он 20 марта вечером созвал дворян и детей боярских и стал их уговаривать, чтобы государь хлеба и денежной казны за рубеж отпускать не велел.

Дети боярские и дворяне, когда узнали, зачем их пригласили, то зашумели и закричали:

– Рук к записи не прикладывать!

– Под челобитной к государю подпишемся, а рук к записи прикладывать не будем.

Пришлось примириться на том, что дворяне и дети боярские подписались только под челобитной.

В челобитной подробно объяснялось, чем недовольны новгородцы: они простят, чтобы государь не выдавал немцам казны и хлеба. Жалуются на Никона за его крутой нрав, обвиняют его в том, что он посягает на новгородские святыни: хочет разрушить храм святой Софии.

В то время как челобитчики новгородские отправились в Москву, к Новгороду приближался отряд московских войск под командой князя Хованского. Отряд был небольшой, а потому Хованский не решился войти в город, а стал лагерем около.

Приближение московского войска вызвало в Новгороде большой переполох. Умеренные элементы, стоявшие за центральное московское правительство, уверенно подняли голову и стали говорить, что нужно повиниться перед царём и с хлебом и солью встретить Хованского. Непримиримые с Жегловым во главе растерялись. Тем более, что от движения стали быстро отпадать все колебавшиеся и число сторонников примирения стало расти с каждым днём. А один из руководителей движения, Негодяев, бежал из Новгорода, явился к Хованскому с известием, что новгородцы готовы его встретить мирно и уговорил отпустить его в Москву, чтобы добиться себе прощения.

Видя, что всё пропало и движение будет подавлено, Жеглов отправил Хованскому письмо, в котором писал: «Ожидают тебя в Великом Новгороде, а встречать тебя хотят за городом с хлебом и солью; милости у тебя, государя прошу, не в укор тебе, государю моему, бью челом и пишу – облегчись в Великий Новгород скорым обычаем, не со многими людьми и молостиво учини, а мирские люди государевой милости и тебя ожидают вскоре; впредь, государь, жалуй, посылай в Новгород новгородцев, а не иногородних людей, потому что иногородние люди не ведают ничего, говорят многие прибавочные речи, а Новгородского избычая не знают».

Действительно, новгородцы вышли навстречу Хованскому с хоругвями и с хлебом-солью. Во главе новгородцев стоял митрополит Никон с духовенством. Митрополит благословил Хованского и окропил святой водой.

От собора святой Софии Хованский отправился на митрополичий двор и тотчас отправил отряды завладеть пушечным двором и земской избой. К вечеру были арестованы все главари, затем с 24 апреля по 17 мая продолжались аресты остальных участников. Всего было арестовано 212 человек.

«Гиль» была уничтожена, порядок восстановлен, началась расправа.

13 мая на патриарший двор явилось множество стрельцов с жёнами и детьми, и попросили вызвать Никона.

– Что вам нужно? – спросил Никон.

– Батюшка заступись, попроси освободить арестованных, они у нас стрельцов, будут на поруках.

Никон велел им подождать и пошёл к Хованскому.

– Вот что, князь, – сказал он ему, – там пришёл народ и со слезами просит освободить арестованных. Тебе в Москве сказали, чтобы ты во всём советовался со мной, так вот моё мнение: за исключением главных виновников, всех следует отпустить на свободу. Это будет иметь значение для успокоения Пскова: если псковитяне узнают, что всех держат в тюрьме, то подумают, что и им грозит тяжкое наказание, и ни за что не сдадутся, а арестованные всё равно не убегут, если их выпустить на свободу.

Хованский согласился, и все арестованные, исключая главных виновников, были выпущены.

На другой же день князь Хованский начал следствие. Прежде всего обвинили Волка. Он не отрицал того, что бил датского посла. Объяснил, что был пьян. Не отрицал также и того, что участвовал и в бунте, отстаивая новгородские вольности, но при этом прибавил, что так думают и так поступают, как он, все настоящие новгородцы.

Волк был приговорён к смертной казни.

Новгородцы были поражены приговором: давно уже Новгород не видал плахи. Сходились группами, качали головами, все сочувствовали Волку.

Казнь должна была совершиться на другой день, по обычаю того времени публично. С утра площадь была полна народом. Толпа стояла подавленная и безмолвная.

Скоро привели Волка, он был бледен, но на вид спокоен. Входя на эшафот, Волк истово трижды перекрестился и, поклонившись во все стороны стоявшему народу, сказал:

– Прощай, народ православный; кладу свою голову за Великий Новгород.

После казни все разошлись молчаливые и угрюмые по домам и долго потом вспоминали погибшего Волка.

Относительно остальных приговор пришёл из Москвы. Пять человек главных виновников, в том числе и Жеглов, были приговорены к смерти, остальные к наказанию плетьми или батогами и к ссылке в разные русские окраины.

Новгородцы были подавлены строгостью наказания. Сам Никон был недоволен приговором. Исполнение приговора было отложено, и митрополит стал хлопотать о смягчении наказания. В результате его хлопот был получен приговор, в котором были смягчены наказания некоторым из второстепенных обвиняемых.

Митрополит был огорчён неудачей и огорчён вдвойне: ему было жалко новгородцев, которых будут казнить, а с другой стороны, в ответе из Москвы он почувствовал, что его влияние падает.

– Как успокоится всё в Новгороде, надо съездить в Москву, – решил. Он.

После наказания главных участников в «гиле» Новгород успокоился. Но в Пскове и после этого волнения продолжились и закончились только в конце июля месяца.

Власть и церковь. Церковный раскол план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством. Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.

План:

  1. Церковь после смуты
  2. Патриарх Филарет
  3. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
  4. Церковный собор
  5. Протопоп Аввакум
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.

Основные понятия: раскол, старообрядцы.

Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.

Оборудование: карта России в XVII в.

ХОД УРОКА.

Опрос: 1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски). 2. Ответить на вопросы по карточкам. 3. Развернутый ответ:

1. Какие цели преследовала политика первых Романовых.

2. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их функции.

Изучение нового материала.

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

Церковь после Смуты.

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр.56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, что удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

  1. Крещение тремя пальцами;
  2. Поясные поклоны вместо земных;
  3. Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

Эьт заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный Собор 1666-1667 годов.

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году от вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

4. Итог урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся). 5. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]