В этом году Северная Осетия празднует 1100-летие крещения Алании (исторической Осетии). Однако православными себя называют около половины жителей республики, а почти треть (29%) населения причисляет себя к традиционной, дохристианской осетинской вере уацдин.
В конце июля член молодежного парламента Северной Осетии Руслан Габараев потребовал православных республики «убраться вон вместе со своими попами и крестами». В ответ архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид заявил, что не допустит возвращения Осетии в «каменный век язычества», а местные православные пожаловались на многолетнюю травлю со стороны «неоязычников».
Что такое религия уацдин, когда она появилась и о чем думают ее адепты, разбирались «Такие дела».
Фото: А. Шапиро / РИА Новости
Северную Осетию — Аланию крестили в 916 и 1754 году
Великое крещение Алании (так в древности называлась Северная Осетия) состоялось в 916 году. Именно тогда Константинопольский Патриарх Николай Мистик учредил Аланскую епархию.
До наших дней дошло три аланских храма, относящихся к IX — Х векам. Это древнейшие христианские храмы, расположенные на территории России. При этом необходимо отметить, что христианство принесло на осетинскую землю письменность.
Северный зеленчукский храм X века. На территории Осетии расположены древнейшие в России христианские храмы
В 4-й четверти XIII века Зихская и Аланская митрополия объединились, что привело к уходу христиан в Сарайскую метрополию.
После того как пала Византия, а Аланское государство разрушилось в результате набегов кочевников, население его практически полностью уничтожили варвары. В результате христианство регрессировало до народного обычая.
1745
в этот год Осетию крестили второй раз
Население Древней Алании состояло не только из христиан, но и мусульман.
Весной 1745 года во главе с архимандритом Пахомием Осетинская русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. В результате Осетия крестилась второй раз.
Новое крещение необходимо рассматривать в качестве акта политической лояльности к России.
Какие еще религии существуют в Осетии
В Южной Осетии нередко можно встретить приверженцев иудаизма. Такая особенность связана с тем, что в данной части государства издавна проживали евреи. До революции 1917 г. в столице Цхинвал существовало около десятка синагог. Сейчас число таких священных мест многократно уменьшилось.
Менее всего в Осетии распространены следующие религии:
- буддизм;
- католицизм;
- протестантизм.
Последние исследования показали, что минимальное количество жителей этой страны (3 %) являются атеистами и не придерживаются никаких религиозных верований. Среди осетин также есть такие, которые верят в Бога, но при этом ничего не исповедуют (1 %).
Долгое время Осетия относилась к юрисдикции Астраханской епархии
С 1602 по 1829 год Северный Кавказ и в том числе Осетия в церковно-административном отношении — это часть Астраханской епархии.
При этом христианство среди кавказских народов стало распространяться только после образования в 1745 году Осетинской духовной комиссии, работавшей в Кизляре и Моздоке.
Епископ Гаий (Георгий Такаов). Епископ возглавлял в 1793-1799 годах Моздокское викарство Астраханской епархии
В 1793 — 1799 годах действовало Моздокское викариатство Астраханской епархии под управлением епископа Гаийя (Такова).
Ему поручили исполнять все возложенные на Духовную Осетинскую комиссию обязанности и передали всем имеющиеся и строящиеся в Моздоке, Кизляре и самой Осетии храмы и монастыри.
В 1811 году учреждён Грузинский Экзархат РПЦ. Кроме того, ещё через четыре года начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе.
Она вела миссионерскую деятельность на территории Северной и Южной Осетии, а также на территории Абхазии и Дагестана.
В 1817 году её подчинили непосредственно экзарху Грузии.
В 1836 году во Владикавказе открылось училище для осетинских детей, которое готовило их для деятельности в качестве священников осетинских приходов, а также в качестве миссионеров или проповедников.
Давняя вера осетин
Предки современных осетин были язычниками, которые поклонялись духам-покровителям и делали им жертвоприношения. В то же время они признавали существование единого Бога. Духов древние осетины рассматривали как помощников, задобрив которых можно получить желаемое. Всевышний в их преставлении – это непостижимая для человеческого разума совершенная личность, которая является творцом всего на земле и на небе.
Древние осетины не оставили после себя культовых сооружений, идолов или религиозных книг. Их верования основывались на единении человека с природой. Священные праздники проводились не в храмах, а под открытым небом. Религиозных лидеров, которым все должны были подчиняться, у осетин не было. Вместо них назначались старейшины, передававшие свою мудрость и накопленные знания новым поколениям.
В период существования язычества осетины регулярно проводили религиозные торжества. Такие торжества проходили в виде общих пиршеств, в которых за одним столом собирались представители разных сословий. Вкушая национальные блюда, люди вели беседы о духах, могущественных святых, называемых осетинскими дзуарами, общении с ними, о сокровенных знаниях, полученных от древних предков.
Язычество и связанные с ним обряды по-прежнему существуют на территории современной Осетии. Сегодня язычниками считают себя около 28 % жителей этой страны, которые хранят и соблюдают основные традиции древней народной религии.
В ХIХ веке все осетинские приходы объединены
В 40-е годы 18 века на Кавказе обострилась военная ситуация и поэтому потребовалось поднять работу Духовной миссии в Осетии на высокий уровень.
Именно поэтому 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Северной Осетии под управлением старшего благочинного, он также стал миссионером. Кроме того, в 1860 году учредили Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Знак Общества восстановления православного христианства на Кавказе IV степени. Общество ставило своей целью борьбу с сектантством и язычеством на Кавказе
Архимандритом назначен Иосиф и первоначально его местопребыванием стало селение Алагаир, а в 1861 — 1869 году Владикавказ.
Архимандрит активно занимался просвещением, проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, начал работу над русско-осетинским словарем. Благодаря его стараниям в 1863 году образованна Владикавказская осетинская женская школа.
Архимандрит Иосиф активно проповедовал на осетинском языке.
3 апреля 1875 года император Александра II издал указ об учреждении Владикавказского викарства. Его юрисдикция распространялась на церкви и причт г. Владикавказа и Алагирского завода.
Владикавказским епископом стал архимандрит Иосиф (Чепиговский). В первые годы существования во Владикавказский викариат входило 20 приходов (к 1881 — 24 прихода), в Осетии действовало более 30 православных школ.
Военно-Осетинская дорога. Алагир. Серебро-свинцовый завод. 1866 год. Владикавказское викарство, учреждённое в 1785 году распространяло свою юрисдикцию на Алагирский завод
В 1885 году Владикавказское викарство преобразовали во Владикавказскую епархию. Произошло это в результате реорганизации Кавказской и Екатериндарской епархии.
Центром её назначили Ставрополь. При этом из состава епархии изъяли Терскую область, включив её состав новообразованной Владикавказской епархии.
Преосвященного Иосифа (Чепиговского), прозвали «апостолом Осетии»
Владикавказская и Моздокская епархия существовала в 1885 — 1922 годах. 10 сентября 1894 года её вывели из подчинения экзарха Грузии.
Необходимо помнить о том, что первоначально в территорию епархии включали Терскую область. Позже к ней присоединили Дагестанскую область и осетинское село Новогеоргиевское Кубанской области.
Владикавказ. Собор Михаила Архангела. С 1863 по 1893 год входил в состав Владикавказской кафедры
В начале ХХ в. территория епархии включала в себя современные Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и район Кавказских Минеральных Вод.
Кафедральный город — Владикавказ. Кафедральные соборы — владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1894).
В 1910-1914 гг. в составе Владикавказской епархии существовало Пятигорское викариатство.
Преосвященного Иосифа (Чепиговского) прозвали «апостолом Осетии».
Православная Осетия особенно помнит деятельность Преосвященного Иосифа (Чепиговского) за его духовные подвиги. При этом он трудился в сложных условиях, ведь горные осетинские приходы были малочисленны и бедны.
Кроме того, особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в начале 90-х гг. ХIХ в. около 300 тыс. чел.), было меньше, чем число мусульман (около 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, станице Червленной, Ессентуках).
Епископ Иосиф переводил Священное писание и церковные тексты на осетинский язык. Много способствовал развитию образования на осетинском.
Его стараниями начиная с 1881 года во Владикавказе издавались книги на осетинском языке. Среди них можно назвать: «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой» и т.д.
136 храмов
насчитывалось в епархии к 1889 году
К 1889 году епископ Иосиф по собственному прошению уволен на покой. На тот момент в епархии насчитывалось 136 храмов. Православные осетины до сих пор добрым словом вспоминают «осетинского апостола».
Специфика верований осетин
Осетины, мусульмане или христиане, те кто исповедуют традиционную религию или другие течения, все они остаются одним сплоченным народом, толерантным к другим культурам и при этом приверженным своим древним ценностям.
Бог один для всех — так думали древние, так учат старейшины. И до сегодняшнего дня осетинский народ очень терпим к самым разным религиям.
Культура осетинского народа складывалась веками. Ее уникальные особенности во многом определены религиозными мотивами.
Первобытная религия сформировала у этноса уважение к женщине, почитание старшего поколения, внимательное отношение к природе, гостеприимство и т. п.
Эти принципы были подкреплены и исламом, который также влиял на формирование управленческих принципов, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
Влияние христианства внесло свои коррективы в быт народности обрядами и корректировкой календаря праздников.
Различные религии, приходившие на землю иронов, оставляли свой вклад в развитие искусства.
Тяжело разграничить влияние отдельных религий на конкретные аспекты культуры осетин. Однако можно уверенно сказать, что культура и религия этого народа идут рука об руку и дополняют друг друга.
С 1900 по 1913 год Владикавказская и Моздокская епархия активно развивалась
В 1894 году Владикавказская и Моздокская епархия выделилась из Грузинского экзархата. Произошло это благодаря деятельности переведённого из Алтайской духовной миссии епископа Владимира (Синьковского).
В результате границы епархии расширились, при ней начала работать духовная консистория. В 1895 году Владикавказскую епархию разделили на 13 благочиннических округов.
Архиепископ Владимир. 5-ый епископ Владикавказский и Моздокский. Благодаря его миссионерской деятельности Владикавказская и Моздокская епархия выделилась из Грузинского экзархата
Его стараниями Ардонское осетинское духовное училище преобразовано Александровскую духовною семинарию.
При этом епископ также в 1895 году учредил при семинарии отделение епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Северной Осетии.
1 января 1895 года вышел в свет первый номер «Епархиальных ведомостей». Также в епархии распространялись книги и брошюры религиозно-нравственного содержания.
В 1902 году в свет вышло Евангелие на осетинском языке.
В 1894 году стараниями епископа Владимира к Православной церкви присоединилось 2 000 казаков-беглопоповцев. И в последующие годы основным направление деятельности епархии стала миссионерская работа.
22 сентября 1910 года в помощь Владикавказскому архиерею учреждено Пятигорское викариатство. Его епископом стал Арсений (Смоленец).
22 декабря 1913 году на Владикавказскую кафедру назначен епископ Антонин (Грановский), впоследствии известный деятель обновленчества. В это время в епархии начался массовый переход православных в баптизм и иные секты.
Епископ Антонин (Грановский) 9-ый епископ Владикавказский и Моздокский. Видный деятель раскола и обновленчества. При нём в епархии начался массовый переход православных в баптизм и иные секты
Владикавказское духовенство признало Временное правительство и белых, но не признало красных
Во время революционных событий 1917 года владикавказское духовенство приняло Временное правительство. Советскую же власть оно не признало.
Когда Владикавказ в 1919 году взяла армия Деникина, представители епархии приветствовали её. Когда же в 1920 году на Северном Кавказе установилась и закрепилась Советская власть, епископ Макарий попал под ревтрибунал, еапархиальный совет распустили, началось изъятие церковных ценностей.
Епископ Макарий (Павлов). 10-й епископ Владикавказский и Моздокский. После того как Владикавказ заняли красные в 1922 году он уклонился в обновленчество и стал именоваться «Пятигорским»
В конце августа 1922 года епископ Макарий уклонился в обновленчество и поэтому стал называться «Пятигорским». Большая часть духовенства последовала за ним.
В 1943 году все православные приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии.
22 марта 2011
Владикавказская и Аланская епархия восстановлена
На территории Северной Осетии с середины XX века действовала Ставропольская и Бакинская епархия, с 1991 года Ставропольская и Владикавказская епархия.
Владикавказская и Аланская епархия восстановлена 22 марта 2011 года. В её состав включили приходы и монастыри в республиках: Северная Осетия ― Алания, Дагестан, Ингушетия, Чечня.
Кроме того, здесь также духовно окормляются православные из Южной Осетии.
Храмы[править]
Основные храмы Северной Осетии — Алании
Собор Вознесения Господня (Алагир)[править]
Одноглавая трёхпрестольная Вознесенская церковь из розового туфа, построена в византийском стиле по проекту архитектора Григория Гагарина в новообразованном поселении при Алагирском серебряно-цинковом заводе.
22 октября 1853 г. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен в присутствии начальника Владикавказского округа генерала-майора Вревского Высокопреосвященнейшим Исидором, архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, при многочисленном стечении верующих из окрестных сел и станиц.
Храм закрыт в 1927, в здании разместился краеведческий музей.
В 1989 году возвращен верующим, восстановление завершено к началу 2000-х.
Адрес
: 363240, Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир, ул. Алагирская, 62.
Телефон
: 8 (86731) 2-36-60.
Храм святого Георгия Победоносца (Ардон)[править]
В 1885 году решением схода казаков станицы Ардонской на месте старого деревянного храма было решено построить пятикупольный каменный храм.
13 мая 1901 года храм был освящен в честь святого Георгия Победоносца. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище.
В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились.
Адрес
: 363300, Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон, ул. Партизанская, 32.
Телефон
: 8 (86732) 3-20-31.
Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба)[править]
Храм в честь Святой Троицы в селении Горная Саниба был построен в XII веке.
В период татаро-монгольского нашествия он был разрушен, а восстановлен лишь в конце XVIII века.
После 1917 года древняя святыня снова была разрушена и восстановлена несколько лет назад из руин трудами Маирбека Кусаева, выходца из этого селения.
12 июня 2006 в Свято-Троицком храме в селении Горная Саниба после долгого перерыва был отмечен первый престольный праздник.
К престольному празднику диакон Николай Лукьянов закончил роспись храма, был установлен изготовленный в Волгодонске иконостас, построена трапезная, и благоустроена храмовая территория.
На прилегающей к храму территории построено здание для приема паломников и установлен мемориальный комплекс воинам-победителям со скульптурой скорбящей горянки с буркой в руках Станислава Тавасиева.
Адрес:
Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, селение Саниба (Горная Саниба)
Северная Осетия в наше время ― это один из центров православия на Кавказе
Северная Осетия и непосредственно Владикавказская и Аланская епархия ― это один из признанных центров православия на Кавказе. В настоящее время в епархии работает около 50-ти часовен и храмов, три монастыря, духовно просветительский и детский реабилитационный центры.
Православная гимназия имени Аксо Колиева, расположенная на территории Георгиевского собора во Владикавказе. Это первая и единственная в епархии православная гимназия дающая учащимся возможность получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами
Кроме того, в епархии работает православная гимназия имени Аксо Колиева. Открыта она 16 ноября 2005 года.
Это первая и единственная православная гимназия в республике, которая предоставляет учащимся возможность получать образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
При ней работает ансамбль национального танца «Арв», хор «Благовест», проектно-исследовательское общество учащихся «Кладезь».
Места силы
За последние 20 лет в Северной Осетии появились две новые обители – Аланский Успенский мужской монастырь в селении Хидикус и Аланский Богоявленский женский монастырь в Алагире. Сюда насельники переехали из Беслана. На строительство новых приходов отшельников благословил старец из Рыльского монастыря. Его наставления оказались правильными. Обители стали духовными центрами христианства в Северной Осетии.
Для женского монастыря выделили заброшенный пансионат недалеко от одного из райцентров Северной Осетии – города Алагир. За 15 лет вместо гор мусора и разрушенных зданий появился храм, гостиница, монастырская мастерская, трапезная и реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах. Настоятельницей обители стала бывший телережиссер – матушка Нонна. Каждый год тысячи верующих принимают крещение в водах монастырского озера.
На праздник Крещения Господня собираются и в Успенском мужском монастыре. Обряд проводят в водах горной реки Фиагдон. Сотни паломников со всей страны ежегодно приезжают сюда за благословением со всей страны.
Сейчас в мужской обители 12 монахов. А начиналось возрождение христианства в этом ущелье с двух насельников. Место выбрано не случайно. В часовне недалеко от монастыря несколько веков хранилась одна из ценнейших христианских реликвий – Иверская икона Божией матери. Ее верующим подарила царица Грузии Тамара.
После богослужений паломники еще долго не расходятся. Гостей обители приглашают на трапезу. Угощают натуральными продуктами собственного производства и чаем из горных трав.
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) ― выдающийся православный миссионер
Руководит епархией архиепископ Владикавказской и Махачкалинской Леонид (Горбачёв). Родился он 26 октября 1968 года в Ставрополе. Окончил в 1985 году среднюю школу в городе Краснодар.
После этого работал лаборантом кафедры аэродинамики и динамики полётов в УЛО в/ч 26265. Параллельно с работой служил пономарём Георгиевского храма Краснодара.
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв). В настоящее время отец Леонид руководит епархией. Он известен как миссионер, награждён церковными и светскими наградами
После службы в армии в 1988 — 1989 годах стал чтецом-певецом Георгиевского храма Краснодара, а также иподиакон епископа Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Далее обучался в ленинградской духовной семинарии. В 1990 году его рукоположили в диаконы.
Архиепископ Леонид (Горбачёв) 11 апреля 2010 года стал архимандритом. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха.
С 1990 по 1997 году служил вначале штатным клириком кафедрального Екатерининского собора в Краснодаре, позже в качестве ключаря.
После этого отец Леонид стал сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями в Москве. В этом качестве участвовал во многих миссионерских поездках, в том числе и в «горячие точки» планеты.
Награждение епископа Леонида орденом Святого Апостола Марка наивысшей степени и памятной панагией. Он также награждён другими церковными и светскими наградами
11 апреля 2010 года возведён в сан архимандрита. 4 декабря 2017 года стал архиепископом. Был епископом Аргентинским и Южноамериканским, епископом Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря.
Епископом Владикавказским и Аланским стал 3 июня 2021 года, 28 июля 2021 года назначен настоятелем кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия города Владикавказ. Награжден светскими и церковными орденами.
Содержание
- 1 Собор Вознесения Господня (Алагир)
- 2 Храм святого Георгия Победоносца (Ардон)
- 3 Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Дигора)
- 4 Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба)
- 5 Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской (Беслан)
- 6 Свято-Успенский собор (Моздок)
- 7 Свято-Никольский храм (Новоосетинская)
- 8 Храм Спаса Нерукотворного (Павлодольская)
- 9 Свято-Георгиевский кафедральный собор (Владикавказ)
- 10 Храм пророка Илии (Владикавказ)
- 11 Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ)
- 12 Свято-Покровский храм (Владикавказ)
- 13 Храм святой равноапостольной Нины (Владикавказ)
Новости Владикавказской и Аланской епархии можно узнать на епархиальном сайте
Владикавказская и Аланская епархия живёт активной жизнь. Новости о ней можно узнать, посетив официальный сайт епархии.
Официальный сайт Владикавказкой и Аланской епархии
Здесь представлена информация, как об истории епархии, так и об её современной жизни.
Например, из последних новостей можно упомянуть поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископу Леониду с юбилеем интронизации.
Кроме того, в новостном разделе также можно узнать о ходе проведения строительных и реставрационных работ в епархии.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение