Храм великомученицы Екатерины в Риме — «Русский дом на берегах Тибра»


Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

Храм великомученицы Екатерины

Русский православный храм в честь св. Екатерины является главным храмом Патриарших приходов в Италии. Он находится на территории виллы Абамелек, в которой расположено российское посольство. Строение возвышается на холме, с которого открывается вид на собор св. Петра. В храме паломники могут поклониться мощам великомученицы Екатерины, первых христиан и святой равноапостольной царицы Елены. Здесь же находится ковчег с частицей креста, на котором, согласно преданию, был распят Иисус.

Идея строительства принадлежит архимандриту Клименту, настоятелю русской посольской православной церкви в Риме в конце XIX в. Храм строили на пожертвования русских князей, купцов, фабрикантов. Николай II перевел на строительство 10 тыс. рублей. К 1917 г. на возведение храма было собрано достаточное количество денег. Однако из-за революции в Российской империи работы так и не начались.

К проекту в конце ХХ в. вернулся митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний патриарх Кирилл). Возведение храма было связано с большим количеством препятствий. Деньги на строительство собирали заново. Кроме этого, необходимо было получить разрешение: возведение православного храма в столице католицизма не допускалось. Чтобы узаконить выдачу разрешения, правительство внесло поправки в законодательство региона.

Работы по возведению начались в 2001 г. и продлились 8 лет. В процессе строительства возникла необходимость срыть холм, на котором велись работы, из-за высоких куполов православного храма. Согласно закону, ни одно культовое сооружение в итальянской столице не может быть выше Собора святого Петра. Весной 2009 г. состоялось освящение храма.

Архитектура и внутреннее убранство


Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

Интересные факты

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио, ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше Собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Церковь Николая Чудотворца

Православная церковь в честь святителя Николая Чудотворца – самый старый русский православный приход на территории Италии. Постройка должна была иметь крестообразную форму. Однако из-за недостатка земли замыслы архитектора не удалось воплотить полностью. Церковь перестраивалась: были сооружены арки, пристроен алтарь, ликвидированы внутренние перегородки. Среди святынь церкви:

  • икона княгини Ольги, написанная греческой принцессой Марией;
  • расположенный в алтаре крест – подарок греческого принца Христофора;
  • Иверская икона Богородицы, написанная в память о царе Александре III.

Домовая церковь Николая Чудотворца появилась в Риме в начале 1820-х гг. Однако постоянного адреса она не имела, переезжая в течение 100 лет из одного помещения в другое. В 1867 г. богослужения были приостановлены на несколько лет из-за обострения отношений с папой Римским. Православные, проживающие в итальянской столице, ездили на богослужения в Неаполь.

Первые попытки построить отдельное здание православного храма Рима начали предпринимать в конце XIX в. Пожертвования на возведение вносили дворяне, богатые мещане и бедняки. Однако по различным причинам строительство постоянно откладывалось.

В начале 1930-х гг. приход переехал в особняк, который ему завещала хозяйка дома княжна М. А. Чернышева, эмигрантка из России. Среди тех, кто сделал пожертвования на обустройство храма, были русские дворяне-иммигранты, посольства Болгарии и Сербии, итальянская королева Елена Савойская.

Во время Второй мировой войны и после нее приход оказывал поддержку беженцам из других стран. В конце ХХ в. община увеличилась за счет иммигрантов из России и перешедших в православие итальянцев.

Зарождение христианства

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена.

По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.

Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи.

К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины


К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.
Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).

С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в барокко и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.

Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Что еще посетить в Риме православному паломнику?

Большинство церквей в Риме, например, собор святого Петра, являются католическими. Православным христианам не запрещается посещать римские храмы. Также в итальянской столице существуют места, священные для всех последователей Христа.

Колизей

Для большинства римлян Колизей был любимым местом развлечений. На арене устраивались бои гладиаторов и схватки хищных зверей с людьми. После распространения христианства среди римлян животным отдавали на растерзание первых последователей Иисуса. Христиане представляли опасность для господствующих государственного строя и религии. Кроме этого, многие римляне считали, что боги посылают их родному городу испытания за появление в обществе вероотступников.

На арене Колизея погибли священномученик Игнатий Богоносец, святая Татиана, священномученик Елевферий и другие христиане, признанные церковью святыми. Кровавые расправы над представителями новой религии были запрещены только при императоре Константине. Сегодня католики и православные приходят поклониться месту, где закончили свой земной путь борцы за веру.

Мамертинская темница

Темница находится у подножья Капитолийского холма. Здесь провели последние дни перед казнью ученики Христа Павел и Петр. На первом этаже темницы сохранились столбы, к которым были прикованы апостолы, и священный источник. Согласно преданию, священные воды извлечены из земли Петром. В них крестились заключенные и стражники, уверовавшие в единого Бога после проповедей апостолов.

Во времена гонений императора Валерия в Мамертинскую темницу заключали многих христианских мучеников: диакона Агапита, Адриана, его жену Павлину и их детей, пресвитера Евсея и др.

Катакомбы

В катакомбах первые христиане проводили богослужения и хоронили умерших единоверцев. В V в. хоронить в подземелье перестали. Однако место считалось священным из-за того, что там были похоронены христианские мученики. После утверждения христианства останки верующих стали переносить в городские церкви. Катакомбы перестали быть местом поклонения. О них забыли на несколько столетий.

В конце XVI в. началось исследование подземных галерей. Сегодня паломникам для посещения доступны катакомбы Прискиллы, Домициллы и святого Каллиста.

Святая Екатерина

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История русской православной общины в Риме

Почетный настоятель Никольского храма в Риме протоиерей Михаил Осоргин с прихожанами 2005 год

История русской православной общины в Риме

Русская церковь Святителя и Чудотворца Николая в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Министерства иностранных дел 6 октября 1803 года Император Александр I подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при римской посольской миссии. Первоначально ее предполагалось освятить во имя святых Апостолов Петра и Павла – вероятно, в знак уважения к Риму, городу, где покоятся мощи первоверховных Апостолов. Война с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя двадцать лет после подписания Высочайшего указа, в 1823 году. Однопрестольный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая разместили в посольском доме на via del Corso, 518. Впоследствии в течение целого столетия церковь кочевала вместе с русским посольством из одного дома в другой. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась посольской. В течение XIX столетия в церкви сменилось несколько настоятелей; некоторые из них скончались здесь и были похоронены в Риме. Почин строительства русского храма принадлежал архимандриту Клименту (Верниковскому), который был настоятелем в 1897–1902 годах. Идея сооружения церкви в римско-католическом «престольном граде» к тому времени уже давно обсуждалась. Архимандрит Климент (впоследствии епископ Винницкий, † 1909) с самого начала своего настоятельства заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. В 1912–1914 годах здесь служил архимандрит Дионисий (Валединский), который издал «Спутник русского православного богомольца в Риме» (1912) – замечательную книгу, где подробно описывается местонахождение всех общехристианских святынь, хранящихся в «вечном городе». (В 2002 году эта книга была вновь переиздана Никольским приходом.) При нем сбор средств на строительство храма в Риме продолжился. Осенью 1913 года Император Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России. Летом 1914 года Госбанк открыл особый счет в Петербурге. С 1914 по 1916 год настоятелем церкви был архимандрит Филипп (Гумилевский), убиенный в России в 1936 году. В 1915 году он сформировал новый состав строительного комитета, возглавленный князем С. С. Абамелек-Лазаревым. Князь навязал комитету другого архитектора – Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике со стороны архитектора В. А. Субботина, надзиравшего тогда за церковным строительством в городе Бари. С 1916 года в течение почти полувека (точнее – сорок семь лет) на посту настоятеля единственного православного прихода в Риме подвизался архимандрит Симеон (Нарбеков, † 1969). Он так же, как и предыдущие настоятели русского храма, похоронен на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо. Благодаря неутомимым и самоотверженным трудам отца Симеона православная русская церковь была обустроена в доме светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой (1847– 1919), которая еще в 1897 году завещала свой римский дом на via Palestro, 71 («палаццо Чернышев») русскому православному приходу. Здесь и начала действовать церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. «День 25-го апреля 1932 года был самым знаменательным, радостным и светлым днем в жизни русского православного прихода в Риме и всех проживающих здесь верующих православных людей. Ваши неустанные труды, увенчавшиеся полным успехом, привели к созданию этого нашего православного храма, и в этот день он был торжественно освящен и под этими сводами была впервые отслужена Вами Божественная литургия. Создание каждого православного храма – большого или малого – всегда является радостным, светлым событием в церковной жизни, но создание нашего храма было особенно значительным и радостным событием ввиду того, что он был создан в одном из главнейших центров христианства, в Риме, неразрывно связанном с воспоминаниями о первых веках христианства, с мыслью о первоапостолах Петре и Павле и стольких святых мучениках за Христа, распространивших свет Христова учения по всему миру. Уже давно каждый православный чувствовал необходимость иметь в Риме свой православный храм. Еще царское правительство озаботилось с этой целью покупкой земли, но разразившаяся над нашей родиной сокрушительная буря беспощадной революции помешала исполнению этого намерения. Но вот, в годы великих страданий России, в годы нашего рассеяния было все же суждено осуществиться этому нашему законному стремлению», – говорилось в адресе, направленном прихожанами архимандриту Симеону. «Когда в 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский, † 1946) возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находившийся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, все приходы, зависевшие от него, остались ему верными. Однако римский приход с его клиром уже с 1927 года выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей», – пишет современный исследователь А. Нивьер. С именем архимандрита Симеона связано и другое значительное событие в жизни русской православной общины в Риме. 1/14 ноября 1929 года итальянским монархом был подписан указ об учреждении «энте морале» при русской православной церкви, что означало для русского прихода получение прав юридического лица и позволяло вступить в законное владение домом княжны М. А. Чернышевой. В адресе прихожан Никольского храма справедливо было о к созданию этой русской православной церкви. Архимандрит Симеон оставил о себе светлую память в сердцах прихожан римского Никольского храма. В 1943 году здесь были изданы некоторые проповеди этого «златоуста Русской Зарубежной Церкви», как назвал его позднейший публикатор неизданных проповедей в мюнхенском альманахе «Вече» (2000. № 65). Его преемником с середины 1950-х годов стал архимандрит Каллист (Подзолов). Родился он 20 сентября 1895 года. С 1935 по 1945 год был настоятелем прихода в Сан-Ремо. С 1945 по 1961 год нес послушание помощника настоятеля Свято-Никольского прихода Рима, сослужил архимандриту Симеону (Нарбекову). В сан игумена был возведен в 1946 году, в сан архимандрита – в 1949 году. Когда в конце 1940-х годов архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист фактически исполнял обязанности настоятеля прихода в Риме. С 1946 по 1961 год он – благочинный русских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и вице-председатель римского комитета Красного Креста. Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях «перемещенных лиц» («ди-пи»), в Триесте, Латино, Неаполе и под Турином (вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. Умер 21 октября 1963 года и похоронен согласно его завещанию в общей русской могиле на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме. В 1960-х годах община состояла в подчинении архиепископу Женевскому Антонию (Бартошевичу, † 1993). В 1966 году на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. Отец Виктор происходил из простой крестьянской семьи, родился в Приморье и получил первоначальное духовное образование в Иркутской семинарии, затем поступил в Московскую Духовную академию. В годы гражданской войны воевал в рядах Добровольческой армии. После поражения Белого движения в 1920 году покинул Россию. В 1921 году в течение трех месяцев нес послушание псаломщика и регента при русской церкви Святителя Николая в Риме. Затем переехал на юг Франции. В 1929 году был рукоположен в сан священника и настоятельствовал на приходах в Тарасконе, Брюсселе и Голландии. Будучи в Брюсселе, издал семьдесят девять номеров «Приходского листка». С 1953 по 1966 год был настоятелем Преображенской церкви в Лос-Анджелесе (США). В течение почти двадцати лет, до 1984 года включительно, отец Виктор был настоятелем Никольского прихода в Риме. В 1984 году вышел за штат по старости и вернулся в США. Скончался в Лос-Анджелесе в 1989 году. Протоиерей Виктор Ильенко был видным духовным писателем и замечательным проповедником. В 1984 году на приход был назначен настоятелем иерей Михаил Маклаков. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, в том числе по отношению к католическому окружению. В силу этого, а также из-за некоторых других причин он вошел в конфликт с приходом и вынужден был покинуть Рим. В 1985 году Никольский приход перешел под омофор Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. В феврале 1987 года настоятелем стал протоиерей Михаил Осоргин. Отец Михаил происходит из старинного дворянского рода Осоргиных, к которому принадлежала святая праведная Иулиания Лазаревская. Рожденный в 1929 году в Москве, он в 1931 году вместе со своей матерью, урожденной княжной Голицыной, эмигрировал в Париж.

Его отец Георгий Михайлович Осоргин, императорский кавалергард, в 1929 году был расстрелян на Соловках. Воспитанный в среде русской эмиграции, отец Михаил воспринял лучшие духовные традиции Парижской архиепископии. На его формирование в детские годы большое влияние оказал его дедушка, также протоиерей Михаил Осоргин, бывший императорский губернатор в Калуге и Гродно. Затем были годы учебы в Свято-Сергиевском Богословском институте, где судьба свела его с лучшими представителями парижской богословской школы. Его однокурсниками были будущий Патриарх Антиохийский Игнатий, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф. С именем отца Михаила связана новая эпоха в жизни русского прихода в Риме. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то к середине 1980-х численность прихожан стала быстро возрастать. Но особенно значительно приход стал увеличиваться с середины 1990-х годов, когда Италия стала одним из центров новой эмиграции. Судьбоносное для жизни Никольского прихода и, в широком смысле, для всей Русской Православной Церкви в рассеянии решение был принято 26 октября 2000 года на собрании членов «энте морале». Никольский приход вернулся в лоно Матери-Церкви, что во многом произошло благодаря убеждению отца Михаила Осоргина в том, что будущее Православия в Западной Европе зависит от объединения всех его ветвей под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В сентябре 2004 года настоятелем Свято-Никольского храма был назначен епископ Егорьевский Марк. Благодаря ему была открыта новая страница в жизни русской православной общины Рима. Выпускник Московских Духовных школ, преподаватель МДАиС, кандидат богословия, постриженик Троице-Сергиевой Лавры, затем помощник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и, наконец, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – весь свой богатый духовный и пастырский опыт он смог обратить на пользу римскому приходу. На Свято-Никольском приходе начались масштабные реставрационные работы. В частности, была проведена внешняя реставрация церковного дома, было отреставрировано внутреннее помещение церкви, полностью перекрыт бетонный настил церковного двора, сделан второй вход в помещения церковного подвала, благодаря чему приход смог обустроить церковную школу для детей прихожан. Разработана широкомасштабная паломническая программа, включающая посещение в течение года всех святых мест Рима, а также организованы паломничества к общехристианским святыням Земли Италийской (город Бари, город Амальфи) и в Святую Землю. В новом веке духовенство Никольского храма в Риме продолжает окормлять всех стремящихся к православной вере, подавая им надежду и помогая сохранять душевную стойкость в непростых условиях жизни в чужой стране.

Иеромонах Филипп (Васильцев)

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ06-2006

Современное состояние[править]

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме состояла, в основном, из представителей эмиграции “первой волны”, то уже с середины 1980-х гг., когда итальянская столица стала одним из транзитных пунктов “новоэмигрантов” (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе), численность прихожан стала быстро возрастать. Многие приезжие приняли здесь Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, оставаясь на постоянное или временное жительство в Италии, они сохранили связь с православной церковью, став прихожанами храма святителя Николая на Via Palestro.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов итальянского Возрождения вид. В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

Базилика святого Климента в первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере Санта-Мария-Маджоре большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль (Raffaello Santi), Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Собор святого Павла, Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за древними стенами итальянской столицы. Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь святого Карла на 4 фонтанах, построенная архитектором Франческо Борромини (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo).

Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Буквально в сотне метров по адресу Via del Quirinale, 30 находится ещё одна необычная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale) авторства Бернини.

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями.
Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).
Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

Кастель Сант-Анджело – это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.

В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Базилика Максенция или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Примечания

  1. [russkiymir.ru/news/12402/ Храм Святой Екатерины в Риме передадут РПЦ]
  2. 12
    [ortodossia.org/2014/05/25/xram-svyatoj-velikomuchenicy-ekateriny-v-rime-otmechaet-svoe-pyatiletie/ Храм святой великомученицы Екатерины в Риме отмечает своё пятилетие | Приходы Московского Патриархата в Италии]
  3. [www.patriarchia.ru/db/text/632270.html Храм во имя св. вмц. Екатерины в Риме. Официальный сайт Московского патриархата.]
  4. 12
    [palomniki.su/forum/topic-916.0.htm Православный храм вмч. Екатерины в Риме]
  5. [www.taday.ru/text/898266.html Храм великомученицы Екатерины в Риме — «Русский дом на берегах Тибра»]
  6. [www.vesti.ru/doc.html?id=287463 В Риме освятили первый православный храм великомученицы Екатерины]
  7. [www.patriarchia.ru/db/text/668207.html Великое освящение храма святой великомученицы Екатерины в Риме]
  8. 12
    [teresa-design.com/2012/09/14/khram-katerini-v-rime/ Храм для души. О храме святой великомученицы Екатерины в Риме]
  9. [ortodossia.org/kontakty/ Приходы Московского Патриархата в Италии]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]