Почему Пасху назвали Пасхой? Почему кулич называют пасхой?

Значение слова «пасха» можно найти на многих языках, таких как иврит, латинский или греческий. Что примечательно, перевод этого термина на всех языках абсолютно одинаков – «прохождение мимо». Люди, исповедующие православие, больше знакомы с этим словом, которое служит названием самого главного празднества в их вероисповедании. Еще это торжество именуется Вознесением Господним. Оно празднуется после Великого поста, ежегодно приходится на разные даты. Однако почему Пасху назвали Пасхой? Ответы на этот вопрос можно получить дальше.

Как отмечалась Пасха

Просматривая давние манускрипты и литературу, несложно обнаружить то, что пасхальное торжество праздновали еще до Рождества Христова. Событие было укоренившимся празднеством еврейских жителей. Этот день принято было отмечать в узком семейном кругу. Основное торжество приходилось на день новой фазы луны.

И все-таки почему праздник назван «Пасха»? В этот день положено было приносить жертву, которая и называлась пасхой. Молодого ягненка или козочку убивали для того, чтобы небесная благодать спустилась на стадо и его вожака. Жертву приносили с осторожностью, так как считалось позорным повредить при заколке хоть одну кость животного. Кровью ягненка смазывали двери, а мясо ели в доме. От этого стародавнего празднества и пошла традиция так именовать этот день.

Почему Пасха названа Пасхой? Какие есть еще доводы? Сам праздник принял другое, более обширное и сакральное значение. Все-таки Сын Божий себя принес в жертву для защиты всего человечества и ради того, чтобы сила его отца снизошла на всех людей. С метафизической значимостью торжество Пасха на сегодня считается наиважнейшим для народа. По легенде как раз в этот день человечество обрело второй шанс, очищаясь жертвой, которая приносилась в силу любви, и получая благословение. Вот поэтому люди придерживаются строгого поста перед Пасхой.

Праздник Святой Пасхи — что это значит?

Однако сходство словесное – это только поверхностное совпадение, и, конечно, оно не определяющее. Как всегда, чтобы понять что-то по-настоящему, нам следует сосредоточиться о главном и забыть о второстепенном. Любой праздник имеет свою духовную основу – это содержание, значение, т.е. самая его суть.

В чем смысл Пасхи? Господь послал на землю своего единственного сына Иисуса Христа, который ценой собственной жизни взял на себя грехи всего человечества и таким образом освободил его от рабства греха. Да, люди и сегодня грешны – ведь жизнь на земле далека от идеала.

Однако каждый человек может рассчитывать на милосердие Бога и прощение своих грехов. Это называется судить по милости, т.е. не по заслугам, а по любви.

В чем смысл Песаха? Господь выбирает Моисея, который вызволяет еврейский народ из рабства, т.е. выводит его из египетского плена. Моисей, таким образом, предстает спасителем, национальным героем израильтян. В той истории народу была явлена Божья милость и всемогущество – ведь по дороге к своей земле обетованной людей ждало очень много испытаний. Но все же они прошли их и добились главной цели – освобождения.

Получается, что сама суть, сердцевина этих двух больших событий в общем-то едина. Можно найти и еще одно сходство – даты приходятся на весеннее время между мартом и апрелем. Пожалуй, это лучшая пора на земле, когда зима окончательно уступает права весне, а фермеры готовятся к новой посевной. И это совпадение отнюдь не формальное.

Многие историки полагают, что вообще говоря встреча весны – это очень древняя традиция, которая, несомненно, отразилась и на праздновании Пасхи. В это легко верится, если мы подумаем, какое значение имела весна для наших далеких предков.

Сегодня еда доступна круглый год, в том числе и фрукты, грибы и прочие летние продукты. А ведь долгие тысячелетия все это доставалось большим трудом. И не секрет, что человек чрезвычайно зависел от природы, в том числе и своей жизнью.

Выпадет неурожайный год – и все только и думают о том, чтобы наступила весна. Ведь это время жизни, когда солнце греет все сильнее, а трава растет все быстрее. Появляются первые плоды, ягоды, овощи, фрукты. Это и есть торжество жизни над смертью, освобождение от прежних страхов.

Вот почему несмотря на огромное количество отличий между Пасхой и Пейсахом, единого между ними тоже очень много. И это общее лежит в самой основе праздников. Меняются главные герои, меняются традиции. Но суть все равно остается той же самой.

Пасха – это день, когда мы празднуем возрождение природы, освобождение от власти греха и смерти. А продолжить эту строку каждый может самостоятельно: евреи впишут имя Моисея, христиане имя Иисуса. Но начальные фразы останутся без изменений.

Кулич – символ Воскресения

Большой душистый хлеб (дрожжевой кулич) с изображением Воскресения или с крестиком считается в православной церкви обрядовой выпечкой и обозначает возрождение Иисуса. Почему пасху назвали пасхой? Да потому, что этот кулич тоже является неотъемлемой частью праздника. Его обычно пекут на основное религиозное торжество всех православных – Пасху. Христиане, помимо пасхального хлеба, подают к столу еще и песочные «бабки». Совместно с крашеными яйцами творожная пасха и кулич – главные блюда праздничного застолья.

Духовное обозначение кулича

Артос (в переводе с греческого языка «квасной хлеб»), высокая дрожжевая сдоба с силуэтом тернового ореола и рисунком креста, а также просфора выпекаются отдельно для празднования Светлой Пасхи и Воскресения Христа. Согласно Ветхому Завету апостолы, начиная трапезничать, оставляли часть в центре стола пустой, чтобы положить хлеб для незримо находящегося рядом Иисуса Христа.

Почему пасху назвали пасхой? Существуют еще некоторые сказания, которые могут об этом поведать. В день Пасхи артос несут с крестным ходом и кладут его в церкви на специальный стол. Всю неделю эта сдоба лежит в монастыре. После благословения в субботнюю Светлую седмицу его отдают всем верующим. Это условное обозначение того, что Христос обратился для православных истинным хлебом жизни.

Сам кулич является подобием артоса. Пекут такую сдобу в период Страстной недели в чистый четверг и освящают в церкви. Для выпечки хлеба применяют дрожжи (это тесто заменяет ветхозаветные опресноки). Следовательно, пасхальный кулич – это еще и знак хода от Ветхого Завета к Новому.

Пасха в народной традиции

В славянском народномНарод

— население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий
Гадать
— узнавать будущее или прошлое (по картам и другими способами)., в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника
Священник
(иерей, поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем. «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки
Девушка
:

1) Лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

2) Такое лицо, достигшее половой зрелости, но еще не вступившее в брак. обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехомГрех

— в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода
Синод
(от греческого synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в некоторых православных и протестантских церквах; в Католической церкви после 2-го Ватиканского собора (1962-65) образован епископский синод. от 1721 года, по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.

По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковьЦерковь

(от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). в новой одежде — увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр — узнать среди прихожан ведьмВедьма

— по народным поверьям женщина-колдунья. Представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования, так называемую «охоту на ведьм» — массовые процессы против ведьм, организованные духовными и светскими властями в средневековой Европе, а также аналогичные процессы в более позднее время в Новом Свете. В более широком смысле понимается как преследование инакомыслящих. по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового
Домовой
— в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.. Пасхальная ночь была временем, когда на земле[en] появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью
Жизнь
— одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза..

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до домаДом

— свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе, их хозяйство., чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьейСемья

— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием., разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогуДороги

— общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причтаПричт

— штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем. и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песниПесня

— род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера., описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как символ воскресшего Христа.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник — женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подаркиПодарок

:

1)

Вещь, которую дарят, подарили.

2)

Что-либо хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения
Поведение
— присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией.

В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле и т. д.), с середыны 20 века термин «Поведение» с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники. той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игрыИгра

— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра свойственна также высшим животным. с крашеными яйцами, прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодииМелодия

(от греческого melodia — пение, напев, песня) — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия. и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Пасхальному звону приписывался и магический смыслСмысл

— идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.. Так, украинцы[en] и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России[en], где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. (Пётр Дмитриевич Сахаров — российский учёный-востоковедВостоковед

(ориенталистика) — комплексная научная дисциплина, изучающая экономику, языки, историю, религию, философию, искусство, этнографию стран Азии и Северной Африки, то есть стран Востока.

Подразделяется на отдельные отрасли, как-то: японоведение, арабистика, египтология, ассириология, иранистика, малаистика, кореистика, монголоведение, индология, китаеведение (синология), семитология, тюркология. Ранее в востоковедении выделяли африканистику, однако, позднее она выделилась в отдельную самостоятельную дисциплину; аналогичная ситуация произошла с культурой народов стран азиатского севера и Сибири., литургист, журналист, христианский публицист, переводчик)

Пасха — самый большой и светлый праздник года. День этот, как правило, бывает солнечным[гор]. А ещё солнце по утрам играет, переливаясь разными цветами.

Наука[en] это явление до сих пор не объяснила. Зато для верующих всё ясно. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и обозначает — «избавление, «прехождение». Хотя есть версии, что «Пасха» произошла от еврейского глагола «пасах», который переводится, как — переходить. По другой от ассирийского «пасаху» — умиротворять.

В 2021 году Пасха была довольно поздняя. Она выпала 1 мая по новому стилю.

Светлое Христово Воскресение — Праздник Пасхи — один из 12 двунадесятых праздников особо чтимых христианской церковью.

День Пасхи подвижный, переходный, празднуется в первый воскресный день, следующий за полнолунием весеннего равноденствия, ни в коем случае не ранее него. От дня празднования Пасхи зависят ещё несколько праздников, которые отмечаются в дни, указанные в Пасхалии. Пасха всегда празднуется в воскресенье. Она является символом торжества Спасителя над силами зла. Жизнь побеждает смерть. На Пасху люди радостно приветствуют друг друга: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

Существовал Древний Пасхальный обычай приносить в жертву ягнёнка, Иисус Христос принёс в жертву самого себя и став Божественным Агнцем, наполнил праздник иным смыслом.

Пасху отмечают и нерелигиозные люди, и даже атеисты. Ведь многие из нас привыкли с детства к бабушкиным куличам, сладко пахнущим ванилью творожным пасхам и крашеным луковой шелухой яйцам.

И потом любому человеку хочется праздника — красивого, светлого и радостного.

Николай Андреевич Кошелев (1840-1918). Дети[en], катающие пасхальные яйца. 1855 год. Холст, масло. Русский музей, Петербург.

Многие уже сейчас говорят «с прошедшим праздником», но это не совсем верно. Пасху празднуют все 40 дней до Вознесения, и особенно на Светлой седмице сразу после дня Пасхи. И это не считая того, что Воскресение мы празднуем каждое воскресенье — поэтому этот день недели так и называется.

На самом деле, каждый день христианина, живущего[en] духовной жизнью, следующего за Христом в своих мыслях, словах и поступках, может быть наполнен пасхальной радостью. Не даром святой Серафим Саровский каждого приходящего к нему круглый год приветствовал словами: «Христос воскресе, радость моя!»

О чем говорит Ветхий Завет

В этой заповеди пасхой именовался убитый на празднество ягненок – образец следующей жертвы Иисуса. Он, принося себя в жертву, оградил людской народ от горя, мучений, наказаний и ада. Когда Иисус воскрес из мертвых, он появился в новой плоти.

Почему кулич называют пасхой? Ответ на этот вопрос есть. В Ветхом Завете в свое время не существовало понятия кулича. Пасхальный агнец ели с безвкусными опресноками (лепешками) и горькими травами. Пасхальный хлеб имеет языческое рождение и считается символом Фаллоса – языческого бога плодородия. Духовная сущность кулича заключается в том, что, вкушая его, православный народ подошел к свету Воскресения.

Символическое значение Пасхи

Вера в воскрешение Спасителя из мертвых является основной доктриной христианства. Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Само учение о сошествии в ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра.

Согласно христианскому вероучению, до пришествия Спасителя двери рая были закрыты для людей: и грешники, и праведники попадали в преисподнюю. На второй день после своей смерти (то есть в Страстную, или Великую субботу) Иисус Христос спустился в ад и освободил из него души ветхозаветных праведников и первых людей — Адама и Евы. Спаситель также открыл путь на небеса для тех, кто уверовал в него. О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой (Страсти Христовы).

Почему Пасху называют Светлой

В простонародном обычае Пасха праздновалась как торжество возобновления и развития жизни. Это предопределялось не только православным помыслом Возрождения Иисуса, но и существованием в народных обычаях языческих мнений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна.

Согласно распространенным религиозным понятиям любой человек должен был отпраздновать Пасху восстановленным физически и духовно, подготовленным к ней в течение долгого Великого поста. До наступления Пасхи нужно было наводить порядок на улицах, в домах, мыть стены, полы, окна, белить потолки и печи, чинить заборы, выносить мусор, скопившийся после зимы. Помимо этого, требовалось хорошо мыться в бане и шить новую одежду. В светлый праздник человек должен был забыть все обиды и зло, убрать все плохие мысли, не входить в супружеские связи и не грешить.

Разные поверья

Почему Пасха названа Пасхой? Ведь этот праздник таит еще в себе немало легенд. День Пасхи так благочестив и чист, что демоны и черти падают сквозь землю, а их крики и рыдания можно услышать в процессе пасхальной всенощной.

Крестьяне верили в то, что в этот день можно увидеть то, что незаметно в обычные будни, и просили у Господа все, что им желалось. Полагалось, что если на протяжении пасхальной службы опустить свечку пламенем книзу, то можно увидеть чудотворца. А если стоять у порога с творогом, то без труда можно будет распознать идущую мимо и махающую хвостом ведьму.

Что происходило в пасхальную ночь

Пасха связывалась у русского народа с исполнением желаний. Люди считали, что в этот день можно обеспечить себе успех в работе на весь год. Если пожилой человек в пасхальный день будет причесывать волосы, то он будет иметь столько внуков, сколько у него волос на голове. А если во время богослужения молодая женщина обратится к Богу с просьбами о послании ей хорошего мужа, то тогда жених сделает ей предложение в скором времени.

Представление о воскрешении из мертвых легло в основу мнения о том, что в ночь Пасхи на землю спускаются духи усопших. При желании тот, кто тосковал о смерти своего близкого, мог увидеть его в храме на литургии, послушать его жалобы и обращения.

Евангельские события

Сам момент воскресения не описан в канонических новозаветных текстах. Священное Писание, а также некоторые апокрифические источники рассказывают лишь о событиях, связанных с этим библейским чудом.

После смерти Спасителя член Синедриона и тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский обратился к римскому наместнику, прокуратору Иудеи Понтию Пилату с просьбой забрать тело усопшего. Получив разрешение, Иосиф похоронил Иисуса в своем склепе, расположенном в саду у Голгофы, и завалил вход в гробницу тяжелой каменной плитой. Тело Спасителя было погребено в пятницу (Страстная, или Великая пятница), накануне иудейской Пасхи.

На рассвете третьего дня к пещере направились женщины — ученицы Иисуса, которые прибыли вместе с ним в Иерусалим из Галилеи. Они хотели совершить ритуальное умащение тела усопшего специальными благовониями (миро). Подойдя к гробнице, женщины увидели, что камень у входа сдвинут, склеп пуст. В нем остались лишь погребальная плащаница и платок, которым иудеи закрывали лицо умершего. Жены-мироносицы первыми из последователей Христа узнали о чуде воскрешения и сообщили об этом остальным его ученикам. День, в который произошли эти события, ныне называется воскресеньем.

Почему творог называют пасхой

Нередко люди не могут отличить пасху от кулича, и это очень распространено. В действительности кулич является мучным изделием, а пасха – творожным. Традиция создавать на Пасху творожный продукт более общепринята в центральных частях России. В остальных регионах об этом изделии просто-напросто не знают, и там называют пасхой кулич.

Почему пасху назвали пасхой? Еще и потому, что приготовление творожного изделия является таким же важным процессом, как и выпечка куличей. Есть мнение о том, что данное кулинарное изделие обозначает Гроб Господень (его форма походит на усеченную пирамиду). Такое блюдо, так же как и кулич, считается одним из основных символов Светлого Христова Воскресения. И аналогично оно, будучи десертным кушаньем, означает удовольствие бесконечной жизни. Имеются еще предположения о том, что пасха является символом Небесного Сиона – происхождения Нового Иерусалима.

Пасха, паска да кулич. Откуда пошло столь важное для украинских патриотов пасхальное отличие

Посвященные Пасхе стихи или рассказы можно встретить, пожалуй, у каждого классика. Не стал исключением и прославивший Киев русский писатель Александр Куприн. Действие его рассказа «По-семейному» как раз происходило в этом городе.

«Было это… право, теперь мне кажется порой, что это было триста лет тому назад: так много событий, лиц, городов, удач, неуспехов, радостей и горя легло между нынешним и тогдашним временем. Я жил тогда в Киеве, в самом начале Подола, под Александровской горкой, в номерах «Днепровская гавань», содержимых бывшим пароходным поваром, уволенным за пьянство, и его женою Анной Петровной — сущей гиеной по коварству, жадности и злобе», — начинал свой рассказ писатель.

Постоянных жильцов в номерах было шестеро, и все — одинокие люди, описывал Куприн. Среди них: пристрастившийся к игре в карты бывший купец, инженер Бутковский, студент «с толстым и безусым лицом», который позже станет известным прокурором, шоссейный техник Карл — «жирный остзеец, трясущийся пивопийца», сам Куприн и проститутка Зоя, «которую хозяйка уважала больше остальных». Как вспоминал писатель, все они были «знакомы и как будто бы незнакомы».

И вот, на Пасху, которую Куприн встречал один, коридорный Васька передал ему записку.

Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки

©

РИА Новости, Виктор Толочко / Перейти в фотобанк

«Глубокожамый № 8. Если вам свободно и не по Брезгуете очень прошу вас зати ко мне У номер разговеца свяченой пасхой. Извесная вам Зоя Крамаренкова», — гласила она.

Оказалось, что такие же записки получили и другие жильцы. В итоге у Зои собрались все, кроме студента.

«Комната у нее была именно такая, какой я себе ее представлял. На комоде пустые бомбоньерки, налепные картинки, жирная пудра и щипцы для волос. На стенах линялые фотографии безусых и курчавых фармацевтов, гордых актеров в профиль и грозных прапорщиков с обнаженными саблями. На кровати гора подушек под тюлевой накидкой, но на столе, покрытом бумагой, вырезанной, как кружево, красовались пасхи, кулич, яйца, нога ветчины и две бутылки какого-то таинственного вина», — описал номер Зои — в прошлом сельской девушки — Куприн.

Дерзнувшего бы написать такое сегодня писателя украинские патриоты мигом бы уличили в «незнании местных особенностей». Ведь, по их мнению, никаких куличей на Пасху в Киеве и окрестностях не пекли. Вместо них пекли паски.

Разница в одной букве

Паска — именно так на Украине называют кулич, уверяют и украинские телеканалы, публикующие в эти дни видео с рецептами куличей, и многочисленные эксперты.

И действительно, ряд украинских этнографов, живших в ХХ веке, использует именно этот термин.

«В пятницу пекут паски. Как только хозяйки отправят паски в печь и загнетят их священной вербой, они идут на огород и сажают рассаду — «чтобы капуста была здоровая, как паска». Паски в печи они накрывают платочками, которые потом хранятся и, если нужно, используются во время обкуривания от бешихи. Если верх паски западет или она окажется пустой внутри, это предвещает несчастье — кто-то, говорят, умрет в этом году», — передавал записанный в Никольской слободе на Слобожанщине обычай Олекса Воропай в первом томе своей книги «Обычаи нашего народа», вышедшем в 1958 году в Мюнхене.

При этом Воропай описывает и рецепт паски. Выглядел он так: делалась опара на молоке, к ней добавляли муки и яиц и месили тесто. В тесто клали белый и желтый имбирь.

«Желтый — для «красоты», а белый — для «духа», — пояснял Воропай.

В тесто добавляли еще настойку на шафране. Делая паски, клали их в высокие формы, а сверху делали из теста крест и «шишки». На некоторое время формы с пасками ставили в теплое место, чтобы паски взошли, и лишь после этого ставили паски в уже натопленную печь. Как писал Воропай, «пекли паски всегда из белой пшеничной муки и только один раз в год — на Пасху».

В этом утверждении он ссылался на жившего в ΧΙΧ веке фольклориста и поэта, автора современного украинского гимна Павла Чубинского, под редакцией которого в 1877 году вышел седьмой том «Трудов этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский Край», который назывался «Малоруссы юго-западного края».

На странице 445 среди прочих «печений из теста» мы и находим искомое блюдо. Однако у Чубинского оно называется не паска, а пасха. Что характерно, Воропай почти слово в слово переписал рецепт у Чубинского. Он опустил лишь то, что пасху малороссы делали не только из пшеничной муки.

«Пасха всегда делается из пшеничной или из крупичатой муки и приготовляется только к празднику Пасхи», — завершал свой рассказ об этом «печении» Чубинский.

Глава Минздрава Украины рассказал, как будет действовать карантин на Пасху

©

Facebook, Максим Степанов

Его нельзя упрекнуть в русификации термина. Ведь на том же развороте книги, где речь идет о пасхе, но на другой странице — 444-й — мы можем встретить упоминание о другом блюде, которое Чубинский в книге назвал прямо — яечня. Именно так — яєчня — в современном украинском языке называется яичница. Кстати, описывая «яечню», Чубинский сообщает: «Яйца вареные употребляют очень редко; на праздник Пасхи «крашенки» (яйца вареные и окрашенные) считают священной обязанностью иметь. Поздравляя друг друга или даже и панов с праздником, непременно дают окрашенное яйцо».

Да и на других страницах, посвященных кулинарии, мы можем увидеть, что Чубинский аккуратно передает названия украинских блюд («свиняча печинка с часником», «картопля з маком») и даже овощей («цибуля», «огірки» и «буряк»).

В 1903 году в Российской империи выходит седьмой том сборника «Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», который назывался «Малороссия». Его авторами были два члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук: этнографы Владимир Ламанский и Петр Семенов (в 1906 году последний получил к своей фамилии приставку Тян-Шанский).

«На Пасху готовится пасха из пшеничной или крупичатой муки», — указывалось и в этой работе.

В общем, свою выпечку малороссы называли пасха — с «х». Такое название и сегодня можно встретить в Донбассе, Киеве, а также Центральной, Восточной и Южной Украине.

Остается лишь добавить, что в вышедшей в 1865 году третьей части «Толкового слова живого великорусского языка» Владимира Даля на 18-й странице мы встречаем:

«Па́сха ж. празднество Іудеевъ, впамять исхода ихъ изъ Египта. || Агнецъ, закалаемый и съѣдаемый іудеями въ празднество это. || Ежегодное торжество христіанъ, впамять востанія изъ мертвыхъ Спасителя; свѣтлое Христово воскресенье, святая, святая-недѣля. || Великоруск. освященая стопочка сыру, творогъ, коимъ разгавливаются въ сей день; а малрск. куличъ, освященный для той-же цѣли, коровай <�…>».

Таким образом, и родившийся в Луганском поселке (ныне — Луганск) Даль, и родившийся на хуторе Чубинка, что в Полтавской губернии (ныне — территория Борисполя), Чубинский писали именно о пасхе, но не о паске.

Византийская традиция и старообрядческий быт

В конце ΧVIII века в имении генерал-прокурора Александра Вяземского появилась удивительная церковь. Удивляла церковь Святой Троицы Живоначальной своей формой. По воле хозяина архитектор Николай Львов спроектировал и построил церковь так, что сама она напоминает кулич, а вот ее колокольня — пасху (в великорусском разумении). В народе церковь сразу же прозвали «Кулич и пасха». Тем, кто сегодня хочет полюбоваться на это творение Львова и Вяземского, нужно приехать в Санкт-Петербург, доехать до станции метро «Пролетарская» и пройти чуть больше трехсот метров.

© commons.wikimedia.org, GAlexandrova

Сам этот храм и его колокольня — воплощенное свидетельство того, что творожная пасха известна по крайней мере с XVIII века. Подтверждал это и такой знаток русской кухни, как Вильям Похлебкин.

«Среди сладких блюд русской кухни совершенно особое место занимают творожные пасты, носящие старинное название — пасхи. Наибольшее количество вариантов пасхи было разработано в конце XVIII-XIX вв., причем появлялась она прежде всего за богатым столом. Трудящиеся могли позволить себе такое дорогое по тому времени блюдо чрезвычайно редко, практически один раз в год, приурочивая его к большому церковному празднику, да еще к тому времени, когда появлялось молоко», — писал он в книге «Национальные кухни наших народов».

Скорее всего, именно поэтому название «пасха» закрепилось за творожным блюдом, которое внедрялось в народ сверху — через знать.

Что касается куличей, то они, как уверен Похлебкин, пришли на Русь из Византии.

«Куличи были завезены «из-за моря», из Византии, и всегда считались торжественными, дорогими и трудоемкими кондитерскими изделиями», — писал он в той же книге.

Собственно, само слово «кулич» происходит от византийского греческого — κουλλίκι — «круглый (овальный) хлеб». Сама традиция выпекать специальный хлеб, который в православной церкви называется «артос» (от греческого άρτος — хлеб), на Пасху прослеживается с XII века. В относящемся к первой половине ΧΙΙ столетия Евергетидском Типиконе было указано:

Настоятелям храмов УПЦ МП грозит до 8 лет тюрьмы за пасхальные богослужения

©

РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк

«По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: «Христос воскресе». Там же упоминается, что в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям».

Происхождение этой традиции связывают с историей об апостолах, которые после Вознесения Христова якобы оставляли за трапезой для Него часть хлеба. Тем самым они символически изображали присутствие Христа за трапезой. Примечательно, что упомянута эта история и в послании «О воздвижении пресвятыя и о артусе» епископа Тверского Нила Грека к вельможе Георгию Дмитриевичу.

Но почему у одной ветви русского народа — великороссов — появилось название «кулич», в то время как малороссы используют для названия такой же выпечки слово «пасха»? И почему никто не использует название «артос»?

Тут нужно отметить следующее. Все-таки артос используется священниками, но не мирянами. Его освящают в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос обносят возле храма во время крестного хода, который совершается на Светлой седмице ежедневно. А в Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, артос раздают всем участникам богослужения. В общем, артос — особый вид хлеба, который используется на богослужениях.

А вот в том, что касается пасхи и кулича, автор этой статьи рискнет высказать следующую гипотезу: само различие в названиях может быть связано с реформой православной церкви, которую провел патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича в XVII веке. Примечательно, что одним из факторов, побудивших царя на реформу, было… присоединение Малороссии.

«Малороссия отделилась от Польши, признала своим царём Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть. Но в Москве православие малороссов, как и православие тогдашних греков, возбуждало сильное сомнение потому единственно, что церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской», — писал в вышедшей в 1912 году книге «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» профессор, член-корреспондент Императорской Академии наук и бывший городской староста Сергиева Посада Николай Каптерев.

Часть русских священников не приняла реформы, и на Русь пришлось звать греческих священников, которые и обратили внимание на народный обычай выпекать эдакий «аналог» артоса. Можно также предположить, что переименовали хлеб, который, скорее всего, в простонародье назывался «пасха», местные сторонники реформы среди духовенства, которые желали быть больше греками, чем сами греки. А вот сторонники старой веры это переименование не приняли.

Пасха онлайн: Минздрав Украины назвал карантинные рекомендации

©

РИА Новости, Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк

В подтверждение этой гипотезы можно привести слова старообрядцев. В 2008 году в России вышла книга «Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов». Среди прочего в ней содержалась расшифровка интервью с двумя староверками из Западного Причудья — деревни Новая Казапель (Уус-Казепяэ) в Эстонии Анной Карзубовой и ее дочерью Прасковьей. Само интервью проходило в 2003 году. К тому времени Анне было 93 года, а ее дочери — 69 лет.

«Семь лепёшек надо сделать, друг на друга. Большая, меньше, меньше, меньше и самую маленькую. Ляпёшку сделают, помажут яичком, другой круг на это наложут, поменьший, чтоб по рядам была. Помажут опять — опять поменьший, так семь ляпёшек надо положить. Семь нядель посту — и семь ляпёшек. На самую маленькую уточку можно положить наверьх, а кругом кто виноградным веткам, кто таким рисуночком из теста украшает. Яичком помажут — и в печку. И вот она такая — не кулич, называется пасха. Красят яички. И вот и подают яички — крылошанам, старым бабкам. Кончится служба. Пасхи все на скамейке, от каждой пасхи по куску отрязают и раздают: хто бедныим, хто старый такой, и крылошанам», — рассказывала исследовательнице Ольге Ровновой Прасковья Карзубова.

А вот ее мать называла пасху — паской. «Паску пекли и яички красили», — говорила Анна Карзубова, указывая, что то была дрожжевая выпечка. Но тут нужно отметить, что и сам праздник Пасха она тоже называла «Паской». «Паску мы так отмячаем», — начинала она рассказ о праздновании.

Есть выпечка с таким названием и у старообрядцев, живущих в других местах.

«А теперича и на Паску уже дети даже не знают, что это паска, понимаете. Не говорять «мама будет печь паску»: мама пекёть козанак, понимаете? Потерялося это слово — паска», — жаловалась старообрядка-липованка Ирина Михайлов, жительница села Слава-Черкезэ.

Интервьюировавшая ее исследовательница Анна Плотникова отмечает, что в больших липованских селах Камень (Каркалиу) и Сарикёй паской называют «маленький круглый хлеб для освящения в церкви».

Интервью со старообрядцами из Румынии, а также описание их быта можно встретить всё в том же сборнике.

Таким образом, можно предположить, что изначально в народе хлеб, который выпекали на Пасху, назвали по имени самого праздника. Позже, в ΧVII веке, на тех землях, где проходили никонианские церковные реформы, то, что называли пасхой, стали называть куличом. А спустя столетие на столах знати появилась усеченная пирамида из творога, которая символизировала Гроб Господень. И поскольку она появлялась на столах на Пасху, к ней и перешло это название.

При этом само слово «паска» не является исключительно украинским — оно встречается и в Причудье, и в Румынии. Более того, малороссы использовали слово «пасха».

Подытоживая, хотелось бы с грустью отметить, что сегодня различия в названиях одного и того же блюда используются на Украине в том числе и для разжигания вражды между народами. Мол, никакие эти русские не братья украинцам. Что ж, оставим это на их совести. А всех остальных поздравим со светлым праздником Пасхи и напомним слова Николая Гоголя из «Светлого Воскресения»: «Есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, — доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начало братства Христова в самой нашей славянской природе».

Тайны острова Пасхи

Остров Пасхи является кусочком пустынной земли, затерявшейся среди Тихого океана и принадлежащей Чили. Весь мир знает его благодаря необычным каменным монументам. Так почему назвали остров Пасхи именно так? Что в нем особенного?

Голландский адмирал по имени Якоб Роггевен, отплывший из Амстердама на исследование Земли Дэвиса, был далеко не первым европейцем, открывшим остров Пасхи. Однако он первым установил его месторасположение. И назвал так островок именно Роггевен (его корабли пришвартовались к нему как раз в день великого православного праздника Святой Пасхи). Это было 5 апреля 1722 года.

Сойдя на берег, моряки заметили, что здешние обыватели разожгли костры перед громадными каменными статуями. Эти памятники уже давно удивляют приезжих, которые до сих пор не могут понять, как те люди смогли их соорудить, не прибегая к помощи строительной техники и технологий. В те времена на площади, обнаруженной Роггевеном, проживало приблизительно три тысячи туземцев. Они именовали свой остров Рапа-Нуи («пуп земли»).

Установление даты

Дата праздника ежегодно исчисляется по лунно-солнечному календарю. Согласно решению первого Вселенского собора Христианских церквей 325 года в Никее (в настоящее время — Изник; Турция), Пасха должна отмечаться после иудейской — в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием. При этом если полнолуние выпадает на субботний или воскресный день, то она празднуется в следующее за ними воскресенье. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и приходится каждый год на разные дни — как правило, между 4 апреля и 8 мая (22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю, или по старому стилю). Для их вычисления используется специальная методика (пасхалия), служащая также для вычисления зависящих от Пасхи церковных праздников и постов.

Даты празднования Пасхи у католиков и православных, как правило, различаются, так как западные христиане используют григорианский календарь, а восточные — юлианский. Обычно католики встречают праздник раньше, однако раз в несколько лет католическая и православная Пасха совпадают (в последний раз — в 2021 году).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]