В центре системы ценностей наркозависимого – психоактивное вещество, источник высшего кайфа и тяжелейших страданий. Жизнь циклична: употребление, ломка, поиск ресурсов, употребление. Цель реабилитации от наркомании – разорвать этот порочный круг и научить зависимого жить в реальном мире.
Реабилитация наркозависимых — это процесс, в котором под руководством наркологов, и психотерапевтов человек приобретает личностную зрелость. Он учится принимать решения, отвечать за свои поступки и получать истинное удовольствие от свободы и способности контролировать свою жизнь, которое сильнее любого наркотического кайфа.
Наши реабилитационные центры
Отзывы участников программы
Как проходит реабилитация наркоманов в нашем центре?
Реабилитация наркоманов в Москве в Центре Здоровой Молодежи начинается с устранения абстинентного синдрома и коррекции соматических заболеваний. Вновь прибывшего пациента осматривает нарколог, терапевт и узкие специалисты. Детоксикация проводится с применением современных медикаментозных схем и инструментальных методов.
Основной этап – устранение психологической зависимости, без этого полноценная реабилитация наркоманов невозможна. В ходе индивидуальной работы с психотерапевтом и групповых занятий выявляются причины зависимого поведения, устраняются комплексы и внутренние конфликты.
Завершается реабилитация от наркомании полной социальной адаптацией пациента. Он учится эффективно строить отношения с окружающими людьми.
Мы рекомендуем родственникам пройти курс терапии созависимости. Покинув центр реабилитации наркозависимых, человек должен попасть в здоровую атмосферу – в этом случае риск рецидива минимален.
Вся правда о лечении
«Алкоголизм и наркомания вся правда о лечении»
«Лечение наркомании и алкоголизма»
Многие думают, бесплатная реабилитация – не более чем миф или «замануха». Существует устойчивое мнение, что любое более-менее качественное лечение алкоголизма или наркомании стоит денег, а «за бесплатно» можно только заниматься тяжелой трудотерапией в центре с религиозным уклоном. Возможно, когда-то все так и было. Но дело в том, что реабилитационный рынок за последнее время сильно поменялся, и уже сегодня есть действительно неплохие бесплатные или бюджетные центры, в которых никто не заставляет учить религию или заниматься с утра до ночи трудотерапией, а участники проходят такую же программу, как и зависимые из более престижных центров.
- Не хочет лечиться ?
- Мотивация на лечение
Квалифицированным специалистам всегда проще найти подход к зависимому человеку. Наши сотрудники оказывают помощь в мотивации и интервенции КРУГЛОСУТОЧНО. Осуществляем доставку пациента прямо в центр социальной адаптации. 8
ДАЛЬЕНВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Владивостокская епархия
МПРО прихода храма Покрова Божией Матери
Год начала работы 2004; реабилитационная программа рассчитана на одномоментное прохождение 60 человек; проводится первичное консультирование, основной этап реабилитации, ресоциализация, работа с родственниками наркозависимых.
Руководитель: Протоиерей Александр Талько
Контакты: Тел.
Tел.
Сайт: www.pokrovadv.ru
Что такое бесплатная реабилитация?
Во-первых, это точно такой же терапевтический процесс, как и в остальных центрах. Групповая терапия или индивидуальная терапия с психологом – основа лечения зависимости, поэтому, несмотря на все остальные условия, психокоррекционный фактор бережно сохраняется и в бесплатных реабилитационных центрах. Ведь без этого просто невозможно избавление от алкогольной или наркотической зависимости.
Условия жизни в бесплатных центрах могут отличаться от условий в более презентабельных. Они не «ужасные», может быть менее роскошные, но точно не менее комфортные: в центре всегда есть групповая комната, комната для личных консультаций, кухня, столовая и личные комнаты для ребят. Также в любом центре все резиденты обеспечены трехразовым питанием, в который входят завтрак, обед и ужин. И в бесплатных центрах есть все условия для того, чтобы полноценно проходить реабилитацию от любого вида зависимости: многим этого хватает для того, чтобы после ее прохождения больше не употреблять никогда.
Главное отличие бесплатных центров в том, что участники реабилитации сами формируют условия своего проживания: не имея возможности оплачивать проживание, питание и работу специалиста сами, они регулярно посещают трудотерапию, таким образом оплачивая свое пребывание в центре. Платить деньги там не нужно, но нужно работать. Это не рабский труд по 12 часов, а ежедневные смены, на которых реабилитанты меняются между собой, чтобы больше времени уделять терапевтическому процессу. Таким образом заработать себе на «резеденцию класса люкс» нельзя, а вот обеспечить себе комфортное проживание, если до этого у тебя никогда не было денег, можно. Кроме того, трудотерапия все-таки не зря так называется, и приучает многих зависимых к труду: после этого им проще найти работу уже по выходе из реабилитационного центра.
Таким образом, бесплатная реабилитация – это реабилитация, на который участник реабилитационного процесса сам полностью оплачивает свое проживание в центре, регулярно посещая трудотерапию. Даже по сравнению с классическими реабилитационными центрами для зависимых такая методика хорошо себя зарекомендовала: несмотря на то, что некоторое время уделяется трудотерапии, классический реабилитационный процесс от этого не страдает и эффективность программы остается прежней. Это значит, что даже если у вас или у вашего близкого нет возможности оплачивать реабилитацию, вы всегда можете попробовать бесплатный реабилитационный центр, и он может помочь!
Анонимно24 часа в суткиДеятельность лицензированаСопровождение пациента
Весь спектр услуг наркологии:
- анализы
- тестирование на наркотики
- детокс
- кодировка
- психиатрия
- подшивка
- снятие ломки
8+7
Первые опыты общения с ними у духовников, в основном, не были особо удачными. Известны случаи положительного исхода встречи, но в массе взаимонепонимание и отторжение были обоюдными. Поначалу нелегко было догадаться, что встречу священника и наркомана продуктивнее рассматривать не как встречу двух говорящих на родственном языке иностранцев, а как встречу двух инопланетян. Можно сказать, с некоторым преувеличением, что в духовном смысле в период их общения происходило соприкосновение двух антимиров. Несмотря на первоначальные неудачи, у многих служителей церкви не исчезало желание найти способы результативной помощи наркозависимым, и ими постепенно накапливался на этом пути положительный опыт. Те, кому удавалось находить верный подход, продолжали все более успешно развивать реабилитацию, остальные священнослужители, после ряда неудачных попыток – самоотстранялись. Показатель успеха у тех, кто всерьез и надолго занялся реабилитацией наркозависимых, казался неправдоподобно большим: от 50 до 70% выхода в ремиссию (некоторые заявляли и о более высоких результатах, но благоразумнее упоминать лишь о том, что доводилось видеть, а не о том, о чем посчастливилось только слышать). Российская медицина скромнее оценивает результаты собственных усилий по помощи наркозависимым: в ремиссию выходят не более 5%. Не завышают ли служители церкви свои показатели, можно ли относиться к их свидетельству, как к свидетельству, заслуживающему доверия? Попытаемся дать ответ на этот вопрос позднее.
В настоящее время уже можно подводить некоторые предварительные итоги и приступать к анализу успешно действующих программ реабилитации. Собственно те, кто этим делом занимается, уже не первый год обмениваются опытом. Но заявлять о том, что им удалось достичь единства мнений по всем возникшим принципиально важным вопросам, пока преждевременно. Более того, некоторые православные реабилитационные центры склонны считать верным и результативным только свой подход, другие подходы рассматривают априори, как ошибочные, и потому вовсе не желают их обсуждать. Все же в целом диалог продолжается и вместе с ростом понимания проблемы возрастает и мера взаимопонимания. Можно надеяться, что общая позиция вскоре будет выработана по всей совокупности вопросов реабилитации, и после этого можно будет поделиться выверенным опытом с теми, кто вынужден сталкиваться с проблемой помощи наркозависимым, но пока не знает пути ее решения.
Далее попытаемся очень кратко обозначить ответы на следующие вопросы:
· В чем заключаются особенности церковной реабилитации?
· В чем состоит основная сложность церковной реабилитации наркозависимых?
· Какие церковные организации приняли деятельное участие в церковной реабилитации наркозависимых, в чем проявились слабые и сильные стороны у каждой из них?
· Какая схема реабилитации представляется наиболее выигрышной?
В чем состоит особенность церковной помощи наркозависимым, и чем она отличается от реабилитации светской? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос посмотрим, какие обязательные элементы, не применяемые медициной и нерелигиозными реабилитационными центрами, включает в себя реабилитация наркозависимых на приходе или при монастыре? Основными и обязательными ее элементами являются трудовые послушания, молитва церковная и келейная (домашняя), пост, индивидуальное духовное руководство реабилитантом и его участие в таинствах. В рамках данной статьи имеется возможность сказать всего по нескольку слов о каждом из этих элементов.
Послушание — это не только, и не столько приобретение бывшим наркоманом навыка трудиться, которого у большинства из них нет, но, в первую очередь, постепенное усвоение иного взгляда на труд. Что труд — лучший способ честно раздобыть деньги, — ясно всем. Но, приобретая церковный взгляд на мир, человек открывает также, что труд это, во-первых, тягостная епитимия, наложенная на всех потомков Адама, особенно полезная для тех, кто в своей жизни, подобно наркоманам, активно послужил греху, во-вторых, радостное непосредственное служение Богу и ближним, в-третьих, начальная ступень на лестнице духовного совершенствования человека. При правильном понимании, труд приобретает высокий духовный смысл.
«Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. …Молитвою возрожденный дух наш начинает удивляться великой тайне Бытия». (Архим. Софроний (Сахаров) «О молитве»). Соприкосновение с молитвой, упражнение в молитве производит решительную перемену в человеке, в его самоощущении, в его самосознании, в восприятии им всего окружающего мира. Даже робкое, скованное, неумелое общение с Богом меняет все перспективы жизни человека. Как мать с трепетом ловит первый лепет своего младенца, так Бог Отец внимает каждому слову ищущего примирения грешника. Молитва непременно входит в жизнь реабилитанта на приходе.
Пост пугает только тех, кто никогда в своей жизни не постился, но те, кто ограничил себя в питании согласно церковному уставу, взамен неожиданно приобрели большую полноту жизни. Пост – один из основных инструментов духовного совершенствования. Посредством ограничения себя в пище, так же, как и вкушением пищи с молитвой благодарения, человек питает свою душу и выстраивает благословенные отношения с Богом. Соблюдение постов обычно легко дается реабилитантам, поскольку в этот период их жизни все окружающие постятся, труднее дается верное понимание поста, но если приходит и оно, то пост будет сопровождать их во всю оставшуюся жизнь.
В период жизни при храме у человека появляется счастливая возможность доверить себя руководству духовника, с которым у него иногда складываются настолько глубокие доверительные отношения, которых у человека прежде никогда ни с кем не было. Не всегда так получается, даже не особенно часто, но и одно участливое и сострадательное внимание человека, имеющего некоторый опыт духовной жизни, могущего дать спасительный совет и ответить на трудный жизненный вопрос, дорого ценится людьми. Если духовнику удастся расположить к себе реабилитанта, если тот откроет духовнику доступ в свою душу и убедится в опытности духовного руководителя, то последний получает возможность успешно лечить душу подопечного от всякой страсти, в том числе и от наркотической зависимости. Православное предание хранит богатейший опыт борьбы со страстями.
«Сущность религии есть таинства» (А. Ф. Лосев «Диалектика мифа»). Главная привилегия каждого члена церкви — возможность участия в таинствах. Наркозависимый не лишен этой возможности. Доступ к прочим таинствам человек получает через таинство покаяния, а если он прежде не был крещен, то через таинство крещения. Центральным из таинств является Евхаристия. После посильного приготовления допускаются к ней на общих основаниях и бывшие наркоманы. Посредством таинств Бог приготовляет людей к вечной жизни, попутно исцеляя их от увечий, причиненных грехом. Надо ли констатировать очевидное: нет такой раны, которую Творец не может уврачевать.
Добавим, к данному основному перечню, чтение бывшими наркозависимыми духовной литературы, слушание ими проповедей и бесед на духовные темы, постоянное общение с братией монастыря или служителями храма, совместную с ними жизнь или жизнь в ближайшем от них соседстве. Многие из занимающихся реабилитацией монастырей или приходов могут пополнить этот далеко не полный список.
Что происходит в душе реабилитанта, когда он встречается со всем перечисленным? Предоставим слово одному из них: «Самое большое открытие, что есть другой мир – духовный, другие интересы, другой круг общения. Раньше это было далеко и нереально. Мне казалось, что это полумиф. Я чувствовал свое превосходство пред такими людьми, а теперь понял, насколько они превосходят меня. Мне это тяжело далось: изменение стереотипов». Вместе с изменением стереотипов, изменением взгляда на окружающий мир и на себя, по мере радикального перестроения мировоззрения, у этих молодых людей рождается потребность задать главные вопросы бытия, в первую очередь вопрос о смысле и цели собственной жизни. «Все большее и большее число людей уже не видят смысла в жизни. Когда молодые люди, у которых едва открылись глаза к осознанию данной им жизни, впадают в отчаяние от видения царящего в мире абсурда, тогда печалится сердце глубоко. … Итак, одной из самых важных проблем становится открытие подлинного смысла нашего явления в мир». (Архим. Софроний (Сахаров) «Письма»). Обретение главных смыслов бытия, происходящее во время жизни при храме, крайне важно для освобождения от наркотической зависимости. Приведем свидетельство известного психолога В. Франкла: «Если верить Стэнли Криппнеру, 100 процентов случаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла: на вопрос, все ли представляется им бессмысленным, 100 процентов наркоманов отвечали утвердительно. … И здесь понятно, почему Фрейзеру, возглавляющему в Калифорнии центр реабилитации наркоманов и применившему там логотерапию (с помощью которой пациенты обретали смысл – и. М.), удалось добиться 40-процентного излечения по сравнению с 11 процентами в среднем при традиционных методах лечения». Настал момент вспомнить отложенный до времени вопрос о доверии и ответить на него встречным вопросом. Если осмысление жизни способно повысить выход в ремиссию до 40 процентов, то насколько еще должен возрасти этот процент, когда в процесс реабилитации включаются трудовые послушания, молитва, пост, духовное руководство и церковные таинства? Цифры о выходе в ремиссию, приводимые церковными центрами реабилитации, заслуживают доверия, накопленный ими опыт – изучения.
Итак, основным деятелем в православной реабилитации является Творец, Промыслитель и Спаситель мира. Первая и главная задача для остальных участников реабилитационного процесса – дать возможность Богу властно и могущественно вмешаться в ситуацию. Что может «обессилить» Бога, стать препятствием для Его любви, желающей исцеления юного создания от наркотической зависимости? «Сила любви велика и победоносна, но не до конца. В человеческом бытии есть некая область, где даже любви положен предел, где даже она не достигает полноты власти. Что же это такое? Свобода». (Архим. Софроний (Сахаров) «Старец Силуан»). Бог полновластно займется врачеванием души страждущего человека только при неизменном согласии последнего на то, чтобы Спаситель вошел в его жизнь. При этом необходимо, чтобы человек благоразумно выстраивал свои отношения с Богом. В Евангелии примеры спасительного обращения к Христу показывают кровоточивая женщина, хананеянка, мытарь, благоразумный разбойник. Поэтому вторая, и не менее важная задача организаторов реабилитации – помочь наркозависимому верно поставить себя перед Богом. Но в отношении любого христианина духовики решают эту же задачу. В чем же тогда заключается особенность и сложность решения данной задачи для ситуации с наркозависимыми?
Необходимо ясно понять, что в церковной ограде наркоман – пришелец из антимира: из антихристианского мира. Если это и преувеличение, то совсем незначительное. Его отделяет от церковной паствы совсем другой жизненный опыт, иная, перевернутая система ценностей, иное видение мира и понимание царящих в обществе законов, иные цели и стремления ведут его по жизни. В духовном пространстве молодежной субкультуры он впитал иную «догматику», где-то подспудно, а где-то и откровенно – антихристианскую. Несмотря на юные годы, многие из них уже достигли совершенства в умении лгать, стяжали ведение изощренного разврата, криминал стал неразлучным спутником их жизни. Для них характерно равнодушное отношение к страданиям самых близких и родных людей, но они моментально определят в ближнем сочувствие к себе и попытаются «обналичить» это доброе расположение. И то, что они пришли в церковь, не должно вводить в заблуждение: привело их сюда совсем не богоискательство, вовсе не раскаяние о множестве совершенных преступлений. Для большинства из них стремление в церковь, это не стремление «к», это бегство «от». Бегство от всей совокупности хаоса и разрушения, которые наркоман стремительно распространяет вокруг себя, и от которых первый же страдает. Бегство от смерти, которая уже открыла на него сезон охоты (продолжительность жизни наркомана от начала наркотизации до трагической развязки составляет в среднем только 5 – 7 лет). Когда приходит адекватное понимание реальности относительно наркозависимых, тогда попытки быстро объясниться с наркоманом на словах и с помощью набора из нескольких спасительных советов вывести его из беды — выглядят крайне наивными. Нет простого универсального алгоритма для установления продуктивного общения с человеком, порабощенным наркотику. «Мы все говорим «на разных языках». Почему на разных? Да потому, что за каждым нашим словом скрыты вся наша жизнь, весь наш опыт». (Архим. Софроний (Сахаров) «Письма»).
Но для принятия крайне пессимистических выводов тоже нет основания. Пришедший за помощью наркоман осознал, наконец, что попал в беду, и напряженно ищет выхода. Он готов слушать, хотя при этом еще не способен понимать. Он согласен с тезисом, что надо что-то коренным образом менять, хотя не знает доподлинно, что именно, и каких это может потребовать от него усилий и жертв. Он дает небольшой кредит доверия служителю Бога, поскольку у него нет иного выбора. Все это создает возможность для встречи, которая должна иметь продолжение. Первая жертва, которую наркоман должен принести ради обретения свободы от власти наркотика над собой, это дать согласие покинуть среду своего обитания, на время прекратить общение с родными и знакомыми, поселиться в православном реабилитационном центре, согласившись соблюдать принятые там правила. Многие соглашаются «рискнуть». На основании небольшого опыта, который реабилитант приобретет при соприкосновении с новым для него церковным миром, (при сведении в этот же период к минимуму влияния прежнего), можно будет попытаться определиться с ним относительно некоторых жизненно важных вещей, конструктивно «проговорить» его проблему, благодаря возникающему взаимопониманию, указать путь религиозного исхода из наркотического рабства. Опыт свидетельствует, что такой подход приносит добрые плоды. Через некоторое время при работе с ним в этом направлении, для пациента открывается возможность осмысленного отношения к каждой из составляющих церковной реабилитации, он начинает догадываться, какую переоценку ценностей предлагают произвести ему. Все ли соглашаются сменить жизненные ориентиры? Конечно, нет. У многих интереса к религиозной жизни не возникает, но, по крайней мере, они получают понятие о том, в чем она заключается. Может быть, они будут призваны Господом позднее.
Кто в православной церкви занимается реабилитацией наркозависимой молодежи? Каждый православный центр по реабилитации можно отнести к одной из трех групп:
· светские центры – общественные организации, созданные православными мирянами
· занимающиеся реабилитацией приходы и монастыри
· центры реабилитации, объединенные между собой для осуществления системного подхода: начальный этап реабилитации проходит в светском центре, затем пациенты принимаются на приходы или в монастыри.
Кратко отметим особенности каждой из групп, обозначим их слабые и сильные стороны.
Светские центры реабилитации. Любой из них создан группой православных энтузиастов, которые вместе составляют ядро организации. Вокруг них собирается коллектив специалистов — профессионалов, среди которых могут быть медики, наркологи, психологи, социальные работники, специалисты по организации трудового процесса и необходимый обслуживающий персонал. Располагаются такие центры, как в городе, так и вне городов — последнее, очевидно, предпочтительнее. Сотрудники центра выходят на работу по обычному графику, пациенты в их жизнь входят только в пространстве процесса реабилитации, с семьями сотрудников наркозависимые никак не соприкасаются. Вся жизнь в этих организациях выстраивается вокруг пациентов, сотрудники непрестанно их опекают, тем более что оставлять без тщательного контроля такое количество недавно оставившей наркотизацию молодежи (от 10 до 30 человек) не безопасно. Время процесса реабилитации составляет здесь 2 – 3 месяца. На реабилитацию принимаются одновременно как юноши, так и девушки, хотя часть организаций отдает предпочтение раздельной реабилитации. При некоторых светских центрах построены часовни или даже храмы, в которых периодически служит окормляющий центр священник.
В чем видятся плюсы и минусы реабилитации в светских центрах. К плюсам можно отнести немалую пропускную способность таких центров и возможность уделить каждому реабилитанту необходимое количество времени. Положительной оценки заслуживает умение сотрудников общаться с пациентами на доступном для наркозависимых невысоком духовном и культурном уровне, неплохая организация медицинского контроля, возможность культурного, нравственного и религиозного просвещения одновременно значительной группы молодежи. К минусам следует отнести обычно слабую воцерковленность значительной части сотрудников, которые поэтому не могут формировать у реабилитантов ясного представления о религиозной жизни, недостаточное участие, а иногда и отсутствие в реабилитационном процессе православного священника – духовника, редкое совершение церковных таинств на территории реабилитационного центра, или их полное отсутствие.
Монастыри и приходы. В деятельности этих первичных церковных структур реабилитация совсем не занимает центрального места, а является лишь одним из видов их социальной деятельности. Но зато пациенты живут вместе или в ближайшем соседстве со служителями храма или с братией монастыря, наблюдают вблизи всю их жизнь и участвуют в ней. Оптимальным временем реабилитации здесь считается период от 6 до 12 месяцев, иногда даже более длительный. Православные общины предпочитают раздельное прохождение реабилитации для юношей и девушек: так принято на приходах, а тем более в монастырях. Монастыри мужские принимают юношей, женские – девушек. При монастырях пациенты живут иногда вместе с трудниками (работниками), но в основном их предпочитают селить отдельно от трудников и в непосредственном соседстве с монастырем. На приходах реабилитанты живут вместе со служителями храма, в этом случае благоразумие требует, чтобы общее число реабилитантов существенно не превышало количества постоянных жителей прихода. Тех, кто после продолжительной и успешной реабилитации выбрал для себя жизнь при храме, следует рассматривать, как служителей, а не как «вечных» пациентов.
В чем плюсы и минусы реабилитации при приходах и монастырях. К очевидным плюсам относится возможность полноценного участия пациентов в богослужениях, в таинствах, возможность пользоваться духовным окормлением опытного духовника. Не менее важно для реабилитантов соприкосновение с повседневной жизнью большой общины церковных людей, весь уклад которой резко контрастирует с тем, что они наблюдали в своей прежней жизни. Через это для них открывается возможность интенсивного опытного освоения этого иного бытия в мире. К минусам можно отнести ослабление контроля за реабилитантами, необходимость для них проявления собственной активности для продвижения в религиозной жизни, к чему многие из них совсем не готовы. Следует отметить еще малую пропускную способность приходов и монастырей, поскольку сроки реабилитации значительны, а количество пациентов, одновременно проживающих при монастыре, и тем более на приходе, не велико. Неоправданное увеличение числа реабилитантов сразу резко снижает их выход в устойчивую ремиссию, поскольку при большой скученности и недостаточном контроле наркозависимые пациенты вместо стремления войти в церковную жизнь, устремляются к воспроизведению при храме реалий молодежной субкультуры. Дело может принять такой оборот, что приход вынужден будет на время оставить деятельность по спасению наркоманов и обратиться к спасению своей приходской жизни. В деле реабилитации надо трезво оценивать свои силы и возможности. Но самая большая сложность состоит в ином. Если наркоман попадает из мира сразу на приход или в монастырь, то он не может понять религиозной жизни, не может правильно войти в нее, а у служителей Бога не хватает ни достаточного времени, ни необходимого опыта, чтобы помочь ему сделать первые верные шаги на пути к духовной жизни. Все, что человек не понимает, для него тяжело. В результате возникает взаимное отторжение и обида. Случается, что наркозависимый заканчивает свое проживание при храме таким поступком, после которого служители уже побаиваются приютить другого подобного. Но все может пройти вполне благополучно, если на приходе есть успешно прошедшие реабилитацию пациенты: они помогут новичку совершить переход из одного мира в другой и советом, и примером. Нельзя не заметить, что образуется заколдованный круг: чтобы положить при храме начало результативной реабилитации наркозависимых, надо, чтобы при нем уже были благополучные реабилитанты. Прорвать этот круг может особое содействие благодати Божией. Можно попытаться обойти эту сложность и другим путем. Автору известен настоятель прихода, который первоначально дал согласие на продолжение реабилитации у себя шестерых «выпускников» светского православного реабилитационного центра, а потом, воспользовавшись их помощью, начал принимать пациентов непосредственно из мира. Так у него установилась добрая преемственность в этой деятельности, которую он продолжает до сих пор.
Остается рассмотреть системный подход к реабилитации, когда начальный ее этап проходит в светском центре, затем пожелавшие того «выпускники» принимаются на приходы или в монастыри. Когда заканчивается первый этап, сотрудники светского центра рекомендуют тем, у кого проснулось неложное стремление к религиозной жизни, продолжить воцерковление в приходской общине или при братстве монастыря. Тех, у кого первый интерес к церкви угас за время светской реабилитации, готовят к возвращению в мир. Один светский православный центр может взаимодействовать одновременно с несколькими монастырями и приходами, поскольку у него более значительная пропускная способность. Такой системный подход позволяет свести почти на нет слабые стороны обеих, прежде рассмотренных, подходов к реабилитации. Сотрудники светской организации, занимающиеся распределением «выпускников», хорошо знают особенности каждой входящей в систему церковной структуры, присмотрелись и к особенностям каждого из своих питомцев, потому стараются направить каждого из них в наиболее подходящее для данного пациента место. В некоторых случаях, если первое распределение не оказывается удачным, можно договориться о перемещении реабилитанта на другой входящий в сеть приход или в монастырь. Автор статьи имел возможность включиться в реабилитацию именно по этой схеме с самого начала. Думается, что подобный системный подход имеет значительные преимущества перед двумя остальными, поскольку позволяет дополнительно укрепить сильные их стороны и вместе нейтрализовать слабые.
На этом можно закончить краткий обзор особенностей православной реабилитации наркозависимых. Церковь не должна отказывать в помощи тем, кто просит ее содействия в освобождении от наркотического плена, и не в праве навязывать свою помощь тем, кто против ее вмешательства. Опыт, накопленный православными реабилитационными центрами, как светскими, так и церковными, должен быть проанализирован и предложен вниманию служителей церкви, сталкивающихся с этой проблемой. Последнее слово в данной статье оставим пациенту, который начал свою реабилитацию на «Мельнице» — реабилитационном центре под Санкт-Петербургом, а продолжает на одном из православных приходов:
««Мельница» — это вектор. Закладываются начатки. Там проходит отрыв от наркотиков. Переломный момент происходит за эти три месяца, но этого мало. Там только показывают направление, а приход может дать силы, потому что полностью осознаешь все только на приходе. Разные функции у «Мельницы» и у прихода. Отношение к духовному миру надо менять. Все время я был неверующий, вернее как все, т. е. считал, что есть какая-то сила. Теперь для меня духовный мир — это ходить в храм, стараться соблюдать заповеди, хотя бы как можно меньше грешить. Надо начать с малого и постепенно себя загружать. Поменяется круг знакомых, образ жизни, и из этого все вытекает. Сейчас я не готов. Мне нужен внутренний стержень. Пока его нет, но я надеюсь и работаю над тем, чтобы он появился, поэтому здесь, на приходе, и нахожусь».
Следующая > |
Для кого открыты бесплатные реабилитационные центры?
Прежде всего такие центры ориентированы на тех, кто может не полностью оплачивать реабилитационный курс или не может делать этого вообще. Поэтому часто : в группе могут присутствовать люди, которые вносят минимальную оплату за свою реабилитацию, а чтобы покрыть расходы, «дорабатывают» на трудотерапии, а кто-то не платит вообще, но чаще вынужден посещать работу. В любом случае, каждый трудится на свое выздоровление как может, оплачивая комфортное проживание, полезную пищу, работу психологов и врачей.
Бесплатная реабилитация – отличный выход для тех, кто «хочет, но не может». Именно для этих людей и существуют реабилитационные центры, так как требуют от участника еще и высокий уровень личной мотивации на выздоровление. Не каждый сможет работать, чтобы оплачивать свою реабилитацию, при этом регулярно прорабатывая со специалистом и в группах свои личные психологические проблемы.
Общие положения реабилитационных программ
Алкоголизм, наркомания и другие виды патологических зависимостей являются первыми признаками, характеризующими духовно-нравственное падение общества. У зависимого человека меняется мировоззрение, семья и труд такими людьми уже не принимаются как традиционные устои. Грех и культ наркотиков становятся нормой жизни.
В «Основах социальной концепции РПЦ» отмечается, что, теряя духовную опору, человек на ее место ставит идеологию потребительства, легко попадая в капкан наркотической и алкогольной зависимости.
Церковь протягивает руку зависимым, предлагая преодолеть порок. Реабилитационные программы предусматривают психологическую поддержку, закладывая духовный стержень как наркозависимым, так и их близкому окружению.
Современная жизнь уже давно показала, что медицина может хорошо поддержать истощенный организм наркомана, но она не в состоянии изменить самое главное — глубинные духовные раны, лежащие в основе психического кризиса страждущего.
В основе православных программ заложены знания христианской психологии, медицины, образцы жизни святых отцов и духовный опыт трезвого восприятия жизни. Сегодня, в сравнении с медпрограммами и группами самопомощи, именно реабилитационные центры при храмах и монастырях дают самые плодотворные результаты. Еще одной составляющей православных центров является слияние Божественной помощи с человеческой волей.
Как попасть на реабилитацию бесплатно?
Любая заявка на лечение наркомании или алкоголизма требует индивидуального рассмотрения специалистами, особенно если у человека нет возможности оплачивать свое лечение. После консультации с зависимым или его родственником наши специалисты смогут сказать, какой именно центр и какая программа подойдет лучше в данном случае и даст максимальный результат. Так что для того, чтобы попасть на бесплатную реабилитацию, достаточно позвонить нам на горячую линию и заявить об этом, вас сразу же проконсультируют и найдут подходящий бесплатный центр, в котором уже в течение нескольких дней можно будет начать новую жизнь: без наркотиков и алкоголя.
Спасо-Преображенский центр
Осуществляет реабилитацию зависимых по трем основным направлениям: духовное, психолого-терапевтическое и социальное. Проводятся постоянные встречи с духовенством, участие в жизни Церкви и богослужениях.
Реабилитация стационарная.
Адрес: г. Ставрополь, Школьный переулок, 12
Телефон
Областная общественная организация «Ростов без наркотиков»
Основана в 2007 году, на сегодняшний день существует при Ростовской-на-Дону епархии, Ставропольской и Невинномысской епархии.
Методы реабилитации наркозависимых
Лечение наркомании и последующая реабилитация наркозависимых проходят эффективно при поэтапной терапии.
К позитивным результатам приводит только комплекс мер, состоящий из медикаментозного лечения, психологической работы с пациентом и социальной адаптации.
Результативное лечение можно получить в специализированном закрытом заведении, так как наркозависимые люди обладают минимальной способностью самоконтроля. Даже если человек принял решение отказаться от наркотиков, вскоре после начала лечения он может опять начать их поиск.
Реабилитация наркозависимых в Центре Здоровой молодежи в Москве – этап лечения, к которому переходят после того, как из организма человека выведены наркотические вещества.
Программа реабилитации наркозависимых задействует различные методики. Главное при этом – желание пациента избавиться от наркозависимости. Если желания прекратить принимать наркотики нет, бесполезной будет любая терапия.
Как проходит лечение зависимости:
- МОТИВАЦИЯ Рекомендации психолога Выезд специалиста Гарантия результата
- ДЕТОКСИКАЦИЯ Выезд на дом (в стационаре) Очищение организма Диагностика психиатра
- РЕАБИЛИТАЦИЯ Социальная программа Стандартная программа Индивидуальная программа
- СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Возможность трудоустройства Обучение профессиям Амбулаторное сопровождение
- ПОДДЕРЖКА РОДСТВЕННИКОВ Группы взаимопомощи Вебинары (онлайн) Индивидуальные консультации
Общество трезвости «Трезвение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадского
Основано в 2014 году при отделе социального служения и благотворительности Калининградской епархии. Духовник – иерей Сергий Василевский.
Реабилитация амбулаторная. Стационарная проводится общиной святого праведного Иоанна Русского
для бездомных в п.Холмогорье Правдинского района. Руководитель — Дубровин Артур.
Адрес: г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, дом 23
Телефон
Благотворительный фонд «Диакония»
Два реабилитационных и «Сологубовка» открыты в 1995 и 2012 годах на базе православных приходов. Руководитель программы реабилитации – иерей Алексей Жигалов.
Реабилитация стационарная.
Основные направления: психотерапевтические и воспитательные методики, основы православной веры, трудовые послушания на территории центров.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки дом 1, помещение 248
Телефон
Этапы программы реабилитации наркозависимых
Программа реабилитации наркозависимых может включать следующие этапы:
- Психотерапия. Очень важный обязательный этап лечения. Психологи, работая с пациентом, уделяют внимание развитию навыков самоанализа, самоконтроля, укреплению воли, дают установку на активное выздоровление и мотивацию на возвращение к полноценной жизни.
- Трудотерапия. Составная часть восстановительного лечения, целью которой является восстановление функций пораженных органов и организма в целом, повышение тонуса организма.
- Рефлексотерапия. Эта методика помогает при тяжелых формах физической зависимости.
- Отдых и общение в коллективе. Пациенты ЦЗМ немало времени проводят в коллективе, посещая культурные мероприятия, выставки, играя в спортивные игры. Общение с людьми, переживающими схожую ситуацию, способствует укреплению желания вернуться к нормальной жизни, и последующая социальная реабилитация наркоманов проходит более легко.
Применяемые в комплексе методы реабилитации наркомании приводят к стойкой ремиссии, но не могут обещать 100% результата.
Общие положения по реабилитации
Православная церковь считает, что наркомания – это причина отсутствия веры в Господа. Поэтому каждый некоммерческий православный реабилитационный центр ставит перед собой задачу воспитания наркозависимых воспитанников на основе привычных для нашей страны духовных, а также культурных ценностей. Общение в таких центрах строится так, как оно строится в большой многодетной семье. Главой выступает священник, которого все слушаются и который следит за выполнением своих поручений. Священнику помогает его жена — матушка. Она демонстрирует послушание и покладистость.
Монастыри приюты для наркоманов всегда имеют волонтеров, которые служат образцом для недавно прибывших реабилитантов. Волонтерами являются лица, у которых наблюдается трехлетняя или пятилетняя стойкая ремиссия. Недавно прибывшие лица – это «младшие братья», которым волонтеры пытаются помочь словом, делом и своим примером.
Бесплатное лечение от наркомании при монастырях является полезным мероприятием, благодаря которому у многих отказавшихся от наркотиков лиц вырабатывается любовь к ближнему, уважение к родным и близким, желание создать семью. Некоторые становятся верующими людьми и глубоко раскаиваются в пристрастии к наркотикам. Церковные центры реабилитации обычно подразумевают 9-месячную реабилитационную программу.
Инструменты реабилитационного процесса
Жизнь после реабилитации: адаптация бывших наркоманов к жизни в обществе
Социальная реабилитация наркозависимых – заключительный этап лечения, когда бывший наркоман покидает специализированное заведение и возвращается к жизни в социуме. Для человека, который только бросил принимать наркотики, это сложный шаг, на котором необходима поддержка со стороны близких людей и специалистов.
Нередко бывший наркоман стыдится своего прошлого, общение с людьми вызывает трудности. В это нелегкое время стоит помнить, что есть люди, которые всегда поддержат и помогут советом.
В нашем центре применяются методы реабилитации наркомании, которые доказали свою эффективность. Если вы заметили в поведении близкого человека странности, обнаружили, что он попал в беду, незамедлительно обращайтесь к специалистам. Наркомания – недуг, с которым нельзя медлить. Цены на лечение вы можете узнать, позвонив по телефонам, указанным на сайте.
Что делать после реабилитации?
- Обучение профессиям
Это комплекс образовательных программ для алко- и наркозависимых с дальнейшей социализацией и трудоустройством. Подробнее - Трудоустройство
После обучения реабилитант может остаться работе как в центре, так и в других организациях не связанных с лечением и реабилитацией. Подробнее
Из каких компонентов складывается реабилитационная спецпрограмма?
Реабилитационная программа состоит из 4 компонентов. Это:
- Коррекционно-педагогическая составляющая. В данном случае подразумевается работа специалиста с наркозависимыми лицами для устранения недостатков мышления. Этот компонент подразумевает выработку у бывшего наркомана ответственности, любви к ближнему, трудолюбия, сопереживания и духовности. Благодаря «терапии окружающей средой», наркозависимые лица отходят от пагубных поведенческих стереотипов.
- Образовательный компонент. В православных реабилитационных центрах имеются библиотеки, которые содержат специфическую литературу. Ее задача – расширить кругозор реабилитанта, разбудить в нем стремление творчески мыслить. Много книг в библиотеке отражают православный взгляд на наркозависимость. Образовательный компонент подразумевает также написание реабилитантами поучительных рефератов. Темы воспитанники подбирают самостоятельным образом. Написанные рефераты проговариваются вслух для того, чтобы реабилитант лучше усвоил материал, который он описал в своем реферате.
- Социально-терапевтическая составляющая. Здесь подразумеваются трудовые послушания, которые выполняются коллективно. Молодые люди занимаются уходом за домашним скотом, стирают одежду, готовят еду и убирают территорию. В такой среде реабилитант быстрее восстанавливается. Труд – это не самоцель. Работу реабилитантам предлагают для того, чтобы они вспомнили о полезной привычке системной работы и смогли в будущем без проблем трудоустроиться.
- Духовно-психологическая составляющая. Священники молодым людям объясняют, что культ приема наркотиков – это демонический ритуал. Священнослужители пытаются донести своим подопечным, что пристрастие к наркотикам – это грех, за который после смерти Бог отправит душу в ад.
Программа лечения наркотической зависимости от Центра Здоровой Молодежи
Современная программа лечения наркомании в Центре Здоровой Молодежи успешно реализуется в Москве, Ростове, Краснодаре многих других городах РФ и зарубежных странах. Эффективное лечение больных наркоманией является приоритетом и главной специализацией данного учреждения.
Предлагаемая программа предусматривает прохождение двух основных стадий: детоксикацию и курс реабилитации.
На первом этапе из организма больного полностью выводятся токсические вещества. Абстинентный синдром снимается передовыми биологическими методами, без причинения физических страданий.
Реабилитационный курс лечения наркомании предполагает реализацию психологических методик, которые обеспечивают устойчивую ремиссию на протяжении долгих лет.
Программа лечения наркомании во многих клиниках осуществляется без реабилитационного периода, поэтому эффект от терапии длится недолго.
После детоксикации больного просто выписывают из клиники, не заботясь о его психологическом состоянии. В большинстве случаев это приводит к возвращению старой привычки уже на второй день после очищения организма. Подобные предложения появляются каждый день, но в действительности это зря потраченные деньги.
Качественное избавление от пагубной зависимости возможно лишь при активной работе с наркозависимыми на стадии реабилитации. Это сложный труд, который осуществляется высокими профессионалами с большим опытом работы.
- Не можете уговорить на лечение ?
- Поможем с мотивацией на лечение. Как правило близким людям сложно уговорить или заставить зависимого лечиться. Мировыми специалистами разработаны ЭФФЕКТИВНЫЕ схемы мотивации, пользуясь которыми, можно привести зависимого к решению обратиться за помощью. 8
Волонтерские организации
Лечение в клинике опирается, прежде всего, на социальный и психологический аспекты. Оно проходит в два этапа:
- Уменьшение роли спиртного в жизни, мотивация на отказ от него.
- Формирование эффективной системы ценностей и убеждений.
Адрес: Московская область, Раменский район, поселок Ильинский, ул. Октябрьская, телефоны,
Реабилитационный центр для наркозависимых и алкоголиков «Возрождение»
Центр действует на базе Благотворительного фонда Центр экстренной поддержки «Возрождение». Настораживает, что в клинике не применяют ни один медикаментозный способ лечения. Его основа — духовное изменение человека. Кроме того зависимым восстанавливают навыки труда и обучают их некоторым несложным профессиям.
Адрес: Калужская область, Дзержинский район, д. Кожухово, телефоны,
«Новая жизнь»
Центр осуществляет полностью бесплатную социальную реабилитацию для алкоголиков и наркоманов. Он создан в 1995 году и существует на деньги благотворителей. По собственным данным клиники, 59,1% лечившихся не возвращаются к зависимости.
Программа включает в себя три этапа:
- анонимные консультации с целью мотивирования на прохождения курса реабилитации и отказа от употребления наркотиков, алкоголя;
- 12 месяцев реабилитации и 6 месяцев стажировки в условиях стационара в Кингисеппском районе Ленинградской области
- 4 месяца адаптации в Санкт-Петербурге.
Адрес: Санкт-Петербург, метро «Удельная», ул. Дрезденская д. 5, вход со двора, телефон
Добровольное восстанавливающее сообщество «Гражданский вызов»
Заведение оказывает помощь больным в Москве и области. Основной упор при лечении делается не только на очищение организма, но и на преодоление тяги к спиртному, а также восстановление физических сил и морального облика.
Адрес: Москва, Ферганский проезд, д. 7, корп. 5, телефоны: 8 (800) 100-89-83,,
Особенности лечения наркомании по нашей программе
Специалисты Центра Здоровья Молодежи делают все возможное, чтобы больной обрел уверенность в своих силах и открыл для себя новые ориентиры, которые помогут вернуться в нормальный социум. Клиника успешно внедряет следующие методы лечения наркомании:
- духовное развитие личности;
- равный равному;
- терапевтические сообщества;
- 12 шагов.
Основной упор делает на программу 12 шагов, которая предполагает прохождения через три базисных этапа.
- медикаментозное лечение
- реабилитация
- возвращение пациента в общество (ресоциализация)
Каждый этап лечения наркомании имеет свои особенности и проходит с учетом индивидуальных особенностей больного. Клиника готова взяться за самые сложные случаи наркозависимости.
Новых пациентов при поступлении осматривают несколько узко профилированных специалистов, в том числе терапевт и нарколог. Стадия реабилитации наступает сразу после снятия ломки.
Психотерапевт проводит с каждым больным индивидуальную работу. При этом одновременно назначаются групповые занятия, на которых быстро выявляют психологические причины зависимости. На этой стадии специалист помогает устранить комплексы и разрешить внутренние конфликты.
Преимущества лечения наркотической зависимости в нашем центре
Все этапы лечения наркомании проходят под полным контролем высококвалифицированных специалистов. К другим достоинствам клиники нужно отнести реализацию программы ресоциализации, которая предполагает плавное возвращение пациенты в нормальную среду.
Этот переходит длиться от шести месяцев и больше. Для реализации этого этапа больных размещают по квартирам, которые расположены рядом с реабилитационным центром.
Участникам программы помогают освоить новую профессию. Девушкам предлагается попробовать себя в деле стилиста-парикмахера, специалиста по маникюру/педикюру. Кроме того, больным можно освоить искусство фотографии, веб-дизайн и прочие специальности.
Статистика обратившихся в «ЦЗМ» с 2004 по 2021г:
- 6961 чел.общее количество
- 754 чел.в данный момент проходят программу
- 2240 чел.всего в ремиссии
- 297 чел.образовано и восстановлено семейных пар
- 215 чел.рождено детей