Ростовщик — кто это такой значение и суть ростовщичества

Когда-то слово «спекулянт» считалось ругательным. Теперь спекуляция составляет основу бизнеса. Продавать что-либо по завышенной стоимости или ссужать деньги под процент стало делом обыденным. На таком вот финансовом паразитизме и зиждется экономика современного государства.

Огюст Шарпантье. «Ростовщик».

Однако все это недопустимо по православным канонам и изобличается святыми отцами церкви как грех. В чем же суть ростовщичества и почему святитель Григорий Нисский уподобляет его краже?

Ростовщичество и религия

Иисус, изгоняющий ростовщиков из храма, гравюра Лукаса Кранаха

Ростовщичество запрещено в некоторых странах (Иран, Пакистан) и в ряде религий (например в исламе[5] и христианстве[6], ограничено в иудаизме)[7].

В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»[8]. Для иноверцев таких ограничений нет. Ссуда им денег в рост не только разрешена, но и желательна: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости»[9], «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»[10][7].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»[11] … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?[12]»[13]. В Средние века христианская церковь запрещала ростовщичество.

Богословскую литературу осуждающую процент на капитал можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества[15].

Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:

  • Высказывание епископа Коваррубиаса: «деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда»[16].
  • Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского: Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом.
  • Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“»[17].
  • Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех[18].

На Руси отдавать деньги в рост считалось лихоимством

В современном мире этот термин редко употребим. Его вытеснило другое слово – кредит. Банки дают деньги в долг под проценты сплошь и рядом. Но, если подойти к этому вопросу с позиции христианства, то кредит – это не что иное, как узаконенная форма мошенничества. Ибо сказано в Библии:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор.23:19).

Рост – это, собственно, и есть процент. Таким образом, ростовщичество – это выдача денег в долг под процентную ставку. В русском языке когда-то было другое название этого понятия – лихоимство.

Под этим термином в современной трактовке можно подразумевать не только взыскание процента, но и:

  • малооплачиваемый изнуряющий труд;
  • заработок на несчастии другого;
  • эксплуатация чужого труда на безвозмездной основе.

Ростовщичество в искусстве

В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается. В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.

Интересный материал Nfc на Андроиде что это такое как работает и как использовать

Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.

Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе 8 круга, с висящими на их шеях кошельками — символом их ремесла. А в карманах у них видны торчащие монеты.

Торгующие — это банкиры древности

В известной притче о талантах, Господь Иисус говорит, что, по возвращению, хозяин сказал так рабу, который, вместо того, чтобы вложить деньги, закопал их:

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. (Матфея 25:26-27)

Лишь из этого стиха мы понимаем, что торгующие были людьми, которым можно было дать сумму денег, которую они возвращали с определённой прибылью. Они, в свою очередь, отдавали эти деньги другим, и тоже ради прибыли. Это было их дело, они брали и отдавали деньги в долг под проценты. То же самое делают банки сегодня, и это бизнес. Как вы видите, Господь Иисус не осуждает это, а, наоборот, это посоветовали тому, кто был настолько ленив, что не захотел поразмыслить и трудолюбиво вложить деньги, чтобы получить хорошую прибыль.

Мне любопытно узнать мнение читателя по этой деликатной теме, и я приглашаю вас выразить свою точку зрения в комментариях.

Перевод: Елена Столерь.

История профессии

Ответить на вопрос о том, кто такой ростовщик, поможет небольшой экскурс в историю. Профессия эта появилась еще до возникновения денег. Тогда в долг брали, а затем возвращали, как правило, натуральные товары. Например, зерно или скот.

Ростовщичество было распространено еще в Древней Греции. Так, ученик Платона Аристотель в своем трактате «Политика» называл взимание процентов явлением, противным природе, а основной функцией денег считал обмен. Ростовщичество было распространено по всей Европе, а свою популярность утратило с появлением банков.

Что же касается России, то как в Древнерусском государстве, так и в Российской империи подобное занятие считали аморальным и преследовали по закону. Тем не менее им занимались православные монастыри, архиерейские дома и приходские церкви.

В странах ислама о том, кто такой ростовщик, почти не знают. Ибо там было запрещено выдавать деньги под процент, в некоторых государствах, например в Иране, это правило действует до сих пор. А в странах, где есть законы шариата, за подобное занятие можно лишиться и жизни. При иудаизме же запреты действуют только на людей с этой верой, на других не распространяются.

Отношение в православии

Позиция Православной Церкви к ростовщичеству однозначна: его осуждают и считают грехом. В Ветхом Завете есть ряд указаний, свидетельствующий о недопустимости займов под процент. Они послужили базой для утверждения церковных канонов, строго воспрещающих клирикам заниматься ростовщичеством.

А итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, наблюдая за зарождавшимися на Западе торгово-рыночными отношениями, возмущенно писал:

«Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности».

По своей сути процентная плата – это плата за время. Но время, по Фоме Аквинскому, принадлежит всем, ибо дано Богом для всех в равной степени. И если ростовщик требует вознаграждения за время как плату за предоставленное им благо, то он обманывает и ближнего, которому проданное время принадлежит, и Бога, за дар которого он требует вознаграждение.

Ненасытность в приобретении материальных благ усиливает и укрепляет алчность – один из смертных грехов, которые, по словам Феофана Затворника, отнимают у человека его нравственно-христианскую жизнь. Следует помнить, что, раз закравшись в душу, греховная мысль будет точить ее как червь яблоко.

Вот почему неправедное деяние, которое пусть даже и кажется маленьким, не должно иметь места в вашей жизни. Следует бороться со своими страстями и просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от мыслей о жадности и быстрой финансовой наживе.

Это интересно: В чем заключается грех мшелоимства?

Законы против ростовщичества

В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки.[20] Основанием этому служат представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает.

Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении ростовщичества. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого[21].

Интересный материал Сомнительные операции список что это такое признаки по 115 ФЗ

Пример Неемии

В пятой главе книги Неемии повествуется целая ситуация, когда кто-то воспользовался несчастьем братьев. Неемия и другие его братья и служителя, люди с добрым сердцем, после того, как вернулись, чтобы заново построить Иерусалим, дали из своих денег, чтобы выкупить своих братьев Иудеев из плена, в котором они находились у соседних народов. Вернувшись в страну, те, кого выкупили из рабства, получили свои сады и дома, но, кажется, не успели обработать их и страдали от голода. Поэтому, они пошли к своим братьям, которые пришли раньше и успели накопить состояние, и попросили у них пшеницы. Их братья, однако, вразрез тому, чему учит Закон Божий, потребовали у них оставить в залог (гарантию, что они вернут долги) свои сады, дома и виноградники. Те, кого выкупили из плена, ещё должны были платить дань царю, и им было неоткуда взять ещё и эти деньги. Они снова пошли к своим братьям, чтобы одолжить, и их братья потребовали 1% (одну сотую), и снова вразрез со Словом Божьим. Когда Неемия узнал, что происходит, он собрал народ и строго обличил тех, кто воспользовался несчастьем своих братьев, потому что они поработили братьев, лишив их возможности когда-либо вернуть деньги и восстановиться экономически, после того, как забрали у них сады и виноградники, их источники будущего дохода. Неемия напомнил им о том, как он и его братья, у которых было такое же сердце, как у него, потратили много из своего состояния для того, чтобы выкупить своих братьев из плена. Затем он сказал им, что, всё время, пока он был главным среди них, он даже не брал зарплату, которая ему полагалась, хотя он должен был ежедневно накрывать на стол для 150 человек, то есть это было большой финансовой ношей для него. Все эти люди, которые сидели за столом с Неемией, выполняли общественные работы, а Неемия кормил их из своих собственных ресурсов. Он делал это, потому что хотел хоть немного облегчить тяжёлый груз народа. Затем, Неемия также сказал, что за всё это время он не покупал ни у кого садов, потому что он не стремился увеличить своё состояние на несчастье своих братьев, а старался делать им добро и помочь им восстановиться финансово и экономически.

Какой большой контраст между Неемией и алчными и хищными людьми. Эта история из Библии хорошо и ясно показывает нам, почему Бог запретил Израильтянам получать прибыль и брать проценты от своих братьев.

Прибыль и риски

Сама профессия и слово «ростовщик» воспринимались обществом крайне негативно как раньше, так и сейчас. В основном это связано с тем, что ростовщик за один год мог в разы увеличить свое состояние за счет людей, попавших в неприятности и находящихся в нелегком финансовом положении. Но возможные риски этого дела достаточно велики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Начнем с того, что долг могут не вернуть по причине того, что заемщик умер или попросту сбежал. Также при сильной инфляции есть шанс не только не получить прибыль, но и понести убытки. Порой клиент оставляет залог, который не получается продать по реальной цене, например машину в аварийном состоянии.

Не извлекай выгоду из несчастья своего брата

В Ветхом Завете Бог дал этот закон:

Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом. (Левит 25:35-38)

Бог запретил детям Израиля получать прибыль из денег или урожая своих братьев, с которыми случилось несчастье, или которые обеднели.

Почему Бог говорит так? Потому что существует категория людей, называемых в Новом Завете “хищниками”, которые настолько одержимы любовью к деньгам, что не могут удержаться и, когда у них появляется подходящая возможность, они заходят так далеко, что извлекают выгоду из чьей-то нищеты или трудных обстоятельств, чтобы содрать десять слоёв кожи, с кого смогут. Моя тётя рассказывала мне, как, во время голода в 1947 году в Молдове, у бабушки и дедушки нечего больше было дать детям поесть, и они пошли к богатой семье, чтобы купить продуктов, принеся с собой из дома последний большой и красивый ковёр. Богатая семья как раз сидела за столом, и хотя бабушка и дедушка пришли с моим отцом, который был маленьким и плакал от голода, они не дали им ничего из того, что ели сами. А за тот ковёр они дали им лишь пучок сухого острого перца. Кто мог есть острый перец, когда больше нечего было есть? Вот так поступают некоторые люди, которые извлекают выгоду из несчастья ближнего. И Бог дал этот закон не только для того, чтобы Его дети не брали проценты от своих братьев, но и для того, чтобы они старались поддерживать и помогать выйти из трудностей, в которых их братья находятся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]