История блудного сына в творчестве Рембрандта
Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.
Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.
1633 год «Автопортрет с Саскией»
Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную.
Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Был ли это намек зрителю, что за все в жизни придется платить или просто композиция картины требовала пятна в углу. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. Однако его не поняли. Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков.
В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца.
Контекст
«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.
Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.
«Пир Валтасара», 1635. (Лондонская национальная галерея)
В театре
Переносить библейский сюжет на театральную сцену также начали еще в Средневековье, одна из первых русских пьес, написанных по евангельскому сюжету, принадлежит Симеону Полоцкому. В XVII веке он написал «Комидии притчи о Блуднем сыне», которая почти полностью повторяет сюжет, а через несколько лет — «Комидию о Навуходоносори-царе», — драматургическую переработку того же сюжета.
Яркий пример использования сюжета евангельской притчи — балет «Блудный сын» Прокофьева. В работе над балетом были задействованы величайшие культурные деятели: идея пришла Сергею Дягилеву, музыку написал Сергей Прокофьев, в то время живущий на Западе, постановкой спектакля занялся Джордж Баланчин, главную партию исполнил Сергей Лифарь (на фото). «Блудный сын» — шедевр, премьера которого имела оглушительный успех, а в дальнейшем балет вошел в ряд мировой балетной классики.
В 2012 году в Московском драматическом театре им. Рубена Симонова прошла премьера постановки «Блудный сын (Франсуа Вийон)». Сюжет описывает историю жизни средневекового поэта Франсуа Вийона, который, бросив отчий дом в юном возрасте, отправился в путешествие по стране, кутя, сочиняя стихи и попадая в ситуации, которые впоследствии привели к его гибели.
В кино
Фильм «Солярис» Андрея Тарковского неоднозначен и многослоен и, несмотря на, в общем-то, несложный сюжет, разобраться в хитросплетениях философских задумок автора, чрезвычайно сложно. И еще сложнее тем, кто перед просмотром прочитал одноименный роман Станислава Лема. А потому «выцепить» и заметить здесь библейский сюжет с первого раза кажется невозможным. Однако он есть, мало того, весь фильм, кажется, и построен на его основе — зритель убеждается в этом в самом конце, когда в последнем кадре герои создают композицию, похожую на вышеупомянутое произведение Рембрандта. И тогда все встает на свои места: космические путешествия, «гости», возвращение на Землю — все это создает законченную картину.
Донатас Банионис в фильме «Солярис». 1972 год.
Тему евангельского сюжета о блудном сыне использовали во все времена, и каждый раз вдохновляла на создание шедевров и переосмысление поступков, слов и помыслов. Актуальна она и сейчас — в погоне за карьерой, деньгами, славой, очень легко забыть о близких. Эти же произведения, будь то картины, пьесы или литературные труды, напоминают о важности отношений, преданности и уважения к окружающим и близким людям.
Греческая икона «Возвращение блудного сына»
Возвращение сына, промотавшего наследство отца в кружении жизни, одна из самых главных и трогательных притч христианства. Некоторые утверждают, что православие вообще начинается с понимания притчи о блудном сыне, являясь своего рода лакмусовой бумажкой.
Притча рассказывает о том, как жили в одной далекой стране два брата. Однажды младший брат, возжелавший свободы и самостоятельности, попросил у Отца свою часть имущества, которая ему была положена после смерти Родителя.
Отец мог ему ничего не давать, потому что еще был жив, а делить имущество еще при своей жизни означало согласиться, что Он уже мертв. Но Отец не удерживает сына, дает ему наследство и сын уходит из родительского дома.
Молодость, желание счастья, буйство крови быстро сделали свое дело – он промотал все свое наследство, оставшись в чужой стране один, без куска хлеба и крова над головой. К тому же в той далекой стороне начался голод. Чтобы как-то протянуть и не умереть с голоду, он устраивается свинопасом. Более позорного дела для иудея трудно придумать.
Наемного работника кормили плохо, и он стал от нужды питаться вместе со свиньями остававшимися после их трапезы рожками. Пожив так, натерпевшись от хозяина и жизни, он вспомнил свой дом, Отца, у которого даже наемники не жили так, как он сейчас. И решил возвратиться в свой дом.
И.Босх Внешние створки триптиха «Воз сена»
Решение о возвращении было мучительным, он ничего не хотел, только чтобы Отец помиловал, простил и принял его хотя бы в качестве простого работника. Грязного, оборванного, нищего и голодного его встречает на пороге родного дома Отец, радуясь возвращению своего блудного сына.
Отец не упрекает и даже слышать не хочет о том, чтобы сделать сына наемником. Он радуется, что после стольких лет сын, которого уже считал умершим, вернулся, оказался живым.
Лучшие одежды, лучшая обувь, лучшая трапеза из откормленного теленка и прощение! Музыка, радость, отцовская любовь, родные стены вновь окружают сына. Он прощен и принят Отцом в милости и любви.
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Но все ли так обрадовались возвращению блудника? Старший сын и брат блудного сына, услышав новость о возвращении, в честь чего устроен такой пир и веселье, очень разгневался, разгневался до такой степени, что даже отказывался входить в дом.
Его логика была совсем другой, чем отцовская. И здесь — момент истины. Вот где развилка — в отношении к возвращению блудника и великого грешника. Каждый может спросить, а как бы он повел себя в этой ситуации? Не на словах, а на самом деле.
На словах, зная «правильный» ответ в Евангелии, как в учебнике, каждый теоретически ответит, с кем он. Но вот случись на деле отнестись милостиво к грешнику и куда деваются благодушие и любовь.
У моей давней знакомой до сих пор притча не укладывается в голове. И сегодня мы вновь с ней начали обсуждать ее, и она вновь не понимает и говорит, что наше время — совсем другое и она на стороне старшего брата-труженика.
Возвращение блудного сына. XIX век.
Впрочем, два года назад в церковной жизни случилось то, что разделило православных на ягнят и козлищ. Кто был на какой стороне, тот и сейчас на той же: кто с грешниками, а кто с праведниками. И та моя знакомая, воцерковленная и верная прихожанка, тоже была отнюдь не на стороне блудника.
В фарисейской логике грешник не может быть прощен, никогда в его голове не укладывается, что тот, кто все отцовское наследство, которого он не зарабатывал, а просто им воспользовался, оставил в пивных, проиграл в карты, пропил с сомнительными друзьями и прокутил с девицами легкого поведения, вдруг принимается Отцом так щедро, можно сказать по-царски.
Греческая икона «Возвращение блудного сына»
И встречает вместо осуждения – прощение, вместо наказания – любовь, вместо злорадства («Ага, вернулся, нагулялся!») — радость. Как же так? В то время как он в поте лица «служил» у Отца, исполняя все его приказания (тут следует список заслуг), этот проматывал отцовское богатство.
Обида, гордыня, злоба переполняют его: ведь для него Отец ни разу не устраивал пир, никогда не приглашал его друзей, никогда не заколол, не то что откормленного тельца, даже козленка! А здесь – на тебе! И пир, и лучшая одежда, и друзья, и пение, и музыка, и радость.
И в честь кого!? В честь того, кого он давно перестал считать своим братом, того, кто захотел жить своим умом, ушел из дома и все промотал?!
В связи с этим мне приходит на ум история с Шарлем Бодлером, который получив большое отцовское наследство, как блудный сын стал тратить его на модную и богатую одежду, дорогие сигары, рестораны, наркотики, женщин.
И чем дело кончилось? Его родная мать обратилась в суд, чтобы над Бодлером было установлено опекунство во избежание растраты наследства. Суд был на ее стороне. Бодлер всю жизнь потом нищенствовал, но мать так и не вернула ему право распоряжаться собственным наследством. Так на деле поступают «праведники» и защитники закона.
Не нам себя оценивать, какие мы — хорошие или плохие, ибо, как сказано в Библии, высокое у людей, мерзость перед Богом. Но через все Евангелие проходит мысль о противопоставлении «праведников» и грешников, блудников и фарисеев, исполняющих все положенное, только одного не умеющих – любить.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
В литературе
Два литературных труда в жанре повествовательной прозы были написаны во второй половине XVII века — «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне». Оба произведения обращаются к евангельскому сюжету о блудном сыне. В «Горе-Злочастии» главный герой по имени Молодец повторяет путь блудного сына, попадая в «царев кабак», в «Повести о Савве Гудыне» этот сюжет сочетается со сказкой, образуя тем самым витиеватое повествование, примеров которого в те времена не было.
Использовал притчу при построении сюжета своего произведения Александр Сергеевич Пушкин. Сопоставлять его переосмысление евангельского сюжета и саму притчу учат еще в школе, это одна из основных тем при «разборе» повести «Станционный смотритель». Точнее — противопоставлять, ведь в «Станционном смотрителе» этот сюжет показан неожиданно — здесь все наоборот. Вместо обедневшего сына-наследника довольная жизнью боярыня приезжает на похороны обнищавшего отца. Ну а картина «Возвращение блудного сына», висящая на стене в начале повести, играет роль того самого ружья, которое «выстреливает» в конце повествования.
Косвенно этой темы Пушкин касается и в других своих произведениях — повести «Капитанская дочка» и неоконченных «Записках молодого человека».
Красная гора в Оренбургской области — место, описанное в повести «Капитанская дочка». Фото: www.russianlook.com
Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.
«Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал… догадался… идет мне навстречу… И праздник, и эта невеста… не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.
Всего в двух четверостишиях стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» раскрывается если не сюжет, то мораль евангельской притчи. Блудный сын здесь предстает перед Господом, который спрашивает его: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» Но ответа и финала здесь тоже нет: сын захлебывается сладостными слезами, вместо ответа — безмолвие.