Православные авторы, книги которых читают чаще всего

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью, чем современная православная проза. Однако, для людей, которые только знакомятся с миром православной книги, возможно, стоит начать с чего-то попроще. А остальное приложится со временем.

В нашей подборке — авторы, которые пользуются наибольшей популярностью в православном магазине Зёрна.

Поделиться статьей с друзьями:

Епископ Тихон Шевкунов

Епископ Тихон Шевкунов — автор книги «Несвятые святые», которая уже несколько лет является самым популярным сборником православных рассказов.

Жанр: Непридуманные рассказы

Основные темы: современная православная проза, о смысле жизни

Книги основ православного вероучения

Для лучшего понимания организации церковной жизни христианину следует прочесть «Закон Божий» и катехизис.


Катехизис. Святитель Филарет Дроздов

Среди трудов, объясняющих устройство Церкви и смысл богослужений, лучше выбрать сочинения следующих авторов:

  • Протоиерей Серафим Слободской;
  • Архимандрит Иов Гумеров;
  • Священник Даниил Сысоев;
  • Святитель Филарет Дроздов.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов — известнейший русский богослов 19 века. Он написал «Аскетические опыты», в которых изложил свое видение поста, молитвы, добродетелей. Примечательна также его книга «Отечник», содержащая поучения святителя.

Причислен к лику святых в 1988 г.

Жанр: Святоотеческая литература

Основные темы: наставления, азы Православия, о смысле жизни, аскетика, о смерти, пророчества, письма

Духовная литература – библиотека книг бесплатно

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. “Без чтения душно и душа голодает”, – говорит свт. Феофан Затворник. Хорошие духовные книги – это наши лучшие друзья, наши руководители, воспитатели и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки. Через такие книги мы беседуем со святыми – носителями Духа Св. Божия.

Поэтому книги надо всегда предпочитать пустым разговорам. Хорошая духовная библиотека – это наиболее ценное на земле сокровище, на приобретение которого не надо жалеть ни средств, ни времени. Когда христианин замечает свое духовное ослабление, угасание ревности, охлаждение молитвы, то одним из наилучших средств для своего ободрения и восстановления ревности есть чтение хорошей духовной книги: обаяние духовной красоты святых, их ревность, высота духа и высокие духовные переживания невольно побуждают и нас в какой-то мере следовать за ними.

Вместе с тем, надо помнить и истину, заключающуюся в словах пословицы, что “бочку меда портит ложка дегтя”. И если иногда почему-либо, может быть по небрежности, нам случится подвергнуться духовной отраве от чтения неподходящей для христианина литературы, то здесь мы должны вспомнить слова преп. Петра Дамаскина, который пишет: “Когда Господь,- говорит св. Василий Великий, – найдет сердце, чистое от всех мирских вещей и учений, тогда на нем, как на чистой дощечке, написывает Свои учения. Это говорю я для того, чтобы не читал кто-либо не служащего к угождению Богу. И если кто когда-либо прочитает по неведению, то пусть подвизается скорее изгладить памятование о сем духовным чтением Божественных Писаний, и более того, что служит ему к спасению души, смотря по устроению, какого он достоин. Помимо же Божественных Писаний да не читает отнюдь чего-либо. Какая надобность принимать духа нечистого вместо Святого Духа? Ибо в каком слове кто упражняется, того дух и усваивает себе, хотя и не видится ему это дело противным, как видят опытные”.

К сожалению, последний совет смогут исполнить в наше время, вероятно, лишь иноки и те немногие христиане, которые будут иметь возможность вести нерассеянную жизнь. Но всем надо помнить следующее наставление о. Иоанна Кронштадтского: “Ты следишь за событиями во внешнем мире, читая светские сочинения, журналы и газеты. Не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Читай же наипаче и наичаще Евангелие и писания св. отцов, ибо грешно христианину не читать богодухновенных писаний. Все мирское с миром и кончится: “И мир проходит, и похоть его” (1 Ин. 2, 17).

* * *

Чтение можно сравнить с лекарством, но излечивает это лекарство не тело, а душу. Но как тело, так и душа бывают больны различными болезнями. А для каждой болезни показаны свои особые лекарства и для каждой души должна быть подобрана такая духовная литература, которая соответствовала бы ее болезни.

Литература, подходящая для людей созерцательного типа (евангельской Марии) не так подходяща для людей деятельного типа (евангельской Марфы), и наоборот. Не для всех подходящи книги старинного стиля. Некоторым “младенцам во Христе” будут интересны лишь духовные рассказы и т.д. Как пишет свт. Игнатий Брянчанинов: “Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих.

Мало того, ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних”. Поэтому тем, кто духовно еще молод и малосведущ в литературе, надо искать указаний у духовно опытных людей при выборе книг для чтения.

* * *

Духовное чтение помогает нам и в молитвенном подвиге; когда молитва становится холодной и рассеянной, тогда духовное чтение помогает ее оживить. Об этом пишет так преп. Исаак Сирин: “В то время, когда ум твой рассеян, предпочитай духовное чтение молитве, так как чтение – источник чистой молитвы”. Если сумеем мы поставить себя в здоровую обстановку живых духовно людей и питающих душу духовной литературой, то наш разум будет пребывать в Божественных истинах, в светлых мыслях, питающих нас мудростью, верой, надеждой, любовью, смирением и другими добродетелями. Тогда разум и сердце наше погрузятся в созерцание истины и Предвечной красоты Сына Божия Иисуса Христа и Его Невесты – Вселенской Церкви. Истина заполнит наш разум, а красота захватит наше сердце. Тогда как бы само собой исполнится и повеление ап. Павла, чтобы нам мыслить “что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала” (Флп. 4, 8).

……………………………

Нужно больше читать в тот день, когда причастишься, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис. Книги читать поутру с четверть часа до работы; а потом – целый день жуй, что читала, как овца жвачку.

Списывать с книг, пожалуй, можно; только нужно усваивать. Что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать. Евангелие можно сидя читать, только не в положенное время.

Перед причастием читать св. Ефрема Сирина о покаянии. Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя. Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают, – ничего, только по разбору: кто читает.

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим – снисходительным. Благоразумно строгим быть – значит не смущаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях различного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.

Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни, и монах не может жить правильно. Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего, в то время (т.е. во время чтения) получишь пользу.

Книги лучше не раскрывать (чтобы узнать неизвестное). В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; читай, хотя бы и ничего ты не понимала. Слова Святого Духа отгоняют мрак душевный, паче же вражеский.

Н. Е. Пестов

Протоиерей Артемий Владимиров

Протоиерей Артемий Владимиров известен православной аудитории благодаря интернету. У него есть свой сайт и группа Вконтакте, где можно посмотреть и послушать его проповеди.

В книгах священника приведены советы о воспитании, семейной жизни, исповеди.

Жанр: Беседы с батюшкой

Основные темы: азы Православия, исповедь, вопрос — ответ, воспитание, о детях, поучения, педагогика, семья, проповеди

Старец Паисий Святогорец

Преподобный Паисий Святогорец — греческий старец, который творил чудеса исцеления и обладал даром пророчества. Он нес монашеский постриг на горе Афон в середине 20 века. Многие люди совершали паломничество к Святой горе ради встречи со старцем. Его поучения собраны в 5-ти томах «Слова старца Паисия».

Причислен к лику святых в 2015 году.

Жанр: Святоотеческая литература

Основные темы: Афон, наставления, о молитве, о страстях, добродетели, воспитание, о детях, семья

«Мысли христианина»

Автор: святой праведный Иоанн Кронштадтский

Это не книга в прямом смысле слова, а духовный дневник — точнее, выдержки из него. Их написал один из самых почитаемых русских святых — святой праведный Иоанн Кронштадтский, который умер незадолго до революции.

Богослужения, обыденная жизнь, радости, болезни, тяготы — все можно встретить на этих страницах. Святой человек живет и пишет свято. Поэтому каждая страница — пронизана любовью к Богу и Любовью вообще.

За благословением и помощью к святому Иоанну Кронштадтскому отправлялись тысячи и тысячи христиан. Все, кто говорил с ним — получали исцеление или утешение.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей-немонахов в истории Русской Церкви.

Возможность соприкоснуться со старцем есть и у нас. Достаточно просто купить эту книгу. На ее страницах с этим святым можно встретиться вот так — на расстоянии и сквозь время. И таким образом — через строчки его дневника — получить своеобразное благословение!

Господь твой есть Любовь, люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огонь; не будь холоден сердцем, но гори верой и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славой вечной.

из книги «Мысли христианина»

Ольга Рожнева

Ольга Рожнева известна читателям по многочисленным публикациям на сайте Православие.Ру. В молодости много путешествовала.

После смерти мужа Ольга несет послушание в монастыре Оптиной Пустыни. Пишет рассказы о людях, с которыми познакомилась. Так появились книги «Оптинские дневники», «Родственные души» и многие другие.

Жанр: Непридуманные рассказы

Основные темы: современная православная проза, храмы и монастыри, святыни Православия, воспоминания, жизнеописания

«Несвятые Святые»

Автор: митрополит Тихон (Шевкунов)

Это, возможно, лучшая миссионерская книга за всю историю христианства — если это качество мерять тиражами.

Первое издание книги вышло в 2011 году и было моментально распродано. Так же случилось и со вторым, и с третьим изданием, которые были выпущены следом.

Сейчас даже не верится — в московском метро можно было почти каждый день встретить человека с этой книгой. Ее читали и православные, и даже те, кто в храме никогда не был.

Книга переходила из рук в руки. Сначала ее читал кто-то один в семье — и после обязательно старался поделиться с близкими — особенно с тем, кто-либо не верит в Бога, либо «сомневается». Вот такой силы получилась книга — настолько она «попала в тон времени»!

Митрополит Тихон (Шевкунов) — автор самой продаваемой православной книги за всю историю (не считая, разумеется, Библии)

Митрополит Тихон (Шевкунов) рассказал на своих страницах о людях, которых встречал за свою жизнь. Это были и монахи в Псково-Печерской Лавре, где он подвизался какое-то время, и старцы, которых он там видел или о которых слышал рассказы. Несколько глав посвящено мирянам — «самым простым» и знаменитостям.

Получилась добрая и полная любви книга. Но главное (и это то, наверное, почему она полюбилась всем) — в ней нет ни капли такой вот искусственной слащавости. Это просто книга о добре и чудесах — которые действительно происходили. И на самом-то деле происходят постоянно вокруг нас!

На сегодняшний день книга «Несвятые святые» вышла уже тиражом 2 500 000 экземпляров и была переведена на множество языков.

Наталия Сухинина

Наталия Сухина когда-то давно работала светским журналистом в ЦК КПСС. Но после паломничества на Святую Землю в Иерусалим вернулась глубоко верующим человеком. С тех пор Наталия пишет духовную прозу о поиске Бога и христианских святынях. Наиболее известные книги — «Не продавайте жемчужное ожерелье» и «Где живут счастливые?».

Жанр: Православная проза

Основные темы: современная православная проза, о смысле жизни, роман, он и она

«Беседы на Евангелие от Марка»

Автор: священномученик Василий Кинешемский

Эту книгу можно назвать очень хорошим учебником. Не в том смысле, что под обложкой скрываются сотни скучных страниц. Наоборот! Это одна из самых живых и трогательных православных книг. Она была написана незадолго до войны священномучеником Василием Кинешемским.

Формально — это беседы на одно из Евангелий — написанных апостолом Марком. Однако, как и в случае с книгой «Старец Силуан», комментарии к Евангельскому сюжету — это лишь повод системно изложить православное учение.

И если Софроний (Сахаров) писал о христианстве с глубины афонского исихастского опыта и находясь к тому времени уже в Англии, то священномученик Василий составлял эту книгу в Советском Союзе — для своих же духовных чад, советских людей из деревней, сел и маленьких городов.

Получилась книга, которая совершенно точно окажется близкой и понятной каждому сердцу.

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев — русский священник родом с Украины. Ведет лекции на телеканале Союз, общается с пользователями Вконтакте, выкладывает новые видео и статьи на своем сайте.

Книги Андрея Ткачева посвящены христианскому взгляду на современность.

Жанр: Беседы с батюшкой

Основные темы: проповеди, беседы, азы Православия, поучения, современность, семья, он и она, о страстях, о смысле жизни

Биография

Юлия Вознесенская прожила долгую насыщенную событиями жизнь. В ней были и горести, и радости, которые писательница встречала с истинным христианским смирением и благодарностью Господу.


Православная писательница Юлия Вознесенская

Детство

В 1940 г. в семье ленинградцев Тараповских родилась девочка. Уже с первых дней в ней угадывалась активная и деятельная натура, так как она постоянно крутилась в своей кроватке. Заметив это, родители назвали дочь Юлей.

Семья Тараповских относилась к новой советской интеллигенции. Отец, происходивших из рода потомственных донских казаков, получил профессию военного инженера. Мать, родившаяся в Бологом, в профессиональной деятельности последовала по стопам своих родителей, которые работали земскими врачами.

В 1945 г. Николай Тараповский был направлен для прохождения службы в Восточную Германию. Его жена вместе с малолетними дочерью и сыном последовали за ним. В Советский Союз семья вернулась в 1949 г. После окончания средней школы Юлия поступила в медицинское училище, которое покинула после 1 года обучения. Затем она поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Но проучившись один курс была вынуждена прекратить обучение в связи с рождением ребёнка.

Интересно: проведя детские годы в Германии сестра и брат Тараповские свободно говорили на немецком языке. После возвращения на родину они продолжали общаться между собой на иностранном языке, но однажды сверстники во дворе назвали их фашистами. С этого момента Юлия Николаевна никогда больше не говорила по-немецки, даже пребывая в эмиграции в ФРГ.

Начало творческого пути

В начале 60-х гг. Юлия вышла замуж и переехала вместе с мужем в Мурманск. К этому времени относятся её первые шаги в области журналистики и поэзии. Она являлась корреспондентом местной газеты, в которой в 1966 г. было опубликовано её первое стихотворение.

Ранние произведения были благосклонно восприняты советскими читателями и получили положительные отзывы среди писателей. Т. Г. Гнедич пригласила молодую поэтессу в своё литературное объединение, в которое входили многие молодые советские авторы. Вознесенскую стали печатать в различных советских периодических изданиях.


Книга Ю. Вознесенской «Благодарю за любовь»

В 1968 г. советские войска были введены на территорию Чехословакии для подавления восстания. Многие молодые литераторы отреагировали на это событие критическими произведениями. Среди них была и Юлия Вознесенская, опубликовавшая поэму «Вторжение».

Следствием этого стал вызов в КГБ для допроса, в процессе которого молодой женщине пригрозили заключением. С этого момента официальные издания для печати произведений молодой поэтессе стали недоступны.

Деятельность «Второй культуры»

В 70-е гг. Юлия с мужем и сыновьями Артуром и Андреем проживала в Ленинграде в коммунальной квартире на улице Жуковского. Частыми гостями в их доме были представители молодой творческой интеллигенции, которые называли себя сообществом «Вторая культура». Активные молодые люди противопоставляли себя действующему режиму.

В 1974 г. они попытались выпустить в официальную печать сборник «Лепта», включающий, в том числе и поэму Вознесенской. Власти не допустили книгу до печати, что не помешало ей распространиться среди неравнодушных людей посредством самиздата.

В декабре следующего года участники сообщества организовали митинг и голодовку, которые посвятили 150-ти летней годовщине восстания декабристов на Сенатской площади. Представители органов государственной безопасности провели с активистами беседу, в очередной раз угрожая тюремным заключением.

Но уже через несколько месяцев молодые диссиденты разместили на ленинградских улицах надписи, в которых обличали деяния советской власти. Юлия Вознесенская и другие активные участники сообщества были задержаны. На допросах они отказывались от дачи каких-либо показаний и не признавали свою причастность к появлению надписей на фасадах зданий.


В конце 60-х произведения Вознесенской печатали в разных литературных журналах

В 1976 г. поэтесса поддержала выставку художников нонконформистов, организовавших выставку своих работ у стен Петропавловской крепости. Она была арестована, но практически сразу отпущена. Представители власти предложили ей добровольно покинуть Советский Союз, но получили в ответ отказ.

Лагеря и ссылки

В декабре 1976 г. в квартире Вознесенской прошёл очередной обыск, в процессе которого было обнаружено множество диссидентской литературы. Поэтессу обвинили в антисоветской деятельности и приговорили к 4 годам ссылки. Местом отбывания наказания был определён город Воркута. Она прожила на поселении несколько месяцев, но, узнав о суде над своими единомышленниками, женщина бежала в Ленинград, чтобы поддержать друзей. За побег её приговорили к двум годам лагерного заключения.

Интересно: в лагере Юлия продолжала писать. Её произведения этого времени отражают не только традиционные для заключения темы тоски по дому и родным людям, но и правдиво показывают положение женщин в советских колониях. А также в это время появляются первые сочинения религиозного содержания.

Эмиграция и жизнь после

В 1978 г. Юлия Вознесенская вернулась из лагеря, пребывание в котором не смогло сломить её дух. Она продолжает писать сочинения в духе нонконформизма. При активном участии писательницы в свет выходит альманах «Женщины в России». Многие произведения, включённые в самиздательский журнал, опирались на православные моральные ценности.

Выход альманаха совпал с подготовкой проведения Олимпийских игр в стране. Власти стремились очистить все большие города от «неблагонадёжных элементов». Под это определение попала поэтесса. Во время беседы с представителями КГБ ей предложили покинуть страну. Но Юлия любила свою страну и не хотела её покидать.

Тогда власти стали действовать через уже взрослых сыновей диссидентки. Старшего сына пригрозили отправить для прохождения армейской службы в Афганистан, а младшего исключили из техникума. Спасая сыновей, женщина принимает решение о выезде с ними из страны. 11 мая 1980 г. семья Вознесенской-Окуловой покинула Советский Союз.


Книга Ю. Вознесенской «Записка Господу Богу»

В течении недолгого времени они жили в Вене. Затем переехали в немецкий Франкфурт-на-Майне, где прожила 4 года. Деятельная женщина участвовала в работе организации, защищающей права человека во всём мире. В 1986 г. она переехала в Мюнхен. Здесь она стала редактором радио «Свобода».

В конце 90-х гг. Юлия Николаевна потеряла супруга. Пережить это печальное время ей помогло пребывание в Леснинской женской обители, расположенной во Франции.

Болезнь и смерть

В Германию писательница вернулась в начале XXI столетия. Несмотря на почтенный возраст она продолжала активно работать не только на литературном поприще, но и в качестве православного миссионера. Вскоре Юлии Николаевне диагностировали рак. Не желая тревожить близких людей, она долгое время скрывала информацию о своей болезни.

Однако после трёх операций развитие недуга остановить не удалось. Женщина начала осознанно готовиться к окончанию своего земного пути. В начале 2015 г. было написано её последнее произведение — собственную эпитафию. Юлия Николаевна Окулова умерла 20 февраля 2015 г. Её похоронили на православном кладбище в пригороде Берлина.

Протоиерей Александр Торик

Протоиерей Александр Торик — автор книжной трилогии «Флавиан». Эта книга среди православных может сравниться по популярности с «Несвятыми святыми» Тихона Шевкунова. Воцерковление многих людей, судя по отзывам, происходило вместе с прочтением Флавиана. В своей книге отец Александр постарался в художественной манере подать весь свой 20-летний пастырский опыт.

Жанр: Православная проза

Основные темы: современная православная проза, Афон, азы Православия

«У Троицы окрыленные»

Автор, архимандрит Тихон (Агриков)

Чем-то эта книга похожа на «Несвятые святые». Хотя правильнее их сравнивать в обратном порядке, потому что книга «У Троицы окрыленные» была написана гораздо раньше — еще в советское время. И кто-то считает, что она — лучше.

Эту книгу написал архимандрит Тихон (Агриков) из Свято-Троицкой Сергивой Лавры и посвятил ее инокам этого монастыря. Причем, только тем, кто уже умер. И кончина героя — неотъемлемая и важная часть каждого рассказа, ведь смерть — это путь в Вечность.

Кто-то, о ком он пишет, — старец. Кто-то — совсем молодой инок.

С одной стороны, в этой книге нет той внешней эффектности, как у «Несвятых святых». Но глубина повествования здесь несравнимо выше. Каждая строчка наполнена любовью. В каждой странице передан сугубый монашеский дух — со всей его глубиной, радостью и испытаниями.

Поэтому, если бы этот текст был рейтингом, то эту книгу мы все же поставили бы выше «Несвятых святых». Прочитайте ее. Возможно, вы согласитесь с нами.

Юрий Воробьевский

Юрий Ворьбьевский — православный журналист-конспиролог. В 90-ых вел передачи «Черный ящик», «Тайны века» на телевидении. Известен своими книгами об афонских старцах, с которыми общался лично. Особое внимание публики привлекла его книга «Незримые старцы» о монахах, достигших высшей степени святости.

Жанр: Публицистика

Основные темы: Афон, старчество, апокалипсис, мировое правительство, политика, масонство

«Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)»

Обычно письма читать тяжело. По крайней мере — если ты не увлечен личностью их автора. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в этом плане — явление уникальное.

Старец Иоанн — был одним из самых почитаемых монахов в советское и постсоветское время. К нему тоже приезжали со всей страны. Кто не мог приехать — писал письма. А он, сильный духом монах и прозорливец, старался ответить каждому.

Все его письма — просты и понятны. В них мало слов — только самая суть. В его письмах нет замысловатых идей или вежливых уклончивых ответов. Он отвечает людям прямо, иногда даже резко — если понимает, что только твердый без сантиментов ответ может направить или спасти человека.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Большой плюс писем — из них понятно, с каким именно вопросом обращался к старцу человек. От этого они становятся не только еще интереснее, но и полезнее. Кто-то спрашивает про женитьбу, кто-то про развод. Кто-то про учебу, кто-то про то, какой путь выбрать. Кто-то жалуется, кто-то растерян…

Возможно, многие из вас найдут на этих страницах ответы и на свои собственные вопросы.

Несомненно — это одна из самых полезных православных книг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]