Православные и церковные праздники и посты
Сегодня православный церковный праздник: * Великомученицы Евфимии Всехвальной (воспоминание чуда, им же православие утвердилось, 451). * Равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены (969) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:
* Мучеников Прокла и Илария (ок. 98-117). * Преподобного Михаила Малеина (962) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Ожидаются праздники:26.07.2021
— * Собор Архангела Гавриила. * Преподобного Стефана Савваита (794) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
27.07.2021
— * Апостола от 70-ти Акилы (I) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
28.07.2021
— * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Все православные и церковные праздники и посты …
Почитание мучеников
Почитание мучеников развивается в древнейшие времена, видимо, одновременно с самим распространением мученичества. Достаточно рано оно облекается в определенные институализованные формы; хотя с течением времени эти формы и эволюционируют, ряд основополагающих элементов преемственно сохраняется при всех изменениях. Эти элементы являются центральными и для формирования культа святых вообще. Осмысление мученичества как торжества благодати над смертью, достижения Царства Небесного, путь к которому был открыт смертью и воскресением Христа, и соответственно как предвосхищения всеобщего воскресения во плоти отражается в складывающихся культовых формах, прежде всего в церковном воспоминании мученика и праздновании его памяти, в молитвенном обращении к мученикам как “друзьям Божиим” и заступникам людей перед Богом, в почитании могил мучеников и их останков (мощей).
По свидетельству “Мученичества Поликарпа Смирнского” (Martirium Policarpi, XVIII), ежегодно в годовщину смерти верующие собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых. Ежегодные поминовения мучеников понимались как воспоминания дня их нового рождения (dies natalis), рождения их в вечную жизнь. Эти празднования включали чтение актов мученичества, трапезу поминовения и совершение литургии. В III в. такой порядок был уже всеобщим. Подобные поминовения могли усваивать отдельные элементы соответствующих языческих обрядов (например, раздача колива). Над могилами возводились постройки, в которых (или рядом с которыми) совершалось поминовение (гр. μάρτύρον лат. memoria); одной из моделей для них служили позднеиудаистические поминальные здания на могилах пророков. После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви.
В результате развития почитания мучеников места христианских погребений становились центром церковной жизни, могилы мучеников – почитаемой святыней. Это означало радикальное изменение в позднеантичном мировосприятии, в котором город живых и город мертвых были разделены непроходимой гранью и только город живых являлся местом социального бытия (кладбища располагались за городской чертой). Этот переворот в сознании делался особенно радикальным, когда в города стали переноситься мощи мучеников, вокруг которых группировались и обычные захоронения (поскольку погребение рядом с мучеником рассматривалось как средство получить его заступничество).
Развитие почитания мучеников побудило Церковь в — вв., после прекращения гонений, определенным образом регламентировать это почитание. Отдельные его формы, совпадавшие с языческими, стали восприниматься как пережитки язычества и подверглись осуждению (так, бл. Августин Иппонийский возражает против устройства поминальных пиршеств на могилах). Бл. Иероним Стридонский говорит, что подобные эксцессы объясняются “простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин”. В этом контексте происходит пересмотр актов мученичества и канонизация мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из частного обряда, совершаемого над могилой, в общецерковное торжество – сначала на уровне местной церковной общины, а затем и всей церкви. Дни памяти различных мучеников (dies natalis) объединяются в годовой цикл, фиксируемый в мартирологах. На этой основе формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения.
Представление о мучениках как заступниках за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членах церковной общины выразилось и в чине литургии. Мученики с древнейших времен особо упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), произносимой непосредственно после преложения Св. Даров (epiclesis), и для них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении Св. Даров). В честь мучеников вынимается пятая частица из третьей, так наз “девятичинной” просфоры, разделяемой по чинам святых. Согласно русскому служебнику эта частица вынимается “в честь и память” “Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц” (в разных православных традициях набор имен может варьироваться).
В истории Русской Церкви первые мученики появились еще до крещения Руси князем Владимиром: по сообщению Повести временных лет в 983 г. киевские язычники убили двух варягов-христиан (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; понимание их гибели как мученичества свидетельствует о расширении в русской духовности самого этого понятия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в результате междоусобия, их смирение в смерти и следование Христу и чтимым мученикам в непротивлении мучителям воспринимались как христианский подвиг. К числу русских мучеников относится и ряд святых, пострадавших за веру в Орде (князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, князь Михаил Ярославич Тверской), литовские мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. и др. В настоящее время идет процесс канонизации мучеников Русской Церкви, пострадавших после 1917 г.
Православные Святые угодники Божии
Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.
Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.
Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>
Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.
«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»
Святые угодники: житие, память, страдание…
Произведение: Акафист и служба святой мученице благоверной княгине Людмиле Чешской
СЛУЖБА
святой мученице Людмиле,
еяже память творим 16 сентября
Творим бдение
На вечерне: на Господи, воззвах: стихиры на 10, глас 6.
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси составивши Христову Церковь,
прославляюще Бога нашего, помянем Его святую мученицу, пресветлую
Людмилу, пострадавшую за Христа от диавола.
На святой твой праздник днесь собрались мы, мученице Людмило славне,
вопиюще едиными устнами ти: ходатайствуй пред Господом за мир сей, помоги
всем скорбящим, утеши печальных, спаси отчаянных и исполни всякое
прошение, к тебе восходящее.
В любви Божией пребывая присно, не забуди ближних твоих, наша заступнице
верная, Людмило пресветлая, мученице крепкая, и всем болящим помоги,
разобщенных вновь соедини, скорбящих же утеши, сердца злых умягчи и
сочетай всех со Троицей, да вопиют вси Христу: Свят еси, наш Господи.
Любовь превечную стяжавши в сердце своем, Людмило святая мученице, явила
Царствие Христово в мире, освятила ближних своих, прославила еси жизнью
Христа Бога нашего, убита была еси от врагов Господа, вознеслась же ко
Троице яко столп огненный и ныне за весь мир предстательствуеши.
Приявши в сердце свое веру, и надежду не оставивши, возсияла великой
любовию, просвещая мир и ближних научающи, мученице Людмило, просвети
и ныне всех ослепленных.
Царствие Божие есть любовь и единство в Господе, Свята Духа общение, всех
соединение, радость неизреченная, доброта великая, благодарение, праведность
и мир, наипаче же Христова Любовь, Еяже приявши, Людмило, моли за мир
сей.
Помощнице наша светлая, заступнице неотступная, душе любящая, святая
мученице, помолися за всех, да все приидут ко Господу, да все войдут во
Царствие, да все познают радость Евхаристии.
Днесь праздник твой, Людмило, совершаем мы, согласно тя поюще, за Христа
пострадавшую, и в страстях Его не оставльшую, всех же возлюбившую,
мучителей своих благословившую, и, в смерть сходящу, сретившую Христа, и
ныне за весь мир ходатайствующую и всем людям помогающую.
Причащаяся ныне Христова Царствия, и зрящи Бога во всей полноте, и в Духе
Святом пребывающи, не покидаеши нас, Людмило мученице, но присно с нами
предстоиши Господу и подаеши помощь всем, тоя требующим,
Просветившая мир учением Христовым, сочетавшая с Господом своих
сродников, утешавшая скорбящих и нищим помогавшая, во браке честно
пожившая, явившая людям благодать Божию Людмило, Христова агнице,
защити от диавола всех и вся.
Слава: праздника Воздвижения, стихира
Кресте пречестный, егоже обстоят
чины ангельстии:, зри в службе праздника.
И ныне:
Богородичен догматик шестого гласа:
Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево:
Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии мученические, зри в Минее.
На стиховне стихиры 4, глас 5.
Совершивши течение жизни добре,
исполнивши Христовы заповеди, воспитавши чад своих во истине, затворилася
еси в Тетинском эамке, Людмило, княгине Чешская, идеже и мученицей
соделалася.
Стих:
Возведох очи мои в горы, отонудуже приидет помощь моя.
Драгомира, Людмилина сродница, ослепленная силой сатанинскою,
возненавидевши Господа, убила еси святую мученицу. Она же, убийц
простивши, воэнеслася ко Троице, и прияла еси венец неувядаемый,
Стих:
Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю.
Радуйся, Людмило мученице, светозарная праведнице, ты бо была еси
христианкой истинной, и во браке с мужем своим Боривоем жила еси в
святости, научила же детей своих истине, и к ближним была еси доброю, темже
вси тя согласно величаем.
Стих:
Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку лесную твою.
Радуйся и веселися, Церковь Божия в пресветлые и красные сии дни! Днесь бо
празднество творим велие: Воздвижение Креста Христова славим и величаем
мученицу Людмилу с мученицей Евфимией. Днесь мир нерукотворный собою
славит Господа, земля же красуется небесной славою, мы же, люди,
прославляем Господа и молимся Ему о всех и за вся!
Слава: стихира мученице Евфимие, зри в Минее месячной.
И ныне: праздника, стихира:
Радуйся, Господень Кресте:
Тропарь:
Агница Твоя, Иисусе, Людмила:
дважды (зри в Минее общей), и
праздника
Спаси, Боже, люди Твоя:,
единожды
На утрени.
На Бог Господь: тропарь мученице дважды.
Слава: праздника.
И ныне: Богородичен.
Седален по 1-й стихологии, глас 6.
Воспоминаем ныне Людмилы святой честныя страдания, иже прияла еси от
южиков своих, не ведящих Бога Истиннаго, за Бога нашего, Христа, Емуже
служила еси всю жизнь свою, Емуже уневеститися жаждала, Емуже молилася
еси непрестанно и в Немже все упование свое полагала, воспоминая глаголы
светлыя, иже рек Христос: возьмите иго Мое себе и научитесь от Мене; и якоже
агница пред стригущим ю безгласна бывша, егда заклана бысть от неверных.
Темже молися с Богородицею, во еже спастися нам.
По 2-й стихологии седален, глас тойже: Молишися о нас Богу нощеденно, и
призираеши на ны с горних высот, о Людмило милостивая, принесшая светлое
учение Православное во страну твою Чехию, не остави нас окамененных, но
даруй нам умиление, да воззовем с тобою купно во Царствии Небеснем: Слава
Ти, Господи, Создавшему нас; Слава Ти, Господи, не отвергшему нас; Слава Ти,
Господи, Спасшему нас; Слава Ти, Господи, Обожившему нас; Слава Ти,
Господи, Милующему нас; Слава Ти, Боже, во веки.
Полиелей. Величание:
Величаем тя, святая мученице Людмило, и чтим
честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.
Псалом избранный:
Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене
есть, да не подвижуся. Сего ради вознесеся сердце мое и возрадовался язык
мой. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим.
Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек.
Слава, и ныне:
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже
(трижды)
Степенна, антифон 4-ого гласа. Прокимен
: Дивен Бог во святых Своих, Бог
Израилев
.
Стих:
В церквах благословите Бога, Господа от источник
Израилевых. Всякое дыхание:
Евангелие от Марка, зачало 21
По 50-м псалме стихира, глас 6.
Славим днесь святую мученицу, агницу
Христову закланную, сестру нашу Людмилу светлую, просиявшую светом
Царствия, появшую Любовь вечную, осветившую, яко свеча, ею ближних,
вопия с ней ко Господу: Господи, хорошо нам здесь быти.
Канон, глас 8, мученице, и канон Кресту.
Егоже краегранесие: Святая мученице Людмило, моли Бога о нас.
Песнь 1
Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи, чудотворяй иногда
Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же
беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Припев:
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Слове Божий, Христе, слова ми подаждь дар, да пою Тя, Животе
Неисчерпаемый, и да славлю мученицу Твою Людмилу, песнь Ти поюще: поим
Господеви, славно бо прославися.
Венец нетленный приявши во страдании своем, моли, Людмило, Бога Славного
венцы светлии даровати нам, да, приявше я, воспоим: поим Господеви, славно
бо прославися.
Слава:
Яко агница непорочная ведена была ты на заклание, ни едино же слово
вопреки рекше; обаче воспела еси песнь Богови: поим Господеви, славно бо
прославися.
И ныне:
Тя, Пречистая, вси роди ублажают, яко носила еси во чреве
Превечного Бога, к Немуже молися за мир, купно с Людмилою мученицей,
поющей: поим Господеви, славно бо прославися.
Катавасия:
Крест начертав Моисей:
Песнь 3
Ирмос: Утверждей вначале Небеса разумом, и землю на водах основавый,
на камени мя,. Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе,
Едине Человеколюбче.
Ангели светлии сретили на воздусе душу твою пресветлую, страданием
невинным убеленную, молитвою преукрашенную, любовию озаренную, песнь
Богови поющею: свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
Яко звезда огненная, яко Ангел пресветлий вознеслася еси душа твоя на Небеса, Людмило, преозаренная благодатию Святаго Духа, поющая: Свят еси, Господи,
и поет Тя дух мой.
Слава:
Молимся ти, Людмило славне, помолися за мир ко Владыке, и помоги
всем, помощи чающим, утеши скорбящих, возрадуй унывающих, да вопиют и
они ко Господу: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
И ныне:
Ублажаем Тя вси, о Богомати, яко Матерь Бога нашего, якоже прорекла
еси, и поем Тя с Людмилою мученицей, и Господу зовем: Свят еси, Господи, и
поет Тя дух мой.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и Сила, Ты мой Бог, Ты мое
Радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком
Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Честна пред Господем смерть твоя, мученице, бысть, за неяже венец прияла еси, венец нетленный, темже молися ко Господу, да подаст и нам венцы Царствия, да
поем Ему присно: слава силе Твоей, Господи.
Егда убивающие тя проклинали тя, ты их благословляла, якоже Христос, Емуже
все житие твое посвятила еси; темже сподоби и нас, внегда скорбни будем, пети
Владыце: слава силе Твоей, Господи.
Слава:
Несть бози идоли ваши, — рекла еси, Людмило, сродником твоим,
жаждущим отвратити тя от веры истинная, за неяже и смерть прияла
безвинную, — но Един Бог Есть, Бог Свят, Емуже Церковь Христова взывает:
слава силе Твоей, Господи.
И ныне:
Исповедуем вси Тя, Пречистая Дево Марие, Истинною Богородицею, Носившею во чреве Бога Истиннаго, Приявшего плоть от Тебе и неложно
воплощься на земли Жившаго, и Распятаго, и Воскресшаго, вопиюще Ему с
Людмилою: слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и
покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету заповедей
Твоих, пути мои направи, молюся.
Царю Небесному, Егоже зриши ясно, помолися, Людмило, за всех, помощи
чающих, и спаси из глубины отчаяния всех гибнущих, и подай покой всем
зовущим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Егоже всю жизнь свою пресветлую жаждала зрети, и служити Ему верно, ныне
зриши ясно, Того моли, Людмило, спасти мир наш от злобы диаволи, от вражды
и разделений, и даровати спасение поющим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Слава:
Людмило, Божия агнице, зря ныне Агнца лицем к лицу и наслаждаяся
общением сим, не забуди нас грешных, заблуждших во вражде, не ведущих
пети: Господи Боже наш, мир даждь нам.
И ныне:
Южики твои, Людмило, заклаша тя якоже агницу, незлобие и веру
твою зря; темже молися о нас с Пречистой Девой Богородицей и всеми
святыми, глаголющи: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Песнь б
Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол
возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
Древо крестное спасе весь род человеческий силою Распятаго на нем Христа
Бога нашего, темже, лобызающе и, вопием с Людмилою, крест свой смиренно
понесшей: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Молитву непрестанную стяжала еси к Богу, хождаше пред Ним, якоже Енох,
нощеденно, темже научи нас молитве истинней, да, обратившись к покаянию,
умолим Бога за мир, глаголюще: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Слава:
Исповедав Господа пред всеми, исповедана быв Господом пред Ангели, венец приявши радости светлый, уневестилася Господу, Егоже чаявши всю
жизнь свою зрети, вопияла выну: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
И ныне:
Людмило богославная, твою память праэднующе светло, воспоминаем
страдания твоя, и дивимся кротости твоей, и молим ти ся: молися к Богородице, да простит нам беззакония наша, да молится ко Господу о нас, поющих: яко
пророка Иону спаси нас, Господи.
Кондак, глас 6.
От небес прияла еси любовь Божию, темже убита была еси от
сродников, о Людмило пресветлая, молися о всех нас, верно чтущих тя.
Икос:
Агницу непорочную, Людмилу, вернии, на небесех зряще, молящуюся за
ны непрестанно, вси воспоим: Радуйся, себе в жертву Богу принесшая; радуйся,
со Ангели на небеса вшедшая. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся,
Божественными добродетельми осиянная. Радуйся, теплая предстательнице
наша пред Богом; радуйся, вознесенная к Небесным чертогом. Радуйся, верных
молитвам внимающая; радуйся, всякое желание благое исполняющая. Радуйся,
праведнице, питавшая всех алчущих, радуйся, благой любовию утешавшая всех
плачущих. Радуйся, яко злато в горниле, очищенная; радуйся, Небесной славы
причащенная. Радуйся, святая мученице Людмило, Богу и людем Его милая.
Песнь 7
Ирмос: Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси,
согласно поющия: Боже, благословен еси.
Молящуюся тя зря к Богу ныне, Людмило, радуется Церковь Чешская, радуемся
и мы, яко обретохом предстательницу верную, дарующую нам радость
Небесную, и зовем вси к Богу, Давшему нам тя: Боже, благословен еси.
Одеваяся днесь, яко ризою, светом; облачаяся днесь во Христову любовь,
помяни, Людмило, мир твой, воспомяни о твоих сестрах и братиях, соедини их
всех во едино и сподоби пети Господу: Боже, благословен еси.
Слава:
Лесть бесовскую отгнала еси, о Людмило непорочная, и служила еси
Богу всею жизнию своею, и любила Его всем сердцем и душою всею, и Ему
одному прилеплялася, темже сотвори, да деем то же и мы, всегда в себе
вопиюще: Боже, благословен еси.
И ныне:
Изрядно же о Тебе, о Преблагословенная Марие, благодарим Бога
нашего, Ты бо заступница есть всем нам, и земле Русской покров, спаси нас,
Тебе зовем, яко Матерь всех Владыки, и научи нас пети Богу, с Людмилою
купно: Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно
разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю
вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие,
превозносите во вся веки.
Божественный славы сподобилася еси, о Людмило мученице, и наслаждаешися
днесь любовью Божией, ее же чаяла имети в себе; темже молися о нас, да
возлюбим друг друга и, единомысленно исповедающе Отца и Сына и Святаго
Духа, воспоем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
О Людмило, мученице светлая, имущая одежду брачную святу, благоухающая
неизреченно, добродетельми Божественными осиянна, преукраси ими и нас, да
от всего сердца воспоим: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Глаголы наша внуши,
Господи, якоже внял еси древле званию триех отроцев в пещи Вавилонстей, и
подаждь нам любовь и сострадание, мир и радость с кротостию, молитвами
святой мученицы Людмилы, зовущей: Господа пойте, дела, и превозносите во
вся веки.
И ныне:
Ангели служат Ти, Пресвятая, умы быстролетнии, песнь Трисвятую
Богови воспевающие и славящие Тя непрестанно, яко Матерь Божию,
Заступницу нашу, поющии: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Честнейшую:
Песнь 9
Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися
человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя,
Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Окорми нас, Людмило, настави на путь истинный, научи нас оправданием
Христовым, яже исполнив в житии своем, освященной соделалася; даждь нам
мудрость и силу, да познаем Божию правду, да восславим Бога и Богородицу в
песнех величаем.
Не забуди нас, Людмило, людям бывшая милой в земной жизни твоей; предстоя
престолу Божию, ходатайствуй о нас, да предстанем мы престолу сему
страшному неосужденно, и да дерзнем воспети тамо Его Матери: Богородицу в
песнех величаем.
Слава:
Ангельскую песнь воспевая днесь Богу на Небесех, научи и нас молитве
истинней, не остави нас грешных, но в бедах заступи, в унынии посети, в
болезни исцели, в беззакониях обрати, о Людмило, да поминающе житие твое
выну, зовем Богоотроковице: Богородицу в песнех величаем.
И ныне:
Славим вси Бога, Создавшаго нас и Даровавшаго нам тя, Людмило, во
предстательство, да спасены будем вси, да узрим лик Его, да будет на челах
наших имя святое Его, и да поим со Ангелы Матери Его: Богородицу в песнех
величаем.
Светилен:
Крест, хранитель всея вселенныя:
дважды.
Слава, и ныне:
Крест воздвизается днесь
: единожды.
На хвалитех стихиры Честнаго Креста, две, и мученицы едина, глас 5:
Радуйся, Людмило благодатная, ты бо всю страну Чешскую осветила светом
Православия, прияла же смерть за Господа, вознеслася душою же на Небеса, и
ныне нам помогаешь еси.
Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам
Слово «икона» пришло из греческого языка и означает «образ», «изображение». Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.» Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону».
Все Иконы Божьей матери и Святых угодников
Тропарь Иисусу Христу поется на первой неделе великого поста
Исполняется тропарь на божественной литургии.
Исполняется данный тропарь, например в день торжества православия.
Установление этого праздника связано с событиями Константинопольского Собора 843 года.
Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, клириков, мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.
Это событие очень важно для христианского народу, поэтому в этот день в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».
Именно в этот день принято исполнять тропарь Иисусу Христу.
Тропарь Иисусу Христу, глас 2-й:
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве
Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. О молитве …
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, «есть разговор души с Богом». И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.
Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной — длинной, и малословной — краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.
Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.
И что бы ни случилось за день — все происходит по воле Божией; все без исключения — обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы — тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: «Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!» В другие моменты вы сможете сказать: «Господи, спасибо!»
В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.
В Новом Завете молитва — это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь — это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения — это измерения любви Христовой.
«Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва — это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.» Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).
Понятие мученичества
Основным значением греч. μάρτυς является «свидетель», и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян. 2, 32). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μάρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1, 8). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле “мученичество есть продолжение апостольского служения в мире” (В.В.Болотов). Вместе с тем мученичество – это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μάρτυρήσω) об истине” (Ин. 18, 37). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: “…от Иисуса Христа, Который есть свидетель (μάρτυς) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных” (Откр. 1, 5; ср. Откр. 3, 14).
Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону, “воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” (Деян. 7, 55-56); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он “воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил” (Деян. 7, 60). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: “Отче прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23, 34). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.
В ранний период именно мученичество более всего способствует распространению Церкви, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое распространение Церкви соотнесено с мученичеством св. Стефана (Деян. 8, 4 и далее), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла (Деян. 22, 20). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме апостола Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И в дальнейшем вплоть до Миланского эдикта 313 года мученичество как сильнейшее свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.
Святые отцы о молитве
«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.
«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.
«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.
«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.
«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.
Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.
Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.
Что следует запомнить христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.
1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние молитвы и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств.
Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение) …